Обряд погребения. смысл и красота.

Погребальные обряды славян

В украинском и русском погребальном обряде сохранилось множество черт, характерных для древних славянских погребальных ритуалов. Поскольку точных сведений о них в летописных источниках не осталось, следует попытаться реконструировать обряд на основе этнографических данных, отделяя христианские наслоения в ритуальном комплексе от более ранних черт, оставшихся с языческой поры.

Древнейшие погребения на территориях, заселенных славянскими племенами, происходили по обряду ингумации. Но в начале нашей эры он был вытеснен обрядом кремации, просуществовавший вплоть до окончательного вытеснения язычества христианством.

Основными видами ингумационного погребения можно назвать следующие:

Погребение умершего в позе эмбриона

Встречается в древнейших захоронениях, теоретически связанных с праславянскими племенами. Такие погребения преимущественно безинвентарные.

Погребение в гробу

Связанно уже с христианской традицией.

Обряд кремации

Относительно обряда кремации, можно выделить следующие его виды:

1. Трупосожжение на стороне

а) с дальнейшим закапыванием пережженных костей умершего в пределах общего могильного комплекса.

Такие погребения бывают безинвентарные или же с одиночными предметами.

Различают погребение:

  • Безурновое — пепел умершего просто ссыпают в могильную ямку в пределах комплекса.
  • В урнах.

б) Трупосожжение на стороне с дальнейшим развеиванием праха

2. Трупосожжение непосредственно на месте погребения:

а) с возложением тела покойного на костер;

б) с разжиганием погребального костра над телом покойного.

В таких случаях чаще всего сначала строят «домовину» — своеобразный «дом мертвых» — над которой складывают костер (характерным примером может служить курган Черная Могила в Чернигове). Оба подвида погребений являются инвентарными.

Вплоть до принятия христианства наиболее распространенной формой погребения было курганное. Многие курганы, исследованные учеными, имеют вокруг кольцевые ровики. Одна из особенностей курганов — деревянные погребальные ящики-камеры в курганах и деревянные ограждения вокруг курганов. Камеры имеют три стены, а у входа вкопаны два столба.

Многие имеют деревянную крышу из нескольких плах. На месте установки камеры разводили огонь, очищая место для осуществления захоронения. В ровики, а если их не было, то прямо в грунт устанавливались столбы. Они оконтуривали курган, а прерывались у входа в камеру.

На месте будущего кургана ставилась камера в восточной части будущей насыпи, поближе к краю. Устанавливалась деревянная ограда. Остатки сожжения очищали от пепла, золы и укладывали в горшок. Качество горшков плохое, что свидетельствует о специальном производстве погребальной посуды. К месту погребения приносили горшки с единой и питьем.

Горшки устанавливали в камеру и начинался процесс создания кургана. В это время разбивалась посуда, обломки которой постоянно встречаются в насыпи при ее раскопках. Камера имела доступ: вход в нее заслонялся камнем или деревянной стенкой.

Когда умирал еще один представитель семьи, рода, камера принимала новые остатки сожжения, посуду для питья и пищи. Хороня умерших, славяне клали с мужчиной оружие, конскую упряжь, забитых коней, собак, с женщиной — серпы, сосуды, зерно, забитую скотину и домашнюю птицу.

Тела умерших возлагали на костер, веря, что с пламенем их души попадут сразу в небесный мир. В случае если хоронили знатного человека, вместе с ним убивали несколько его слуг, причем только единоверцев — славян, а не иноземцев, и одну из его жен — ту, которая добровольно соглашалась сопровождать мужа в загробный мир.

Готовясь к смерти, она наряжалась в лучшие одежды, пировала и веселилась, радуясь будущей счастливой жизни в небесном мире. Во время погребальной церемонии женщину подносили к воротам, за которыми на дровах лежало тело ее мужа, поднимали над ними, и она восклицала, что видит своих умерших родичей и велит поскорее вести ее к ним.

Похороны завершались стравой — пиром-поминками и тризной — воинскими состязаниями. И то и другое символизировало расцвет жизни, противопоставляло живых умершим. Тризна занимает довольно важное место в погребальном обряде. Она не является простым поминовением умершего.

В принципе она является ничем другим, как пиром в честь усопшего, который сопровождается военными играми или соревнованиями. Возможно, что вознаграждением за победу в этих соревнованиях была часть богатства покойного.

Вероятно, такая разновидность поминок по умершему встречался лишь среди родовой знати и высокопоставленных княжих дружинников.

Другой вид тризны встречается среди простого населения — поминовение умерших в цикле годовых календарных обрядов. По свидетельству Г.Костомарова, во время празднования Красной горки люди приходили на могилы предков, приносили пищу и напитки и устраивали праздник в честь умерших.

В мифологии с погребальным обрядом были связаны божества ветра (Стрибог, Вий) и солнца. Ветер раздувал костер, а солнце доставляло души усопших в мир теней, поэтому особое значение придавалось времени погребения (восход солнца, закат или ночь) и ориентации могилы при трупоположении.

С погребением были связаны такие животные как петух, лошадь, собака. Сборщиком тел погребенных являлся змей. В «Слове о полку Игореве» упоминаются Карна и Жля (Желя), которые готовят погребение погибших воинов, их имена реконструируют из слов «корить» и «жалеть» («жальник» — погребальный курган).

В «Слове святого Дионисия о жалеющих» сказано о поведении при погребении: «Есть ли отшедшим отселе душам тамо какая польза от жаления? Дьявол жалению учит и иным бо творит резятися по мертвых, а иных в воде топитися нудит и давитися учит».

Упоминаются также белые траурные одежды женщин и обряд резать лица и рвать на себе волосы.

Желя — вестница мертвых, богиня скорби и жалости, похоронного плача, провожающая на погребальный костер. Сестра Карины. Дочь Мары и Кощея.

Треба: поминальные милодары

Известна из «Слова о полку Игореве»: «за ним кликну Карна и Жля, поскочи по Русской земли» (в первом издании памятника, в более ранней рукописной копии, — слитное написание: Карнаижля).

Сходное обозначение обрядов «желенья и каранья» (в обратном порядке) встречается в перечислении различных языческих обрядов в списке 17 в. древнерусского «Слова некоего кристолюбца…». По-видимому, Карна образовано от глагола карити (ср. др.-рус.

«карить по своей сестре» в смысле «оплакивать»); Желя — древнерусское обозначение плача.

Карина — славянская — богиня плакальщица, сопровождает погребальные обряды, витает над полями сражений, тоскуют в местах упокоения усопших вместе с Желей, своей сестрой.

Известна из «Слова о полку Игореве»: «за ним кликну Карна и Жля, поскочи по Русской земли» (в первом издании памятника, в более ранней рукописной копии, — слитное написание: Карнаижля).

Сходное обозначение обрядов «желенья и каранья» (в обратном порядке) встречается в перечислении различных языческих обрядов в списке 17 в. древнерусского «Слова некоего кристолюбца…». По-видимому, Карна образовано от глагола карити (ср. др.-рус.

«карить по своей сестре» в смысле «оплакивать»); Желя — древнерусское обозначение плача.

Учитывая вышесказанное, можем сделать вывод, что погребальный обряд — это крайний обряд жизненного цикла.

Но, в сознании наших предков, окончание земной жизни не означало окончания существования человека, ведь в славянских представлениях о душе было место и представлению о загробном мире, жизнь в котором является точным отображением земной.

Можно сделать вывод, что погребальный обряд имел целью помочь человеку избавиться от всего, что задерживало его душу на земле и облегчить его переход к загробному существованию.

Источник: https://osoznanie.org/1282-pogrebalnye-obryady-slavyan.html

Православные похоронные обряды

Каждый христианин заслуживает достойных проводов в загробный мир. Мы расскажем вам о православных похоронных традициях: как правильно подготовить умершего и что делать во время отпевания и погребения.

Важность проведения похорон заключается не только в соблюдении христианских традиций. Во время подготовки к ним человек как никогда осознает значение и ценность жизни.

Суета и необходимость что-то подготовить и предпринять помогают сплотить семью и друзей умершего, а также справиться с настигнутым горем.

Для христиан существуют определенные православные обряды после смерти человека, которые стоит соблюдать для того, чтобы по всем канонам проводить покойного в загробный мир.

Подготовка

Обряд похорон у православных начинается с подготовки тела человека. Ведь не только душа, но и тело должно быть чистым перед тем, как человек встретится с Богом.

Раньше умершего обмывали женщины в возрасте, теперь же эту процедуру проводят в морге по всем христианским канонам. Во время обмывания читаются «Господи, помилуй» и «Трисвятое». Снятые с умершего вещи сжигают.

После этого покойного одевают в новую одежду белого цвета, потому что именно этот цвет является символом открытости усопшего перед судом Божьим.

Покойного кладут в гроб только после того, как его тело и сам гроб будут окроплены святой водой. При этом умерший лежит лицом вверх, его глаза закрыты, правая рука на груди покрывает левую. Под голову покойного необходимо поместить специальную подушку.

Если хоронят мужчину, то ему на грудь следует положить икону Спасителя, если женщину – образ Божией Матери. Однако в гробу икону нельзя оставлять. Перед тем, как закроют крышку, заберите образ себе или подарите церкви. У покойного в руках должен быть погребальный крест, на шее – нательный крестик, на лбу – венчик.

Умершего покрывают специальным погребальным покрывалом, на котором изображены лики святых. До самого погребения по православным традициям над усопшим необходимо читать Псалтири.

Отпевание

Обряд захоронения православных проводится на третий день. Однако если смерть происходит в чрезвычайных ситуациях, к примеру, при эпидемии, похороны могут быть и раньше. Открытый гроб с телом покойного вносят к алтарю ногами вперед. Каждый прихожанин зажигает свою свечу от свечи батюшки и стоит с ней практически всю службу.

Попрощаться и попросить прощение у покойного друзья и знакомые могут после прочтения Отпуста и «Вечной памяти». При этом они могут поцеловать ручной крест.

Самым близким разрешено провести чуть больше времени с умершим, после чего гроб закрывают и под пение хора и тихий звон колоколов, его выносят к катафалку.

Далее процессия следует на православное кладбище, где священник также проводит небольшую погребальную службу.

Важно учитывать то, что такой похоронный православный обряд как отпевание, на Рождество и Светлую Пасху не проводится. Также церковь не станет отпевать некрещеных, иноверных и самоубийц.

Исключение для последних составляют лишь случаи, когда человек в виду психических расстройств или невменяемого состояния объявил себе смертный приговор.

Однако данный факт близкие должны доказать медицинским заключением.

Сегодня многие приглашают оркестр на похороны. Православие отрицает эту традицию так же, как и традицию завешивания зеркал, переворачивания скамеек и стульев после выноса тела и многие другие языческие обряды. Священники утверждают, что суеверия вредят душе умершего, поэтому от всех «бабушкиных» советов необходимо отказаться.

Погребение

Гроб надежно фиксируется полотенцами или канатами, после чего опускается в могилу. Затем священник первым крестообразно бросает горсть земли. Все прихожане повторяют это действие.

Члены семьи все время, пока могила не будет полностью засыпана, могут петь Трисвятое. На этом православный обряд погребения завершается.

После того, как на могиле будут установлены крест, венки и букеты, пришедшие могут направляться в дом для поминального обеда.

Пережить потерю близкого, конечно, очень сложно. Однако истинный христианин знает, что такое смирение, знает и о том, что душа умершего сейчас нуждается не в слезах своих родных, а в их усиленной молитве. Ведь частые молитвы в монастыре или дома, а также добрые дела, такие как пожертвование и милостыня, способны облегчить участь усопшего.

Источник: http://funeral.by/religion/37

«Православный обряд погребения»

Суть православного обряда погребения заключается в воззрении Церкви на тело как на освященный благодатью храм души, на жизнь настоящую – как на время приготовления к жизни будущей, и на смерть – как на сон, по пробуждении от которого настанет жизнь вечная.

Читайте также:  Православные похороны. о встрече с живым богом

Смерть – это последний земной удел каждого человека, после смерти душа, разлучившись с телом, предстает на суд Божий. Верующие во Христа не хотят умереть с нераскаянными грехами, ибо в загробной жизни они станут тяжелым, мучительным бременем.

Из многих вопросов, которые можно себе задать, едва ли не самый важный – вопрос о том, как лучше приготовиться к смерти. К тяжело больному надо пригласить священника, который его исповедует и причастит, совершит над ним таинство соборования. В самый момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, томления.

Для умиротворения мятущейся души родные и близкие человека, уходящего из этого мира, могут сами прочитать над ним отходную – в Молитвослове это собрание песен-молитв называется «Канон молебный при разлучении души от тела».

Канон заканчивается молитвой от иерея (священника), глаголемой (читаемой) на исход души, о разрешении ее от всяких уз, освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых. Эту молитву положено читать только священнику, поэтому, если канон читали миряне, — молитва опускается.

Трогательные обряды, совершаемые Православной Церковью над умершим христианином, — не просто торжественные церемонии, зачастую изобретаемые человеческим тщеславием и ничего не говорящие ни уму ни сердцу, а напротив того: они имеют глубокий смысл и значение, поскольку основаны на откровениях святой веры (то есть открыты, завещаны Самим Господом), известных еще до апостолов – учеников и последователей Иисуса Христа. Погребальные обряды Православной Церкви несут утешение, служат символами, в которых выражается мысль о всеобщем воскресении и будущей бессмертной жизни.

Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших – для всех был священным закон о погребении и соответствующих ему обрядах. Обряды, совершаемые Православной Церковью над умершим христианином имеют глубокий смысл и значение. Погребальные обряды Православной Церкви несут утешение, служат символами, в которых выражается мысль о всеобщем воскресении и будущей бессмертной жизни.

День первый

Тело усопшего тотчас по смерти омывается. Омовение совершается в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего и из желания, чтобы он в чистоте предстал пред Богом по воскресении умерших.

После омовения усопшего одевают в новые чистые одежды, которые указывают на новое одеяние нетления и бессмертия. Если перед смертью на человеке почему-либо не было нательного креста, то его обязательно надевают. Затем усопшего полагают в гроб, как ковчег для сохранения, которые перед тем кропят святой водой – снаружи и внутри. Под плечи и голову кладут подушку.

Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают крест, а на грудь кладут икону (обычно для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери).

Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа, распятого на кресте ради его спасения, и предал Христу свою душу, что вместе со святыми он переходит к вечному созерцанию – лицом к лицу – своего Творца, на Которого при жизни возлагал все упование. На лоб умершего кладут бумажный венчик.

Умерший христианин символически украшается венцом, как воин, одержавший победу на поле брани. Это означает, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми одолевавшими его пагубными страстями, житейскими соблазнами и прочими искушениями уже кончились, теперь он ожидает за них награду в Царстве Небесном.

На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Богородицы и святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, со словами Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас») – свой венец, который дается каждому по совершении подвига и соблюдении веры, усопший надеется получить по милосердию Триединого Бога и по ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня.

Тело усопшего по положении в гроб покрывают особым белым покровом (саваном) – в знак того, что усопший, как принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся со Христом в ее святых таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви – она до скончания века будет молиться о его душе.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами. В доме зажигается лампада (или свеча), которая горит до выноса тела покойного.

Вокруг гроба крестообразно зажигают свечи (одну у головы, другую у ног и две свечи по бокам с обеих сторон) – в знак того, что умерший перешел в область незаходимого света, в лучшую загробную жизнь.

Нужно сделать все необходимое, чтобы лишнее не рассеивало скорби о почившем, не отвлекало внимания от молитвы о его душе. Однако не следует в угоду бытующим где-то суевериям класть в гроб хлеб, шапку, деньги и другие посторонние предметы – в гроб приличествует полагать только цветы.

Благоухание цветов – это фимиам Богу; цветы – кадильницы возносят ароматами хвалу Творцу, славят Его своими чистыми ликами. Они же напоминают нам об эдеме, о райском саде, являясь украшением природы – престола Божия.

Недаром святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что цветы – это остатки рая на земле.

Затем над телом умершего начинается чтение Псалтири — оно служит молитвой родных и близких о почившем, утешает скорбящих о нем и обращает их молитвы о помиловании его души к Богу.

Для удобства чтения Псалтири она разделена на двадцать больших разделов — кафизм (перед каждой кафизой трижды повторяется призыв поклониться Богу: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему»), а каждая кафизма делится на три «Славы» (после каждой «Славы» трижды читается «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!»).

По прочтении каждой «Славы» (то есть трижды во время чтения кафизмы) произносится особая молитва с указанием имени усопшего. Эта молитва начинается словами «Помяни, Господи Боже наш…» и находится в конце 'Доследования по исходе души от тела».

До погребения усопшего Псалтирь принято читать непрерывно, кроме времени, когда при гробе служатся панихиды.

По учению Православной Церкви, в то время как тело человека лежит бездыханным и мертвым, душа его проходит страшные мытарства — своего рода заставы на пути в иной мир. Для облегчения душе усопшего этого перехода и служатся панихиды, помимо чтения Псалтири.

Наряду с панихидами принято служить заупокойные литии, особенно за недостатком времени (лития заключает в себе последнюю часть панихиды). Панихида, в переводе с греческого, значит всеобщая. продолжительная молитва; лития — усиленное народное моление.

Во время панихиды и литии молящиеся стоят с зажженными свечами, а служащий священник — еще и с кадилом. Свечи в руках молящихся выражают любовь к усопшему и теплую молитву за него.

Совершая панихиду. Святая Церковь в своих молитвах сосредоточивает внимание на том, что души усопших, восходя на суд ко Господу в страхе и трепете, нуждаются в поддержке ближних. В слезах и воздыханиях, уповая на милосердие Божие, родные и близкие усопшего просят облегчить его участь.

День третий

Отпевание и погребение обычно совершаются на третий день (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, т.е. для умершего в воскресенье до полуночи третий день придется на вторник). Для отпевания тело усопшего приносится в храм, хотя отпевание может совершаться и на дому.

Перед выносом тела из дома служится заупокойная лития, каждением вокруг умершего. в жертву Богу для умилостивления о почившем, в знак выражения его благочестивой жизни — жизни благоуханной, как святой.

Каждение означает, что душа умершего христианина, подобно кадильному фимиаму, возносящемуся вверх, восходит на Небо, к Божьему престолу.

Чинопоследование отпевания имеет не столько печальный, сколько трогательный и торжественный характер — здесь нет места гнетущей душу скорби и безнадежного отчаяния. Если родственники усопшего иногда (хотя и не обязательно) бывают одеты в траурные одежды, то облачение священника — всегда светлое. Как и во время панихиды, молящиеся стоят с зажженными свечами.

Но если панихиды и литии служатся неоднократно, то отпевание совершается только один раз (даже если осуществляется перезахоронение). Поминальную кутью, со свечой посередине, ставят возле гроба на отдельно приготовленный столик.

Кутьей (коливом) называется кушанье, сваренное из зерен пшеницы или рисовой крупы и смешанное с медом или сахаром и украшенное сладкими плодами (например, изюмом). Зерна заключают в себе скрытую жизнь и указывают на будущее воскресение умершего.

Как зерна, чтобы дать плод, должны сами оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать тление, чтобы восстать потом для будущей жизни. Мед и прочие сладости знаменуют духовную сладость райского блаженства.

Таким образом, значение кутьи, которая приготовляется не только при погребении, но и при всяком поминовении усопшего, состоит в видимом выражении уверенности живых в бессмертии почивших, в их воскресении и блаженной вечной жизни через Господа Иисуса Христа — как Христос, умерши плотию, воскрес и жив, так и мы, по слову апостола Павла. воскреснем и будем живы в Нем. Гроб до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий).

В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпевания не совершают. Иногда усопших отпевают заочно, но это не норма, а скорее отступление от нее. Заочное отпевание получило большое распространение в годы Великой Отечественной войны, когда родственники убитых на фронте получали извещения о смерти и отпевали их заочно.

Согласно церковным правилам, человек, сознательно покончивший жизнь самоубийством, лишается православного погребения.

А для того чтобы заказать отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, его родственникам следует предварительно испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение, к которому обычно прилагается медицинское заключение о душевной болезни и причине смерти.

Служба отпевания состоит из многих песнопений (само ее название — отпевание, прочно укоренившееся в русском народе, указывает на песно-певческий характер).

В них кратко изображается вся судьба человека: за нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Творца человек снова обращается в землю, из которой был взят, но несмотря на множество грехов, он не перестает быть образом славы Божией, а потому Святая Церковь молит Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного. В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Чтобы прощение от грехов, подаваемое умершему, было ощутительнее и утешительнее для всех скорбящих и плачущих, текст этой молитвы сразу по ее прочтении влагается в правую руку усопшего его родными или близкими. Обычай Русской Православной Церкви давать разрешительную молитву в руки умершему получил начало еще в XI веке, когда преподобный Феодосии Печерский написал разрешительную молитву для принявшего православную веру варяжского князя Симона, а тот завещал вложить эту молитву в его руки по смерти. Особенно содействовал распространению и утверждению обычая давать разрешительную молитву в руки усопшему случай с отпеванием святого благоверного князя Александра Невского: когда приблизилось время вкладывать в его руки разрешительную молитву, тогда усопший святой, как говорит летопись, сам простер свою руку для принятия ее. Такое необыкновенное событие произвело сильное впечатление на всех, кто или сам был очевидцем чуда, или слышал о нем от других.

Читайте также:  Аудиоматериалы

После разрешительной молитвы под пение стихир «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога…» происходит прощание с покойным. Последнее целование знаменует вечный союз верующих в Господа Иисуса Христа.

Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника.

По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище. Если священник не сопровождает гроб до могилы, то предание земле совершается там, где происходило отпевание — в храме или дома.

Со словами «Господня земля и исполнение ея (то есть все, что ее наполняет), вселенная и вси живущий на ней» священник крестообразно посыпает землей закрытое покрывалом тело усопшего. Если перед кончиной над усопшим совершалось соборование, то оставшееся освященное масло также крестообразно возливается на тело.

После предания земле гроб закрывают крышкой, которую забивают гвоздями. По просьбе родственников священник может посыпать землю на бумагу.

Тогда землю в кулечке перевозят на кладбище, где сами родные и близкие усопшего крестообразно посыпают его тело: от головы к ногам и с правого плеча на левое. Так же поступают и при заочном отпевании.

Если же священник провожает гроб до кладбища, то предание земле происходит на кладбище, а при опускании тела в могилу еще раз совершается лития.

Над крещеными младенцами совершается особое отпевание, как над безгрешными: Святая Церковь не молится об оставлении их грехов, а только просит сподобить их Царствия Небесного — хотя младенцы сами не сделали ничего, чем могли бы заслужить себе вечное блаженство, но во Святом Крещении они очистились от прародительского греха (Адама и Евы) и соделались непорочными. Над некрещеными младенцами отпевание не совершается, так как от прародительского греха они не очищены. Отцы Церкви учат, что такие младенцы у Господа не будут ни прославлены, ни наказаны. Отпевание по чину младенческому совершается над детьми, умершими до семилетнего возраста (с семи лет дети уже исповедуются, как и взрослые).

Вопрос о кремации усопших имеет давнюю историю — в России еще в 1909 году в Медицинском совете Министерства внутренних дел вырабатывался новый законопроект о погребении умерших, устройстве кладбищ и крематория.

В одном из параграфов этого законопроекта говорилось, что «мертвые должны быть погребаемы на отведенных для сего кладбищах или подвергаться сожжению в особо устроенных крематориях, причем сожигание трупов в крематориях разрешается при условии, если об этом выражено письменное желание при жизни самим покойным (если он совершеннолетний), или родственниками покойного или лицами, на обязанности которых лежит устройство его похорон, если не имеется ясных указаний, что сам покойный был при жизни против сожжения своего трупа». Однако ни тогда, ни поныне Русская Православная Церковь не дала благословения на кремацию, поскольку хотя в священных книгах и нет запрещения на сжигание трупов, но имеются положительные и повелительные указания на иной и единственно допустимый способ погребения тел — это предание их земле. Таким указанием, прежде всего, служит от самого начала бытия человеческого повеление Создателя мира, сказанное первозданному человеку: «земля еси и в землю отыдеши».

В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку, с той же мыслью, с какой принято молиться на восток — в ожидании наступления Утра вечности, или Второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада (заката) жизни к Востоку вечности.

При опускании гроба в могилу поется Трисвятое — пение ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» означает, что усопший переходит в ангельский мир. В напоминание о том, что вход в Царство Небесное был открыт крестными страданиями Спасителя, над могильным холмиком ставится восьмиконечный крест— символ нашего спасения.

Усопший христианин веровал в Распятого на Кресте, носил крест во время своей земной жизни и теперь покоится под сенью креста. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего. Распятием к лицу покойного — чтобы при всеобщем воскресении умерших, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над диаволом.

Так же ставятся и надгробные памятники с высеченными на них крестами. Крест над могилой христианина — это молчаливый проповедник блаженного бессмертия и грядущего воскресения.

Источник: http://www.graniart.ru

Источник: http://www.spas-news.ru/biblioteka/velikaya-sila-cerkovnyx-tainstv/pravoslavnyj-obryad-pogrebeniya.html

Традиции и законы

Люди, исповедующие православие, должны умирать в раскаянии. В противном случае грехи, унесенные в загробный мир, будут неимоверно обременять душу. Именно поэтому подготовка к смерти имеет не меньшее значение, чем непосредственно православный обряд погребения.

Предсмертные таинства

Когда близость кончины становится очевидной, к умирающему приглашают священника, или же он сам просит об этом. Батюшке предстоит совершить таинства исповеди, причащения и соборования.

Исповедь – покаянный рассказ человека о всех своих прегрешениях. Священник наделен правом отпускать грехи на земле, чтобы стало возможным их прощение на небесах. Возможно даже отпущение грехов человеку, лишенному дара речи, в случае, если он сам каким-либо образом попросил пригласить батюшку.

Причастие также входит в православный обряд погребения. Это приобщение к Святым Тайным, или же Святым Дарам. В православии это хлеб и вино, традиционно символизирующие плоть и кровь Христа, его бесценный дар людям.

Соборование (иначе – елеосвящение) представляет собой ритуал семикратного помазания умирающего елеем, то есть освященным маслом. Цель помазания – избавление болящего человека от немощей телесных и духовных и приобщение к благодати Божией. Чтобы таинство считалось свершенным, священнику достаточно успеть помазать умирающего один раз.

Душу, покидающую тело, встречают данный ей при Святом Крещении Ангел-хранитель и бесы, повергающие ее в трепет. Именно для того, чтобы избавить душу умирающего от страха, над ним читают «Канон молебный при разлучении души от тела». Близким следует знать, что завершающая его молитва может быть произнесена только духовником, миряне читают сам Канон, опуская молитву.

Только исполнение всех предсмертных таинств делает православный обряд погребения завершенным и осмысленным.

Обряд погребения

Народ любого вероисповедания считает своим долгом перед умершим позаботиться о его теле. Православие также предусматривает особую церемонию погребения, каждый элемент которой наделен глубочайшим смыслом.

Суть этого обряда – представления Церкви о теле, как благодатном храме души, в котором она пребывала в этой жизни, подготавливаясь к жизни вечной, которая наступит после пробуждения ото сна, т.е. после смерти.

Мысль о Воскресении наполняет православный обряд погребения утешением.

На первый день, которым считается оставшееся от момента смерти до полуночи время, тело усопшего омывают и одевают в чистые новые одежды.

Это символизирует духовною чистоту, бессмертие и выражает желание чистым предстать перед Господом. Обязательно надеть нательный крестик.

Только после этого тело можно положить в окропленный изнутри и снаружи святой водой гроб. Воду можно взять в церкви или освятить дома.

Телу покойного в гробу придают особое положение. Под голову его кладут подушку, руки складывают на груди, оставляя правую сверху, а в левую вкладывая крест. На грудь необходимо поместить икону (мужчине – образ Святителя, женщине – Девы Марии).

На лоб покойного православный обряд погребения  требует положить бумажный венчик, подобно как голову воина-победителя украшают венцом.

Это символ того, что борьба с земными страстями и искушениями окончена, и впереди ожидает достойная награда.

После всего этого тело усопшего христианина надлежит покрыть саваном – белым покровом, символизирующим вечное заступничество Церкви и Христа.

Гроб ставят дома посреди комнаты перед иконами и с четырех сторон окружают свечами, к тому же до выноса тела зажигают лампаду. Православный обряд погребения не одобряет возложение в гроб лишних предметов – шапок, денег, хлеба и т.д. Допустимы лишь цветы, своими ароматами возносящие хвалу Богу.

После соблюдения всех подготовительных обрядов над гробом вплоть до третьего дня непрерывно читают Псалтырь с целью помочь душе пройти через страшные испытания, поджидающие ее на пути в иной мир. Перерыв делают лишь в момент служения панихиды и литии, во время которых близкие со свечами в руках своей тихой скорбью молят Господа об облегчении участи покойного.

На третий день православный обряд погребения продолжает отпевание, которое может проходить как в церкви, так и дома. Священник читает особые молитвы, сопровождая их каждением вокруг гроба. Благовония, зажженные в кадиле, призваны умилостивить Бога и показать благочестивость жизни покойного.

На отдельном столике ставят посуду с поминальной кутьей (коливом) – пшеничной или рисовой кашей, подслащенной сахаром или медом и украшенной сладостями. Посредине устанавливается свеча. Зерно символизирует воскресение души из тела, истлевшего в земле подобно проросшему семени, а потому использование кутьи при кремации во многом теряет свой смысл.

Завершает православный обряд погребения опускание гроба в могилу. Тело располагают головой на восток. При этом полагается петь Трисвятое, знаменующее переход усопшего в ангельский мир. В ногах, распятием к лицу покойного, устанавливают крест. Предпочтителен деревянный, каким было распятие Христово, но в любом случае главное – правильная форма.

В христианской традиции на третий, девятый и сороковой дни, в которые душа после скитаний по земле предстает перед Господом, усопших поминают. Также поминовение осуществляется на годовщину смерти, на именины, дни рождения и установленные Церковью дни вселенских панихид. На тризну принято готовить кутью, блины, молоко и кисель.

Следует помнить, что православный обряд погребения не одобряет чревоугодие и алкоголь за поминальным столом, принесение съестного на могилы и посещение кладбищ в светлый праздник Пасхи.

Читайте также:  О таинстве исповеди

Источник: http://ritualmoskva.ru/cpravochnaya-informaciya/tradicii-i-zakony

Современный православный обряд погребения

Погребальные обряды, совершаемые над телом православного христианина, основаны на внушениях церкви и ведут свое начало от богопросвященных апостолов и первых христиан.

Тело умершего тотчас же после смерти омывают. Омовение должно быть общим и распространяться на все части тела. Православная церковь утверждает, что омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал перед лицом Божиим по воскресении.

В доме сразу же зажигают лампаду или свечи, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник. Омывают тело теплой водой, но не горячей. Пользоваться при этом нужно мылом, мягкой тряпочкой или губкой. Обычно этим занимаются люди старшего возраста, а если такого человека не окажется, то может омыть и молодая женщина.

Перед омовением тела она сама должна помыться под душем.

После омовения покойного одевают в новые светлые чистые одежды. Обязательно надевают крест. Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выездом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху.

В левую руку полагают икону (или крест), для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери. А можно так: в левую руку — крест, а на грудь усопшего — Святой образ. Перед положением умершего в гроб тело и гроб извне и внутри кропят святою водою. На лоб кладут венчик.

Его дают в церкви, когда усопшего привозят на отпевание. Некоторые покупают его для себя заранее. Под плечи и голову кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего головой к иконам. Вокруг гроба зажигают свечи (или свечу) в знак того, что умерший перешел в область света — в загробную жизнь.

Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу.

В храме гроб с телом ставят посреди церкви лицом к алтарю, и по четырем сторонам гроба зажигают светильники.

После службы отпевания родные и близкие обходят гроб с телом, в последний раз целуют умершего (венчик на голове или икону на груди).

После этого тело целиком закрывают простыней, и священник крестообразно посыпает его землею (или чистым речным песком). Гроб закрывают крышкой, после чего уже не открывают больше.

В могиле умерший полагается лицом к востоку (в ожидании наступления утра вечности, или второго пришествия Христа, и в знак того, что умерший идет от запада жизни к востоку вечности).

Крест — символ спасения — возвышается над могилою христианина (он ставится в ногах). Крест ставится восьмиконечный, из любого материала, но обязательно правильной формы.

Христианский обычай ставить кресты на могилах умерших восходит к глубокой древности. На востоке он появился впервые около III в., в Палестине.

Обычай этот утвердился после установления христианства при Константине Великом, который первый показал пример своим подданным, поставив на гробе святого апостола Петра золотой крест, весивший более 60 кг.

Обычай украшать могилы крестом пришел на Русь из Греции. Устав святого Владимира уже подвергает церковному суду тех, кто «мертвых сволочат, крест посекут».

В советский период в России появился обычай украшать гробы умерших цветами, приносить к гробу венки с посвятительными надписями, а затем с этими венками провожать покойников на кладбище. Святейший Синод признал этот обычай чуждым уставам Православной Церкви. Возможно только возложение венков на гробы, но в этом случае на венках не должно быть никаких надписей.

Запрещается Православной Церковью и музыка при совершении погребения. Это объясняется тем, что музыка, не имеющая места в православном богослужении, не должна употребляться и при совершении этого религиозного обряда.

Тот жил и умер, та жила

И умерла, и эти жили

И умерли. К одной могиле

Другая плотно прилегла.

Земля — прозрачнее стекла,

И видно в ней, кого убили

И кто убил: на мертвой пыли

Горит печать добра и зла.

Поверх земли мятутся тени

Сошедших в землю поколений.

Им не уйти бы никуда

Из наших рук от самосуда,

Когда б такого же суда

Не ждали мы невесть откуда.

Арсений Тарковскийbr

Источник: https://slovar.cc/rel/obryadi/2324278.html

От мумифицирования до небесных похорон: зачем нужны погребальные обряды

Похоронные обряды существуют в каждой культуре, но при этом удивительно разнятся. Для чего они нам нужны?

«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» — эту цитату из Ветхого Завета, пожалуй, слышал даже тот, кто никогда не переступал порога церкви.

Тема смерти — центральная в христианской культуре, но не только в ней. Большинство религиозных традиций всего мира уделяют смерти огромное внимание.

Практически во всех культурах существуют определенные ритуалы, окружающие смерть, от самых простых до тщательно проработанных, продуманных до последних деталей.

С точки зрения антропологии и психологии такая концентрация на теме смерти не является ни странной, ни выдающейся. Более того, одним из определяющих признаков наличия культуры считается существование в ней погребального обряда, пусть сколь угодно простого.

Смерть в разных культурах

Главный символ христианства — распятие — само по себе, как исторический объект, есть не что иное, как орудие пытки и казни. Смерть занимает особое место и в двух основных христианских таинствах — крещения и причащения.

Погружение в воду при крещении символизирует утопление: человек как бы умирает вместе с Христом и воскресает вместе с ним. Смерть и воскрешение Христа символически отражаются и при причащении. Не говоря о том, что большинство дней почитания памяти святых приходится на дни их смерти, а не рождения.

Да и вообще, для христианина вся земная жизнь является лишь подготовкой к смерти и новой жизни после нее.

Первые же свидетельства существования похоронных обрядов принадлежат к эпохе Верхнего Палеолита, то есть их возраст — 50 000–100 000 лет.

Сложно сказать, каковы были верования наших древних предков, но, во всяком случае, судя по тому, что в могильных курганах были найдены разные бытовые предметы, можно предположить, что они верили в загробную жизнь.

Да и в наше время самой распространенной формой религиозных практик является почитание усопших, например молитвенные обращения к святым и поминальные службы, и известны случаи, когда в гроб усопшего кладут вещь, релевантную увлечению или призванию покойного.

Погребальные ритуалы распространены повсеместно, во всех культурах, но между собой они могут разительно отличаться. Сложно представить более разнообразный набор традиций.

К примеру, бушмены из пустыни Калахари оставляют тело лежать там, где человек умер, а сами немедленно снимаются с места и не возвращаются туда много лет. Такие действия совершенно не являются необходимостью для поддержания санитарии и удаления трупа.

Но точно так же для этого не требуются и дорогие дубовые гробы, которые столь распространены на Западе.

Если в западных странах на похоронах принято тихо стоически переживать потерю, то во многих средиземноморских и азиатских культурах, напротив, полагается нанимать специальных плакальщиков, которые громко рыдают и воют, провожая усопшего.

Тела умерших помещают в склепы, закапывают, сжигают и даже проводят экскарнацию (обряд отделения плоти от костей). Так, зороастрийцы помещали трупы на крыши специальных Башен Тишины.

Крыша такой башни была разделена на три концентрических круга: тела мужчин лежали во внешнем круге, тела женщин — в среднем, а тела детей — в центральном. Когда кости очищались от плоти под воздействием солнца, ветра и птиц-падальщиков, что обычно занимало около года, их собирали в могильную яму в центре башни.

Там они окончательно разрушались, а их остатки, проходя через множественные угольные и песочные фильтры, с дождевой водой смывались в море.

В Тибете до сих пор практикуют небесные похороны, оставляя тела любимых на вершинах холмов.

Мусульмане стараются захоронить тело как можно быстрее — в идеале это должно произойти до заката следующего дня.

А, например, на Южном Сулавеси, в традиционном обществе тораджа, похороны проходят через несколько месяцев или даже лет после биологической смерти человека. До этого тело мумифицируется и остается дома.

Его одевают и разговаривают с ним, будто человек еще жив. И даже после похорон каждые несколько лет тела достают из могил и переодевают. Этот обряд называется ma’nene’.

Психология ритуалов

Обрядизация смерти универсальна, и в то же время в каждой культуре смерть ритуализируется особым образом. Почему? И есть ли что-то, что объясняет человеческое стремление уделять смерти столько внимания?

Самые разные религии дают один ответ: это необходимо для благополучия усопших в загробной жизни. Ответ психолога, возможно, тоже предсказуем: мы окружаем смерть обрядами ради самих себя, чтобы заглушить печаль и тревогу. И в самом деле, появляется все больше свидетельств того, что ритуалы предназначены для управления нашим эмоциональным состоянием.

Так, серия экспериментов, проведенных в Гарвардском университете, показала, что ритуалы, даже самые простые, которые были придуманы учеными для эксперимента, уменьшали чувство горя, в том числе и горя от потери близкого человека.

Эти исследования также показали, что обряды помогают перенести утрату, давая ощущение контроля над ситуацией. То есть благодаря ритуалам мы чувствуем себя не такими беспомощными перед лицом смерти.

Другие, более ранние, исследования показали, что отсутствие похоронных обрядов удлиняет период горевания.

Обряды также помогают нам справиться с собственным страхом смерти. Некоторые исследования показали, что поведение людей в стрессовых ситуациях становится ритуализированным, то есть более шаблонным и повторяющимся. Это помогает уменьшить тревогу.

Ну, или сэкономить энергию на принятии решений, когда основные усилия направлены на поддержание себя на ногах, фигурально выражаясь.

А групповые ритуалы, особенно сопровождающиеся синхронным поведением, вызывают чувство социального единства, некой общности, которое помогает нам чувствовать себя физически больше и крупнее. Это помогает, когда мы чувствуем угрозу.

Еще одна интересная, но пока неподтвержденная гипотеза основана на теории Зигмунда Фрейда: ритуализация смерти помогает нам избавиться от чувства вины, связанного с избавлением от трупа.

Нам необходимы символические действия для того, чтобы изменить восприятие мертвого тела близкого человека.

В результате проведения обрядов он перестает быть человеком и превращается в объект, который мы можем покинуть, не испытывая вины.

В определенном смысле нет ничего менее схожего, чем ритуалы тораджа, которые хранят тела умерших годами, и мусульманские или христианские похороны. И все же, несмотря на это, кажется, что все похоронные обряды служат одной цели: помочь нам почувствовать себя менее беззащитными перед лицом горя и страха.

[Основано на материалах статьи в журнале The Conversation]

Источник: https://scientificrussia.ru/articles/ot-mumifitsirovaniya-do-nebesnyh-pohoron-zachem-nuzhny-pogrebalnye-obryady

Ссылка на основную публикацию