Поминовение усопших

Поминовение усопших

Каждому христианину необходимо помнить о своей неотвратимой кончине. Ибо сказано:
 

Нужно заботиться об этом так, чтобы когда пришел конец, мы оказались готовыми. Так говорит Тот, Кто пришел спасти и спас нас:

Слова «Вечная память» в заупокойных молитвах говорят о том, что молитвенное поминовение уже умерших, родных, близких должно быть непрестанным в течение всей нашей жизни и жизни последующих поколений.

Отцы Церкви указывают, что особо следует посвящать памяти усопших третий, девятый и сороковой день по кончине. Как и многие христианские обычаи, дни поминовения усопших имеют источник в преданиях Ветхого Завета.

Через апостолов этот обычай перешел и к Христовой Церкви, и сохранен поныне.

В третий день совершается поминовение в честь того, что усопший веровал во Святую Троицу и перешел в вечную жизнь к Триипостасному Божеству, и также в честь тридневного воскресения Спасителя.

В девятый день поминают для того, чтобы душа умершего, заступлением и молитвами девяти ангельских чинов, удостоилась быть причтенной к душам всех святых.

Поминовение в сороковой день связано с Вознесением Господа, подобно чему и мы, христиане,

Имеются и другие объяснения поминовения в эти дни, в откровении, данном через Ангела Божия преподобному Макарию Великому.

В течение трех дней душа умершего в сопровождении Ангела-Хранителя проходит воздушные мытарства, испытуется в тех грехах, которые творила в своей земной жизни.

Душа, преодолевшая эти препятствия, приносится на поклонение к престолу Божию.

На девятый день душа вторично приходит на поклонение Богу.

На сороковой день над душой совершается суд. Для общецерковного еженедельного поминовения усопших отводится субботний день.

Так как с течением времени отдаленные родственники усопших, по слабости человеческой и забвению, не всегда могут поминать их, давно умерших, то св.

Церковь установила в некоторые субботние дни года общее поминовение всех усопших от века в вере и надежде на будущую вечную жизнь.

Эти поминовения называются вселенскими панихидами, а самые дни родительскими субботами

  • суббота мясопустная — за 8 дней до начала Великого поста;
  • вторая, третья и четвертая субботы Великого поста;
  • Троицкая суббота — день перед праздником Пятидесятницы.

Также распространен обычай поминовения усопших:

  • суббота перед днем святого великомученика Димитрия Солунского;
  • вторая неделя по Пасхе, во вторник Фоминой недели.

Старинным русским обычаем, который сейчас почти забыт, является поминовение умерших в четверг 7-й недели по Пасхе, за два дня до Троицкой родительской субботы.

Молитвенное поминовение необходимо всем умершим, даже нашим близким, родным, которые встретили свою кончину в неверии, ереси. Молитва имеет огромную силу.

Жития святых приводят многие случаи, когда умерших без покаяния грешников избавляла от муки частная молитва их близких. По завещанию святых отец дни поминовений, кроме молитв и, главным образом св.

литургии, должны сопровождаться делами любви — «милостыней».

В этом разделе нашего сайта мы публикуем материалы, посвященные погребальным традициям старообрядчества. Они касаются самого факта кончины, похорон и поминовения души упокоившегося человека. Особые публикации посвящены заупокойному чтению Псалтыри, молитве об умерших без покаяния или в ереси и другим церковным обычаям, связанным с поминовением усопших.

Источник: http://ruvera.ru/pominovenie_usopshih

Вопросы священнику. “Как правильно поминать усопших?”

Как правильно поминать усопших? Можно ли подавать записки о упокоении, если неизвестно точно, был ли крещен человек? Ответы на эти вопросы – в нашей статье!

Как правильно поминать усопших?

Батюшка! Помогите! Моей мамы не стало… В это сложное время папа был в больнице, и на наши с мужем плечи легли все заботы. Отпевали ее хорошо, и смерть сделала ее внешне даже красивее — как это ни дико может звучать. Я чувствую такую потерю и такую боль, что, кажется, это не пройдет никогда.

Да и забот много — папе надо после операции помочь восстановиться, ему труднее всего: я-то дочерний долг исполняла, а он лишился половины себя. Мама перед смертью исповедалась и причастилась, и папа тоже – перед тем, как ему лечь в больницу, сделал это по маминой просьбе и первый раз в жизни.

Мама редко исповедалась, но к этой исповеди готовилась и хотела ее. Последняя ее неделя была без сна и наполнена болью. Но мама отказалась от обезболивающих уколов, уйдя с молитвой «Господи, прими душу мою» …у меня на руках.

Возможно ли, что мама и после смерти останется нашей мамой и будет помогать нам, молить Бога о нас? Мне ее очень не хватает, хотя понимаю, что на все воля Бога нашего и молюсь о упокоении ее души. Елена.

Здравствуйте, дорогая Елена!

Примите мои соболезнования в связи со смертью Вашей мамы. Конечно, очень тяжело, когда умирает близкий нам человек, тем более мамочка, Ваша боль и скорбь вполне понятны и естественны. Конечно, и после смерти Ваша мама останется Вашей мамой, очень часто сохраняется чувство духовной связи с нашими усопшими сродниками.

Но сейчас Ваша мама нуждается, прежде всего, в Ваших молитвах за нее, так что очень хорошо, что Вы молитесь о ней. Я бы посоветовал Вам читать Псалтирь о Вашей маме, может быть, Вы уже это делаете (обычно читают одну кафизму в день в течение первых 40 дней после смерти).

Мы тоже помолимся о Вашей маме, чтобы Господь простил ее вольные и невольные согрешения и даровал Царствие Небесное!

Помоги Вам Господи!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте. Об этой истории я узнал не так давно. Мой дед по материной линии был крещен. Но он покончил с собой, хотя и похоронен на обычном кладбище.

Как молиться о самоубийцах, существуют ли какие-то правила ан этот счет: какие молитвы можно читать о прощении и спасении их души, можно ли подавать записки в храме и т.п.

? А что и когда можно читать об упокоении и спасении душ усопших маловерующих или вообще неверующих родственников? Андрей.

Здравствуйте, Андрей!

За дедушку Вы можете молиться своими словами, прося Господа простить ему грехи, церковная молитва за самоубийц (подача записок на Литургии, панихиды) невозможна. Будет очень хорошо, если в память о Вашем дедушке Вы будете совершать какие-либо добрые дела и подавать посильную милостыню.

Что касается Вашего второго вопроса, то, если Ваши родственники были крещены, о них можно и нужно молиться как дома, так и в храме, подавая поминовение о них и для общецерковной молитвы на литургию и панихидах. Если же они не были крещены, молитесь о них так же, как и о Вашем дедушке.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Батюшка, здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Умер дедушка, но мы не знаем – крещен он был или нет. Как молиться за него? Можно ли подавать в церкви записки о его упокоении? В лекциях А.И.

Осипова сказано, что молиться в храме можно за всех, даже некрещеных, только не подавать заказные записки, а в другой православной программе говорили, что за некрещеных молиться (как о здравии, так и о упокоении) нельзя.

Как поступить? Дед у нас был хороший, жил по-христиански. Екатерина.

Екатерина!

Советую прислушаться к мнению профессора: храм Божий – дом молитвы для всех и о всех. Поминайте его в молитвах дома и в храме, а в записки не пишите, поскольку Евхаристия совершается только за тех, кто стал членом Тела Христова (Церкви) через Крещение.

С уважением, священник Алексий Колосов

Уважаемый батюшка! Хотелось бы узнать о правилах православного обряда упокоения.

Обязательно ли новопреставленному провести ночь перед захоронением в храме? Где должно заколачивать гроб (после отпевания или на кладбище)? Нужно ли помянуть человека на кладбище? Посещают ли могилу на второй день? Должны ли быть венки из искусственных цветов? Должна ли быть прощальная музыка и нужно ли, неся тело, бросать цветы перед гробом? Заранее благодарна. Фотиния.

Фотиния!

Смерть и посмертное существование определяются исключительно жизнью усопшего – разве что молитва может что-то изменить. В суетных же народных обрядах и их деталях для покойного нет ровным счётом никакого смысла. Поэтому:

1. Суть не в том, что мёртвое тело пролежит ночь в церкви – в старину это делалось только для того, чтобы как можно больше близких могли поучаствовать в заупокойной молитве, которая продолжалась над гробом всю ночь и заканчивалась утром заупокойной Литургией и отпеванием. Если речь о всенощной молитве и Литургии не идёт, то держать тело в храме нет смысла.

2. В древности захоронение совершалось без деревянного гроба – завёрнутого в пелены усопшего несли на доске на кладбище и опускали в могилу (которая и называлась “гробом”).

Поэтому в современных условиях разумнее будет закрывать гроб в храме, тем более что оправдания к иному способу действий носят совершенно бессмысленный характер – мёртвое тело не может ни “на солнышко в последний раз посмотреть”, ни “с домом проститься”.

3. Поминовение православного христианина совершается молитвой: для этого и совершается отпевание. Что касается народных поминок, никак с молитвой и Церковью не связанных, то лучше совершать их дома, поскольку нередки случаи, когда после обильного поминовения на могилах начинались песни и пляски.

Читайте также:  Хочу уйти из жизни: не хочу жить после смерти близкого

4.Посещение могил близких людей никак не ограничивается Церковью. Хочешь? Пойди, помолись – сколько и когда душа просит. А без молитвы лучше и не ходить, поскольку от этого развивается уныние.

5.Живые цветы предпочтительнее, поскольку символизируют собой краткость человеческой жизни.

6. На христианских похоронах лучше обойтись без музыки.

7. А смысл какой в разбрасывании цветов? Лучше потратить эти средства на милостыню или благотворительность.

С уважением, священник Алексий Колосов

Добрый вечер! Я хотел бы узнать у Вас, почему считается язычеством приношение всякой пищи на кладбище (люди говорят, что это как бы в поминовение усопшего)? Александр.

Здравствуйте, Александр!

Трапезы на кладбищах – это дохристианская языческая традиция, не имеющая ничего общего с Православием. В советское время эта традиция была воскрешена, ведь необходимо было чем-то заменить церковную заупокойную молитву, которая должна в этот день совершаться на могилах усопших.

Молитва была запрещена так же, как и вера в Бога была вне закона. Но народ не забыл христианские традиции поминания усопших, в которых также есть место поминальной трапезе. Правда, в отличие от языческой традиции, христиане никогда не совершали этих трапез на кладбище.

Еще святитель Иоанн Златоуст, живший в 4 в., упоминал в своих трудах о заупокойной молитве на кладбищах в дни особого поминовения усопших. Безбожные власти в 20 в. решили заменить молитву поминальной трапезой на кладбище, где было место не только еде, но и обязательной выпивке.

Усопших поминали не молитвой, а спиртным. Отсюда и традиционные 3 рюмки «чтобы земля была пухом» и рюмка с водкой «для покойника» на могиле. Неудивительно, что такие «посиделки» на кладбищах зачастую имели вид обычных попоек со всеми вытекающими из этого последствиями.

К сожалению, многие люди и сейчас принимают все это как должное и продолжают отдавать дань языческим традициям.

С уважением, священник Дионисий Свечников

Здравствуйте! 20 лет назад умерла моя мама. На похоронах я не была в силу малого возраста, и мама снилась мне всю неделю после смерти. И только лет 15 спустя вновь появились сны о ней. В них она приходила домой, задавая вопросы о жизни близких родных.

Я с упоением рассказывала обо всем, после этого просыпаясь в прекрасном настроении – будто пообщавшись с ней. Когда мне сказали, что ее душа неспокойна и надо поставить свечку о ее упокоении, я сделала это. И больше ни разу не видела ее во сне. Это просто совпадение или нет? И еще ситуация.

Позавчера похоронила бабушку, которая меня вырастила. К ней я поехала, как только сказали, что она умирает. Но все же не успела с ней попрощаться и позвать священника, чтобы ей причаститься. Когда я ехала в поезде, она мне приснилась. Я с ней говорила в ее доме. Что может значить этот сон.

Она со мной прощалась или это плод моих фантазий? Юлия.

Здравствуйте, Юлия!

Не стоит искать истолкования Вашим снам. Это всего лишь сны. В первом случае Вы сделали все правильно, молитва необходима усопшим. Независимо от того, снятся они или нет.

Заметьте – не просто свеча, а молитва. Молитесь сами и заказывайте церковные службы. Но только не стоит внимать «поучениям» о неспокойствии души. Об этом знает лишь Господь.

Во втором случае, думаю, что это плод Ваших переживаний за бабушку.

С уважением, священник Дионисий Свечников

Здравствуйте! Скоро исполняется год, как ушел из жизни близкий человек. Дата этого события выпадает на рабочий день. Можно ли перенести день поминок на выходной день (субботу или воскресенье) и когда правильно организовать поминки: до или после даты годовщины? Александр.

Здравствуйте, Александр!

Нашим усопшим сродникам в первую очередь необходима наша молитва за них.

Поэтому, если усопший был православным христианином, постарайтесь накануне годовщины зайти в храм и подать записочку на Литургию о упокоении его души, заказать панихиду на день годовщины.

Сами же в этот день постарайтесь также помолиться об усопшем, например, прочитайте чин литии, совершаемой мирянином (текст Вы можете найти здесь: http://www.molitvoslov.com/text233.htm)

А поминки можно перенести на выходной день после годовщины смерти.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Скажите, пожалуйста, как быть, если хочешь подать поминание об упокоении усопшего, не зная его церковного имени? Я хотела подать в местной церкви поминание об усопшем, зная только его мирское имя.

А здесь мне сказали, что нужно знать его церковное имя. Но ведь я даже не была лично знакома с ним. Просто человек был хороший, и я захотела помянуть усопшего. Его мирское имя Ратмир.

Буду Вам очень благодарна, если мой вопрос не останется без внимания. Галина.

Здравствуйте, Галина!

Вам совершенно верно ответили в храме: для поминовения усопшего в храме необходимо знать то имя, которое было дано ему при крещении. Если нет никакой возможности узнать, каким именем был крещен Ратмир, то поминайте его в домашней молитве, совершайте в его память какие-то добрые дела, подавайте милостыню. Верьте, Господь слышит Вашу молитву и принимает ее, видя Вашу искренность.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Добрый день! У меня несколько вопросов. 1. Какие существуют в храме службы о упокоении, и в чем между ними разница? 2. Мне приходилось слышать, что молитва во время литургии очень полезна для души умершего человека.

На вопрос «Сколько нужно и можно заказывать подобные поминания на литургии» в храме мне ответили, что все зависит от моей любви к этому человеку и моего финансового состояния.

Скажите, кто вообще устанавливает “цену” на различные службы и почему они именно такие? Заранее благодарю Вас за ответы. Александр.

Здравствуйте, Александр!

Об упокоении усопших можно молиться на Литургии, по ним может совершаться панихида (или более краткая лития), читаться Псалтирь.

Действительно, наиболее важна молитва на Литургии – главном богослужении для христиан, за которым мы причащаемся Тела и Крови Господня.

Панихида – это особое богослужение, на котором мы молимся только об усопших, это просто совместная молитва, составленная по особому чину, она совершается отдельно по просьбе молящихся или в особо установленные дни поминовения усопших (родительские субботы).

Чтение Псалтири может совершаться всеми (в отличие от Литургии и панихиды, которые совершаются только священниками), но, поскольку у нас не всегда есть возможность самим молиться об усопших, в монастырях и храмах организуется чтение Псалтири с поминовением всех, о ком оно было заказано.

Для усопших, которые уже не могут сами молиться за себя, очень важна молитва за них и Ваша, и всей Церкви. Но нет какого-то установленного числа молитв, Литургий, после которого души усопших «автоматически» попадали бы в рай. Мы не знаем Божия Суда о них, и потому при каждом случае молимся за них, например, подавая записку с их именами в храм на каждой Литургии, на которую приходим.

А почему мы молимся за других? Это проявление нашей любви к ним, не так ли? Настоящая любовь всегда проявляется в делах. Наша молитва о ближних – это тоже дело. Но часто мы хотим сделать больше.

Именно поэтому есть традиция раздавать в память кого-то милостыню, совершать какие-то добрые дела, прося и окружающих помолиться о наших родственниках и друзьях.

Так мы проявляем свою любовь и к тому, кому помогаем, и к усопшим, жертвуя чем-то не ради себя, а ради них.

Молитва – не товар, и каких-то цен на молитву нет и быть не может. Мы не покупаем в Церкви молитву о ближних, благодать Божию, отпущение грехов, а жертвуем какие-то деньги, попробуйте понять разницу между этими понятиями. Во многих храмах просто стоит кружка, куда каждый кладет деньги по мере своей возможности.

А где-то указываются ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ пожертвований, хотя никто не должен Вам отказать, если у Вас нет денег. По вопросу о деньгах в Церкви советую почитать статью диакона Андрея Кураева «Откуда у Церкви деньги» (например, здесь: http://www.pravbeseda.ru/library/index.

php?page=book&id=580); в рамках письма полностью осветить этот вопрос сложно.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

У меня умер сыночек, год и десять месяцев. У меня несколько вопросов.

1)Как молиться о упокоении младенца? Все молитвы, которые я нахожу, содержат просьбу о прощении грехов.

2)Не могу перестать о нем заботиться. Что еще – кроме молитв – я могу сделать для него?

3)Как православные женщины носят траур, сколько времени, обязательно ли вся одежда должна быть черного цвета?

4)Хочу как можно скорее забеременеть снова – существуют ли какие-либо ограничения в данной ситуации?

Большое спасибо за ответ. Наталия.

Здравствуйте, Наталия!

Примите соболезнования о постигшей Вас утрате. Если Вы успели крестить ребенка, нужно совершить в храме обряд погребения младенческого. Также, если он крещен, о нем можно и нужно молиться не только дома, но и в храме. Для мирян, действительно составлена только одна молитва родителей за усопших детей своих, содержащая прошения о прощении грехов.

Читайте также:  Как выразить соболезнование: слова, текст, примеры, образцы писем

Особые молитвы о младенцах есть только для священников, в чине погребения младенческого. Вы можете читать имеющуюся молитву, опуская смущающие Вас прошения. О младенце, не сподобившемся святого крещения, молятся мученику Уару. Ниже привожу текст молитвы. Траур в наши дни не столь строго регламентирован, как в прошлом. Но обычно он длится от 40 дней до года.

Ограничений для зачатия нового ребенка Церковь не налагает.

С уважением, священник Михаил Самохин

Молитва святому мученику Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися. Воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердаго Творца во веки веков. Аминь.

Вы прочитали статью Как правильно поминать усопших

Источник: https://www.pravmir.ru/voprosy-svyashhenniku-kak-pravilno-pominat-usopshix/

Как поминать усопших правильно

У Бога все живы — эти слова следуют из Евангелия. В пределах земного существования люди живут и после телесной кончины — в памяти и молитвах близких. Но как поминать усопших правильно? Как и где молиться: дома, на кладбище или в храме? В какие дни принято поминать умерших? Каких суеверий остерегаться?

Остерегайтесь суеверий

К сожалению, существует очень много суеверий по поводу того, как поминать усопших правильно. Поминальный обед может превратиться в попойку, где рюмку и хлеб ставят даже для умершего. Часто «заботливые» родственники даже на могиле оставляют еду.

Еще принято хорошенько поплакать в стиле «как же мы без тебя?» Такое поведение точно не образец того, как поминать усопших правильно. Существует множество суеверий, которых надо остерегаться: разрезать на новопреставленном все петли, бросать в могилу монеты, класть в гроб деньги, телефоны и т. д.

Есть совсем другой путь помогать усопшему. Благодарить Бога за то, что он подарил вам радость общения с этим человеком при земной жизни, раздавать милостыню, поминать в домашней молитве и в церковной — это и есть краткий ответ на вопрос о том, как поминать усопших правильно.

Как и где молиться

Молиться об умершем можно как дома, так и на кладбище, и в церкви.

Дома покойных мы вспоминаем в утреннем правиле, также в молитвословах есть специальные молитвы об умерших. Также полезно читать Псалтырь, хотя бы по одной кафизме в день с упоминанием имен. Сорок дней после кончины и за сорок дней до первой годовщины принято читать «Акафист за единоумершего».

На кладбище можно читать молитву об усопшем христианине, а также в молитвослове можно найти и чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище.

Вопрос о том, как поминать усопших правильно, подразумевает и рассмотрение церковной молитвы за ушедших в мир иной. Самый простой способ — подать записку об упокоении и поставить свечу.

Особенно действенной считается записка «на проскомидию»: читается молитва, за каждое имя вынимаются частицы из просфор. Эти частички будут погружены в чашу для причастия под особую молитву священника: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».

Часто заказывают сорокоусты — тогда за покойного Церковь будет молиться 40 дней. Большую силу имеет и так называемая «неусыпаемая Псалтырь»: в монастырях можно заказать круглосуточное чтение Псалтыри — на сорок дней, полгода, год, в некоторых обителях — на все время их существования.

За усопших служат и специальные поминальные службы — панихиды. Можно не только подать записку, поприсутствовать лично, а и принести хлеб и другие продукты в храм (это еще и милостыня).

Дни особых молений за усопшего

Считается, что особыми есть третий, девятый и сороковой день после кончины. 3-й — память о Святой Троице и Воскресении Христа, 9-й — столько чинов ангельских, которые ходатайствуют о помиловании умершего, 40-й — через столько дней Моисей получил скрижали.

Считается, что 40 дней нужно душе, чтобы пройти особые испытания — мытарства. После этого она будет определена в рай или ад.

Также принято поминать в годовщину смерти и во время специальных дней, установленных церковью, так называемых родительских суббот.

Но это еще не все нюансы того, как поминать усопших правильно, точнее, кого можно поминать. Нельзя поминать самоубийц как таковых, что не по Божьей воле ушли из жизни. В Церкви не поминаются некрещенные, но за них можно молиться дома, а также раздавать милостыню.

Источник: http://megapoisk.com/kak-pominat-usopshih-pravilno

Поминовение усопших

После смерти любого из наших близких, как бы ни был такой человек близок к нам в здешней жизни, для нас уже решительно порваны всякие нити или узы нынешних чувственных (осязаемых) связей с ним. Но смерть разобщает нас только физически, а не духовно: духовная связь и общение не прекращаются и не прерываются между продолжающими жить в этом мире и переселившимися в мир загробный.

«Живем ли, – говорит апостол Павел, – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем; и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни» (Рим. 14, 8). Господь Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).

Все верующие составляют одно духовное тело – Церковь, Главой которой является Господь Иисус Христос (Еф. 1, 23; Кол. 1, 18).

Итак, основанием связи и общения живых с умершими есть Господь наш Иисус Христос и Его вседейственная благодать.

Единый Бог, перед Лицом Которого все живы, есть Творец, Царь, Отец и Спаситель душ, как пребывающих еще на земле в своих телах, так и разрешившихся от уз плоти и находящихся в загробном мире.

Вера и любовь – вот те духовные узы, которые соединяют живых с умершими. Вера соединяет настоящее с будущим, видимое с невидимым.

Вера соединяет человека с невидимым Богом, с невидимым Ангельским миром и с переселившимися в невидимый мир братиями его.

Любовь, соединяющая нас здесь на земле, часто до готовности жертвовать жизнью за любимое лицо, продолжается и за гробом. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 8).

Поминовение усопших существует в Церкви христианской с самого ее начала.

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.

Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на главном своем богослужении – Божественной литургии, принося за них безкровную жертву Богу. Перед началом литургии (или накануне вечером) необходимо подать в церкви записки с именами усопших (вписывать можно только крещеных православных).

Такие записки в народе называют «на обедню». На проскомидии – первой части литургии – из просфор священником будут вынуты частицы за упокоение указанных в записках лиц. В конце литургии эти частицы будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия.

Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог.

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест.

Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

В продолжение 40 дней с момента кончины к имени усопшего при поминовении прибавляется слово «новопреставленный», например, «новопреставленного Иоанна» (в записке можно писать сокращенно: «н/п Иоанна»).

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в стоимости поминовения отражает лишь разницу в сумме пожертвования.

Святитель Симеон Солунский пишет: «Да будет известно всякому верующему, что если он любит отшедшего отсюда сродника, то он может исходатайствовать ему великие блага, если будет приносить о нем жертвы: подавая убогим, искупая пленных и совершая другие подвиги милосердия, которыми благоугождается Бог, он становится ходатаем высокого блаженства скончавшегося. В особенности должно стараться совершать о нем безкровную Жертву, потому что частица, изъятая в воспоминание усопшего и соединенная с Кровью этой Жертвы, соединяет воспоминаемого с Богом, невидимо творит его причастником всеочистительной Крови Искупителя и делает его общником Христовым».

Поминовение усопших совершается на Литургии и после чтения Евангелия, когда во время ектении по усопшим диакон призывает предстоящих помолиться об упокоении душ рабов Божиих, которых называет по именам, чтобы Бог простил им всякое прегрешение, вольное и невольное, и чтобы водворил души их там, где праведные упокояются.

Читайте также:  Как получить наследство, срок принятия, налог на наследство, срок наследования

После Литургии служится панихида – заупокойное богослужение, совершаемое в храме перед кануном – столиком с изображением Распятия и рядами подсвечников. На панихиду записки подаются отдельно.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — ежедневное поминовение священником в течение сорока дней. По истечении сорока дней сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год.

Некоторые монастыри принимают записки на вечное поминовение (пока стоит обитель) или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай).

Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего.

Что можно приносить в церковь в память об усопших. Жертва на храм — это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино.

Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, — хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших. Этот благочестивый обычай дошел до наших времен.

На поминальный стол, который устраивается в церкви возле кануна, приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор.

То, что принесено в храм, надо оставить на поминальном столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (в принесенное можно положить записку с именем усопшего). Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.

Для особой еженедельной молитвы об умерших Церковь назначила субботу. Субботы, в которые совершается вселенское, или всецерковное, поминовение, называются «родительскими субботами».

Мясопустная вселенская родительская суббота.

Основанием для установления этого поминовения послужило то, что в воскресный день перед мясопустной неделей (масленицей) Святая Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова, и потому накануне этого дня, как бы в день, предшествующий Страшному суду Христову, Церковь молится обо всех от Адама до нынешних дней усопших «в правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех, яже (кого) вода покры, брань пожат (война истребила), трус объят (землетрясение поглотило), убийцы убиша, огнь попали, бывшие (в) снедь зверям, птицам и гадам, погибшие от молнии и измершие (умершие) мразом (на морозе); яже уби меч, конь совосхити (унёс, похитил), яже удави плинфа (придавила плита, камень) или персть посыпа (землей засыпало), яже убиша чаровная напоения (колдовские напитки), отравы, костная удавления, – внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, – предстательствует, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния».

Троицкая вселенская родительская суббота. Как перед воспоминанием о Страшном суде в неделю мясопустную Святая Церковь обращает мысли христиан к будущей участи умерших и назначает моление о них, так после воспоминания об искуплении всех людей Спасителем Святая Церковь воспоминает об умерших и назначает особый день для молитвы о них, именно – субботу перед Пятидесятницей (Днем Святой Троицы).

В Святую Четыредесятницу (Великим постом) Литургия не совершается ежедневно. Посему Святая Церковь, чтобы не лишить умерших спасительного ходатайства своего, установила, вместо ежедневных поминовений, совершать трижды вселенские поминовения в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель (седмиц) Великого поста.

День поминовения усопших во вторник Фоминой недели (второй недели после Пасхи) называется радоницей, потому что в этот день приветствуют умерших радостной вестью о Воскресении Господа: живые «христосуются» с усопшими, принося на могилы и окрашенные яйца, некоторые оставляют яйца на могилах. (Устраиваемые на могилах в пасхальные и иные дни «поминки» с крепкими напитками, с закусками – это обычай нецерковный, противоречащий смыслу православного поминовения усопших).

Димитриевская родительская суббота, бывшая сначала днем поминовения православных воинов, установлена великим князем святым Димитрием Донским.

Одержав 8 (21) сентября 1380 года знаменитую победу над Мамаем на Куликовом поле, великий князь Димитрий предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в Димитриевскую субботу – перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского 27 октября (8 ноября).

Впоследствии православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, но вместе с ними и всех вообще усопших братий своих.

К частному поминовению умерших относятся: третины, девятины, сорочины и годовщина.

Поминовение усопших на третий день после смерти есть предание апостольское.

Оно совершается, во-первых, потому, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Единого в Троице, хранил невредимой веру, принятую во Святом Крещении, и так как он в течение жизни молился об отпущении грехов Единому в Троице Богу, то и по преставлении его Святая Церковь творит о нем поминовение на третий день; во-вторых, потому, что он сохранил три евангельских добродетели, являющиеся основанием нашего спасения: веру, надежду и любовь; в-третьих, потому, что существо его имело тройственный состав – дух, душу и тело, которые согрешают вместе и потому, по переходе человека в загробный мир, все три требуют очищения от грехов.

Кроме такого богословского значения поминовения усопших на третий день, есть еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души.

Когда святой Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить ему значение церковного поминовения на третий день, то Ангел отвечал ему: «Когда на третий день бывает в Церкви приношение, тогда душа умершего получает … облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, – получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. На третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на Небеса, для поклонения Богу всяческих».

На девятый день Святая Церковь молит Господа, чтобы душа усопшего удостоилась быть причтенной к лику святых молитвами и ходатайством девяти Ангельских чинов.

Святой Макарий Александрийский, по откровению Ангельскому, говорит, что после поклонения Богу на третий день, повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Всё это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Творца. По рассмотрении в течение шести дней всей радости праведных она опять возносится Ангелами на поклонение Богу.

Основываясь на предании Апостолов, узаконивших в Церкви Христовой древний обычай иудеев – оплакивать умерших сорок дней, Святая Церковь справедливо и благочестно с древнейших времен установила правило творить поминовение усопших в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день (сорочины).

Как Господь Иисус Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и Безкровные Жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать, дабы победить врага, воздушного князя тьмы (диавола) и получить в наследие Царство Небесное.

Святой Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души человеческой по смерти тела, продолжает: «После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения… По этим разным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в оных. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения».

День смерти христианина есть день рождения его для новой, лучшей жизни. Вот почему мы отмечаем память наших усопших по истечении года со дня их кончины (годины). Празднуя второе рождение их для Неба, мы умоляем милосердие Божие, да милостив будет Господь к душам их, да подаст им вожделенное отечество в вечное наследие и сотворит их вновь жителями Рая.

Так как любовь, по слову Апостола, никогда не прекращается (1 Кор. 13, 8), то смерть не расторгает нашего союза любви с усопшими нашими близкими: мы особенно возобновляем память о них ежегодно в дни кончины их – годовщины.

(338)

Источник: http://kazhan-haradok.cerkov.ru/tainstvo-pominovenie-usopshix/

Ссылка на основную публикацию