Размышления профессора медицины о душе и духе

Электронная библиотека Международного Центра Рерихов

Н.Я.БОРИСОВА
кандидат медицинских наук, Москва

Внимание русского врача всегда было обращено к главной человеческой проблеме. Суть ее – смысл жизни. Смысл жизни – преодоление смерти. Проблема бессмертия неразрывна с проблемами Бога и души. О бессмертии сказано во всех священных писаниях, о бессмертии говорится в Живой Этике.

Многое из того, что традиционно черпалось из Нового Завета как предмет веры, русские врачи превращали в предмет знания, знания интуитивного. Русская медицинская клиническая логика всегда выступала как вершина премудрости.

Истина ей открывалась как истина Бытия и Сознания, как очевидность, как знание, как устремленность деятельности, в том числе научной. Именно ее – истины – придерживался русский врач.

Русская медицинская наука, в истоках своих не отторжимая от науки о Боге, во все времена отличалась своей духовностью.

Священные писания, помимо того что объединяют верующих, открывают общечеловеческий нравственный идеал.

Л.Н.

Толстой считал, что идеал состоит в том, чтобы не иметь зла ни на кого, любить всех, не оскорблять людей словом; идеал – это, помимо целомудрия в мыслях, чистота брачной жизни, воздержание от блуда; идеал – это не заботиться о будущем, жить настоящим часом, не клясться, не обещать людям; идеал – это никогда, ни для какой цели не употреблять насилия, не отвечать злом на зло, терпеть обиды.

Идеал – это любить врагов, ненавидящих вас, не делать зла врагам, говорить о них доброе[1].

Научная клиническая мысль врача России всегда обращалась к общечеловеческому идеалу, духовный путь врача реализовывал Русскую идею, русскую соборность.

Термин «Русская идея» подарил нам в 1861 году Ф.М.Достоевский. Над концепцией Русской идеи работали многие выдающиеся философы и мыслители России. Ее разрабатывали Н.М.Карамзин, В.В.Розанов, П.А.Флоренский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Н.К. и Е.И. Рерих и другие.

«Братство народов, поиск всеобщего спасения, все ответственны за всех. Русский верит в свободную волю, в свободную совесть. В глубине русского народа заложена свобода духа большая, чем у более свободных, просвещенных и цивилизованных народов Запада. Русская идея предполагает веру не только в Бога, но и в Человека»[2].

Понятие «русская соборность» ввел А.С.Хомяков. Термин выражает органическое единство общего и единичного. Множество, собранное силами любви, объединяется в органическое единство[3].

Врач должен жить с мыслью о Боге. «Я только перевязываю раны, а лечит Господь», – говорил Амбруаз Парэ. Человеколюбие, милосердие, сострадание на протяжении веков являли врачи России: Н.И.Пирогов, С.П.

Боткин, А.П.Чехов, В.В.Вересаев, И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, В.Ф.Войно-Ясенецкий, В.П.Филатов, С.С.Юдин, П.А.Куприянов, отец и сын Вишневские. Многие из них работали в советское время. Всех не перечесть.

Некоторые положения в их трудах, быть может, сегодня устарели. Но это не означает, что работы не нужны нам. Душа авторов, душевный и практический труд вечны. «Человек» в переводе с санскрита – «дух в веках».

Духовность русского врача, русские традиции, носителем которых он является (а данные традиции закладываются на уровне хромосом), Русская идея, русская соборность, с которыми всегда живет русский врач, прославили его на фронтах Отечественной войны 1812 года, Крымской войны 1853-1856 годов, в первую мировую войну, финскую, гражданскую, Великую Отечественную. С честью пронесли авторитет русской медицинской школы врачи и в период войны в Афганистане, и во время землетрясения в Армении. Высокий профессиональный уровень и самоотверженность врачи продемонстрировали и в Чечне.

Надо преклонить голову перед поразительно стойким духом наших врачей, которые выстаивали и побеждали в застенках немецких концлагерей смерти и нашего ГУЛАГа.

Радость человеческого бытия заключается в большей части своей в бытии сущего. Эту радость демонстрируют нам замечательные работы выдающегося русского хирурга Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого.

В тюремной камере ГУЛАГа (а просидел хирург с 1923 по 1943 год) были написаны: «Артротомия при гнойных воспалениях больших суставов», «Этюды гнойной хирургии», «Дух, душа и тело». Эти работы сегодня служат настольными книгами врачам. Они и сегодня врачуют и наставляют студентов медиков, наставляют профессоров и священников, каждого прикоснувшегося к ним.

Профессор медицины Войно-Ясенецкий в 1946 году за труд «Этюды гнойной хирургии» был удостоен Сталинской премии 1-й степени. Врач был в числе представленных Сталину.

И Сталин спросил врача: «Профессор, Вы часто вскрываете человеческое тело, Вы там не видели, где находится душа?» Валентин Феликсович посмотрел на своего собеседника и тихо произнес: «Часто я в человеческом теле не видел и совести: там, где нет души, нет места и совести».

Войно-Ясенецкий был доктором богословия, архиепископом (в монашестве – отец Лука). В наше время ученые недоумевают, каким образом врач-хирург в 1923 году смог определить и увидеть то, что было весьма туманным для точных наук. Безусловно, помогали сердце врача, его интуиция, его дух.

«Дух и душа, – писал Войно-Ясенецкий, – неразделенно соединены при жизни в единую сущность. Но в людях можно видеть различные степени духовности. Есть люди духовные, по апостолу Павлу, есть люди-скоты, есть люди-трава, есть люди-ангелы. Люди-скоты и люди-трава приближаются к тем сущностям, у которых нет ни тела, ни души»[4].

В наши дни происходит деформация общечеловеческих ценностей, моральных устоев, которые в России веками проповедовались нашими гуманистами, мыслителями, философами, учеными.

Врачи были не только проповедниками, но и хранителями духовности.

Хранителем духовности мог быть врач, который в первую очередь осознал свое место в жизни, осознал смысл жизни, осознал перед страждущими, убогими, больными свой долг.

Закон долга – один из основных законов Вселенной. Долг, обязательный для всех, состоит в исполнении данных человечеству Великими Учителями великих заповедей и заветов. Заповеди определяют обязанности человека к человеку, человека к Богу.

Первым шагом к познанию истины будет исполнение закона долга. Мудрецы рекомендуют прислушаться к голосу долга внутри себя, поставить долг впереди личного удовлетворения. По отношению ко всем, с кем мы встречаемся, у нас есть долг.

Долг должен быть уплачен пожертвованием того, что имеется у тебя, для поддержания других жизней. Жизнь сохраняется жертвой.

Долг, в том числе и врача, как аспект жертвы есть взятие на себя обязанностей по отношению к чему-нибудь или кому-нибудь.

К сожалению, сегодня не каждый врач России понимает, что долг – это закон Вселенной и что этот закон переплетается с еще одним вселенским законом – законом жертвы. Не каждому врачу известно, что духовная истина раскрывает нам то, что жертва вовсе не страдание, а наоборот, радость и власть.

Отдать без ропота, отдавать всегда. И это дает истинную жизнь. Жизнь духа состоит в отдаче, но не в приобретении, в отречении от себя, но не в присвоении, в полной отдаче всего, что человек имеет при совершенной уверенности, что полнота жизни вольется в него.

«Что отдал – то твое, что взял – то чужое», – говорил Шота Руставели.

Долг, особенно врача, не как-нибудь, а наилучшим образом делать то дело, на которое поставлен. Своим жертвенным отношением к больному, наилучшим выполнением своего долга врач наибыстрейшим образом подвигается не только в своей эволюции, он продвигает развитие своей страны, своего народа, он продвигает эволюцию человечества.

У нас есть еще врачи, которые не понимают, что, плохо выполняя свой врачебный долг, преследуя личные интересы, врач создает себе страшную карму. Страшную карму готовят его бессердечие, эгоизм, стяжательство, позорное нарушение врачебного долга.

Есть на земле и такие врачи, по-видимому, «скоты», как говорил о таких людях Войно-Ясенецкий, которые связывают свою деятельность с преступлениями. Об этом, например, нам рассказывают немецкие журналисты.

Мы случайно оказываемся зрителями немецких документальных телевизионных фильмов, снятых скрытой камерой. Изредка о преступлениях врачей в наши дни рассказывают и наши газеты: вызываются преждевременные роды, трехмесячная живая «продукция» используется на репродукцию.

Омолаживаются толстосумы, в том числе и заморские. Русских детей продают иностранцам, продается русский генофонд. А наше родное телевидение денно и нощно демонстрирует на экране насилие и жестокость. С экранов нас убеждают в том, что марихуана ничего плохого не несет здоровью.

А проданные дети в Европе и Америке становятся счастливыми. Но о том, что детей продают на органы и в бордели, наши комментаторы не сообщают, об этом рассказывают иностранные журналисты, публикуют в печати некоторые сотрудники МВД. Врач наших дней многогранен.

Однако есть идея русского всеобщего спасения. Она родилась на основании опыта России преодолевать беду (опыт Великой Отечественной войны и др.). Данный опыт важен сегодня для всех, кто проживает в России.

Когда сегодня врачу говорят о космической энергии, о космическом сознании, не каждый врач все это четко представляет.

Не каждый врач сегодня представляет, что космическая энергия запечатлевает образы на космической субстанции; не каждый врач сегодня понимает, что космическая энергия есть проявление торсионных полей, а энергетическое поле человека есть проявление космической энергии. Не каждый врач сегодня читает Живую Этику, работы Рерихов, В.И.Вернадского, А.Л.

Чижевского, Л.В.Шапошниковой, А.Е.Акимова. Долгие годы доступ к трудам многих ученых был закрыт. Был закрыт доступ к работам Вернадского, Чижевского, Бердяева, Рерихов, Вл. Соловьева, Флоренского и многих других гениальных и выдающихся ученых России.

И все же современный врач понимает, что мысль человека – это энергия, что мысль материальна. Врач понимает, что мыслительная деятельность человека приводит к затрате энергии торсионного поля человека.

Если мысль человека не имеет четкого оформления, несет отрицательную энергетику (гнев, злоба, ненависть, месть, зависть, негативное отношение к человеку) и не реализуется в виде физического действия, то в энергетическом поле человека появляются вкрапления, раковины. Они наполнены энергетическим содержанием.

Оно несет в себе информационный смысл. Вкрапления объединяются между собой и образуют более обширные объемы. Эти объемы есть образование и отложение мыслительного яда. Их называют империлом.

Термин «империл» заимствован из Живой Этики, в которой империлом называется яд раздражения, яд, вызывающий опасность, яд вполне конкретный.

Ткани организма, пропитанные империлом, неправильно функционируют, перерождаются. Человек заболевает. В священных писаниях значится: «Болезни наши – грехи наши».

Современные открытия и исследования подтверждают существование двух форм жизни: 1. Белково-нуклеиновая. 2. Биоэнергоинформационная, она же – форма души и духа. В ней находятся наше сознание, воля, чувства, память, энергия, которая заставляет тело двигаться, управляет телом, руководит построением тела. Дух, душа и тело есть единство.

Космическая энергия окружает, в частности, человека, заключена в нем. Она поступает в организм через так называемую энергопроводящую систему. Сегодня эта система представлена: 1. Энергетическими меридианами (открытие китайской медицины). 2.

Чакрами – преобразователями энергии в более тонкие виды, известными уже тысячелетия. 3. Системой Кенрак – системой акупунктурных биоактивных энергетических каналов (открытие корейской медицины в 1962 году).

Каждый из нас соткан из сосудов энергий, пронизан ими вдоль и поперек, пронизан сетью энергетических каналов. А вокруг тела человека действует мощное статическое поле. Заряд этого статического поля стекает вглубь человека. Рецепторами кожи поглощаются и передаются в организм свободные электроны.

В растворах эти электроны движутся со сверхсветовой скоростью. Еще в 1958 году Нобелевской премии были удостоены наши ученые П.А.Черенков, И.В.Тамм и И.М.Франк.

Они открыли и объяснили определяющую роль электронов в возникновении тока электричества в окислительно-восстановительных процессах, то есть, когда электрон через биоактивную точку попадает в энергетический канал, он разгоняется до сверхсветовых скоростей и образуется электродвижущая сила.

В конце 40-х годов был открыт феномен Кирлиана. Семен Давидович Кирлиан – электрик больницы Краснодара – сфотографировал кожные покровы человеческого тела в токах высокой частоты.

Оказалось, что при помещении объекта в электромагнитное поле высокой напряженности вокруг объекта регистрируется свечение. У здорового человека свечение яркое и ровное.

Читайте также:  Как сказать ребенку о самоубийстве близкого человека?

У больного в свечении регистрируются разрывы, провалы.

Свойство мерцающей ауры – «феномен Кирлиана» – привлекло внимание ученых всего мира. Были сделаны выводы: 1. Космическая энергия, использованная организмом, превращается в токи высокой частоты. 2. Тело человека, каждый его орган, ткань, клетка излучают энергию.

В начале 1960 года американскими учеными было обнаружено магнитное поле нервной клетки – нейрона. Прохождение тока в нервных волокнах обеспечивает возникновение магнитного поля и втягивание в него электронов.

А так как ток представляет собой физические электроны низкой частоты, то для дальнейшей передачи необходимо преобразовать их в ток высокой частоты. Эту функцию выполняет нейрон.

В дальнейшем ток высокой частоты вновь преобразуется в ток действия и вновь подлежит преобразованию в ток высокой частоты очередным нейроном.

Если организму требуется быстро отдать в среду какое-то количество энергии или передать ее другому организму, нейрон передает токи высокой частоты системе Кенрак. Ее трубочки излучают в среду токи высокой частоты. Такая передача от нейронов к трубочкам Кенрак может осуществляться спонтанно в случае сильного эмоционального возбуждения, может осуществляться и сознательно.

Организм живого существа тесно связан с внешней средой за счет обмена токами высокой частоты.

Кроме того, что человек получает энергию, излучает ее, человек сам еще генерирует энергию. Энергия генерируется в процессе питания, дыхания, кровообращения. Мощный источник энергии в организме – сердце.

С 1972 года наша медицинская школа использовала математический анализ ритма сердца как информативный критерий адекватности анестезии.

Оказалось, что ритм сердца может прогнозировать оптимальные возможности реанимационного больного.

Универсальный переносчик энергии в организме – это аденозинтрифосфат. Но перенос энергии возможен только тогда, когда к месту синтеза АТФ подводятся электроны. Электрон – основной носитель циркулирующей в организме энергии.

В организме человека происходят различные энергетические процессы. При этом используется энергия различных спектров: электромагнитный спектр, СВЧ-излучение, радиоволны, оптический спектр и так далее.

Зарегистрированная мощность излучения 200-300 ватт.

Человек излучает токи высокой частоты, он отправляет эти токи на большие расстояния. Академик А.Е.Акимов доказывает и убеждает в том, что любой источник торсионного поля поляризует физический вакуум.

Поляризованный физический вакуум стабилен и очень долго сохраняет образовавшуюся пространственную структуру своего источника, то есть наши образы могут сохраняться в пространстве. Эта поляризация называется фантомом. Все тела живой и неживой природы обладают фантомом.

Высшее духовное тело человека бессмертно. Оно есть опыт, мудрость, плод бесчисленных накоплений[5].

Космическую энергию получают те, в ком меньше эгоизма, в ком чище энергетическая структура. Как изменить неудачу на удачу? Как превратить ненависть в любовь? Как зло победить добром? Чистую энергию из Космоса черпают только люди с высокими нравственными качествами. Естественно, такую энергию черпают и врачи, но только врачи-праведники.

Врачу необходимо познать прежде всего себя, открыть духовное существо в самом себе, воспользоваться всеми скрытыми возможностями, проникнуть вглубь своей физической природы.

Высшим выражением духовной перемены человека являются полное освобождение души, ума, сердца, преобразование их в космическую и божественную действительность.

Цель врача – создание основ жизни, правильное понимание природы человека. «Помощь другим на пути эволюции является услугой человечеству». Духовная эволюция устанавливает и развивает духовное состояние, создает основу для восприятия вечной истины духа. Истина духа есть истина бытия и сознания. «Врачи могут быть истинными помощниками человечества в восхождении духа».

Врач может и должен сделать совершеннее нашу жизнь – этот непрерывный процесс поглощения, преобразования и перемещения энергии различных видов и значений. Этот процесс связан со способностью живого вещества проводить электрический ток, то есть со свойством электропроводности. Электрический ток – это упорядоченное движение электрических зарядов.

Ученые Индии, Тибета, Китая, России вывели законы взаимоотношений энергий Человека и Вселенной. Эти законы действуют в притяжении любви, удачи, счастья. Врач должен, врач обязан познать эти вселенские законы. Врач спасает больного, врач может спасти мир, спасти планету.

«Состояние Земли требует неслыханного врача, – сказано в Живой Этике. – Знание духа пусть сияет над станком каждого врача. Знание духа предоставит врачу место среди безграничности»[6].

[1] См.: Евангелие Толстого. Избранные религиозно-философские произведения Л.Н.Толстого. М., 1992.

[2] Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

[3] См.: Гулыга Арсений. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

[4] Войно-Ясенецкий В.Ф. Дух, душа и тело. М., 1990.

[5] См.: Акимов А.Е. Сознание
и физический мир. М., 1995;

Шипов Г.И. Теория физического вакуума. М., 1993.

Источник: http://lib.icr.su/node/2445

О способе творения душ богом

Откуда у человека душа? Богословские рассуждения профессора Киевской духовной академии архимандрита Сильвестра (Стойчева).  

Сотворение мира. Гравюра. Шнорр фон Карольсфельд Юлиус

В Книге Бытие повествуется о сотворении одушевленного человека Адама, в отношении же душ потомков первых людей вопрос о происхождении душ решался неоднозначно. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в самом Откровении по данной теме прямых указаний не имеется. Святыми отцами и христианскими авторами было высказано несколько предположений о происхождении душ человеческих.

Принято говорить о трех теориях происхождения душ: 1. Души предсуществуют по отношению к телу. 2. Души происходят от родителей (традуционизм). 3. Души творятся Богом (креационизм).

О предсуществовании душ впервые высказался Ориген. В богословской системе Оригена учение о происхождении душ зиждется на его представлениях, согласно которым часть сотворенных Богом чистых духов охладела в своей любви к Богу. Отпав, они стали душами, нуждающимися в разных телах для дальнейшего существования.

Учение о предсуществовании, как и ряд других пунктов оригеновского учения, было осуждено Вселенским Собором: «Кто говорит или думает, что души человеческие предсуществовали, что они были прежде умами и святыми силами, а потом пресытились божественным созерцанием и обратились к худшему и потому охладели в любви к Богу, отчего и были названы душами и в наказание посланы в тела, да будет анафема»[1]. Сторонников этой теории среди церковных авторов не имелось[2].

Традуционизм – теория о том, что души передаются от родителей. Это мнение разделяли Тертуллиан и др.

Согласно Тертуллиану, традуционизм носит специфические черты: у души, как и у тела, есть свое семя, которое передается одновременно с плотским семенем.

Сильными сторонами традуционизма являются возможность логичного объяснения передачи первородного греха, а также схожесть родителей и детей. Прямых библейских текстов, указывающих на эту концепцию, практически нет[3].

Среди аргументов, которые выдвигались против традуционализма в древности, отметим два. Первый: родители, как существа смертные, не могут быть причиной того, что является бессмертным (душа).

Второй сводится к утверждению о противоречии традуционализма простоте и неделимости души[4]. Есть и ряд других неясностей в этой теории.

Например, от кого именно из родителей передается душа? Как души от родителей крещеных все-таки подпадают под первородный грех?

Креационизм – теория о том, что Бог творит каждую душу. Креационизм разделяли Лактанций, свт. Кирилл Александрийский, прп. Максим Исповедник, блж. Феодорит Киррский, прп. Иоанн Дамаскин, свт. Григорий Палама и др.

Библейским основанием данной концепции служит выражение «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7) и ряд других текстов.

В определенном смысле эта теория получает подтверждение в рамках христологии, так как очевидно, что душа Иисуса Христа, как и его плоть, получила начало в результате бессемянного зачатия, а значит, механизм передачи души, предполагаемый традуционизмом, явно не работает[5].  Однако, ответ на это возражение может быть найдет в учение о Христе как Новом Адаме. То есть допустимо говорить, что Христос как новый Адам получает душу по образу Ветхого Адама (Быт. 2:7).

У креационизма есть ряд недостатков: остается неясным способ творения душ Богом, механизм передачи первородного греха[6], согласование с библейским рассказом о том, что Бог прекратил творить «и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2). 

Относительно последнего аргумента сторонники креационизма полагали, что данный библейский текст следует понимать как прекращение творения новых видов бытия, но не как прекращения творения в принципе. Блж.

Иероним пишет: «Бог ежедневно творит души, ибо Его желание есть уже само действие, и Он не перестает быть Творцом, что составляет церковную точку зрения, соответствующую словам Спасителя: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин 5:17)»[7]. Также блж.

Иероним, отвечая на антикреационистский аргумент, согласно которому, если зачатие произошло в результате блуда или прелюбодеяния, то творение души Богом ставится в зависимость от греховного деяния людей, пишет: «…Рождение от прелюбодеяния – вина не того, кто родится, но того, кто рождает»[8].

Тем не менее именно креационизм в вопросе о происхождении души стал доминирующим среди большинства православных авторов. Так, еп. Сильвестр (Малеванский) в своем труде явно склоняется в пользу креационизма. Выдающийся догматист митр.

Макарий (Булгаков) предлагает взгляд, объединяющий креационизм и традуционизм, и говорит, что души творятся Богом, но из душ родителей[9]. Многие современные догматисты следуют этой синтезирующей обе теории тенденции митр. Макария.

Необходимо отметить, что общим изъяном для всех теорий является рассмотрение души как чего-то отдельного от тела, хотя следует исходить из изначального факта целостности человеческого существа.  

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

[1]Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 536.

[2]В XI в. византийский философ Иоанн Итал в своем во многом неоязыческом учении вводит учение о предсуществовании душ. Подробнее о нем см.: Иоанн Итал // Православная Эницклопедия. Т. 24. С. 290–293; Бирюков Д. С. Иоанн Итал // Книга еретиков. СПб. С. 345–388.

[3]Однако у некоторых авторов встречаются толкования библейских текстов в пользу этой теории. Например, прп. Анастасий пишет: «Как Бог создал человека из земли, так и человек [т. е. мужчина] по благодати создает человека от женщины.

И как при первом творении человек получил тело из земли, а душу порожденной Самим Богом, так и ныне тело образовывается из женской “земли” и крови, а душа неизреченно передается от человека (т. е.

мужчины) посредством семени, словно посредством некоего вдуновения».

[4]Разбор антитрадуционалистических аргументов Лактанция см.: Климик И. Церковное Предание о проблеме «одушевления» человеческого зародыша // Эл. ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/1658192.html#_edn86.

[5]Этот аргумент использует свт. Иларий Пиктавийский. Подробнее см: Фокин А. Р. Различные патристические подходы к вопросу о происхождении человеческой души // Эл. ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/1935627.html#_ftn43

[6]Некоторые авторы считают, что грех передаётся от тела душе, и, таким образом, души, созданные Богом, также становятся причастными прародительской порче. Однако подобное рассуждение неубедительно. Получается, что Бог творит души, обрекая их на причастность греху. В этом смысле традуционистская концепция выглядит с точки зрения теодицеи куда более привлекательной.                

[7]Цит. по: Фокин А. Р. Различные патристические подходы к вопросу о происхождении человеческой души // Эл. ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/1935627.html#_ftn43

[8]Цит. по: Климик И. Церковное Предание о проблеме «одушевления» человеческого зародыша // Эл. ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/1658192.html#_edn86

[9]Подробнее см.:Макарий (Булгаков) митр. Православно-догматическое богословие. М., 1999. Т. 1. С. 442.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/o-sposobe-tvoreniya-dush-bogom

Размышление о душе. Нана Наувальд | Статьи

«Смысл жизни обретается по мере того, как раскрывается душа. Это относится не только к человеческим существам, но также и к созиданию всех существ вообще и всех (неживых) предметов. Всякое существование обретает полноту в процессе своего развития».

Хазрат Инайят Хан (Hazrat Inayat Khan)

Важно осознавать,

Что́ мы есть,

Чем мы были всегда

И чем мы будем:

Духом (GEIST).

Мы – выражение всеохватывающего Духа.

В этом – основа жизни.

Альберт Хоффман (Albert Hofmann)

Традиция народа шипибо в Перу 

Сообщение 2008 года шамана Решин Ника (Reshin Nika), переданное Нане: 

Если человек умирает (уходит из мира), его (или её) душа совершает путешествие в другой мир, мир скончавшихся (мёртвых) людей. У животных есть свой собственный мир мёртвых.

Читайте также:  Як висловити співчуття: слова, текст, приклади, зразки листів

В этом ином (потустороннем) мире, в мире мёртвых, всё выглядит так же, как в живом мире, но там нет нужды и невзгод, нет страдания и боли.

Если умер человек, который привнёс зло в свою жизнь и не разрешил этой проблемы, то тень этой души остаётся на земле. Она беспокоит людей, с которыми был связан умерший человек, в основном его семью.

Тогда я должен совершить особый ритуал, чтобы вернуть тень души человека его душе. Если тень души не хочет уходить, тогда я угрожаю ей тем, что призову дух hermano, Ягуара.

Он самый могущественный из всех духов, только он способен истребить (съесть) тень души.

Когда я пою об этом тени души, она пугается и возвращается к своей душе в ином мире.

Также верно и то, что у каждой части тела есть душа, но все части принадлежат к ещё большей душе. Душа части тела тоже может превратиться в тень, если человек нанес вред другим людям и не разрешил этой проблемы в течение жизни.

В этом случае у живого человека в поле (окружении) умершего могут возникнуть проблемы или болезни в этой части тела.

Я вижу это в ритуале, и тогда я отправляю тень души назад к душе в ином мире. Тогда этот человек снова обретает здоровье.

В природе у всего есть дух, и у каждого духа есть мать. В своем мире я не делаю различия между Духом и Душой.

Из шаманской традиции Гренландии

(выдержка из коллекции К. Расмуссена): 

Представляется, что тело есть лишь вре́менное обиталище имени-души и души вообще.

Объяснение этому таково:

Тело эфемерно (преходяще), оно разлагается, как всякая другая плоть. Поэтому душа не может быть привязана к телу и ограничена им.

У человека много душ, которые рассеяны по всему телу.

Каждая часть (тела) имеет душу, а каждая душа – как человек, как очень маленький человечек, размером не более большого пальца на руке. Эти души объединяют жизненную силу всего человека, а она излучается из его рта. Поэтому, если человек умирает, он перестаёт дышать.

Если человек причиняет зло другому человеку, он пытается ограбить его душу. Тогда та часть тела, у которой украли душу, заболевает.

Самая важная задача шамана – вернуть человеку украденную душу.

Души бывают разного размера. Три из них большие: одна – в горле и две – в кишечнике. Эти души размером с птицу. Когда человек умирает, все маленькие души объединяются в одну главную душу. Она совершает путешествие в вечные охотничьи земли, земли вечного поиска.

Упражнение «Ощущение души» 

1. Расслабление мышц

2. Наполнение тела ощущением

3. УПРАЖНЕНИЕ НА СОСТОЯНИЕ СОБРАННОСТИ (COLLECTED STATE EXERCISE) 

Найдите удобное положение тела. 

Всё своё внимание выведите за пределы здания. Ваше внимание – за пределами здания, в котором вы находитесь. Слушайте птиц и т.п. Побудьте с этим некоторое время. 

После некоторого времени направьте своё внимание внутрь здания, но не в ту комнату, где вы находитесь. 

Затем направьте своё внимание в комнату, в которой вы сидите. Побудьте с этим несколько минут. 

Теперь направьте своё внимание на вашу собственную атмосферу – на область на расстоянии метра-полутора вокруг вас. Не позволяйте ничему войти в это пространство или покинуть его, это пространство вашей собственной атмосферы. 

Теперь войдите во внешнюю область своего тела. Почувствуйте свою одежду, давление вашего тела на пол, ощущение вашего тела в целом.  

Теперь вы войдёте внутрь себя – в свои мысли и эмоции. Отделите себя от своих мыслей и эмоций. Удерживайте это состояние.

Энергия не выходит наружу и не входит внутрь. Продолжайте сидеть в состоянии ощущения, чувствования и осознания. Представьте себя сидящими в поле энергии вокруг вас. Никакая энергия не выходит из поля и не входит в него.

Теперь вы входите глубоко в свой центр бытия, в тишину за пределами любых мыслей. Почувствуйте суть себя за пределами любых мыслей.  

Размышления о понятии «Душа» в контексте метода ритуальных поз тела

Все наши представления (концепции) о душе – это мыслительные модели, которые образованы из-за различного видения мира или разных систем верований.

Изменения в культуре и обществе повлекли за собой изменения представлений о душе.

Мы живём в обществе, которое не имеет единого или общего верования о том, что есть душа или чем она могла бы быть, или же общего представления о душе. Обычно душа и психика используются как синонимы. Это означает, что люди полагают, что это одно и то же.

 Все разнообразные системы верований или видений мира в многочисленных религиях или философиях нашего общества также имеют различные понимания термина «душа».

Даже отдельно взятые люди имеют очень разные концепции души.

Те ритуальные позы, которые мы используем, зародились в сообществах, видение мира которых предполагало твёрдую идею души – шаманскую или же связанную с пантеоном богов, или иногда смешанную.

Но и в шаманских сообществах видения мира могут быть разными. В исконных шаманских сообществах существует множество различных систем верований, связанных с шаманизмом. Существует множество концепций души, зависящих от той части мира, где живут шаманские сообщества.

Наша работа с ритуальными позами тела берёт свои истоки во взглядах шаманского мира, в котором не было единого определения понятия души. 

Если мы хотим совершать нашу духовную работу и проживать её искренно и ясно, если мы хотим передавать наши концепции (наше понимание) другим, нам нужна основа в виде собственного опыта души.

Мы должны понимать, что́ мы имеем в виду, говоря «провожатый души», «сопровождать душу», «путешествие души» и так далее. Нам необходим определённый глубокий опыт или даже контакт с нашей сутью.

Только тогда мы сможем наполнить содержанием духовные взгляды и духовные теории и сможем передать другим нечто значительное. 

Если мы заимствуем определение души из других культур или систем верований для нашей собственной духовной работы, мы попадаем в ситуацию, когда мы играем роль в костюмах, взятых напрокат. Поэтому необходимо иметь собственное интуитивное и подкреплённое опытом понимание качества того, что я считаю душой. Важно и то, ка́к я ощущаю и проживаю это интуитивное понимание. 

Если мы не найдём – даже в малой группе – общей концепции души, то как же мы можем войти в контакт с полем души другого человека или же заявлять, что мы способны «возвращать душу» другого человека.

По моему мнению, душа или части души не могут затеряться где-то в пространстве. Тело содержится в душе, а не душа в теле. Душа – это моя «сущность», суть моего бытия, и я могу раскрыть её своей сознательной духовной работой над её внутренним ростом. Этот рост скорее представляет собой углубление индивидуального духовного качества, его нельзя измерить количественно. 

Но я могу быть в состоянии войти в сознательный контакт с вместилищем (сосудом) моей души, которое представляет собой своего рода энергетическое тело (в некоторых традициях называемое «астральным телом»). Это энергетическое тело может быть стабилизировано и развито.

Возможно также, что моя связь с этим вместилищем, где я пребываю, может быть разъединена или отрезана, и тогда я не буду в контакте со своей душой. Если мы говорим о «возвращении» или «восстановлении» души, то это может означать лишь то, что мы работаем, чтобы собрать части вместе в единое целое, потому что они не соединены, и тогда мы восстанавливаем гармонию с целым.

Я полагаю, что моя личная душа существует независимо от сознательной связи с ней (от связи сознания с душой). Вместилище души взаимосвязано с бо́льшим «полем душ», и оно всегда находится в плавном, текучем движении.

Далее, индивидуальная душа человека существует в соединении с целым полем всех душ, она сплетена с этим полем.

Душа отдельного человека является центром, начальной точкой и целью всех движений души и в то же время частью большей Души или поля душ. 

У каждой души есть индивидуальное качество, которое наполняется внутренним качеством духовной работы, которой мы занимаемся. Быть может, моя задача состоит в том, чтобы, проживая жизнь в природном теле, испытать определённое качество жизни и привести эту внутреннюю жизнь к осуществлению.

Качество моей индивидуальной души может вырасти и стать осознанной частью симфонии истоков сотворения, матери или духа мира. Возможно, что усовершенствованная душа, осуществлённая жизнь души после смерти отправляется в это большее поле душ. Тогда ей более не нужно энергетическое тело, она соединяется со всеми другими душами.

И духовная работа будет продолжаться. 

Беннет (Bennett): “Место души не только в центре, но везде. Но душа – это и вместилище (сосуд), которое может вмещать больше или меньше в зависимости от того, расширена она или сжата.

Если вы понимаете это, то вы поймёте, что очень мало вещей могут быть важнее для нас, чем «расширение» (увеличение) наших душ.

Тугая, узкая душа может быть домом только для самой себя, тугой и узкой, и ни для чего более”.

Всё это – мыслительные модели, но как же мне приблизиться к такой трудно описуемой «вещи», которая зовётся душой. Я могу лишь попытаться получить глубинное понимание (insight) с помощью своего воображения или визуализации, которая растёт, когда я проживаю и ощущаю свои внутренние качества. 

We will sing this little song together: 

Kazhdyj Wdoch, wchod'atschij w men'a,
darujet mne Zhizn'.
S kazhdym Wydochom, wychod'tschim iz men'a,
daruju ja swoju Zhizn'.


Mojo malen'koje Umirei- und Bud'
w welikom Dychanii Zemli
mojo  malen'koje umirei- und bud'
w welikom Dychanii Zemli 

Durch alle Wesen reicht der eine Raum:

Weltinnenraum.

Die Vögel fliegen still

durch uns hindurch.

Oh, der ich wachsen will,

ich seh' hinaus, und in mir wächst der Baum.

Rainer Maria Rilke 

Все существа пронизаны одним пространством:
мировым внутренним пространством
Птицы тихо летают сквозь нас
О, как я хочу вырасти!
я выглядываю из себя, – а во мне растет дерево!

Jenseits von allen Wirklichkeiten

Jenseits von dem, was richtig und falsch ist,

gibt es einen Ort.

Treffen wir uns dort!

По ту сторону всех реальностей
По ту сторону того, что есть правильно и неправильно,
Есть одно место.
Соберемся там вместе!

Wenn nicht mehr Zahlen und Figuren
Sind Schlüssel aller Kreaturen

Wenn die so singen, oder küssen,
Mehr als die Tiefgelehrten wissen,

Wenn sich die Welt ins freie Leben und in die Welt wird zurückbegeben,

Wenn dann sich wieder Licht und Schatten

Zu echter Klarheit werden gatten,

Und man in Märchen und Gedichten

Erkennt die wahren Weltgeschichten,

Dann fliegt vor Einem geheimen Wort
Das ganze verkehrte Wesen fort.

Novalis

Romantiker Friedrich von Hardenberg alias Novalis (1776-1801)

Когда, без чертежей и числ,
Понятен будет жизни смысл,
И там, где книжники лукавят,
Нас поцелуй да песнь наставят,
И светел будет вольный свет,
И жизни жизнь — один завет,

Когда строй мира станет ясен,
Затем, что с ночью день согласен,
И в былях, и в напевах струн
Узнаем правду древних рун:
Тогда изгонет духа злого
Неизглаголанное Слово.

Источник: http://ecstatic-trance.ru/stati/razmyshlenie-o-dushe.html

Глава 2. О духе, душе и теле. Войно-Ясенецкий

У Александра Меня был предшественник в битве за общественное сознание. В советскую пору ее вел архиепископ Лука — Валентин Федорович Войно-Ясенецкий (1877-1961).

Поразительный человек. Священник, даже архиепископ и одновременно доктор медицинских наук, профессор. В медицину его привело сострадание к людям, в молодости решив заниматься тем, что «полезно для страдающих людей», он идет учиться на медицинский факультет Киевского университета. Потом работает до революции земским врачом — «мужицким доктором». Тогда же защищает докторскую диссертацию.

Читайте также:  Спілкування з душами померлих, наснився померлий

Так получилось, что революция застала его в Туркестане. Там умирает от туберкулеза его жена, а он принимает постриг и назначается епископом Туркестана.

Вскоре его обвиняют в контрреволюционной деятельности, как пособника патриарха Тихона, и с 1923 по 1943 — годы ссылок и тюрем. Везде он продолжает служить, проповедовать и лечить. И даже пишет труды по хирургии.

Глава 2. О духе, душе и теле. Войно-Ясенецкий

В 1943 он назначается архиепископом Красноярским, а в 1945, как это ни странно, он награждается медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» за свою врачебную деятельность. А уже в феврале 1946 года он становится лауреатом Сталинской премии I степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний…

С 1946 он архиепископ Крымский и Симферопольский. И примерно в это время он пишет единственный свой философско-богословский трактат «О духе, душе и теле».

Странное и невозможное в ту пору сочинение, которое имело целью сохранить последний очаг сопротивления всеобщему искоренению понятий «душа» и «дух».

Я не знаю, какова была судьба этого сочинения при советской власти, но догадаться не сложно, если еще в 1991 году я добыл его лишь в виде ксерокса с бедно изданной брошюрки, набранной изначально на машинке.

Ясно, что книжечка эта гуляла долгие десятилетия в самиздате и преследовалась властями, как и ее автор. Почему?

Во многом потому, что архиепископ Лука в ней тоже не исследует душу, а пытается изменить правящее мировоззрение, доказывая из самых понятных для советского человека источников, что жить нужно жизнью духа.

Источники эти, как впоследствии Мень, архиепископ Лука приводит во множестве, особенно упирая на «Творческую эволюцию» Анри Бергсона и мысли Блеза Паскаля. Эрудиция его огромна и для той поры невозможна.

Но самое удивительное то, что он умудряется найти подтверждения своим взглядам у самого Павлова.

Исходное его обращение к основоположнику нашей физиологии я, пожалуй, приведу. Это остроумное рассуждение дает понять, что такое «сердце», как его понимал Войно-Ясенецкий. О сердце, как неком органе души или душевной жизни, писал, как вы помните, Юркевич.

Епископ Лука нигде на Юркевича не ссылается. Возможно, он его работу и не знал. В целом, он идет схожим путем, приводя множество выдержек из Библии, но есть и существенные отличия, и первое из них как раз взято из Павлова.

Без понятия «сердца» учение Войно-Ясенецкого все равно не будет понятным.

«Уже во времена древних римлян и греков слова Corona и Cor означали не только сердце в прямом значении, но также и душу, настроение, взгляд, мысль, даже благоразумие, ум, убеждение и так далее.

“Народное чутье уже издавна верно оценило важную роль сердца в жизни человека. Сердце перестает биться жизни пришел конец “, почему некоторыми сердце называется “мотором “жизни. Мы хорошо теперь знаем, насколько физическое и духовное благополучие зависит от правильной функции сердца.

Нам приходится в повседневной жизни слышать о том, что сердце “страдает “, “болит ” и так далее. В художественной литературе, в беллетристике можно найти выражения: “сердце тоскует “, “радуется “, “чувствует ” и так далее. Таким образом, сердце сделалось как бы органом чувств и притом чрезвычайно тонким и универсальным.

“Остановиться на этом необходимо потому, говорит И. П. Павлов, что все указанные явления в своей основе имеют глубокий физиологический смысл. Круг пятый. Теология, или богословие — Слой второй Часть вторая

В отдаленную эпоху, когда наши предки находились в зоологической стадии развития, на все раздражения, получаемые ими, они реагировали почти исключительно мускульной деятельностью, преобладавшей над всеми остальными рефлекторными актами.

Л мышечная деятельность теснейшим образом связана с деятельностью сердца и сосудов. У современного цивилизованного человека мускульные рефлексы сведены почти до минимума, связанные же с последними изменения сердечной деятельности сохранились хорошо..

.

Современный цивилизованный человек, путем работы над собой, приучается скрывать свои мышечные рефлексы, и только изменения сердечной деятельности все еще могут указать нам на его переживания. Таким образом сердце и осталось для нас органом чувств”» (Войно-Ясенецкий, с. 33—34).

Иными словами, сердце оказывается органом чувств не как орган восприятия, а как орган, по которому мы можем знать, что чувствуем. Это значит, что само сердце вовсе и не чувствует. Чувствует то, что имеет такую возможность. Сознание, например, или душа.

Но мы так запретили себе видеть эти чувства, поскольку они мешают выживанию в обществе, что лишь по сердцу своему можем судить о том, что же происходит в нашей собственной душе. И похоже, что с ней сердце связано напрямую, в отличие от нашего ума…

Но я опущу ту часть трактата, что посвящена сердцу, и оставлю ее для самостоятельного чтения. Мне пока гораздо интереснее сам источник этих чувств, душа, благо, как кажется, ей посвящена отдельная глава «Душа человека и животных».

Что касается души животных, тут достаточно будет сказать, что епископ Лука считает, что она сходна с человеческой, но ограничена. Ограничена, в первую очередь, в своей духовности. Поэтому я выберу только то, что относится к душе человека.

А вот относительно души епископ Лука проделывает какой-то фокус. Пока читаешь его сочинение, не остается ни малейшего сомнения, что он утверждает, что душа есть и именно она и обеспечивает мое бессмертие. Но как раз глава о душе заставляет сильно усомниться в том, что это были его настоящие взгляды.

Во-первых, она начинается с рассуждения о сознании или психической деятельности. И рассуждение это таково, что не остается сомнения, — для Луки душа и есть деятельность сознания. Он, возможно, не во всем согласен с физиологами, но…

«По представлениям физиологов деятельность сознания, то есть психическая деятельность, должна быть представлена, как колоссально-сложная система безусловных и условных рефлексов, прежде возникших и постоянно вновь образующихся: как огромная цепь восприятий, приносимых рецепторами в мозг, подвергающихся в нем анализу для выработки ответной реакции.

Наш гениальный исследователь высшей нервной деятельности академик И. П. Павлов так определяет сознание:

“Сознание представляется мне нервной деятельностью определенного участка больших полушарий, в данный момент, при данных условиях обладающего Глава 2. О духе, душе и теле. Войно-Ясенецкий

известной оптимальной (вероятно, это будет средняя) возбудимостью. В этот же момент вся остальная масса больших полушарий находится в состоянии более или менее пониженной возбудимости.

В участке больших полушарий с оптимальной возбудимостью легко образуются новые условные рефлексы и успешно вырабатываются дифференцировки.

Это есть, таким образом, в данный момент, так сказать, творческий отдел больших полушарий.

Другие же отделы их, с пониженной возбудимостью, на это неспособны, а их функции при этом самое большое составляют ранее выработанные рефлексы, стереотипно возникающие при наличии соответствующих раздражителей.

Деятельность этих отделов есть то, что мы субъективно называем бессознательной, автоматической деятельностью.

Участок с оптимальной деятельностью не есть, конечно, закрепленный участок, наоборот, он постоянно перемещается по всему пространству больших полушарий в зависимости от связей, существующих между центрами, и под влиянием внешних раздражителей соответственно, конечно, изменяется и территория с пониженной возбудимостью.

Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку, и если бы место больших полушарий с повышенной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательно человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине, причудливо неправильных очертаний, светлое пятно, окруженное на всем остальном протяжении полушарий более или менее значительной тенью “.

Мы полностью принимаем это глубоко научное представление о деятельности сознания, но только не считаем его исчерпывающим» (Там же, с. 66—67).

Это все идет сразу за названием главы «Душа человека и животных». Я не берусь обсуждать, насколько фантастично это «глубоко научное представление» Павлова, — физиологи о нем сейчас молчат почему-то, — но дальше Войно-Ясенецкий пишет:

«Чтобы представить наше понимание сознания, мы должны разделить его на акты, состояния и объем сознания» (Там же, с. 67).

Я не могу понимать это иначе, как разговор именно о душе. Иного определения души человека архиепископ не дает. Правда, чуть ниже он даст определение души животного.

«В актах и состояниях сознания всегда участвует дух наш, определяя и направляя их. В свою очередь дух растет и изменяется от деятельности сознания, от его отдельных актов и состояний.

Таково наше представление о полноте психической деятельности человека. Но не только люди, а и животные имеют душу. “Душа животного в крови его “. И животное, как и человек, состоит из духа, души и тела. Что же такое душа?

В простейшем виде, у животных это объединенный самосознанием (умом у высших животных) комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний или только (у низших) комплекс органических ощущений»(Там же, с. 68).

Вот и вся недолга… Круг пятый. Теология, или богословие Слой второй Часть вторая

А далее архиепископ Лука много и зажигательно говорит о том, что душа соединена с духом, и о том, что именно дух и есть в действительности то, что мы понимаем под душой.

« “Изыщет дух его и возвратится в землю свою; в тот день погибнут все помышления его ” (Пс. 145).

“И возвратится прах в землю, чем он и был. А дух возвратится к Богу, который дал его ” (Ек. 12,7).

Эти два последних текста особенно важны для обоснования нашего мнения, что смертны те элементы душевной деятельности, которые связаны с жизнью тела чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга. “В тот день погибнут все помышления его “, то есть прекратится деятельность сознания, для которой необходимы все восприятия живого мозга.

Изыщет не душа, а дух, и возвратится в землю свою, то есть в вечность. Прах возвратится в землю, чем он был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Там же, с. 70—71).

После этого архиепископ Лука еще немного доказывает, что Библия, говоря о душе, говорит «в общепринятом смысле, то есть о совокупности всей душевной деятельности», и переходит к разговору о духе, который и был главным предметом его исследований. В сущности, душа оказывается у него заложником, которым он заплатил материалистам за право говорить о духе и духовности… А о духе и духовном теле человека он сложил целый гимн, к которому я намерен еще вернуться однажды.

Однако искать еще какой-то души у Войно-Ясенецкого не приходится.

Я не могу его за это осуждать, тем более, что такая точка зрения, что души нет, а есть, с одной стороны, тело и его нервная деятельность, а с другой — дух Божий, возможна и даже вытекает из тех самых слов Библии о творении человека. Ведь там не сказано, что Бог вдунул душу в Адама, там сказано, что он вдунул дыхание жизни, а человек после этого стал душою живою…

Он ею становится после соединения духа с телом, а не обретает ее. Так, может, прав архиепископ Лука, и никакой души нет вообще, а есть только душевная деятельность, которую так глубоко научно описал великий академик Павлов? А что же в таком случае сейчас болит и печалится у меня в груди? Наверное, сердце. Оно ведь всегда очень тонко чувствует и переживает все, что происходит с душой…

Источник: https://cyberpedia.su/4x67d.html

Ссылка на основную публикацию