Ребенок и смерть близкого. смерть папы, мамы.

Подросток и смерть родителей — Психолог

Подросток переживает смерть родителей не так, как взрослый человек, и это часто сбивает с толку и приводит к неправильным выводам.

Смерть родителей — большое испытание в любом возрасте, так как мать и отец — это люди, которые были с нами с момента рождения, и человеку ещё никогда не приходилось остаться без них до этого момента.

Но подростковый и ранний молодой возраст имеют свои особенности, которые затрудняет переживание смерти близких людей, особенно таких важных, как родители.

В этом возрасте обычно плотное учебное расписание: нужно готовиться к экзаменам, поступлению в институт, выбирать специальность. После смерти родителя у подростка бывает максимум несколько дней на переживание горя, а потом ему нужно возвращаться в свой обычный график учёбы.

На переживание смерти матери или отца уходит самое меньшее полтора года. В этот период изменения настроения, стремление к одиночеству, слезы и болезненные воспоминания нормальны.  Подавление чувств из-за того, что на них нет времени или из-за того, что окружающие ждут, что подросток уже должен «справиться» со случившемся, загоняет горе глубоко внутрь, где оно болит долгие годы.

Никто из сверстников подростка, как правило, ещё не пережил подобное, поэтому он не встречает понимания и адекватно выраженного сочувствия. Сверстники могут либо сторониться его, потому что не знают, как себя вести, и чувствуют себя неловко, либо неудачно утешают, что вызывает ощущение непонятности и заставляет подростка прятать свои чувства, вызванные смертью родителей.

Учителя часто предпочитают вести себя так, как будто ничего не случилось, так как этот способ поведения кажется им самым лучшим для ребёнка. Однако чаще всего взрослые защищают так себя от неловкости, а для подростка любая возможность поговорить о случившемся может быть очень ценной, особенно, если взрослый будет его слушать, а не просто давать ненужные советы.

После смерти одного из родителей второй родитель сильно переживает, и все сочувствие оказывается направленным на него.

От подростка ждут, что он поможет горюющему родителю с младшими детьми или просто будет вести себя тихо, чтобы не усугублять его состояние. Чувства самого подростка при этом мало кого занимают.

Хорошо, если его не отсылают из дома к бабушке или родственникам, где он и вовсе будет оторван от остальных близких, переживающих горе.

Подростки очень сильно переживают смерть родителей. Исследования говорят о том, что многие взрослые люди, переживание смерть родителей в подростковом возрасте, не могут полностью оправиться от неё даже через 10 или 20 лет.

Подростки переживают горе не так, как взрослые. Они могут стать более закрытыми и часами сидеть в своей комнате, играя на компьютере или слушая музыку. Они могут начать вести себя агрессивно и вызывающе, у них могут появиться проблемы с поведением или учебой в школе.

Многие взрослые с облегчением воспринимают отсутствие слёз и явных проявлений горя у подростка, они считают это показателем того, что подросток хорошо справляется с ситуацией или просто ещё не понимает её значения.

На самом деле отсутствие явных переживаний говорит о том, что подросток остаётся с ними наедине, без поддержки и помощи, что он бережет второго родителя, боясь потерять и его тоже. Нормально пережить такое большое горе без помощи взрослых подросток пока не может.

Агрессивное же поведение или проблемы в школе часто расцениваются взрослыми как отсутствие переживаний и черствость, тогда как они являются отреагированием эмоций, в частности, злости на умершего родителя за то, что он оставил и причинил боль. Такая злость,  хоть и кажется неприемлемой по отношению к человеку, который не хотел умирать, является совершенно нормальной при переживании смерти близкого человека.

Если вы хотите помочь подростку пережить смерть родителей, предоставьте ему возможность говорить о ней. Заговаривайте об этом сами, если видите, что подросток не выказывает недовольства этими разговорами.

Девочек можно прямо спрашивать об их чувствах и говорить им о своих или о закономерностях и стадиях переживания горя.

С мальчиками стоит проводить вместе больше времени, заниматься вдвоём чем-то интересным для них: именно общие занятия способствуют сближению и откровенности у мальчиков.

Помощь психолога для подростков

Использованная литература: Rebecca Abrams «When parents die: Learning to live with loss of a parent».

Источник: http://grigorieva-elena.ru/podrostok-i-smert-roditelej/

Ребенок и смерть близких

Автор — 

– Смерть близкого человека – потрясение, которое может вынести не каждый взрослый, а ведь ребенок – существо с неокрепшей психикой и воспринимает он всё по-другому. Поэтому перед родителями детей, потерпевших утрату, встает множество вопросов. И конечно, первый из них – нужно ли сообщать ребенку о смерти близкого и как правильно это сделать?

– Действительно, сообщение ребенку трагической вести – непростая задача, она требует от взрослого душевной мягкости, терпения и мужества. Желательно, чтобы это взял на себя близкий ребенку человек.

 Ни в коем случае не стоит скрывать случившееся, так как тем самым создается почва для страхов и недоверия к взрослым – ведь ребенок, как правило, все равно ощущает утрату или даже догадывается о смерти близкого.

Говоря о смерти, необходимо выражаться прямо, употребляя слово «умер». Фразы типа «Дедушка навсегда заснул» могут быть неверно истолкованы и стать источником невротических страхов.

Если известие о смерти родственника предстоит принять дошкольнику, можно воспользоваться сравнением с прошлым опытом потерь (например, со смертью кошки), чтобы ребенок более-менее уяснил себе смысл случившегося.

При этом, правда, возможна более интенсивная эмоциональная реакция, поэтому нужно позволить ребенку выразить свои чувства во всей их полноте. Очень важно также установить тактильный контакт с ребенком (посадить его к себе на колени, обнять, приласкать).

– Похороны всегда связаны с различными хлопотами, и взрослым часто становится не до ребенка. Целесообразно ли участие маленького члена семьи в траурных мероприятиях?

– Исключенный из общего процесса, ребенок будет чувствовать себя покинутым, оставленным наедине со своими чувствами, что только усилит страдание от потери. Поэтому необходимо сделать все, чтобы он чувствовал себя любимым, находился в контакте с близкими ему людьми.

Если позволяет возраст и ребенок не отказывается, полезно подключить его к общим делам, связанным с похоронами, поручив ему то, что он в состоянии выполнить. В то же время нельзя перегружать ребенка делами и требовать от него взрослого поведения.

Напротив, несмотря на собственные переживания и массу хлопот, взрослым нужно постараться найти в себе силы заботиться о ребенке как обычно: кормить его, укладывать спать и даже, возможно, немного поиграть, потому что так он будет чувствовать, что жизнь продолжается.

Для ребенка это крайне важно.

– Еще одно распространенное родительское сомнение – стоит ли брать детей с собой на похороны? Может быть, лучше оградить ребенка от негативных эмоций и попросить кого-то из родственников или знакомых присмотреть за ним?

 Участие в похоронах помогает ребенку признать реальность утраты, осознать, что умерший не вернется. Участвуя в семейном трауре, дети, познают то новое и неведомое, с чем они сталкиваются в лице смерти близкого.

Дети нередко усваивают основные понятия, касающиеся смерти, именно во время похорон и затем используют это знание, исследуя вопрос о собственной смерти. Кроме того, без прощания отношения ребенка с умершим могут остаться незавершенными, что нередко приводит к возникновению различных страхов.

Так, одна девочка после смерти ее маленького братика боялась находиться дома одна, везде включала свет. В разговоре выяснилось, что ее не взяли на похороны мальчика, и теперь она боится наткнуться в квартире на его труп.

После того как мама рассказала дочке, что ее брата похоронили, и о том, как это происходило, девочка успокоилась и страхи исчезли.

В то же время «последние проводы» будут выполнять свою позитивную функцию только в том случае, если ребенок внутренне готов к такой церемонии. Поэтому прежде всего стоит убедиться в том, что ребенок действительно согласен участвовать в погребении.

 Если он не хочет идти на похороны, то ни в коем случае нельзя его заставлять или вызывать по этому поводу чувство вины. Лучше дать ребенку возможность рассказать о своих чувствах и прояснить возможные неправильные представления и страхи.

– Как морально подготовить ребенка к участию в траурной церемонии?

 Следует прямо объяснить, что там будет происходить, включая процедуру погребения. Ребенок должен заранее знать, что на похоронах люди могут плакать и даже кричать, и это нормально.

Во-первых, эти объяснения помогут подготовить ребенка, уберечь его от возможных психотравмирующих неожиданностей, во-вторых, может снизиться тревога, связанная с похоронами, в-третьих, это еще один шаг на пути понимания смерти.

Отдельно замечу, что необходимо обращать внимание на то, что говорят ребенку другие взрослые, так как их слова могут не только помогать ему, но и приводить в замешательство.

Особенно это проявляется, если одна часть советов по поводу того, как ребенок должен чувствовать и вести себя, существенно отличается от другой.

Один взрослый может сказать: «Будь сильным и не плачь», а другой – «То, что мы плачем, означает, что мы любили твоего отца и будем очень скучать по нему».

Нужно осознавать эти конфликтующие сообщения, чтобы вовремя помочь ребенку понять, почему взрослые чувствуют и ведут себя по-разному, и содействовать разрешению возникшего противоречия в конструктивную сторону, предоставляя ребенку право вести себя естественно, согласно собственным чувствам и желаниям.

Читайте также:  Траурна одяг на похоронах. поминальна трапеза і стіл. горілка на поминках - чи прийнято?

– С какого возраста детям уже можно присутствовать на похоронах?

– Обычно каких-либо строгих возрастных ограничений не ставят. Считается, что уже с двух с половиной лет дети способны понять идею прощания. При этом можно предложить ребенку попрощаться с умершим каким-нибудь особенным способом – например, положить в гроб памятный подарок: рисунок, письмо или цветок.

Полезно также найти взрослого человека, который мог бы находиться с маленькими детьми во время похорон. Они могут потерять интерес к происходящему через короткое время или устать, и тогда кому-то нужно будет вместе с ними покинуть церемонию. Имеет смысл и самим детям сказать, что они не обязаны оставаться на похоронах, если они этого не хотят.

Они могут всегда выйти со взрослым на улицу и прогуляться или поиграть.

Отмечу также, что после церемонии дети могут в игре воспроизводить ритуал похорон и/или притворяться больными или умирающими. Это проигрывание болезни и похорон является вполне нормальным и является инструментом осознания нового опыта.

– Умерший близкий человек навсегда уходит из жизни ребенка, но это не значит, что он должен уйти из его памяти. Как говорить с ребенком об ушедшем, чтобы воспоминания не причиняли боль?

– Вы правы, если взрослые избегают говорить с ребенком об умершем, то детское горе может быть не вполне прожитым. Будучи значимым при жизни, покойный должен занять определенное место в душе ребенка, не отвлекая его, однако, от реальности. Взрослым не следует оставлять без внимания адресованные им вопросы и высказывания об умершем.

Желательно время от времени вслух вспоминать о о том, что ему нравилось («Это было его любимое блюдо»), об интересных моментах его жизни (особенно из детства), продолжать взаимно делиться чувствами. Посещая кладбище, ребенка стоит пригласить с собой, но не настаивать, если он отказывается.

Можно привлечь его к оформлению памятного фотоальбома, а в годовщину смерти в той или иной форме нужно вместе почтить память умершего.

– К рассмотренным вопросам, которые обычно сами собой встают перед родителями в ситуации утраты, часто добавляется масса вопросов со стороны ребенка. Многие родители просто не знают, как на них отвечать.

– Действительно, дети задают вопросы в очень прямых формулировках.

Они могут говорить не столько о чувствах, сколько о более конкретных обстоятельствах: на что похож гроб изнутри, страшно ли лежать в земле, холодно/темно ли там внизу, что умерший будет там есть и т.д.

Важно быть готовым к этим вопросам. Нужно объяснить ребенку, что тело умершего человека больше не работает. Он больше не может дышать, ходить, разговаривать или есть.

Если вопросы заставляют родителей испытывать дискомфорт, ребенок заметит это и перестанет спрашивать. Поэтому родитель может взять на себя лидерство и объяснить, что, хотя он не может всего знать о смерти, он попытаетс ответить на вопросы ребенка, насколько сможет.

– Не могли бы Вы привести примеры конкретных вопросов со стороны ребенка и возможные варианты ответов на них?

– Начнем с того, что дети часто спрашивают, похожа ли смерть на сон. Ответить можно так: «Смерть отличается от сна. Когда ты ложишься спать, твое тело продолжает работать.

Ты по-прежнему дышишь, твое сердце бьется, и ты видишь сны. Когда человек умирает, его тело больше не работает».

Нужно всегда помнить, что у детей, которым говорят, что смерть подобна сну, могут развиваться страхи, связанные с засыпанием.

Самый естественный вопрос, который может задать ребенок, – «почему близкий умер?». Если смерть наступила от болезни, объясните, что тело человека больше не могло бороться с болезнью, оно перестало работать.

Убедитесь, что ваши дети понимают, что, если они заболевают гриппом или простудой или если папа или мама заболевают, их организм может победить болезнь и выздороветь. Объясните, что большинство людей выздоравливает.

Если же смерть наступила от несчастного случая, объясните, что тело человека было повреждено настолько сильно, что перестало работать, но большинство людей, получивших телесные повреждения, могут поправиться и жить долгое-долгое время.

Смерть близкого вызывает у ребенка ощущение собственной беззащитности, и он может спросить: «Ты когда-нибудь умрешь? А я умру?» Дети ищут успокоения, подбадривания, но далеко не все удовлетворятся уклончивыми ответами.

Поэтому лучше ответить честно: «Да, когда-нибудь в будущем это произойдет», а уже потом успокоить, что обычно люди живут долго. Если ребенок испугается и заплачет, ни в коем случае нельзя отказываться от своих слов и оборачивать их в шутку.

Лучше сесть рядом с ребенком, обнять, побыть с ним и затем помочь вернуться мыслями к жизни, которая продолжается.

Также возможна ситуация, когда у ребенка был конфликт с человеком, который умер. Может быть, ребенок хотел, чтобы этого человека не было рядом, чтобы получить больше внимания от других членов семьи.

Может быть, ребенок даже сказал ему: «Я хочу, чтобы ты умер». Закономерно, что ребенок будет чувствовать свою вину и спрашивать, не виноват ли он в случившемся.

Успокойте детей и уверьте, что слова и желания не вызывают смерть.

Еще один вопрос, который часто ставит взрослых в тупик – «Он вернется?». Дело в том, что понятия «вечность», «навсегда» очень сложны в плане понимания для маленьких детей. Они видят, что персонажи сказок и мультфильмов умирают и затем восстают снова. Маленькие дети могут нуждаться в том, чтобы им говорили несколько раз, что человек не вернется.

– Что следует отвечать, если ребенок спрашивает, почему Бог позволил этому случиться?

– Отвечайте на вопросы, касающиеся Бога и религии, в соответствии с вашими собственными убеждениями. Правильно будет проконсультироваться у священников. Вообще религиозным людям рекомендуют делиться с детьми своими убеждениями, так как это помогает им обрести ответы на волнующие вопросы, связанные со смертью близкого.

Причем найденные в словах родителей ответы могут оказаться важными для ребенка и в настоящем (в ситуации утраты), и в будущем. Однако лучше избегать высказываний, что Бог «забрал» умершего, чтобы он был с ним, или что «только хорошие люди умирают молодыми». Некоторые дети могут испугаться, что Бог их тоже заберет к себе.

Они также могут стараться быть «плохими», потому что не хотят умереть.

В целом хочу сказать, что бояться родителям нечего. Нормально не знать ответов на все вопросы. Дети вполне могут принять, что взрослые тоже могут иметь трудности с пониманием некоторых вещей.

– А как Вы посоветуете вести себя взрослым, если умерший – тоже ребенок (например, брат или сестра, друг, одноклассник)?

– Взаимоотношения с детьми в период после смерти члена семьи, особенно если умерший – ребенок (то есть брат или сестра), имеют свои подводные камни. К примеру, все мы склонны в какой-то степени идеализировать умершего. Разделяя свое горе с детьми, родители могут сравнивать их с умершим, что вызывает у ребенка чувства собственной никчемности и вины.

Другая крайность – излишняя опека над оставшимся ребенком со стороны родителей. Понятно, что потеря вызывает сильное беспокойстов о других детях, но стремление детей к самостоятельности не должно подавляться. Со стороны всех взрослых требуются прежде всего внимание, терпение и забота, однако не каждая форма выражения сочувствия полезна для ребенка.

Иной раз со стороны взрослых можно услышать сердобольные высказывания вроде: «Бедненький, один ты теперь остался». Услышав такие слова, ребенок может почувствовать себя еще более одиноким и несчастным. Забота не должна быть гипертрофированной или навязчивой, самое главное – чтобы она отвечала действительным потребностям ребенка.

 

Особенная роль по отношению к горюющим детям выпадает на долю учителей. Если ученик выражает желание побыть некоторое время после утраты дома и не посещать занятия, это ему может быть позволено. По возвращении ребенка в школу учителям предстоит создать для него щадящие условия.

В частности, они должны следить за тем, чтобы ребенка не дразнили и не задирали. Учитель должен сказать ему, что он знает о его горе, чтобы ребенок не чувствовал равнодушия. В школе должно быть подходящее место, куда ребенок мог бы при  необходимости прийти, если ему хочется побыть одному или поплакать.

Иногда кто-нибудь из старших детей. возможно, кто-то имеющий аналогичный опыт, может быть назначен «опекуном» такого ребенка; чтобы при необходимости поддержать его.

Учителям надлежит отнестись с пониманием и терпением к нежелательным изменениям в поведении ученика: невнимательности, замкнутости, раздражительности. Имеет смысл временно ослабить требования к успеваемости.

Даже учитывая то, что в наших школах учителю бывает сложно позволить себе роскошь индивидуальной беседы с учащимся, в случае потери все же крайне желательно, чтобы он изыскал для этого время, предоставив ребенку возможность поделиться своим горем (при условии, что ребенок идет на контакт). 

Хорошо, если учителю удастся также побудить друзей ученика помочь ему, поговорить с ним об умершем. Дети вполне могут быть способны к этому, иной раз даже больше, чем их наставники.

Смерть друга, одноклассника – событие чрезвычайное, потому что умирает не старый и даже не взрослый человек, а сверстник. Поэтому велика вероятность возникновения страхов за свою собственную жизнь.

В такой ситуации учителя и школьные психологи, безусловно, не должны оставаться безучастными.

Случившееся событие очень желательно сделать предметом обсуждения класса, чтобы ребята могли высказать свои мысли, выразить чувства по поводу произошедшего.

– Есть ли какие-то обобщенные рекомендации по поводу того, как взрослым вести себя с ребенком, перенесшим утрату?

Читайте также:  Лекарство от вины. вина - как избавиться?

– Считается общепризнанным, что родителям и другим родственникам желательно говорить с детьми о постигшем семью горе, позволять им видеть свою печаль, делиться с ними чувствами. Если они скрывают свои переживания, ребенок может подумать, что горе неприемлемо.

В то же время надо учитывать, что дети не в состоянии вынести весь груз боли, испытываемой взрослыми, поэтому нужно стараться сбалансировать, насколько возможно, разделение печальных чувств и совместные более приятные дела. Ребенку требуется не только знать о переживаниях близких, но и ощущать на себе положительные эмоции с их стороны.

Необходимо, чтобы они продолжали выражать свою любовь к нему – для детей так важно в период траура чувствовать себя значимыми и любимыми.

Особенно важно быть вместе с ребенком, поддерживать эмоциональный и физический контакт с ним, внимательно относиться к его состоянию и желаниям, честно отвечать на вопросы, проявлять терпение к негативным сторонам поведения, быть открытым чувствам ребенка и делиться с ним своими в приемлемой форме, соблюдая меру (чтобы не спровоцировать страх или отчаяние). Всё это не только поможет ребенку пережить горе, но и способствует достижению определенных позитивных результатов, а именно снижению психоэмоционального напряжения, углублению взаимоотношений с близкими, принятию реальности смерти, расширению мировоззрения. Участвуя в траурных мероприятиях, ребенок приобретает важный жизненный опыт, усваивает модели поведения в случае смерти близкого человека. Взрослые должны сделать всё возможное, чтобы ребенок продолжал вести  полноценную жизнь, несмотря на испытание скорбью.

Источник: https://baby-secret-net.livejournal.com/167933.html

Ребенок и смерть близких

     Митрополит Антоний Сурожский о том, как говорить с ребенком о смерти

Встречу с собственной смертью мы переживаем очень различно, в зависимости от возраста и обстоятельств. Подумайте о детях, которые слышат слово “смерть”. Одни из них имеют, может быть, смутное представление о ней; другие потеряли, возможно, одного или обоих родителей и горевали от сиротства.

Они ощутили потерю, но не самую смерть, большинство детей, во всяком случае мальчиков, в какой-то период жизни играют в войну. “Я тебя застрелил. Ты убит. Падай!” И ребенок падает, и знает в своих чувствах, хотя и изнутри защищенности игры, что он мертв; для него это означает, что он не имеет права участвовать в игре, бегать, не вправе шевельнуться.

Он так и должен лежать.

Вокруг него продолжается жизнь, а он не принадлежит ей; пока в какой-то момент он больше не может выдержать и вскакивает с возгласом: “Мне надоело быть мертвым, теперь твоя очередь!” Это очень важный опыт, потому что через него ребенок обнаруживает, что может оказаться вне жизни; а вместе с тем это происходит в игре, он защищен игровой ситуацией.

В любой момент переживанию смерти может быть положен конец по взаимной договоренности, но чему-то он научился.

Я помню, много лет тому назад в одном из наших детских лагерей был чрезвычайно впечатлительный мальчик, который воспринимал эту ситуацию настолько остро, что не мог вынести ее напряжения; и я провел с ним целую игру, жил, прятался, вступал в бой, был убит вместе с ним, чтобы он смог войти в этот опыт, который для него был не игрой, был слишком реален.

Это один пример.

      Ребенок может познакомиться со смертью уродливым образом, и это искалечит его, – или напротив, здраво, спокойно, как покажет следующий пример (он взят из жизни, это не притча). Глубоко любимая бабушка умерла после долгой и тяжелой болезни. Меня позвали, и когда я приехал, то обнаружил, что детей увели.

На мой вопрос родители ответили: “Мы же не могли допустить, чтобы дети остались в одном доме с покойницей”. – “Но почему?” – “Они знают, что такое смерть”. – “И что же они знают о смерти?” – спросил я. – “На днях они нашли в саду крольчонка, которого задрали кошки, так что они видели, что такое смерть”.

Я сказал, что если у детей сложилась такая картина смерти, они обречены через всю жизкь пронести чувство ужаса.

При всяком упоминании о смерти, на каждых похоронах, у любого гроба – в этом деревянном ящике для них будет скрыт невыразимый ужас… После долгого спора, после того, как родители сказали мне, что дети неизбежно получат психическое расстройство, если им позволить увидеть бабушку, и что это будет на моей ответственности, я привел детей. Первый их вопрос был: “Так что же случилось с бабушкой?” Я сказал им: “Вы много раз слышали, как ей хотелось уйти в Царство Божие к дедушке, куда он ушел прежде нее. Вот это и произошло”. – “Так она счастлива?” – спросил один из детей. Я сказал: “Да”. И потом мы вошли в комнату, где лежала бабушка. Стояла изумительная тишина. Пожилая женщина, лицо которой много лет было искажено страданием, лежала в совершенном покое и мире. Один из детей сказал: “Так вот что такое смерть!” И другой прибавил: “Как прекрасно!” Вот два выражения того же опыта. Дадим ли мы детям воспринимать смерть в образе крольчонка, разодранного кошками в саду, или покажем им покой и красоту смерти?

      В Православной Церкви покойника привозят в храм заранее; мы молимся у открытого гроба [ 1 ], рядом с ним стоят и взрослые и дети. Смерть вовсе не следует скрывать; она проста, она – часть жизни. Дети могут посмотреть в лицо умершего и увидеть покой. На прощание мы целуем умершего.

И надо не забыть предупредить ребенка, что лоб человека, который обычно был теплый, теперь, когда он его поцелует, окажется холодным; тут можно сказать: “Это печать смерти”. Жизни сопутствует тепло; смерть холодна.

И тогда ребенок не пугается, потому что у него есть опыт тепла и холода; и то и другое имеет свою природу и свое значение.

Из книги “Жизнь. Болезнь. Смерть”.

Источник: https://www.pravmir.ru/rebenok-i-smert-blizkix/

Дети и смерть — Психологос

​​​​​​​​​​​​​​Очень просто и изящно о смерти своему умственно отсталому сыну говорила мама Форреста Гампа. Хотя во время этого разговора Форрест уже был взрослым человеком, в рамках данного рассмотрения вопроса это не имеет значения.

— Что с тобой, мама?
— Я умираю, Форрест. Иди, посиди со мной.

— Почему ты умираешь, мама?
— Просто пришло моё время. Пришло моё время. Ты только не бойся, дорогой. Смерть — всего лишь часть жизни. Она написана на роду каждому из нас. Я не знала, но мне на роду было написано стать твоей мамой. Я старалась быть хорошей матерью.
— У тебя это получилось.
— Что ж.

Я всегда верила, что человек сам строит свою судьбу. Ты должен с умом распорядиться тем, что дал тебе Бог.
— Какая у меня судьба, мама?
— Это ты должен понять сам. Жизнь, как коробка шоколадных конфет, никогда не знаешь, какая начинка тебе попадётся. — Мама умела всё объяснить так, что мне становилось понятно.

— Я буду скучать по тебе, Форрест.

У неё обнаружили рак и во вторник она умерла. Я купил ей шляпу с маленькими цветочками. Вот и всё, что я могу об этом рассказать.

Я восьмилетней Маше сообщил о смерти мамы тоже спокойно, кратко и просто:

— Маша, ты же знаешь, что твоя мама была больна?
— Да.
— К сожалению, она умерла, — сказал я, глядя ей в глаза. Маша заплакала. Я сел рядом с ней на диван и молча обнял за плечи. Некоторое время она плакала, я просто сидел рядом.

Потом, всхлипывая, Маша сказала, что она была готова к такому сообщению:
— Я так и знала! Это потому что она курила. Я же говорила ей не курить! – Девочка на протяжении нескольких недель или месяцев видела симптомы тяжёлой болезни у матери и некоторые из них назвала.

Затем Маша стала задавать уточняющие вопросы:
— А когда мама умерла? А откуда вы знаете, что она умерла? – Я дал ей полную информацию.

Маша очень умная, очень адаптивная девочка, поэтому дальше она, как и мама Форреста Гампа, завела речь о жизни, о её дальнейшей жизни:
— Что теперь со мной будет? Меня удочерят родственники!
— Маша, тебе не стоит об этом беспокоиться, ты не останешься без заботы. Пока ты поживёшь у нас.

Ведь у нас нормальные условия жизни? Тебя кормят, одевают, заботятся о тебе, оказывают медицинскую помощь. Возможно, кто-то тебя удочерит, возможно, это будут твои родственники. В любом случае, ты не останешься одна без поддержки взрослых.
— А как я пойду в школу?
— В школу пойдёшь, как и раньше. Социальный педагог позаботится, чтобы тебя приняли в школу. – Поговорив ещё немного и вполне успокоившись, Маша сказала, что хочет вернуться в группу к другим ребятам.

Рекомендации, как просвещать детей о смерти

Беседуя с ребёнком, взрослый должен находиться в спокойном состоянии и иметь достаточно спокойное личное отношение к смерти, чтобы и ребёнку передалось это спокойствие. Если тема смерти вызывает у вас сильную тревогу, то стоит найти человека, который относится к этому вопросу взвешенно и попросить его говорить с ребёнком.

Ребёнок также должен быть в спокойном, ресурсном состоянии. Если он излишне возбуждён, расстроен, физически утомлён, болен, то стоит перенести беседу на другой день.

Читайте также:  Красная рубаха с васильками. рассказ о смерти сына

Необходимо создать условия для комфортного общения: тишина, отсутствие посторонних людей, достаточное время для беседы и у вас, и у ребёнка.

Нужно давать ребёнку простые, ёмкие, правдивые ответы на вопросы связанные со смертью. Джером Брунер: «любому ребёнку на любой стадии развития может быть интеллектуально честно преподан любой предмет».

При этом нужно соблюдать баланс в количестве предоставляемой информации: не нужно давать лишние сведения, но и нельзя оставить вопросы без ответов, если они возникли. Ребёнок всё равно найдёт информацию и сделает свои выводы. Вопрос лишь в том насколько адекватна будет эта информация и умозаключения.

Однажды Маша задала очередной «не детский» вопрос: «У мёртвых людей кишки вынимают в морге?» Когда они с мамой забирали в морге тело бабушки, она видела тела мёртвых людей. Очевидно, что это была лишняя информация не только для пятилетней девочки, но и для многих взрослых людей.

Матери следовало позаботиться о том, чтобы оградить ребёнка от возможности увидеть препарированные тела.

Не нужно ребёнку лгать. Когда Маша спросила «Что теперь со мной будет?» и выразила обнадёживающую идею «Меня удочерят родственники!», я не стал ни соглашаться, ни отрицать эту идею. В тот момент я не знал, куда она будет передана, поэтому не давал невыполнимых обещаний.

Разговор о смерти не должен быть длинным. В этой теме просто не о чем долго говорить, если только этот вопрос не обсуждают два философа.

Нужно соблюдать определённый баланс в оценке значимости смерти. С одной стороны, стоит избегать эстетизации, романтизации и приуменьшения значения смерти. С другой стороны, не стоит излишне драматизировать это явление, запугивать детей.

В отношении суицидентов это означает, что не нужно воспринимать и характеризовать их как жертв или создавать их какой-либо позитивный образ, чтобы избежать распространения суицидального поведения среди подростков.

В то же время следует избегать и негативной характеристики суицидентов, поскольку враждебное отношение провоцирует их на повторные попытки.

Нужно использовать техники активного слушания, следить за эмоциями ребёнка и отмечать их для установления и поддержания контакта.

Также необходимо следить за своими невербальными и вербальными реакциями: они должны быть умеренными, сдержанными. На слова и факты, сообщаемые ребёнком, следует реагировать ровно, безоценочно.

Стоит избегать таких сильно заряженных эмоциями слов как «горе», «грех», «ужас», «жуть», «ад», «труп» и др.

Исчерпав тему смерти нужно уделить основное внимание теме жизни. Речь может идти о жизни самого ребёнка, если обсуждалась смерть его близких, либо жизни его близких, если умирает он. В случае приближающейся смерти самого ребёнка акцент также может делаться на том, как ребёнок проживёт оставшиеся дни жизни, чем он будет заниматься.

Литература

Приходилось ли Вам говорить с детьми о смерти? Правильно ли с Вами в детстве говорили о смерти? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/deti-i-smert

Когда умирает один из родителей

Смерть родного человека – огромное горе для каждого, особенно когда умирает один из родителей. Потерю матери или отца сложно пережить взрослому, а тем более маленьким детям и подросткам. Ведь в таком возрасте редко задумываешься о смерти и окончании жизненного пути.

Вполне естественно, что у каждого подростка психологическая боль выражается по-разному:

  • одни впадают в депрессию;
  • другие становятся замкнутыми и молчаливыми;
  • третьи пытаются делать вид, что ничего не произошло, но втайне терзают себя;
  • четвертые находят какое-либо занятие, которое не всегда положительно влияет на взрослеющий организм.

Издавна люди пытаются найти объяснение такому явлению как «смерть». Именно поэтому философские и религиозные книги помогают человечеству принять потерю близкого человека и выдержать внутреннюю боль, которую сложно объяснить словами.

Практически каждый человек задается вопросом: «Необходимо ли подавлять свои чувства»?  Множество подростков не хотят делиться своими переживаниями, боятся быть непонятыми и обижаются на свое окружение в целом. Ведь боль утраты поглощает все детские мысли, которые не могут дать логического объяснения происходящим событиям.

Независимо от того, каким образом умер родитель (затяжная болезнь или трагическая ситуация), каждый ребенок до конца не может осознать, почему такое горе коснулось его семьи. Иногда дети обижаются на покинувшего наш мир отца (либо мать), чувствуют себя брошенными и обманутыми.

Рассказать о своей боли – лучшее решение

В данном случае, как ни тяжело это сделать, лучше всего выговориться близкому человеку. В кругу семьи поделиться своей болью, выплакать, выкричать, разделить беду с родными людьми. Таким образом происходит определенное понимание происходящего, моральное очищение и выброс эмоционального негатива.

Важно понимать, что когда человек рассказывает о своей боли, она обязательно притупляется. Естественно, что дети никогда не забывают своих родителей, а память о них всегда живет в сердцах и душах. Однако важно научиться жить дальше, сумев переступить через потерю, чтобы не пустить свою собственную жизнь под откос.

Вредные привычки увеличат душевные муки

Довольно часто после смерти одного из родителей подростки пытаются найти утешение в алкоголе или наркотиках. Употребление подобных веществ отключает мозг, способствует временному забытью.

Как ни банально это звучит, но подобные средства — не выход из ситуации: они лишь временно притупляют боль.

Агрессия также вполне естественна для молодых людей – это, своего рода, защитная реакция организма.

Увы, вредная привычка не сможет залечить душевную рану, поскольку каждому человеку рано или поздно приходится возвращаться в реальность. В подобном случае важно осознать, что умерший родитель никогда не одобрил бы подобного поведения. Ведь он хотел бы видеть своего ребенка счастливым и сильным, не смотря ни на какие душевные переживания.

Трансформация печали в искусство

Множество психологов рекомендуют вести дневник в то время, когда на душе особенно тяжело. Разговаривая со своим дневником, можно выплеснуть все чувства наружу, попытаться понять свои ощущения и переживания, осознать потерю, учиться жить дальше без родного человека.

Ведь каждый из нас понимает, что родители навсегда останутся в наших сердцах, а их слова и поступки будут согревать на протяжении всей жизни. Также можно трансформировать свои чувства в творчество: писать стихи, рисовать, петь и т.д.

Любимое занятие действительно помогает избавиться от негативных эмоций, а также развивает личность.

Необходимо обязательно попробовать отвлечь себя от грустных мыслей подобным образом, и душевное спокойствие непременно наступит на определенное время.

Активный отдых позволяет временно отвлечься

В период грусти и затяжной депрессии рекомендуется чаще отдыхать. Идеальный вариант для подростка – провести каникулы в том месте, где он давно хотел побывать, чтобы сменить обстановку, а также зарядиться позитивом. Необходимо проводить время на свежем воздухе, ведь наедине с природой каждый человек чувствует себя бодро и умиротворенно.

После «столкновения» со смертью родителя ребенку важно прислушиваться к своему здоровью и душевному состоянию. Требуется всеми силами бороться с агрессией, глубокой печалью, чтобы не допускать длительной депрессии и не впадать в отчаяние.

Тяжело осознать потерю родного человека, но лишь поняв произошедшее, можно принять настоящее и поверить в будущее. Не взирая на жгучую боль внутри, важно продолжать жить за себя и умершего папу (маму). Помните, что каждое ваше достижение непременно порадовало бы родителей, а значит, всегда существуют цели, к которым нужно стремиться.

Хобби для души

Лучшей отдушиной может быть интересное хобби, которое позволит переключиться и поможет бороться с плохими мыслями.

Именно поэтому подросткам, познавшим горечь потери близкого человека, необходимо в свободное время заниматься любимым занятием. Развитие творческого потенциала помогает преодолеть депрессию.

К тому же, постоянное пребывание в обществе единомышленников позволяет меньше грустить.

Помощь психолога

Однако далеко не каждый подросток может самостоятельно побороть свои страхи и грусть. Это вполне естественно, чем теплее и ближе были отношения с умершим родителем, тем тяжелее «отпустить» его. Соответственно, глубокая печаль перерастает в депрессию, а иногда проскакивают мысли о суициде. В этом случае необходимо обязательно обратиться за помощью к хорошему психологу.

Квалифицированный специалист поможет бороться с негативными мыслями, ответит на наболевшие вопросы, «разложит по полочкам» ваши мысли. Возможно, кому-то поможет уход в религию или просто разговор с представителем религиозного культа. Иногда религиозное видение смерти помогает примириться с утратой и поверить в вечную жизнь.

Главное понять, что жизнь продолжается, а родной отец (мать) даже после смерти навсегда останется в памяти. Любой человек – это частичка своих родителей, а значит, мы несем в себе продолжение рода, надежду на осуществление желаний. Необходимо каждый день проживать полноценно и верить, что родители всегда гордятся своими детьми, даже если они не могут быть рядом.

Осознать смерть даже взрослым людям достаточно тяжело, тем более подросткам. Поэтому рекомендуется поискать ответы в литературе, обратиться к философским, психологическим, религиозным книгам. Вполне возможно, что Вы не найдете определенного ответа на конкретный вопрос. Однако некоторые фразы заставят задуматься, а зачастую подскажут, как принять боль утраты и научиться с ней жить.

Вера и надежда должны царить в душе

Возможно, не каждый согласится с высказыванием, что время лечит, тем не менее, оно притупляет душевные терзания. Постепенно радость снова появляется в душе.

Главное, в периоды глубокой грусти помнить, что в Вашей жизни остался еще один родитель или близкие родственники, которым тоже тяжело. Помогите друг другу перенести тяжелые мгновения, вспоминайте прекрасные минуты, проведенные с умершим человеком, поблагодарите его мысленно за все. Верьте, что постепенно душевное облегчение наступит.

Источник: https://familyexpert.ru/podrostki/smert

Ссылка на основную публикацию