О духовной жизни человека

Духовная жизнь

Духовная жизнь – основа человеческой жизни. Самую тяжелую боль человек испытывает в своей душе. Самую сильную высокую радость он тоже ощущает не телом. Поэтому забота о невидимой части себя определяет наше счастье или несчастье. Более того – этим определяется и наше физическое здоровье, и все наши неудачи и успехи.

Но с какой стороны подступиться к этому невидимому миру? Самый надежный, известный путь – православие. Но некоторым скучно идти проторенными дорогами, хочется поискать чего-то уникального. Что-то такого менее трудного, более окутанного ореолом тайны. А порой человек и не ищет, просто к нему приходят сектанты и обращают в свою веру.

Либо же человек по незнанию соприкасается с миром магии и колдовства, и совершенно неожиданно оказывается лицом к лицу с самыми темными сущностями невидимого мира, которые властно входят в его жизнь и влекут куда-то вниз…

Конечно, эту тему лучше освещают специализированные сайты. Мы попробуем дать вам лишь основные сведения о разных направлениях духовности, сориентировать в мире разных духовных практик и теорий.

Рекомендуем дистанционный (онлайн) курс-тренинг счастья для тех, кто чувствует себя несчастным: «Из несчастного стать счастливым»

Дмитрий Семеник
В процессе осознания себя мы начинаем понимать, почему мы ведем себя с близкими людьми так, а не иначе, что нам мешает их любить и как нам следует поступать, чему учиться, чтобы зла в нас было меньше, а любви — больше. В том числе и наше общение с Богом необходимо вывести из тени на свет. Осознать, как мы к Нему относимся.

Почему мы относимся к Нему так, а не иначе. Почему у нас именно такое представление о Боге и насколько оно верное. С этого и начинается духовная жизнь…
Читать дальше
Елена Тарасенко Как ни странно, люди, так придирчиво относящиеся к Евангелию, при этом наивно верят в совершенно немыслимые вещи – лишь бы они согласовались с их мировоззрением…

Читать дальше

Владимир Гурболиков
Мы, на поверку, чрезвычайно нетерпимы. Поэтому как и прежде в нашей кумирне никто: ни Христос — придуманный нами, такой, какой нам нужен, ни Маркс, ни Фрейд, ни Бакунин — не добьются от нас покаяния, отчета в своей дурной духовной жизни.
Читать дальше
Владислав Головин Для того чтобы упрекать Церковь, нужно сначала разобраться, кто и зачем упрекает. Подавляющее большинство людей, далёких от Церкви, совершают в своей духовной жизни множество грехов, но не считают себя людьми безнравственными.

Читать дальше

Диакон Георгий Максимов В подавляющем большинстве случаев причиной принятия ислама является желание девушки выйти замуж. Хотя бывают и девушки, которые обращают своих женихов-мусульман в Православие. Что касается парней, то в некоторых случаях не община в целом, а конкретная компания сверстников-мусульман может создавать привлекательный образ такой дружной общины. В некоторых случаях это может играть свою роль, особенно в регионах или коллективах, где мусульман большинство.

Читать дальше

Священник Сергий Фейзулин Паскаль, французский философ и ученый, говорит, что условно можно разделить всех людей на праведников и грешников. Праведники, говорит Паскаль — это те, кто считает себя грешниками, а истинные грешники — это те, кто считает себя праведниками, чувствуют себя хорошими людьми. Именно поэтому они не видят своих недостатков, не чувствуют, как далеки они от Бога, от любви…

Читать дальше

Игумен Митрофан (Никитин) Вопрос о духовности – это вопрос о том окончательном и высшем смысле жизни, который каждый человек должен бы был искать. В настоящее время о духовности говорят все религии, различные оккультные и мистические направления, о духовности говорит секулярная мысль. Перед лицом этого многообразия важно выявить, какова же правильная духовность, а какова ложная.

Читать дальше

Гэри Хабермас
Вождей Нового Атеизма — Ричарда Докинза, Кристофера Хитченса и Сэма Харриса — называют атеистическими евангелистами, светскими фундаменталистами, проповедниками и т.п. Эти эпитеты, без сомнения, отражают пыл, страсть и витиеватость стиля, свойственные не только их печатным работам. Доводы «новых атеистов» скорее не столько убеждают, сколько впечатляют читателей и слушателей.
Читать дальше
Клайв Стейплз Льюис
Если вы атеист, вам приходится верить, что в основе всех религий мира кроется одна гигантская ошибка. Если вы христианин, вы свободны думать, что все религии, в том числе самые странные, содержат хотя бы крупинку истины…
Читать дальше
Николай Бердяев
Внешняя история церковной жизни бросается нам в глаза и легко поддается изложению, о ней можно рассказывать в доступной для всех форме. Внутренняя же духовная жизнь Церкви, обращение людей к Богу, достижение святости, не так бросается в глаза…
Читать дальше
Психолог Михаил Хасьминский
Сказку про то, что наше Сознание является деятельностью мозга, многие слышали еще в школе. Необычайно широко распространено представление, что мозг — и есть по сути человек с его «Я». Большинство думает, что именно мозг воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает ее и решает, как действовать в каждом конкретном случае…
Читать дальше
Владимир Гурболиков
Речь здесь пойдет не о буддизме. Сейчас об этой религии многие говорят. Но говорят и знают сейчас, в основном, о буддизме, о йоге, о Рерихах, о Блаватской. О политике. О науке. О спорте. О вещах очень или не очень далеких… Но что мы знаем о том, что всегда было и есть РЯДОМ с нами?
Читать дальше
Иван Андреев О сущности христианства было высказано много самых разнообразных мнений. Но никто и никогда не смог определить эту сущность так, как ее определяет Православная Церковь…

Читать дальше

Профессор Алексей Осипов
О, как велико знание истины! Когда мы ее знаем, когда мы правильно представляем себе наше бытие, действуем в соответствии со своей природой, осознаем законы этой природы, то, по-видимому, следуя этим путем, сможем достичь блага. Ибо правильное удовлетворение человеческих потребностей приносит человеку благо.
Читать дальше
Целью данной таблицы является сравнение основ христианского и мусульманского вероучения. Авторы таблицы стремятся не затушевывать расхождения между христианством и исламом, а представить эти различия «как они есть».
Читать дальше
Окончание таблицы сравнения христианского и мусульманского вероучений.
Читать дальше
Как выглядят сектанты, знали в нашем городе все: в какой-то момент они появились буквально ниоткуда, выросли из-под земли. С одинаковыми хриплыми голосами, надрывными интонациями и невидящими глазами, они приставали на улицах, в транспорте…
Читать дальше
Наталия Зайцева Мои первые годы в «ЦХ» – это «сумасшедшее» проповедование, дикие эмоции, амплитуда которых колебалась от восторга до депрессии. У нас был свой сленг, своя субкультура, свой закрытый и очень сплоченный мирок.

Читать дальше

Профессор Алексей Ильич Осипов
В настоящее время все мы находимся в такой жизненной ситуации, когда уже никоим образом и никакими стенами не можем отделить себя от окружающего мира. Какова она? Мы живем в мире религиозного плюрализма…
Читать дальше
В Бога верила я давно. Помню, еще в начальной школе возник у нас с одноклассницами разговор: есть Бог или нет? Одна девочка сказала, что нет, не верит она в Его существование, а мы с другой ответили «и да, и нет»…
Читать дальше

Источник: http://www.realisti.ru/main/spirit

Духовность в современном мире

Духовность – это когда безконечно умножаешь нуль на нуль, чтобы получить единицу.

Юкио Мисима

Я всегда была уверена, что человек изначально светел, изначально духовен. Ведь каждый из нас приходит в мир с ясными глазами и чистой душой, а уже с годами постепенно погружается в морок, обрастает защитными масками и костенеет под натиском суровой действительности.

Но где-то внутри, в самой глубине нашей истиной самости, всегда был, есть и будет дух – нечто нематериальное, вечное и трансцендентное – неподвластное ни опыту, ни познанию, ни времени. Именно это нерушимое «нечто» по-настоящему ценно в каждой личности. И приближение к этому «нечто» – есть главная цель любой духовной практики.

Ведь только через познание собственной духовной природы мы можем приблизиться к пониманию – все живые существа едины внутри этого «нечто».

Что есть духовность? Нужна ли она современному человеку? И возможно ли развивать дух в мирской жизни, не отрываясь от общества и не уходя в монастыри и ашрамы?

Термин «духовность» имеет множество философских и религиозных трактовок. В общераспространенном смысле, духовность – это свойство личности, которое выражается в преобладании интересов нравственных, духовных и интеллектуальных над материальными. Дух – это некое фундаментальное начало, равное и одновременно противопоставленное материи.

Духовный человек – это человек, который первоосновой в себе считает не тело, а душу. Жизненная цель духовного человека – не накопление материальных благ, а поиск ответов на вопрос «кто я?» и «зачем я пришёл в этот мир?». Постепенное познание и осознавание внутренней сути – безтелесной духовности – неизбежно сопряжено с отречением от материальности.

Духовный человек осознаёт конечность материального тела и признаёт безсмертность души. Именно по этой причине лишь духовный человек способен на служение другим живым существам без оглядки на личную выгоду.

Духовность – это то положение внутренних весов, на котором «Они» перевешивает «Я» просто потому, что человек не может иначе, чётко понимая временность своего пребывания в мире и ощущая ответственность за извечное единство с природой.

Я всё силюсь вспомнить, когда же во мне заговорила душа. А самое главное, как она во мне заговорила и какими вопросами. Был самый обычный вечер самой обыденной человеческой жизни. Я сидела рядом с близким человеком, плакала и не могла ему объяснить свои безпричинные метания.

Я не понимала, кто я. Мне казалось, что в своём возрасте я уже должна была достигнуть каких-то результатов, а не продолжать накапливать череду безконечных проб и ошибок. Но я нигде не находила себе места, не находила утешения.

Меня не радовали ни новые работы, ни новые увлечения, ни новые места, ни новые люди. При внешнем благополучии мне было плохо с самой собой. Изнутри что-то давило и теснило. И это «что-то» не давало радоваться жизни – внешне успешной, спокойной и сытой.

И мне хотелось вытащить это «что-то» наружу, разглядеть и понять, где же всё-таки «я» за всем этим ворохом целей, планов и задач.

Понятие «духовность» в современном мире стало размытым, повсеместным и отчасти модным.

Оно используется в самых разнообразных сферах жизни – от политики с её «духовным возрождением нации» до бизнеса, рекламы и торговли, которые используют душу как некий объект, требования и чаяния которого можно быстро и качественно удовлетворить; от религии, каждая из которых сулит единственно верный духовный путь, до многочисленных сект, активно предлагающих духовному искателю самые разные дороги к своей внутренней сути. За духовность бьются философы, психологи, идеологи, экстрасенсы, целители, учителя, гуру – при этом каждый из них в понятие «духовность» вкладывает совершенно непохожие смыслы. А между тем, духовность не связана ни с религиями, ни с идеологиями, ни с практиками. Поскольку любые философские или религиозные течения – это уровень «извне» с готовыми ответами и ритуалами, а духовность – уровень «внутри», безусловный и риторический. Духовность – это первооснова, которая есть в каждом человеке, независимо от того, является ли он мирянином или аскетом, независимо от принадлежности к тому или иному вероисповеданию или духовному течению. Люди отличаются лишь степенью омрачённости своего духовного начала, степенью обрастания защитными масками под гнётом довлеющей реальности. Как сказал философ Пьер Тейяр де Шарден: «Мы не человеческие существа, имеющие духовный опыт, а духовные существа, имеющие человеческий опыт».

В своём дневнике я написала однажды: «Я не приписываю себя к христианству, буддизму, индуизму, кришнаитству – ни к каким прочим -измам . Для меня нет богов главнее и второстепенное. У меня глубокая индивидуальная вера в Свет, во взаимосвязь всего живого и неживого во вселенной.

И эта вера нерушима ни логическими доводами, ни писаными талмудами, ни устоявшимися ритуалами, ни глубокомысленными рассуждениями учёных мужей. Мой Бог, мой Дух всегда внутри меня. Без фанатизма, без упрёков, без обвинений, без просьб и ответственности за собственный путь. Каждый человек и есть частица Бога на Земле. Мой Бог нейтрален. Мой Дух вечен.

Я благодарна своему Богу, что он ведёт меня трудной тропой; что он по капле проявлен в каждой из родных душ; что он пришёл ко мне рано и сумел преподать уроки, которых хватит на десять жизней вперёд. Я благодарна, что он научил воспринимать этот мир через индивидуальную призму и при этом уважать чужое видение и чужие выборы. I am mine – Я принадлежу себе.

А значит, принадлежу Богу. Главный экзамен уже сдан. Бояться дальше уже не имеет смысла».

Духовная жизнь – это работа…монотонная, кропотливая, каждодневная работа по отыскиванию своего внутреннего божественного начала. Она необходима для того, чтобы понять: мы не тело, не ум, не эго, мы – лишь вечная душа. Однако в современном обществе большинство людей живёт совсем недуховной жизнью.

Читайте также:  Наследование имущества, земельных участков, предприятия, состав наследства

Высшее начало, Дух остаётся вне жизни человека. Люди постепенно теряют взаимосвязь со своей изначальной духовной природой под натиском чувств, желаний, впечатлений, переживаний и проблем. Они полностью погружаются в телесную жизнь и перестают переживать даже малейшие духовные опыты.

Люди прекращают удивляться, испытывать восторг, забывают о созерцании, размышлении и теряют связь с природой – как внешней, так и внутренней. Они отождествляют себя с телом – материальным и конечным, и потому прожигают жизнь, боясь упустить хоть малейший шанс сиюминутной радости и наслаждения.

Чтобы вновь разбудить духовное начало, необходимо питать его духовной пищей и духовными переживаниями. Постепенно через эти внутренние переживания пространство души становится столь же реальным и осязаемым, как и телесная оболочка.

А дух осознаётся как подлинное начало, который, в отличие от телесности, не подлежит тлению и потому является первостепенным.

Однажды я задумалась: а приходит ли вера в Бога и в изначальный Дух неосознанно или воспитывается посредством внутренней работы над собой и приобретения знаний. Когда растёт ребёнок, он изо дня приобретает знания посредством проб и ошибок, через опыт, через ежесекундное прохождение углов и лабиринтов окружающего мира.

Он рождается чистым листом, на котором многогранная реальность напишет его индивидуальную картину восприятия. Ребёнок не знает информацию о Боге, о вечной душе и поверить в них он априори не способен.

Он не может потрогать или услышать Бога, поговорить с ним, он не может заглянуть внутрь и увидеть свою душу, поэтому изначально он способен лишь приобрести знания от родителей, духовных людей, из окружающей обстановки, ритуалов, книг, разговоров и молитв.

Багаж этих знаний может привести его к Вере или оттолкнуть от Бога и своей духовной природы, но без правильной информации он точно будет неспособен вкусить плоды под названием «вера» и «духовность».

Чтобы однажды поздороваться с Богом, чтобы однажды ощутить душу, нам необходимо накопить достаточное количество информации для их восприятия, наделить их конкретными свойствами и чертами. Именно по этой причине большинство людей не могут поверить в Бога и собственную духовность, потому что на любом уровне восприятия они отгораживаются от подобной информации – от чувственного, когда ты входишь в храм и испытываешь непривычное в обыденной жизни смирение, до интеллектуального, когда через священные тексты узнаешь новую для себя картину мира.

Но ребёнок лишь тогда познает, что огонь обжигает, когда сам прикасается к нему рукой.

Внутренняя работа человека над собой посредством приобретения духовных, интеллектуальных, практических знаний о любом объекте, может привести его к познанию объекта, будь то незнакомый человек, повсеместная красота, постороннее горе, неприметный цветок в поле и даже неосязаемые Бог и Дух.

Важно в этом процессе внутренней работы, какое направление и какие объекты человек выбирает для изучения на коротком отрезке своей жизни. Выбрав животный путь, человек станет накапливать знания, подтверждающие, что он – всего лишь зверь с необузданными желаниями, эгоизмом, страстями, неизбывным одиночеством.

Изо дня в день он будет находить подобных себе людей, подтверждающие его теорию примеры и якобы неопровержимые факты, а по итогу жизни удостоверится, что путь одинокого циничного волка он выбрал безусловно верно.

А другой человек выберет путь духовный, в котором будет стараться совершать безкорыстные поступки, бороться с эгоизмом, отдавать тепло и добро, верить в абсолютную любовь и единство всех душ во вселенной.

Изо дня в день он станет накапливать подобные знания и по итогу своей жизни с большей вероятностью будет окружён верными друзьями, любимыми людьми и останется с твёрдой верой в светлого Бога и собственную духовную природу. Оба пути равные, оба пути – всего лишь выбор. Как сказал Шри Брахмананда Сарасвати: «Сначала новорожденный не умеет ходить, но посредством ума он постоянно делает внушение своему телу и, попрактиковавшись год-два, начинает ходить. Любое знание, которое мы сейчас приобретаем или надеемся приобрести в будущем, приходит к нам с помощью внушения. Злое внушение ведёт к несчастной жизни, а доброе – к счастливой».

Зачастую определение «духовный человек» приписывается только тем людям, которые плотно занимаются духовными практиками, уходят от мирской жизни и ведут аскетичный образ жизни.

Духовность становится признаком некой избранности, исключительности, которая отделяет практика от якобы обычных, типичных, серых людей, живущих лишь приземлёнными интересами. Это иллюзия, это духовная гордыня. Мир не делится на материальный и духовный, он един и гармоничен в своей двойственности.

Любой человек – материален и духовен одновременно. Духовные люди отличаются от закостенелых материалистов лишь осознаванием своей внутренней природы. Не более. Человек материальный – это просто омрачённый духовный человек.

Он живёт ради себя и собственного выживания по той простой причине, что ему не хватает знаний, не хватает духовного опыта, учителей, которые помогли бы ему снять с себя «шелуху» и посмотреть на мир под другим углом зрения.

Духовные люди. Кто они? Какие они? Есть такое изречение: «Однажды спросили учителя о том, как можно распознать духовного человека. И учитель ответил: “Это не то, что он говорит, и не то, каким он кажется, а атмосфера, которая создаётся в его присутствии. Вот что является свидетельством.

Ибо никто не в состоянии создать атмосферу, не принадлежащую его духу».

И ведь правда, духовность в человеке – это не свод исключительных достоинств, приподнимающих его над толпой, а качество, которое приближает его к людям, поскольку Дух – един во всех живых существах, поскольку Дух – вне эгоистичных оценок и различений на «ты» и «я».

Духовность – это служение в самом широком смысле слова. Служение без оглядки на личную выгоду.

Мать, которая думает о ребёнке не через свои, а через истинные интересы ребенка – духовна; руководитель, который заботится и развивает подчинённых не ради выгоды, а потому что так велит «отцовское» сердце – духовен; женщина, которая помогает своему мужчине идти по его Пути, не думая о выгоде и эгоистичных порывах – духовна; старик, который не обвиняет детей и сам помогает им последней копейкой, не требуя отдачи, – духовен; монах, который молится в монастыре во имя всех людей, а не за спасение своей души, – духовен.

Однажды подруга написала мне: «Знаешь у Кинга есть потрясающая книга «Сияние», о людям необычных, не таких как все, обладающих даром особого восприятия этого мира.

Он называет их сияющие, я их называю “способные ходить по эфиру”, они мыслят в пространстве 4D, их мало, но когда их встречаешь, понимаешь это с первого взгляда, с первого слова и мысли».

Люди «способные ходить по эфиру» – именно так я стала называть людей, в которых ощущается пробуждённый Дух, живая душа. Вокруг этих людей особое «сияние», особое спокойствие и умиротворение.

Просто они видят мир шире, глубже, потому что уже не боятся конечности своего существования. Они знают, что есть нечто большее, чем физическая реальность, телесная природа, и понимают, насколько тесно они связаны тонкими нитями с окружающим миром.

Самый важный вопрос о духовности – как развивать в себе дух? Какими путями двигаться от привычной вещественной жизни к непознанной духовной сути, которая глубоко скрыта от наших глаз и чувств? Как ощутить внутреннюю природу, без сомнения поверить в её существование? Как ежедневно преодолевать повсеместный духовный кризис, охвативший общество, оставаясь при этом в мирской жизни? Чтобы перейти от дуалистического убеждения, что человек и окружающий его мир раздельны, чтобы осознать, что Дух един, а реальность включает в себя всё многообразие живых существ и неживую материю, необходимо углублять осознавание реальности при помощи духовной практики – через чтение духовной литературы, общение с духовными наставниками, уважительное отношение к природе, помощь и соучастие нуждающимся, здравомыслие в принятии решений, отказ от мясоедения как признание равноправия всех живых существ на планете, изучение законов кармы и реинкарнации, медитативные опыты, чистое творчество и, наконец, безусловную любовь. Духовная жизнь – это не особая тайная практика, которая раскрывается только особыми людьми в особых чистых местах. Духовная жизнь – это каждодневные шаги по преобразованию своего «Я», которые может и должен совершать любой здравомыслящий человек.

Йога стала для меня той самой духовной жизнью. Именно через её последовательные ступени я учусь погружаться внутрь себя, осознавать свою внутреннюю природу. Йога – это инструмент, который помогает мне постепенно находить истинное «Я» в хаосе и круговерти повседневной суеты.

Асаны учат не отождествлять себя с физическим телом и одновременно уважать в себе материальное начало, которое живёт по своим неписаным законам. Медитации и пранямы позволяют заглядывать в те уголки сознания, которые были ранее недоступны. Философия йоги помогает смотреть на мироздание с непривычного угла зрения, избавляться от стереотипов и догм.

Чтение духовной литературы переносит в чистую атмосферу, возвращает к истокам и успокаивает ум. Молитвы, благодарения и мантры соединяют личную божественную суть с вечной вселенской энергией. Посильная помощь другим людям вносит осмысленность в существование. Йога поддерживает, исцеляет, поддерживает, углубляет и расширяет мой духовный мир.

Йога – это сложный путь и постоянная работа над собой и над окружающим миром. Временами кажется, что весь этот мельчайший ежедневный труд – пустой и безсмысленный, что капли твоих духовных стараний безследно растворяются в безконечной суете и хаотичной круговерти мира. Но потом я вспоминаю, что «духовность – это когда безконечно умножаешь нуль на нуль, чтобы получить единицу».

И это помогает мне двигаться дальше. Ведь, как известно, энергия никуда не исчезает и ниоткуда не появляется, она лишь переходит из одного вида в другой в равных количествах.

Закономерным остается ещё один вопрос: зачем современному человеку в стремительно меняющемся мире такая «неудобная» духовная жизнь? Всё просто. Каждый человек ищет в своей жизни счастье.

Путь к счастью через внешние атрибуты – жилище, одежду, друзей, пищу, впечатления – неустойчив. Путь через духовное развитие, через обретение внутреннего спокойствия – единственно верный.

Поскольку внешнее счастье, в какой бы роскоши ни жил человек, без внутренней гармонии не сможет быть постоянным и устойчивым.

Зачем прикладывать усилия в самопознании и помощи другим живым существам, накапливать благую карму, когда можно спокойно проживать жизнь в собственное удовольствие? Здесь можно ответить словами Бхагвана Шри Раджниша:

«Смерть заберет всё, что находится снаружи, вне тебя, и если ты не обрёл духовность, то тебя будет преследовать страх остаться ни с чем, ибо смерть заберёт у тебя абсолютно всё.

Но если ты обрёл духовность, если ты обрёл душевный покой, блаженство, безмолвие, радость а они совершенно не зависят от внешнего мира, если ты разбил цветник и увидел цветы своего сознания, то страх смерти исчезнет сам собой. Повторюсь опять, а ты запомни: человек безсмертен.

Пусть это будет чужим опытом, прими это как гипотезу не как веру, а как гипотезу для проведения эксперимента».

Анастасия Каурова

Источник: https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/duhovnost-v-sovremennom-mire-mysli-vsluh/

Основы православной и духовной жизни

Что такое духовная жизнь православного христианина? Многие думают, что это походы в храм по воскресеньям и праздникам с обязательной подачей записок о здравии и упокоении. На самом деле, духовная жизнь — намного более глубокое понятие. Верующий человек остается таковым всегда, а не только лишь в храме на богослужении.

Любое дело — будь то работа, хобби, домашние заботы или забота о детях — для православного человека немыслимы без Бога.

И суть духовной жизни и сводится к тому, чтобы каждое свое действие совершать перед Богом, с памятью о Нем. Как это сделать? Давайте разбираться вместе!

Основы православной веры

С чего начинается православие? Какой смысл вкладывается в церковные богослужения, символы, действия и молитвы? Этими вопросами рано или поздно задается любой человек, вставший на путь христианства. Для того чтобы православие в самом начале пути не пугало новоявленных христиан своей непонятностью и строгостью, нужно читать и изучать основы нашей веры.

Православие и семья

Семья в христианстве — это Малая Церковь, это великое и богоугодное служение. Иметь крепкую верующую семью — большое счастье, которое даруется Богом. Но и сам человек должен много трудиться для того, чтобы суметь построить счастливую семью.

Читайте также:  Почуття провини людини у горі

В этом разделе вы найдете ответы на самые насущные вопросы о семейной жизни, деторождении, отношениях между мужем и женой.

Ознакомившись со статьями раздела, вы сможете понять, допустимы ли интимные отношения в пост, как православие относится к ЭКО, как правильно воспитывать детей и прививать им веру, как избегать семейных конфликтов и решать возникшие недоразумения.

Православие и дети

Как правильно воспитать детей в православии, в любови к Богу и послушании родителям? Конечно, начинать надо с себя, с собственной духовной жизни.

В данном разделе можно найти информацию на такие актуальные темы, как отношение православия к чадородию и многодетности, воспитание в детях религиозности, зачем ребенку нужен нательный крестик и многое другое.

Православие и загробная жизнь

Смерть близкого человека всегда становится огромным ударом для его родных и близких. Однако, православие дарит всем нам великое утешение, утверждая, что человеческая душа — бессмертна.

Верующим людям намного проще принять и пережить уход родных, поскольку они знают, что человек не исчезает в небытие, а просто переходит в другую жизнь.

Как правильно молиться об умерших, чем облегчить их загробную участь, как живым не впасть в тоску и уныние от потери близких — ответы на эти вопросы вы найдете в данном разделе.

Все о постах и связанных с ними праздниках

Жизнь православного христианина тесно связана с практикой соблюдения постов. Пост — это прекрасный инструмент воспитания себя, возвышающий душу к Богу. Как правильно поститься, что можно кушать, какие ограничения, помимо пищи, положены во время поста и зачем они нужны — вся эта полезная информация находится в этом разделе.

Православная кухня

У людей, глубоко не знакомых с православием, часто складывается мнение, что христианство — это религия запретов, ограничений и отсутствия удовольствий. В частности, бытует мнение, что православным нельзя вкусно есть.

Действительно, чревоугодие является грехом, но разумный подход к вкусному и полезному питанию совершенно не противоречит вере в Христа.

В этом разделе вы найдете рецепты классических постных и скоромных блюд, традиции украшения праздничного стола на праздники, историю русской православной кухни.

Суеверия в православии: бытовые и околоцерковные

К сожалению, христианская вера очень часто замещается у людей в формализм и следование формальным обрядам. Как следствие — появляется огромное количество суеверий и традиций, которые в своей сути противоречат христианству.

Многие традиции настолько тесно переплетаются с христианством, что бывает трудно отделить суеверие от реальной практики церковной жизни.

В рамках данного раздела попытаемся понять, можно ли надевать на себя чужой крестик, имеет ли значение, сколько свечей ставить в храме и какой рукой их зажигать, как бороться со сглазами и порчами.

Практика церковной жизни

Почему нельзя «верить в душе» и не ходить при этом в храм? Многие люди, которые ни разу в жизни не были в храме, считают себя верующими, но «по-своему».

Тем не менее православная вера неразрывно связана с церковными богослужениями, а саму Церковь утвердил сам Господь Наш Иисус Христос.

Этот раздел посвящен практическим вопросам христианства и поможет глубже разобраться в необходимости посещения церковных богослужений, значении Таинств и элементов церковного обихода.

Отношение православия к различным сторонам повседневной жизни

Настоящая православная вера не может быть полностью оторвана от обычной повседневной деятельности человека.

Христианин остается христианином везде — и в храме, и на работе, и в дома.

Ежедневно мы все сталкиваемся с массой житейских бытовых вопросов, которые, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к православию. Но если взглянуть глубже, становится ясно — Господь есть везде. Для того чтобы не потерять присутствие Бога в бытовой суете каждого дня, читайте статьи в этом разделе.

Чудеса

Христианство, как ни одна другая религия, изобилует большим количеством чудес и чудесных явлений.

Они даются нам Господом для укрепления в вере, для борьбы с унынием и для того, чтобы люди не забывали — Бог всегда рядом с нами.

Для того же Церковь чтит и большое количество праздников — все они установлены в какие-либо памятные для христианства дни. Вспоминая те или иные значимые события, мы имеем прекрасную возможность укрепить свою веру и утвердится в ней.

Разное

В этом разделе вы сможете найти статьи на самые разнообразные тематики, не вошедшие в предыдущие рубрики. Невозможно охватить все аспекты православия несколькими темами, поскольку христианская вера затрагивает все, даже самые незначительные, стороны человеческой жизни.

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn

О сложных вопросах духовной жизни, или как не видеть грехи соседей. часть 1

С наступлением Великого поста верующий человек более внимательно всматривается в свою духовную жизнь, стремится сосредоточиться на внутреннем состоянии души. Это время покаяния мобилизует и тех, кто только присматривается к церковным традициям.

Одни решают отказаться от скоромной пищи и поговеть хотя бы первую и Страстную недели, другие стараются воздержаться от нецензурной брани, кто-то откажет себе в удовольствии сходить на дискотеку, кто-то оторвется от телеэкрана и возьмется за книжку.

И все-таки человеку, начинающему приглядываться к духовной составляющей человеческой личности, порой трудно понять, в чем состоит суть духовной работы, как оценить, на правильном ли он пути?
Помочь разобраться в сложных вопросах духовного бытия мы попросили клирика храма преподобного Сергия Радонежского иерея Виктора Тишина.

– Отец Виктор, в последнее время как в светской, так и в православной прессе много говорят о духовной жизни. Но складывается впечатление, что люди под эти словосочетанием понимают совершенно разные вещи. Давайте напомним, что понимает под духовной жизнью Православная Церковь? – Человек имеет тело, душу и дух.

Святоотеческое наследие учит нас, что дух – это нечто, данное Богом, делающее человека личностью, самобытным независимым бессмертным существом. С духом в человека вложены определенные требования или условия жизни.

Например, святитель Феофан Затворник говорит, что признаки наличия духа в человеке выражаются в проявлении страха Божьего – совести, в понимании того, что в принципе есть Высшее надмирное Начало, и жажде Богообщения. Дух – то, что человека связывает с Богом, то, что делает душу бессмертной.

Так как дух дан Богом, Творцом мира, то дух – это главная организующая сила в человеке. Дух организует душу, а душа организует тело. Дух объединяет все эти части в систему, которая, по идее, должна ориентировать человека на путь к Богу. У тела есть свой источник питания. Есть он и у души, и у духа.

И если дух не питать, то он начинает паразитировать на душе и теле. Это проявляется в искажении обыденной жизни. Поэтому, когда мы говорим о духовной жизни, то мы говорим о такой ее форме, когда дух ставится на первое место.

– А как дух «паразитирует» на душе и теле?

– Святитель Феофан Затворник об этом говорил так. В нормальном состоянии у нас присутствует чувство меры, ограничения – лишнего не съедим, чужого не возьмем. В периоды духовного паразитизма это чувство пропадает. Человек не может насытиться. Вот отсюда – грех сребролюбия, блуда, алкоголизма и т.д. Сыто лишь тело, а дух голодает. Этот духовный позыв пытаются глушить телесным обжорством, страстями, заменять вечное временным. И истощенный дух, мучая душу, сообщает ей безграничность страсти. Духовная жизнь заключается в том, что человек начинает уделять духу все внимание, дает нужную ему пищу. В марксизме, как помните, было понятие базиса – экономики, и надстройки – культуры. В Православии же базис – это духовное, а все остальное, телесное и материальное – надстройка.

– К чему должен стремиться человек в духовной жизни?

– Говоря о духовной жизни, можно выделить два аспекта: назначение человека по отношению к Богу и назначение человека в отношении к самому себе. Назначение человека по отношению к Богу есть познание Бога, соединение с Богом. Служение Ему в искреннем, теснейшем общении и единении с живым и личным Богом. Назначение по отношению к самому себе заключается в том, чтобы через раскрытие сил и способностей, через деятельное устремление и приближение к своему Первообразу достичь полной меры богоподобия, т.е. теснейшего единения с Богом, причастия Божественного естества, а вместе с тем и возможности участия в Божественном блаженстве. Все это вышесказанное может быть достигнуто только тогда, когда человек приобретет состояние, которое называется целомудрие. Что это такое? Это целостное, осмысленное восприятие жизни, мудрое отношение ко всем жизненным перипетиям. Когда человек обретает эту внутреннюю целостность, он обретает объективное счастье. Сегодня люди воспринимают счастье как мимолетную радость, например, при совершении какой-нибудь долгожданной покупки. Но остановиться на достигнутом мы не сможем, натешившись одним, мы захотим большего – и так снова и снова. Только у всех разные приоритеты: кому-то интересны машины-квартиры, кому-то плюшки и колбаса… Чтобы уйти от этих страстей, нужно жизнь подчинить духу. Идеалом для нас должен стать Христос, Его человеческая природа Божественной сути. Образ Христа – это не какой-то отвлеченный пример, а реально достижимый идеал, естественно, благодаря упорному труду и тому, что называется «жизнь в Церкви». Господь нас сотворил гармоничными, в равновесии. После грехопадения все начало смещаться к позиции тела. Правда, иногда современный человек, услаждающий телесную оболочку, все же испытывает тоску по Небесному. В конце концов его терзают противоречивые желания. Как говорил Василий Великий, человек разделился на тысячу мелких частей внутри себя. Самостоятельно изменить расстановку позиций – до и после грехопадения – человек не может. При понимании – как надо жить – жить так обычно не получается. Спуститься с горы легко, но обратно подняться на вершину тяжело. Нужна опора. А таковая опора для нас – Церковь. Только в ней происходит спасение – обретение целостности. Страсти, грехи порой так овладевают душой, что справиться с ними самому невозможно. Иисус Христос исцеляет человеческую природу только в Себе. Если бы Он исцелил всех людей, это было бы насилие над их личностями. У нас не было бы выбора. Усвоение того, что заповедал Христос, происходит только через Духа Святого. А Святой Дух действует только в Церкви.

– А в какой Церкви? Сектанты тоже считают себя членами своих церквей…

– В Православной Церкви. Только в ней есть преемство благодати и предание – то есть свидетельства о жизни в Духе Святом. Некоторые отцы полагают, что если молитва человека, приверженца другой конфессии или околохристианской секты, горяча и глубока – Господь откликнется. Но это будет действие Бога по отношению к одному конкретному человеку, а не по отношению ко всему религиозному объединению.

Из чего состоит духовная жизнь

– Жизнь, даже духовная, подразумевает действие. Какие действия человеку надо предпринимать? – Духовная жизнь состоит из целого ряда постоянных поступков и действий. Весь процесс духовной жизни можно разделить на внешний и внутренний. Внешний – это делание добрых дел, хождение в храм, участие в Таинствах, посты, чтение Священного Писания, молитва.

Внутренний – это непрестанная работа над собой, в процессе которой у человека должно появиться более глубокое видение собственных грехов – в психологии это бы называлось познанием и развитием своей личности, причем одно без другого лишает духовную жизнь целостности.

Если какое-то звено начинает выпадать или идет перекос в какую-то сторону, то нужного процесса не происходит, а значит, не будет и нужного результата.

– Значит, если ты не постишься, благодати нет?

– Себя нужно не только изучать, но и организовывать. Если ты не постишься, то есть твой «бычок» раскормлен, то ты несобран. Пост – это не воздержание только от еды, это воздержание вообще. И хоть ты обчитайся святоотеческой литературы, но эти внешние знания не имеют никакого значения, если они не становятся твоим личным опытом. В качестве примера можно привести процесс покаяния на исповеди. Целование Креста после разрешительной молитвы – это клятва на верность Богу и обещание исправлять себя путем воздержания, поста. А если ты не можешь себе отказать в среду и пятницу в куске колбасы, то вряд ли ты откажешь себе в чем-то другом. Просто пища – это самое простое послушание. Конечно, о болящих мы сейчас не говорим.

– Есть люди, которые так ревностно соблюдают пост, так прилежно, даже чрезмерно…

– Здесь другое нарушение духовной жизни: они увлекаются внешней стороной, забывая о внутренней борьбе с греховными мыслями и пожеланиями и процесс неядения ставят как самоцель. Самое главное в духовной жизни – помнить, что мы спасаемся не исполнением заповедей и правил Церкви, а милостью Бога. Многие святые отцы говорят об этом так: исполнение заповедей научает нас невозможности исполнить заповеди без Божьей благодати. Я часто слышу от людей и знаю на личном опыте, что Господь посещает нас Своей благодатной силой особенно ярко тогда, когда мы пытались самостоятельно справиться с какой-либо страстью, надеясь на свои силы, но не только не справились, а еще больше нагрешили. Вот тогда в этот момент глубокого ощущения собственного ничтожества к нам в сердце приходит Бог, чтобы показать, что «без Бога не до порога».

– А что есть правильная и неправильная духовная жизнь? Что является критерием правильной духовной жизни?

– Основным критерием правильной духовной жизни является наличие добродетели смирения и глубокое знание своей греховной природы – «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9,12). Но, повторюсь, это должно быть глубоким внутренним состоянием, а не просто словами. В качестве примера можно привести часто встречающийся случай на исповеди, когда человек после десятилетнего хождения в храм горестно признается, что он стал значительно хуже после стольких лет хождения в храм. Это произошло потому, что человек стоит на верном духовном пути и снял отчасти в отношении себя «розовые очки», в которых был до этого. Тогда я обычно говорю: вот только теперь начинается настоящая духовная работа над собой, а до этого вы только готовились к духовной жизни. По поводу неправильной духовной жизни можно сказать: кто куда съезжает. Например, человек хватается за святоотеческую литературу и читает взахлеб. Начитавшись, он говорит: «Буду вести высокодуховную жизнь!» – и начинает творить что-то невообразимое. А целостности нет. Главное – нет подчинения авторитету самой Церкви. И когда такому человеку священник с опытом церковной жизни, с опытом пастырского служения говорит, что путь его неверен, что он надорвется от непосильного старания, человек проявляет то, что и привык проявлять – гордыню. Не указывайте ему, он Иоанна Лествичника прочитал. Нет подчинения человека авторитету Церкви. Есть гордость. Это самая неистребимая страсть. Она сопутствует каждому греху. У людей с психическими отклонениями гордость на первом месте. До них очень трудно достучаться близким и врачам, потому что гордыня ставит сильный заслон. Смирись, послушай – просим мы. А в ответ слышим, что без наших советов обойдутся. Нужно понимать, что и священник может в чем-то ошибаться. А Церковь – это совокупность всего христианского опыта. Сомневаешься – спроси у другого батюшки, более опытного.

Читайте также:  Почему страдают и умирают дети

– Так и начинают люди бегать из храма в храм…

– Если тебе аргументированно объяснили, показали нужные места из Писания, но ты все равно ищешь своей правды – это проявления гордости. А если ты ищешь объективно правду, то поймешь, что опыт в принципе у всех одинаков – и тебе подтвердят это в любом храме. Очень часто бывает так: человек проходит десять священников. И девять из них говорят одно слово в слово. Но один советует иное. И по гордости человек делает по совету последнего. Но суть в том, что девять-то говорили по учениям святых отцов.

Был я недавно в монастыре, общался с одним монахом, искавшим какого-то неземного подвига духовного.

Он говорит: «Нет сейчас духоносных отцов, нет! Был я и на Афоне, и в Абхазии, в других местах, но не встречал таких…» Спрашиваю: «А как же так?» А он: «Да они все основываются на трудах Игнатия Брянчанинова – неинтересно».

А Брянчанинов-то как раз и собрал опыт всех святых отцов воедино, систематизировал. А этого монаха такой подход не устроил. И если ты хочешь жить нормальной духовной жизнью, то должен знать этот опыт и его использовать активно.

Об ошибках в духовной жизни

– Какие ошибки духовной жизни наиболее очевидны? – Во-первых, отсутствие последовательности в духовной жизни. То есть человек хватается то за одно, то за другое. Во-вторых, отсутствие ровности. То человек молится до упаду, то вообще не приступает к молитве.

Третий момент: отсутствие доверия к опыту святых отцов, опыту Церкви. Четвертое: неприятие Таинств – не нужно, мол, причастие и прочее – обойдусь, лучше просто со священником поговорю. Следствие этого всего – проявление гордости. Например, человек не читает святых отцов.

О какой тут вообще духовной жизни можно говорить? Хотя так живет большинство прихожан храмов. О чтении Библии я вообще не говорю: прочитать Священное Писание, даже просто Евангелие – это проблема из проблем. Только сейчас люди начинают понимать, что это необходимое условие воцерковления. Но на этом нельзя останавливаться.

Люди также не знают, не понимают, что Священное Писание мы можем понять только в контексте Священного Предания, и начинают толковать Евангелие сами. То есть незнакомые с опытом Церкви люди живут мимолетным.

Например, приходит в храм человек и говорит священнику: у меня проблема, какие молитвы почитать? А батюшка начинает разбирать: как ты воспринимаешь проблему, что говорили другие, как вообще ты действительность оцениваешь? А в ответ молчание. И опять вопрос: не поняли вы меня, батюшка, что почитать нужно?

Но определенного свода святые отцы не оставили. Я не могу сказать прихожанину: сделал плохо в том-то – попрыгай три раза на одной ноге вокруг храма. Этого у православных нет. Святые отцы призывали разбирать внутреннюю составляющую проблемы. Спрашивают: кому помолиться в случае того-то? Да помолись тому, кто ближе всего тебе.

Проблема в том, что человек не видит себя со стороны, не пытается разобраться, не хочет вести полную жизнь в Церкви. Например, постился человек три дня перед Причастием, но умудрился за это время с кем-то поругаться. Я его не допускаю к Чаше.

Начинается скандал: три дня он мяса не ел! Вот она где, эта церковная жизнь, у него…

Бывает и другой вариант: проблема – помолился, попостился – все разрешилось, радость – человек пропал.

Почему не приходит снова в храм? Да проблемы-то нет – что приходить? Господь ему помог, показал важность всех этих вещей, а дальше ответа нет никакого – ни чтения, ни молитвы, ни поста.

– Допустим, человек решил все читать, все выполнять, духовную жизнь правильную вести. Но вот не выходит… Почему?

– Бывает, что человек не знает своих возможностей и при этом берет на себя такую нагрузку, что поднять не может. Опять же – себя он не познал! И здесь очень важно, чтобы каждый приучился к систематическому исполнению молитвы, чтению… Не нужно сразу брать большое молитвенное правило, стяжать подвиги постом. Но нужно приучить себя к краткой молитве, к еженедельному посту. Чтобы это было четко. Человек вдохновился у святых: буду есть раз в день воду и хлеб, – но без совета, без благословения. Это приводит к срывам, к болезни, вплоть до сумасшествия.

Некоторые усердствуют в молитве. Говорят, что, прочитав всю Псалтирь сразу, можно искупить все грехи. У меня было три таких случая в священнической практике. И три одинаковых конца этих историй. Все чтецы говорили: прочли как на духу, все разом.

Но потом нас как развернуло, как понесло… Один парень рассказывал, что потянуло на страшный блуд, захотелось таких мерзостей… А человек только-только отошел от своих грешков. Всех троих внутренне разрывали на части греховные помыслы. Неготовы они были – не монахи все же, не воины Христовы, которые таким напастям противостоят и к молитве глубокой приучены. Не нужны начинающим подобные подвиги.

Нужна четкость, регулярность молитвы, даже самой краткой. Это как у штангистов: сначала нужно освоить малый вес, а потом плавно увеличивать нагрузку.

Беседовала Светлана Воронцова

Продолжение следует.

Источник: http://stal-nevsky.ru/?p=5746

В чем состоит духовная жизнь человека

В чем состоит духовная жизнь человеческой личности? Духовная жизнь относится к категории нематериальных ценностей, без которых жизнь человека становится пустой и никчёмной. Не случайно самый высокий накал страстей – боль тяжёлой утраты или огромную радость – человек испытывает не телом, а душой.

Однако уровень духовного развития личности – величина сугубо индивидуальная. Далеко не каждый человек достигает его вершин. Развитая личность руководствуется высокими помыслами и стремится к достижению идеальных целей, совершая поступки, соответствующие её духовному уровню.

В это же самое время человек с низким уровнем духовного развития, руководствующийся удовлетворением лишь самых примитивных физиологических потребностей, не способен ни понять, ни оценить красоты мира, его окружающего. Внутренняя жизнь такого человека примитивна и скучна.

8 уровней духовного развития человека — описание в видео:

Духовная жизнь человека: основные составляющие

Так в чем же состоит духовная жизнь каждой человеческой личности? Внутренний мир человека, часто именуемый его микрокосмом, относится к числу целостных и в то же самое время противоречивых явлений.

Главными составными частями этого микрокосма являются:

  • Наличие духовных потребностей в познании окружающего мира, в самореализации посредством разных форм деятельности (занятий наукой, искусством), в использовании культурных достижений человечества.
  • Сумма знаний о мире природы, человеческом обществе, собственной личности.
  • Комплекс ценностей, лежащих в основе взаимоотношений индивидуума с самим собой и с окружающим его пространством, отражающих его идеалы и наполняющих смыслом всю его деятельность.
  • Система убеждений, определяющих все сферы человеческой деятельности.
  • Убеждённость в истинности собственных представлений.
  • Наличие определённых способностей к некоторым видам социальной деятельности.
  • Система представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, о природе отношений между людьми.
  • Комплекс чувств и эмоций, отражающих взаимоотношения между человеком, природой и обществом.
  • Цели и задачи, сознательно устанавливаемые самим человеком, к реализации которых он постоянно стремится.

Духовная жизнь человека неотъемлема от его мировоззрения, представляющего собой целостную систему взглядов на окружающее пространство и взаимоотношения с ним.

Подразделяемое на разные типы, мировоззрение бывает:

  1. Житейским (или обыденным). Его формирование базируется на личном опыте и происходит в результате влияния жизненных обстоятельств.
  2. Религиозным. В его основу кладется система религиозных взглядов, убеждений и представлений верующего человека.
  3. Научным. Базируясь на достижениях передовой научной мысли, оно является отражением научных представлений о мире и обогащено результатами последних достижений науки.
  4. Гуманистическим. Этот тип мировоззрения скорее цель, нежели реальность. В нем объединены представления о социальном равенстве и справедливости, нравственных идеалах, экологической безопасности с наиболее ценными чертами научного мировоззрения.

Духовная жизнь отдельно взятого человека неразрывно связана с духовной сферой жизни всего человеческого общества.

Каждая новая человеческая личность, вступая в общество с уже сформировавшимся духовным фондом, непременно должна пройти путь освоения всех духовных ценностей, сосредоточенных в нём.

Основные элементы духовной жизни общества

В чём состоит духовная жизнь человеческого общества? Она распространяется на все уровни и типы общественного сознания:

  • научного;
  • политического;
  • религиозного;
  • нравственного;
  • эстетического;
  • правового.

В соответствии с этим духовная жизнь человеческого общества условно разделяется на четыре основных составляющих.

Суть этого явления можно кратко охарактеризовать как общность церкви, специфических догм, мифов, обрядовых и культовых отправлений.

Под этим понятием подразумевается принятая в человеческом обществе целая система правил поведения, основанная на представлениях человека о добре и зле, социальной справедливости, плохом и хорошем. Все эти правила могут отражать как самостоятельные внутренние убеждения человека, так и действия, предпринятые под давлением общественного мнения.

Эта особенная форма общественного разума представляет собой систему художественных образов, появившихся как итог творческого переосмысления предметов и явлений окружающей действительности.

Философия трактует её как теоретически систематизированные знания, полученные в ходе научных изысканий и облечённые в абстрактно-логическую форму теорий, законов, терминов и гипотез.

Что такое духовное производство?

Потребности духовного плана (в отличие от потребностей материальных) не закладываются в генетическую программу развития индивидуума и не появляются у него после момента рождения. Они могут сформироваться и получить развитие лишь в ходе длительной социализации его личности.

Уникальной особенностью духовных потребностей является полное отсутствие границ их роста. Единственным сдерживающим началом духовного совершенствования личности является один лишь объём духовных ценностей, к определённому моменту накопленных человеческим обществом, а также желание самого человека способствовать их приумножению.

Чтобы удовлетворить свои духовные потребности, самые одарённые представители человеческого общества занимаются духовным производством. Продуктом такого производства становятся:

  • Творческие идеи.
  • Всевозможные теории и гипотезы.
  • Художественные образы.
  • Духовные ценности.
  • Общественные связи между целыми группами индивидов.
  • Самосовершенствование личности самого человека, вовлечённого в процесс духовного развития.

Основными видами духовного производства являются:

  1. Институт религии.
  2. Просвещение и наука.
  3. Культура и искусство.

Духовный мир человека и его конституционные права

Духовная жизнь каждой личности является продуктом её практической деятельности и неотъемлема от духовной практики всего человеческого общества.

Что составляет духовный мир каждого человека? Это — единый комплекс из знаний, веры, чувств, переживаний, способностей, потребностей и целей.

Духовный мир каждой человеческой личности уникален и неповторим. Каждая личность по-своему реагирует на явления и предметы окружающего пространства, поскольку у каждой личности свои механизмы мышления, памяти и восприятия, разная степень воображения, свой круг общения, интересов и потребностей, увлечений и интересов.

Неприкосновенность духовного мира каждого человека, отнесённого к частной сфере, закреплена в 23 статье Конституции Российской Федерации. Согласно этой статье личность имеет право не впускать посторонних в свою частную жизнь, поскольку в ней гарантируется право на её сокровенность, а также на сохранение личных и семейных секретов.

Каким образом взаимосвязаны конституционные права и духовная жизнь каждого индивидуума, являющегося гражданином Российской Федерации?

Источник: http://kapushka.ru/v-chem-sostoit-duhovnaya-zhizn-cheloveka.html

Ссылка на основную публикацию