Учитесь молиться

Читать

По благословениюСвятейшего Патриарха Московскогои всея Руси АЛЕКСИЯ II

Читателю предлагается одобренный автором перевод книги митрополита Антония “Учитесь молиться!..” (School for Ргауег). Перевод впервые был напечатан в “Приходском листке” Успенского собора в Лондоне в 1995—1996 гг. Русский читатель мог встречаться с этим текстом в “самиздатском”, к сожалению, далеком от совершенства переводе под названием “Школа молитвы”.

По-английски текст был впервые опубликован в 1970 году, неоднократно переиздавался в Великобритании и переведен на десятки языков. За исключением некоторых авторских вставок, главы книги соответствуют беседам, которые владыка Антоний в течение недели вел в Оксфорде со ступенек одного из университетских зданий.

Вот что сам Владыка рассказывает о том, как возникли беседы, составившие затем книгу:

…Меня попросили проповедовать на улицах Оксфорда и устроили на ступеньках библиотеки, собрался маленький кружок людей, который потом стал расти и расти. Время было – конец января, холод был, скажем элегантно, собачий, дул ветер.

И люди, будучи англичанами, так как они не были друг другу представлены, стояли приблизительно на расстоянии метра друг от друга, так что ветер дул вокруг каждого, и они мерзли поодиночке. Я посмотрел на них и решил подождать, чтобы время настало; они сначала были розовые, потом стали синеть.

И когда они уже посинели хорошенько, я им сказал: “Знаете, вот вы стоите на таком расстоянии друг от друга; если бы вы встали вплотную, вы могли бы животным теплом обмениваться. Хотя вы друг с другом незнакомы, а все-таки тепло бы действовало”.

Они стали, сплотившись; прошло некоторое время, передние уже порозовели, выглядели уютно, а те, что были сзади, на которых дул ветер, начали совершенно замерзать.

Я говорю: “Вот вы научились теперь, за короткое время, обмениваться животным теплом; что если бы научиться обмениваться христианским теплом? Те, что впереди, научитесь переходить назад и обогревать спины тех, которые замерзают; станьте за ними вплотную, так чтобы ваше тепло на них переходило, и дышите им в спину своим теплом”.

И в течение одной недели каждое утро так и происходило: люди приходили, становились вплотную, потом передние ряды переходили назад и обогревали других… Эти наши проповеди происходили так: я говорил около часа, потом полтора часа отвечал на вопросы, так что замерзать всякий мог, и я, в частности, замерзал, потому что я-то стоял особняком – но за короткое время, за неделю, люди научились обмениваться и животным, и человеческим теплом…

Приступая к беседам для начинающих молитвенный путь, я хочу со всей ясностью оговорить, что не ставлю цель академически объяснить или обосновать, почему надо учиться молитве; в этих беседах я хочу указать, что должен знатьи что может сделать тот, кто хочет молиться. Так как сам я – начинающий, я буду считать, что вы тоже начинающие, и мы попытаемся начать вместе. Я не обращаюсь к тем, которые стремятся к мистической молитве или к высшим ступеням совершенства, – “молитва сама проторит дорожку” к ним (святитель Феофан Затворник).

Когда Бог пробьется к нам или мы прорвемся к Богу при каких-то исключительных обстоятельствах, когда повседневность внезапно распахнется перед нами с глубиной, которую мы никогда раньше не замечали, когда в себе самих мы обнаружим глубину, где молитва живет и откуда она может забить ключом – тогда проблем нет. Когда мы ощущаем Бога, то мы стоим лицом к лицу с Ним, мы поклоняемся Ему, мы говорим с Ним. Поэтому одна из очень важных исходных проблем – это положение человека, когда ему кажется, будто Бог отсутствует, и вот на этом я хочу теперь остановиться. Речь не о каком-то объективном отсутствии Бога, – Бог никогда на самом деле не отсутствует, – но о чувствеотсутствия, которое у нас бывает; мы стоим перед Богом и кричим в пустое небо, откуда нет ответа; мы обращаемся во все направления – и Бога нет. Как быть с этим?

Прежде всего, очень важно помнить, что молитва – это встреча, это отношения, и отношения глубокие, к которым нельзя принудить насильно ни нас, ни Бога. И тот факт, что Бог может сделать для нас Свое присутствие явным или оставить нас с чувством Своего отсутствия, уже является частью этих живых, реальных отношений.

Если можно было бы вызвать Бога к встрече механически, так сказать, вынудить Его к встрече только потому, что именно этот момент мы назначили для встречи с Ним, то не было бы ни встречи, ни отношений.

Так можно встретиться с вымыслом, с надуманным образом, с различными идолами, которые можно поставить перед собой вместо Бога; но это невозможно сделать по отношению или в отношениях с Живым Богом, точно так же, как это невозможно в отношениях с живым человеком. Отношения должны начаться и развиваться именно во взаимной свободе.

Если быть справедливым и посмотреть на эти отношения именно как на взаимные, то ясно, что у Бога гораздо больше оснований печалиться на нас, чем у нас – оснований жаловаться на Него.

Мы жалуемся, что Он не делает явным Свое присутствие в те несколько минут, которые мы отводим Ему в течение всего дня; но что сказать об остальных двадцати трех с половиной часах, когда Бог может сколько угодно стучаться в нашу дверь, и мы отвечаем: “Извини, я занят”, или вообще не отвечаем, потому что даже и не слышим, как Он стучится в двери нашего сердца, нашего ума, нашего сознания или совести, нашей жизни. Так вот: мы не имеем права жаловаться на отсутствие Бога, потому что сами отсутствуем гораздо больше.

Второе важное обстоятельство – то, что встреча лицом к лицу с Богом – всегда суд для нас. Встретив Бога, будь то в молитве, в богомыслии или в созерцании, мы можем быть в этой встрече только либо оправданными, либо осужденными.

Я не хочу сказать, что в этот момент над нами произносится приговор конечного осуждения или вечного спасения, но встреча с Богом – всегда критический момент, кризис. “Кризис”– греческое слово, и оно означает “суд”.

Встреча с Богом лицом к лицу в молитве – критический момент, и слава Богу, что Он не всегда являет нам Себя, когда мы безответственно, беспечно добиваемся встречи с Ним, потому что такая встреча может оказаться нам не по силам.

Вспомните, сколько раз Священное Писание говорит о том, что опасно оказаться лицом к лицу с Богом, потому что Бог – сила, Бог – правда, Бог – чистота. И вот, когда мы не чуем, не переживаем ощутимо Божие присутствие, первым нашим движением должна быть благодарность. Бог милостив; Он не приходит до времени; Он дает нам возможность оглянуться на себя, понять, и не добиваться Его присутствия, когда оно было бы нам в суд и в осуждение.

Я вам дам пример. Много лет назад ко мне пришел человек и стал просить: “Покажите мне Бога!” Я сказал, что не могу этого сделать, и прибавил, что если и мог бы, то он не увидел бы Бога.

Потому что я тогда думал и теперь думаю: чтобы встретить, увидеть Бога, нужно иметь что-то общее с Ним, что-то, что даст нам глаза, чтобы увидеть,и восприимчивость, чтобы уловить, почуять.

Этот человек спросил меня тогда, почему я так о нем думаю, и я предложил ему размыслить и сказать, какое место в Евангелии его особенно трогает, чтобы мне попытаться уловить, в чем его сообразность с Богом. Он сказал: “Да, такое место есть: в восьмой главе Евангелия от Иоанна рассказ о женщине, взятой в прелюбодеянии”.

Я ответил: “Хорошо, это один из самых прекрасных и трогательных рассказов; а теперь сядьте и подумайте: кто вы в этой сцене? На стороне ли вы Господа и полны милосердия, понимания и веры в эту женщину, которая способна покаяться и стать новым человеком? Или вы – женщина, которая изобличена в прелюбодеянии? Или один из старейшин, которые все один за другим вышли вон, потому что знали свои грехи? Или же один из молодых, которые колеблются и медлят?” Он подумал и сказал: “Нет, я – единственный из иудеев, который не вышел и стал забивать эту женщину камнями”. Тогда я сказал: “Благодарите Бога, что Он не дает вам встретиться лицом к лицу с Ним теперь!”

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=26348&p=1

У книжной полки. митрополит антоний сурожский. учитесь молиться

Сегодня исполнилось 15 лет, как отошел ко Господу митрополит Антоний Сурожский. Слово этого выдающегося проповедника ХХ века обращало – и продолжает обращать ко Христу сотни тысяч людей во многих странах мира. Для проповедей и бесед Владыки характерны живой опыт богообщения, глубокое понимание сущности христианства, блестящий и меткий язык.

Читайте также:  Есть ли божия справедливость?

Сегодня распространяются аудио и видеозаписи его выступлений, издается и множество печатных сборников. Один их них подготовлен к выходу в свет Фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и посвящен такому духовному деланию как молитва.

Что такое молитва? В чем ее сущность? Как научиться ей? Как найти время для молитвы в наше напряженный век? На все эти вопросы и отвечает владыка Антоний в своей книге – «Учитесь молиться».

***

Книга митрополита Антония Сурожского «Учитесь молиться» впервые была издана на русском языке в 1999 году. В Англии она давно стала классикой духовной литературы, переведена на многие языки мира.

И сегодня книга станет путеводной для тех, кто стремится жить молитвенной жизнью, а не просто читать о молитве. Каждая страница богата живыми примерами и собственным опытом автора. В предисловии издатели вкратце рассказывают нам об авторе книги. Вот что они пишут: «Митрополит Антоний родился в 1914 г.

Раннее детство провел в Персии, где его отец был россий­ским консулом. После революции семья несколь­ко лет скиталась по Европе и в 1923 году осела в Париже. Будущий митрополит окончил здесь среднюю школу, затем биологический и медицин­ский факультеты университета. В 1939 г.

, перед уходом на фронт хирургом французской армии, тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антония был пострижен в 1943 г.

В годы немецкой оккупации — он врач в антифашистском движении Сопротивления. После войны продол­жал медицинскую практику до 1948 года, когда был призван к священству, рукоположен и на­правлен на пастырское служение в Великобрита­нию.

С 1957 года – епископ, затем – митрополит и Патриарший Экзарх в Западной Европе; освобожден от этой должности по собственному прошению в 1974 г.; с тех пор полностью посвятил себя па­стырскому окормлению все увеличивающейся паствы своей епархии и всех, кто обращался к нему за советом и помощью.

За годы служения Владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявши малочисленную группу эмигрантов из России превратился в многонациональную епархию, ка­нонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью.

Митрополит Антоний широко известен не только в Велико­британии, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашали выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Еванге­лия, православного благовестия о живом духов­ном опыте Церкви.

В России слово Владыки звучало многие десяти­летия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си; его приезды в Россию стано­вились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей (и бесед в узком кругу близких людей на частных квартирах), словно круги по воде, расходились да­леко за пределы Москвы.

Его проповедь, в первую очередь — проповедь Евангельской Любви и Свободы, имела громадное значение в советские годы.

Духовный опыт, который не только носит в себе, но умеет передать окружающим митрополит Антоний, – глубоко личностные (хотя не замкнутые в личном благочестии) отношения с Богом, Любовью воплощенной, встреча с Ним «лицом к лицу» человека, который, при всей несоизмеримости масштаба, предстает свободным участником этой встречи.

И хотя Владыка часто подчеркивает, что он «не богослов», не получил систематического «школьного» богословского образования, но его проповедь заставляет вспомнить святоотеческие определения: богослов — тот, кто чисто молится; богослов — тот, кто знает Бога Самого…»

О том, как возникли беседы, составившие затем книгу «Учи­тесь молиться», сам Владыка рассказывает следующее: «Меня попросили проповедовать ка улицах Оксфорда и устроили на ступеньках библиотеки. Собрался маленький кружок людей, который потом стал расти и расти.

Время было — конец ян­варя, холод был, скажем элегантно, собачий; дул ветер. И люди, будучи англичанами, так как они не были друг другу представлены, стояли прибли­зительно на расстоянии метра друг от друга, так что ветер дул вокруг каждого, и они мерзли поо­диночке.

Я посмотрел на них и решил подождать. И когда они уже посинели хо­рошенько, я им сказал: «Знаете, вот вы стоите на таком расстоянии друг от друга; если бы вы встали вплотную, вы могли бы животным теплом обмени­ваться.

Хотя вы друг с другом незнакомы, а все-таки тепло бы действовало».

Они встали, сплотившись. Прошло некоторое время, передние уже порозовели, выглядели уютно, а те, что были сзади, на которых дул ветер, начали совершенно замерзать.

Я говорю: «Вот вы научились теперь, за короткое время, обме­ниваться животным теплом; что если бы научиться обмениваться христианским теплом? Те, что впере­ди, научитесь переходить назад и обогревать спины тех, которые замерзают; станьте за ними вплотную, так, чтобы ваше тепло на них переходило, и дышите им в спину своим теплом».

И в течение одной не­дели каждое утро так и происходило: люди прихо­дили, становились вплотную, потом передние ряды переходили назад и обогревали других…

Эти наши проповеди происходили так: я говорил около часа, потом полтора часа отвечал на вопросы, так что за­мерзать всякий мог, и я, в частности, замерзал, по­тому что я-то стоял особняком, — но за короткое время, за неделю, люди научились обмениваться и животным, и человеческим теплом…». А от владыки Антония услышали немало мудрых советов и наставлений.

В первой своей беседе о молитве архипастырь размышляет со своими слушателями об одной из очень важных исходных проблем – о положении человека, когда ему кажется, будто Бог отсутствует.

«Речь, – говорит владыка, – не о каком-то объективном отсутствии Бога, – Бог никогда на самом деле не отсутствует, – но о чувстве отсутствия, которое у нас бывает; мы стоим перед Богом и кричим в пустое небо, откуда нет ответа; мы обращаемся во все направления – и Бога нет.

Как быть с этим?» Ответ на этот вопрос ищите в первой беседе, которая так и называется – «Когда Бога нет». В следующей беседе под названием – «Стучитесь» автор размышляет о духовном богатстве и бедности человека, о его жажде обладать земными богатствами и свободе от всего этого.

Он обращает наше внимание на то, что пока мы живем вне Царства Божия. Но даже находясь пока «снаружи», «мы, по словам владыки Антония, – уже удивительно богаты».

«Мы богаты, – говорит автор, – и всё, чем мы обладаем, есть дар и свидетельство любви Божией и любви человеческой, всё – непрерывный поток Божественной любви; и в силу этого (и поскольку мы ничем не обладаем) любовь Божия проявляется с постоянством и полнотой.

А всё то, что мы загребаем в собственные руки, чтобы присвоить, бывает тем самым вырвано из области любви. Да, оно становится нашим – но любовь потеряна. И только те, которые отдают всё, получают опыт подлинной, всецелой, окончательной, неизбывной духовной нищеты – и обладают любовью Божией, выраженной во всех Его дарах.

Вот это и есть Царство Божие: мы чувствуем, что свободны от обладания; и эта свобода устанавливает нас в таких взаимоотношениях, где всё – любовь человеческая и Божия любовь».

«Это, – отмечает Владыка, – важно, потому что невозможно жить молитвенной жизнью, невозможно двигаться вперед, к Богу, если мы не свободны от обладания: обе наши руки должны быть открыты свободно, сердце должно быть абсолютно открытое, – и ум должен быть совершенно открытый, “пустой” к неизвестному и неожиданному».

«И вот, – отмечает автор, – если то, что я сказал – справедливо, то дальше мы должны стучаться в дверь. И тут некоторые проблемы становятся особенно обостренными. Если бы речь шла о двери того или другого храма, то было бы просто: мы бы пошли и постучались.

Читайте также:  Загробная жизнь - есть!

Но беда в том, что чаще всего мы не знаем, куда стучаться.

Часто человек хочет молиться, и встает перед ним вопрос: где же средоточие молитвы? Куда обратить свой взор, свое сердце?» А затем – как «учиться молитвенному вниманию, совершенной устойчивости, молитвенному предстоянию и преданию себя Богу».

Далее человек задумается на тем, как «научиться останавливать время, в моменты, когда оно несется стремительно на вас и предъявляет к вам требования». Обо всем этом и говорил владыка Антоний со своими собеседниками на улицах Оксфорда, а сегодня говорит с нами со страниц этой книги.

***

Книга – «Учитесь молиться» – для тех, кто всерьез решил обратиться к Богу.

О ней сам митрополит Антоний Сурожский говорит так: «Приступая к беседам для начинающих молитвенный путь, я хочу со всей ясностью оговорить, что не ставлю цель академически объяснить или обосновать, почему надо учиться молитве; в этих беседах я хочу указать, что должен знать и что может сделать тот, кто хочет молиться.

Так как сам я — начинающий, я буду считать, что вы тоже начинающие, и мы попытаемся начать вместе. Я не обращаюсь к тем, которые стремятся к мистической молитве или к высшим ступеням совершенства, — «молитва, по словам святителя Феофана Затворника, сама проторит дорожку» к ним».

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/u-knizhnoy-polki-mitropolit-antoniy-surozhskiy

Учитесь молиться Антоний (Блум), митрополит Сурожский 978-5-9908295-5-8

Митрополит Антоний Сурожский (Блум) — выдающийся церковный деятель, проповедник, миссионер, философ, епископ Русской Православной церкви.

Родился Владыка в 1914 г. в семье потомственного русского дипломата Бориса Эдуардовича Блума (1882-1937) и Ксении Николаевны Скрябиной (1889-1952), родной сестры великого композитора Александра Скрябина.

Вскоре семья переезжает в Персию, где живет несколько лет. После революции 1917 года семья Блум вынуждена эмигрировать из России, они сменили много стран, ища приюта. Наконец в 1923 году осели в Париже.

К Богу будущий митрополит Антоний Сурожский пришел совершенно уникальным удивительным путем. В возрасте 14 лет он услышал проповедь отца Сергия Булгакова, высказывающего свою точку зрения на христианство.

Подросток был в корне не согласен с ним. И решил прочитать первоисточник знаний о Господе — Евангелие. Для начала он выбрал самое короткое — Евангелие от Марка и начал читать.

Читая, он понял, что Бог тут, рядом с ним.

Следует немного сказать о жизни во Франции. Мама Антония Сурожского долгое время не могла найти работу, наконец, ей удалось устроиться, благодаря знаниям иностранных языков и владением навыками стенографии.

Сам же он вынужден был жить вдали от родных, в школе, которая находилась на окраине Парижа. Там мальчик терпел жуткие издевательства от сверстников, его били, и всячески мучили. Это была огромная школа мужества, терпения, любви к людям.

Также Антоний очень любил свою Родину — Россию.

В 1931 году он начинает прислуживать в единственном храме в Париже, принадлежавшем Московской Патриархии — Трехсвятительном подворье. В 1939 году Владыка заканчивает естественный и медицинский факультет в Сорбонне и отправляется на фронт в качестве хирурга. Участвует во Французском сопротивлении, работает врачом в антифашистском подполье.

В 1939 году принял постриг в монахи с именем Антоний в честь преподобного Антония Киево-Печерского. После войны рукоположен в иеромонахи. Исполняет обязанности настоятеля храма святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне. В 1954 году возведен в сан игумена, через два года — в сан архимандрита.

В этом же году принимает должность настоятеля храма Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне, где и несет служение до самой кончины. В 1957 году была поставлен в сан епископа Сергиевского, через пять лет посвящен в сан архиепископа Сурожской епархии, которая была вновь образована на Британский островах. В 1966 году возведен в сан митрополита.

С этого времени и до 1974 года митрополит Антоний Сурожский исполнял обязанности Патриаршего Экзарха в Западной Европе.

Владыка Антоний Сурожский имел от Бога дар слова. Его проповеди стали основой духовного наследия митрополита. А началось все с того, что первую свою проповедь он читал по бумажке, плохо зная английский язык. Получилось не очень хорошо, скудно, неинтересно, его толком не слушали. Тогда ему был дан совет, говорить своими словами.

И так получилось, что Слово пастыря стало распространяться не только в пределах Сурожской епархии, но и за рубеж. Лекции, беседы митрополита Антония Сурожского очень любили и любят в России. Он неоднократно приезжал в Россию со своими выступлениями.

Очень многих людей проповеди Владыки привели к Богу, они показывают всё великолепие Православия, его истинность и красоту.

Помимо этого, очень часто в своих беседах Владыка говорит не на абстрактные темы, а отвечает на конкретные вопросы своих прихожан, слушателей его проповедей. В этом видится то, за что люди любили и слушали митрополита Антония Сурожского. Каждое слово в его проповедях было глубоко продумано и выстрадано.

Приведем лишь некоторые высказывания Владыки:

«Только тот может другого учить и вести, кто сам является учеником и послушником»

«Когда тебя хвалят, ты делай две вещи. Первое: запомни, за что тебя хвалят, и старайся стать таковым. А во-вторых, никогда не старайся людей разубедить, потому что чем больше будешь разубеждать, тем больше люди будут видеть в тебе смирение, которого в тебе вовсе нет…»

«Ставьте перед собой вопрос, как вас судит Евангелие. Евангелие меня не осуждает, оно меня зовет к вечной жизни. Как я отвечаю на этот зов к вечной жизни Евангелия, и что мне мешает ответить на него?»

«Грех убивает. Он убивает нашу душу, делая ее нечуткой и черствой, он убивает отношения наши с Богом и с людьми; он убивает совесть нашу и жизнь в других, он убивает Христа на Кресте»

«Не только умирать трудно — жить трудно. Иногда жить труднее, чем умирать, потому что это значит умирать изо дня в день. Умереть разом порой легче».

Скончался Владыка в 2003 году в Лондоне, упокоен на мемориальном Бромптонском кладбище.

См. также: Проповеди, Наставления, Духовный рост

Источник: https://zyorna.ru/catalog/item/uchites-molitsya-95664

Как учиться молитве

«Непрестанно молитесь» – заповедовал апостол всем верным ученикам Христа. У новоначального хри­стианина эта заповедь вызы­вает недоумение: каким обра­зом может молитва настоль­ко тесно войти в повседнев­ную жизнь? Ответы на самые распространенные вопросы о молитвенном дела­нии в этой статье.

Как учиться молитве челове­ку, который только начинает свой путь к вере

Для человека, который приходит к вере, находит Бога в своей душе и сво­ей жизни, важно, прежде вс
его, научить­ся обращаться к Богу: приходить к Нему за помощью, просить прощения за свои проступки, согрешения, обязательно научиться благодарить. Человек, который решил стать христианином, должен начать с того, чтобы во всякое время, во всяком месте призывать Бога.

Выходя из дому, гово­рить: «Господи, благослови! Господи, помоги!» – придя домой – «Слава тебе, Господи! Благодарю Тебя за то, что Ты мне помог сделать свои дела и вернуться целым и невредимым!» На работе, в транспорте, или даже во время беседы с другим лицом христианин может про себя, мысленно произносить слова кратких молитв.

Тем самым человек не только не отвлечется от беседы или дела, а наоборот, как показывает практика, его ум будет более сосредоточенным, и он лучше сможет сделать свои дела. Отходя ко сну, тоже можно читать молитву Иисусову или краткую молитву «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, предаю дух мой».

Обращаясь с просьбой к Господу, не следует просить о том, чтобы Бог сделал именно так, как я хочу. Часто мы желаем чего-то, а это желание наше, если исполнится, приведет к нехорошим, гибельным последствиям. Поэтому Господь ино­гда не дает нам того, чего мы хотим, а устраи­вает нашу жизнь по-другому, как нам полезнее для нашего спасения.

Будем смотреть на Госпо­да нашего Иисуса Христа, Который, молясь Сво­ему Отцу, говорил: «…не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).

Так и мы, прося Бога о чем-то, долж­ны в заключение всех своих просьб говорить: «На все воля Твоя, Господи. Не как я хочу, но как Ты, пусть будет».

И тогда мы, как чада Божии, как дети любви Божией, будем иметь от Бога имен­но то, что нам нужно и полезно, даже если мы сами об этом и не знаем.

Обязательно нужно научиться следить за со­бой и сразу же, заметив в себе какое-то грехов­ное движение, греховную мысль, каяться Богу.

Не ждать, когда придет время исповеди, мы придем в Церковь и расскажем священнику о своем грехе, а как только мы осудили, или плохо подумали, или что-либо греховное сделали, тут же надо каяться.

Такая постоянная покаянная молитва тоже должна сопутствовать человеку.

Почему так важна постоянная молитва для христиа­нина

Потому что для христианина это, на­верное, и есть сама жизнь. Давайте заду­маемся: что такое молитва? Часто говорят о ней как о некой беседе с Богом, но это определение, на мой взгляд, недостаточ­но.

Читайте также:  Помоги ближнему узнать о этом нужном сайте

Беседа подразумевает спокойную об­становку, равенство тех, кто беседует, они могут быть согласны или не согласны друг с другом.

Мне ближе образ молитвы как мольбы утопающего о спасении; как кри­ка заблудившегося в лесу о том, чтобы кто-то показал ему дорогу и вывел.

Но в то же время молитва – это еще и радостное общение, встреча с Тем, Кого ты любишь больше всего. Мы ведь никог­да не устаем общаться и разговаривать с теми, кого мы любим.

И если действитель­но мы любим Бога – а именно это является основной чертой христианина – то молит­ва не является для нас какой-то обязанно­стью или повинностью, а скорее радост­ным правом, счастливой возможностью встретиться с Любимым.

Достаточно ли только такого молитвенного обращения к Богу

Нет, этого недостаточно для того, чтобы человек расположил свою душу к более тесному единению с Богом, достиг более внимательной, сосредоточенной молитвы, приносящей плоды. Очень важно приучать себя к ежедневной цер­ковной молитве, к молитвенному правилу, со­ставленному из молитв святых отцов.

Все молитвы, которые мы читаем в молитвос­лове, не были написаны кем-то специально, что­бы потом другие люди этими словами молились. Эти молитвы исходили из сердца святых людей, которые на высоте своего духовного состояния входили в непосредственное общение с Богом.

Потом эти слова записали их ученики, для того чтобы другие люди могли проникнуться таким же молитвенным горением. Читая молитвы свя­тых, мы приобщаемся той благодати, которую эти люди имели в своей душе, приобщаемся их смирению, покаянному чувству и прочим до­бродетелям.

Человеку, особенно мирскому, который об­ременен многими обязанностями, делами, очень важно найти для себя время, свободное от всех забот, от всех проблем – буквально вы­кроить это время – и посвятить его такой молит­ве. Не ограничиваться молитвой, совершаемой «между делом».

Пусть это будет время поначалу небольшое – пять или десять минут утром и ве­чером, или в середине дня, но чтобы это было время, полностью посвященное молитве.

Чтобы мы могли уединиться, стать в тишине, успокоить свои мысли, как говорится в начале утренних молитв, и из тишины начать свое общение с Бо­гом.

Никогда не ставьте перед собой задачу про­читать определенное количество молитв. Го­раздо полезнее уделить молитве определенное время, чтобы читаемые слова дошли и до ума, и до сердца. Молитвы нужно не просто «вычиты­вать», а произносить каждое их слово как свое.

Стоять на молитве нужно ровно, потому что от положения тела человека зависит его молит­венный настрой: расслабленное тело рассла­бляет и душу, и ум. Желательно иметь перед гла­зами православную икону. Икон не обязательно должно быть много, можно иметь одну, но соот­ветствующую канонам Православной Церкви.

Если во время молитвы мысли отвлекаются, уходят в сторону, то унывать и отчаиваться не нужно, нужно бороться с этим, собирать свои мысли и продолжать молитву. Не стоит начи­нать молитвы сначала, если вдруг в течение молитвенного правила мысли ушли в сторону. Достаточно бывает остановиться и начать с того места, на котором молитва прекратилась из-за нашествия помыслов.

Бывает, что мы большое время уделяем мо­литве, но только эпизодически, раз в неделю. Зато в другие дни можем и совсем не помолить­ся. Такого допускать не следует – в любом деле, и особенно в молитвенном, важна последова­тельность и постоянство. Недостаток утренней и вечерней молитвы может компенсировать бо­лее усердное делание в течение дня – это будет тоже полезно для нашей души.

Великое благо и великая радость наступает в той душе, которая не пренебрегает молит­венным правилом. При этом всякое молитвен­ное правило – и сокращенное, и восполненное молитвой своими словами – будет угодно Богу, если человек будет молиться со вниманием, бу­дет соединять с молитвой желание жить по хри­стиански, борьбу со своими страстями.

Спаси Вас Господи!

Источник: http://LiveInOrthodoxy.com/kak-uchitsya-molitve/

Учимся молиться

Уроки молитвы

Как маленькие дети учатся разговаривать, так и дети Бога учатся молиться. Каким же образом малыши начинают говорить? Принципиальное влияние на развитие речи ребенка оказывают окружающие его люди.

Ребенок постепенно улавливает их речь и подражает ей. То же самое происходит и в духовной жизни.

Если вы хотите научиться хорошо молиться, прежде всего, общайтесь с людьми, которые любят Господа и много молятся.

«Все они единодушно пребывали в молитве с [некоторыми] женщинами и Марией, матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян 1:14).

Несмотря на то, что ученики Христа выросли в религиозных семьях и с детства были научены молиться, они обратились к Иисусу с просьбой, чтобы Он научил их правильно молиться. В своем наставлении относительно молитвы Господь выделил несколько важных аспектов. Давайте рассмотрим три из них.

«Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми» (Мф 6:5).

К сожалению, в религиозной среде можно встретить такое лицемерие, когда люди молятся в большей степени для того, чтобы их услышали другие и оценили их набожность. Они не молятся так, чтобы их услышал Бог.

«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф 6:7-8).

Некоторые считают, что эффективность молитвы зависит от многократного, порой механического, повторения одних и тех же фраз. Однако такое обращение к Богу противоречит библейскому представлению о том, кем является Господь.

«Если вы будете прощать людям согрешений их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6:14-15).

Мы постоянно приходим к Богу с просьбой о прощении, так как часто согрешаем. И Господь рад проявлять к нам милость вновь и вновь. Но при этом Он ожидает, что мы день ото дня все больше будем похожи на Него и будем желать другим того же, чего просим для себя. Господь хочет научить нас способности прощать своих обидчиков, как Он прощает нас.

Итак, какие уроки молитвы вы сегодня уже усвоили?

«Отче наш»

Иисус также оставил нам образец молитвы. Это самая известная молитва в христианском мире. Ее часто называют «Отче наш» или «Молитва Господня». На этой неделе вам следует выучить ее наизусть (Мф 6:9-13). Обратите внимание, какие элементы Иисус включил в молитву.

Какие слова молитвы соответствуют пунктам плана?

Правильное обращение к Богу (ст. 9)

Выражение почтения к имени Бога (ст. 9)

Желание того, чтобы Божье правление осуществлялось на всей земле (ст. 10)

Посвящение себя Божьему плану и водительству (ст. 10)

Просьба об удовлетворении насущных нужд (ст. 11)

Просьба о прощении (ст. 12)

Просьба о защите от влияния зла (ст. 13)

Прославление Бога (ст. 13)[1]

Завершение молитвы (ст. 13)

Еврейское слово «аминь» в переводе означает: воистину так, верно. По традиции, мы произносим слово «аминь» в заключение своей молитвы или молитвы другого человека, если согласны с его словами.

Вы можете обращаться к Богу словами молитвы «Отче наш», однако делайте это вдумчиво, а не механически.

Как мы уже говорили раньше, в Библии много примеров молитв. Особенно богата молитвами книга Псалтирь. С древних времен многие люди обращались к Богу, используя те слова псалмов, которые были созвучны переживанию их сердца.

Традиция Церкви также хранит прекрасные образцы молитв, которые вы можете использовать в своей духовной жизни, если они соответствуют случаю и вашему расположению.

Однако еще раз хотим напомнить, что не стоит сосредоточиваться на красноречии молитвы или использовать ее в качестве заклинания.

Помните, что суть молитвы – это обращение к Небесному Отцу, которое исходит из любящего сердца Его благодарного ребенка. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Богу своими словами, даже если они не так совершенны.

[1] В Современном переводе Библии эта часть текста отсутствует, так как считается, что она была добавлена христианами в более позднее время. Однако такое добавление соответствует духу Писания и было принято Церковью.

Из книги «Путешествие в Царство Божье» А. Еропкин

Источник: http://eropkin.com/uroki-very/uchimsya-molitsya

Ссылка на основную публикацию