Кремация. отношение православия к кремированию

Как Церковь относится к кремации? — Православный журнал «Фома»

У разных народов и в разных странах существуют различные обряды погребения усопших. Христианское мировоззрение сформировало свои традиции. Однако современные реалии жизни тоже диктуют свои условия.

В крупных городах все сложнее найти место на кладбищах, традиционное христианское погребение в землю может стоить очень дорого, и в результате кремирование усопших происходит все чаще.

5 мая 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял документ «О христианском погребении усопших». 

Традиции христианского погребения связаны с верой в телесное воскресение умершего и отношение к телу как «храму Божию», а потому для православного христианина важно, чтобы к его телу с почтением относились и после смерти.

Вот как об этом пишет митрополит Сурожский Антоний: «Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания.

Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело — центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело.

И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело».

В документе «О христианском погребении усопших» говорится о том, что погребение усопшего в землю ближе к библейской традиции, чем кремация: «Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) и «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42). «Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7)».

Однако нельзя говорить о том, что кремация лишает человека надежды на спасение. Марк Минуций Феликс, умерший в самом начале III века, четко сформулировал отношение христиан к разным обрядам погребения «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».

Материал по теме

Что Церковь думает о кремации?

Что Церковь думает о кремации и почему?

Эта точка зрения остается неизменной и в наши дни.

Православная Церковь считает «нормой захоронение почивших христиан в земле», а к кремации относится «со снисхождением»: «В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации».

Для того, чтобы понять, почему Православная Церковь так заботится о целостности человеческого тела даже после смерти, достаточно процитировать преподобного Симеона Нового Богослова: «Как Христос божественною Своей силою сделал Тело Свое иным, то есть духовным, и так воскресил его от гроба: так и мы сделавшись прежде здесь подобными Христу по душе, тогда (при всеобщем воскресении из мертвых) станем подобны Ему и по телу, — люди по естеству и боги по благодати, как и Христос, будучи Бог по естеству, соделался человеком, как есть человек, по великой Своей благости».

Фото анонса СПДА

(13 votes, average: 4,46

Источник: https://foma.ru/kak-tserkov-otnositsya-k-krematsii.html

Никита Филатов. Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви / Православие.Ru

    

Протоиерей Владислав Цыпин: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»

Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?

– Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией.

Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных.

Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.

Насколько категорична Русская Православная Церковь в вопросе допустимости кремации?

– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии.

Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения – это кремация.

Только этот способ разрешен законами страны.

Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?

– Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация.

Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше.

Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении – горожане.

Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.

Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?

– Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах.

О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, – но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.

Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…

– Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище – это школа философии.

Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее.

Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ.

Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.

Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?

– Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/81602.html

Можно ли кремировать православного человека

Смерть – одно из самых страшных событий в жизни каждого человека. Многие говорят о том, что можно исправить любую ошибку до тех пор, пока еще ты жив. Данное событие приносит немало горя родным и близким тех, кто покидает нас. У разных народов есть свои традиции обряда погребения.

Христианство также сформировало свои традиции. Но в современном мире есть определенные реалии, которые диктуют свои условия. Так как цены на традиционное захоронения достаточно высоки, а также количество мест не так уж велико, то распространенно такое явление как кремация.

Что говорит церковь о том, можно ли кремировать православного человека?

Что значит кремировать

Данной процедурой называют сожжение трупов в специальных печах. В основном его проводят перед погребением. После кремации прах помещают в специальную погребальную урну, после чего она может быть захоронена различным путем.

Первые воспоминания о кремации были зафиксированы еще в эпоху древнего палеолита. В Европе кремация была широко распространена в Древней Греции. Затем она перенеслась в Древний Рим.

В христианстве кремацию считали признаком язычества. Именно поэтому погребение в землю получило большое распространение. До 18 века кремация была запрещена в Европе под угрозой смертной казни. Со временем количество смертей росло и городским властям было сложно справляться с числом умерших. Начали появляться братские захоронения перед домами.

Такие кладбища вызывали эпидемии и смертность росла. После открытия микроорганизмов было определенно, что это является источником опасности для людей. Именно поэтому вспомнили о кремации. Только эту процедуру необходимо было проводить таки образом, чтобы не оскорбить усопшего или его родственников. Обычные костры не подходили, а потому начали строить крематории.

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов.

Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи. Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь.

Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

Отношение православия к кремации

Кремировать или хоронить православного зависит исключительно от решения родственников или последнего желания умершего. В настоящее время современные христианские конфессии принимают такое явление как кремация.

Обязательно к прочтению:  Как правильно называть грехи на исповеди

Они основываются на словах раннехристианского церковного писателя о том, что он не видит никакого вреда в сожжении, но как и ранее привыкли зарывать трупы в землю. Но православные священнослужители говорят о том, что при выборе кремации или захоронения, стоит выбрать вариант сохранения тела в гробу.

Ответ христианской церкви на вопрос почему нельзя кремировать заключается том, что кремирование не даст возможности родственникам усопшего на утешение и молитву. Хоть это также спорный вопрос. Все зависит от необходимости проведения данной процедуры. Церковь не отрицает проведения данного процесса и не запрещает его, она просто терпимо относится к такому проявлению.

Почему православных не кремируют

Такой вопрос является неправильным. Церковь не запрещает сжигать тело умершего человека. Так, например, Русская православная церковь относится неодобрительно к кремации, но тем не менее не запрещает священникам проведение всех служб по умершим перед сожжением.

В Библии сказано что должна быть прочтена молитва об усопшем после смерти, но конкретно ничего не указано о том, как проводить захоронение тела усопшего. Часто в священных письменах говорилось о захоронении тел в пещерах или в земле. А фраза «из праха вышел и в прах превратится» говорится не о способе погребения, а о том, во что превращается тело после смерти.

Разное отношение к кремации прежде всего обусловлено различным пониманием предназначения человеческого тела или смерти. Это и может вызвать боязнь того, что таким образом мы можем причинить боль или неуважение к телу усопшего.

Погребение после отпевания

На вопрос, можно ли кремировать православного христианина после отпевания можно положительно ответить. Церковь разрешает проводить все обряды после смерти перед сожжением тела. Именно поэтому можно не задумываться о том, что православные погребальные обряды не будут проведены.

Обязательно к прочтению:  Куда ставят крест на могилах у православных

По поводу способа погребения есть как минимум два различных толкования:

  • Одни рассматривают сжигание тела как веру в мир неба, куда душа с помощью огня перемещается вместо захоронения в землю.
  • Вторые же говорят, что погребение мертвого тела в землю имеет отношение к языческим обрядам. Тем самым христиане, которые приходят на могилы, чтобы почтить память усопших, также взяты из язычества.

Какой способ захоронения выбрать зависит от желания умершего или его родственников. Но необходимо помнить, что важнее всего будет та память, которую Вы будете хранить в своем сердце о них.

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/mozhno-li-kremirovat-pravoslavnogo-cheloveka/

Православная церковь о кремации: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

  • Процедура кремации и ее история
  • Отношение православия
  • Священники о кремации

Смерть — это естественное окончание жизненного пути любого человека и каждый с ним столкнется. У каждого народа были и существуют разные обряды погребения умерших, но сегодня становиться особенно популярна кремация. Что говорит об этом Русская православная церковь? Некоторые священники крайне отрицательно отзываются о процедуре и отказываются присутствовать на таком погребении мертвых.

Читайте также:  Как получить наследство, срок принятия, налог на наследство, срок наследования

Процедура кремации и ее история

Прежде чем узнать, что по этому поводу думает Русская православная церковь, необходимо разобраться в самом этом процессе.

По сути, это просто сжигание трупа при очень больших температурах так, что в итоге от человека остается лишь горсть пепла. После процедуры прах помещают в погребальную урну и ее хоронят на кладбище либо же (сегодня это модно) пепел рассеивают над землей.

Кремация – один из видов погребения

С экономической стороны городским управлениям процедура выгодна, ведь не нужно отделять места под кладбища, а даже если и надо, то погребальных урн на одну и ту же площадь влезет больше, нежели полноразмерных гробов. С точки здравоохранения процесс также положительный: не надо хоронить инфицированные тела, они не выделяют трупный яд, не заражают землю и пр.

Исторически так сложилось, что предки предпочитали также сжигать умерших, а не хоронить их. Процедура кремации была распространена в Древней Греции и Риме. Сжигали мертвых и викинги, отправляя горящие ладьи с телами в море. Однако делали они потому, что не верили в вечность и воскресение мертвых. Считалось, что душа человека перерождается в новом теле, поэтому старое можно уничтожить.

С приходом христианства эту традицию отнесли к языческим и постарались полностью забыть — в Европе до XVIII века она была запрещена под страхом казни. Но в те времена число умиравших вследствие эпидемий и моров серьезно увеличивалось, а выделять места под захоронения было невозможно и начали появляться братские могилы. Тогда правительство решило пересмотреть отношение к сжиганию тел.

На сегодняшний день разрешают сжигание умершего:

  • буддизм;
  • индуизм;
  • джайнизм;
  • синтоизм;
  • различные языческие ветви;
  • свидетели Иеговы.

Отрицают эту процедуру и запрещают ее:

  • ислам;
  • иудаизм;
  • греческая православная церковь.Кремация не является православной традицией

Касательно последнего пункта: в Греции церковь не отделена от государства и поскольку она запрещает сжигание, то на территории государства (также острова Кипр) нет ни одного крематория.

Что касается основных христианских конфессий, то они придерживаются слов Минуция Феликса, который сказал, что «христиане не боятся этой процедуры и вреда от сжигания покойников нет, но лучше придерживаться древнего обычая захоронения, который более полезен и назидателен».

Отношение православия

Традиция сжигать тела относиться к язычеству, а для православного человека могила — это символ воскресения. Бог помещает Духа Святого в тело человека, и оно становится Его сосудом, поэтому в послании Коринфянам Павел пишет заботить о своем теле. Во время смерти и процесса захоронения телу отдают почести, как сосуду Божьему и засыпают в землю для последующего воскресение.

Господь сохраняет элементы плоти, чтобы в день Воскресения даровать им новую жизнь. Иисуса Христа после смерти также погребли в гробнице, так и христианам следует погребать своих умерших.

На Архиерейском соборе Русской православной церкви не было признано кремацию нормой для погребения, но при этом церковь не будет лишать поминовения тех христиан, которые были не погребены в землю, а сожжены. Более подробно о соборе и его решениях можно прочитать в документе «О христианском погребении усопших».

Православная церковь рекомендует традиционный способ погребения

Также Священный синод издал еще один документ, призвав священство не осуждать кремацию и людей, которые предпочли такой способ захоронения, но относиться к нему как к нежелательному.

Важно! Православная Церковь (как и католическая в этом вопросе) не запрещает кремировать умерших, но рекомендует выбирать традиционный способ погребения.

Этот вопрос решает сам человек в своем завещании, либо его родственники после его смерти, но священники могут упоминать и читать панихиды за таких покойников.

В Библии есть лишь одно обязательное условие для погребения — чтение молитвы по усопшему, поэтому на кремацию, как и на панихиду следует призывать священников для проведения погребальной службы. При этом, обязанностью священников является напоминание прихожанам об отношении Церкви к этому процессу. После кремации прах должен быть захоронен в земле.

Священники о кремации

Мнение священства полностью совпадает с общими церковными положениями о кремации. При этом они говорят:

  1. Митрополит Смоленска Кирилл уточняет, что кремация не является православной традицией, а христиане верят в воскресение мертвых. Кремируя человека, люди как бы разрушают эту веру. Речь тут, скорее, о символах, нежели о реальных предметах, ведь тело, погребенное традиционным путем в земле также подвержено разложению. Кремация же выступает как осознанное разрушение тела и отказ от спасительной веры в Господа. Поэтому следует избегать сжигания мертвого тела, если есть такая возможность.
  2. Диакон Кураев, цитируя древнего христианского мыслителя Минуция Феликса также утверждает, что Господь имеет силу воскресить любое тело, как бы оно не было погребено. Но при этом традиционное захоронение является более гуманным и человечным, нежели сжигание. Этот процесс насыщен библейской символикой и более утешительно для близких. Именно поэтому Церковь рекомендует уклоняться от сжигания тел, ведь это умершему уже безразлично, но ранит провожающих его в тот мир.
  3. Протоиерей Владислав Цыпин согласен с церковными положениями о кремации и говорит, что этот процесс является неуважением к телу покойного. Но при этом подчёркивает, что Церковь не категорична в этом вопросе и допускает такой способ погребения.

Таким образом, кремировать православного христианина возможно и допускается Церковью. Но обязательно должны быть перед этим проведены традиционные погребальные панихиды.

Совет! Если есть возможность похоронить человека привычным способом, то лучше придерживаться традиции.

Кремация. Православный взгляд

Июн 15, 2018 23:13Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-o-krematsii.html

Можно ли кремировать православного человека: за и против

Смерть — логическое завершение жизненного цикла, естественный процесс. После того как человек умирает, у родственников возникает множество проблем как эмоциональных, так и материальных. С эмоциональными всё понятно — время лечит, а вот с материальными придется напрячься. Ведь как места для захоронения, так и дела, связанные с погребением и поминками, отнюдь не являются бесплатными.

Кремировать или нет

Итак, места на кладбищах и услуги похоронных агентств дорожают каждым годом, а оформление всех требующихся документов может занять несколько недель. Кремирование намного дешевле и быстрее.

По этой причине как на Западе, так и у нас всё больше стало распространяться кремирование. Но многие задаются вопросом, не противоречит ли эта процедура канонам православной церкви, ведь никто не хочет оскорбить душу умерших родственников, согрешить и пойти против религиозных правил.

Как это происходит

Кремирование — это сожжение тела умершего в специальной печи. После этого прах человека помещается в специальную урну, заранее подготовленную родственниками, далее следует захоронение различными способами: можно предать прах земле, хранить урну на камине в лучших американских традициях, или даже развеять его, где пожелал умерший.

Интересно, что впервые о кремировании было упомянуто ещё в Древнем Риме и Древней Греции. С приходом христианства эта процедура стала считаться варварской, поэтому о ней забыли вплоть до 18 века.

Население городов росло, кладбища не справлялись со своей функцией, тогда власти решили устроить братские могилы прямо в городе, что повлекло за собой антисанитарию и страшную эпидемию. Ничего не оставалось, кроме строительства крематориев.

В современном мире вопрос о кремации решается близкими родственниками или последней волей умершего. Некоторые конфессии, такие как католичество и протестантство, принимают сожжение тел как нормальное явление. Некоторые не понимают, зачем кремируются тела, более того, они думают, что этого делать нельзя.

Каноны православия и кремация

Кремировать христианина — значит совершить грех. Этот вопрос поставлен некорректно, современная православная церковь не относится к процедуре благосклонно, однако никто не откажет в проведении отпевания крещеного перед сжиганием тела. При желании отпевать Христиана можно даже дома или за дополнительную плату в РПЦ.

Новый Завет повествует, что после смерти должна быть прочитана молитва «Об Усопшем», однако там нет конкретных указаний, как правильно следует хоронить человека.

Противоречия по поводу этой процедуры связаны с вопросами о смерти и предназначении человеческого тела.

Церковь может ответить положительно на вопрос о кремации если:

  • Человек умер своей смертью (не самоубийство).
  • Были проведены все необходимые обряды.

Однако существуют следующие толкования этой проблемы:

  • Тело с помощью сжигания возносится в небесный мир.
  • Сожжение трупов — дань язычеству.

Игумен Федор протестует против кремирования, так как это противоречит всем традициям русского народа. Он делает ссылку на прошлое и заявляет, что первые крематории в России появились только при Большевиках, все культурные люди восприняли это нововведение как дикость и оскорбление памяти умерших.

В СССР кремация была очень распространена, однако после падения супердержавы эта процедура продолжает стремительно набирать популярность. Чтобы узнать, как православная церковь относится к кремации, спросили у некоторых духовных лиц.

Принципиальная разница состоит в том, что восточные религии относятся к телу как к тюрьме, в которой заключена душа и от которой надо поскорее избавиться. В православии тело — храм, оберегающий душу человека, и отношение к нему должно быть соответствующее.

Игумен Федор

Сжигая тела умерших, мы символически отказываемся от веры в воскрешение мертвых, которое проповедовал Христос. Но это только символы, в земле тело также становится прахом, а Господь может восстановить прах из мельчайших молекул, ведь он создал мир из пустоты.

Патриарх Всея Руси Кирилл

Несомненно, предание тела земле более человечно и насыщено библейской символикой, это может утешить скорбящих близких. Кремация не есть ударение в грех.

Профессор Духовной Академии протодиакон Андрей

А также кремация может проходить по причине определенных обстоятельств. Самый распространенный из них — сложная финансовая ситуация в семье усопшего или отсутствие кладбища рядом с местом жительства умершего.

Ещё случается, что кремирование проводится по санитарным причинам или по причине подзахоронения одного родственника к другому.

Может случиться, что умирающий, не желая обременять своих родных на большие траты, завещал его кремировать. К последней воле человека надо отнестись с пониманием и исполнить её.

Но если человек сделал этот выбор из-за противоречия с религией, то это очень плохо.

В этом случае церковь разрешает нарушить последнюю волю и провести похороны по всем христианским традициям, так будет лучше для души усопшего.

У кремированных людей можно проводить отпевание на равных правах с остальными, хотя в последнее время говорят, что это невозможно.

Но это всё нелепости, раздутые людьми, непонятно почему, — подтверждает священник, развеивая этот околорелигиозный миф. В целом отношение православной церкви к кремации тела умершего двоякое.

Но важно осознать, что такое погребение верующего христианина — не грех.

Выбор правильного способа захоронения зависит от финансовых возможностей, желания родственников и последней воли умирающего. Но необходимо осознавать, что важнее всего память, которая будет храниться в сердцах близких.

Можно ли кремировать православного человека

Источник: https://molitva.guru/interesno-znat/mozhno-li-kremirovat-pravoslavnogo-cheloveka-za-i-protiv.html

Вселенское православие как церковь относится к кремации человека

Сегодня по-настоящему мало кого интересует, как церковь относится к кремации человека. Этот вопрос муссируется в СМИ для успокоения собственной совести, чтобы найти красивое объяснение дикому отношению к телу покойника.

Вся суета вокруг финансовых проблем с захоронением, особенно в больших городах, действительно вызывает у близких усопшего дополнительные проблемы. Но терять свое человеческое лицо, не говоря уже о христианском мировосприятии, не стоит.

Ведь дело не только в традиции, на чем настаивает церковная иерархия, но главное — в отношении к вере, которую попирают все кому не лень с попустительства и стыдливого молчания тех, кто еще отождествляет себя с православием.

Свидетельства седой и недавней старины

Кремацию придумали во времена построения Вавилонской башни, когда люди были наказаны за стремление стать выше Бога.

Именно в этот момент возникло язычество и многобожие, а вместе с ними — атеизм, материализм и прочие культы. Сжигать труп, когда нет ничего святого, проще и выгоднее.

Бизнес на мертвых также появился не сегодня. Древние жрецы знали толк в добывании денег на горе других людей.

До революции в России вопрос, почему нельзя кремировать покойника, имел только негативный ответ. Горожане составляли меньшинство в процентном отношении ко всей численности населения страны. Большая часть людей жила в сельской местности и проблем с местами для кладбищ не возникало, земли хватало всем.

Сотни лет христиане хоронили своих родственников и знакомых на погостах — деревенских кладбищах. Никому и в голову не приходила страшная мысль зарабатывать на этом деньги. Даже самый убогий находил упокоение под христианским крестом, как символом воскресения.

После 1917 года в СССР было официально разрешено подвергать кремации усопших.

Мнение Православной Церкви власть имущих тогда не интересовало. Бога нет, личность после смерти полностью уничтожается, бытие правит сознанием — эти и прочие коммунистические догмы привели к появлению языческих мумий типа ленинской в центре столицы, а по всей стране — многочисленных крематориев. Первое подобное заведение было организовано уже в 1920 году.

Вскоре в Кремлевской стене появился колумбарий, где замуровывали урны с прахом советских деятелей после кремации.

Буквально за 2 поколения благодаря насилию и пропаганде все эти циничные нововведения стали привычным явлением.

Уже 3 десятилетия большевизма не существует как планетарного явления, но разрешенный им ритуал сжигать упокоившихся людей продолжает благополучно шествовать по территории России.

Так 70 лет безбожного правления, урбанизация, западный образ жизни постепенно вытесняют благочестивый обычай и мешают отнестись к покойнику как к человеку.

Причины распространения кремации на русской земле

В настоящее время РПЦ, как и во все времена, категорически против кремации. Но этого уже недостаточно. Ведь идеи бессмертны — будь они языческие, еретические или коммунистические. Все они направлены на борьбу с Богом.

Сегодня активно возрождаются храмы. Явная атеистическая пропаганда притихла. Но сжигание усопших христиан, тем более православных, продолжается.

Что может являться источником подобного отношения, как не отсутствие настоящей веры?

Читайте также:  Життя – це поїзд в нікуди ? про сенс життя після втрати.

Многие проходят таинство крещения, 1 раз в год на Пасху заходят в храм и считают себя истинными христианами.

Но как только дело доходит до отстаивания мировоззрения перед иноверцами или обстоятельствами, какими являются похороны, мужество куда-то пропадает.

Отсутствие с младенчества обучения верности Церкви, русским традициям, не говоря уже о понимании Православного учения, привели к возрождению подобной дикости.

Все крупные города России активно строят новые печи для проведения огненных похорон. В Санкт-Петербурге проблема с землей еще более актуальна, чем в столице. Городские кладбища переполнены, и людям приходится соглашаться на проведение языческого ритуала.

Ведь сожжение стоит гораздо дешевле, чем православное погребение. Другой важной причиной развития сети крематориев по всей стране стал экономический интерес заинтересованных деловых структур, властей предержащих и прочих элементов.

За место на кладбище в большом городе необходимо заплатить огромные деньги.

Что общего между языческим жертвоприношением, костром инквизиции и красивым крематорием?

Почему бизнес стал определяющей моделью в жизни русского человека? Это объясняется прерванной связью поколений, объединенных верой и традицией. Экономическая зависимость от доллара вынуждает большинство людей, не обремененных христианскими знаниями, жить в соответствии с теорией Дарвина.

Если предки были обезьянами, то их можно спокойно отправлять в печь. Отношение же Церкви к кремации — только отрицательное.

Сегодня в Германии витает идея о строительстве пирамиды по примеру пирамиды Хеопса, где можно упрятать 50 млн. урн с прахом сожженных трупов.

Такой план вполне совпадает с другим модным намерением демократии — разрешать проведение эвтаназии смертельно больных. В некоторых «гуманистических» странах она стала уже законом. Вскоре немецкие концлагеря времен Второй мировой войны окажутся детской шалостью.

Ведь нужно значительно увеличить количество крематориев для сжигания убиенных «врачами» людей.

Это связано с древним верованием в то, что тело — темница для души. Поэтому от него нужно поскорее избавиться, как от временного и вредного явления. Средневековые инквизиторы отправляли на костры уже живых людей, но под видом борьбы с крамолой.

И только Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь стала на пути распространения кощунства с лицом гуманизма над душами живых и телами почивших православных.
В каждый христианский обряд вложен определенный смысл.

Не исключением являются:

  • появление на свет;
  • крещение;
  • отпевание;
  • смерть и погребение.

Кремация напоминает «пещь огненную», описанную в Евангелии, «где будет плач и скрежет зубов». Но это не означает, что все сожженные будут отправлены в ад. Бог судит по иным критериям, а не по способу погребения.

За сознательное пренебрежение словами Священного Писания придется нести ответственность.

Церковь советует не допускать кремировать христиан по причине не только того, что это может повлиять каким-то образом на участь покойника в вечности, но из-за нанесения духовного вреда живым.

Как относится православное сознание к сжиганию мертвых?

В настоящее время для оправдания кремации внедряется мнение, что разницы между традиционными похоронами и кремацией не существует. Ведь все равно тело становится прахом, как написано в Библии. Иногда люди тонут, сгорают в пожарах, и захоронить их невозможно. На это Православная Церковь дает серьезный и обоснованный ответ.

Согласно ее учению тело христианина — храм Духа Святого. И у большинства людей оно после смерти постепенно тлеет. Кончина сравнивается с умиранием зерна, которое, разлагаясь, дает плод. Так и тело после разлучения с душой ждет своего часа для всеобщего воскресения, «прорастая в земле».

О важности телесной субстанции свидетельствуют тысячи примеров нетления святых угодников. Например, в пещерах Киево-Печерской лавры находится более 200 святых мощей преподобных, которым уже более 1000 лет. Их тела не разложились в условиях высокой влажности и температуры воздуха.

Эти люди одарены Божественной благодатью, которая сохранила храм Духа Святого в целости.

Является ли кремация грехом, аргументированно может ответить только Истинная Церковь — Православная. В конце мировой истории произойдет всеобщее воскресение усопших, первым из которых был Иисус Христос. То есть восстанет тело и соединится с душой. Это действие подразумевает, что Бог в силе восстановить всего человека. А люди, сжигая труп, отказываются от веры в воскресение мертвых.

Священство не перестает повторять, что умерший назидает живых. Недаром в староеврейской традиции было такое правило: направлять на похороны молодежь и детей, чтобы они помнили о своей участи.

Евангельская истина, утверждающая, что у Бога нет мертвых, а все живые, еще больше подчеркивает важность отпевания и похорон.

Захоронение умершего в землю ближе библейской традиции, чем сжигание его в печи.

А что с душой?

Молитвы, направленные к Богу, успокаивают и умиротворяют любого грешника, если он был истинным членом Церкви, а не номинальным. Прихожанину, хоть немного разбирающемуся в канонах, близок и понятен чин, когда происходит отпевание покойника.

Душа, находящаяся в этот момент над собственным телом, все это видит и понимает. Что творится с духом сжигаемого, невозможно даже представить. Для неверующего живого родственника главное — выполнить все земные правила, чтобы при этом его не осудили соседи или знакомые.

Чаще всего у близких усопшего несколько задач:

  • купить престижное место на кладбище;
  • заказать самый лучший гроб;
  • устроить шикарные поминки с деликатесами и разносолами.

Но эти проблемы временно живых уже никак не касаются того, кто отошел в вечность.

Какое может быть отношение православия к кремации, если она в корне отметает понятие о загробной жизни? Живые просто не верят в существование иного мира, поэтому и допускают подобное действо.

Необходимо понимать, что усопшие не находятся на кладбище. Тут только прах, а духовная субстанция содержится до всеобщего воскресения в нематериальных обителях.

Люди, жившие в соответствии с заповедями Божиими и похороненные на разных кладбищах, в других государствах, встретятся в загробной жизни и будут вместе.
Тот, кто был богоборцем, не может быть вместе с верующим, даже если прожил десятки лет в супружеских или других родственных отношениях.

По-человечески этот момент понять можно, но у Бога свои замыслы. Многие спрашивают, можно ли отпевать покойника после сжигания, или лучше заочно провести чин погребения. Священству разрешено проводить заупокойную службу. Иначе это было бы противным православному учению.

Церковь не лишает усопших поминальных молитв, невзирая на тот или иной способ захоронения. Чин отпевания необходим душе покойника для того, чтобы она по возможности преодолела путь, на котором ей встретится бесовская орда.

Поэтому сожжение — это грех не усопшего, а тех, кто это сделал.

Источник: https://ProPohoroni.ru/nuzhno-znat/kak-tserkov-otnositsya-k-krematsii.html

Хоронить нельзя кремировать: что думает о кремации Русская Православная Церковь?

Россия переживает бум на кремацию. В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Почему в России кремация вытесняет привычные, веками устоявшиеся представления о похоронах? Как в Кирове бизнес ломает «устаревшие» понятия о кладбищах, и что думает о кремации Русская Православная Церковь?

Недавно прогуливался со знакомой вдоль массивной ограды Донского кладбища. Стены из красного кирпича навели на мысли о вечном.

– А я хочу, чтобы меня кремировали, – неожиданно выпалила подруга. – Чтобы не гнить.

До спора не дошло. Девушке 22 года, и она убеждена, что кремация – это современно, удобно и без лишних хлопот. Мои аргументы в поддержку традиционных похорон разбивались о невозмутимое спокойствие.

Россия переживает бум на кремацию. Ритуальные агентства через интернет предлагают решить все проблемы самым «современным» образом. А если у вас возникнут вопросы о том, что сжигать покойника в печи – традиция, мягко говоря, не наша, вам практически любой похоронный агент возразит: еще как наша!

Наверное, ничего удивительного в этом нет. СМИ слишком часто рассказывают о том, как в очередной раз кремировали известного и уважаемого человека. Кремация, по крайней мере для светских людей, – это уже привычное дело.

Вот на днях Русская служба новостей сообщила: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Об этом рассказал президент Союза похоронных организаций и крематориев России Павел Кодыш». В Москве, где действуют 23 православных монастыря и сотни храмов, ежегодно кремируют не менее 60 000 человек.

Цифру можно немного увеличить, поскольку Павел Кодыш отмечает, что «в Москве в год умирают 120 тысяч человек».

Мы попытались узнать, чем руководствуются люди, которые отправляют своих родных и близких в печь.

Привлекает цена на кремацию? Мода на популярный сегодня способ погребения? Наследие советского прошлого, когда впервые стали превращать людей в пепел в промышленном масштабе? Нехватка земли или дороговизна кладбищенских участков? Или это желание современного человека не думать о смерти? Попытка вычеркнуть любые напоминания о похоронах, покойниках и траурных церемониях?

Русская Православная Церковь неоднократно высказывалась по поводу кремации. В мае 2015 года Архиерейский Собор рекомендовал священникам относиться к кремации как к нежелательному явлению.

«Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как к храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле», – сообщается в специально подготовленном меморандуме «О христианском погребении усопших».

Слова Святейшего Патриарха Кирилла тоже не требуют пояснений и комментариев: «Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом.

Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры».

Кремация «под ключ»

Кремация – это дешево и современно. Это один из главных аргументов, который приводят сторонники огненных похорон. Чтобы получить информацию из первых рук, звоню в крематорий при Николо-Архангельском кладбище.

– 7100 рублей, – отвечает сотрудник крематория. – В эту цену входит музыкальное сопровождение. Еще регистрация умершего, перенос гроба, сама процедура кремации, прощание, гравировка и герметизация урны.

Правда, еще нужно приобрести урну, заплатить за гроб, который после церемонии прощания сжигают вместе с телом усопшего. Естественно, нужно не забыть про транспорт.

Чтобы окончательно понять, какие деньги нужно иметь, чтобы кремировать человека, обратился в Единую ритуальную службу. Здесь все предложения уже сформированы «под ключ».

– Цена на кремацию в 2 раза выросла с 1 июля. У нас гроб и транспорт стоят 17 000 рублей. В эту же сумму входят постель, подушка и тапочки, – на тапочках сотрудник агентства сделал особый акцент. – У нас принято христиан в тапочках на кремацию привозить.

В среднем за кремацию со всеми необходимыми атрибутами придется отдать в районе 30 000 рублей. Это без захоронения.

В Петербурге покойника сожгут, поместят в урну и разместят в колумбарии за 35 000 рублей. Это всего на 10 тысяч дешевле, чем традиционные похороны.

– Разница все-таки есть, – поясняет девушка. – За могилкой нужно же еще следить. Ограда, а потом и памятник. А урна с прахом хранится в нише вечно. Она не требует дополнительного ухода.

Поразительная закономерность. Подавляющее число сотрудников ритуальных фирм советовали мне воспользоваться услугами крематория. Аргументация простая: это в ногу со временем и никаких лишних движений. И только одна женщина с нескрываемым сочувствием сказала:

– Да уж похороните вы как полагается – в землю! В землю! Ну, 10 тысяч добавьте, ничего страшного!

Бесплатный участок на кладбище – или платная ниша в колумбарии?

После процедуры сожжения тела урну еще нужно захоронить. Чтобы уточнить стоимость этой услуги, обратился в ГБУ «РИТУАЛ». Это государственное бюджетное учреждение города Москвы. Через этот сайт выхожу на Рогожское кладбище. Захоронить урну в открытом колумбарии, то есть в стене, здесь нельзя. Но можно купить место для урны в специальной нише.

Колумбарий ухоженный

 – Это что-то вроде гранитного саркофага, – пояснили по телефону. – Цена зависит от рядности. Первый и пятый ряды стоят 70 000 тысяч рублей.

Первый ряд – это почти на уровне земли. А пятый ряд находится на высоте двух с небольшим метров.

– Это что-то вроде антресоли в коридоре, – слышу разъяснение по телефону. – Чуть повыше стоимость за второй ряд, третий и четвертый.

– Сколько это будет стоить? – спрашиваю.

– 90 тысяч, – ответил сотрудник Рогожского кладбища.

За эти деньги можно организовать скромные традиционные похороны для нескольких человек.

Разместить урну с прахом в открытом колумбарии на Химкинском кладбище предложили за 31 500 рублей. Это если ячейка будет расположена на уровне груди. За табличку придется заплатить отдельно – 5000 рублей.

Еще нужно прибавить гравировку. Сумма за гравировку складывается из количества знаков. Получается что-то около 40 тысяч рублей.

 Итого, чтобы кремировать и упокоить останки в открытом колумбарии на Химкинском кладбище, придется заплатить в среднем 75 000 рублей.

На Люблинском кладбище захоронить в землю урну с прахом можно за 110 000 рублей. Столько стоит 1 квадратный метр земли. Скамейка и ограда не предусмотрены – места слишком мало для такой роскоши.

«Взгляды у жителей больших городов не такие, как в глубинке»

Московская область, Перепечинское кладбище. Здесь столичные власти предоставляют участок под два захоронения совершенно бесплатно. На Перепечинке, как зовут это место агенты, заплатить нужно только за копку могилы.

Перепечинское кладбище

Читайте также:  Как вести себя с человеком, переживающим утрату

– В 20 000 рублей уложиться можно, – рассказывает сотрудник похоронной фирмы. – На кладбище ребятам на круг придется накинуть за копку могилы. Это такая традиция, – добавляет он.

Организовать традиционные похороны за 20 000 рублей предложили сразу несколько ритуальных служб. Правда, придется обойтись без венков, оркестра и прочего шика.

Похоронить любого неработающего жителя Москвы можно и без денег. На языке ритуальных агентов это называется «проводить в последний путь на безвозмездной основе». Единственное условие – трудовая книжка покойного должна быть закрыта.

Сторонники кремации могут возразить: мол, а как же памятник? А уход? Ограду же нужно красить. И делать это по возможности нужно каждую весну. А могила проседает, особенно когда свежая! Урна же с прахом, если из меди, – очень долговечная…

Сомнительные аргументы.

– Кремация – это удобнее и быстрее. Взгляды у жителей больших городов не такие, как в глубинке. Я имею в виду в духовном плане, – делится своими мыслями Дмитрий – диспетчер московского ритуального агентства.

«Земля должна быть для живых людей, а не для мертвых»

Вот и в Кирове люди обсуждают свой крематорий. Построить «социально-значимый объект» в городе решил предприниматель Андрей Катаев. Кремировать кировчан планируют по «низкой цене». 12 000 рублей – и дело сделано. А еще заплатить нужно за урну, гроб и транспорт.

Колумбарий заброшенный. Владивосток

    – Не будет больше создаваться новых кладбищ. Люди поймут плюсы крематория, и в течение одного-двух лет мы выйдем на отметку в 50% кремаций от всех умерших, – рассуждает Андрей Катаев. – Но так как люди у нас с трудом принимают всё новое, нам придется проводить какую-то своеобразную акцию, разъяснения среди населения, что кремация – это цивилизованный способ захоронения умерших.

Интересно, как будет проведена эта работа? Что это могут быть за акции?

К традиционному способу захоронений господин Катаев относится прохладно.

– На кладбищах грязно. Ну нет у нас такой культуры, как, например, в Европе, – рассуждает Катаев. – Для священников похороны – это бизнес: они отпевают. Для «ритуальщиков» – это бизнес, они хоронят в землю – это их хлеб, – отмечает Катаев.

То есть г-н Катаев решил, что кировчане не умеют вести себя на кладбище и лучше всего усопших отправлять в печь. И для него это совсем не бизнес!

В интервью предприниматель с энтузиазмом рассказывает о том, что «земля должна быть для живых людей, а не для мертвых». Это его слова. В них выражено его отношение к умершему человеку.

Создается впечатление, что дебатировать вопрос о кремации и не нужно, поскольку рано или поздно кремировать будут всех и везде. По крайней мере в этом уверены те, кто открывает новые крематории в стране.

Землю под захоронения даже в «дорогой и нерезиновой» Москве дают бесплатно. Сэкономить на кремации больших денег не получается, но количество урн с пеплом, по сравнению с могилами, всё увеличивается. Вот и подруга моя, которой всего 22 года, уже спокойно относится к тому, что ее тело могут сжечь.

В следующем материале мы рассмотрим, как насаждалась кремация в большевистской России. Узнаем, как к этому отнесся простой народ.

И попробуем ответить на главный вопрос: почему сегодня люди с такой легкостью выбирают огненные похороны без всякого принуждения и давления? Что изменилось за 100 лет в сознании общества, и почему очередной крематорий в глубинке нашей страны – это если еще и не традиция, но уже закономерность?опубликовано econet.ru

Источник: https://econet.ru/articles/74340-horonit-nelzya-kremirovat-chto-dumaet-o-krematsii-russkaya-pravoslavnaya-tserkov

ритуальные услуги

Нелегкий выбор: кремация или погребение?

Отношение Церкви к кремированию умерших христиан для многих остается загадкой. Однозначный ответ на нее, возможно, даст форум Межсоборного присутствия РПЦ — о том, что кремация станет одной из его ключевых тем, на днях сообщил РИА Новости заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

«Это тема актуальная. Я знаю, что многих православных верующих смущает сам факт кремирования тел. Считается, что это такая нетрадиционная для христианства форма погребения», — сказал о. Савва. Заодно он отметил, что сегодня у Русской православной церкви нет жестко сформулированного отношения к кремации, официально высказанного и полностью исчерпывающего эту тему.

Действительно, мало какой вопрос имеет столь сложное к себе отношение со стороны Церкви, как предание тел усопших огню.

С одной стороны, казалось бы, все ясно — умерших положено погребать на кладбище в освященной земле с выполнением всех положенных обрядов.

А последние, в свою очередь, жестко завязаны именно на традиционной практике предания тел земле. Об этом много говорится в соответствующих чинопоследованиях.

Вот некоторые наиболее характерные цитаты из текста отпевания, из которых ясно следует, что тело должно предаваться земле: «И тако вземше мощи отходим ко гробу последующим всем людем, предыдущем же священником… И полагаются мощи во гроб. Архиерей же, или священник, вземь перст лопатою, крестовидно мечет сверху мощей глаголя: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней… и тако покрывают, яко обычно гроб».

На всякий случай, уточним — под «мощами» в данном случае подразумеваются не мощи святых, а просто мертвое тело. Однако в разговорном русском языке это термин превратился в архаизм — сегодня его употребляют как обозначение для останков прославленного Богом подвижника, упуская эпитет, указывающий на его святость.

Еще отрывки из того же чина отпевания:

«Земля еси и в землю отыдеши» (Это уже цитата из Библии, 3 главы Бытия, стих 12), «земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем».

«Приидите убо, целуйте бывшаго вмале с нами, предается бо гробу, камением покрыватся, во тму вселяется, с мертвым погребается».

«Видяще предлежаща мертва образ восприимем вси конечнаго часа: сей бо отходит, яко трава посечеся, вретищем повиваем, землею покрываем».

Таким образом, богослужебная практика Православия просто не предусматривает погребения специально сожженного тела — тела погибших на пожаре хоронят обычным чином.

Однозначно отрицательное отношение к кремированию покойников и у официальных лиц РПЦ.

Вот, например, слова заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина: «Мы негативно относимся к кремации.

Конечно, если родственники просят об отпевании покойного перед кремированием, служители Церкви им не отказывают. Но люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом».

А вот хрестоматийное мнение и самого Патриарха Кирилла в его бытность председателем Отдела внешних церковных сношений в сане митрополита Калининградского и Смоленского. В ответ на вопрос жены смертельно больного он сказал следующее:

«…Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры.

Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого.

Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших.

В случае кончины вашего мужа вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».

В богословской литературе можно встретить еще и такой довод — сожжение тела усопшего является тяжким грехом — поруганием храма Божия: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:16-17).

Нередко вспоминается, что в России победоносное шествие крематориев началось вскоре после победы большевиков. Их позиция, кстати, была довольно двусмысленной: забальзамированные тела Ленина и Сталина — чем не попытка искусственно создать «нетленные мощи»?

Однако посмертное поклонение было привилегией умерших вождей Компартии — остальным же предписывалось превращение в пепел. Последнее даже пользовалось своеобразной господдержкой: заслуженных деятелей партии и государстве хоронили в нише в Кремлевской стене, куда могла поместиться только небольшая урна с прахом покойного.

С другой стороны, один из вождей ВКП(б) Лев Троцкий откровенно провозглашал крематории «кафедрой безбожия», а кремацию — антирелигиозным актом. Видимо потому, что, как это не прискорбно, понимал суть враждебной ему религии куда лучше, чем многие нынешние «индифферентные» верующие.

Действительно, отношение к телам умерших в христианстве (да и в иудаизме, и в исламе тоже) очень трепетное. В индуизме и буддизме тело считается «темницей для души».

А душу надо побыстрее освободить для последующего перевоплощения или для нирваны и прочих чисто духовных состояний блаженства.

Зато Библия говорит о грядущем Воскресении мертвых, каждого — в своем теле, пусть и наделенном Богом нетлением и вечностью.

Интересно заметить, что в весьма рациональном Израиле при его невероятной густонаселенности до сих пор нет ни одного крематория. Они не нужны ни иудеям, ни арабам — оба народа, несмотря на заклятую вражду во многом другом, в отношении к погребению усопших сходятся на 100 процентов.

Таким образом, сознательное желание уничтожить свое тело после смерти сразу наталкивает на мысль — а действительно ли такой человек верит в Бога Священного Писания? Конечно, ситуации бывают разные. Дороговизна традиционного погребения на кладбищах, особенно в крупных городах, «кладбищенская мафия», делающая его неподъемным для небогатых граждан — это, увы, тоже печальная реальность.

Еще одним важным моментом является желание семей похоронить всех родственников рядом для лучшей организации поминальных дней, да и просто для почитания дорогих людей. Но если рыть новую могилу рядом со старой на одном участке кладбищенские предписания зачастую не разрешают, то «подхоронить» урну с прахом новопреставленного к старым могилам вполне возможно.

В таких случаях даже самые ригористичные священнослужители обычно не слишком критикуют кремацию усопших. Правда, как справедливо заметил один батюшка, нелогичным выглядят ссылки на «бедность», якобы помешавшую организовать традиционного погребение покойника — и последующая установка ему же сверхдорогого памятника. Себя и священника обмануть ведь несложно — а с Богом такое не пройдет…

Выходит, что отношение Православия к кремации вроде как ясно, но это отношение официально нигде не регламентировано. Ну нет ни одного Канона, который бы прямо запрещал сожжение тел покойников перед погребением!

Каноны ведь, как и другие заповеди, являются, среди прочего, констатацией того или иного греха в среде верующих, и вызваны необходимостью регламентировать их поведение. А ни первым христианам, ни их потомках в Византии и «варварских королевствах» Европы в голову не приходило сжигать тела своих усопших сродников.

Ну, а когда кремация появилась в Европе, тогда Церковь была уже слишком разобщена, чтобы сформулировать общие и обязательные для всех новые каноны.

Поэтому большинство самых пламенных речей священнослужителей с критикой «новомодных веяний» обычно заканчиваются выхолащивающими суть всего сказанного концовками — «как бы умерший православный не был похоронен, его все равно можно отпевать, поминать, и его загробная участь зависит не от способа погребения, а только лишь от Суда Божьего». Что, кстати, тоже совершенно правильно.

И при всем уважении к решению работников Патриархии «жестко сформулировать отношение Церкви к кремации», маловероятно, что из этого выйдет что-то дельное. Хотя бы потому, что Межсоборное присутствие — это не слишком авторитетный орган, осуществляющий лишь совещательные функции — что-то вроде Общественной палаты, которую политики порой цитируют, но законы принимают все-таки в Госдуме.

И пока соответствующее решение не примет Архиерейский или Поместный Собор, все прочее в лучшем случае будут принимать к сведению. И выполнять лишь тогда, когда оно совпадет с личными убеждением верующего или священника.

Но может, оно и к лучшему. В конце концов, приведенные в этой статье мнения авторитетных иерархов известны уже давно. И тех, кто их не хочет выполнять, вряд ли напугают какие-то прещения. Опять же, среди последних вряд ли будет отлучение или запрет на поминовение — таких жестких мер ныне не предпринимают даже в отношении больших грешников.

Ну, а сложности с обеспечением «правильного» погребения усопшему христианину должны провоцировать не столько официальные запреты Церкви, но и принятие мер, которые облегчают этот процесс. А это уже задача не церковных институтов, а и власти, и всего общества.

Юрий Носовский

Источник: http://Ritual24.ru/articles/a81.Kremaciya_ili_pogrebenie_-_nelegkiy_vybor_dlya_pravoslavnogo_hristianina.htm

Ссылка на основную публикацию