Удивительные рассуждения о мозге

10 самых распространенных мифов о мозге

Проект Journl выбрал самые известные заблуждения о нашем мышлении.

Мозг — одна из самых феноменальных структур в известной нам вселенной. Если вы хотите настроить его на более эффективное функционирование, нужно развеять мифы, которые мы, люди, создали вокруг него. Эта подборка из десяти мифов многое объясняет.

1. Мы используем лишь 10% нашего мозга

Томография показывает, что даже в самых простых и обыденных задачах используется значительно больше 10% нашего мозга.

2. Мозг приходит в упадок по мере старения

Хотя некоторые когнитивные функции действительно по мере старения работают хуже, многие наши ментальные навыки, напротив, улучшаются с возрастом. Наш словарь, уровень лингвистического понимания, способности к разрешению конфликтов и регулированию эмоций — лишь некоторые из тех областей, в которых более старый мозг работает успешнее молодого.

3. Повреждения мозга необратимы

Миф о том, что мы рождаемся с конечным количеством мозговых клеток, породил и представления о том, что травмы мозга приводят к необратимым изменениям. Но теперь мы знаем, что мозг может генерировать новые связи на замену утерянным и «перенаправлять» свои функции через более здоровые участки.

4. Мозг жестко запрограммирован

Один из самых упорных мифов о строении мозга — в том, что определенные его участки отвечают строго за определенные функции. В действительности мозг удивительно гибок. Хороший пример: мозг слепого человека может «перепрограммировать» участки, обычно отвечающие за зрение, чтобы улучшить слух.

5. Левополушарные люди более организованы, правополушарные более креативны

Хотя есть участки мозга, которые обычно зарезервированы под определенные задачи, оба полушария мозга используются совместно. Утверждения о том, что мы полагаемся на то или иное полушарие или что левая/правая ориентация говорит о большей организованности или креативности, опровергнуты.

6. Ваши воспоминания точно воспроизводят то, что вы видите и переживаете

У некоторых людей память лучше, чем у других, но идеальной памяти не бывает. Более того, когда мы вспоминаем что-то, мы часто вспоминаем не само это воспоминание, а последний случай, когда мы это вспоминали. А это означает, что воспоминание слегка меняется с каждым последующим его воспроизведением в памяти.

7. Прослушивание классической музыки делает младенцев умнее

Есть большое искушение поверить в «эффект Моцарта», однако нет никаких доказательств, что проигрывание классической музыки младенцам делает их умнее.

8. Игры на развитие мозга улучшают память и навыки рассуждений

BBC организовала исследование для проверки этой теории: 8600 людей в возрасте 18-60 лет должны были трижды в неделю по десять минут играть в онлайн-игры, предназначенные для укрепления памяти и навыков логического мышления. Исследование показало, что после шести недель подопытные не проявляли себя лучше в тестах памяти или тестах на логику, чем аналогичные подопытные, не игравшие в игры.

9. IQ не меняется в течение жизни

IQ — ни в коем случае не идеальный тест на интеллект, но долго считалось, что наш IQ остается неизменным на протяжении всей жизни. Однако эта идея была опровергнута. При наблюдении за взрослеющими учениками выяснилось, что 9% из них смогли за четыре года поднять свой IQ на 15 и более пунктов.

10. Мозг работает лучше под давлением

Хотя прессинг, создаваемый дедлайнами, может мотивировать нас к более усердному труду, он не приводит к более эффективной работе мозга. Наоборот, гораздо вероятнее, что он ухудшит его функционирование.

Источник: https://ideanomics.ru/articles/3481

Несколько полезных фактов о работе нашего мозга

Информация взята из книги Джона Медины «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям».

1. Физическая нагрузка стимулирует работу мозга

Чтобы улучшить свои умственные способности — больше двигайтесь.  Физическая нагрузка обеспечивает поступление в мозг крови, доставляющей глюкозу для потребления энергии и кислород для очищения от токсичных частиц.

Она также стимулирует выработку протеина, который способствует созданию нейронных связей.

Полноценные физические нагрузки два раза в неделю уменьшают риск возникновения умственных расстройств вдвое и снижают риск развития болезни Альцгеймера на 60 процентов.

2. Есть три разных мозга

Считается, что в нашей голове заключен не один, а три разных мозга. Первый – первобытный мозг, отвечает за естественное функционирование биологического организма; второй управляет эмоциями; и третий, располагающийся поверх первых двух, как тонкий слой желе, и делает нас высокоразвитыми, интеллектуальными существами.

3. Мы можем фокусироваться только на одном объекте одновременно

Центры внимания в мозге могут фокусироваться только на одном объекте одновременно. Для мозга не существует мультизадачности.

Мы легче воспринимаем логические связи и абстрактные понятия, чем запоминаем детали.

Эмоциональное возбуждение помогает мозгу учиться.

Слушатели могут начать скучать уже после десяти минут монотонной лекции или презентации, но их внимание можно вернуть при помощи зацепки, вызывающей бурные эмоции.

4. Кратковременная память: повторить, чтобы вспомнить

Память характеризуется четырьмя этапами:

  1. запоминание (или кодирование);
  2. сохранение;
  3. воспроизведение;
  4. забывание.

Попадающая в мозг информация мгновенно разделяется на фрагменты, передающиеся на хранение в различные области коры головного мозга. Большинство событий, происходящих в процессе учебы, также запоминается в первые несколько секунд обучения. Чем тщательнее мы кодируем в памяти информацию в самом начале, тем лучше она запоминается.

Увеличить шансы на вспоминание можно, если воспроизвести условия, при которых информация впервые поступила в мозг.

5. Повышение надежности долговременной памяти

Большая часть информации исчезает из оперативной памяти в течение минут после восприятия, но та, которая переживет этот период, со временем закрепится.

Мозг рисует нам лишь приблизительную картину реальности, так как он смешивает новые знания с воспоминаниями из прошлого и хранит их как единое целое.

Долговременную память можно сделать более надежной, если вводить новую информацию постепенно и повторять через определенные промежутки времени.

6. Хороший сон — хорошее мышление

Мозг постоянно находится в состоянии противоборства между клетками и химическими веществами, которые стремятся отправить вас спать, и клетками и химическими веществами, поддерживающими вас в состоянии бодрствования.

Активность нейронов мозга во время сна крайне высока и ритмична — возможно, из-за воспроизведения полученной в течение дня информации.

Необходимость во сне и отдыхе у людей различна, но потребность в полуденном сне свойственна всем.

Недостаток сна негативно сказывается на внимании, способности к целенаправленной деятельности, рабочей памяти, настроении, логическом мышлении и даже моторике.

7. Стресс негативно влияет на способность мозга учиться

Защитная система организма — выброс адреналина и кортизона — предназначена для включения моментальной реакции на серьезную, но кратковременную угрозу для жизни. Хронический стресс, например неблагоприятная домашняя атмосфера, оказывает разрушительное воздействие на систему, предназначенную для кратковременной реакции.

При хроническом стрессе адреналин приводит к образованию шрамов в кровеносных сосудах, что может привести к сердечному приступу или инсульту, а кортизон разрушает клетки гиппокампа, нанося вред способностям учиться и запоминать.

Самый сильный стресс вызывает ощущение отсутствия контроля над ситуацией, то есть чувство беспомощности.

Нервный стресс ухудшает способность детей к обучению и снижает продуктивность работы служащих.

8. Сенсорная интеграция: задействуйте больше чувств

Мы воспринимаем информацию о событии при помощи органов чувств, переводим ее в электрические сигналы, которые направляются к определенным участкам мозга, чтобы он реконструировал по фрагментам общую картину.

Принимая решение о том, как сочетать сигналы, мозг частично полагается на предыдущий опыт, поэтому два человека по-разному воспринимают одно и то же событие.

Наши чувства работают сообща — зрение влияет на слух, например, и т.п., — следовательно, мы лучше обучаемся, когда стимулируется несколько органов чувств одновременно.

Запах обладает свойством воскрешать воспоминания. Возможно, это происходит потому, что обонятельные сигналы (нервные импульсы) анализируются в той зоне головного мозга, которая участвует в формировании эмоций и мотивации. А эмоции, как известно, тесно связаны с памятью.

9. Зрение важнее остальных сенсорных органов

Зрение важнее других чувств, на него расходуется добрая половина ресурсов мозга.

То, что мы видим, — это то, что командует увидеть нам мозг, и точность воспроизведенной картины далека от 100 процентов.

Анализ и обработка визуальной информации происходят поэтапно. Сетчатка глаза аккумулирует световую энергию в кратковременные, похожие на фильмы информационные дорожки. Зрительная кора головного мозга обрабатывает полученные сигналы (одни ее области регистрируют движение, другие — цвет и т.д.) и объединяет их в целостное представление.

Визуальная информация лучше запоминается и воспроизводится, чем печатный текст или устная речь.

10. Мозг мужчины и женщины различен

У мужчин одна х-хромосома, а у женщин — две, несмотря на то, что одна из них резервная.

Генетически женщины устроены сложнее, так как активные х-хромосомы клеток представляют собой набор из материнских и отцовских клеток. Мужчины получают х-хромосомы от матери, а в y-хромосоме содержится менее 100 генов, в то время как х-хромосома несет около 1500 генов.

По структуре и биохимическому составу мозг мужчин и женщин различен — например, у мужчин миндалина крупнее, и быстрее вырабатывается серотонин.

Мужчины и женщины по-разному реагируют на сильный стресс: женщины задействуют миндалину левого полушария и запоминают детали эмоций. Мужчины используют миндалину правого полушария и воспринимают суть проблемы.

Источник: http://NewGoal.ru/neskolko-poleznyx-faktov-o-rabote-nashego-mozga/

5 фактов о мозге, которые объясняют ваше странное поведение

Наш мозг несовершенен. Мы забываем имена людей, не можем уснуть ночью, не замечаем очевидных вещей… Нейробиолог Дин Бернетт в увлекательной книге «Идиотский бесценный мозг» рассказывает, почему у нас в голове творится такой хаос.

1. Почему нам мерещится что-то жуткое

Наверное, каждый сможет вспомнить случай, как однажды ночью ему показалось, будто в комнату забрался вор, а на деле это оказывался старый халат на ручке двери. Или тени на стенах напоминали страшных чудовищ. Что ж, к этому нас подготовили миллионы лет эволюции.

Вокруг нас множество опасностей, и наш мозг незамедлительно реагирует на любую потенциальную угрозу.

Конечно, вам кажется, что глупо подскакивать при виде халата — какая же это опасность? Но только самые осторожные наши предки, которые реагировали даже на несуществующие угрозы, смогли выжить.

Для нашего мозга характерен подход «бережёного Бог бережёт», поэтому мы нередко испытываем страх в ситуациях, где для этого нет никаких оснований.

Страх помог человечеству выработать удивительную защитную реакцию «бей или беги». В такие моменты симпатическая нервная система мобилизует силы организма. Вы начинаете чаще дышать, чтобы в крови было больше кислорода, чувствуете напряжение в мышцах, получаете заряд адреналина и становитесь бдительнее, чем обычно.

Проблема в том, что реакция «бей или беги» активизируется до того, как становится ясно, нужна ли она. И в этом есть логика: лучше подготовиться к несуществующей опасности, чем пропустить реальную.

2. Почему мы не можем вспомнить, зачем шли в соседнюю комнату

Знакомая ситуация: вы в полной решимости бежите на кухню, переступаете порог и… забываете, что, собственно говоря, вам здесь было нужно.

Всё дело в особенностях работы кратковременной памяти. Этот вид памяти постоянно в действии. Мы каждую секунду о чём-то думаем, информация поступает в мозг с огромной скоростью и практически сразу исчезает.

Все новые данные хранятся в виде паттернов нейронной активности, и это очень сложный процесс.
Это как если бы вы составляли список покупок на пенке своего капучино.

Технически это возможно, потому что пенка на несколько мгновений может удержать очертания слов, но практически это бессмысленно.

Иногда в этой ненадёжной системе происходят сбои. Информация может попросту потеряться, поэтому вы и забываете, зачем шли. Часто это происходит из-за того, что вы слишком много думаете о чём-то другом. Объём кратковременной памяти — всего четыре единицы, которые хранятся не больше минуты. Поэтому нет ничего удивительного в том, что новая информация вытесняет старую.

Читайте также:  Существует ли душа, и бессмертно ли сознание? взгляд современной науки

3. Почему мы остро реагируем на критику

Представьте, что вы поменяли стрижку, а когда пришли на работу, десять коллег сделали вам комплимент, но один неодобрительно посмотрел. Кто вам запомнится больше? Тут и гадать не надо, ведь для нашего мозга критика намного важнее похвалы. Это происходит по нескольким причинам.

Когда вы слышите замечание или видите негативную реакцию, то испытываете стресс, пусть и небольшой. В ответ на это событие начинает вырабатываться гормон кортизол. Кортизол не только участвует в стрессовых ситуациях, но и провоцирует реакцию «бей или беги», а это серьёзная нагрузка для организма.

Но дело не только в физиологии, но и в психологии. К похвале и вежливости мы привыкли. А критика — нетипичная ситуация, поэтому и привлекает наше внимание. Кроме того, наша зрительная система неосознанно ищет угрозы в окружающей обстановке. И мы скорее почувствуем её со стороны негативно настроенного человека, чем от улыбающихся коллег.

4. Почему мы сомневаемся в своих способностях

Умные люди часто проигрывают споры глупцам, потому что вторые намного увереннее в себе. В науке этот феномен получил название «эффект Даннинга — Крюгера».

Психологи Даннинг и Крюгер проводили эксперимент. Они раздали испытуемым задания, а потом спрашивали, как те, по их мнению, с ними справились. Открылась необычная закономерность.

Те, кто выполнил задания плохо, были уверены, что справились с ними отлично. А те, кто выполнил задания хорошо, сомневались в себе.
Даннинг и Крюгер выдвинули гипотезу, что глупым людям не только не хватает умственных способностей.

Им также не хватает способности осознать, что они плохо с чем-то справляются.

Умный человек постоянно узнаёт что-то новое, поэтому не берётся утверждать свою правоту со стопроцентной уверенностью. Он понимает, что в любом вопросе есть ещё много неизученного. Вспомните высказывание Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».

Глупый человек такими сомнениями не страдает, поэтому часто выигрывает споры. Он не стесняется бросаться ложными утверждениями и выдавать своё личное мнение за истину.

5. Почему мы не можем скрыть от других, что думаем на самом деле

Наш мозг поразительно хорошо угадывает выражения лиц и распознаёт эмоции. Для этого ему требуется самый минимум информации. Типичный пример — смайлики. В символах :), :(, :О вы с ходу сможете распознать радость, грусть и удивление, хотя это всего лишь точки и чёрточки.

Некоторые люди умеют хорошо скрывать свои эмоции, например игроки в покер. Но даже они ничего не могут поделать с непроизвольными выражениями. Ими управляет древняя структура нашего мозга — лимбическая система. Поэтому, когда мы пытаемся скрыть свои истинные эмоции из вежливости, окружающие всё равно замечают, когда ваша улыбка искренна, а когда — нет.

Наш мозг часто сравнивают с суперсовременным компьютером. Но вам бы точно не понравился компьютер, который по своему усмотрению изменяет и удаляет данные в памяти. Если вы хотите узнать, когда наш мозг подводит и обманывает вас, советуем не откладывать чтение книги «Идиотский бесценный мозг» Дина Бернетта. Вас ждёт увлекательное изложение последних достижений нейронауки.

Источник

Comments

comments

Источник: http://hahadrom.su/2017/05/06/5-faktov-o-mozge-kotorye-obyasnyayut-vashe-strannoe-povedenie/

Ученые о мозге: лучшие лекции TED с русской озвучкой

Вилейанур Рамачандран

И это действительно так. «Моноклер» выбрал лучшие лекции TED с русской озвучкой, в которых учёные рассказывают удивительные вещи о человеческом мозге — органе, способном вмещать в себя Вселенную.

Вилейанур Рамачандран: «3 ключа к пониманию вашего мозга»

Доктор медицины и философии, профессор психологии и нейрофизиологии Калифорнийского университета Вилейанур Рамачандран — это человек, который знает о мозге больше, чем кто-либо. Он на протяжении многих лет занимается проблемами эволюционного развития мозга, и круг задач, которые он пытается решить, невероятно широк:

При этом методы, к которым прибегает учёный, столь же невероятны, сколь и просты: он изучает случаи повреждения мозга и на основе этих клинических отклонений от нормы (например, фантомных болей, синдрома Капрга, синестезии) делает открытия относительно того, как работает здоровый мозг и как его работа влияет на психические способности человека. Как раз на этом фокусирует своё внимание Рамачандран в своём первом выступлении на TED.

Смотрите также Публичные лекции Татьяны Черниговской о мозге и языке

Нейроанатом Джил Боулт Тейлор (Jill Bolte Taylor) рассказывает об ощущениях, испытанных ею во время инсульта (угасание функций мозга, утрата самосознания), и о невероятных мистических переживаниях, которые сопровождали этот процесс.

Оливер Сакс: «Что галлюцинации говорят о мышлении» ⓘК сожалению, данная лекция  с русской озвучкой была изъята из публичного использования, поэтому мы заменили её на лекцию TED c русскими субтитрами.

Невролог, нейропсихолог и писатель Оливер Сакс рассматривает в своём выступлении малоизвестный, но достаточно широко распространённый синдром Шарля Бонне, при котором у пациентов с расстройством зрения появляются галлюцинации. Невролог вспоминает несколько случаев из практики и рассказывает о биологии этого необычного явления.

Вилейанур Рамачандран: «Нейроны, сформировавшие цивилизацию»

Как у человека смогли развиться когнитивные способности и метакогнитивные навыки? Как вообще получилось так, что мы научились подражать, анализировать, стали способны к обучению, а позже и к творчеству? Незаменимый Вилейанур Рамачандран рассказывает о зеркальных нейронах и их роли в эволюции нашего мозга, а, значит, и всей культуры человеческой цивилизации.

Ребекка Сакс: «Как мозг делает этические суждения»

Все мы умеем отгадывать намерения, убеждения и чувства близких и незнакомцев. Но как нам это удается? Учёный-когнитивист Ребекка Сакс делится со зрителями захватывающими лабораторными исследованиями, раскрывающими механизм работы мозга в момент, когда он думает о мыслях других людей и даёт оценку их действиям.

● Подборка статей по нейронауке

— Искусство абсурда: почему мозг любит все непонятное

— Мозг и искусство: почему созерцание прекрасного делает нас счастливее

— Нейронаука медитации: можно ли изменить мозг «по щелчку пальцев»

— Преображающая сила музыки: чем мозг музыкантов отличается от обычного

Источник: https://monocler.ru/uchyonyie-o-mozge-5-lektsiy-ted-c-russkoy-ozvuchkoy/

Правила мозга, которые облегчают обучение

Американский нейробиолог Джон Медина написал книгу «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям», в которой доступно рассказывает о 12 закономерностях работы мозга человека, знание которых позволит вам эффективнее учить и учиться. Книгу «Правила мозга» выпустило издательство «Манн, Иванов и Фербер». Одну главу книги вы можете прочитать на сайте издательства.

9 основных правил мозга

  1. Физическая нагрузка стимулирует работу мозга.
  2. Мозг эволюционировал и работает соответственно выработанным исторически потребностям.

  3. Из-за того, что у каждого человека разная электропроводимость мозга, мы все по-разному воспринимаем информацию из внешнего мира — унифицированное образование и единые стандарты образования в этой связи не самая хорошая идея.
  4. Мозг не обращает внимания на скучное.
  5. Механизм памяти очень интересен — в книге есть ответ на вопрос, каков он.

  6. Чтобы лучше понять и запомнить информацию, необходимо задействовать несколько чувств восприятия.
  7. Хороший сон способствует мышлению, а хронический стресс подавляет способность мозга учиться.
  8. Мозг мужчины и женщины разный, но это никак не препятствует познанию.
  9. Человеческий мозг способен учиться всю жизнь.

Лейтмотивом книги стала мысль автора о том, что учителя и учёные должны иметь больше возможностей обмениваться опытом; в противном случае открытия учёных и практика учителей будут существовать как будто в параллельных мирах. Сейчас связь ученых с учителями недостаточная и зыбкая.

Физическая активность улучшает работу мозга

С точки зрения эволюции человеческий мозг развивался в процессе тяжёлого труда, постоянно меняющейся обстановки, новых вызовов и преодоления расстояний свыше 19 км в день.

Физическая активность по-прежнему для когнитивной системы — как конфета: физические упражнения способствуют улучшению долговременной памяти, логического мышления, внимания и способности решать поставленные задачи. Изменчивость окружающей среды приводит к особой гибкости мозга.

В результате эволюции человек физически не стал сильнее, но стал умнее. «Клыки мы отрастили не во рту, а в голове», что довольно-таки разумно, считает ученый Джон Медина.

Автор убеждён, что сложившийся подход к школьному обучению неправильный.

Если бы вы поставили перед собой цель создать учебную среду, абсолютно препятствующую хорошей работе мозга, то она была бы похожа на класс.

В рамках одного исследования дети занимались бегом по полчаса 2–3 раза в неделю. После 12 недель их когнитивные способности значительно улучшились по сравнению с периодом до занятий бегом.

По завершении программы показатели вернулись к прежнему уровню. Опытным путем было определено, что золотая середина для физической активности — 30-ти минутные занятия аэробикой три раза в неделю.

Если добавить к ним упражнения для укрепления мышц, когнитивная система получит ещё больше пользы.

Утренняя зарядка, 1900-е годы.

Источник: flickr

Физическая активность совершенствует детей. Дети в хорошей физической форме быстрее распознают визуальные стимулы, чем их малоподвижные сверстники, и лучше концентрируются.

Дети уделяют больше внимания вещам, которые требуют движения. Им по душе активность, а не сдержанное поведение в классе. Дети чувствуют себя комфортнее, их самооценка выше, они менее подвержены депрессии и тревоге.

Конечно, интуитивно нам это всем понятно.

Почему же школьная система не поддерживает и не воплощает в жизнь то, что давно известно учёным?

Ответа на этот вопрос у нас нет, зато, если вам интересно, как с точки зрения физиологии интенсивная физическая активность улучшает работу мозга, то это автор книги рассказывает достаточно подробно. 

Нейробиолог Джон Медина предлагает школам включить физическое воспитание в ежедневное расписание уроков, например, дважды в день.

Ученики могут слушать урок по математике или учить английский язык и при этом 1–2 минуты в час заниматься ходьбой на беговых дорожках, расположенных рядом с рабочим столом.

А повлияет ли применение такой методики на успеваемость, узнать возможно после экспериментов учёных, исследующих мозг, и специалистов системы образования.

Российская школа — нервные дети

Сам автор книги поставил беговую дорожку у себя в офисе и теперь регулярные перерывы заполняет не чашкой кофе, а упражнениями.

Он придумал конструкцию, которая позволяет установить компьютер так, чтобы можно было писать электронные письма, пока занимаешься спортом.

Ему потребовалось 15 минут, чтобы приловчиться печатать на лэптопе при ходьбе со скоростью 3 км/час.

Способность учиться и доминирование

У мозга есть два важных качества, требующих взаимодействия: хранение приобретённых знаний, то есть своеобразная база данных, и способность импровизировать на основе этих данных. 

Любая среда для обучения, которая основывается только на факторе хранения информации или только на способности к импровизации, не учитывает все способности человека.

Источник: Википедия

Некоторые школы пропагандируют использование стабильной, механически заученной базы данных, игнорируя импровизаторские инстинкты, формировавшиеся миллионы лет.

От этого страдает креативность. Другие, напротив, поддерживают способности к творчеству, не ставя на первое место создание фонда знаний. Они игнорируют нашу потребность в глубоких знаниях об объекте, которые запоминаются и сохраняются в высокоструктурированной базе данных.

Исторически способность к обучению развивалась из-за необходимости поддерживать отношения с другими особями. Мы научились сотрудничать, то есть ставить общие цели, учитывающие интересы всех союзников. Для того чтобы понимать интересы союзника, нужно уметь распознавать мотивацию других, что им нравится и чего они боятся. Необходимо знать об их заветных желаниях.

Осознав, что передача опыта и групповая сплочённость позволяют доминировать, люди увидели в этом свою силу. Многие учёные полагают, что умение предсказывать и манипулировать другими и интеллектуальное доминирование имеют прямую зависимость.

 Наше интеллектуальное мастерство (язык, математика, искусство), возможно, возникло благодаря сильной потребности предугадывать психологическое состояние союзников.

Процесс обучения подвергается влиянию эмоционального окружения. Качество обучения частично зависит от отношений между учеником и учителем. Если человек не чувствует себя в безопасности рядом с учителем или руководителем, он не сможет работать хорошо. Если в отношениях с учеником существует непонимание, учитель не сможет установить с ним контакт, а ученик может замкнуться в себе.

Читайте также:  Данилкины жемчужинки. ю. вознесенеская. если умерла мама...

Электрический язык мозга

Язык, который понимает мозг, — электрические импульсы. Мозг каждого человека имеет различную электропроводимость нейронов, «проводку». Мозг подвержен воздействию внешних факторов, и его «проводка» зависит от культурной среды, в которой он находится.

Стул для электрошоковой терапии, период Первой мировой войны

Источник: Википедия

Нейробиолог и биохимик Эрик Кандел, нобелевский лауреат 2000 года, доказал, что в процессе обучения «проводка» человеческого мозга меняется. Мозг постоянно обучается новым вещам, следовательно, и его «проводка» постоянно меняется (если говорить научным языком, то устанавливаются новые синаптические связи).

На мозге каждого новорожденного можно сделать надпись: «Укомплектовать».

Человеческий мозг лишь частично формируется при рождении, и процесс окончательной комплектации происходит в последующие годы. Самые важные работы завершаются к двадцати годам, а окончательная наладка — когда человеку уже за сорок.

Из-за разной электропроводимости унифицированное образование неэффективно

Школьная система образования предполагает, что каждый мозг обучается одинаково. Существующая система базируется на ожидании того, что результаты обучения должны быть достигнуты к определенному возрасту.

Ученики одного возраста обладают разными интеллектуальными способностями.

Отличия между учениками могут серьёзно повлиять на работу в классе. В результате исследований обнаружилось, что около 10% учеников не могут читать в том возрасте, в котором этого от них ожидают, из-за недостаточно сформированной «проводки» мозга.

4 книги о том, как работает мозг

Поскольку «проводка» мозга у всех различна, способность учителя «считывать» мысли ученика становится важным инструментом. Эта способность понимать внутренние мотивы других людей и строить предположения относительно работы их мозга на основе имеющейся информации обеспечивает главный подход к пониманию внутренней жизни ученика.

Источник: vintag.es

Почему много детей в классе — лучше, чем мало?

Например, учителя могут знать, когда ученики ошибаются или когда они работают в полную силу. Тонко чувствующим учителям это даёт понимание, трансформировалось ли то, чему они обучают, в изученное. Поскольку учитель не может следить за большим количеством учеников, должны существовать определенные пределы количества обучающихся. 

Для надежной памяти нужны циклы повторений

Дети забывают 90% того, что изучают в классе, в течение 30 дней. Самый высокий процент забывания приходится на первые часы после урока. Можно продлить срок хранения информации в памяти путём её повторения через определенный интервал времени. Чем больше циклов повторения проходит воспоминание, тем лучше оно сохраняется в памяти.

Знания фиксируются в памяти не в момент обучения, а при благотворно влияющем повторении через определённые временные интервалы.

Многочисленные исследования подтвердили, что обсуждение или обдумывание события непосредственно после происшествия улучшает его запоминание.

Не забудьте повторить, или насколько быстро мы забываем

Непосредственно после изучения (от нескольких минут до часов и дней) система воспроизведения позволяет восстанавливать чёткий и детализированный образ полученной информации. Со временем воспоминания о событиях и фактах, которые когда-то были ясными и конкретными, ослабевают.

Пытаясь заполнить эти пробелы, мозг полагается на частичные фрагменты, рассуждения, догадки и часто на другие воспоминания, не связанные с конкретным событием. Мозг связывает новую информацию с ранее полученной, из чего следует, что новые данные постоянно изменяют предыдущие, и отправляет вновь созданные на хранение.

Таким образом формируется лишь приблизительное представление о реальности.

Памяти, как и цементной смеси, чтобы приобрести постоянную форму, нужно длительное время. Нужны годы, чтобы отправить определённую информацию на долговременное хранение в абсолютно неизменном виде. Пока происходит «застывание», человеческая память подвержена изменениям. Путаница возрастает, когда информация подается непрерывными блоками, как в большинстве школ.

Этого не происходит, когда знания передаются вперемешку с определенными циклами повторения, разделенными интервалами.

Источник: huffpost.com

Циклы повторения формируют опыт, который добавляется в базу знаний, а не переплетается с уже имеющимся.

Стресс

При кратковременной стрессовой ситуации организм вбрасывает в кровь гормоны адреналин и кортизол. Резкий гормональный всплеск в течение короткого времени устраняет самые неприятные последствия воздействия стресса, приводя в норму гомеостаз, но на протяжении нескольких лет хронического стресса гормоны отравляют организм.

Тонко настроенная система выходит из-под контроля. При длительном воздействии избыток адреналина приводит к нерегулируемым перепадам кровяного давления, в результате чего на поверхности кровеносных сосудов образуются шероховатости, которые затем превращаются в шрамы, а в крови образуется вязкая субстанция, закупоривающая артерии.

Слишком сильный и продолжительный стресс вредит обучению.

Люди, страдающие от стресса, не демонстрируют выдающихся способностей в математике, не очень успешно обучаются языкам. Их память гораздо слабее, чем у других.

В состоянии стресса люди не способны обобщать или адаптировать имеющуюся информацию к новым знаниям.

Источник: Википедия

Им трудно сосредоточиться. Сильный стресс приводит к повреждению тканей головного мозга. Гормоны стресса могут победить естественную защиту организма и полностью отключить ее. Успех в управлении стрессом связан с восстановлением контроля в жизни. Для того чтобы выявить проблемы, вызванные стрессом, следует выяснить, когда человек чувствует себя беспомощным.

Начинать противостоять негативному влиянию стресса автор предлагает с создания стабильной домашней атмосферы и курсов семейной терапии. Джон Медина призывает создавать программы совместными усилиями ученых, работающих в области исследования мозга, и специалистов системы образования. 

Мы никогда не утрачиваем жажду знаний

Автор убежден, что мы можем всю жизнь оставаться учениками. Согласно результатам исследований, некоторые области мозга взрослого человека остаются столь же пластичными, как в мозге ребенка, поэтому он способен формировать новые связи, закреплять существующие и создавать новые нейроны; этот дар позволяет нам учиться в течение всей жизни.

Большинство специалистов по возрастной психологии полагают, что потребность ребенка в знании естественна.

И если бы детям позволяли оставаться любопытными, они продолжали бы развивать свои естественные наклонности к исследованию и открытиям, пока им не исполнился бы 101 год.

Детям исследование приносит радость. Подобно наркотику, жажда познания только растёт и, следовательно, приносит и большое удовольствие, и немедленное вознаграждение. А если она поощряется родителями, то сохраняется и в школьные годы.

Когда дети взрослеют, они понимают, что учение приносит не только радость, но и компетентность.

Важно, чтобы ребенок чувствовал радость от получения знаний, а не только выгоду, чтобы чувство восторга не сменялось стремлением только получить хорошую оценку.

Создайте педагогический вуз, где занимаются изучением мозга

Напоследок Джон Медина предлагает объединить усилия учёных и учителей созданием педагогического вуза нового типа. Программа такого института будет учитывать особенности работы человеческого мозга. В нём три направления.

Участники образовательного процесса — традиционные преподаватели-лекторы, учителя-практики и научные сотрудники, изучающие работу мозга. Последняя группа преподавателей в своих исследовательских лабораториях выясняет, как обучается человеческий мозг, а затем активно тестирует гипотезы в условиях реальных ситуаций в классах.

Курс программы включает  разные вопросы — от анатомии мозга до психологии, от молекулярной биологии до последних открытий в области когнитивной нейробиологии.

Будущие преподаватели обладают глубокими знаниями о том, как человеческий мозг воспринимает информацию.

Источник: disclose.tv

После первого года обучения студенты начинают принимать активное участие в жизни института. Один семестр может быть посвящён изучению вопросов развития умственных способностей подростков.

Следующий семестр — отклонениям в поведении, таким как синдром гиперактивности с дефицитом внимания; кроме того, учащиеся ассистируют в специализированных классах.

На следующем курсе они изучают, какова роль семьи в обучении ребенка, и посещают родительские собрания, чтобы наблюдать за сотрудничеством учителей и родителей.

В рамках такого двустороннего сотрудничества исследователи и участники программы обучения становятся единой интеллектуальной средой.

Такая модель образования применяет мощную практическую стратегию исследования и развития.

Практикующие учителя становятся коллегами, активными партнерами, помогают направить науку в необходимое русло, а ученые-исследователи, в свою очередь, задают новое направление их профессиональной деятельности.

Ну а самым важным правилом мозга, которое нет необходимости доказывать научными фактами, автор считает любознательность. Ради этого автор хотел бы, чтобы классы и офисы планировались с учетом особенностей нашего мозга.

Как вы думаете, насколько интереснее было бы учиться в школе, в которой обучение основано на знании реальных механизмов работы мозга?

Где поощрялось бы любопытство и физическая активность? Где образовательный процесс подстраивался бы под детей, а не дети — под мысли (далеко не самые умные) чиновников от образования? Согласитесь, было бы здорово посмотреть на такую школу. С другой стороны — а что мешает нам работать над достижением такого идеала? Каждый учитель может делать свои, пусть и маленькие шаги в этом направлении. И когда-нибудь крошечные ручейки сольются в полноводную реку.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/science/pravila-mozga-kotorye-oblegchajut-obuchenie

8 удивительных особенностей нашего мозга

Могучий арсенал современных технологий и старая добрая психология помогли нам сделать немало открытий об этом таинственном объекте. Однако сгусток серого вещества, расположенный у нас между ушами, хранит ещё столько загадок, что даже лучшие нейробиологи озадаченно чешут голову.

Каким образом простое скопление клеток создаёт воспоминания, чувства, сознание? Вдумайтесь, какое чудо: электроимпульсы мозга в сочетании с определёнными словами на экране могут нарисовать в вашем воображении зелёного человечка, побудить вас МЫСЛЕННО ПРОКРИЧАТЬ ЭТУ ФРАЗУ, распознать в каких-то закорючках осмысленные слова, в конце концов!

Фактрум публикует подборку вопросов, над которыми прямо сейчас безуспешно бьются ведущие мировые нейробиологи, нейрофизиологи и нейроэкономисты.

Откуда у мозга такая скорость?

Мы постоянно слышим сравнение человеческого мозга с суперкомпьютером, но на самом деле мозг ужасно медленный. Скорость, с которой по нему передаются сигналы, составляет примерно одну миллионную от скорости передачи сигналов в компьютере.

Тем не менее мы распознаём лица, песни и даже запахи мгновенно, а компьютеру на это требуется гораздо больше времени — хотя в техническом отношении он быстрее. Такая парадоксальная скорость, вероятно, объясняется способностью мозга к параллельной обработке данных. Но как объяснить саму эту способность?

Чем сложны множественные параллельные процессы? Тем, что они предлагают такое же множество разных результатов одновременно. Именно поэтому компьютер медлит с принятием решения. Однако мозг загадочным образом сортирует полученные результаты с молниеносной скоростью и выдаёт одну-единственную мысль, поведенческую реакцию или воспоминание.

Откуда берётся индивидуальность?

У нас есть мозг. Хотя точнее, пожалуй, будет сказать: мы и есть наш мозг. Похоже, именно эта мягкая субстанция, расположенная в голове, и прячет в себе нашу личность (вот было бы чудно, если б она обнаружилась, скажем, в кишечнике). Каким же образом мозг делает нас нами?

Извечный спор: природа или воспитание? Что в нашей личности определяется генами и психологией, а что взращивается окружением? Дело в следующем: наша личность просто обязана обитать в мозге, но за сотни лет нам ни разу не удалось наверняка определить характер человека, глядя на его мозг — и уж тем более, на гены.

Возможно, правы те, кто в извечном споре поддерживает «сторону воспитания»? Не факт. Почему тогда люди, росшие в одинаковом окружении, обладают совершенно разной индивидуальностью?

Почему мы спим и видим сны?

Сон чрезвычайно важен, вопросов нет. Немалую часть суток — и треть всей жизни — мы вынуждены проводить в состоянии бессознательном и беззащитном. Это не слишком удобно и порой рискованно, тем не менее все млекопитающие, пресмыкающиеся и птицы спят. Мы не сомневаемся в том, что сон для нас жизненно необходим, но не имеем понятия зачем.

Главное — неясно, каким образом сон вообще придаёт нам энергии. Её мы получаем в процессе переваривания пищи, однако попробуйте заменить сон едой — и долго вы не продержитесь. Во время сна мы сжигаем приличное количество энергии, но при пробуждении чувствуем себя свежее и бодрее, чем до него. Как и почему?! Это ставит учёных в тупик.

Со сновидениями то же самое. Версий на их счёт хватает: беспорядочное возбуждение нейронов, перевод воспоминаний в долговременную память, глубинное обучение… Тем не менее сегодня сновидения остаются такой же загадкой, как и тысячу лет назад.

Читайте также:  Как помочь душе близкого, молиться за умерших

Как хранятся воспоминания?

Ну-ка, быстренько вызовите в памяти свой вчерашний завтрак, первый поцелуй или первый школьный день. Получилось? А как? Откуда вы вызвали эти воспоминания? Где они были?

Воспоминания хранятся в нашем мозге в виде некоего кода, подобно содержимому жёсткого компьютерного диска. Наверное. По крайней мере, нейробиологи предполагают, что память устроена именно так, потому что по-другому она устроена быть не может. Однако, где в действительности обитают наши воспоминания, пока мы о них не думаем? Неизвестно.

К тому же существует несколько видов памяти. Одна позволяет вспомнить первый поцелуй, другая помогает не забыть имя нового знакомого. Но память — это не только запись информации, а ещё и способ её использования.

К примеру, воспоминание об облике одной конкретной кошки помогает распознать остальных кошек — даже если у них другой окрас, странный размер и не хватает лап.

Мало того, вы даже сможете представить кошку несуществующую! В этом отношении память и воображение очень похожи.

Считается, что воспоминания хранятся не в виде разрозненных «двоичных кодов», как информация в компьютере, — они, скорее, возникают в результате различных комбинаций возбуждённых нейронов. Мы до сих пор не знаем, как воспоминания вообще формируются, почему выборочно исчезают, и откуда берутся их злые «двойники» (фальшивки).

Неужели мы просто компьютеры?

Сегодня широко распространено мнение, будто человеческий мозг по своей сути — классический информационный процессор. Компьютер. Высокоразвитый и совершенный — но компьютер.

Если так, значит, мы сможем воспроизвести искусственный человеческий интеллект в машине. При должном уровне детализации и сложности такой компьютер обладал бы людским сознанием и был бы совершенно не отличим от живого интеллекта.

Однако верят в это не все. Многие убеждены, что мозг не поддаётся вычислениям, и что никакая обратная инженерия не поможет нам его воссоздать. Некоторые специалисты говорят: органический мозг в корне отличается от компьютера. Ведь функционирование мозга основано на нелинейном взаимодействии миллиардов клеток, тогда как в компьютере есть только ноли и единицы двоичного кода.

Человеческий мозг способен обрабатывать одни данные, но не способен другие. Если мы разберёмся, в чём между ними разница, то наверняка найдём ключ к пониманию мозга, всех его тайн и загадок.

Есть ли в нас свобода воли?

Свобода воли — понятие отвлечённое. Едва ли её можно разглядеть на магнитно-резонансной томограмме. И вообще, разве она относится к области нейробиологии? Или всё-таки к философии? Как знать… Учёные понаблюдали-понаблюдали, как философы тысячелетиями ломают по этому поводу копья, да и решили присоединиться. Результат получился не очень утешительный.

Исследования начали ещё в восьмидесятые годы двадцатого века, позже их повторили, применив самые современные технологии. Испытуемым предлагали совершать произвольные движения пальцами. Так вот, мозговая активность «подопытных» показала: их подсознание «проигрывало» действие за целую секунду до того, как подключалось сознание.

Одни делают из этого вывод, что свобода воли всего лишь иллюзия, что мозг обманом заставляет нас «задним числом» поверить в добровольность собственных действий и поступков. Другие игнорируют исследовательские данные или не соглашаются с таким выводом. Однако первые подозревают, что вторым просто страшно поверить в вывод первых, и достоверность данных тут ни при чём.

Почему всё в мозге работает так слаженно и гладко?

Нейробиологи не устают поражаться тому, насколько слаженно работает человеческий мозг: ведь каждая наша мысль и каждое движение рождаются из огромного количества беспорядочных электроимпульсов. Мозг получает различные сигналы от различных органов чувств в различное время. Представляете, как сложно справиться с такой информационной чехардой?

Наш мозг — великий иллюзионист. Давайте, к примеру, хлопнем перед собой в ладоши. Свет, как известно, распространяется быстрее звука.

Однако слуховая система обработает сигнал быстрее зрительной, а распоряжение о хлопке (согласно нашим рассуждениям о свободной воле) поступит к телу ещё до того, как мы вообще что-нибудь сообразим.

Просто бешеная последовательность событий! Но мозг каким-то образом организует всё настолько безукоризненно, что мы ничего не замечаем.

Представьте, какая точность и сноровка нужны, чтобы вдеть нитку в иголку, пнуть мяч, даже напечатать сообщение на мобильном телефоне! Для этого требуется слаженная работа множества систем нашего организма. И мозг с такой задачей справляется безупречно.

Что такое сознание?

Это, пожалуй, величайшая загадка человеческого разума: как мозг создаёт сознание? Разгадка не за горами. Группа учёных даже обнаружила в мозге «кнопку вкл./выкл.«: при её стимуляции пациент отключается и приходит в себя, как только стимуляцию прекращают. Только это не объясняет, что же такое сознание.

Одни считают, что оно — плод множества сложных взаимосвязей в мозге; другие верят в некую особую точку, где «всё сходится», а кое-кто даже называет сознание квантовым эффектом. Правильного же ответа мы попросту не знаем.

Возьмём, к примеру, утро. Звонит будильник. Секунду назад вы ещё спали, а теперь бодрствуете. Как это произошло? В чём разница между двумя состояниями? Почему сильный удар в голову отключает наше загадочное сознание? Да и вообще — все ли «ощущают» своё сознание одинаково?

Поразительно, правда? Попробуйте разгадать хотя бы одну из этих тайн — и благодарное человечество объявит ваш мозг самым умным!

ПОНРАВИЛОСЬ? НУ ТАК ДЕЛИСЬ СКОРЕЕ:

Источник: https://EtoLike.ru/interesnoe/item/520-8-udivitelnykh-osobennostej-nashego-mozga

Рассуждения о реальности, объёмном 3D и обмане мозга

«–  … Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей.

Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ.

Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.» Эти слова Воланда замечательно подходят к сегодняшней теме. Сегодня я хочу порассуждать о… нашем мозге. Мы настолько привыкли к окружающему нас миру, что не анализируем его, а просто ЗНАЕМ КАК ДОЛЖНО БЫТЬ.

И нам приятно и комфортно находиться в этих условиях. Да, возникают в природе экстремальные условия. И если мы, например, проснувшись июльским утром, увидим выпавший снег, то такой поворот событий, не вписывающийся в общую картину мира, вызовет удивление или сожаление о нарушенных планах. Надвигающееся на человека торнадо или цунами вызывает в нём страх и ужас.

И эти явления, может и внезапные, но которые вполне могли произойти, вызывают в нашем мозгу эмоции, которые тоже нам понятны и известны.

А вот интересно, какие эмоции возникнут у нас, если, выходя на улицу, мы увидим как капли дождя взлетают вверх, а тени от деревьев тянутся к фиолетовому солнцу?! Мне кажется, что наш мозг просто не будет знать как реагировать на такую картинку.

Когда мы учимся рисовать, или изучаем разные графические программы, мы начинаем наблюдать за всем что нас окружает, совершенствуем своё мастерство и нарисованные нами картины или отрендеренные изображения становятся лучше и лучше. Во многом, конечно, благодаря тому, что они правдоподобны и передают зрителю ту картинку, которую он привык видеть ежедневно.

И наоборот, неправильно изображённая тень, отражение, либо несоответствие размера хотя бы одной составляющей общей картины может вызвать у человека отрицательные эмоции. Он может и не понимать в чём дело, ему просто не будет нравиться увиденное.

Не будем рассматривать абстрактную живопись, наше с вами искусство, искусство визуализации, предполагает реализм сделанной нами картинки. Человеческий мозг имеет интересную способность адаптировать то, что видим мы в данный момент к тому, что он привык видеть ежедневно. Был такой эксперимент. Человек надевал специальные очки, которые всё вокруг показывали вверх ногами.

Через некоторое время он начинал всё видеть так, как привык — пол внизу, потолок вверху. А когда испытуемый снимал очки, то опять всё видел вверх ногами.

То есть мозг перенастроился и стал искаженную картинку воспринимать так, как если бы она была реальной, а потом уже реальное окружение некоторое время воспринималось как неправильное.

Финальной частью нашей работы в 3Ds Max является 2D картинка. У неё всего два параметра — ширина и высота. Даже самая красивая и правдоподобная, она не может передать глубины. Здесь сходятся мои рассуждения о реальности, объёмном 3D и обмане мозга. Мы можем заставить его поверить в объёмность картинки. Не будем касаться высоких технологий. Кто ими владеет вряд ли стал смотреть видео и читать эту статью. Из самого доступного для нас это:    — стереопары    — анаглиф В сегодняшнем видео «Рассуждения о реальности, объёмном 3D и обмане мозга» я расскажу о том как их создать, а также как заставить мозг поверить в реальность объёмности изображения.

«–  … Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей.

Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.

«

Эти слова Воланда замечательно подходят к сегодняшней теме. Сегодня я хочу порассуждать о… нашем мозге. Мы настолько привыкли к окружающему нас миру, что не анализируем его, а просто ЗНАЕМ КАК ДОЛЖНО БЫТЬ. И нам приятно и комфортно находиться в этих условиях.

Да, возникают в природе экстремальные условия. И если мы, например, проснувшись июльским утром, увидим выпавший снег, то такой поворот событий, не вписывающийся в общую картину мира, вызовет удивление или сожаление о нарушенных планах. Надвигающееся на человека торнадо или цунами вызывает в нём страх и ужас.

И эти явления, может и внезапные, но которые вполне могли произойти, вызывают в нашем мозгу эмоции, которые тоже нам понятны и известны.

А вот интересно, какие эмоции возникнут у нас, если, выходя на улицу, мы увидим как капли дождя взлетают вверх, а тени от деревьев тянутся к фиолетовому солнцу?! Мне кажется, что наш мозг просто не будет знать как реагировать на такую картинку.

Когда мы учимся рисовать, или изучаем разные графические программы, мы начинаем наблюдать за всем что нас окружает, совершенствуем своё мастерство и нарисованные нами картины или отрендеренные изображения становятся лучше и лучше. Во многом, конечно, благодаря тому, что они правдоподобны и передают зрителю ту картинку, которую он привык видеть ежедневно.

И наоборот, неправильно изображённая тень, отражение, либо несоответствие размера хотя бы одной составляющей общей картины может вызвать у человека отрицательные эмоции. Он может и не понимать в чём дело, ему просто не будет нравиться увиденное.

Не будем рассматривать абстрактную живопись, наше с вами искусство, искусство визуализации, предполагает реализм сделанной нами картинки.

Человеческий мозг имеет интересную способность адаптировать то, что видим мы в данный момент к тому, что он привык видеть ежедневно. Был такой эксперимент. Человек надевал специальные очки, которые всё вокруг показывали вверх ногами.

Через некоторое время он начинал всё видеть так, как привык — пол внизу, потолок вверху. А когда испытуемый снимал очки, то опять всё видел вверх ногами.

То есть мозг перенастроился и стал искаженную картинку воспринимать так, как если бы она была реальной, а потом уже реальное окружение некоторое время воспринималось как неправильное.

Финальной частью нашей работы в 3Ds Max является 2D картинка. У неё всего два параметра — ширина и высота. Даже самая красивая и правдоподобная, она не может передать глубины. Здесь сходятся мои рассуждения о реальности, объёмном 3D и обмане мозга. Мы можем заставить его поверить в объёмность картинки.

Не будем касаться высоких технологий. Кто ими владеет вряд ли стал смотреть видео и читать эту статью. Из самого доступного для нас это:

   — стереопары

   — анаглиф

В сегодняшнем видео «Рассуждения о реальности, объёмном 3D и обмане мозга» я расскажу о том как их создать, а также как заставить мозг поверить в реальность объёмности изображения.

Источник: https://3dmax-online.ru/selfeducation/photoshop-samouchitel/rassuzhdeniya-o-realnosti-obyomnom-3d-i-obmane-mozga

Ссылка на основную публикацию