Почему страдают и умирают дети

Почему Бог допускает страдания, смерть детей и теракты?

— Если человек никогда не пробовал мороженого, ему будет трудно описать его вкус. То же самое относительно жизни в Боге. Можно сто раз о ней говорить, но все слова будут пусты.

Так, очень часто люди, плохо понимающие пути жизни в Боге, не знающие сладости жизни с Богом, пытаются объяснять другим людям волю Божию. Если умирает ребенок, они говорят несчастной маме: «Господь захотел себе ангелочка взять…». Если гибнут люди в теракте, объясняют родным: «Погибли лучшие…». То есть делают из Бога такого фашиста. Но что это за Бог, который забирает у меня самое любимое?

Это неправда, Господь не хочет, чтобы кто-то погиб. И Он доказал это, Он сам пошел на смерть. Бог оплакивает каждого убиенного ребенка, каждую жертву катастрофы. Он создал нас и взял ответственность за всё, происходящие с человеком, в том числе и за наше падение.

Обвиняя Бога в какой-либо катастрофе, теракте, надо помнить, что Бог Сам отдает Свою жизнь ради спасения человека.

Поэтому мы как христиане должны понимать, что при всей боли и нелепости смерти в мире, винить никого нельзя, а нужно каждому в самом себе пытаться сразиться со смертью.

Мир всегда будет нас как образ Божий испытывать на прочность – насколько этот образ красив или насколько он поругаем. Вспоминая слова Христа «мертвые погребают своих мертвецов», мы можем умереть так и не живя. Потому что жизнь человека реальна только тогда, когда его смерть не бессмысленна, когда он может ее чему-то посвятить.

Мы не должны рассуждать о вкусе мороженого, ни разу не попробовав его, но должны попробовать вкусить его. Быть с Богом – значит иметь опыт молитвы, опыт внутреннего разговора с Ним. И тогда только, уже исходя из этого настоящего опыта, человек сможет и других людей утешить.

И очень важно помнить, что перед лицом смерти и беды мы все стоим на суде Божием. Умер человек, которого я любил –застала ли его смерть в старости или случилась авария – я как христианин понимаю, что этот человек сейчас отвечает перед Богом за всю свою жизнь и за меня в том числе. А значит и я тоже на этом суде. Вот почему мы молимся за умерших.

Почему Бог допускает войны? Почему Бог допускает смерть детей? Почему Бог допускает терракты?

Самый жесткий вопрос, который люди предъявляют: Почему Бог допускает смерть детей? Почему в мире есть боль и страдания? Чтобы по-христиански говорить о таких проблемах, нам нужно хорошо знать основы нашей веры. И первый, самый важный вопрос в таком серьезном разговоре – вопрос о происхождении зла. Откуда в мире появилось зло, кто несет за него ответ?

Наличие зла в мире мы наблюдаем с первых дней человеческой жизни: маленькие дети сражаются за свои игрушки, не умея говорить, проявляют ревность, отстаивают свое первенство и так далее. Библейский ответ на вопрос о происхождении зла кроется в той катастрофе, в том падении, которое мы называем первородным грехом.

Дело не в том, что первые люди согрешили, съев запретный плод. Такое название «запретный плод» – неверно.

Человеку было сказано, что есть с дерева нельзя, и объяснено почему: потому что еще не время, потому что человек еще не готов, не созрел для того чтобы вкусить этот плод. Не было прямого запрета, потому что Бог не балуется.

Если бы Он сделал для человека что-то невозможное – это было бы просто человеку невозможно. Но это было воспитание свободы.

Помните сказку «Цветик-семицветик» с реальным финалом? У девочки осталось два лепесточка после всех желаний, и вдруг она вспоминает, что за её домом живет самый красивый в городе мальчик, которого она любит. Она мчится к нему и рассказывает про волшебный цветок.

Он не верит, она дергает лепесточек и исполняет его желание, а потом говорит: «Теперь, мальчик, я оторву последний лепесточек – и ты полюбишь меня». И он в ужасе говорит ей: «Не делай этого, потому что потом ты меня убьешь.

Я буду ходить за тобой тенью, а ты всю жизнь будешь знать, что я люблю тебя только по волшебству, а не по правде моего сердца”. И девочка растаптывает этот цветочек.

Это великолепная религиозная попытка объяснить человеку почему Бог создал нас свободными, почему Он не создал нас послушными, любящими по определению. Богу не нужна такая любовь.

Но человечество не устояло в этой любви и свободе, которую дал ему Бог, не смогло её понести. И каждый из нас этот мир не облагораживает после грехопадения, а вносит в него долю своего яда.

То зло, которое сопровождает нас в мире, вызвано не действиями Бога, оно существует вопреки воле Бога «всем человеком спастися, и в разум истины прийти».

Бог несколько раз испытывает Адама в раю, когда он пал: «Где ты Адам? Почему ты прячешься?». Адам все переводит на Еву. И Еву пытается спасти Господь.

А в Гефсиманском саду Христос и Иуду будет пытаться спасти: «Поцелуем ли предаешь Меня?».

Ведь Бог уже знает заранее и что Адам сделал, и что Иуда Его предал, но просит: Остановись, покайся, измени свою судьбу, измени суд Божий. Покаяние – это тот шаг, где судьба человека может измениться.

Первым это увеличивающееся зло увидел Адам. Уже в поколении его детей грех начинает расти, как ком. Человеческое зло, рожденное в свободной воле человека, начинает свою разрушительную работу в этом мире. И самое страшное последствие первородного греха – смерть. Именно из-за нее мы проживаем свой путь в печали и горе.

Поэтому, когда мы говорим о таких тяжелых вещах как смерть невинных людей в страшных войнах, в террористических актах, мы должны понимать, что источник этой катастрофы, источник этой беды находится в нашем человеческом падении, в нашем человеческом грехе. На вопрос – «почему Бог допускает смерть детей и т.п.?» нужно смотреть с другого угла.

Когда Христа спросили о погибших под завалами башни, он ответил: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете».

За этими словами стоит не месть, не наказание, а скорбь. Скорбь Бога о человеке. Каждый человек знает о своей греховности, и все мы понимаем, что выйдем из этой жизни только через смерть. И поэтому смерть – это не просто безысходный шаг, а наш самый серьезный и самый сложный экзамен, который мы призваны сдать.

Жизнь – это наша школа. Мы все сейчас находимся в некой комнате ожидания. А преодоление смерти – это христианская победа, венец нашей жизни и желание нашего сердца. И возможна она только потому, что Христос эту победу совершил.

И, в этом смысле, любое страдание этого мира для нас – это скорбь и плач по тому, как глубоко поражен человек грехом. Это плач Христа о Своих детях.

Христос плакал в этом мире, когда Ему было невыносимо наблюдать, во что грех и смерть превратила человека.

Он плакал над своим другом Лазарем, потому что Его душила боль при виде того в какую череду болезней, некрасоту умирания облечен человек – Его любимое творение. Именно поэтому сердце Христа разрывалось.

Этот мир безнадежен, его нельзя исцелить. Этот мир пройдет. Но наша задача, даже зная, что мир погибнет, принести в него свет Христов, просветить его любовью, наполнить его через себя Христом и дать этому миру шанс переродиться в новый мир.

«Прииди, Господи Иисусе!» – вот наша главная христианская молитва.

Поэтому при всей нашей скорби, при всей катастрофе нашего бытия, мы должны помнить, что наш самый страшный и самый последний враг, который должен быть побежден – это смерть. Христианское сердце никогда не должно смиряться со смертью.

Мы не должны смотреть на своих ближних, лежащих в гробу и убеждать себя, что так положено, что таков ход человеческой жизни. Это неправда, нет такого хода человеческой жизни, не готовил Господь такого уродства. Это наша катастрофа, и так как нам эту катастрофу самим было не победить, ее победил Христос ценой Своей любви.

Поэтому как бы нам ни было больно смотреть на нашу действительность, мы должны как христиане, отвечая за этот мир, пытаться его преобразить. Этот мир всегда будет наполнен убийцами, насильниками, ворами, но наша задача – разобраться со своим сердцем в том обществе, в котором мы живем, научить своих детей любви и не бояться, не смиряться перед нашим врагом – смертью.

Протоиерей Виталий Шинкарь

Начнём с того, что на этот вопрос ни в каком другом мировоззрении, кроме христианского, по сути дела, ответа нет.

Любой нехристианский ответ сводится либо к констатации, что раз такое есть, то по-другому и быть не может; либо к безнадежному упованию, что вместе с прогрессом наступят времена, когда не будет ни войн, ни болезней и человечество откроет тайны неведомой ныне продолжительности жизни и развития способностей; либо — и это, пожалуй, высшее, к чему поднялась нехристианская мысль у стоиков, — что раз человеку даны всего две возможности, как у привязанной к телеге собаки: или бежать за ней, или, если не желаешь бежать, тащиться вслед, обдирая бока по камням, — то все объясняется только фатумом, влекущим нас в неизвестное.

Ответ, который на этот вопрос дает евангельское благовестие, сводится к одному очень решительному утверждению: да, в мире есть вошедшие в него с грехом болезни, катаклизмы, войны, непонятная и невместимая человеческим разумом жестокость и несправедливость, но в этот ужасающий мир ради его спасения пришел не Ангел, не пророк, не учитель нравственности, а ставший частью этого мира Бог. Это и есть сердцевина нашей веры: Бог стал частью этого мира, совершенно тождественной нам, чтобы его изнутри переродить.

И поэтому мы знаем, что нет слезы младенца, которая не была бы отерта в Царствии Небесном. Нет горя, которое не было бы избыто и побеждено, когда человек в конце своего пути встретит Христа. Нет ничего несправедливого, неоправдавшегося, нереализованного, что не было бы восполнено там, где Бог будет всяческое во всех (1Кор. 15:28).

И это единственный истинный ответ, ведь Спаситель пришел в наш мир для того, чтобы, разделив с нами весь этот ужас и всю эту скорбь, преобразить его изнутри, а не для того, чтобы переключить кнопки и перенастроить программу…

прот. Максим Козлов

– Как говорить о случившемся? Можно только плакать и молиться. Все время обвинять и упрекать Бога – Где Ты был, где Ты был? – невозможно. Мы живем в таком мире, когда каждое наше слово, каждое наше дело отражается на этом мире.

Любая большая война начинается с ссоры в коммунальной квартире. Но мы об этом не думаем, не замечаем этого.

По большому счету все войны и все теракты по отношению друг другу мы устраиваем сами – пусть и маленькие, микроскопические, но жуткие. Когда мстим друг другу, воюем друг против друга, ненавидим, не прощаем друг друга. Эти теракты есть в нашей жизни, но мы их не замечаем, потому что они гомеопатического размера.

И такие теракты мы устраиваем ежедневно – оскорблением, проклятьем, пожеланием другому сдохнуть. Они происходят в нашем мире постоянно, случаются с нами ежедневно, а мы обращаем на них внимание и воспринимаем их как трагедию только тогда, когда они вырастают до катастрофических размеров.

Протоиерей Алексий Уминский

– Преступления и несчастья преследовали нас во все времена. К сожалению, уже стали привычным и обычным делом − теракты и другие намеренные убийства людей. Все это грешно и ужасно, но убийства ежедневно во множестве совершаются во всем мире. Если говорить о массовых убийствах, то можно вспомнить нацистскую Германию, начало прошлого века в нашей стране, да и в других местах по всей планете.

Но Бог есть Любовь, и это неизменно. Апостол Петр ясно ответил на вопрос “как Бог допускает зло?”. Господь не медлит, Он долготерпит, даёт нам время покаяться и исправиться, призывает нас к единению с Собой.

Наступит момент, когда Бог вмешается и истребит всякое зло, это и будет концом света. Благодать Божия, Божественная Любовь исполнит Собою всё и вся. Люди, которые примут это с радостью, обретут вечное блаженство.

Люди, для которых жизнь с Богом нежеланна, этим нежеланием и обрекут себя на вечную муку.

Страшный Суд ждёт каждого из нас, а не только террористов. Готовы ли мы? О себе скажу: не готов, и поэтому не тороплю второе пришествие Христово, а каждый о себе пусть сам решает. Бог даёт нам время на покаяние и подготовку к концу света, который для каждого лично наступит с окончанием его земной жизни, а потом – воскресение и Страшный Суд.

Возвращаясь к гибели людей в Брюсселе, скажу: несчастья случаются, но нам следует со смирением и терпением принимать волю Божью.

Не стоит создавать себе психозы в спокойной квартире, бесконечно читая новости.

Читайте также:  Паломничетво ланселота

Да, такие события напоминают нам о том, что мы смертны, можем умереть неожиданно по дороге с работы или на работу. Поэтому нам следует готовиться к встрече с Богом и во благо использовать отпущенное нам время.

И последнее. Молимся ли мы об убийцах, телесно губящих других людей, а духовно губящих себя?

Протоиерей Константин Островский

Не хочется говорить банальностей. Сказано много. Все очевидно и очень страшно. Страшно, потому что не оставляет ощущение того, что мы все-таки приближаемся к какой-то тяжелой развязке.

Впрочем, ощущение это не ново и переживается нами уже не так остро, как теми, кто видел и слышал Спасителя еще во дни Его земного пребывания с нами. С момента же Его Вознесения те, кто последовал за Ним, чаяли его славного и великого возвращения, наверное, больше даже чем завтрашнего дня.

Вот и самая таинственная и страшная книга Нового Завета завершается призывом к Тому, Кто придет в этот мир для Суда: «Ей, гряди, Господи Иисусе…» (Откр.22:20.).

Видимо, на этой земле уже совсем не осталось места, где бы ни было боли и страданий. Смерть в этом мире процесс, увы, неотменимый. Даже в кругу близких, со стаканом воды, с молитвой и благословением, но человек умрет. Умрет он и в нищете и в скорби, одинокий и озлобленный. И это еще страшнее.

А еще это может произойти на борту воздушного лайнера, в жилом доме, в аэропорту и в метро. И самое страшное во всем этом, что человек, как бы он ни был собран, какой бы ни обладал верой и стойкостью, все равно не будет полностью к этому готов.

Не будет, потому что смерть для смертного человека, как это не парадоксально, все равно противоестественна. Не создавался он для смерти и скорбей. Но то, что случилось, не имеет обратного хода, включить реверс на момент «до встречи со змеем» нельзя, да и не надо.

Потому что цена за это беспечное согласие уже оплачена. Она безмерна высока. И это цена крови. Его Крови.

А значит, что во всем этом безумии и ужасе самое время вспомнить о том, что всякая слеза отрется и скорбь получит утешение. Но это не случится благодаря совместным заявлениям или всевозможным действиям и операциям. И уж тем более никакая на свете компенсация не сможет восполнить потерю близкого человека.

Я верю в то, что если человек, увидев, пусть даже на экране, в выпуске новостей, чью-то страшную чужую беду вздохнет хотя бы с капелькой сострадания к тому, кто терпит бедствие, или же погиб, лишен крова и отчаялся, то зло обязательно споткнется.

Хотя бы в его сердце. Этих мест, где ужас и смерть уже едва ли не влились в цвет глаз, уже слишком много в этом мире. И сострадать надо не думая о том, а сострадают ли нам? Какая польза в том, чтобы любить только тех, о ком мы точно знаем, что и они нас любят.

Таких вот мнений в интернете за последние дни было немало: «ну и что взрывы, ну и что в Брюсселе, а кто из них переживал за наши лайнеры, за атаки на наши города и школы, а санкции кто вводил?……и т.д.». С такой логикой недалеко и до радости «что у соседа корова сдохла».

С такой же логикой заливают гудроном детские горки и предлагают их еще и зарином пропитать.

Такие неслучайности и явно нечеловеческий расчет на них тоже надо учитывать. Учитывать, чтобы знать, кто и зачем по настоящему радуется боли и смерти, страданиям и хаосу.

 Учитывать, чтобы ужаснуться этому и не пройти мимо.

Чтобы понять, что равнодушие, особенно осознанное, это самая питательная почва для страшной и смертельной пустоты в душе, занять которую стремиться тот, кому плоть и кровь не нужны.

Время Поста дано для того, чтобы учиться любить. Об этом в молитве Ефрема Сирина мы просим ежедневно вместе целомудрием и смирением. Там не указано, кого конкретно и за что.

Если нет любви, то нет и молитвы, а если нет молитвы, то мы и не ищем возможности быть с Ним, дышать тем, чем исполнено Его Царство. Как будет сделано «одному из малых сих» так будет сделано и Ему.

Тем более, что слова «Ей, гряду скоро» были произнесены уже очень давно. И дай-то Господь, чтобы это скоро не стало для кого-то болезненным и нежданным.

Священник Андрей Мизюк

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/pochemu-bog-dopuskaet-stradaniya-smert-detej-i-terrakty/

Почему страдают дети? | Милосердие.ru

«Трое моих внуков из девятнадцати родились с сердечной патологией, не совместимой с жизнью. Один прожил три дня, две внучки прожили меньше месяца», — епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон о том, почему страдают дети (беседа с родителями детей-инвалидов)

Фото: диакон Андрей Радкевич

Почему в мире существует зло?

Я хотел бы поговорить с вами не только как епископ и председатель отдела по церковной благотворительности, но и как многодетный отец и многовнучатый дедушка. У меня четверо дочерей и девятнадцать внуков. Когда моей младшей дочери было 6 лет, умерла моя жена и со мной остались четверо детей. Это был очень трудный период в моей жизни, очень скорбный, тяжелый.

Трое моих внуков из девятнадцати родились с сердечной патологией, не совместимой с жизнью. Один прожил три дня, две другие внучки прожили меньше месяца. Для меня это было очень тяжелое испытание.

Мои дети болели, когда были маленькими, моя дочь перенесла очень серьезное заболевание после 20 лет, двое моих внуков остались живы только благодаря операции на открытом сердце; поэтому я знаю, что такое болезнь детей и знаю что такое смерть близких. Я понимаю вашу скорбь и ваши трудности. Думаю, что многих из вас мучает вопрос – почему это случилось именно со мной? Об этом я и хотел бы поговорить.

Мы с вами верим в Бога, Который не сотворил зла. Когда Бог создал первых людей, они были здоровы, они не были инвалидами. В них не было греха, и они жили в радости. Но, к сожалению, они использовали свободу, которую дал им Бог, во зло и совершили грех отступления от Бога.

Через этот грех в их природу вошло зло, которое настолько исказило их, что когда у них родились дети, один из них из зависти убил своего брата. Представляете, человек, родители которого жили в раю и, наверное, рассказывали ему о том, как они там жили, не удержал свою злобу и убил брата.

Зло и болезни, которые есть в мире, — следствие этого греха первых людей.

Человек создан для радости

Понятно, когда циррозом печени болеет алкоголик. Понятно, когда наркоман оказывается в психиатрической больнице. Понятно, когда курильщик болеет раком легких. Тут явная связь греха, который совершил человек, и болезни, которой он заболел. Но почему страдают безгрешные младенцы?

На этот вопрос невозможно ответить так, чтобы любящее сердце раз и навсегда успокоилось. Потому что человек создан для вечной жизни, для вечной радости, и мы не можем согласиться с тем, что наши дети больны и страдают. Мы и не должны с этим соглашаться. Человек создан для радости, для совершенства. Как совместить это с тем, что страдают невинные дети?

Земная жизнь, в которой мы с вами живем, несовершенна для всех, а не только для детей. Все мы живем в мире, в котором есть зло. Войны, стихийные бедствия, катастрофы. Во время взрыва в одном из российских городов погибли две девушки, которые уступили место террористке-смертнице в автобусе.

Она пришла с забинтованной рукой, и девушки ее пожалели. Их доброта спасла несколько жизней: если бы террористка стояла, вокруг погибло бы гораздо больше людей. Но первыми погибли именно те две добрые девушки.

Почему так происходит? Почему зло сильнее добра? Почему рождается так много детей-инвалидов?

Все мы несовершенны

Мы все происходим от Адама и Евы, человеческая природа которых оказалась искаженной болезнью греха. Поэтому мы все подвержены этой страшной болезни греха. Мы все — инвалиды. У кого-то инвалидность проявляется в несовершенстве души, у кого-то в телесных болезнях.

И трудно сказать, кто инвалид в большей степени — святая Матрона Блаженная, которая всю свою жизнь не вставала с постели, была слепой, но видела будущее и помогала людям, или какая-нибудь победительница конкурса красоты, которая выставляет напоказ свое здоровое тело, соблазняет и развращает других.

Кто из них ближе к совершенству? Кто заслуживает сострадания?

Мы, христиане, верим и знаем, что тела людей воскреснут, но будут не такими, как сейчас: тело будет соответствовать душе человека. Сейчас очень часто бывает, что тело прекрасно, а душа уродлива, грязна.

Или, наоборот, среди тех, кто страдает телесными недугами, очень много чистых и добрых людей. Какие глубокие, прекрасные, лучистые, глаза у многих детей инвалидов! Глаза – зеркало души.

Если душа чиста, то тогда, конечно же, в вечности тело не будет иметь изъянов.

Мы нуждаемся в помощи друг друга

В этой жизни мы созданы так, чтобы быть помощниками друг другу. Никто из нас не обладает совершенным знанием, совершенным умением, все мы нуждаемся в помощи других.

Кому-то нужна помощь в передвижении, кому-то нужна помощь в чтении, потому что он не видит. Кто-то нуждается в защите сильного, кто-то — в утешении и поддержке.

В младенчестве дети нуждаются в помощи родителей, в старости родители — в помощи своих детей. Бог так устроил, чтобы мы любили друг друга и друг другу помогали.

Когда в семье рождается особый ребенок — это призыв к родителям восполнить то, чего у него нет. Не только родители это могут делать, но и Церковь, врачи, социальные работники; государство, хоть плохо, но все-таки помогает.

Таким образом все мы призываемся здесь, на земле, помогать друг другу, учиться любить других. В Царствии Небесном человек уже не сможет учиться любви, там не будет нуждающихся в помощи. Сочувствие болезням других, забота о наших ближних учат нас главной добродетели, приобщают к радости любви.

Пусть это больно и трудно — сопереживать несчастью других, но без этого не будет и вечной радости.

Один великий святой однажды стал размышлять: почему одни больны и живут в нищете, а другие здоровы, богаты и умирают в окружении родственников.

Когда он так задумался, ему от Бога был ответ: «Антоний!, — так звали этого святого, — тебе не полезно об этом думать, думай о спасении своей души». Условия, в которых мы живем, даны Богом, если мы доверяем Ему.

Мы должны это принять, как данный нам Богом путь ко спасению.

Бог призывает к большей любви

Иногда беда приходит не потому, что мы сделали что-то плохое или кто-то в этом виноват, а для того, чтобы мы научились с этой бедой справляться, смогли ее преодолеть. Если такое случилось с нами, значит, Бог призывает нас к большей любви. Потому что ребенок, у которого ограничены возможности, нуждается в большей любви, в большей опеке, чем ребенок здоровый. Это призвание Божие.

Иногда беда случается из-за неправильного поведения родителей. Но ответить на вопрос: «Почему это случилось со мной?» человек может только сам. Он может услышать ответ от Бога. Ответ бывает разным. Иногда это призыв к большему совершенству. Иногда –остановка греха, который могли совершать родители. Иногда — для того, чтобы в мире стало больше любви.
Как с этим жить?

Но понять, как жить с бедой, мне кажется, даже важнее, чем выяснять причину, по которой она пришла. Следствием греха Адама и Евы стало то, что между ними и Богом появилась стена, и они потеряли возможность с Ним говорить, как говорили в Раю. Не могли слышать ответы на свои вопросы, как слышали в Раю.

Они перестали Бога понимать, прервалась связь с Богом.
Люди жили так на протяжении всего того времени, которое у нас называется ветхозаветным, — до пришествия Христа. Если вы читали Библию, вы знаете, сколько там описано страшных преступлений, войн, бед, злодеяний. Но мы с вами живем в другое время.

Бог пришел на землю и стал человеком, чтобы помочь нам пережить наши трудности и беды.

Сейчас модно обращаться к психологам за помощью. Наверное, многие из вас обращались к ним. Я тоже однажды обратился к психологу. Мне хотелось понять, смогут ли они мне помочь. У меня тоже бывают периоды печали и уныния, и я поделился своими трудностями.

Я сказал: «Вы знаете, мне что-то очень тяжело, я чувствую, что все, что делается, делается неправильно, хочется куда-то уехать подальше, все уже надоели, кто-то постоянно приходит, что-то спрашивает. Вот такое у меня тяжелое настроение. Как мне быть?» И психолог мне отвечает: «Вы знаете, у Вас очень низкий самооцен».

Я говорю: «И что же мне делать?» И психолог говорит: «Попробуйте мебель переставить»…

Наверно? есть психологи, которые дают более удачные советы, но сколько я с ними ни встречался, они говорят: «Мы готовых ответов не даем. Мы помогаем человеку самому понять». Но ведь есть Тот, кто может дать ответ — это Бог. Он может не просто поставить диагноз, но может вернуть ту радость, для которой мы с вами созданы. У нас с вами есть такая возможность. Мы можем обрести это во Христе.

Читайте также:  Как помочь ребенку пережить смерть близкого человека? у ребенка умерла мама.

Дверь в Царство Небесное

Многие люди живут в ветхозаветном времени. Они считают, что между ними и Богом стена, что Бог для них неведом, непонятен и они ничего о Нем не знают. Но если человек знает о Христе, верит во Христа, то для него открыта дверь в Царствие Небесное. Причем не после смерти, а уже здесь, на земле. Уже здесь есть радость, к которой можно приобщиться самому и приобщить своих детей.

Когда я думал о воспитании своих дочерей, главным для меня было, чтобы они сохранили веру в Бога.

Когда нужно было выбирать, в какую школу их отдать, я выбирал школу, где учились верующие дети, выбирал им верующих друзей, верующих подруг, думал о том, кто будет их исповедовать, думал о том, как оградить их от влияния плохих компаний.

Дети с ограниченными возможностями часто не в такой степени контактируют со злом, которого так много в мире. Они, может быть, не все видят, не все знают — и слава Богу. Домашние дети часто лишены общения со сверстниками, которые сейчас здоровы телом, но душой, к сожалению, часто очень больны.

Мне кажется, главное, — чтобы дети приобщились к Любви, к Божественной благодати, к жизни в Царствии Небесном уже здесь, на земле. Ради этого Бог пришел на землю. Но если, дорогие родители, вы сами будете вне этого общения любви, вы не сможете и детей этому научить.

Некоторые говорят: «Мы-то ладно, нас никто не учил, пусть хоть ребенок…». Но ребенок все воспринимает через родителей. Тем более ваши дети связаны с вами теснее, чем те, кто может пойти на улицу или сидит в соцсетях. Ваши дети воспринимают многое только через вас.

Поэтому наша с вами общая задача — больше узнать о Христе.

Бог открывает Себя тем, кто Его ищет

Храмы — островки благодати в мире. То, что в них совершается, преображает душу человека, освящает его сердце, просвещает его ум, учит его совершенно другой жизни, дает ему удивительную радость, и эта радость ни с чем несравнима.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что если человек окажется в Царствии Небесном хотя бы на мгновение, он согласится всю оставшуюся жизнь провести в яме с червями, которые бы ели его плоть, лишь бы не лишиться этой радости. Каждый раз, когда мы приходим на Литургию, к этой радости можно приобщиться.

Каждый раз, когда мы обращаемся к Богу, мы можем почувствовать, услышать ответ от Бога.

Молитва — это не просто бормотание каких-то непонятных слов-заклинаний перед иконами, которые воспринимаются как некий талисман. Молитва — это обращение к Живому Богу. Молитва предполагает, что мы услышим ответ от Бога.

Надо быть готовыми не просто что-то сказать, чего-то попросить, а услышать, что отвечает Бог. Наша душа должна быть открыта Божиим словам. Эти слова есть в Евангелии.

Если человек не читает Евангелие, как он услышит, что говорит ему Бог?

Бог открывает Себя тем, кто хочет Его найти. Найти любовь, радость. Тем, кто обращен к духовной жизни, а не только к плотской. Тем, кто понимает, что главное — это душа, а не тело. Таким, конечно, Бог открывает Себя и — в такой полноте, что человек живет радостно, несмотря ни на что.

К этой радости можно приобщиться всем нам. К этой радости мы можем и должны приобщить наших детей. В этом никак не ограничены их возможности. Если мы этого не делаем, мы лишаем их самого главного.

Нужно, конечно, заниматься их реабилитацией, нужно стараться помочь им в их болезни, развивать их способности, научить есть с ложки, например, не бояться других людей, водить их в кафе или в зоопарк.

Но главное, — мы должны приобщить их к этой радости. Тогда мы сделаем для них самое главное.

Фото с сайта 1tv.ru

Ограничение возможностей — часто ограничение зла

Земная жизнь когда-нибудь кончится, мы все в конце жизни станем инвалидами, если нас не убьет террорист или не переедет машина.

Я, например, еще не окончательно инвалид, но уже не могу бегать, как я бегал раньше, не могу так же быстро ходить, как раньше, быстро устаю.

У человека отказывают разные органы и в конце концов все мы станем косточками в земле. А когда-нибудь и косточек не останется.

Мы переживаем: «Ах, мой ребенок так выглядит плохо, не такой красивый как остальные». Но через 90 лет между вашим ребенком и самым здоровым его сверстником не будет никакой разницы.

Оба будут лежать в земле, а души их — предстоять перед Богом. Главное совсем не то, в каком телесном обличии мы здесь находимся. Это нужно хорошо понимать.

Конечно, горько, когда страдает наш ребенок, надо ему помогать, но больше думать о том, в каком состоянии находится его душа.

Души таких деток очень часто бывают чистыми, замечательными и с ними часто гораздо радостнее быть вместе, чем со здоровыми балбесами, которые уже и воруют и наркотики принимают.

Поэтому ограничение возможностей бывает ограничением зла. Конечно, не всегда так и это не самое главное, но все-таки. Возможность узнать о Боге, быть с Богом — вот это самое главное. Я думаю, что все ваши дети крещены, но редко причащаются, да и вы давно уже не причащались или вообще не причащались.

Участие в Божественной Литургии — это самая главная радость для человека, который верит во Христа. Когда совершается Литургия, благодать Божия являет себя в храме так, как не являет себя нигде. Господь говорит: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них». Когда мы собираемся в храме, то среди нас Господь.

Через Евангелие можно понять смысл событий

Наше сознание сформировалось в безбожном мире, который не знает Христа. Наши понятия часто не соответствуют истине. Это неправильное сознание нужно менять. Есть такая книга «Евангелие», хранение слов которой в сердце помогает изменить себя внутри, изменить сознание.

Евангелие — трудная книга для понимания, ведь это рассказ о Царствии Небесном, она не может быть простой. Но мы с вами должны возвыситься до Евангелия.

Тогда мы поймем смысл происходящих с нами событий, узнаем ответ на многие наши вопросы. Через Евангелие Господь нам отвечает.

Читая Евангелие, вы можете найти слова, которые перевернут ваше сознание, которые коснуться вашего сердца, помогут понять, как вам жить, поддержат вас в трудную минуту, дадут удивительную радость.

Вне понятий Евангелия очень трудно быть счастливым на Земле. Не только когда у тебя ребенок инвалид, но и когда у тебя все хорошо. Я знаю очень много богатых успешных людей, которые приходят ко мне и говорят: «Что-то мне как-то тяжело…» Потому что на самом деле человека спасает не здоровье его тела, не благополучие его жизни, а соединение с Богом.

Вы в этом смысле никак не ограничены в ваших возможностях, а даже больше открыты к тому, что Господь хочет дать. Таких деток называли раньше убогими. Но ведь это значит «у Бога». Они избранники Божии, не всем Господь дает понести этот крест. Нужно согласиться и принять его. Тогда Господь и утешит и поможет вам.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/pochemu-stradayut-deti-2/

Почему Бог позволяет страдания в мире?

Однажды к святому Иоанну, Затворнику Сезеновскому мать привела сына, больного шизофренией и эпилепсией. Она горько жаловалась на свою судьбу. Иоанн Затворник обнял, поцеловал ее сына, а ей сказал: «Он мученик, он будет спасен, и ты спасешься ради него».

Дети, рождающиеся больными – жертвы за общечеловеческие грехи; на них особая милость Божия. Они не пасынки Божии, а невинные страдальцы, которые будут стократно награждены за свои страдания в будущей жизни.

Архимандрит Рафаил (Карелин).

Что такое страдание? Это всегда некоторое состояние неправильности. Если у человека что-то заболевает, то человек понимает, что надо это лечить. Боль душевная или физическая есть сигнал о необходимости лечения. Нарушение заповеди послушания Богу в раю, отказ от Бога, стал отказом от жизни и шагом в сторону смерти. Поэтому закономерно появились и страдания.

Любой человек понимает, что болезнь и сопровождающие ее боли есть симптом смерти – если не лечиться, то болезнь окончится летальным исходом. Почему сказано было, что мужчина будет зарабатывать хлеб в поте лица своего, а жена будет рожать в муках? Не надо понимать это как жестокое наказание за непослушание.

У нормального порядочного атеиста, не знающего догматики, просто волосы дыбом встают. Мне неоднократно приходилось слышать, как атеисты говорят: «И вы этого Бога любите? Который за малейшее непослушание осуждает на мучения и смерть? Вы хотите жить с Ним в раю?!» А решается проблема очень просто.

Это не наказание, а, скорее, констатация факта, потому что человек сам избрал этот путь, он сам отошел от жизни, поэтому и сам покинул рай. А Бог, как врач, констатирует этот факт.

Представим себе ситуацию:   два друга сидят в ресторане: один водочку заказал, шашлычок, а другой – манную кашу.

– Ты что так? – спрашивает первый.

– Да знаешь, врач не разрешает, — отвечает второй.

– Мой врач тоже мне не разрешал. Но я вот ему тысячу долларов дал, он и разрешил.

Этот абсурдный диалог показывает, что врач существует не для того, чтобы разрешить или запретить пить водку больному человеку, а для того, чтобы поставить правильный диагноз и вылечить, а для этого сам больной должен ограничить себя в некоторых продуктах. Так и Бог констатирует состояние человека: «Извини, но ты смертельно болен, и твоя жизнь будет полна страданий». Это не наказание, это констатация факта.

Страдание в мире и от прачеловека и от каждого из нас, ведь мы совершаем грех каждую минуту и каждую секунду, и живем в смерти и в страдании. Но если мы верим во Христа, то мы понимаем, что это путь, ведущий к истинной жизни, потому что Спаситель сказал, что «Я есть путь и истина и жизнь». И когда мы выбираем этот путь, ведущий к жизни, то тогда мы обретаем то самое первозданное состояние.

Как тогда можно объяснить, что более праведные люди зачастую живут в страданиях, тогда как злодеи и грешники блаженствуют?

Христос нам сказал, что путь в Царствие Небесное — это узкий путь, то есть уже сам по себе этот путь подразумевает некоторые страдания. Почему же такой сложный путь, почему надо входить узкими вратами? Дело в том, что страдание — это необходимый спутник любого труда.

Томас Эдисон как-то сказал, что гений — это 1% таланта и 99% пота. Если мы хотим чего-то добиться, то мы должны прилагать усилия, и поэтому сказано, что Царство Небесное силою берется.   Но надо также понимать, что есть страдание во имя добра, во имя любви к Богу и к ближнему, а есть бессмысленное страдание.

Если я палец себе дверью прищемлю специально, то ни к Богу, ни к раю я ближе не стану.

Вообще же страдание — это мерило того, правильно ли мы живем. Если у нас нет страданий, то мы должны задуматься: что-то, наверное, не так. А когда есть страдания, то мы понимаем, что мы на правильном пути. Именно поэтому мы часто слышим, что Бог посылает испытания действительно тем, кто любит Его, хотя по нашей слабости мы, естественно, не хотим этого.

Приведу такое сравнение: есть два спортсмена, один талантливый, другой не очень. Что скажет тренер более талантливому спортсмену? Естественно, заставит тренироваться по нескольку раз в день, будет постоянно к нему придираться, требовать лучших результатов. А другому может сказать: часок попрыгай, побегай, поплавай   и можешь идти домой.

Первому он дает страдание, и тот мог бы обидеться, но он понимает, что это сейчас ему тяжело, а потом он олимпийским чемпионом станет. А второй в лучшем случае здоровье поправит. Человеку сначала приходится себя заставлять, а потом вдруг от того же самого начинает получать удовольствие.

Но это только в том случае, если ты идешь в правильном направлении.

Сложно все же для человеческой психики принять, что больше страданий попускается Богом для любящих Его

Важно понять, что Бог для нашего спасения и блага использует наши же ошибки. Бог не творит зло, чтобы использовать его как некоторый инструмент во спасение. Такое понимание было бы разновидностью манихейства. Но Бог использует наши же собственные ошибки для нашей же пользы.

Именно в этом плане можно говорить, что страдание есть путь к спасению. Бог не столь бессердечен. Он Сам стал человеком и Сам пострадал, не только телесно, но и душевно, ведь его предали и ученики, и весь богоизбранный народ. Он испытал все страдания, которые только можно представить себе, — и телесные и душевные.

Читайте также:  Сын утонул, потеря сына - они пережили потерю. истории горюющих

Поэтому Бог — не отстраненное существо, равнодушно смотрящее, как Его тварь страдает.

Часто в классической русской литературе можно прочитать, что страдание облагораживает человека, а человек, который живет без страданий, в неге и роскоши, портится. Как сказал апостол Павел «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать».

   И что поразительно, современный писатель Варлам Шаламов, который 25 лет провел в колымских лагерях, фактически повторил слова апостола Павла. Он вывел из лагерей опыт, что в нечеловеческих условиях хорошие люди становятся лучше, а плохие хуже.

Чем больше в лагерях греха, тем больше в них добра человеческого. В этом смысле страдания облагораживают человека.

Есть люди, которые умеют преодолеть себя, умеют встать над своими невзгодами и победить свою собственную природу, свой собственный недуг. И мы таких людей уважаем, любим и преклоняемся перед ними.

   Или люди, которые побеждают недуг других людей, испытывая к ним сострадание. Само слово «со-страдание» означает совместное страдание. Кто-то страдает, а у меня все хорошо, я здоров, но я ему сострадаю.

У великого поэта А.С. Пушкина есть такая фраза: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Зачем, казалось бы, это – жить, чтобы страдать? Мазохизм какой-то. Но нет. Нет страдания — нет жизни.

Потому что жизнь — это борьба, совершенствование, движение вперед, а оно всегда сопровождается некоторым усилием. Путь к Царствию Небесному — это путь ввысь.

Чтобы взобраться на гору, надо приложить огромные усилия, а вот чтобы упасть с горы, усилий не надо никаких. Падать всегда приятно, особенно если не знать, что тебя ждет внизу.

Недавно прочитал интервью с американским рок певцом, который критикует западную цивилизацию за то, что она создала культ бессмертия. То есть человек живет так, как будто его не ожидает смерть, человек живет для наслаждений.

А чтобы наслаждения были абсолютными, надо представить, что они вечные и что никакой расплаты за них не будет. Поэтому не принято ни в литературе, ни в фильмах, особенно в Голливуде, говорить о смерти как о каком-то страдании.

Не принято говорить о смерти как о метафизической страшной проблеме, о которой надо всегда думать. Наша цивилизация — это цивилизация, в которой страдания стремятся убрать.

Очень часто считается, что Бог посылает нам страдания в наказание за какие-то наши грехи

Даже апостолы так думали и в парадоксальной форме задали Христу вопрос о человеке, слепом от рождения: «…кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Как мог согрешить тот, кто еще не родился? «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Так что страдания имеют некую иную причину, а не есть просто наказание за грех.

В Библии есть книга, которая полностью посвящена проблеме страданий. Это книга Иова. Праведный Иов, как мы помним, не соглашается с тем, что он страдает за какой-то свой грех. Но друзья ему постоянно говорят: «Ты страдаешь, значит ты согрешил». Иов же говорит: «Пусть Бог мне ответит, за что я страдаю. Я чист перед Богом».

И Бог ему открывается и говорит: «Перепояшься как муж», — то есть приготовься к поединку, если ты считаешь себя равным Мне. И дальше Иову в этом поединке Бог задает несколько вопросов, суть которых сводится к одному: «Ты говоришь, что в мире многое плохо. Но ты можешь создать хотя бы такой же мир? Не лучше, хотя бы такой же?» — «Нет», — отвечает Иов.

— «Но если нет, то о чем ты тогда говоришь?» Есть такая фраза: критиковать легко, сделай лучше. Мы все видим сучок в чужом глазу, не замечая бревна в своем. Так и здесь, если Иов говорит, что мир плох, то, значит, он знает, как сделать его лучше, а если не знает и тем более не может, то должен жить в том, который создал Бог.

И когда Иов понимает и соглашается, принимает мир таким, каков он есть, то есть понимает, что критерий добра и зла в мире не он, Иов, а Бог. И тогда все возвращается в прежнее состояние. Именно в этом состояло грехопадение, когда Адам сказал: «Я — критерий добра и зла». Именно в этом состояло прощение Иова, когда он сказал: «Да, не я, Иов, критерий, а Бог».

Поэтому зло и страдание в мире есть необходимое следствие настоящего мира, испорченного первородным грехом. И мы должны принимать мир таким, каков он есть, благодаря Бога за всё, что Он сотворил и сделал для нашего спасения.

Лега Виктор Петрович 

Помню, когда я был молодым, я задал вопрос монаху, который был старше: «Почему жизнь такая трудная?». Он ответил: «Жизнь не трудная. Ты трудный. Жизнь это мир. Жизнь — это Евангелие. Но ты не живешь по-евангельски, и это — причина твоих проблем.

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАКИМ ПАРР

Почему Бог допустил что страдают и умирают дети?

Почему страдают и умирают дети?

Видели ли вы, как дочь Билли Грэма участвовала в ток-шоу, посвященном событиям 11 сентября?

На вопрос ведущей Джейн Клэйсон:
«Как Бог мог позволить такому случиться?» Анна Грэм дала очень глубокий и проницательный ответ.

Она сказала:

«Я верю, что Бог так же, как и мы, глубоко скорбит о том, что произошло. Но ведь мы годами выгоняли Бога из наших школ, из нашего правительства, из нашей жизни. И я думаю, что Бог, будучи джентльменом, просто отступил. Можем ли мы ожидать от Бога благословения и защиты, если мы при этом требуем, чтобы Он нас оставил?»

Давайте вспомним… По-моему, все началось, когда Мэдлин Мюррэй О’Хара (она была убита, ее тело было найдено недавно)
заявила, что в школе не место молитве, и мы сказали: «Хорошо».

Потом кто-то сказал, что лучше бы в школе не читать Библию (Библию, в которой сказано: «Не убивай», «Не кради» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»!).
И мы сказали «Хорошо».

Затем доктор Бенжамин Спок сказал, что нам не следует применять телесные наказания к нашим детям, когда они плохо себя ведут, потому что этим мы повредим их маленьким личностям — мы можем испортить их чувство собственного достоинства (сын доктора Спока покончил жизнь самоубийством).

И мы сказали: «Он — специалист и знает, о чем говорит». И так мы сказали: «Хорошо».

Потом кто-то сказал, что учителям и директорам нельзя наказывать наших детей. А администрации школ строго-настрого запретили своим преподавателям даже касаться провинившихся учеников, потому что им не нужна плохая реклама и уж тем более они не хотят отвечать за это перед судом (есть большая разница между наказанием и прикосновением, поркой, унижением, битьем и т.д.).

И мы сказали: «Хорошо».

Затем кто-то сказал: «Давайте разрешим нашим дочерям делать аборты, если они этого хотят. Им даже не придется рассказывать родителям». И мы сказали: «Хорошо».

Тогда какой-то мудрый член школьного совета сказал: «Мальчишки всегда будут мальчишками и всегда будут этим заниматься.

Так что давайте дадим нашим сыновьям столько презервативов, сколько они хотят, чтобы они могли развлекаться, как им угодно.

А нам не придется рассказывать их родителям, что они получили их в школе». И мы сказали: «Хорошо».

Потом кто-то из нами же выбранной верховной власти сказал, что неважно, что у нас в частной жизни, если мы хорошо делаем свою работу.
И, соглашаясь с этим, мы сказали, что нам неважно, кто (включая президента) чем в частной жизни занимается, если у нас есть работа и с экономикой все в порядке.

Тогда кто-то сказал: «Давайте печатать журналы с изображением обнаженных женщин и будем называть это здоровой практической высокой оценкой красоты женского тела». И мы сказали: «Хорошо». Тогда некоторые пошли с этой высокой оценкой еще дальше

и начали публиковать фотографии обнаженных детей, а затем и еще дальше, поместив их в Интернет. И мы сказали: «Хорошо, у них есть свобода слова».

Затем индустрия развлечений сказала: «Давайте делать фильмы и телепрограммы, пропагандирующие насилие, богохульство и запрещенный секс. И давайте записывать музыку, поощряющую употребление наркотиков, изнасилования, убийства, самоубийства и сатанизм».

И мы сказали: «Это всего лишь развлечение, негативного эффекта эта музыка не несет, всерьез ее никто не воспринимает, так что продолжайте в том же духе».

И теперь мы спрашиваем себя, почему у наших детей нет совести, почему они не могут отличить плохое от хорошего, почему они, не задумываясь, убивают незнакомцев, своих одноклассников и самих себя. Возможно, если мы всерьез и надолго задумаемся,
то мы сможем в этом разобраться. Я думаю, что здесь дело в том, что «что посеешь, то и пожнешь.

Один молодой человек написал: «Дорогой Господь, почему Ты не спас маленькую девочку, убитую прямо у себя в классе? Искренне Твой, беспокоящийся студент».
Вот ответ: «Дорогой беспокоящийся студент, Меня не пускают в школы. Искренне твой, Бог».

Смешно, как людям легко избавляться от Бога, а потом удивляться, почему мир превращается в ад. Смешно, когда мы верим тому, что говорят газеты, и сомневаемся в том, что говорит Библия. Смешно, когда все хотят попасть на небеса, при этом не веря, не думая, не говоря и не делая ничего из того, о чем говорит Библия.

Смешно, когда кто-то говорит «Я верю в Бога», но сам следует за сатаной, тоже, между прочим, «верящего» в Бога. Смешно, когда нам так легко судить и так трудно быть судимыми другими. Смешно, когда глупые шутки распространяются со скоростью света, но люди дважды подумают, поделиться ли с друзьями статусом, в котором говорится о Боге.

Смешно, когда все непристойное, грубое, похотливое и вульгарное

спокойно находится в Интернете, а в школе или на работе открытая дискуссия о Боге невозможна.

Источник: http://boguslava.ru/pochemu-bog-pozvolyaet-stradaniya-v-mire/

Почему умирают дети?

Уважаемый Александр.

Полностью разделяю Ваши чувства сострадания и жалости. Действительно, это тяжелейшее испытание для родителей, и будем надеяться, что Всевышний пошлет им душевные силы и мужество преодолеть боль потери…

С другой стороны, не будем забывать, что сами эти чувства также исходят только от Всевышнего, который вложил их в нашу натуру. Он источник милосердия, и, несомненно, любит и жалеет всех гораздо больше, чем мы…

Проблема страданий невинных — то, что называется в иудаизме «цадик ве-ра ло» (праведник, которому плохо) — одна из самых глубоких и сложных тем, этим вопросом задавались даже такие выдающиеся личности, как наш учитель Моше и пророк Ирмияу (см. там 12:1). Одна из книг Танаха — книга Ийова — также полностью посвящена этой теме. Великие мудрецы Израиля, Рамбан и Рамхаль уделили этому вопросу много внимания в своих трудах.

Понятно, что разобрать что-либо в рамках короткого ответа очень сложно. Поэтому ограничимся здесь всего лишь одним моментом, способным пролить свет понимания в этой области, а именно «Сод агильгуль» — тайна перевоплощения душ.

Кстати, тысячелетиями знание об этом передавалось тайно среди знатоков Каббалы от учителя к ученику, и только относительно недавно стало доступным широкому обозревателю.

Кроме этого, уже несколько десятилетий назад факт переселения душ был исследован и доказан научным миром.

Оказывается, одна и та же душа приходит в этот мир более, чем один раз.

Для чего? Либо чтобы исправить ошибки прошлого, либо чтобы завершить возложенную на нее задачу, которую не закончила в предыдущий раз.

Сама такая возможность «второй попытки» является проявлением колоссальной милости Творца; из жизненного опыта мы знаем, что возможность «пересдать экзамен» представляется далеко не всегда…

Кроме прочего, подобная система обеспечивает также сокрытие провидения Творца, и создает условия для свободы выбора человека и испытания веры. Ведь если бы грешник сразу же был открыто наказан, а праведник — вознагражден, присутствие Хозяина стало бы очевидным, и не было бы места человеческому служению — выявить реальность Творца и верно исполнять Его волю, даже в состоянии «сокрытия».

Поэтому во многих случаях страдания «невинных» объясняются фактом «виновности» прошлого.

Прошлого, которое полностью скрыто от наших глаз! Человек может прийти в этот мир повторно с разрывом в сотни, если не в тысячи лет! Иногда для конечного исправления все, что необходимо душе — это еще раз войти в тело; так мы встречаем страшные (в наших глазах) случаи, когда малыши умирают, едва родившись (не про нас будет сказано).

А иногда душе необходимо пройти очищение в виде страданий. Важно помнить, что, по словам наших мудрецов, возможность пройти подобную чистку в этом мире (даже ценой самых страшных страданий) является гораздо более мягким наказанием, чем очищение души в Геиноме (Аду).

С уважением и пожеланием только хороших известий, Натан Агрес

Источник: https://toldot.ru/urava/ask/urava_8269.html

Ссылка на основную публикацию