О паломничестве и паломниках

О паломнических поездках

Лето прекрасное время для туризма, экскурсий и… для паломнических поездок.

В нашем восприятии паломник седой старец с посохом в руках, который за тысячи километров идет поклониться святым местам, в пути терпит голод, холод, неудобства. В словарях пишут:

В наше время, когда возрождается вера, начинает возрождаться и паломничество в святые места. Большую роль в этом играют действующие монастыри и храмы, организуя такие мероприятия. Появились паломнические службы, с помощью которых можно совершать паломнические поездки по всему миру.

В этот процесс активно включились и некоторые туристические компании. Таким образом, паломничество стало доступным многим, оно стало комфортным, и появилось мнение, что оно превратилось в религиозный туризм для одних и бизнес для других.

Что такое паломническая поездка в наше время: духовное действо или туристическое развлечение?

Это, прежде всего, зависит от цели поездки. Большинство устремляются к святым местам, когда припечет какая-либо беда. Как известно, молитвы в святых местах имеют большую силу. Люди, ведомые желанием исцеления для себя или родных, для разрешения иных проблем возлагают на эти поездки очень большие надежды.

И очень многие после первого паломничества, совершают его многократно. Они чувствуют, что Бог их услышал. Примеров бесчисленное множество.

Знаю многих, кто каждый год ездит в православный Высоцкий монастырь в Серпухове, в котором хранится чудотворная икона «Неупиваемая чаша», и нет сомнений, что святыня им помогает.

Воцерковленные, те, кто читают молитвы, ходят в храм на службы, исповедуются, причащаются, обычно совершают паломничество для того, чтобы почувствовать Божию благодать. Они часто берут с собой в поездки своих родных для укрепления тех в вере.

Определенный процент людей отправляется по святым местам из простого туристического любопытства. Определенную роль для них играет дешевизна паломнических поездок.

Бывают случаи, когда в такие поездки попадают люди абсолютно далекие от веры, они, уступают просьбам жен или родителей, и иногда случается, что их поведение в святых местах омрачает настроение других паломников.

К сожалению, наши люди мало знакомы с культурой поведения в храме. Далеко не все знают, что надо отключить мобильный телефон. А некоторые умудряются тихо разговаривать по нему во время службы. Конечно, им делают замечания рядом стоящие – и хорошо. Так сегодня прививаются правила поведения.

Когда-то я была впервые на водосвятном молебне и удивилась, что священник попросил прихожан по окончании службы вести себя цивилизованно. А когда после молебна началась давка у стола с водой, мне стало понятно, о чем была речь.

К счастью, большинство паломников это глубоко верующие люди и о том, как надо вести себя в храмах, они знают. Надо отдать должное организаторам паломнических поездок, все продумано во благо путешествующих. И вопреки сомнениям многих, поездки к святым местам очень нравятся детям.

Стоит ли судить тех, кто делает бизнес вокруг паломнических поездок? Думаю, несправедливо. Чем они отличаются от тех, кто печет для нас хлеб и этим зарабатывает на жизнь? Если они хорошо делают свое дело, честь им и хвала. Благодаря их труду и стали столь доступными для нас эти поездки.

Разве не замечательно, что все стало так легко и просто?

А уж говорить, что паломничество – это бизнес для церкви просто грех.

Наша церковь сегодня возрождается, на строительство, ремонт, на содержание храмов требуется уйма денег, и если мы таким способом помогаем этому процессу, это благое дело.

Даже если встречаются алчные люди среди священников, то они за свои грехи ответственны перед Богом, это их проблемы. А мы, посещая святые места, приходим не к ним, а к Богу и святым.

И зачем искать черное там, где его лучше не искать?

А самое главное в паломничестве, что большинство из тех, кто не является воцерковленным, после посещения святых мест, разворачивается в сторону веры, потому что христианская вера в нас заложена генетически. Христианству на Руси более тысячи лет. Сколько было поколений христиан до нас.

Именно этим, объясняется тот удивительный феномен, когда далекий от веры человек, заходя в православный храм, начинает плакать. Эти слезы сродни тем, которые вырываются у нас, когда мы после долгой разлуки подходим к порогу родительского дома.

Непостижимым образом дух святых мест способен пробудить в нас то, что есть в наших душах от наших предков – веру христианскую, подарить ощущение Божьей благодати. Посмотрите, как светятся глаза тех, кто только что возвратился из паломнической поездки.

© Таисия Февронина, 2010.

Источник: http://fevronina.ru/o-palomnicheskix-poezdkax/

Паломничества — общая статья

pelegrinitoНаваяла тут про паломничества. Большое спасибо Анне за встречу по вопросу о паломничествах (ее доклад на ней опубликован здесь: http://de-sen-luk.livejournal.com/141357.html#cutid1) и всем, с кем я по этому поводу говорила.

Ваши мысли, вопросы, замечания — велком! Текст предназначен в качестве вводной статьи на сайт и отвечает на вопрос «что такое паломничество».
Видимо, в природе человека сидит беспокойство, гонящее его в чужие края – посмотреть, исследовать, потрогать древние камни, помолиться у священных стен.

Древние греки ездили в Египет явно не только приобщиться к его мудрости: «Феофан из Афин был тут», нацарапано на храме. Со временем путешествия стали доступны огромному количеству людей – и ныне туризм является по прибыльности второй индустрией, после торговли энергоносителями.Но паломничество – это особый вид путешествий.

Походы к священным местам известны с каменного века: в особых пещерах, часто – труднодоступных, люди рисовали быков, оленей, мамонтов. Никто не знает, что они там делали – многочисленные следы ног, копоть от тысячелетиями возжигаемых светильников говорят о том, что люди часто посещали эти пещеры с рисунками. Но они никогда в них не жили.

Позже, в письменных цивилизациях или в тех, которые посещали грамотные иноземцы, мы находим записи о священных местах и связанных с ними чудесах и праздниках.Христианские паломничества документировано известны с 4 века нашей эры. С тех пор поток паломников увеличивался до 16 века, когда Реформация и религиозные войны прервали массовые путешествия к святым местам.

Из-за паломничеств ремонтировали и прокладывали дороги, наводили мосты, появилась паломническая церковь – особое архитектурное сооружение, ставившееся вдоль паломнических дорог. А также – странноприимные дома, больницы для паломников, торговые заведения.

Паломничества дали начало крестовым походам, рассматриваемым как «вооруженные паломничества», и рыцарским монашеским орденам.Паломники, не менее, чем торговцы и завоеватели, связывали христианский мир. Через границы государств, влияния королей и местных сеньоров, через различные епархии паломники торили пути.

Они узнавали, как живут люди в различных землях и рассказывали об этом и своим землякам по возвращении, и жителям тех краев, через которые лежал их путь.

Паломники способствовали и церковному общению разных епископств — например, они во многом повлияли на то, что в Испании был принят римско-латинский обряд вместо местного мозарабского – он появился в силу арабского завоевания Пиренейского полуострова и слабых контактов местной церкви с Римом.После Реформации традиция паломничеств угасла, но не до конца.

И сейчас, в 21 веке, вновь переживает возрождение – тысячи людей вновь устремились в путь, по древним дорогам паломничеств. Конечно, не все они паломники, многие пускаются в путь из спортивного азарта, из туристического любопытства или же хотят понять своих предков. Но это возрождение – и это радует.

Паломничество – это свидетельство, явное и открытое, нашей веры во Христа, это свидетельство о Благой вести и чудесах Божиих. Нашу задачу, задачу верующих католиков, мы видим в том, чтобы увеличить количество паломников, а также в том, чтобы рассказать, что такое паломничество, всем людям.

Мы уверены, что так же, как и раньше, паломничества объединяют людей, и позволяют жителям различных государств, разным народам, говорящих на разных языках, со своей особенной культурой, быть уникальными частями общего христианского мира. А еще – выполняют миссионерскую функцию, позволяя людям узнавать о Боге.Зададимся же вопросами о том, какова цель паломничеств, при каких условиях путешествие становится паломничеством, куда и когда идут (едут, летят) паломники.

Зачем? Первый вопрос – о целях паломничества. Чем паломничество отличается от других видов путешествий? Напрашивающийся ответ – паломничество – это путешествие к святым местам. Действительно, это важно – не к диковинам природы или творениям человеческих рук. Однако такого краткого ответа недостаточно. Ведь вездесущий и всемогущий наш Господь услышит из любого места, и вроде бы нет надобности специально идти куда-либо.

Мы определяем паломничество как путь к Богу, происходящий в духе, пространстве и времени. Фактически паломничество – это метафора жизни человека. Недаром жизнь постоянно сравнивают с путешествием – «жизненный путь». В конце жизни христианина – неземные блага, не смерть, и даже не добрая память потомков.

Конечная цель жизни христианина лежит вне этого мира – это Бог, или, говоря иначе, Царствие Небесное. Конечная цель паломника лежит вне этого мира. Именно поэтому некоторые паломники желали (и желают) умереть в конце паломничества – тогда и духовный, и земной путь будет завершенным.Таким образом, путь паломника пролегает в двух измерениях – земном и духовном, небесном.

И для паломничества необходимо сочетание этих измерений, как для жизни необходимо сочетание тела и души, и недаром мы веруем в телесное воскресение. Путь земной пролегает по конкретной местности, при определенных погодных условиях, занимает определенное время – и так далее. Но паломничество – не паломничество, когда все это не сопровождается путем небесным, духовным приближением к Богу.

Да, на нас влияют разные обстоятельства, но в паломничестве мы никогда не должны забывать о том, что эти обстоятельства помогают нам приблизиться к Богу, что нужно их так рассматривать и использовать для этой цели.Так что ни проливной дождь, ни жара, ни поломка автобуса – ничто не может паломником восприниматься как помеха к основной цели.

Господь в своем милосердии дает паломникам такие дороги, которые приведут их к Нему, и умение полагаться на Господа в этих вопросах – одно из основных паломнических умений.Каким же образом человек приходит к Богу? Основной путь – это покаяние. Через покаяние человек освобождается от цепей греха, и становиться свободным и причастным к истине, истине божественной.

Каждое паломничество – акт покаяния, за себя и за других. В Средние века общины снаряжали паломников всем миром, чтобы они покаялись за всю общину. Паломничества предписывались и в виде епитимьи отдельным людям. Паломничества объявлялись и объявляются богоугодным делом с соответствующими индульгенциями.

Почему нельзя покатятся, не выходя в путь? Можно, и паломничество не обязательно для спасения души. Однако, так, как мы являемся существами, сотканными из плоти и духа, приключения плоти духом воспринимаются, разумом осмысливаются, а психика связывает переживания в устойчивые комплексы.Все мы знаем про условные рефлексы, и про гештальты – устойчивые психические конструкты.

Механизмы работы плоти и духа – тема очень увлекательная, мы будем ее рассматривать в других статьях. Пока же достаточно сказать, что Бог устроил так, что все эти «природные законы» в человеке работают таким образом, что по меньшей мере нисколько не препятствуют его пути к Нему.

Путешествие само по себе включает эти механизмы, и значит, может и должно использоваться людьми как и духовное, а не только физическое или душевное.Итак, зачем паломник идет в путь? Чтобы прийти к Богу в конечном счете. И цель эта, как путеводная звезда, ведут его по земным и небесным дорогам.

И Бог одновременно сопровождает паломника в пути, как добрый друг, надежный товарищ, проводник к Себе. Прочие цели – познать себя, познать других, общение, наслаждение культурой и природой различных мест – ни в коем случае не предосудительны, однако являются побочными целями паломничества. И в этом основное отличие паломничества от других видов путешествий.

Как? Прежде, чем обсуждать географию и временные рамки паломничеств, поговорим о его структуре. Ибо крайне важно для паломника находиться в общении со всей Церковью Христовой, ибо «нехорошо человеку быть одному». Паломничество, в отличие от туризма (и даже религиозного туризма) предполагает, что путь человека будет сопровождаться духовным наставничеством Церкви. Потому очень важно соблюсти необходимые минимальные требования для того, чтобы не уйти совсем в другую сторону в духовном смысле.

Читайте также:  Аудиоматериалы

Шаг первый. Прежде, чем принять решение о паломничестве — поездке или походе, нужно посоветоваться и получить благословение от своего священника, а также исповедоваться ему. Он даст необходимые советы.

Особенно это касается самостоятельных паломничеств – в организованных паломничествах есть священники, которые сопровождают паломника духовно и физически. Тем не менее, даже и в случае организованных паломничеств очень желательно получить благословение у своего священника.

Паломничество должно начинятся с кротости и послушания, а не чего-то еще.

Шаг второй. Кроме заботы о физической составляющей – крове, пище, паломнику нужно каждый день принимать причастие и исповедоваться по потребности, но не реже чем раз за паломничество. Потому, отправляясь в самостоятельное паломничество, нужно продумать этот момент и узнать в точности, продумано ли это организаторами паломничества, если паломничество организованное.

Шаг третий. Кроме регулярных месс и исповедей в паломничестве следует читать молитвы, и размышлять на определенные темы, заданные темой паломничества.

Конечно же, паломникам следует придерживаться праведного образа жизни без излишеств. Можно давать различные посильные обеты, однако необходимо их тоже обсудить со священником.

Не нужно забывать, что по поведению паломника невоцерковленные люди судят о христианстве в целом.

Эти нехитрые правила составляют ограду паломничества. Внутри них дух свободен. И уже дело человека – стремится ли к Богу, или заниматься чем-то еще.

Куда? Традиционно паломничества совершаются к местам славы Церкви Христовой – к местам, где протекала жизнь Господа нашего Иисуса Христа, Богоматери, святых Его. Где хранятся реликвии, связанные с их жизнью земной.

Святыми также считаются места, где Господь явил силу свою через чудеса, которые связаны с изображениями Его и святых.

Возможно ли совершить паломничество к местам, считаемым святыми в другой конфессии – вопрос очень спорный. На нашем сайте мы рассказываем только о таких местах, которые входят в историю католической церкви, включая, разумеется, места, связанные с историей неразделенной церкви, досхизменной.В Средневековой Европе выделяли Великие и малые паломничества.

Великие связаны со Святой Землей, также с местами хранения реликвий Господа Иисуса Христа, Богородицы и Апостолов. Кроме пути в Святую Землю, Великими паломничествами были: пути Святого Иакова, начинавшиеся из множества мест, включая Англию, Норвегию, Польшу, и заканчивающиеся в испанском Сантьяго-де-Компостелла, хранящем мощи святого апостола Иакова.

Ныне Путь Святого Иакова объявлен культурным наследием ЮНЕСКО, и различные страны занимаются его восстановлением и поддержанием.Центром паломничества также был город Аахен – столица империи Карла Великого.

Там были собраны различные реликвии, в том числе «четыре великих сокровища»: туника Богоматери, пелены Богомладенца Христа, повязка с чресел Иисуса Христа, пелена, на которую была возложена глава Иоанна Крестителя.Конечно же, нельзя не вспомнить про Рим – город великих паломничеств и место действия святых апостолов Петра и Павла.

Удивительно паломничество между тремя странами, связывающем имена четырех святых апостолов.

Начинался этот путь в старейшем немецком городе Трире – городе, при Диоклетиане и Константине Великом бывшем одной из столиц Римской империи, в который в IV веке царицей Еленой была привезена часть евангельских святынь: хитон Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, сандалия и гвоздь креста апостола Андрея Первозванного, а также мощи святого апостола Матфия, местом хранения которых стало Аббатство Святого Матфия (St. Matthias Abbey). А из Трира этот путь вел в Рим и Компостелу: у Трирского кафедрального собора Петра был найден так называемый «Крест паломников», у подножия которого имелись указатели соответствующих направлений: от мощей апостола Матфия — к мощам апостолов Петра и Павла и далее — к мощам апостола Иакова. Ныне Трирское паломничество также восстановлено.Маршрутам Великих и малых паломничеств и посвящен в большой степени наш сайт.

Когда? Паломничества связаны также с церковным календарем – в год «Петра и Павла» хорошо совершить паломничество в Рим, да и на молитвенных интенциях и размышлениях сказывается все это.

Виды паломничеств. По способу совершения паломничеств мы выделили шесть их видов:

Источник: https://pelegrinito.livejournal.com/8171.html

О паломничестве — храм пророка божия илии в головино

15.06.2017

Для современного человека паломнические поездки являются одним из неотъемлемых атрибутов церковной жизни. Множество фирм, как церковных, так и светских, предлагают сегодня поездки к святыням России и зарубежья.

Часто именно с такой поездки начинается знакомство человека с Православной Церковью.

Но всегда ли это знакомство влечет за собой воцерковление? Как подготовиться к поездке, чтобы она стала настоящим паломничеством, а не занимательным путешествием? Об этом размышляет в своей статье настоятель Свято-Троицкого собора г. Саратова игумен Пахомий (Брусков).

Сцена, ставшая привычной для многих священников. В храме ко мне подходит женщина и спрашивает: «Батюшка благословите в паломническую поездку к старцу». Отвечаю: «Бог благословит. А зачем Вы едете?» И часто не слышу вразумительного ответа. «Ну, все едут… Здоровья нет….

Исцелиться хочу, говорят, помогает» – вот самые распространенные мнения по этому поводу.

Между тем каждый человек, отправляющийся в паломничество, должен задать себе два вопроса: что такое паломничество вообще и для чего лично я отправляюсь по святым местам? И постараться дать себе на них честный ответ.

Поклониться святым местам

Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение.

С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Гроба Господня. Также с первых веков христианства зарождаются и становятся местом паломничества верующих монашеские обители Палестины, Египта, Сирии.

В дальнейшем появляются и получают известность другие места паломничества. Это и Рим, и Афон, и Бари, куда направляются паломники со всего мира.

На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Русские люди совершают паломничество в Иерусалим и в другие святые места.

Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника.

Постепенно, возникают на Руси и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.

Своего расцвета в России паломничество достигает в XIX веке. Тогда существовала, к примеру, благочестивая традиция посетить хотя бы раз в жизни Киево-Печерскую Лавру.

Тысячи паломников самого разного общественного положения и материального благосостоянии отправлялись на богомолье в лучшем случае верхом на лошади, а чаще всего пешком с котомкой сухарей за спиной. Эти паломники не только сами приобщались к святыне, но и давали возможность многим людям узнать о святых местах.

Во все века в русских людях жила любовь к странникам. Страннолюбие было особым родом благочестия, позволяющее не только послушать паломника, но и принять участие в его подвиге личным пожертвованием.

Именно в это время достигает своего расцвета деятельность Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Стараниями начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) в собственность нашего Отечества приобретаются значительные участки земли в Палестине, где возводятся не только храмы и монастыри, но и вместительные гостиницы для паломников.

Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране. Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки.

Схематическое изображение Иерусалима в годы правления библейских царей Давида и Соломона ( 9 век до н. э. )

В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри. В этой сфере работают множество фирм, которые организуют и транспорт, и проживание, и посещение храмов. Но зачастую дух этих поездок кардинально отличается от тех, что совершались в прошлые века.

И дело не в том, что изменились условия жизни и современный человек стал пользоваться скоростным транспортом. Если бы в древности была такая возможность облегчить передвижение, люди бы ее тоже использовали.

Тогда ведь не все ходили пешком, кто-то ездил в повозках, которые тоже облегчали путь.

В наши дни необходимость отдавать заработанную сумму денег за билет может восприниматься как эквивалент усилий древних паломников.

Основное отличие, на мой взгляд, состоит в том, что в то время паломничество воспринималось как труд, как служение Богу. Христианин воспринимал и семью, и работу, и отношения с ближними как поприще, на котором человек должен чем-то жертвовать, терпеть какие-то тяготы, и через это духовно возрастать, становиться ближе к Богу.

Широкую известность в прошлом столетии приобрела книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», герой которой пешком прошел тысячи километров от центральной России до Сибири, посещая святые места. Безусловно, совершив такой подвиг, он иначе воспринимал свое паломничество, чем современный человек.

А главным его приобретением в странствиях стали не приятные впечатления и памятные сувениры, а навык в молитвенном делании.

А мы зачастую и паломничество, и все остальные сферы своей жизни воспринимаем, как средство приобрести лично для себя какую-либо выгоду, получить удовольствие, неважно чувственное, душевное или даже духовное.

Потребительское, эгоистичное отношение к миру свойственно современному человеку. Чтобы вернуться к опыту древних паломников, нельзя плыть по течению, нужно сделать над собой усилие и постараться что-то изменить.

Паломник или турист?

Каждый православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь. Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.

Кто-то отправляется в монастырь, чтобы получить благодать Духа Святого, познакомиться с монашеской жизнью. А кого-то в паломничество влекут более приземленные цели: попросить и непременно получить материальных благ, здоровья, успеха в делах. Так развивается в современной церковной среде особый вид благочестия – так называемый «духовный туризм».

К нему же относятся и поездки к известному или малоизвестному старцу, где за материальное вознаграждение люди надеются через внешние, полумагические действия получить гарантированный результат. Съездил ровно семь раз на отчитку или лечение копием и тебе гарантировано исцеление.

Но возникает вопрос: а какова природа этого исцеления? Какие силы стоят за деятельностью этого целителя?

Нельзя воспринимать духовную жизнь через призму материальных благ – здоровье, удачу или получение выгодной должности на работе. Это большая ошибка, ведь стремясь за материальным, можно не заметить большего, не оценить того духовного дара, который дает человеку Господь.

Человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде всего должен спросить себя: а в каких отношениях он находится с Богом, с Церковью. Паломничество – это одна из форм церковной жизни. Но духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния.

Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинать надо с чтения Евангелия, с покаяния, с Причастия. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке.

И даже столкнувшись с бытовыми трудностями, неправильным (как ему кажется) поведением священников, монахов или мирян, он не соблазнится этим, не расстроится.

Читайте также:  160 сортов аспарагуса. рассказ вдовы. смерть мужа - как жить

Сегодня часто можно услышать, что многие люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. К примеру, съездили по рекомендации родных или знакомы в Дивеево и воцерковились.

Но возникает вопрос: а на самом ли деле они воцерковились? Приняли они опыт и традиции Церкви, смирились ли перед ее правилами? Ведь сегодня наряду с церковными христианами, которые посещают богослужения, причащаются, исповедуются, существует среда так называемых околоцерковных людей. Они думают, что находятся в ограде Церкви, считают себя глубоко верующими людьми.

Но при этом не участвуют в жизни Церкви, не исповедуются, не причащаются, либо делают это изредка для решения личных проблем. Из этой среды вырастает целое поколение христиан, которые не только по-своему воспринимают христианскую жизнь, но и проповедуют свое отношение, далекое от Евангелия и опыта Церкви, другим людям.

Сегодня этому помогают еще и неограниченные возможности общения, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве, где люди обсуждают поездки, делятся своими соображениями, дают оценку церковной жизни, мало что о ней зная.

Сегодня существует развитый бизнес, ориентированный на паломников. Организаторы поездок собирают всех желающих, кто может оплатить поездку. При этом никому не интересно, что в головах у этих людей, какой след поездка оставит в их душах.

Древняя карта Святой Земли с именами 12 колен Израилевых (15 век)

Между тем паломничество – это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку.

Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи. Ведь и кусок хлеба можно съесть очень по-разному.

К примеру, когда возрождалась Оптина пустынь, многие люди ехали туда не с паломническими турами, а своим ходом – на автобусах, поездах, да еще несколько километров приходилось идти пешком. И приезжали туда потрудиться во славу Божию, а не полюбоваться памятниками архитектуры.

Наработавшись целый день на стройке или в поле, они воспринимали скудную монастырскую пищу как действительно ниспосланную Богом. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество.

Невозможно, да и не нужно закрывать паломнические службы или запрещать всем ездить в паломнические поездки. Но каждый христианин должен понять, чего ищет в этой поездке его сердце. Затем испросить благословения на поездку у священника, у которого он исповедуется.

Не просто поставить перед фактом: «Благословите, я еду в монастырь или к старцу», – а попытаться более подробно объяснить причины своего решения. Священник сможет посоветовать, на что обратить внимание в обители, как себя вести, как подготовиться к этой поездке.

Перед поездкой нужно почитать что-то об истории монастыря, о духовной жизни, о молитве. Безусловно, не только древние паломники, но и современные могут и должны стараться больше молиться в поездке, в том числе и Иисусовой молитвой.

Тогда поездка превратится в настоящее паломничество.

Если человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз. Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на поверхности и доступно без духовного труда.

А монашеская жизнь, добродетели надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно присмотреться, прислушаться, не поддаваться духу суеты, который часто возникает в паломнических группах. Даже если не удалось лишний раз искупаться в источнике, купить очередной сувенир в свечной лавке, это не страшно.

Внимательный паломник может получить неизмеримо большую пользу для души.

И последнее. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И не в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.

Игумен Пахомий (Брусков)

Спасо – Преображенский собор Дивеевский монастырь

Источник: http://xramgolovino.ru/palomnichestva/o-palomnichestve/

О паломничестве

Еще очень многие люди, услышав слово «паломничество» или «паломнический тур» не совсем понимают, о чем идет речь.

Если мы посмотрим историческую энциклопедию, то прочтем там, что «паломничество-посещение святых мест с целью поклонения».

Паломничество существовало в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и других странах. Принято до сих пор во многих религиях. Одно из главных мест паломничества для евреев, христиан и мусульман — город Иерусалим.

Паломничество в Палестину получило значительное распространение в период Крестовых походов. Наряду с Палестиной, паломничества предпринимались и предпринимаются и в другие международного и местного значения святые места: в католицизме — Рим и Лорето (Италия), Лурд (Франция), Фатима (Португалия) и др., в православии — Святая Земля, Афон, Бари (Италия) и др.

У мусульман паломничество (хаджж) совершается в Мекку, Кербелу, Неджеф и др. У буддистов — в Лхасу (Китай). Одним из центров паломничества буддистов и синтоистов является город Нара (Япония); индусов — Аллахабад и Бенарес»

Мы говорим о христианском, а именно, о православном паломничестве, так как православие является основной религией в нашей стране. Паломничество называют иногда «религиозное паломничество» или путают с понятием «религиозный туризм»

В паломничестве мы поклоняемся святым местам и святым угодникам, молимся им о заступничестве перед Христом. «Религиозное паломничество» подразумевает под собой ознакомление с религиозными святынями, историей места и события, связанного с данной местностью.

Паломничество зародилось с IV века. Обратимся к словарю Даля: «Паломничать — ходить на поклонение в Иерусалим». Первые христиане ходили на поклонение к Гробу Господню и другим великим святыням, связанным с земной жизнью Христа, в Палестину

Однако, из живущих в России немногие могли отправиться в далекую Святую землю. Поэтому на русской почве термин паломник стал означать человека, отправлявшегося для поклонения любой святыне.

Это могли быть как церковь в соседнем селе, где прославилась чудотворениями местная икона, так и отдаленный монастырь — центр духовной жизни всего края.

Иногда несколько расположенных рядом сел отправляли своего представителя в удаленные порой на тысячи верст в Киево-Печерскую лавру или Соловецкий монастырь. По дороге к Святыням принято было раздавать деньги нищим, посильная жертва Христу.

Паломничества расширяли кругозор русского человека, зримо приобщали его к сокровищам духовной культуры, знакомили с богатой событиями историей Российского государства и, в конечном счете, способствовали духовному единению и укреплению нравственного потенциала народа.

Смыслом паломничества было и есть причаститься Святых Христовых Таин. Коллективное паломничество и крестные ходы всегда поощрялись для сплоченности неокрепших в вере христиан. Сейчас XXI век: цели и смысл паломничества до сих пор неизменен.

Точно так же стремятся паломники в Святую Землю, Грецию, Италию и другие страны, где сохраняются святыни православия. Изменилось лишь благосостояние людей. Теперь пешком никто не ходит. Есть самолеты, комфортабельные пароходы и автобусы.

Проживают паломники в гостиницах, где к их услугам предоставлены горячее питание, чистое белье.

Но смысл паломничества остается тем же, что и много веков назад: каждый верующий православный христианин мечтает причаститься Святых Христовых Тайн и поклониться Великим Святыням в Храме Гроба Господня, в Бари у гробницы Св. Николая Мирликийского, в Афонских монастырях, на греческом острове Корфу в монастыре Спиридона Тримифутского.

Многие паломники предпочитают отправляться в паломничество в составе паломнической группы. Другие — индивидуально. Преимущества группового паломничества в том, что с группой работает опытный православный экскурсовод, который и расскажет о святынях и покажет места, подчас недоступные для посещения индивидуальных паломников без специальной предварительной договоренности.

И, конечно, только в групповых турах создается атмосфера общей молитвы, единения, дружелюбия и радостного настроения. В паломнической группе каждый может найти новые знакомства, новых друзей и даже свою вторую половинку.

Ведь каждый, кто попал сюда, пришли с одной целью: измениться с помощью этого путешествия, стать чуть-чуть лучше, возвыситься над собой посредством прикосновения к святыням.

Россия богата Святынями, равно как и весь мир.

Мы советуем начинать свой маленький духовный подвиг с Троице Сергиевой Лавры, которая находится всего в 55 км от Москвы на север. Там можно поклониться Святым мощам Светильника Земли Русской Сергия Радонежского. Святые мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе монастыря с 1422 года.

И вот уже более шестисот лет мощи Преподобного являются источником благодатной помощи для людей, с верой приходящих к этой великой святыне.

Исцеления больных и изгнания бесов, помощь в скорбных семейных и тяжелых жизненных обстоятельствах, избавление от опасностей и помощь в учебе — множество чудес, подобных этим, не перестает совершаться по молитвам преподобного Сергия и в наши дни.

Недалеко от Москвы в Калужской области находится Благословенная, известный на весь мир монастырь-Оптинапустынь. Главной же ее святыней были ее прославленные боголюбивые старцы.

В церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы находятся мощи Святых Амвросия и Нектария, а так же особо почитаемая икона Казанской Божией Матери, в храме в честь Казанской Иконы Божией Матери В храме покоятся святые мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия. Это самый большой храм.

В храме в честь Владимирской иконы Божией Матери находятся святые мощи преподобных отцов Льва, Анатолия, Иллариона, Варсонофия и других.

Оптинские монахи всегда слыли лучшими духовниками и исповедниками. Здесь вы всегда можете получить духовный совет.

И, конечно, обязательно, нужно побывать в четвертом уделе Богородицы-знаменитой Дивеевской обители. «Это четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына МоегоИисуса Христа величающих», — такие слова услышала от Царицы Небесной матушка Александра, первоосновательница обители.

Матерь Божия ежедневно обходит ее по Канавке и на всех паломников, монахинь и послушниц монастыря, сподобившихся здесь молиться, изливает свою богатую милость. Духовником Дивеевской обители был в свое время Батюшка Серафим, Саровский Чудотворец. Его молитвами обитель устояла в годы нестроений, пережила закрытие и разорение в советское время и снова возрождается в своей дивной красоте.

В наши дни исполнилось пророчество прп. Серафима о том, что в Дивеево будут почивать его св. мощи. Со всего мира тянется сюда поток паломников. Батюшка Серафим говорил дивеевским сестрам: «Ходите ко мне на гробик, и чем чаще, тем лучше.

Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что бы ни случилось с вами, все придите ко мне на гробик, да припав, как живому и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым со мной говорите, я всегда для вас жив буду». Верующие люди, как и в прошлом, получают у мощей Преподобного благодатную помощь и исцеление.

В Троицком соборе сохраняются также некоторые вещи, принадлежавшие Батюшке Серафиму: мантия, нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавички, башмаки, чугунок и некоторые 

другие. В алтаре хранится котелок, из которого Батюшка Серафим оделял посетителей сухариками. (Можно привезти свои сухарики и попросить освятить их в котелке). Богослужение обители сохраняет особенный устав прп. Серафима: по воскресениям поется Параклисис (канон Пресвятой Богородице нараспев), читается неусыпаемая псалтирь в храме Рождества Христова.

В монастыре несколько источников, прославленных множеством исцелений. Это источники Казанской и Иверской икон Божией Матери, источник матушки Александры.

Особенно любим паломниками источник Батюшки Серафима, расположенный в живописной местности в Саровском лесу, недалеко от мест, где жил и молился преподобный.

На монастырском кладбище паломники посещают могилки схимонахини Александры-первоосновательницы монастыря, схимонахини Марфы, Елены и Михаила Мантуровых, Николая Мотовилова, блаженных Пелагии, Натальи и Паши Саровской; игуменьи Марии Ушаковой.

Все желающие готовятся и приступают к Таинствам Исповеди и Святого Причащения. Ежедневно паломники вместе с сестрами обители проходят Крестным ходом по Канавке. В последний день паломники посещают Никольский женский монастырь и соборы г. Арзамаса. В том числе и грандиозный Воскресенский собор — памятник в честь победы над Наполеоном, шедевр русской архитектуры XIX века.

Читайте также:  Новая москва, рассказ.

Далее, перед вами открывает просторы вся земля русская- это и Киев с его святынями и Псково-Печерский монастырь, Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь…

И путь ваш будет идти до Японии, Австралии или Америки… там, где проповедано Слово Божией, везде есть святыня, достойная, чтобы к ней прошли долгий и нелегкий путь, дабы поклониться ей…

Источник: http://palomnik-rf.ru/index.php/palomnichestvo/1-o-palomnichestve

Паломничество и религиозный туризм: ожидаемые изменения / Официальные документы / Патриархия.ru

6 августа 2018 г. 14:17

Депутатами С.А. Гавриловым, Д.Ф. Вяткиным, А.Ю. Брыксиным, М.А. Ивановым, Р.Р. Ишсариным, Д.В. Саблиным в Госдуму Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона № 514138-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»» в части регулирования паломнической деятельности.

Данный законопроект инициирован Русской Православной Церковью в целях обеспечения правового регулирования паломнической деятельности религиозных организаций.

В настоящее время в ст. 16, 20 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержится упоминание о паломничестве. При этом закон не раскрывает содержание данного понятия и не определяет порядок осуществления паломничества.

На наш взгляд, индивидуальное паломничество граждан по святым местам не требует законодательной регламентации, поскольку относится к сфере свободы вероисповедания.

В свою очередь, паломническая деятельность религиозных организаций безусловно нуждается в такой регламентации.

Законопроект наделяет религиозные организации исключительным правом осуществлять паломническую деятельность как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Данное положение означает, что все прочие юридические лица, не являющиеся религиозными организациями, равным образом индивидуальные предприниматели, не вправе осуществлять паломническую деятельность.

К числу паломников законопроект относит лиц, совершающих путешествие (поездку) с целью посещения мест религиозного почитания (паломничества) и объектов религиозного назначения и участия в религиозных обрядах и церемониях. Таким образом, совершая путешествие (поездку) паломник, в отличие от туриста, не преследует цель отдыха и развлечений, а также деятельности, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания.

Согласно законопроекту участие паломников в богослужениях, иных религиозных обрядах и церемониях в местах религиозного почитания (паломничества) будет осуществляться согласно внутренним установлениям соответствующих религиозных организаций. Таким образом, данная сфера не потребует дополнительного правового регулирования.

Паломнической деятельностью законопроект признает деятельность религиозных организаций:

  • по организации паломнических поездок для посещения мест религиозного почитания (паломничества) и объектов религиозного назначения, расположенных на территории Российской Федерации и за ее пределами, с целью участия в религиозных обрядах и церемониях;
  • по установлению, поддержанию и развитию международных связей и контактов в целях организации паломнических поездок.

Из этого определения паломнической деятельности следует, что такая деятельность может быть внутренней и международной.

Деятельность по организации паломнических поездок согласно законопроекту может включать организацию:

  • размещения (проживания) паломников;
  • питания паломников с учетом требований, предусмотренных внутренними установлениями соответствующих религиозных организаций;
  • транспортного обслуживания паломников;
  • сопровождения паломников, включая услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников;
  • иную деятельность для достижения целей паломничества.

Таким образом, услуги, необходимые для достижения целей паломничества, могут предоставляться самими религиозными организациями без привлечения сторонних туроператоров. Впрочем, религиозные организации вправе привлечь для этих целей и туроператоров по правилам, предусмотренным законодательством о туристической деятельности.

Предполагается, что ко второму чтению законопроект будет дополнен поправками в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части правового регулирования религиозного туризма.

В настоящее время упомянутый Федеральный закон предусматривает понятие «религиозный туризм», не раскрывая его содержание.

Для того, чтобы на практике религиозный туризм не отождествлялся с паломничеством предполагается ввести дополнительное правовое регулирование религиозного туризма.

В отличие от паломнической деятельности, религиозный туризм будет осуществляться с целью посещения мест религиозного почитания и иных объектов религиозного назначения для отдыха и развлечений. При этом для совершения туристами религиозных обрядов или для их размещения в монастырских гостиницах будут на договорной основе привлекаться религиозные организации.

Юридическая служба Московской Патриархии/Патриархия.ru

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5248571.html

Паломничество – в чем суть? | Комплекты «Паломница»

ПАЛОМНИЧЕСТВО  – В ЧЕМ СУТЬ?

Одна из сторон жизни православного человека — это паломничество по святым местам.

На сегодняшний день существуют два понятия: паломничество и религиозный туризм, и их необходимо четко различать, так как цели у паломничества и религиозного туризма разные.

Паломничество организуется церковью – то есть это церковное мероприятие, а не просто комплекс туристических услуг.

Основа паломнической поездки – это прежде всего духовная работа, люди едут, чтобы приобрести что-то полезное для своей души, чтобы поклониться мощам святых угодников, помолиться перед чудотворными иконами, поучаствовать в богослужении у святых мест, очиститься в святых источниках. Паломническая поездка сопровождается молитвой, особой паломнической дисциплиной.

Туризм предлагает человеку познавательно-развлекательную форму проведения времени с целью отдохнуть, что-то узнать, прикоснуться к православным ценностям,  ощутить ту духовную мощь, которая идет от святынь.

Религиозный туризм  тоже нужен и полезен. Церковь заинтересована в том, чтобы как можно больше людей узнавало о святынях. Кому-то нужна экскурсия, чтобы он заинтересовался историей православия и потом осознанно пришел в храм, начал причащаться, исповедоваться. А кому-то эта ступенька не нужна.

Перед тем как ехать, обязательно задайте себе вопрос: Зачем  я еду по святым местам?

Многие люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. Большинство из тех, кто не является воцерковленым, после посещения святых мест, разворачивается в сторону веры. Потому, что христианству на Руси  более тысячи лет и христианская вера  в нас заложена генетически.

Вы можете отправиться в поездку с паломническими группами, которые организованы от храма или монастыря. Бывают сборные группы куда записываются одиночки, а бывают группы прихожан одного храма. Как правило, информация о паломнических поездках размещена на досках объявлений около храма, также много предложений вы найдете в интернете.

Выбор большой и разнообразный, начиная от самых простых однодневных поездок и заканчивая многодневными турами в далекие монастыри и на Святую Землю.

В этот процесс активно включились и некоторые туристические компании.

Но лучше в паломническую поездку отправиться через официальные паломнические структуры Русской Православной Церкви, в сопровождении священника, который в случае необходимости сможет помочь духовным советом.

С кем ехать в паломническую поездку это не главное. Главное — помнить, что паломничество — это труд и служение Богу и чем сложнее паломническая поездка, тем она благодатнее.

Где-то придется ходить пешком, где-то – долго  стоять, где-то – долго ехать, и человек должен понимать, для чего он это делает.

Паломничество – это первый, а для кого-то далеко не первый шаг ближе к духовности и вере, встрече с Богом.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПАЛОМНИЧЕСКОЙ ПОЕЗДКЕ?

Если вы приняли решение поклониться святыням осознанно и искренне, то соответствующая духовная подготовка просто необходима. Поэтому, прежде чем отправляться в паломническую поездку, желательно получить благословение священника или духовного отца. У него же вы попросите совета — как правильно подготовить себя к встрече со святыней (молитвенная подготовка, пост, исповедь, причастие)

Изучите информацию о месте куда вы планируете отправиться: почитайте книги, посмотрите документальные фильмы. Проще всего найти информацию в интернете — монастыри, а также города, являющиеся центрами паломничества, имеют свои сайты.

Если вы перед поездкой узнаете что-то об истории монастыря, то сможете более четко сформулировать для себя: зачем вы туда едете, что хотите там увидеть. А потом, слушая экскурсовода, в итоге приобретете более «объемное» представление о посещаемом месте. И, так как история обители бывает тесно связана с именем того или иного подвижника, вы сможете заранее помолиться именно этому святому.

Часто, люди устремляются к святым местам по надобности, когда припечет какая-либо беда. Известно, что молитвы на святых местах имеют большую силу. С Божьей помощью все налаживается.

Но нельзя воспринимать духовную жизнь через получение каких-либо материальных благ, в погоне за материальным можно упустить главное — получение духовного дара от Господа.

Помните, что паломничество — это поездка по святым местам, во время которой вы должны сосредоточиться и осознать святость места, куда вы направляетесь. Поэтому постарайтесь соответствующим образом настроиться на встречу со святыней.

Источник: http://palomnica.com/palomnichestvo-v-chem-sut/

Паломничество

Паломничество – одно из самых древних проявлений богопочитания. Оно существовало с тех пор, как человечество помнит себя, существовало во всех вероисповеданиях, у всех народов.

Кто такой паломник? Это человек, который предпринимает определенные усилия, испытывает лишения, связанные с путешествием, для того, чтобы поклониться и прикоснуться к дорогой его сердцу святыне.

Зачем же мы отправляемся в паломничество? Ведь любая святыня распространяет благодать далеко за пределы своей материальной составляющей. Мы можем помолиться с верой и упованием, и Господь, и Матерь Божия, и все святые, несомненно, услышат нас, где бы мы ни находились.

Так почему испокон веков человеку было нужно совершить паломничество, физически прикоснуться, ощутить святыню? Потому что человек – это не только душа и дух, но и плоть, тело.

Человеческое тело активно участвует в молитве посредством крестного знамения, поясных и земных поклонов, человек несет свое бренное, порой сопротивляющееся тело, в храм, приобщается Таинствам не только духовно, но и физически. Для питания святыней душевно-телесных чувств человека – зрения, слуха, осязания – существует церковное искусство.

Видя красоту убранства храмов и теплый огонь свечей, слушая  благозвучное пение, обоняя благоухающий ладан, человек настраивает свои телесные чувства на более возвышенный лад, на восприятие духовного мира.

В паломничестве человек обогащается новыми возвышенными впечатлениями, поднимающими его над суетой повседневной жизни.

Поклоняясь и прикасаясь к чудотворным иконам и святым мощам, мы не только воздаем честь святыне, но освящаем тем самым свою плоть.

Христиане не обоготворяют тела святых как таковые, но почитают их как вместилище Духа Святого, не поклоняются и доскам икон, но тем, кто на них изображен.

Таким образом, паломничество для христианина – один из главных способов соединения духовного и телесного начал.

Христиане путешествуют к святым местам ради благодарения, покаяния, обновления своей духовной жизни, молитвы ко Господу об исцелении души и тела, а иногда ради исполнения данных Богу обетов.

В любом случае, совершая паломничество, человек стремится прикоснуться к иному миру, реально существующему как в вечности, так и в физическом пространстве и времени.

И Бог, видя желание приблизиться к Нему, помогает человеку, используя святыни, как проводники Своей благодати.

Можно без преувеличения сказать, что Греция – сокровищница мест паломничества. Одних только действующих монастырей на сравнительно небольшой территории страныболее 1000.

В последние годы в обители приходит множество молодых людей, они подвизаются с горячей верой первых христианских иноков, бежавших из разлагающегося Рима в пустыню. Это явление внушает надежду.

Особенно, если вспомнить, что население Греции – всего десять миллионов человек, которым было запрещено открыто исповедовать веру в течение пятисот лет турецкого ига.

А в XX веке Греция пережила опустошительную итальянскую и немецкую оккупацию во время II Мировой войны, и кровавую гражданскую войну, почти разрушившую страну. Но сила веры, чудо Православия позволили грекам выстоять, сохраниться как нации, сохранить свои великие святыни и благодать православной цивилизации, которую чувствует каждый человек, приезжающий в Грецию в паломничество.

Не хватит целой жизни, чтобы посетить все дорогие сердцу христианина святые места Греции. И все-таки без паломничества в Грецию невозможно понять и почувствовать величие вселенского Православия.

Добро пожаловать на святую землю Эллады!

Источник: https://www.solun.gr/article/3-pilgrimage

Ссылка на основную публикацию