О таинстве исповеди

Исповедь

См. раздел ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (Исповедь)

  • Фотоальбом ИСПОВЕДЬ
  • Подготовка к Исповеди

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и

очистит нас от всякой неправды

» (1Ин.1:9).

И́споведь (Таинство покаяния) – Таинство Православной Церкви, в котором искренне исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом. Принимает исповедь священник или архиерей.

Грех – это грязь, – так вот, исповедь есть баня, омывающая душу от этой грязи духовной. Грех есть яд для души, – так вот, исповедь есть лечение отравленной души, очищение ее от яда греха. Баню принимать посреди улицы человек не будет, от отравления на ходу не излечится: для этого нужны соответствующие учреждения.

В данном случае таким богоустановленным учреждением является Святая Церковь.

Спросят: «Но почему нужно исповедоваться именно в присутствии священника, в обстановке именно церковного таинства? Разве Бог не видит моего сердца? Если я сделал плохо, согрешил, но вижу это, стыжусь этого, прошу у Бога прощения – разве этого недостаточно?» Но, друг мой, если, к примеру, человек упал в болото и, выбравшись на берег, стыдится того, что весь в грязи, – разве этого достаточно, чтобы стать чистым? Разве одним чувством отвращения он уже омылся? Чтобы смыть грязь, нужен внешний источник чистой воды, а чистая омывающая вода для души и есть благодать Божия, источник, откуда изливается вода, – Церковь Христова, процесс омовения – Таинство Исповеди.

Подобную же аналогию можно провести, если смотреть на грех как на болезнь. Тогда Церковь – это больница, а исповедь – лечение болезни.

Причем саму исповедь в этом примере можно рассматривать как операцию по удалению опухоли (греха), а последующее за ней причастие Святых Даров – Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии – как послеоперационную терапию по заживлению и восстановлению организма (души).

Как легко нам бывает простить кающегося, как необходимо нам самим каяться перед теми, кого мы обидели!.. Но не тем ли нужнее наше покаяние перед Богом – Отцом Небесным? Такого моря грехов, как перед Ним, мы не имеем ни перед одним человеком.

Чинопоследование исповеди: начало обычное, иерейские молитвы и обращение к кающимся «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…», собственно исповедь. По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест, лежащие на аналое.

Исповедь принято совершать после вечернего богослужения или утром, непосредственно перед литургией, поскольку миряне к причащению по традиции допускаются после исповеди.

Подготовка к исповеди не носит внешне формального характера. В отличие от другого великого Таинства Церкви – Святого Причастия, исповедь может совершаться всегда и везде (при наличии законного тайносовершителя – православного священника).

При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила, а нужны только вера и покаяние.

То есть исповедующийся человек должен быть крещеным членом Православной Церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и признающим себя чадом Православной Церкви) и раскаивающимся в своих грехах.

Грехи нужно понимать и в широком смысле – как свойственные падшей человеческой природе страсти, и в более конкретном – как фактические случаи преступления заповедей Божиих.

Славянское слово «покаяние», означает не столько «извинение», сколько «изменение» – решимость не допускать в будущем совершения тех же грехов.

Таким образом, покаяние есть состояние бескомпромиссного самоосуждения за свои прошлые грехи и стремление впредь упорно бороться со страстями.

Итак, приготовиться к исповеди – это значит покаянным взглядом окинуть свою жизнь, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих (при необходимости и записать для памяти), помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния. Как правило, за период после последней исповеди.

Но можно исповедать и прошлые грехи – или ранее по забывчивости или ложному стыду не исповеданные, или исповеданные без должного раскаяния, механически.

При этом нужно знать, что искренне исповеданные грехи всегда и необратимо прощаются Господом (грязь омывается, болезнь исцеляется, проклятие снимается), в этой непреложности – смысл Таинства.

Однако это не значит, что грех должен быть забыт, – нет, он остается в памяти для смирения и охранения от будущих падений; он может еще долго беспокоить душу, как может беспокоить человека зажившая рана, – уже не смертельная, но еще ощутимая. В этом случае исповедовать повторно грех можно (для умирения души), но не обязательно, так как он уже прощен.

И – пойти в храм Божий исповедаться.

Хотя, как уже говорилось, исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме – перед богослужением или в специально назначенное священником время (в особых случаях, например, для исповеди больного на дому, нужно индивидуально договориться со священнослужителем).

Обычное время совершения исповеди – перед Божественной литургией. Обычно исповедуют и на вечернем богослужении, иногда устанавливают особое время. Узнать о времени исповеди желательно заранее.

Как правило, священник исповедует перед аналоем (Аналой – столик для церковных книг или икон с наклонной верхней поверхностью).

Пришедшие на исповедь становятся друг за другом перед аналоем, где исповедует священник, но на некотором расстоянии от аналоя, чтобы не мешать чужой исповеди; стоят тихо, слушая церковные молитвы, сокрушаясь в сердце о своих грехах. Когда настанет их очередь – подходят к исповеди.

Подойдя к аналою, склони голову; при этом можно и стать на колени (по желанию; но в воскресные дни и великие праздники, а также от Пасхи до дня Святой Троицы коленопреклонения отменяются).

Иногда священник покрывает главу кающегося епитрахилью (Епитрахиль – деталь облачения священника – вертикальная полоса ткани на груди), молится, спрашивает, как зовут исповедника и что он желает исповедать пред Богом.

Здесь кающийся должен исповедать, с одной стороны, общее осознание своей греховности, особо называя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и т. п.

), а с другой стороны, назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые как камень лежат на его совести, например: аборты, оскорбления родителей или близких, воровство, блуд, привычка к мату и богохульству, несоблюдение заповедей Божиих и церковных установлений, и т. п., и т. п. Разобраться в своих грехах вам поможет раздел «Общая исповедь».

Священник, выслушав исповедь, как свидетель и ходатай пред Богом, задает (если считает нужным) вопросы и говорит наставление, молится о прощении грехов кающегося грешника и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает «разрешительную» молитву.

Само Таинство прощения грехов совершается не в момент чтения «разрешительной» молитвы, а всей совокупностью чинопоследования исповеди, однако «разрешительная» молитва является как бы печатью, удостоверяющей совершение Таинства.

Итак – исповедь совершена, при искреннем раскаянии грех Богом прощен.

Прощеный грешник, перекрестясь, целует крест, Евангелие и берет у батюшки благословение.

Взять благословение – это попросить священника его иерейской властью ниспослать укрепляющую и освящающую благодать Святого Духа на себя и на свои дела. Для этого нужно сложить руки ладонями вверх (правую на левую), склонить голову и сказать: «Благослови, отче».

Священник крестит человека знаком священнического благословения и кладет свою ладонь на сложенные ладони благословляемого. Следует приложиться устами к руке священника – не как к руке человеческой, но как к образу благословляющей десницы Подателя всех благ Господа.

Если он готовился к причастию, то спрашивает: «Благословите причаститься?» – и при положительном ответе идет готовиться к принятию Святых Христовых Тайн.  

Митрополит Иларион Алфеев: …если человек не утаивает грехи сознательно, если исповедь приносится им искренне, чистосердечно, с намерением исправиться, ему прощаются все грехи: и те, которые он назвал, и те, о которых забыл, и те, которые он сам в себе не замечает.

Однажды на лекции в Московской духовной семинарии я высказал эту мысль – о том, что грехи на исповеди или все прощаются, или все не прощаются, а третьего (то есть какого-то частичного, неполного прощения) не дано.

Один семинарист очень резко возразил мне, сказав, что он «поднимет творения всех Святых Отцов», чтобы доказать обратное, а именно, что прощаются только названные на исповеди грехи. Он полгода работал в библиотеке, а потом пришел ко мне и сказал: «Вы были правы: прощаются все грехи».

   Но, как уже было сказано, условием полного прощения является чистосердечность и искренность исповеди, решимость исправиться и начать новую жизнь.

Если человек на исповеди утаивает грехи, или если вся его исповедь сводится к пустой формальности, или если он говорит лишь о грехах прочих людей, в таком случае таинство профанируется.

Иначе говоря, Таинство в таком случае вовсе не происходит, потому что не происходит в человеке та перемена ума, которая должна сопутствовать исповеди. (Источник). 

Минимально — перед каждым Причастием (по церковным канонам верные причащаются не чаще раза в сутки и не реже раза в 3 седмицы), максимальное число исповедей не установлено и оставлено на усмотрение самого христианина.

При этом следует помнить, что покаяние – это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Поэтому Таинство и называется Таинством Покаяния, а не «Таинством перечисления грехов».

 Покаяние в грехе состоит из трёх этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения (см.

последнюю молитву в Вечернем молитвенном правиле); исповедать его и получить разрешение от грехов в Таинстве Исповеди.

Сначала это не сложно, но при регулярном Причащении, а соответственно и исповеди это становится всё более затруднительно. Нужно просить об этом Бога, ведь видение своих грехов – дар Божий. Но нужно быть готовым к искушениям, если Господь исполнит нашу молитву. Одновременно полезно читать жития святых и изучать Заповеди Божии. 

Апостольские Правила (52-е правило) «Если кто, епископ или пресвитер, обращающегося от греха не примет, да будет извержен из священного чина. Ибо [он] опечаливает Христа, сказавшего: радость бывает на небесах об одном кающемся грешнике (Лк.15:7)».

Отказать в исповеди можно, если её, по сути, нет. Если человек не раскаивается, не считает себя виноватым в своих грехах, не желает примиряться с ближними. Также не могут получить разрешение от грехов некрещёные и отлучённые от церковного общения.

Также существует ещё несколько причин: Кающиеся, которых нельзя разрешить.

В Православии нет традиции исповедовать грехи по телефону или через интернет, тем более, что это нарушает тайну исповеди. Следует также иметь в виду, что больные могут пригласить священника домой или в лечебницу.

Те, же, кто уехал в дальние страны, не могут себя этим оправдывать, ведь отпадение от Святых Таинств Церкви — это их выбор и профанировать Таинство ради этого неуместно.

Канон 102 Трулльского Собора требует, чтобы епитимья назначалась на тот срок, в течение которого духовник мог бы следить за этим духовным чадом. Если же христианин получил епитимью выше сил и не может её нести, то ему следует обратиться к архиерею за разрешением от епитимии.

Мнение о том, что любой священник может разрешить от епитимии, наложенной другим священником, противоречит церковному праву. Такая власть есть только у архиерея. Разрешить запрещенного не может никто другой, кроме запретившего, исключая случаи смерти запретившего, а также смертельной болезни кающегося.

Над окончившим епитимию читается «Молитва над разрешаемым от запрещения», которой он освобождается от неё и вводится в общение с Церковью.

***

После Исповеди часто ли вы Бога благодарили за то, что Он простил вам грехи? …А ведь это такой дар! Человеку Господь дал прощение грехов просто так, задаром, а мы говорим»: «Он так и должен, так и обязан». Это – неправильно. За всё надо благодарить.
священник Даниил Сысоев

Читайте также:  Сын утонул, потеря сына - они пережили потерю. истории горюющих

Источник: https://azbyka.ru/ispoved

26. О Таинстве Покаяния (Исповеди) – Православное образование

26.1. Что такое Исповедь?

– Исповедь – это таинство примирения Бога и человека, явление любви Бога к человеку. На Исповеди верующий в присутствии священника исповедует грехи и через него от Самого Господа Иисуса Христа получает прощение грехов.

26.2. Зачем надо исповедоваться?

– Через Исповедь возвращается та чистота души, которая была утрачена из-за грехов. Этим таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении. Исповедь есть баня, омывающая душу от грехов.

26.3. Как подготовиться к первой Исповеди?

– При подготовке к Исповеди необходимо испытать свою совесть, вспомнить грехи, совершенные делом, словом, чувствами и помышлением за все время после Крещения. Человек должен все это продумать и осознать, в чем он согрешил против самого себя, против ближних, против Бога и Церкви, и раскаяться. При необходимости можно записать грехи, чтобы не упустить чего-либо во время Исповеди.

При подготовке к Исповеди полезно почитать книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия Брянчанинова, «Накануне исповеди» священника Григория Дьяченко или «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые помогут осознать и увидеть грехи забытые и неосознаваемые.

26.4. Что должен знать желающий, прежде чем приступить к Исповеди?

– К Исповеди должно приступать, предварительно со всеми примирившись. На Исповеди надо говорить только о своих грехах, не оправдывать себя, не осуждать окружающих и просить у Господа прощения своих прегрешений. Не следует впадать в уныние от осознания тяжести своих грехов, ибо нет грехов не прощаемых, кроме неисповеданных, нераскаянных.

Важно осознавать свою ответственность перед Богом, иметь в сердце сокрушение и самоукорение. Если какой-то грех особо мучает совесть, то надо попросить священника, чтобы он выслушал подробно.

Исповедь – это не беседа. Если надо посоветоваться со священником, то следует попросить его уделить для этого другое время

К Исповеди можно приступать в любое время и желательно как можно чаще. Обязательной является Исповедь перед Причастием.

26.5. Как побороть стыд на Исповеди?

– Чувство стыда на Исповеди естественно, оно и дано Богом, чтобы удерживать человека от повторения греха. Преодолеть стыд поможет понимание, что Церковь – врачебница, а не судилище. Господь «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19).

На приеме у врача человек не стыдится рассказывать о своих телесных болезнях, так и на Исповеди не надо стыдиться открывать свои душевные недуги священнику. Нет другого способа уврачевать душу.

26.6. Покаяние и Исповедь – это одно и то же?

– Покаяние (в переводе с греческого «перемена ума») – это изменение образа жизни через изменение ума и образа мыслей: от осознания неправды – через покаяние – к перемене.

Поэтому истинное покаяние есть перерождение, внутренняя перестройка, обновление и возрождение жизни. Покаяние – это не единичный акт раскаяния, но постоянное, ежедневное делание.

Покаяние – это изъявление готовности к духовному труду, к соработничеству с Богом во имя обретения Рая.

Покаяние подразумевает в первую очередь внутреннюю переоценку самого себя, некий критический самоанализ, способность взглянуть на себя со стороны, осудить свои грехи, а себя предать правосудию и милости Божией.

Покаяние есть осознание своего греха, неправды собственной жизни, признание того, что в своих делах и помышлениях человек уклонился от нравственной нормы, которую Бог вложил в его природу.

Осознание этого – величайшая добродетель и одновременно залог изменения жизни к лучшему.

Святитель Феофан Затворник определяет Покаяние четырьмя вещами: 1) осознанием своего греха пред Богом; 2) укорением себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на бесов, других людей или на обстоятельства; 3) решимостью оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе; 4) молитвой к Богу о прощении греха.

Исповедь есть исповедание своих грехов (устно или иногда письменно) при свидетеле-священнике. Это часть Таинства Покаяния, во время которого кающийся человек через чтение священником особой молитвы и осенение знамением Креста получает разрешение (освобождение) от грехов и прощение от Самого Бога.

26.7. C какого возраста надо исповедоваться ребенку?

– Обычно дети исповедуются с 7 лет. Но желательно заранее готовить детей к первой Исповеди. Начиная с 5–6 лет приводить их к священнику для доверительной беседы, чтобы у них обретался навык осознания своих проступков.

26.8. Когда бывает Исповедь – до или после службы?

– Обычное время совершения Исповеди – перед Литургией или во время нее, перед Причастием. Иногда исповедуют на вечернем богослужении, иногда (при большом количестве народа) назначают особое время. Узнать о времени Исповеди желательно заранее.

26.9. Что такое грех, как его уничтожить?

– Грех есть нарушение заповедей Божиих, преступление против Божиего закона, совершенное вольно или невольно. Первоисточником греха является враг человеческого рода, диавол.

Святые отцы различают следующие ступени вовлечения в грех: прилог (греховный помысел, желание); сочетание (принятие этого греховного помысла, задержка на нем внимания); пленение (порабощение этим греховным помыслом, согласие с ним); падение в грех (совершение на деле того, что было предложено греховным помыслом).

Борьба с грехом начинается с осознания себя грешником и желания противостоять греху и исправиться. Грех уничтожается покаянием при содействии благодати Святого Духа, которая преподается верующим в таинствах Церкви.

26.10. Какая разница между грехом и страстью?

– Страсть – это дурная привычка, навык, влечение к греховному действию, а грех – это само действие по страсти, удовлетворение ее в помыслах, словах и делах. Можно иметь страсти, но не действовать по ним, не совершать греховного действия. Противостоять своим страстям, бороться с ними – в этом и заключается одна из главных задач в жизни христианина.

26.11. Какие грехи называются смертными?

– Существует перечень смертных грехов, тем не менее можно утверждать, что смертным является любой грех, который полностью поработил волю человека.

«Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.

Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием…

Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству Покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: «верующий в Меня, аще и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!» (святитель Игнатий Брянчанинов).

26.12. Неужели все люди грешники?

– «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Человеческая природа повреждена грехопадением первых людей, поэтому люди не могут прожить жизнь без греха. Один Бог без греха. Все люди много грешат перед Богом.

Но одни осознают себя грешниками и каются, а другие не видят за собой грехов. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас.

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:8–9).

Осуждение, тщеславие, самооправдание, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев – постоянные спутники человеческой жизни. На совести многих лежат и более тяжкие грехи: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое.

26.13. Почему грех Адама и Евы называется первородным?

– Грех называется первородным потому, что его совершили первые люди (прародители) – Адам (праотец) и Ева (праматерь) – от которых произошел первый человеческий род. Первородный грех явился началом для всех последующих людских грехов.

26.14. Почему все многочисленные потомки Адама и Евы должны нести ответственность за их грехопадение?

– Грехопадение первых людей повредило их духовную и телесную природу. Все люди как потомки Адама и Евы имеют ту же поврежденную природу, легко склоняемую к греху.

«Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство» (Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви).

В святоотеческом понимании грех – болезнь души. А в литургической практике Православной Церкви такое понимание греха выражено в многочисленных молитвах.

В таинстве Крещения человеческая душа освобождается от первородного греха, так как Господь наш Иисус Христос Своей смертью на Кресте искупил грех Адама.

26.15. Что необходимо для прощения грехов?

– Для прощения грехов от исповедующегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и полное их исповедание, твердое намерение исправиться, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

26.16. Все ли грехи Бог прощает?

– Нет греха непрощаемого, кроме того, в котором не каются. Милосердие Божие столь велико, что разбойник, покаявшись, первым вошел в Царствие Божие. Сколько бы грехов ни было и как бы велики они ни были, у Бога милосердия еще больше.

26.17. Как узнать, прощен ли грех?

– Если священник прочитал разрешительную молитву, грех прощен.

Но грехи, как правило, имеют свойство оставлять после себя последствия. «Когда смертный грех, сокрушив человека, отступит от него, то оставляет после себя след и печать поражения, нанесенного человеку» («Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное», святитель Игнатий Брянчанинов).

26.18. Надо ли несколько раз исповедовать один и тот же грех?

– Если он вновь совершен или после его исповедования продолжает тяготить совесть, то надо повторно в нем исповедоваться. Если этот грех больше не повторялся, то о нем уже не надо говорить.

26.19. Можно ли на Исповеди говорить не все грехи?

– Перед совершением таинства Покаяния священник читает молитву следующего содержания: «Чадо, Христос невидимо стоит, принимая исповедь твою.

Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами: я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним.

Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди же из нее неисцеленным!»

Если кто скрывает на Исповеди свои грехи из-за ложного стыда, или из-за гордости, или по маловерию, или просто по непониманию всей важности покаяния, то выходит от Исповеди не только не очищенным от грехов, но еще более обремененным ими. Жизнь земная кратковременна и человек может перейти в вечность, так и не успев полностью исповедоваться.

26.20. Полезно ли часто исповедоваться?

– Через частое исповедание грех теряет свою силу. Частая Исповедь отвращает от греха, предохраняет от зла, утверждает в добре, поддерживает бдительность, удерживает от повторения грехов. А неисповеданные согрешения становятся привычными и перестают тяготить совесть.

26.21. Обязательно ли каяться перед священником? Имеет ли значение, перед каким?

– Таинство Покаяния совершается в присутствии священника. Это необходимое условие. Но священник – только свидетель, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Священник – молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное таинство Исповеди происходит законным образом.

Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии священника требует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату. В этом и состоит моральный аспект Исповеди.

Читайте также:  Обряд погребения. смысл и красота.

Для действительно страдающего от язвы греха человека безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех – лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. Самое важное в Исповеди – не личность принимающего ее священника, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка.

26.22. Может ли священник рассказать кому-либо содержание Исповеди?

– Церковь обязывает священников хранить тайну Исповеди. За нарушение этого правила священнослужитель может быть лишен сана.

26.23. Нужен ли пост перед Исповедью?

– При подготовке к Исповеди по церковному Уставу не требуется поста и специального молитвенного правила – необходимы вера и осознание своих грехов, желание от них освободиться.

Пост необходим, если после Исповеди есть намерение причаститься. О мере поста перед Причастием надо заранее посоветоваться со священником.

26.24. Надо ли исповедоваться утром перед Причастием, если исповедовались накануне?

– Если снова согрешили или вспомнили забытый грех, то надо еще раз исповедоваться, прежде чем приступить к Причащению.

26.25. Как быть, если после Исповеди, прямо перед Причащением вспомнился грех, а исповедоваться уже нет возможности? Надо ли отложить Причастие?

– Об этом грехе следует сказать на Исповеди в ближайшее время.

Откладывать Причастие не надо, а с покаянным чувством и сознанием своего недостоинства подойти к Чаше.

26.26. Обязательно ли после Исповеди причащаться? Можно исповедоваться и уйти?

– Причащаться после Исповеди необязательно. Можно иногда приходить в храм только для Исповеди. Для готовящихся же причаститься Святых Христовых Таин Исповедь накануне или в день Причащения – благочестивая традиция Церкви.

26.27. Что делать больным людям, которые не могут прийти в церковь на Исповедь и Причастие?

– Их родственники могут прийти в храм и попросить священника об Исповеди и Причастии больного на дому.

26.28. Что такое епитимия?

– Епитимия (в переводе с греческого «наказание») – это духовное лекарство, средство помощи в борьбе с грехом, способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником.

Это может быть совершение поклонов, чтение молитв, канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество к святому месту – в зависимости от сил и возможностей кающегося.

Епитимию надо выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.

Источник: https://pravobraz.ru/26-o-tainstve-pokayaniya-ispovedi/

Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Каждый раз, когда в храме совершается Божественная Литургия, перед началом службы из алтаря выходит священник. Он направляется в притвор храма, где его уже поджидает народ Божий.

В его руках Крест – знамение жертвенной любви Сына Божия к человеческому роду, и Евангелие – благая весть о спасении. Священник полагает Крест и Евангелие на аналой и, благоговейно поклонившись, возглашает: “Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь”. Так начинается Таинство Исповеди.

Само название указывает на то, что в этом Таинстве совершается что-то глубоко интимное, вскрывающее тайные пласты жизни личности, которых в обычное время человек предпочитает не касаться. Наверное поэтому так силен страх перед исповедью у тех, кто еще ни разу к ней не приступал. Сколь долго им приходится переламывать себя, чтобы подойти к исповедальному аналою!

Напрасный страх!

Происходит он от незнания того, что же на самом деле совершается в этом Таинстве. Исповедь – не насильственное “выковыривание” грехов из совести, не допрос и, тем более, не вынесение “обвинительного” приговора согрешившему. Исповедь – это великое Таинство примирения Бога и человека; это – сладость прощения греха; это – трогательное до слез явление любви Бога к человеку.

Мы все много грешим пред Богом. Тщеславие, неприязнь, пустословие, насмешки, неуступчивость, раздражительность, гнев – постоянные спутники нашей жизни. На совести почти каждого из нас лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, воровство, вражда, месть и многое другое, делающее нас повинными гневу Божию.

При этом следует помнить, что грех – это не факт в биографии, который можно легкомысленно забыть. Грех – это “черная печать”, до конца дней пребывающая на совести и не смываемая ничем, кроме Таинства Покаяния. Грех обладает растлевающей силой, способной вызывать за собой цепочку последующих, более тяжких прегрешений.

Один подвижник благочестия образно уподобил грехи… кирпичам. Он говорил так: “Чем больше нераскаянных грехов на совести у человека, тем толще стена между ним и Богом, составленная из этих кирпичей – грехов.

Стена может стать настолько толстой, что животворящая благодать Божия перестает достигать человека, и тогда он испытывает на себе душевные и телесные последствия грехов.

К душевным последствиям относятся нелюбовь к отдельным людям или обществу в целом, повышенная раздражительность, гневливость и нервозность, страхи, приступы озлобления, депрессия, развитие в личности пагубных пристрастий, уныние, тоска и отчаяние, в крайних формах порой переходящее в тягу к самоубийству. Это вовсе не невроз. Так действует грех.

К телесным последствиям относятся болезни. Почти все заболевания взрослого человека, явно или неявно, связаны с прежде содеянными им грехами.

Так вот, в Таинстве Исповеди совершается великое чудо милости Божией к согрешившему. После чистосердечного раскаяния во грехах пред Богом в присутствии священнослужителя как свидетеля покаяния, при чтении священником разрешительной молитвы, сам Господь Своею всесильною

десницей разбивает стену из грехов-кирпичей в пыль, и рушится преграда между Богом и человеком”.

Приходя на исповедь, мы каемся не перед священником. Священник, будучи сам человеком грешным, есть только свидетель, посредник в Таинстве, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Тогда зачем исповедоваться в церкви? Не проще ли покаяться дома, наедине пред Господом, ведь Он везде нас слышит?

Да, действительно, личное покаяние до исповеди, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка, необходимо. Но само по себе оно не является исчерпывающим. Окончательное примирение с Богом, очищение от греха совершается в рамках Таинства Исповеди непременно при посредничестве иерея.

Такая форма Таинства установлена самим Господом Иисусом Христом. Явившись апостолам по своем преславном Воскресении, Он, дунув, сказал им: “…примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20, 22-23). Апостолам, столпам древней Церкви, дана была власть снимать с сердец людей покрывало греха.

От них эта власть перешла к их преемникам – церковным предстоятелям – епископам и священникам.

Кроме того, важен моральный аспект Таинства. Несложно перечислить свои грехи наедине перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии стороннего лица – священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, требует распятия своей греховности, что приводит к несравненно более глубокому и серьезному осознанию личной неправоты.

Святые отцы Таинство исповеди-покаяния называют “вторым крещением”. В нем к нам возвращается та благодать и чистота, которые были даны новокрещенному и оказались утрачены им через грехи.

Таинство исповеди-покаяния есть великая милость Божия к слабому и склонному к падению человечеству, оно есть доступное всем средство, ведущее к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения.

В течение всей нашей жизни наша духовная одежда непрестанно покрывается пятнами греха. Их можно заметить лишь тогда, когда одежда наша бела, то есть очищена покаянием. На темной от греховной грязи одежде нераскаянного грешника пятна новых и отдельных грехов не могут быть заметны.

Поэтому нельзя откладывать наше покаяние и давать сплошь замарываться нашей духовной одежде: это ведет к притуплению совести и к духовной смерти.

И только внимательная жизнь и своевременное очищение греховных пятен в Таинстве исповеди может сохранить чистоту нашей души и присутствие в ней Духа Святого Божия.

В таинстве покаяния, или что тоже, исповеди, разрываются векселя, т. е. уничтожается рукописание наших согрешений, а причащение истинного Тела и Крови Христовых дает нам силы перерождаться духовно. Преподобный Варсонофий Оптинский

К Таинству исповеди должно прибегать по возможности часто: душа того человека, который имеет обычай часто исповедывать свои согрешения,

удерживается от согрешений воспоминанием о предстоящей исповеди; напротив того, неисповедуемые согрешения удобно повторяются, как бы совершенные в потемках или ночью. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Источник: http://hram-uspenie.ru/osnovi-pravoslavnoy-veri_1001_2/

Исповедь. Таинство Покаяния

Перед Причастием совершается Таинство Исповеди В праздничные и воскресные дни исповедоваться лучше накануне на вечернем богослужении, которое начинается в 17 часов. По будням исповедь в нашем соборе начинается 7 часов 45 минут утра.

Таинство исповеди не всегда связано с Причащением. Если вы не причащаетесь, исповедоваться можно в любое время без соблюдения поста.

С какого возраста необходимо исповедоваться?
До семилетнего возраста младенцы причащаются без приготовления и без исповеди.

Согласно правилам Православной Церкви ее члены должны прибегать к исповеди, начиная с семилетнего возраста.

С этого момента человек считается способным отвечать перед Богом за свои поступки, бороться со злом в себе и получать благодатное прощение в таинстве исповеди.

Как проходит Таинство Исповеди? Исповедь начинается с молитв, которые обычно совершаются одновременно для всех исповедников.

Это помогает подготовиться к личному покаянию и почувствовать свою ответственность перед Богом, свою личную связь с Ним. После этого начинается беседа священника у аналоя с каждым исповедником отдельно.

Кающийся стоит, преклонив голову перед лежащим на аналое Святым Крестом и Евангелием.

После того, как мы покаялись в своих грехах , священник читает разрешительную молитву. При этом сам Господь прощает наши грехи. Он уничтожает их власть над нами. Таким образом, Бог очищает наши души, примиряет с Собой и укрепляет нашу связь с Ним.

Как часто надо исповедоваться?
Исповедоваться надо как можно чаще, по крайней мере один раз в месяц. Нам, неискусным в покаянии, необходимо вновь и вновь учиться каяться. Необходимо стремиться к тому, чтобы промежутки между исповедями были наполнены духовной борьбой, усилиями по исправлению собственной жизни.

Рекомендации священника по Таинству Исповеди В начале церковного пути мы можем остро чувствовать потребность в исповеди, и в то же время не знаем, что же на ней говорить. Это случается тогда, когда по отношению к самим себе мы исходим из ложной предпосылки: «я не хуже других». Приходя на исповедь, очень важно видеть свой грех.

Важно помнить, что нашу исповедь принимает Господь, священник же является от Бога установленным совершителем Таинства и нашим помощником в этом деле. Необходимо проанализировать всю свою жизнь, начиная с семилетнего возраста. Грехи, которые были сделаны вами, можно записать на бумажку.

Необходимо помнить, что мы можем быть осуждены не за то, что грешили, а за то, что не каялись. Прийти на исповедь и сказать священнику, что мы «ничего плохого не сделали», это то же самое, что признать — мы безгрешны, а это сродни богохульству. Если мы заглянем в собственное сердце без предвзятости, то увидим, что там гнездится множество страстей и грехов.

Хотя и желательно иметь своего духовника, но это вовсе не обязательное условие для истинного покаяния. Покаяние должно быть непринужденным и совершаться по собственной воле. Опасна для духовной жизни как формальная исповедь, так и излишнее самокопание в своей душе, когда человек начинает казнить и мучить себя по пустякам.

Не надо пытаться объяснить что-либо священнику, думать о том, какое мы производим на него впечатление, упоминать оправдывающие обстоятельства и подробности своих грехов. Если человек намеренно умалчивает о каком-либо своем грехе на исповеди, то делает свое духовное состояние еще более тягостным. Некоторые говорят на исповеди, что грешны во всем.

Это также не является исповедью, здесь прослеживается нежелание продумывать свою жизнь, страх увидеть ее при свете заповедей Христовых и упорное нежелание измениться и изменить свою жизнь. Чтобы наше покаяние было угодно Богу, оно должно быть искренним, правдивым, проникнуто смирением и страхом Божьим.

На исповеди мы не должны: исповедоваться в чужих грехах; говорить об уже исповеданных грехах, кроме тех случаев, когда мы их повторяем; рассказывать пространные истории, исповедоваться общими словами; что-либо утаивать.

Читайте также:  10, 17 и 24 марта 2012 г. родительские субботы

Опыт наблюдений и борьбы со страстями и грехами позволил свести их в известные схемы. Наиболее распространенная схема принадлежит преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, все греховные состояния человеческой души могут быть сведены к восьми главным страстям: 1) чревоугодие, 2) блуд, 3) сребролюбие, 4) гнев, 5) печаль, 6) уныние, 7) тщеславие, 8) гордость.

Источник: http://blagozven.ru/ispoved-tainstvo-pokayaniya/

Нижегородская Митрополия

К таинству исповеди — «второму крещению», омывающему нашу совесть, — мы прибегаем на протяжении всей своей жизни. В наше время значение исповеди существенно возросло. Чаще всего современный верующий был крещен в детстве, но пришел в Церковь в зрелом возрасте, оставив за плечами годы духовной непросвещенности.

Из-за утраты духовных традиций многие люди понимают исповедь по-своему и не видят разницы между ней и разговором по душам или сеансом у психотерапевта. Даже у тех, кто часто исповедуется, на эту тему периодически возникают недоуменные вопросы.

В нашей постоянной рубрике «Телефон доверия» о православном понимании исповеди мы беседуем с клириком Спасского Староярмарочного собора священником Сергием Сподинов.

Нужно ли поститься перед исповедью?

— Не обязательно, если таинство исповеди совершается отдельно от таинства причастия. К исповеди человек может прибегать каждый день, в то время как к причастию, если человек не болен, обычно раз в месяц.

Я не могу найти духовного наставника в своем приходе. Можно ли искать в других?

— В современном обществе транспортная система развита настолько, что человек с легкостью может передвигаться не только по городу, но и за его пределами, чего не было, допустим, сто лет назад, из-за чего проживающий в определенной местности человек на практике был привязан к своему приходу.

В то же время мы видим, какое количество паломников посещало святые места и святых подвижников, например, преподобного Серафима Саровского.
Священник своего прихода вполне может быть духовным наставником: мы не должны забывать, что через видимые действия священнослужителя действует невидимая благодать Божия.

Но если человек прилепился сердцем к конкретному храму, то он вполне может стать его прихожанином и обрести духовного наставника там. Если человек в возрасте, а священник его прихода молод, он тоже может поискать духовника в другом храме.

Хотя некоторые люди не смущаются разницей в возрасте и обращаются за помощью и к молодому батюшке, так как знают, что священник в духовных вопросах — отец, и  Господь может посылать через него тот ответ, который ему требуется.

Я крестился взрослым, но мою совесть тревожат грехи, совершенные до крещения. Как быть?

— Правильнее было бы исповедоваться перед таинством крещения, но если этого не было сделано, то, конечно, для успокоения совести следует приступить к исповеди сейчас и назвать грехи, совершенные до крещения.

Знаю, что не смогу оставить свой грех, нужно ли тогда его исповедовать? Не лицемерие ли это?

— «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8: 34). В каждой страсти есть элемент греховного удовольствия для человека, но, тем не менее, страсти мучают, терзают и порабощают грешника.

Сможем ли мы избавиться от гордости, тщеславия, уныния и других грехов без помощи Божией? Что же нам тогда не исповедоваться? Если человек искренне от всего сердца стремится исправиться, то это не будет лицемерием.

Буквальный смысл греческого слова μετανοια «покаяние» означает изменение ума. Это не просто сожаление о прошлом — это новый взгляд на самих себя.

Митрополит Каллист (Уэр) говорит: «Каяться значит смотреть не вниз на собственные недостатки, но вверх на любовь Божию; не назад, упрекая себя, но вперед — с доверием и надеждой. Это значит видеть не то, чем я не смог быть, но то, чем я еще, по благодати Христовой, могу стать».

Во время исповеди нужно называть грех (например, согрешил чревоугодием) или конкретное деяние (съел полтора килограмма конфет)?

— Это зависит от духовного состояния кающегося. Ребенок, скорее всего, назовет конкретные поступки. Другое дело — монах, ежедневно открывающий духовнику свои помыслы. Думаю, на исповеди священник подскажет каждому, следует ли ему подробно рассказывать о своих поступках или нет.

Считается ли таинство совершенным, если какой-либо грех намеренно скрыт и не исповедан?

— Чтобы быть возрожденным в таинстве покаяния, человек сам должен приготовить свое возрождение. Без этого и таинство не может произвести на него своего действия. Сердечное сокрушение и исповедание своих грехов создают условия к возрождению человека благодатью Божией.

Святитель Феофан Затворник пишет: «А если исповедующийся недостаточно проникнут покаянным намерением, а духовник прочтет над ним разрешительную молитву, тогда что? — Тогда может случиться, что, когда духовный отец будет произносить: “Прощаю и разрешаю”, Господь скажет: “а Я осуждаю”».

Есть ли непростительные грехи?

— Греческое слово αμαρτια, обозначающее грех, имеет несколько значений. Буквально оно переводится как «промах». Промахивается же человек оттого, что стреляет не в ту цель.

В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощен человеку: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12: 31–32).

Здесь имеется в виду упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, сознательное противление истине.

Как человек может получить прощение, если он не желает этого прощения? К хуле на Духа можно отнести чрезмерное упование на Бога, продолжение тяжкогреховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, а также отчаяние, то есть противоположное по отношению к милосердию Божию чувство, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.

Но если человек кается (изменяет образ жизни), то Господь как любящий Отец простит всякого сына и подаст благодать, ибо она есть естественное следствие скорбного вопля к Богу души, ищущей спасения, и твердой решимости не грешить.

Что значит «грехи, вопиющие об отмщении»?

— Православная Церковь, опираясь на свой двухтысячелетний опыт, учит нас о том, что существуют грехи, вопиющие на небо о скором отмщении. Есть множество грехов, наказание за которые Господь откладывает иной раз даже до конца жизни грешника, ожидая его покаяния и при искреннем раскаянии очищая душу.

Но за грех, вопиющий на небо, наказание следует уже при жизни человека, причем может постигнуть и его детей, и даже потомков. Такого рода фактов Церковь знает множество.

Это умышленное человекоубийство, аборты, отцеубийство, братоубийство, содомский грех, притеснение убогого человека, беззащитной вдовы и малолетних сирот и другие.

Испытываю острую необходимость исповедоваться, чего никогда не делала, но не знаю, с чего начать. Просто прийти в храм и встать в очередь? Не могу переступить психологический рубеж. Что посоветуете?

— В таком случае надо подойти к священнику в храме и посоветоваться с ним: как духовно и психологически подготовить себя к исповеди. После разговора, как правило, психологический барьер исчезает.

Не хочу исповедоваться в присутствии других. На иллюстрации в одной книге изображен священник, исповедующий за ширмой. Почему бы не завести такой порядок?

— В Русской Православной Церкви такого никогда не было. За ширмой священник исповедует только в католических храмах. Если человек уже возненавидел грех в своей душе и решил его оставить, ему не страшно будет назвать его в присутствии других. А если грех властвует над ним, ему стыдно в нем сознаться, порой даже наедине с собой.

Один известный дореволюционный священник описал такой случай. На одном христианском съезде к нему подошел человек и сказал, что умом сознает свои грехи, а в сердце нет раскаяния.

Тогда он посоветовал ему публично покаяться в своих грехах во время службы. На следующий день этот человек пришел в храм и, когда начал свою исповедь, увидел в глазах прихожан не осуждение, не насмешку, а участие, сострадание, братскую любовь.

Он начал каяться, и сердце его пробудилось, слезы полились из глаз.

Беседовала Марина Дружкова
Газета «Нижегородские епархиальные ведомости»

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Источник: http://nne.ru/o-tainstve-ispovedi/

» Таинство Покаяния (Исповедь)

Таинство Покаяния

Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.
Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: Примите Духа Святаго.

Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23).
Еще Иоанн Креститель, подготовляя людей к принятию Спасителя, проповедовал крещение покаяния для прощения грехов… И крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои (Мк. 1, 4-5).

Святые апостолы, получив на это власть от Господа, совершали Таинство Покаяния, многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои (Деян. 19, 18).

Для получения прощения (разрешения) грехов от исповедующегося (кающегося) требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их перед священником, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

В особых случаях на кающегося налагается епитимья (слово греческое – “запрещение”), предписывающая некоторые лишения, направленные к преодолению греховных привычек, и исполнение тех или иных благочестивых дел.

За время своего покаяния царь Давид написал покаянную молитву-песнь (50-й псалом), которая является образцом покаяния и начинается такими словами: “Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой Меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня”.

ПОСЛЕ КАЖДОГО СОВЕРШЕННОГО ГРЕХА МЕНЯЕТСЯ СОЗНАНИЕ. ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ СТАНОВЯТСЯ НЕОБРАТИМЫМИ,
если грех не очищается покаянием и стремлением к исправлению жизни. Вы привыкаете ко греху, как принюхиваются к дурному запаху, и уже его не замечаете. После каждого нераскаянного греха Вы все больше погружаетесь во тьму, все больше теряете свободу, но перестаёте это замечать.

Почему для прощения грехов нужен священник? Недостаточно, прочитав книгу, в молитве покаяться перед Богом. Некоторые люди говорят: «Зачем исповедоваться? Я и так каждый день вспоминаю грехи, прошу прощения у Бога».

Тогда задайтесь таким вопросом: «Как вы узнаете, что ваши грехи прощены? Ведь чувства могут нас обманывать. На земле есть люди, которым Богом дана власть прощать грехи, лечить и исцелять души людей. Эти люди священники.

Когда человек приходит на исповедь с верой в Бога, то через священника, каким бы он ни был, действует Сам Господь Бог. Не священник прощает грехи, прощает грехи Бог.

Священник является посредником между вами и Богом. И без посредника, который скажет: «Бог простил тебя», который это засвидетельствует и в день исповеди, и на Страшном Суде, невозможно получить прощение грехов.

Если вы никогда не исповедовались или исповедовались давно, не откладывайте исповедь, даже если вы совершили тяжелые грехи и не знаете, как избавиться от них. Не бойтесь говорить о самых тяжелых и постыдных грехах. Священник не будет относиться к вам хуже, если узнает ваши страшные тайны.

Тех людей, которые покаялись в тяжелых грехах, священник любит даже больше, чем тех, кому яко бы не в чем каяться. Потому что если человек по-настоящему кается в грехах, он совершает подвиг исправления своей жизни. И у священника возникает к нему чувство сострадания и любви. Священник не осудит вас и никому не расскажет о том, что вы говорили ему на исповеди.

Если он это сделает, то перестанет быть священником, лишится благодати священства и будет извержен из сана. Священник сам грешный, и он понимает, как вам трудно бороться с грехом, особенно если до этой исповеди вы жили, не зная Бога. Батюшка посочувствует вам, поможет советом.

Лучше, наверное побороть стыд и сказать о всех своих грехах на исповеди одному священнику, чем ожидать Страшного Суда, на котором сокрытые грехи будут открыты перед всеми.

Те кто, уже много раз бывали на исповеди, всё равно немного бояться идти на исповедь. Что-то все время мешает. Наверное это не «что-то», а «кто-то», тот лукавый и скверный дух, который понимает, что после исповеди он потеряет власть над нашей душой.

От кающегося требуется:
Сознание своих грехов. Осуждение себя в них. Самообличение пред духовником. Покаяние не только словом, но и делом. Покаяние есть исправление – новая жизнь. Сокрушение и слезы. Вера в прощение грехов. Возненавидеть прежние грехи. Борьба с грехом привлекает благодать Божию. Грехи сокращают нашу жизнь…

Так же рекомендуем Вам к прочтению

подборку статей святителя Игнатия Брянчанинова В помощь кающимся:

Источник: http://kazanskoe-nikolay.ru/azyi-pravoslaviya/tainstva/tainstvo-pokayaniya-ispoved/

Ссылка на основную публикацию