О димитриевской родительской субботе

Димитриевская родительская суббота

Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та – один из ос­нов­ных по­ми­наль­ных дней рус­ско­го Пра­во­слав­но­го ка­лен­да­ря.

Во­об­ще же каж­дая суб­бо­та – осо­бый день для хри­сти­ан.

К суб­бо­те, по биб­лей­ско­му по­вест­во­ва­нию, за­вер­ши­лось тво­ре­ние ми­ра, и она ста­ла «днем по­коя», – по­это­му мы на­зы­ва­ем этот – по­след­ний день неде­ли (под­чёр­ки­ваю – по­след­ний!) несколь­ко из­ме­нен­ным ев­рей­ским сло­вом шаб­бат).

Но в этот же день уснув­ший пло­тью Хри­стос за­вер­шил вос­со­зда­ние это­го «об­вет­шав­ше­го» – вет­хо­за­вет­но­го – ми­ра и, сой­дя во ад, воз­ве­стил на­ча­ло но­вой жиз­ни.

Помни­те тро­парь из Пас­халь­ных Ча­сов? «Во гро­бе плотски (пло­тью), во аде же с душею (ду­шой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с раз­бой­ни­ком, и на пре­сто­ле был еси, Христе, со Отцем и Ду­хом, вся ис­полняя неописан­ный».

По­это­му в каж­дую суб­бо­ту со­вер­ша­ет­ся по­ми­но­ве­ние усоп­ших, – не по­ки­нув­ших нас на­все­гда, но тер­пе­ли­во жду­щих по­след­не­го дня все­об­ще­го Вос­кре­се­ния. Сре­ди этих дней вы­де­ля­ют­ся осо­бые об­ще­цер­ков­ные еже­год­ные – «ро­ди­тель­ские суб­бо­ты», на­зван­ные так по­то­му, что каж­дый хри­сти­а­нин мо­лит­ся преж­де все­го за сво­их ро­ди­те­лей.

Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та по­лу­чи­ла своё на­зва­ние от име­ни свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия, ко­мен­дан­та гре­че­ско­го го­ро­да Со­лу­ни (или Фес­са­ло­ник), каз­нён­но­го за ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ства в 306 го­ду (его па­мять 26 ок­тяб­ря / 8 но­яб­ря).

Он был че­ло­ве­ком во­ен­ным – и по­то­му счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем во­и­нов, а на ико­нах изо­бра­жа­ет­ся в до­спе­хах и с ко­пьем.

Уста­но­вил же этот день, со­глас­но пре­да­нию, дру­гой Ди­мит­рий – наш слав­ный ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Дон­ской – по­сле зна­ме­ни­той Ку­ли­ков­ской бит­вы, слу­чив­шей­ся 8 сен­тяб­ря 1380 го­да, то есть в празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы[1] (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю).

«И оста­вал­ся ве­ли­кий князь за До­ном на том ме­сте во­семь дней, – от­ме­ча­ет ле­то­пи­сец, – до тех пор, по­ка не смог­ли от­де­лить хри­сти­ан от нече­сти­вых та­тар: ко­го смог­ли, схо­ро­ни­ли, а о про­чих зна­ет Бог, ведь со­вер­ши­лось это Бо­жьим су­дом.

И ве­лел ве­ли­кий князь свя­щен­ни­кам петь над­гроб­ные пес­но­пе­ния над уби­ты­ми, и вос­пе­ли свя­щен­ни­ки веч­ную па­мять всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, уби­тым та­та­ра­ми на по­ле Ку­ли­ко­вом, меж­ду До­ном и Ме­чей.

И сам ве­ли­кий князь со сво­им бра­том и остав­ши­ми­ся во­и­на­ми воз­гла­си­ли гром­ким го­ло­сом с пла­чем и сле­за­ми мно­ги­ми веч­ную па­мять» (Ска­за­ния и по­ве­сти о Ку­ли­ков­ской бит­ве. Л., 1982, с. 194).

С тех пор каж­дый год суб­бо­та, пред­ше­ству­ю­щая дню па­мя­ти Ди­мит­рия Со­лун­ско­го, по­свя­ща­ет­ся хри­сти­ан­ско­му по­ми­но­ве­нию усоп­ших, в первую оче­редь – по­ми­но­ве­нию во­и­нов, «на по­ле бра­ни за Оте­че­ство жизнь свою по­ло­жив­ших»[2][3].

Юрий Ру­бан
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

За­упо­кой­ное Апо­столь­ское чте­ние

1Фес.4:13-17. – За­ча­ло 270

[О вос­кре­се­нии мерт­вых]

Бра­тья, мы не хо­тим, чтобы вы не зна­ли об усоп­ших (или: об усы­па­ю­щих), чтобы вы не пе­ча­ли­лись, как и про­чие, не име­ю­щие на­деж­ды. Ведь ес­ли мы ве­рим, что Иисус умер и вос­крес, то та­ким же об­ра­зом и усоп­ших – через Иису­са – Бог при­ве­дёт [вме­сте] с Ним.

Это ведь мы го­во­рим вам сло­вом Гос­под­ним[*], что мы, жи­ву­щие, оста­ю­щи­е­ся до при­ше­ствия Гос­под­ня, от­нюдь не опе­ре­дим усоп­ших; по­то­му что Сам Гос­подь при при­зыв­ном кли­че (букв.

в при­ка­за­нии), при гла­се ар­хан­ге­ла и тру­бе Бо­жи­ей, сой­дет с неба, и сна­ча­ла вос­крес­нут мёрт­вые во Хри­сте; за­тем мы, оста­ю­щи­е­ся жи­вые, вме­сте с ни­ми бу­дем под­ня­ты (букв.

бу­дем схва­че­ны) в об­ла­ках на встре­чу Гос­по­да в воз­дух; и так все­гда с Гос­по­дом бу­дем.

За­упо­кой­ное Еван­гель­ское чте­ние

Ин.5:24-30. – За­ча­ло 16

[Об уча­сти усоп­ших]

[Ска­зал Гос­подь ко при­шед­шим к Нему иуде­ям]: «Аминь (ис­тин­но), аминь (ис­тин­но) го­во­рю вам: Слу­ша­ю­щий Моё сло­во и ве­ря­щий По­слав­ше­му Ме­ня име­ет жизнь веч­ную, и в суд не при­хо­дит, но он пе­ре­шел от смер­ти в жизнь.

Аминь (ис­тин­но), аминь (ис­тин­но) го­во­рю вам, что при­хо­дит час, и те­перь уже на­стал, ко­гда мёрт­вые бу­дут слы­шать го­лос Сы­на Бо­жия – и услы­шав­шие бу­дут жить. Ведь как Отец име­ет жизнь в Са­мом Се­бе, так дал Он и Сы­ну иметь жизнь в Са­мом Се­бе. И дал Ему власть тво­рить суд, по­то­му что Он – Сын Че­ло­ве­че­ский.

Не удив­ляй­тесь это­му, по­то­му что при­хо­дит час, в ко­то­рый все, на­хо­дя­щи­е­ся в гроб­ни­цах, бу­дут слы­шать Его го­лос, и вый­дут: де­лав­шие доб­рое – в вос­кре­се­ние жиз­ни, а де­лав­шие дур­ное – в вос­кре­се­ние су­да (греч. эн анаста­син крисеос[**]).

Я ни­че­го не мо­гу де­лать Сам от Се­бя: как слы­шу – так и сужу, и суд Мой спра­вед­лив; по­то­му что не ищу Мо­ей во­ли, но во­ли по­слав­ше­го Ме­ня [От­ца]».

При­ме­ча­ния

[1] Хо­чу на­пом­нить, что в XIV ве­ке 8-е сен­тяб­ря по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю со­от­вет­ство­ва­ло 16-му сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му (хо­тя сам этот ка­лен­дарь был вве­дён позд­нее). Это и есть ис­то­ри­че­ски без­услов­ная да­та Ку­ли­ков­ской бит­вы.

По­это­му по­пыт­ки от­ме­чать это со­бы­тие в на­сто­я­щее вре­мя 21 сен­тяб­ря, сов­ме­щая с празд­ни­ком Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, ос­но­ва­ны на эле­мен­тар­ной хро­но­ло­ги­че­ской без­гра­мот­но­сти.

(Рож­де­ство Бо­го­ро­ди­цы при­хо­дит­ся на 21 сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю толь­ко в XX—XXI сто­ле­ти­ях; в XXII ве­ке сме­стит­ся на 22 сен­тяб­ря и т. д.)

[2] Ра­ди ис­то­ри­че­ской спра­вед­ли­во­сти сле­ду­ет сде­лать уточ­не­ние. Эта суб­бо­та – наш на­цио­наль­ный по­ми­наль­ный день, ос­но­ван­ный на пре­да­нии. По­это­му Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты нет ни гре­че­ском, ни да­же в Рус­ском офи­ци­аль­ном Цер­ков­ном уста­ве (Ти­пи­коне).

Непо­сред­ствен­ное уча­стие в его уста­нов­ле­нии Ди­мит­рия Дон­ско­го то­же под­вер­га­ет­ся обос­но­ван­но­му со­мне­нию. Как пи­шет из­вест­ный ав­тор мно­го­крат­но пе­ре­из­да­вав­ше­го­ся ру­ко­вод­ства по бо­го­слу­жеб­но­му уста­ву, «Ди­мит­рий Дон­ской, по­сле по­гре­бе­ния уби­тых на по­бо­и­ще, при­ка­зал там со­вер­шить па­ни­хи­ду по ним.

За­тем, воз­вра­тясь в Моск­ву 21 сен­тяб­ря (29 сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю. – Ю. Р.), по­ве­лел по всем церк­вам её от­пра­вить па­ни­хи­ду об уби­ен­ных. На­ко­нец, по при­бы­тии в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву лав­ру, при­ка­зал и там со­вер­шить па­ни­хи­ду (Рус­ская ле­то­пись по Ни­ко­нов­ско­му спис­ку, изд. Имп. Ака­де­мии на­ук, т. IV, с.

124). В ле­то­пи­сях не ска­за­но, чтобы Ди­мит­рий Дон­ской ука­зал для по­ми­но­ве­ния во­и­нов суб­бо­ту пред Дмит­ри­е­вым днем », то есть пред днём сво­е­го те­зо­име­нит­ства. «Есте­ствен­но ду­мать, что по­сле кон­чи­ны его на­зна­че­на суб­бо­та пред Ди­мит­ри­е­вым днём для по­ми­но­ве­ния усоп­ших» (Ни­коль­ский К., про­то­и­е­рей.

По­со­бие к изу­че­нию Уста­ва бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. М., 1995, с. 506, прим. 1)

[3] При опре­де­ле­нии да­ты Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты в кон­крет­ном го­ду на­до учи­ты­вать сле­ду­ю­щие ка­лен­дар­но-бо­го­слу­жеб­ные по­прав­ки (во из­бе­жа­ние пу­та­ни­цы, да­лее все да­ты – по но­во­му сти­лю).

Ес­ли па­мять Ди­мит­рия Со­лун­ско­го (8 но­яб­ря) при­хо­дит­ся на вос­кре­се­нье, то мы по­лу­ча­ем са­мую позд­нюю Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту – 7 но­яб­ря.

Ес­ли же па­мять Ди­мит­рия Со­лун­ско­го при­хо­дит­ся на суб­бо­ту, то эта суб­бо­та не мо­жет быть ро­ди­тель­ской – и па­ни­хи­да пе­ре­но­сит­ся на пред­ше­ству­ю­щую суб­бо­ту (1 но­яб­ря). Но ес­ли с суб­бо­той пе­ред па­мя­тью св.

Ди­мит­рия сов­па­да­ет празд­ник Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (4 но­яб­ря), то Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та со­вер­ша­ет­ся ещё од­ной неде­лей ра­нее. Ис­хо­дя из этих пра­вил, мож­но лег­ко опре­де­лить, что са­мая ран­няя Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та мо­жет быть 28 ок­тяб­ря.

[*] «Сло­вом Гос­под­ним» в Древ­ней Церк­ви на­зы­ва­ли из­ре­че­ния цер­ков­ных про­ро­ков. Наи­бо­лее важ­ные за­по­ми­на­лись и в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния Пре­да­ния ста­но­ви­лись мис­си­о­нер­ски­ми или ли­тур­ги­че­ски­ми фор­му­ла­ми. (Бла­го­да­рю за это уточ­не­ние ар­хи­манд­ри­та Иан­ну­а­рия. – Ю. Р.)

[**] Хо­ро­шо зна­ко­мое нам гре­че­ское сло­во крисис пе­ре­во­дит­ся как «раз­де­ле­ние», «суж­де­ние», «суд», «при­го­вор», «спор», «вы­бор», «окон­ча­ние», «пе­ре­лом­ный мо­мент», «кри­зис».

Во­пре­ки од­но­знач­но от­ри­ца­тель­но­му ме­щан­ско­му зна­че­нию («ох, ко­гда же за­кон­чит­ся этот оче­ред­ной про­кля­тый кри­зис и на­сту­пит же­лан­ная ста­биль­ность»!), ра­зум­ный хри­сти­а­нин все­гда пре­бы­ва­ет в со­сто­я­нии кри­си­са – то естьв со­сто­я­нии ду­хов­но­го трез­ве­ния и су­да над сво­и­ми мыс­ля­ми, же­ла­ни­я­ми и по­ступ­ка­ми.

Так он го­то­вит­ся к то­му, чтобы по­след­ний и окон­ча­тель­ный Страш­ный Суд (= Страш­ный Кри­зис!) Бо­жий не стал для него неожи­дан­ным и «страш­ным» в пря­мом смыс­ле это­го сло­ва.

Источник: https://azbyka.ru/days/p-dimitrievskaja-roditelskaja-subbota

Православный праздник Дмитриевская родительская суббота — 3 ноября 2018 года

Дмитриевская суббота, которая в 2018 году отмечается 3 ноября — православная традиция поминать почивших родителей, родственников и всех пострадавших за православную веру. В день поминовения отдается особая дань памяти ушедшим в мир иной родителям.

В своей пятой заповеди Господь сказал, что все мы обязаны почитать своих родителей, живых и мертвых, чтобы продлились дни наших детей и внуков на земле.

В православии существуют особые дни, когда вспоминают об усопших

История возникновения Дмитриевской родительской субботы

По утверждению архиепископа Димитрия, именно установление Дмитриевской субботы способствовало отмене языческих погребальных обрядов — тризн. Тризны служили у язычников при погребении покойника, во время них исполнялись ритуальные пляски, песни и даже состязания воинов. Покойника сжигали на ритуальном костре, около которого потом устраивали тризны, позднее превратившиеся в поминки.

День поминовения усопших в начале ноября был установлен самим великим князем Дмитрием Донским, а благословил это начинание Сергий Радонежский.

В 1380 году произошла битва на Куликовом поле, в ней погибли несколько сотен тысяч русских и два инока, которых похоронили под стенами Троице-Сергиевой обители. В память о павших воинах Дмитрий Донской предложил отмечать день поминовения перед праздником святого Димитрия Солунского.

Это предложение было принято, ибо победа русских стоила тысяч жизней отцов, мужей и сыновей, которых оплакивали в семьях. Дмитриевская суббота празднуется накануне дня памяти великого Димитрия Солунского, 8 ноября. Субботний родительский день отмечается в ближайшую перед этим праздником субботу.

Для сведения! 4 ноября православный мир отмечает день иконы Матери Божьей, при совпадении этого дня с родительской субботой, она переносится на последнюю субботу октября.

Кто такой Димитрий Солунский

Среди фессалоникийских христиан в четвертом веке был римский проконсул, имевший сына Димитрия. Семья проконсула относилась к тайным христианам. После смерти отца юноша был призван к императору Галерию Максимилиану для назначения его на пост умершего родителя.

Император ясно изложил перед молодым проконсулом требования:

  • оберегать город от нашествия варваров;
  • соблюдать порядок;
  • истребить христианство.

Если первые две задачи удачно выполнялись, то с третьей возникли проблемы. Некогда тайный христианин Димитрий Солунский стал открыто проповедовать идеи Иисуса Христа, искореняя язычество и поклонение чужим богам-идолам. Трудно описать гнев императора Максимилиана, узнавшего о христианской деятельности молодого проконсула во время возвращения из причерноморского похода.

Разгневанный Галерий направляет армию на Фессалоники, чтобы уничтожить солунян, принявших христианство. Святой Димитрий предвидел жестокое наказание, он раздал все свое богатство и проводил время перед встречей с императором в посте и молитве.

Великомученик Димитрий Солунский

Верный сын Бога Живого смело встретил своего палача, высказав ему все о суетности грешного римского мира, за что был брошен в темницу.

В честь своей победы император устроил в городе бои. Против сильного и опытного бойца Лия, любимца властелина принуждали бороться простых христиан, которые падали мертвыми один за другим. Святой Солунский благословил на бой своего друга Нестора, который победил Лия, сбросив его на копья. Сам Нестор за смерть императорского любимца был немедленно казнен.

Страшная казнь самого святого Димитрия состоялась 8 ноября 306 года. Тело юноши было пронзено множеством копьями и выброшено за стены города бродячим зверям. Верные ученики святого тайно похоронили его.

Спустя 100 лет равноапостольный Константин велел построить церковь над могилой святого. Во время раскопок строители обнаружили нетленное тело. Первоначально над местом захоронения святого построили базилику имени Димитрия Солунского, в которой постоянно происходили чудеса исцеления.

Нетленные мощи хранились в серебряном кивории, специальном ложе из серебра с ликом святого. Все желающие могли зайти внутрь и помолиться перед мощами. Впоследствии в XVI веке святые мощи были вывезены в итальянский город Сан-Лоренцо-ин-Кампо. Только в 1978 году часть мощей была возвращена в Салоники. Почитание святого Димитрия Солунского на Руси начали отмечать со дня крещения.

Православные традиции Дмитриевской субботы

В Родительскую субботу христиане обязательно присутствуют в храме при панихиде и литии, после чего вспоминают почивших родственников на поминальных обедах. Если позволяют обстоятельства, то следует посетить могилу умерших родителей и близких, для этого часто люди едут из разных городов и селений.

Совет! При отсутствии возможности побывать на могиле родных, а также посетить храм, обязательно читается утренняя молитва

Молитва о почивших

Молитва об умерших людях — неоценимая услуга усопшей душе. Почившему человеку не нужны памятники или поминальные трапезы, это чисто русские традиции, но душа усопшего вечно жива, и она нуждается в постоянной молитве.

В родительскую субботу христиане обязательно посещают храм

При этом следует назвать имена усопших, которые в православных семьях, как правило, записаны в помяннике. Бог есть любовь, и долг каждого христианина исполнять заповедь об отношении к ближнему с любовью.

Среди православного священства нет единого мнения, можно ли молиться о некрещеных родственниках. В некоторых монастырях даже предупреждают, чтобы в молитвах вспоминали только крещенных, чтобы не взять на себя еще и грехи не принявших православие.

https://www.youtube.com/watch?v=lNhcI8ryF6g

Некоторые священники, такие как Сергей Круглов, наоборот, утверждают, что молитва о некрещеном — особая милостыня, ведь такой душе намного тяжелее после смерти человека. Это не касается еретиков, сознательных атеистов, но о таковых просят Бога во время домашних молитв.

Читайте также:  Почему одни уходят из жизни раньше, а другие – позже. зачем нужны страдания?

Поминовение в храме

По православной традиции родственники усопших приходят на храмовое служение, которое начинается в пятницу, накануне Дмитриевской субботы. Во время парастаса читаются молитвы за почивших, им же посвящены тропари и песнопения.

В храм приносят хлебные изделия, сладости, мед, орехи, фрукты

В субботу после Божественной Литургии служится панихида, перед которой христиане подают записки с именами усопших, записанными желательно печатными буквами в родительном падеже.

Поминать кого? Александра, Марию и других. Писать надо полное имя.

Важно! По православной традиции в этот день в храм приносят хлебные изделия, сладости, мед, орехи, фрукты, но запрещено класть на канон мясные и спиртные изделия.

Некоторые христиане в качестве пожертвования приносят муку для выпечки просфор, вино для причастия, масло для зажигания лампад.

Среди зажженных свеч, хорового песнопения при каждении фимиама стоят живые христиане и почившие души. Они незримо присутствуют при поминальной молитве, в которой звучат наши прошения и утешения, возношение хвалы великому и милостивому Всевышнему Богу-Отцу, Сыну и Святому Духу.

Родительская суббота: православные поминают родных и близких

Источник: http://molitva-info.ru/calendar/dmitrievskaya-roditelskaya-subbota.html

Димитриевская родительская суббота

3 ноября Православная Церковь установила торжество, которое называется Димитриевской родительской субботой. Также событие известно среди верующих людей тем, что сегодня все отправляются на поминовение усопших родственников и друзей.

Ежегодное празднование Димитриевской субботы

Столь примечательное название события было установлено потому, что это последний субботний день перед поминовением известного просветителя – Димитрия Солунского.

Вся его жизнь была наполнена большим количеством благодатных поступков, которые дали возможность многим христианам развиваться духовно.

К сожалению, последние годы его жизни были невероятно тяжелыми, так как правительство приговорило мужчину к заключению за религиозную деятельность, а немного позже – к мученической кончине.

Стоит отметить, что установление ежегодного празднования было совершено после того, как завершилась легендарная Куликовская битва. В ходе войны, большое количество россиян погибло, после чего семьи умерших родственников придумали почитание военнослужащих. Впоследствии, традиции празднования немного изменились, а потому Димитриевская суббота стала днём, когда почитают всех погибших христиан.

Историческое прошлое знаменательного события

В первую очередь, нужно упомянуть про легендарного воина и князя по имени Димитрий Донский. Именно он смог изменить ход затяжной и кровопролитной войны, предотвратив порабощение русского народа правителем Мамаем.

Князь Димитрий обратил в бегство его войска, спасая тысячи жизней благочестивых людей.

В церковных летописях есть упоминание о том, что перед Куликовской битвой, правитель посетил Троице-Сергиевый монастырь, чтобы в молитвах Господу Богу попросить спасения для собственного народа.

Он всегда переживал за россиян, и не хотел подвергнуть их гнету со стороны жестоких грабителей родом из других стран. Интересно, что в тот момент в святыне находился известный просветитель Сергий Радонежский, благословивший князя Димитрия Донского на триумфальную победу.

Сначала этот праздник отмечали нерегулярно, но позже было утверждено ежегодное празднование, ведь более 250-ти тысяч защитников отдали свои жизни ради дальнейшего становления государства.

Празднование Димитриевской субботы сегодня

На сегодняшний день, во время Димитриевской родительской субботы, все прихожане идут на могилы воинов, павших во время тех или иных сражений, а также просто с целью помянуть близких и родных людей. Во всех кладбищах государства проводится торжественная панихида, а в стенах церкви проходит богослужение в честь умерших христиан.

В России есть одна особенность проведения данного торжества – это тематическая трапеза, во время которой все родственники могут поговорить между собой, и вспомнить хорошие моменты про умершего родственника или друга.

Если у вас нет возможности отправиться в храм на прохождение торжественной службы, то рекомендуется несколько раз помолиться за усопшего родственника у себя дома.

Молиться можно как Господу Богу, так и Пресвятой Богородице, вопрошая отпущение грехов усопшего, чтобы у души была возможность полностью очиститься от них.

Ведь молитва – это единственный способ помочь душе покойного человека, поэтому она должна быть наполнена добротой, искренностью и заботой.

Источник: https://www.moleben-online.ru/novosti/1347-dimitrievskaja-roditelskaja-subbota

Дмитриевская родительская суббота — поминовение усопших

В Русской православной церкви существует традиция отводить определенные дни в году для всеобщего поминовения усопших. Одним из них является Дмитриевская родительская суббота.

В этот день поминаются все умершие, — справляются панихиды, посещаются могилки усопших, родные и близкие собираются на поминальные трапезы.

Тысячи христиан заходят в православные храмы, зажигают свечи, приносят хлеб и другие продукты, пишут записки за упокой. Жива вера в Бога и любовь к ближним!

Какого ноября проходит родительская суббота

В православных молитвословах есть молитва за усопших, которую христиане читают дома во время ежедневного келейного правила. Но церковь посчитала необходимым проводить несколько дней в году общецерковного поминания умерших. Почему?

Святые отцы сравнивают келейную молитву с маленькой лодочкой, в которой христианин сам борется с огромными волнами одним или двумя веслами. А церковную – с большим кораблем, где есть паруса, множество гребцов. Из этого сравнения становится понятно, какая молитва будет сильнее, и сможет дойти к Богу.

8 ноября церковь чтит память одного из своих святых – вмч. Дмитрия Солунского. А в близлежащую предшествующую этому дню субботу проводится день всеобщего поминовения умерших.

Установление этой традиции приписывают князю Димитрию Донскому, который ввел ее после кровопролитного Донского побоища. В этом году заупокойный день приходится на 3 ноября.

Родительским его называют потому, что у нас есть долг как у православных христиан молиться за своих отца и мать, — тех людей, благодаря которым мы получили возможность жить на земле.

История

Святой князь Дмитрий в 9 лет осиротел и в дальнейшем находился рядом со свт. Алексием. Впоследствии повзрослевший князь ни к чему не приступал без благословения церкви.

На основах веры строилась и его семейная жизнь. Двоим из родившихся детей князя восприемником стал прп. Сергий Радонежский, с которым Дмитрий всегда поддерживал тесную связь.

Перед решающим сражением князь заехал в обитель и получил благословение старца на битву, который предсказал ему добрый исход. После окончания сражения и полного поражения противника, Дмитрий незамедлительно отправился вновь к старцу, чтобы поблагодарить за молитвы.

По павшим воинам стали служиться панихиды. Даже был выделен для этого особый день (незадолго до дня именин Великого князя), который назвали Дмитриевской субботой.

Служба Дмитриевской родительской субботы

В этот день служится литургия в храмах. Она дополняется заупокойными молитвами и другими церковными песнопениями. Если на этот день припадает какой-либо церковный праздник, тогда поминание переносится на более раннюю субботу.

В богослужебном уставе этот день не упоминается как заупокойный, в отличие от Вселенских родительских суббот. Есть мнение, что он заменил языческие тризны, существовавшие у славян в это время.

Ранее Дмитриевскую субботу на Руси встречали торжественно. На могилках усопших родственников служились панихиды, устраивались трапезы. Считалось, что упокоившаяся душа тоже принимает участие в поминальном обеде, поэтому чей-либо отказ попировать над прахом воспринимался как грех.

В народной среде этот поминальный день считался основным (назывался Дедовой субботой), так как осень всегда имела большое значение в жизни крестьян.

Можно ли работать

Родительскую субботу нужно обязательно начинать с посещения храма. Усопшие очень ждут наших молитв, ведь они приносят им значительное облегчение в потустороннем мире.

Каждый из нас может поставить свечу ушедшим из жизни отцу, матери, брату, сестре. Если нет возможности посетить храм, значит необходимо совершить горячую домашнюю молитву.

Можно передать записки в храм через других людей, например, соседей, родственников, попросить, чтобы они поставили свечку за упокой. Все имена в записках должны быть написаны на церковный лад. Светлана – это Фотиния, а вместо Юрий следует писать Георгий.

Должно быть написано то имя, которое человек получил во время крещения. Если о нем ничего неизвестно или забыто, следует решить этот вопрос через священника.

В этот день принято приносить в храм угощение и милостыню для бедных людей и раздавать всем, кто пожелает. После окончания службы православные люди посещают могилки усопших, приводят их в порядок, читают молитвы, устраивают поминальные трапезы.

Посещение храма следует начать с вечерней пятничной службы. На ней читается великая панихида. Утром, в субботу служится литургия с заупокойными молитвами. После нее — общая панихида.

После совершения всех необходимых действий по поминовению усопших, можно по желанию (возможности) посвятить время другим занятиям или работе. На Руси в поминальные дни женщины всегда занимались уборкой, готовили, пекли пироги.

Источник: https://1001molitva.ru/slovarik/dmitrievskaya-roditelskaya-subbota.html

Дмитриевская родительская суббота

После победы в Куликовской битве (8 сентября 1380 года), князь Дмитрий Донской возвращался домой и по пути посетил Троице-Сергиеву Лавру, чтобы воздать почести преподобному Сергию Радонежскому и помянуть всех павших воинов в этой бойне.

В Троицком монастыре также было совершено заупокойное богослужение за павших солдат.
Такое поминовение стали проводить ежегодно, это превратилось в добрую традицию. По подсчетам историков, около 30-40 тысяч человек погибло в этом сражении.

В то время это коснулось многих людей и поэтому, Дмитриевский родительский день стал практически вселенским днем поминовения.

26 октября / 8 ноября – день памяти святого великомученика Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского), и перед этим днем, в первую субботу на Руси стали проходить заупокойные богослужения. Если день памяти святого Дмитрия выпал на субботу, то родительской будет предыдущая.

Прошло много времени после этих событий, в этот день стали совершать поминовение не только воинов, которые фактически пострадали за веру и сложили свои головы в победе над монголо-татарами, но и вообще всех усопших христиан.

Родительская суббота — как совершают церковное поминовение

  Поминовение начинается в храмах на вечернем богослужении в пятницу накануне родительской субботы на великой панихиде (парастас). Все тропари, чтения и песнопения которой посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для поминовения, отдельно на литургию прихожане должны приготовить поминальные записки, в которых крупным понятным почерком надо писать имена в родительском падеже, каждое имя с новой строчки. При упоминании священнослужителей, их имена в записке должны упоминаться первыми с указанием сана. Например:

ПРОТОИЕРЕЯ ИОАННА МОНАХА СЕРГИЯ АНДРЕЯ ОЛЬГИ Имена должны быть написаны в церковном виде (например, Сергия, Татианы) и полностью, как написано в паспорте (Петра, а не Пети, Александра, а не Саши).

В качестве пожертвования люди приносят в храм продукты: хлеб, сладости и фрукты.

В Димитриевскую родительскую субботу посещают могилы умерших родственников, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

Конечно, трапезы – это не спиртные возлияния, это просто дань традиции, которая была установлена еще в 1380 году, а усопшим нужны только наши молитвы за них.

Ведь их души уже не могут творить добрые дела, которые смогли бы умилостивить Бога.

Если у Вас не получается посетить храм или кладбище – помолитесь об упокоении почивших дома. И это желательно делать не только в поминальные дни, но и вообще, ежедневно:

Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/dmitrievskaya-roditelskaya-subbota/

Родительский день на Дмитриевскую субботу 2018 года

Дни общего поминовения усопших в православии принято называть «родительскими субботами». Считается, что суббота, которая в Ветхом завете называлась днем покоя, а в Новом – днем прощения и отпущения грехов, является наиболее подходящим временем для молитв об упокоении умерших.

В такие дни принято ходить в церковь на службу, поминать умерших близких, посещать кладбища и приводить в порядок могилы родственников, подавать милостыню и угощать нищих. Считается, что чем щедрее подаяние в церкви, тем лучше себя чувствует душа усопшего на том свете.

Церковным православным календарем установлено несколько таких дней: кроме Дмитриевской родительской субботы, это

  • Троицкая родительская суббота,
  • Мясопустная суббота,
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи,
  • дни поминовения усопших в Великий пост (вторая, третья и четвертая субботы от начала поста),
  • Радоница.

Также установлен День памяти погибших в Великой Отечественной войне, который имеет фиксированную дату – 9 мая, все остальные дни поминовения переходящие.

В Дмитриевскую родительскую субботу мы вспоминаем о тяжелом кровопролитном сражении под предводительством Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380 году. Тогда исполнилось предсказание преподобного Сергия Радонежского, который предрек войскам князя победу дорогой ценой.

Читайте также:  Что от нас ждет душа усопшего после смерти тела? молитвенное поминовение как помощь душе умершего

В этом бою погибли тысячи воинов, сражавшихся за Отечество. Первоначально в этот день поминали всех военных, павших в той битве. Со временем Дмитриевская родительская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Когда будет Дмитриевская родительская суббота в 2018 году?

Ежегодно ее дата меняется, так что ее следует сверять по церковному календарю. Поминовение ежегодно совершается в субботу перед Днем памяти великомученика Дмитрия Солунского, отмечаемого 8 ноября (26 октября по старому стилю). В 2018 году Дмитриевская родительская суббота приходится на 3 ноября.

Накануне вечером, в пятницу, в храмах совершается панихида, во время которой священнослужители возносят молитвы за умерших. Верующие приносят в церкви в качестве пожертвования продукты (овощи, фрукты, сладости, хлеб, муку для просфор, кагор для совершения литургии), свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты и крепкие спиртные напитки.

Хотя эта памятная дата не относится к вселенским субботам, как Троицкая и Мясопустная, когда совершаются вселенские панихиды, она также имеет большое значение.

В Родительский день на Дмитриевскую субботу в храмах пройдет поминовение усопших, будут служиться заупокойные литургии и панихиды по всем воинам, павшим на поле брани. (Император Николай II даже издал в 1903 году указ о совершении особой панихиды по павшим за Отечество воинам – «За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим»).

Также в храмах помянут всех умерших скоропостижно людей, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами Святой церкви.

На литургии можно заказать поминовение близких людей. Для этого прихожане готовят записки с именами усопших. В такой записке нужно написать крупным разборчивым почерком имена поминаемых, которые перечисляются в родительном падеже. Все имена нужно приводить в церковном написании (например, «Татианы, Алексия», а не «Татьяны, Алексея») и полностью («Михаила, Любови», а не «Миши, Любы»).

Если у вас нет возможности в Дмитриевскую родительскую субботу 3 нояюря 2018 года посетить храм и побывать на кладбище, можно помолиться об упокоении почивших дома. В это время важно настроиться на серьезный лад и отложить всю домашнюю работу, которая отвлекает вас от молитвы об усопших и раздумий.

Молитвы об усопших в Дмитриевскую родительскую субботу

В Дмитриевскую субботу верующие почитают память святого Димитрия – покровителя русских воинов. Этот христианский святой, живший во времена правления римского императора Диоклетиана в городе Солуни, проповедовал христианство во время гонений на сторонников этой религии и был казнен.

Ему посвящено множество храмов, возведенных в нашей стране. Накануне Куликовской битвы Дмитрий Донской торжественно перенес в Москву из Владимира главную святыню Владимирского Дмитриевского собора – икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба Святого.

Верующие возносят молитву святому Димитрию:

Как поминали почивших на Дмитриевскую субботу

В старину на Дмитриевскую родительскую субботу на Руси было принято устраивать застолья, поминая усопших родных и друзей. Накануне люди делали в домах уборку и мылись. В бане оставляли свежий веник и чистую воду для умершего, чтобы задобрить душу покойного.

Поминальный стол уже с пятницы застилали белой скатертью и ставили на него свечи. Хозяйки готовили блюда из мяса, основным из которых была фаршированная свиная голова.

К столу подавали традиционные поминальные блюда: кутью, блины, пироги и другие любимые кушанья усопших родственников. Форма пирогов, которые готовили с разными начинками (мясом, капустой, творогом) обязательно должна была быть продолговатой.

Для усопшего на стол ставили отдельную тарелку, куда каждый родственник клал по одной ложке своей еды. Это подношение оставляли на ночь, чтобы усопший мог поесть вместе со своей семьей.

С Дмитриевской субботой связано множество примет. Считается, что если в этот день холодно и уже выпал снег, то весна будет поздней, а если случилась оттепель, весна будет теплой. В старину говорили:: «Дмитриева суббота – кутейникам работа», так как накануне праздника было принято подавать к столу обрядовое блюдо – кутью, поминая усопших.

Надеемся, что узнав, когда будет Дмитриевская родительская суббота в 2018 году, вы проведете ее в соответствии с издавна сложившимися традициями и воздадите дань памяти вашим родным, следуя православным обычаям.

Источник: https://www.prazdniki-na-nosu.com/roditelskiy-den-na-dmitrievskuyu-subbotu.html

Дмитриевская родительская суббота

07 ноября 2015 2030 просмотров <\p>

От редакции:

В богослужебном Уставе установлены особые дни поминовения усопших. Один из них — Дмитриевская родительская суббота.

Накануне, в пятницу, в старообрядческих храмах после Вечерни совершается Панихида: чтение 17 кафизмы с пением ее избранных псалмов и заупокойный канон. На Панихиде возглашаются также заупокойные ектении, на которых читаются записки «за упокой».

Почему установлена в Русской Церкви Дмитриевская родительская суббота, о значении поминовения усопших христиан, о «памяти смертной» — читайте в статье инокини Ливии.

***

Дни поминовения усопших имеют особое место в христианской церковной традиции. В это время наиболее глубоко чувствуется неразрывная связь между двумя мирами — нашей земной жизнью и жизнью будущего века, которая неизбежно встретит каждого из нас.

Суббота — день покоя. В день субботний Сам Господь изволил, нашего ради спасения, пребывать во гробе. Потому этот день и определен для сугубой молитвы за упокой правоверных наших собратьев, когда мы с верой и надеждой просим у Господа вселить их души «в места светла, места прохладна, места покойна».

В народе поминальные дни называются «родительскими», ведь в первую очередь поминают на молитве своих почивших родителей и сродников по плоти. Слово «родительский» имеет также более широкое значение и относится ко всем усопшим отцам и праотцам, то есть ко всем христианам, преставившимся в православной вере и благочестии.

Вечно живая душа испытывает потребность в постоянной молитве, но по разлучении от тела в ином мире уже не может сама за себя ни помолиться, ни умилостивить Господа добрыми делами.

Поэтому Святая Церковь, как чадолюбивая мать, установила особые поминальные службы, когда совместные молитвы приносят душам усопших великую пользу и утешение — как грешным, так и праведным, ибо нет человека без греха.

Жизнь за гранью этого мира — непостижимая загадка для ума человеческого, но из святоотеческих поучений и свидетельств можем частично узнавать мы о сокровенных духовных тайнах высшего, бессмертного бытия. Те же свидетельства много говорят нам и о силе церковной молитвы:

В году известны две великие Вселенские поминальные субботы: Мясопустная, которая была установлена за две недели перед началом Великого поста, и «Троицкая» родительская суббота, предшествующая празднику Пятидесятницы.

Это дни особого поминовения, когда мы молимся за всех «иже от века преставившихся в правоверии и благочестии православных христиан». На самый Великий пост приходятся еще четыре поминальные родительские субботы.

Сугубые заупокойные службы этого периода установлены, чтобы частично возместить собой отсутствие проскомидии среди прочих дней недели, так как в Великий пост торжественные литургийные богослужения положено совершать только в субботние и воскресные дни.

Дмитриевская родительская суббота, далеко отстоящая по времени от прочих общепринятых поминальных дней, имеет также свой отличительный смысл и особую историю происхождения.

Этот день поминовения усопших всегда приходится на субботу, предшествующую памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября/26 октября ст.ст.

), и был установлен благоверным князем Димитрием Донским ради того, чтобы почтить память русских воинов, убиенных в 1380-ом году на Куликовом поле.

По церковному преданию, возвратившись в стольный град после героической и знаменательной победы — первой сокрушительной победы русских воинов над татарским полчищем, князь Димитрий повелел по всем церквям служить заупокойные панихиды и поминать поименно погибших на поле брани православных ратников. С особым усердием совершали службы в Троице-Сергиевой лавре, откуда преподобный Сергий послал в помощь князю Димитрию двух своих иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. По обычаю того времени сражение начиналось борьбой двух богатырей-поединщиков. От татарского стана выступил грозный воин Чулебей, считавшийся до той поры непобедимым, а с русской стороны — Сергиев инок, Александр Пересвет. Народное предание, пришедшее к нам через многие поколения, гласит, что оба единоборца столкнулись между собой на копьях, что было силы, и оба в ту же минуту пали замертво.

Победа на Куликовом поле явилась особым решающим и переломным моментом в истории Отчества, стала первым реальным шагом к освобождению русского народа от монголо-татарского ига.

В ней мы видим и особый Божий промысел в покровительстве над Русской землей, потому что одними человеческими силами невозможно было бы одолеть многочисленное полчище хана Мамая.

Православным воинам помогал Сам Господь и Пречистая Богородица, на праздник Рожества Которой как раз и пришлось исключительное по своей значимости для Руси сражение. Из церковной истории можно узнать о благодарственных молитвенных приношениях, которые воздавали люди в честь этого великого и славного события.

На том месте, откуда русское войско выступало на битву с татарами, был заложен храм в честь всех святых — небесных покровителей русских ратников, павших на поле битвы. Так был построен один из самых древних московских храмов — церковь Всех святых. Деревянный храм XIV века был перестроен на рубеже XVI-XVII вв.

Храмы строились не только в память о погибших.

В благодарность за то, что Господь сохранил жизнь героя Куликовской битвы Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, его мать княгиня Марья основала в 1386 году в Москве монастырь во имя Рожества Пресвятой Богородицы и сама приняла в нем постриг с именем Марфа.

Есть разные сведения о местонахождении монастыря. По одной версии, он был основан в Кремле, назывался монастырем «на рву» и простоял там до 1484 года. По другой — первоначально располагался на нынешнем месте: на левом берегу Неглинной, недалеко от Трубной площади.

Не велят нам святые отцы долго скорбеть и сетовать от разлуки с любимыми своими друзьями и сродниками, но веровать в общее Воскресение и помнить, что все в этой жизни временно.

Тем более, что христиане имеют большую отраду, поминая близких в усердных молитвах, творить милостыню и приношения в их память.

А если у кого в роду есть святые праведники и угодники Божии, то, конечно, можно рассчитывать на их помощь и ходатайство перед Господом.

Поминальные дни также, несомненно, имеют великую пользу и для самих благочестивых молитвенников. Поминая усопших своих сродников, одновременно задумываемся мы и о своей собственной недолговечности и о тленной суете всего видимого мира.

Некоторые люди, светского типа мышления, считают мрачным и неприличным в обществе говорить о смертной кончине, утверждают, что такие мысли надо отгонять скорее прочь.

Получается парадокс: атеисты, которые утверждают, что после земной жизни ничего уже не будет — ни муки, ни блаженства, только пустота, — панически боятся и самых разговоров об исходе из этого мира.

А христиане, которые верят в вечное воздаяние, хотя и страшатся возможного наказания за грехи, но имеют также и надежду на милосердие и прощение Божие, поэтому не боятся разговора о неизбежном, о временной земной жизни и о вечной загробной.

Святые отцы — христианские подвижники, жили упованием и надеждой, презирая суету всего видимого мира. «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь», — так говорят нам богомудрые их поучения.

Память смертная — как узда для греха, в ней лежит твердый залог для каждой добродетели.

Посему, как приносим мы утешение усопшим, поминая их в своих молитвах, так и сами получаем в это время ни с чем несравнимое назидание, когда стоим у печального, надгробного холмика и размышляем о словах Господних:

Поучение о памяти смертной

«Крайне нужно и очень полезно для души всегда помнить о смертной кончине. Ничто так не помогает нам, как это. И ничто не приносит нам такого блага, как чтение книг о кончине людской. Ибо отсекает от нас все страсти душевные и телесные, усердно побуждает к добродетелям и возводит к совершенству. Если бы всегда держали в уме и не забывали смертный час, никогда бы не грешили.

Читайте также:  Отношение к самоубийству ислама

Когда забываем о смерти, приятна бывает нам жизнь нынешнего века, привязываемся к ней, пребываем в лени и беспечности, впадаем во все злые и греховные страсти и удаляемся от Бога. Но по пустякам волнуемся в суете нынешнего века. Не заботимся о грядущем блаженстве.

Не думаем: разве не нагими рождаемся в этот мир? Не нагими разве и покидаем его, умирая? Не нагими ли и на Страшный Суд восстанем? Только в дела, которые творили здесь, и помышления облечены будем, как в ризу. Либо в злые, либо в добрые.

Те прегрешения, которые совершаем ныне, внутри тела, как в зеркале видны будут всем людям. И мучить станут душу и тело. И чем больше плоть сотворила грехов, тем сильнейшую муку испытает. А души и тела совершивших добро засверкают от их добрых дел, как солнце.

И чем больше человек принуждает себя, тем большего блаженства сподобится в Царстве Небесном.

Словно во сне живем на этом свете, и следует всегда помнить нам грядущую жизнь безконечную. Царство Небесное, неизреченные радость и блаженство.

Тогда исчезнут уныние, лень и усталость, и разные суетные прихоти и мирские вожделения нынешнего века, непотребные и обманчивые.

Из них душа наша, словно из мертвых, восстанет по благодати Христовой, ныне и присно, и во веки веком. Аминь» (Цветник священноинока Дорофея).

Источник: http://ruvera.ru/articles/dmitrievskaya_roditelskaya_subbota

Дмитриевская родительская суббота. Поминовение усопших

3 ноября. ПРАВМИР. Русская Православная Церковь в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского вспоминает всех воинов, погибших за веру и отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами святой Церкви.

Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским.

Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель.

Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Осляблю.

Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября (память святого Димитрия Солунского) – день тезоименитства самого Димитрия Донского.

Велика была радость победы, но во многие тысячи православных семей пришла горечь утрат и этот родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

Впоследствии, православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но – вместе с ними – и всех, вообще, своих усопших.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие.

Источник: сайт храма Христа Спасителя

Проповедь священника Михаила Немнонова на Дмитриевскую родительскую субботу.

Каждый христианин при Крещении получает звание Христова воина. От того, как мы будем нести это звание, зависит все наше будущее. Этот день изначально был посвящен поминовению тех Христовых воинов, которые отдали жизнь за Христа и за други своя в Куликовской битве.

Вместе с ними мы поминаем и всех прежде усопших православных христиан, и наших умерших родных и близких. Все храмы полны в этот день молящимися, и мы видим, что и вера жива, и жива любовь к ближнему. Но наши умершие близкие ждут от нас не только молитвы о них. Те из них, кто получили милость от Бога, ждут, чтобы и мы вошли в их радость.

А те, кто лишился ее, знают, каково отвечать за свою жизнь перед Богом, и желают нам быть готовыми к этому.

От нас, как и от них, это требует христианского подвига. Тем из нас простится, кто возлюбил много. Те воины, о которых мы молились сегодня, отдали самое дорогое, что у них было, за то, чтобы свет Христов продолжал светить в мире. И мы совершим им достойную память, когда будем молиться о них, идя вслед за Христом.

Аминь.

Источник: https://www.pravmir.ru/dmitrievskaya-roditelskaya-subbota/

Димитриевская родительская суббота

Димитриевская родительская суббота – день всеобщего поминовения усопших – в 2018 году приходится на 3 ноября. 

Благословение благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву преподобным Сергием Радонежским.         

Фреска Святых врат Троице-Сергиевой Лавры

Празднование Димитриевской субботы было установлено князем Димитрием Донским после знаменитой битвы на Куликовом поле. Одержав победу над Мамаем 8 сентября 1380 года, князь посетил Троице-Сергиев монастырь, где совершил поминовение православных воинов, павших в битве. Панихиду в обители отслужил преподобный Сергий Радонежский, давший ранее князю Донскому благословение на бой с иноземцами. 

Адольф Ивон. Куликовская битва. Фрагмент.

Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно, в субботу перед 26 октября (8 ноября по н.ст.) – днем святого Димитрия Солунского. Имя этого святого всегда связывали на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. На иконах святой Димитрий изображается в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Русские воины всегда верили, что они находятся под его особым покровительством.

С годами Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения не только воинов, но и всех усопших православных христиан. В этот день всегда посещали могилы родных, молились за упокоение душ и служили панихиды.

На Димитровскую родительскую субботу православные христиане идут в храмы, ставят свечи к Распятию, а не к иконам, и пишут в поминальных записках имена своих умерших близких.

В записках можно упоминать лишь имена усопших родственников, которые были крещены при жизни.

В Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры
Молиться о некрещеных можно над их могилой или дома. Еще один обычай, характерный для Димитриевской родительской субботы – приносить в храм угощение для неимущих. Во время богослужения это угощение освящают и позже раздают тем, кто пожелает. Также в этот день принято подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Утром в поминальную субботу совершается заупокойная литургия, после которой служат общую панихиду.


по́столи, му́ченицы и проро́цы,/ святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии,/ до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии,/ дерзнове́ние иму́щии ко Спа́су,/ о нас Того,́ я́ко Бла́га, моли́те// спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.

Помяни́, Го́споди, я́ко Благ, рабы́ Твоя́,/ и ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты,// моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.

о святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.

ебе́ и Сте́ну и Приста́нище и́мамы,/ и Моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу,// Его́же родила́ еси́, Богоро́дице Безневестная, ве́рных спасе́ние.

При подготовке статьи использованы материалы с сайта 
3 Ноября 2018

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/chto-khorosho-znat-o-dimitrievskoy-roditelskoy-subbote

Поминовение усопших на Димитриевскую родительскую субботу

Molitva.Guru > Праздники > Поминовение усопших на Димитриевскую родительскую субботу

Поминальная суббота — важный день для всех православных христиан, когда они могут помолиться об усопших родных. Последним поминальным днём в году у верующих христиан является Димитриевская родительская суббота.

Поминовение усопших по традиции происходит с последней недели октября по 8 ноября, в ближайшую субботу перед днём великомученика Димитрия Солунского.

Какого числа Дмитриев день, легко было запомнить «советским» людям, ведь он как раз приходился на день перед 7 ноября (день Великой Октябрьской социалистической революции).

История Дмитровской поминальной субботы

В течение года есть несколько родительских дней. В православии суббота — это день спокойствия, прощения и отпущения грехов. Историки выделяют несколько вариантов происхождения Дмитриева дня.

  1. История России связывает Дмитровскую поминальную субботу с битвой на Куликовом поле 1380 г. В этот день сбылось предсказание преподобного Сергия Радонежского, который предвидел победу Дмитрия Донского, но с большими потерями. На великую битву игумен благословил и отправил двух иноков — Андрея Ослабю и Александра Пересвета, которые пали в бою. Во время сражения погибло около 250 тысяч православных воинов. Чтобы почтить память воинов, отдавших свою жизнь за Отечество, князь Дмитрий Иоанович попросил Сергия Радонежского отслужить по ним панихиду. Многие воины остались безымянными, поэтому в церкви в те дни молились за упокоение как известных, так и безымянных усопших. Годы шли и с молитвами о погибших воинах стали молиться об усопших родных. Так суббота стала «родительской», а в честь Дмитрия Донского ей дали название — Димитриевская.
  2. Существует ещё одна версия возникновения Родительской субботы. В далёком прошлом считали, что в этот день осень переходит в зиму, поэтому старались все хозяйственные дела завершить. В это время по традиции поминали своих пращуров. У наших предков этот день называли Дедовой субботой.

Традиции, дошедшие до наших дней

На Руси в родительский день было принято посещать службы в церквях и храмах, ставить свечи за упокой души и заказывать молитвы об умерших. После службы люди обычно шли на могилы родственников, приводили их в порядок. Затем православные шли домой, где за обедом вспоминали усопших.

Димитриевская поминальная суббота объединила в себе церковные обряды и языческие обычаи. В этот день было принято печь пироги, которые относили на кладбище, чтобы угостить усопших. Пироги имели продолговатую форму и были нашинкованы различными начинками. На могилах родных и близких людей женщины обычно плакали и причитали.

Для поминального обеда готовили ту пищу, которую любили умершие родственники при жизни. На стол ставили свечи. Считалось, что свет свечей даёт знак усопшим, что о них помнят. Наши предки верили, что в это время умершие спускаются на землю и посещают свои дома.

После ужина хозяйка убирала стол, застилала его новой скатертью. Перед сном на столе оставляли блюда, чтобы угостить души усопших. А также оставляли сосуд с чистой водой и полотенцем, чтобы души могли очиститься после еды. В ночь с пятницы на субботу было заведено в бане оставлять чистую воду и новые веники.

В родительский день было принято всем нищим подавать щедрую милостыню.

Православные традиции

Проповедь на Дмитриевскую родительскую субботу

В настоящее время христиане после службы на Дмитриевскую родительскую субботу в храме идут на кладбище, где на могилах поминают умерших.

Вечером в пятницу перед родительским днём проходит заупокойная служба по всем усопшим православным христианам — Парастас. А утром проводится заупокойная Божественная литургия и общая панихида.

Для поминовения на Парастас и на литургию следует заранее подготовить и принести записки с именами усопших. Имена почивших, которых необходимо поминать, следует писать крупными разборчивыми буквами в родительном падеже. Имена обязательно должны быть в церковном написании (Любови, Николая).

В церковь принято нести пожертвования:

  • хлеб;
  • фрукты и овощи;
  • сладости;
  • свечи;
  • муку;
  • кагор;
  • масло для лампад.

Необходимо знать

Чтобы не пропустить Дмитриевскую поминальную субботу, которая каждый год проходит в разные даты, можно воспользоваться церковным календарём.

Если по каким-либо причинам не получается посетить церковь или могилу в этот день, следует прочесть молитву об упокоении усопших в домашней молитве.

Не следует ждать церковных праздников, чтобы помолиться о почивших. Церковь заповедует нам включать молитву об усопших родственниках, знаемых и благодетелях в ежедневные утренние молитвы.

Желательно, чтобы в каждой семье был помянник — тетрадь или книжечка, где записываются имена живых и почивших родственников. Благодаря этой небольшой книжечке православные христиане могут поминать многие поколения усопших родных.

Источник: https://molitva.guru/prazdniki/pominovenie-usopshih-na-dimitrievskuyu-roditelskuyu-subbotu.html

Ссылка на основную публикацию