Есть ли божия справедливость?

Справедлив ли Бог?

…милости хочу, а не жертвы

Мф. 9:13

Преподобный Исаак Сирин писал: «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой – милосердие, любовь и прощение».

Так что же такое справедливость? В Евангелии нет толкования этого понятия, поэтому поставим вопрос иначе: что люди понимают под «справедливостью»? Для ответа на этот вопрос понаблюдаем за людьми и разделим их на условные группы: 1-я группа людей использует это понятие для выражения своих эмоций. По существу, этим они декларируют свое право выступать в роли судей, и решать, как событиям следует развиваться. Особенностью этой группы, является то, что своё право судить они декларируют робко, а главной причиной такого их поведения является недостаточная глубина понимания явлений, с которыми они сталкиваются. Другими словами, эти люди обращаются к идее справедливости, поскольку не имеют ещё глубокого понимания идеи любви. Если такой человек будет развиваться духовно, то со временем он найдет замену идее справедливости и откажется от неё. 2-я группа людей находится в гораздо более худшем положении, чем первая. Эти люди, в отличие от первых, уже успели пройти определённый путь развития и зашли в тупик, они полностью остановились в своём духовном развитии и весь мир им видится враждебным. В качестве ответной реакции на мнимую враждебность мира, они проявляют постоянный критицизм, недовольство, гнев, и единственным оправданием такого поведения для них является мнимая неправильность в развитии событий и поведении других людей, которые они называют несправедливостью, в первую очередь по отношению к себе. Таким образом, для этой группы идея справедливости является необходимым инструментом для оправдания своего неверного отношения к жизни. В отличие от первых, они твёрдо убеждены в своём вправе судить всё и всех. 3-я группа – паразиты, сознательно и злонамеренно культивирующие понятие справедливости для манипулирования первыми двумя группами людей. Как видим, справедливость – удел тех, кто либо «недоучился», либо «заблудился», либо просто привык жить за счёт других, т.е. – удел людей малодушных, неспособных принять на веру всю глубину и дальновидность Божьего промысла. Так где же корень этого явления? К справедливости взывают, когда есть недовольство, а недовольство порождается только одним – страхом. Как известно, в основе любого страха лежит страх перед смертью. Поэтому причиной появления такого понятия как справедливость является страх перед смертью, который происходит от отсутствия знания и веры. Православие дает человеку знания и веру, избавляя от страха перед смертью и, как результат, уходят все остальные страхи, недовольство, гнев и… необходимость взывать к справедливости! Таким образом, Православие устраняет сам корень проблемы, плоды которой в виде навязчивых идей вроде справедливости мы наблюдаем в современном мире.

Так что же даёт Православие человеку взамен справедливости? Даёт милосердие! Ибо сам Творец милостив, Бог есть любовь, а не только лишь страшный Судья и Справедливец. «Ты, Господи, не гневаешься, когда недоволен, и не гневаешься, когда наказываешь. Если бы разгневался Ты, когда наказываешь, мир не стерпел бы гнева Твоего» (Преподобный Ефрем Сирин).

Справедливость, – как говорит профессор А.И. Осипов, – это не категория любви. Как писал Исаак Сирин: «Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах. Хотя Давид именует Его правосудным и справедливым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен. (…

) Милосердие и правосудие в одной душе – то же, что человек, который в одном доме поклоняется Богу и идолам. Милосердие противоположно правосудию. Правосудие есть уравнивание точной меры, потому что каждому даёт, чего он достоин, и при воздаянии не допускает склонения на одну сторону, или лицеприятия.

А милосердие есть печаль, возбуждаемая благодатью, и ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздает (злом), и кто достоин добра, того преисполняет (с избытком). И если в одном есть часть справедливости, то в другом есть часть злобы.

Как сено и огонь не терпят быть в одном доме, так правосудие и милосердие — в одной душе».

Бог никого не наказывает, человек сам выбирает свой путь.

Как писал Антоний Великий: «Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом – по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога – по несходству с Ним.

Живя добродетельно – мы бываем Божиими, а делаясь злыми – становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют.

Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах; то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть тоже, что сказать; солнце скрывается от лишенных зрения».

Не Бог от нас отдаляется, а мы от Бога, когда нарушаем главный закон – закон любви.

Препятствием к очищению человека есть сам человек!

Бог всегда один и тот же, Он не изменяем «Ибо один Бог творит все благое не из побуждений какого-либо страха или воздаяния, но по одной Своей благости.

Он обильно изливает всякие блага на достойных и недостойных; поскольку не может быть ни огорчен обидами, ни раздражен беззакониями людей, как вечно совершенная и по природе Своей неизменяемая благость (Преподобный Иоанн Кассиан)».

Преподобный Силуан Афонский говорил так: «О Боге нельзя сказать, что он несправедлив, т.е. что в Нем есть неправда, но нельзя и говорить, что Он справедлив так, как мы понимаем справедливость.

Святой Исаак Сирин говорит: «не дерзни Бога назвать справедливым; ибо какая же это справедливость – мы согрешили, а Он Сына Единородного предал на крест?» А к тому, что говорит преподобный Исаак, можно добавить: мы согрешили, а Бог Святых Ангелов поставил на службу нашему спасению.

Но Ангелы, как исполненные любви, и сами имеют желание служить нам и в том служении принимают на себя скорби. А вот бессловесных животных и прочую тварь Господь предал закону тления, потому что не должно было оставаться ей свободною от этого закона, когда человек, ради которого она сотворена, чрез грех свой стал рабом тления.

Так что, кто добровольно, а кто и не добровольно, но «вся тварь стенает и мучится до ныне», по слову Апостола (Рим. 8, 20-22), сострадая человеку. И это не есть закон справедливости, а закон любви».

Господь дал нам законы, следуя которым, мы соединимся с Ним. У нас есть Евангелие, святоотеческая литература, возможность во время Литургии соединяться с Господом Иисусом Христом через Причастие, и всё это нам дано благодаря Божьей любви.

Можно вспомнить, кто первым вошёл в Царствие Божье – разбойник, где же тут справедливость? Но все ли мы помним, что покаяние – это ключ, который призван помочь нам воссоединиться с Богом и избежать ада? Только искреннее покаяние, искреннее осознание своей греховности, смирение тут же спасают человека.

Воистину, будем милостивы, и спасемся!

Источник: http://spzh.news/ru/find/lost/article/spravedliv-li-bog

Божественная Справедливость! Есть ли справедливость в жизни?

Здравствуйте дорогие читатели! Сверх актуальный для многих людей вопрос от Алёны: Скажите, так всё-таки, есть справедливость в нашем мире или её нет? В современном обществе всё сложнее верить в божественную справедливость, когда видишь, что происходит вокруг. Да и как верить, как ощутить эту божью справедливость, если она всё-таки есть? Как её научиться видеть? “Просто верь” – такой подход, как говорят многие верующие и священнослужители, лично меня не устраивает, мне нужно что-то большее…

Сразу скажу, что атеистам, материалистам или людям в которых нет веры, которые негативно настроены по отношению к окружающему миру, увидеть и уж тем более ощутить божественную справедливость будет практически невозможно. Чтобы понимать и ощущать божественную справедливость, и получить соответствующую защиту со стороны Высших Сил нужно иметь хоть какую-то Веру в сердце и определённый духовный опыт.

Мы рассмотрим этот вопрос подробно, с соответствующими духовными практиками, с эзотерической точки зрения.

Есть ли справедливость в жизни и в этом мире?

Справедливость в этом мире, конечно есть! Но, опять же, не всякий её увидит.

Потому что большинство людей близоруки в духовном плане, они не способны охватывать своим сознанием ничего, кроме сиюминутных событий, на которые они могут реагировать лишь эмоционально, ругая всё и всех вокруг, когда что-то идёт не так как они хотят. Подавляющее большинство людей не могут отслеживать закономерности по которым выстраиваются события их жизни.

Основные законы и принципы Божественной справедливости!

1. “Каждый человек (каждое существо) в этом мире получит и получает в своей жизни только то, что заслуживает или что должен пройти для завершения своей эволюции на Земле, отработки кармических грехов и реализации своего предназначения”.

Именно поэтому люди проходят множество сложных и не всегда понятных для них самих жизненных уроков, в том числе, с определённой порцией страданий.

И даже если сам человек чего-то не осознаёт и не связывает в своём сознании, его душа понимает и помнит намного больше, поэтому ничего не проходит просто так.

2. Справедливость мира не всегда очевидна, потому что она реализуется по-разному и часто растянута во времени.

Но сути это не меняет – каждый человек в полной мере ответит за каждый свой поступок, хороший или плохой, за каждое действие и даже мысль.

Ответит в ближайшие несколько секунд или через 1000 лет – это решать Высшим Силам (Карме), и получит соответственно то, что заслужил, – либо наказание и соответствующую порцию страданий, либо награды по судьбе.

Именно поэтому можно наблюдать картину, когда откровенно негативный человек совершает свои злодеяния, а с ним много лет ничего плохого вроде бы не происходит. Окружающие люди всё это видят и задаются вопросом “где же справедливость?”.

И наоборот, человек вроде бы делает Добро, но ему почему-то не везёт по жизни и судьба не спешит его вознаграждать. Когда наказывать или награждать человека и каким образом это делать – решают не люди, а Высшие Силы. И решения они свои выносят строго в соответствие с Духовными Законами и на благо конкретной Души.

Поэтому иллюзия “несправедливости жизни” с человеческой точки зрения – это всего лишь иллюзия.

3. Реализует Закон Справедливости в пределах Земли – Карма и её Иерархия Света. Поэтому многим людям известен т.н. Закон Кармы или, как его ещё называют – Закон Причины и Следствия. Собственно “Следствие” это есть справедливое проявление и продолжение “Причины”.

И поверьте, Карма, Высшие силы – фиксируют абсолютно всё по каждому человеку: поступки, дела и их плоды, мысли и малейшие эмоциональные реакции.

Всё это глубоко анализируется и взвешивается, а затем ему даются те или иные события, возможности или лишения, разные уроки судьбы, в зависимости от того, что человек заслуживает, и что больше всего нужно его душе для очищения и развития.

Так же нужно сказать, что Закон Справедливости не нарушает Закон Свободы выбора (Закон Ответственности), а является его продолжением.

И если, например, человек выбирает путь зла – ему даётся такое право выбора, но придёт время и ответить ему придётся абсолютно за всё зло, что он совершил.

Чтобы глубже понять, для чего существует Зло и в чём его целесообразность, читайте статью – Что такое Зло? Определения и понятия.

4. Божественная справедливость может быть не понятна с точки зрения человека, потому что она направлена прежде всего на его бессмертную Душу, которая живёт на Земле не одну, а много жизней.

Именно поэтому в нашем мире можно наблюдать страдания маленьких детей, которые, вроде бы, ещё не успели их заслужить в этой жизни, не успели нагрешить. Но это совсем не означает, что души испытывающих страдания новорожденных безгрешны.

И даже когда маленький ребёнок страдает ничего не осознавая, как человек – его душа при этом вполне осознанно проходит свой урок.

Если что-то происходит, даже если это что-то очень жуткое, страшное, жестокое и бесчеловечное (война, насилие, др.), значит оно обусловлено кармически и обязательно есть причина, почему это допущено Высшими Силами и Законами Бога.

Всегда есть Высшая причина! Если эти причины в конкретных ситуациях понимать, всё будет видеться совсем по-другому, и приниматься тоже.

Тогда человек перестаёт наступать на одни и те же грабли по-много раз, потому что он правильно понимает уроки Высших Сил и правильно их решает.

Что значит принимать Божественную Справедливость?

Это очень важный вопрос в духовном развитии любого человека. Духовный рост – это поиск истины, поиск правды, поиск истинных причин происходящих с тобой событий.

И только тогда, когда человек принимает божественную справедливость, принимает справедливость всего происходящего с ним – он имеет шанс понять истинные причины происходящего и изменить свою жизнь, свою судьбу, поднимаясь на следующую ступень своего развития.

Что значит принять божественную справедливость? Это значит признать и принять внутренне, что данную судьбой ситуацию ты заслужил, что ты сам виновник всего того, что происходит в твоей жизни, и что ничего не происходит с тобой просто так, по воле случая. Кстати говоря, это и есть принятие 100% ответственности за себя и свою судьбу.

Большим заблуждением будет считать, что принимая справедливость – ты тупо бездумно смиряешься с той колеёй, в которой бредёшь по жизни, и признаёшь безысходность своего положения, что ничего изменить нельзя. Наоборот, принятие божественной справедливости – это ключ к изменению своей судьбы и решению любых проблем!

Есть два варианта – принимать и не принимать справедливость происходящего:

Если ты предпочитаешь говорить, что “судьба-чертовка ко мне не справедлива…”, “я этого не заслужил…”, “я не виноват, а виноват – Иванов, Петров, Сидоров, Бог или случай…” – ты просто безответственный человек, который пытается переложить ответственность за себя и свою судьбу на чужие плечи, который не хочет расти, развиваться и решать данные Судьбой и Высшими Силами жизненные уроки. Такие люди будут наступать на одни и те же грабли всю жизнь, получая по лбу, по печени, по психике, по всему телу…

Если ты принимаешь божественную справедливость – ты принимаешь то, что в тебе причина происходящих с тобой событий и неприятностей, а значит у тебя есть всё, чтобы эту причину осознать и убрать, и тем самым изменить свою Судьбу!  “Бог испытаний не по силам не даёт!” Принятие божьей справедливости в своей судьбе в целом и в каждой конкретной ситуации – это ключи к изменению и улучшению судьбы, к решению проблем, устранению всех кармических наказаний и ограничений, к очищению грехов.

Есть ещё очень важный эзотерический и духовный аспект этого вопроса!

Читайте также:  Монахиня ожила на третий день после смерти

По сути, человек не принимающий божественную справедливость в какой-то ситуации – не принимает урок данный Богом и его Судьбой, сопротивляется, упрямится, брыкается.

Это, как правило, сопровождается нарастающими претензиями и обидами на людей, на судьбу, в том числе на себя. В терминах духовного развития это называется борьба с Богом, рогатость, иными словами – Гордыня.

Только гордыня не по отношению к людям, а по отношению к Богу, что влечёт за собой на много более серьёзные негативные последствия (наказания).

Что при этом происходит? Какова реакция Высших Сил? Всё просто: если человек не принимает уроки Высших Сил, не хочет учиться, обижается, сопротивляется, ругается – он лишается Их поддержки, защиты и покровительства.

Когда с человека снимается покровительство Светлых Сил (Покровительство Бога), он становится уязвим для Тёмных Сил и попадает под прямое их влияние.

Далее они берут его на поруки, под своё крыло, со всеми вытекающими печальными последствиями – человек становится рабом Тёмных.

А если человек душой и сердцем принимает божественную справедливость – он впускает в себя Поток Золотого Света свыше, и получает Покровительство Светлых Сил и Бога в прохождении данного кармического урока, в решении соответствующих проблем. Получение покровительства Бога – это максимальная помощь, защита и поддержка Высших Сил, какую только возможно придумать, для роста, обучения, достижения Целей, устранения негатива и решения любых проблем.

Принятие Божественной справедливости касается не только правильного прохождения испытаний и неприятностей, но и всего позитивного, что человек может получить!

Если ты заслужил подарки от судьбы – принимай с благодарностью, не отвергай их! Часто можно встретить, что люди отказываются от возможностей и того хорошего, что дарует им Судьба и Бог, отказываются от того, что они справедливо заслужили. Такое, как правило, происходит из-за негативного отношения к себе и заниженной самооценки “этого не может быть”, “я плохая и ничего хорошего не заслуживаю”, др.

Нельзя отказываться от того, что заслужила твоя Душа, нельзя отказываться от помощи Бога и благоприятных возможностей по судьбе – это плевок в лицо Высшим Силам, и за это они не погладят по головке.

Поэтому важно понимать, что принятие Потока Божественной Справедливости – это и принятие всего хорошего, принятие наград, духовных и материальных благ в свою жизнь! Когда человек обучается принимать божью справедливость – в его судьбу автоматически начинает входить на много больше хорошего, чем раньше. Потому что, отфутболивая уроки судьбы и не принимая божественную справедливость, человек вместе с этим отбивает и благоприятные возможности, подарки по судьбе, всё то Добро, которое даётся Богом его душе. Помните об этом!

Как научиться правильно принимать божественную справедливость?

Практические рекомендации и духовные упражнения

Это не простая духовная задача, требующая различения и внимательности к себе. Справедливость можно якобы принимать, а можно принимать по-настоящему.

Например: два человека тяжело работают на стройке под палящим солнцем, каждый смирился со своей судьбой, вроде бы принял ситуацию.

Но один внутренне постоянно бурчит, генерирует претензии, жалуется и стонет, вырабатывая негатив, а другой работает с добродушием в сердце, с улыбкой и радостью, с позитивными мыслями о своём будущем.

Работают они примерно одинаково и одинаково долго, но одному будет становиться всё хуже (он разрушает себя накапливаемым непринятием и негативом), а другой “храм строит и радуется”, хоть ему физически и тяжело, его душа растёт и становится сильнее, в него входит энергия, ему помогает Бог, потому что он нашёл ключ – позитивное отношение (радость). Один сердцем так и не принял Волю Бога и Его справедливость по отношению к себе, а другой – принял и получил Его поддержку и Покровительство. Первый показатель покровительства Бога – это растущая радость в духовном сердце человека.

Если в какой-то ситуации вы испытываете внутри недовольство и претензии – вы не принимаете божественную справедливость, а соответственно не принимаете данный вам кармический урок. По-другому это называется – стать учеником, учеником Бога и своей Судьбы, учеником Высших Сил.

Ученичество перед Богом предполагает открытость и доверие к Нему, и коленопреклонение, правильное Смирение. И смирение это не предполагает обречённый фатализм и пассивное движение бревном по течению вниз.

Правильное Смирение – помогает принять божественную волю и, в конечном итоге, приводит человека к той духовной ступени, когда он может получить Власть над собой и своей Судьбой.

Как принимать божественную справедливость?

Лучше всего это делать с ручкой и тетрадкой, на бумаге, чтобы мысли не разъезжались, чтобы можно было прочесть написанное несколько раз, осмыслить и почувствовать.

Пример. Неприятная ситуация с какой-то тяжёлой болезнью, не дай Бог конечно. Как может выглядеть проработка (буду описывать с образами, что нужно представлять и ощущать при этом). Берём и прописываем у себя в рабочей тетради:

  • “Я принимаю поток Света, поток Справедливости от Бога в такой-то ситуации…“. Мысленно всё это проделываем.
  • “Я с добротой в сердце принимаю все уроки, которые даёт мне моя Судьба, которые задают мне Высшие Силы… и хочу понять все причины неприятностей и смысл испытаний…”.
  • “Я раскаиваюсь за непринятие божественной справедливости, за внутренние претензии и обиды на людей, на свою судьбу, на Бога…”.
  • “Я принимаю, мир справедлив, он подчинён кармичеким Законам, я хочу научиться принимать их, понимать, правильно определять и устранять причины всех неприятностей…”.
  • “В потоке Божественной Воли я хочу принимать всё то хорошее, что даёт мне Бог и Судьба, я принимаю всё Добро, что я заслужил развитием и делами… Я принимаю Награды и Подарки от Бога с благодарностью в сердце”.

Лучше всего прорабатывать этот вопрос в медитативном или полу медитативном состоянии.

Шаг 1. Вы расслабляетесь и успокаиваете своё сознание, в идеале входите в медитацию. Как это правильно делать – подробнее смотрите здесь.

Шаг 2. Направляете своим вниманием на себя, через макушку, поток золотого света от Бога и проводите настрой:

  • “Я открываюсь и принимаю Божественную Справедливость в такой-то ситуации“, повторяя эту программу много раз, наполняя себя светом, теплотой и вызывая принятие, доброту и радость в сердце.
  • “Я принимаю данный мне Богом кармический урок и хочу наилучшим образом решить его, пройти все уроки и испытания достойно, со светом и любовью в сердце…”
  • “Я принимаю божественную справедливость, благодарю Силы Света и Судьбу за обучение, за все уроки и испытания, я отпускаю все свои внутренние обиды и претензии, злость и неудовлетворённость навсегда. Я освобождаю от любого негатива свою душу и своё сердце…”.

Пробуйте, это работает очень мощно!

Будут вопросы – пишите мне! Если вы почувствуете, что вам нужна помощь Наставника или Духовного Целителя в решении каких-то сложных жизненных ситуаций, я также жду ваших писем!

Так же читайте статьи с практиками:

С уважением, Василий Василенко

Источник: http://www.psychology-faq.com/bozhestvennaya-spravedlivost-est-li-spravedlivost-v-zhizni/

Что такое справедливость и как добиться справедливости?

Про нее мы часто вспоминаем, когда думаем, что кто-то или что-то несправедливо по отношению к нам. Справедливость – это то, о чем многие мечтают. Что такое справедливость, справедливое общество и какого человека называют справедливым? Сейчас попробуем разобраться.

Что такое чувство справедливости?

Многих интересует, в чем заключается справедливость.

Под справедливостью принято понимать понятие, содержащее в себе требование к соответствию прав и обязанностей, труда и его вознаграждения, заслуг и признаний, преступления и наказания.

При отсутствии соответствия между такими составляющими уже может идти речь про несправедливость. Справедливость называют одной из главных составляющих этики. Помимо того, как черта характера она является добродетелью.

Что такое справедливость – философия

Нередко становился актуальным вопрос, что такое справедливость в философии. Данная проблема волновала философов и ученых долгое время.

В каждый исторический период это понятие трактовалось по-своему, что обуславливалось условиями жизни людей, их представлениями про окружающий мир, структурой общества и местом каждого человека в таком обществе.

Справедливость в философии является составляющей не только морального сознания, а и правового, экономического и политического.

Античные философы выделяли справедливость как основную категорию, с целью оценки состояния общества в целом. Особое внимание ей уделял Сократ, который называл ее не иначе как «драгоценнее всякого золота». Он пытался доказать существование общего понятия справедливости. По его мнению, несправедливость является неестественной, поскольку она возникает вследствие незнания.

Чувство справедливости – психология

Заботиться про благо других и понимать, что значит справедливость, человек начинает в возрасте 7-8 лет. Дети младшего возраста склонны вести себя эгоистично.

Проведенные швейцарскими психологами исследования показали, что трехлетние малыши, играя, оставляли конфеты партнера по игре себе, а уже семилетние игроки выбирали справедливый вариант.

Такой тип поведения отличает человека от животных, которые в своем большинстве ведут себя эгоистично.

Психологи говорят о том, что в будущем человек может поступать несправедливо по отношению к другим, если в детстве оказывался в неблагоприятных для себя ситуациях.

Злость, гнев, агрессия, отсутствие сострадания – все эти эмоции часто сопровождаются желанием негативно относится к окружающим.

Если же в сердце нет зла и человек ощущает себя счастливым, он будет стремиться нести добро и поступать по совести – справедливо.

Есть ли в мире справедливость?

Когда в своей жизни человек сталкивается с несправедливым к себе отношением, он часто задается вопросом, есть ли справедливость в этом мире и что такое справедливость вообще? Этот вопрос, скорее всего, относится к человеческому обществу. В природе вряд ли это можно наблюдать. Разве справедливо, что животное убивает того, кто слабее? Можно ли справедливым назвать то, что иногда добыча достается не тому, кто ею овладел, а тому, кто сильнее?

Справедливость бывает в человеческом обществе, но ее проявления не так заметны и порой даже принимаются как должное.

Зато когда по отношению к кому-то поступают несправедливо, это может и вправду очень сильно ранить. В такие моменты человек уверен, что весь мир настроен против него и нет в этой жизни справедливости.

Однако она существует и как часто будет проявляться зависит от самых людей и их желания жить по совести.

Виды справедливости

Еще Аристотель называл такие типы справедливости:

  1. Уравнительная – относят к равноправию людей и непосредственно к действиям. В ее основе равенство труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения.
  2. Распределительная – здесь важна пропорциональность в отношении к людям по определенным критериям. Принимать участие могут не менее трех людей, один из которых должен быть начальником.

Как добиться справедливости?

Хотите узнать, как восстановить справедливость? Предлагаем краткую инструкцию для тех, кто любит побеждать:

  1. Важно понимать, что для торжества справедливости не нужно только вздыхать. Если есть желание добиться правды, перестаньте плакаться и начните действовать. Вам предстоит вооружиться терпением, постараться собрать и проанализировать информацию. Вместе с тем обязательно хорошо подумайте над тем, стоит ли вопрос таких усилий. Постарайтесь объективно оценить ситуацию.
  2. Разберите интересующий вас вопрос. Соберите все данные и при необходимости обратитесь к действующему законодательству. Продумайте, как следует построить линию своего поведения.
  3. Не путайте месть и справедливость. Иногда обиженные люди думают, что нужно с обидчиками поступать так же. Однако всегда лучше отпустить обиду и простить человека, чем мучить себя негативными эмоциями.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-spravedlivost-i-kak-dobitsya-spravedlivosti

Справедлив ли Бог?

 Можно ли обвинять Бога в том, что Он посылает нам страдания, несчастия, скорби?! И говорить, что через это Его любовь исполняется? 

Вопрос о Божественной справедливости – сложный. Наверное, трудно назвать Бога справедливым. Даже невозможно. Божественной справедливости мы не замечаем. Да мы и не ищем у Бога никакой справедливости. Мы ищем у Него милости.

Там, где есть милость и любовь, не может быть справедливости. Справедливость должна быть на суде. Когда есть суд, рассуждение, когда каждому – по делам его, когда каждому – по заслугам его…

А вот у Бога справедливости просить невозможно. Даже царь Давид в своём псалме говорит: «Суди ми, Господи, по правде моей, и по незлобе моей на мя» (Пс. 7:9).

Не «по Твоей правде», потому что перед правдой Божией никто устоять не может. Поэтому мы не к справедливости Божественной обращаемся, а к Его безграничной милости и любви.

Считать, что Бог посылает нам скорби, несчастья и этим как бы воздает Свою справедливость – глубочайшая ошибка. Бог не посылает скорби, зло, болезни, несчастья. Как можно вообще так подумать, что Бог может послать кому-то несчастье! Это противоречит Его божественной природе.

Бог не радуется даже о страданиях грешников. И то, что происходит с людьми на земле в качестве наших скорбей и страданий, не является тем, что Бог нам посылает. Я бы сказал, что эти вещи в нашей жизни встречаются нами. Встречаются как последствия человеческой злобы и греха, которыми мир искажен.

Мир лежит во зле. Поэтому мир тоже к справедливости никакого отношения не имеет. Можно даже сказать, что справедливость – это категория почти неуловимая.

Это человеческая категория, выработанная нашими условиями. Что справедливо? Око за око, зуб за зуб? Это справедливо с точки зрения морали, когда ты не можешь требовать большего.

Если тебе выбили один зуб, значит, по справедливости, ты должен выбить не более одного. Если тебе выкололи один глаз, то по справедливости ты не можешь претендовать на то, чтобы вырвать у твоего врага два глаза.

Этой справедливости человечество ищет и добивается? Нет, все равно везде и всегда человек ищет милости, сочувствия, понимания. И в этом нет справедливости.

Есть жесточайшая несправедливость, которую мы видим вокруг себя, которая существует в государстве, в судах — в тех органах власти, которые должны были бы следить за справедливостью, но сами являются источниками несправедливости.

Здесь существуют наши внутренние критерии, про которые я бы сказал, что человечество больше стремится к тому, чтобы с каждым человеком поступали по совести. И тогда совесть может, в каком-то смысле, подтянуть человечество к понятиям справедливости, правды.

Крещение Христа на Иордане. Приходит толпа грешников: фарисеев, солдат… Толпа разных людей, по-разному согрешающих, по-разному требующих очищения. И приходит невинный Христос.

Остальные устремляются сюда, чтобы исповедовать свои грехи, то есть открыть свои болезни, свою несправедливость, свою неправду, неправедность. С тем, чтобы омыться в Иордане, получить прощение и приготовиться к пришествию Мессии.

Тут появляется Христос, который к ним вроде бы никакого отношения не имеет. Вдруг Он говорит Иоанну Крестителю, который отказывается Его крестить: «Оставь ныне, ибо так надлежит исполнить всякую правду». В чем же правда состоит? Правда Бога по отношению к этим людям?

Читайте также:  Померлих потрібно відпускати

Должник по правде должен отдавать долги, вор, украв, должен сидеть, и так далее – каждый должен как-то правде удовлетворить. Но разве Христос с этой правдой приходит в мир? Он берет всю неправду мира на себя. Он берет на себя все грехи мира как раз в этот момент, когда говорит, что Ему «надлежит исполнить всякую правду».

Можно ли Бога обвинять в том, что Он посылает нам страдания, несчастия, скорби?! И говорить, что через это Его любовь исполняется? По-моему, это величайшая ересь, которую только можно высказать.

Другое дело, когда нам в нашей жизни встречаются скорби, боль, страдания, несчастия, рядом с нами оказывается Христос. Если мы дадим Ему возможность присутствовать с нами в скорбях и болезнях, то Он тут же с нами и окажется и разделит с нами весь этот ужас в жизни, в мире несправедливом, в мире, который лежит во зле.

Мы встретили свое несчастье в искаженном злобой и грехом мире, и вместе с нами оказался любящий Христос. В этом Его милость. А может быть, и справедливость.

Несчастья и скорби встречаются в нашей жизни не потому, что кто-то их заслужил. Если бы было так, то Бога можно было бы назвать Богом справедливости.

Тогда злые люди должны были бы умирать от страшных болезней, а добрые должны были бы быть счастливыми, богатыми, очень здоровыми и вообще никогда не умирать.

Но так не может быть, потому что если бы была Божественная справедливость в этом мире, то спасения не было бы никому. Потому, что по справедливости, по правде, все очень грешные.

И наши добрые дела, добрые характеры являются, собственно говоря, не нашей заслугой, а часто просто Его дарами и милостью по отношению к нам.

Поэтому – мир несправедлив и в лучшем смысле этого слова, и в худшем смысле. В худшем – потому, что он лежит во зле, и здесь правит зло, неправда, несправедливость. В падшем мире – законы падшего мира.

С другой стороны – это благо. Бог милосерден, и поэтому Его любовь покрывает любую правду и любую справедливость. Потому что она выше и значительно лучше.

Источник: http://panteleimon.org.ua/spravedliv-li-bog/

Прот. Олег Стеняев. О справедливости (+ВИДЕО) / Православие.Ru

О какой справедливости говорят, когда ее требуют? Справедлив ли Господь с нами? И должен ли христианин настаивать на справедливости или следовать иному принципу? Рассуждает протоиерей Олег Стеняев.

В современном обществе люди часто говорят о справедливости. И, прежде всего, они требуют справедливости по отношению к себе самому. Но давайте задумаемся: хотим ли мы, чтобы Бог относился к нам по справедливости?

Справедливость – это категория правосудности, а правосудность требует наказания – наказания согрешившего. Перед лицом Божиих заповедей все виновны, нет ни одного, кто бы исполнил Закон Божий.

Как сказано и апостолом Павлом: «Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3: 10–12). Так какой же справедливости ищут люди, о какой справедливости они говорят? Они имеют в виду справедливость только для себя.

Не правосудность Бога, а человеческое представление о справедливом или несправедливом отношении к нему, то есть, самому человеку.

Мы, христиане, понимаем, что, если бы нашим судиею и обвинителем был только Закон Божий и только Закон Божий по справедливости выносил окончательное решение, то, так как все мы согрешили, все и оказались бы под наказанием.

И потому в Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Но если по благодати, то не по делам (то есть не по справедливости. – прот. О.С.); иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам (то есть по справедливости. – прот. О.С.), то это уже не благодать (уже не милость.

– прот. О.С.); иначе дело не есть уже дело» (Рим. 11: 6).

Христос и грешница. 2011.

Миронов Андрей Николаевич

Мы должны выстраивать отношения с другими людьми, не отталкиваясь от своего понимания справедливости, а если мы от Бога ожидаем милости, прощения и благодати, то и мы должны быть прощающими, милостивыми и благодатными по отношению к другим людям, ибо мера того, как мы относимся к другим людям, может оказаться мерой того, как Бог отнесется к нам.

У некоторых людей есть обостренное чувство справедливости, особенно если дело касается социальных вопросов (преимуществ плоти), и они требуют, требуют, требуют… А всегда ли мы требуем то, что мы действительно заслужили? То, что мы реально заработали?

«…Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор. 4: 7).

«Так хвалящиеся люди полагают, что они оправдываются своими собственными силами, а потому хвалятся собой, а не Господом» (Августин Иппонский, Послания, 22).

А обвиняя другого и настаивая на справедливости наказания, относимся ли мы так же строго и требовательно к себе? Воистину, если бы Бог поступал по справедливости в этом мире, то никто не смог бы выжить в нем – Божественная правосудность коснулась бы каждого карающей рукой.

И мы читаем в Евангелии: «Закон дан чрез Моисея, благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). В нашем Боге милость превозносится над судом, то есть над правосудностью и справедливостью.

Поэтому всякий раз, когда мы требуем справедливости, всякий раз, когда мы требуем, чтобы наши права были восстановлены в полном объеме, давайте осознаем, что в этом мире справедлив только один – это Бог.

Но Он не выстраивает отношения с нами по принципу правосудности, понимая, что без благодати мы не имеем надежды на спасение и на Божие прощение.

В Библии есть два основных имени Создателя: в славяно-русской Библии это имя «Бог» и имя «Господь». Имя «Бог» выражает меру божественной правосудности, и мир творится на основах правосудности, мир природы. Другое имя Создателя – «Господь» – означает меру Божественного милосердия.

Когда появляется это имя Творца в Библии? Когда говорится уже более подробно о сотворении человека, во 2-й главе Книги Бытия.

То есть Бог, творя человека, который наделен свободной волей и может использовать ее не по назначению, творит его не только на основах правосудия, справедливости («Бог»), но и на основе милосердия («Господь»).

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2: 7). – Здесь мы видим божественное Милосердие («Господь») и Справедливость («Бог») – уравновешенными.

Требуя справедливости от других людей, требуя для себя каких-то привилегий, давайте вспомним и о других людях, которые, может быть, именно по справедливости имеют больше оснований требовать то, что так настойчиво требуем мы только для себя. Поистине, как сказано, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 5).

«Боюсь, чтобы при умерщвлении дел плоти ты не слишком полагался на свой дух, и не погиб вследствие гордыни, и не испытывал противление [Бога] себе, гордому, и чтобы тебе, несмиренному, не было отказано в благодати: ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Августин Иппонский, Проповеди, 156).

Иногда лучше, может быть, не считаться со своим видением справедливости – только для себя и во имя себя, а проявлять благость, прощение и терпение, совершать свой апостолат, идя по узкому и тернистому пути христианина.

А широкий, пространный путь, по которому идут многие, со своим пониманием прав человека, принципов справедливости, – это взаимоисключающие представления о правах, о справедливости, о честности, когда каждый защищает права только одного человека – самого себя.

И святые отцы поучают нас, что подлинно духовным человеком является только тот, кто может проявить жертвенное начало. Кто, не считаясь со своими какими-то личными выгодами, со своим личным, субъективным представлением о справедливости, будет взыскивать правду Божию и наслаждаться Его благодатью (то есть, незаслуженной милостью).

«Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога, милующего» (Рим. 9: 16).

Проявляя милосердие к каждому смертному (1 Тим. 2: 4), , Господь дает прикасаться к милости и состраданию в этой жизни и нам, когда и в этом мы уподобляемся Ему.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/95545.html

Справедливость человеческая и Божественная

Уважаемый читатель!

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов.

Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

Старец много говорит в своих трудах о справедливости, он не забывает и разделить справедливость мирскую и Божественную, очень интересен, думаю, будет читателю и этот раздел. Предлагаю Вашему вниманию труды Паисия Святогорца:

Справедливость Божественная — это когда ты делаешь то, что доставляет покой твоему ближнему

Дай человеку хорошее, себе оставь гнилое

Человеческая справедливость нужна для людей не духовных, чтобы служить тормозом для людей мира сего

Если духовный человек возлагает надежду на человеческую справедливость, то он глуп, потому что в сравнении с Божественной справедливостью, человеческая равна нулю.

Правосудие Божие – это долготерпение

Оно имеет в себе так же смирение и любовь, Бог весьма справедлив и весьма сострадателен, его сострадание побеждает его справедливость.

Человеческая справедливость — был поступок должно быть наказание

Божественная справедливость: ты совершил поступок, раскаиваешься искренне? — Прощаю.

Мы находимся в руках Божиих, Бог наблюдает за нами и видит подлинно все, ему открыто сердце каждого человека

Тот, кто стремится к справедливому отношению людей, – человек никчемный и совершенно недоразвитый.

Человек имеет право — это мирская логика. Чем больше в человеке мирского, тем больше прав он имеет

Стараясь облегчить участь ближнего, доставить ему покой, при этом всецело предавая себя в руки Божии, ты не выбиваешься из сил. Но вот если выбившись из сил, ты скажешь другим, то все твои труды идут насмарку. И ты думаешь, что Христос тебя награди за то, что ты жалуешься на свою горькую участь ?

Насколько это возможно, старайтесь совершать ту работу, о которой я говорю. Это и есть духовное делание. Для того, кто не совершает это делание, не будет даже пользы от аскетических подвигов, а коли так, то и все остальное идет насмарку: и посты, и поклоны и так далее.

Я не говорю, что это делать не нужно, но не следует думать, что если мы все это выполняем, то у нас все в порядке.

С мирской точки зрения справедлив тот человек, суждение которого основано на человеческой справедливости

Однако совершен человек, который справедлив не по законам человеческой справедливости, но по Божественной правде. В этом случае его благословляет сам Бог. Никогда не примешивая к своим действиям своего Я и собственной выгоды, я, можно сказать, вынуждаю Бога ниспослать мне Божественную благодать.

Любая даже самая совершенная человеческая правда всегда имеет в себе человеческие начала

И пока в человеке духовном жива правда человеческая, дух старается исторгнуть из него эту правду — как чужеродное тело. А человек бьется, то побеждая, то побеждаясь, и душевно выбивается из сил. Однако, стяжав Божественную правду, человек очищается и приемлет Божественное просвещение.

Я был знаком с человеком, который регулярно ходил в Храм, постился, выполнял другие положенные христианину действия и думал о себе, что он живет духовно. При том, что он был очень богат. Не подавал милостыни, не оказывал помощь другим.

Но когда я узнал, что он еще и своей сестре сдает квартиру, был просто омрачен. Такие люди находят способ успокаивать свой помысел, однако они не имеют настоящего успокоения.

Руководствуясь человеческой логикой, мирской справедливостью, эти люди остаются равнодушными — в то время как на их глазах творится что-то серьезное, требующее их участия.

Это даже не правда человеческая, у таких людей и человеческой правды-то кот наплакал.

С одной стороны, жертвуют кому-то 100 рублей, а с другой из-за 10 рублей торгуются с таксистом. Как это объяснить?!

Сегодня среди людей есть некий порочный дух

Даже духовные люди стремятся к юридической справедливости и при этом еще утверждают, что веруют в Бога.

Обращение в суды и кляузы

Христиане не должны друг на друга обращаться в суд, даже если правда была на их стороне.

Вот поэтому некоторые теряют веру — по вине таких христиан.

Люди видят, что кто-то ни в Церковь не ходит, ни бдений не совершает, а тем не менее не доходит до такого, как какой-нибудь христианин, который посещает Храм, бывает на всенощных бдениях, совершает все, что положено, и при этом тащит в суд какого-нибудь бедняка за, что что тот должен ему немного денег. И делает это только для того, чтобы отстоять свои права.

Ответ одного из таких «Я делаю так, для того, чтобы добиться справедливости».

Конечно, играет роль воспитание, которое люди получают в околоцерковных кругах.

И вот еще один пример. Знал нескольких девушек, которые не собирались замуж, хотели послужить Богу и помогали в больнице. И вот потребовалась помощь больному, у которого было подозрение на заразную болезнь.

Однако ни одна из сестер к этому больному не пришла. Мол, мы боимся – и такая жертва не для нас. Мы живем для духовных занятий. И в этом нет оправдания, потому как нет смягчающих обстоятельств.

Они не собирались замуж, у них не было детей, они собирались прожить в одиночестве.

Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/zhiteyskie-sovety-startsev/obshchestvo/spravedlivost-chelovecheskaya-i-bozhestvennaya/

О справедливости, милосердии и любви

Справедливость

Мы все любим справедливость и с  рвением стараемся о восстановлении ее там, где, как нам кажется ,она попирается. Мы требуем, чтобы зло было наказываемо, а добро вознаграждаемо.

Читайте также:  Погребальные обряды. православный обряд погребения, заочное отпевание

По общему представлению, справедливость есть некое равенство, «равные должны иметь равное»

Однако же, награда далеко не всегда присуждается в соответствии с заслугами человека.

«Положенное» может быть обусловлено этическими обязательствами или некими предварительными соглашениями.

В свою очередь, если человек наказывается более сурово, чем того требует совершенное им преступление, наказание будет несправедливым.

Если же виновный понес более мягкое наказание, чем он того заслуживает, мера воздействия также будет несправедливой.

Ощущая собственное бессилие для свершения справедливости, мы ищем ее от сильных мира сего, а когда замечаем и их бессилие, то обращаем свой взор к небу в надежде оттуда получить удовлетворение чувству справедливости.

   Если Бог – судия праведный и строго взыскивающи (Пс. 7;12), говорим мы, если суды Господни истина и все праведны (Пс. 18;10), если Он может сотворить суд угнетенным и справедливость бедным (Пс.

139;13), то почему Он не наказывает нечестивых и мирится с несправедливостью?

Так рассуждая,  мы хотим Бога уподобить себе и сделать Его, подобно нам, страстным, испрашивая правосудного отмщения.

Однако же, Божественная справедливость требует от человека не только следовать законам человеческой справедливости – не делая и не желая того, что нарушает жизнь и права ближнего -, но, по возможности, становится выше ее, достигая меры Божественной любви, Которая считает несправедливым то, что приносит зло, как бы справедливым это не выглядело.(1) .Это и есть, та самая правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки (Рим. 3;21). Когда же ищется одна справедливость, без человеколюбия, тогда, как считают святые Отцы, «не действует уже благодать, оправдывающая нечестивого и без дел правды».(2)

О высокой ценности справедливости в человеческих отношениях, читаем в библейской книге Премудрости: «праведность… научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни» (Прем. 8: 7).

Всякий человек, во всяком деле, многое может сказать в свое оправдание, но если он внимательно посмотрит в сердце свое, то увидит, что, оправдываясь, не избегает лукавства.

Оправдывается человек, во-первых, потому, что не хочет признать себя, хотя бы частично, виновником зла в мире, оправдывается потому, что не сознает себя одаренным богоподобною свободою, а лишь явлением, вещью мира сего, и потому зависимым от него.

В таком сознании есть много рабского, и потому оправдываться –  рабское дело, а не богосыновнее.(3)

Милость

Совершенно очевидно, что понятийно, милость и справедливость – разнятся, хотя их часто отождествляют. О милости можно говорить тогда, когда человек несет более мягкое наказание, чем он того заслуживает, или получает награду больше той, которой достоин.

Мы полагаем, что если Бог прощает одного человека, то  Он обязан простить и всех остальных людей.  Дары от Бога мы привыкли принимать, как обычное явление. Когда дают – мы с радостью принимаем и не думаем о Дарителе, а когда забирают – начинаем протестовать и искать виноватого.

Милость Божья – это всегда акт Его доброй воли: «Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Рим. 9:15).

Только милосердие Божие могло принять, распутно расточившего свое богатство, при одном его раскаянии, и восстановить его в прежнем  состоянии; и только человеческая справедливость могла возмутиться при виде такой Божественной «несправедливости» (Лк. 15; 29-30). Как назвать правосудным одинаковое отпущение неодинакового долга (Лук. 7; 41-42)? А где справедливость в решении вечной участи разбойника, справедливо осужденного на ужасную казнь, соразмерную его делам (Лк. 23;43)?

Каждый человек, пусть и  подсознательно, стремится к Богу, и миру с Ним. Вместе с этим, мы понимаем, какая пропасть разделяет нас, грешных людей, и Святого Бога.

Апостол Павел заявляет: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). Действительно, порой мы стараемся загладить свою вину перед Богом, совершая добрые дела.

Однако, архимандрит Лазарь (Абашидзе) предупреждает, что «совершать добрые дела, прекрасные дела, похвальные дела и дела веры – не одно и тоже! Дела добрые, совершаемые без веры, без Бога, посвящены миру сему, от мира сего они и получают плату: славу, честь, почет. Славы вечной, небесной они чужды.

А дела веры имеют внутреннее посвящение Богу, творятся молитвой, с обращением к Богу, сколько возможно сокровеннее, чтоб ведал один Бог; такие дела  меньше впечатляют внешне, зато принимает их Господь, воздает за них славой в будущей жизни.

И вообще,  неправильно считать спасение души и наследие Царствия Небесного прямо зависящими от наших добрых дел. Бог милует человека и спасает не за его добрые дела, а за его верующее, сокрушенное и смирившееся сердце.

Конечно, вера эта без дел быть не должна, да и не может, она обязательно воплотится в конкретные дела, и дела эти будут непременно самые добрые и святые, так как этим делам учит верующего Сам Господь»(4)

И как поучал митрополит Антоний Киевский: «Всякое добро, где бы оно ни было, кем бы оно ни творилось, всякое добро непременно принадлежит Богу». (5)

В глазах людей мы можем казаться способными делать добро, но Бог знает тайны нашего сердца. Всякое благое дело угодно Господу, но тот, кто пытается добрыми делами заслужить оправдание, обманывает себя.

Ибо, во-первых, все наши добрые дела никогда не могут перевесить чашу с нашими грехами, а во-вторых, и самые лучшие наши дела запятнаны гордостью или самодовольством.

Бог смягчает Свое правосудие милостью. Его благодать .в сущности .представляет собой некий род милости. Бог проявляет Свою милость, когда не торопится обрушить на нас вполне заслуженное наказание ,и награждает за послушание, хотя мы обязаны Его слушаться и потому не заслуживаем никакой награды.

Если же мы говорим о наказании кого-либо за другого, то подразумеваем, что зло, положенное одному, возложится на другого.

Но опять же ,зло на другого не переносится. У каждого человека своя судьба, каждый будет отвечать за себя. Нести наказания за чужие грехи, человек не будет.

                                                                                                       Наказание нужно рассматривать (от слова «наказ»), как – вразумление, поучение, придание правильного направления, наставление на дальнейший благой путь.

Свято-отеческое учение говорит о трех мотивирующих началах в человеческой душе: рабском (из страха перед наказанием), наемническом (из интереса к вознаграждению) и сыновнем – начале любви.

Первые два начала вполне охватываются житейским понятием справедливости. И наказание, и вознаграждение Господь определяет нам строго по мере наших собственных действий.

Каждый из нас желает справедливости и требует, чтобы с ним обходились справедливо; каждый жалуется на всевозможные несправедливости, причиненные ему самому, и начинает толковать справедливость так, что из этого выходит явная несправедливость, в его пользу.

Третье же начало к справедливости не сводится. И без него- нет христианства. Нет и спасения.

Милосердие Бога безмерно превышает всякое человеческое представление о Его правосудии или справедливости: «Как песчинка не уравновешивает большое количество золота, так требования правосудия Божия не выдерживает равновесия в сравнении с милосердием Божиим. Что горсть песка, брошенная в великое море, то прегрешения всякой плоти в сравнении с Промыслом и милостью Божией. И как источник, изобилующий водою, не заграждается горсткой пыли, так милосердие Создателя не побеждается пороками тварей»(6)

Любовь

В Новом Завете мы находим однозначную иерархию христианских ценностей: «…а теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13,13).

Любовь есть высшее проявление справедливости.

Любовь открывается в Законе. Кто не познал Любовь в Божьем Законе, живя по принципам закона справедливого Суда, тот не познал Христа, прошел мимо подлинной и сокровенной сути Божьего закона. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». ( Ин 4:8)

Преподобный Исаак Сирин писал: «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой – милосердие, любовь и прощение»(7)

Наши человеческие представления о карающей справедливости совершенно неприменимы к Богу. Он не есть Бог мести, а только милующей любви, Его справедливость – есть не что иное, как Его же любовь. Он наказывает не с целью отплатить, а ради того, чтобы исцелить.

Таким образом, поскольку Бог есть Любовь, то человек спасен, ибо милость Его беспредельна.

Христианство снимает вопрос о «своих» и «чужих», ибо в Церкви, по слову апостола Павла, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3: 11).

Христианская любовь к ближнему не есть простое внимание к другому, она не есть просто благотворительность. Любовь –  это чувство религиозное по своему источнику, ибо она является действием Божиим в нас.

Придя к нам от Бога, любовь к Богу и возвращается: ибо любя ближних и всех братьев своих, мы любим Самого Господа, так как вместе составляем Тело Христово (Рим. 12:5-10; 1 Кор. 12:12-27).

Все то, что мешает нам проявить любовь и укрепиться в ней, становится препятствием на пути к Богу, тормозит нас, мешает нашему спасению.

Архимандрит Софроний (Сахаров) пишет: «О Боге нельзя сказать, что он несправедлив, т.е. что в Нем есть неправда, но нельзя и говорить, что Он справедлив так, как мы понимаем справедливость.

Святой Исаак Сирин говорит: «не дерзни Бога назвать справедливым; ибо какая же это справедливость – мы согрешили, а Он Сына Единородного предал на крест». И к тому, что говорит преподобный Исаак, можно добавить: мы согрешили, а Бог святых Ангелов поставил на службу нашему спасению.

Но Ангелы, как исполненные любви, и сами имеют желание служить нам и в том служении принимают на себя скорби. А вот бессловесных животных и прочую тварь Господь предал закону тления, потому что не должно было оставаться ей свободною от этого закона, когда человек, ради которого она сотворена, чрез грех свой стал рабом тления.

Так что, кто добровольно, а кто и не добровольно, но «вся тварь стенает и мучится до ныне» (Рим. 8, 20-22), сострадая человеку. И это не есть закон справедливости, а закон любви.(8)

Все, что относится к спасению, исходит не из справедливости, а из любви Божией, основанной на жертве Иисуса Христа. Христианство говорит нам: никто не может обладать такими заслугами, чтобы по справедливости заслужить себе вечное спасение.

Оно не может быть справедливым вознаграждением за наши, пусть даже самые выдающиеся, но все же конечные заслуги. Только Бог может быть поистине справедливым. Человеческая же справедливость всегда защищает интересы того, кто ею пользуется.

И на Страшном Суде перед каждым человеком во всей силе и очевидности откроется все нравственное величие крестного подвига Иисуса Христа, Его величайшее самоуничижение ради нашего спасения ,  Его Любовь.

Потому святой Исаак Сирин и писал: «Царство и геенна суть следствия милости, которые в своей сущности задуманы Богом по Его вечной благости, а не воздаяния». (9).

Архимандрит Лазарь (Абашидзе) научает нас: «Я благодарю Бога за всё, что со мной происходит. За все несчастья, которые были в моей жизни. За все оскорбления, которые я слышал в свой адрес и более всего – за незаслуженные из них. За то, что Бог, по величайшей милости своей, давая мне осознание греховности моих деяний и помыслов, дает и возможность спасения». (10)

Евангелие говорит, что первым в рай входит не безупречный исполнитель закона Божия; святой, по иудейским понятиям, а разбойник. Нам неизвестно, что он такого сотворил, что был приговорен к распятию. Но сам он признал: «И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли».

Да, он исповедовал свою вину, осознал, что действительно заслуживает этой страшной казни. И что же он слышит в ответ от Того, Кто для христиан является Богом и Спасителем? «Сегодня же будешь со Мной в раю»! (11)

Вспомним Симона фарисея возмутившегося неправильным, на его взгляд, поведением Господа по отношению к блуднице.

На что  Господь ему заметил: «Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;  ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7; 44-47).

Таким образом, не правды следует искать в нашем грешном мире, а любви. Ей одной, и без дел правды, дается оправдывающая благодать. И кто считает, что человеколюбие прилично Богу, от того справедливость требует подтвердить подобное суждение делами любви к грешнику, а не требованиями от него праведных дел.

Само спасение  строится на смирении, которое мы так усердно расхваливаем и так нерадиво претворяем в жизнь.

По учению всех святых Отцов Православной Церкви, без смирения невозможно единение с Духом Божиим, ибо невозможна истинная любовь, которая и составляет сущность Бога.

Пример действительного смирения разбойника – доказывает условие спасения любого человека. Спасение, оказывается, – в искреннем раскаянии человека.

Христианство говорит, что человек, который искренне кается, оказывается выше того, кто исполняет все предписания.

Ибо только смиренный человек, осмысленно и осознанно, отбросит всякие домыслы и размышления о «достойных» и «недостойных» Небесного Царства.

Действительно, на всё воля Божия.

И если бы нам, предположительно, удалось бы заглянуть в « небесный рай», то возможно, мы бы были крайне удивлены, не найдя там всех тех, кого мы ожидаем там увидеть, и наоборот, обнаружили бы там тех, кому, по- нашему мнению, там не место.

Ссылки:

1.Преп. Иоанн Дамаскин. Творения. Христологические и полемические трактаты. Против Манихеев. «Мартис». 1997

2.Преп. Петр Дамаскин. Творения. Кн.1Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2001

3. Архим. Софроний Старец Силуан Афонский Москва 1996

4. Лазарь Абашидзе «О тайных недугах души» Сретенский монастырь, Москва, 1997

5. Апологетические беседы архиепископа Нафанаила http://eparhia.onego.ru

6 Прп. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М., 1998. (www.wco.ru/biblio)

7 .http://www.zavet.ru/kalendar/nmf-004pr.htm

8. Архим. Софроний Старец Силуан Афонский Москва 1996 г.

9..Прп. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Беседа 41. М., 1998. (www.wco.ru/biblio)

10.Архим. Лазарь (Абашидзе) Таинство Исповеди Киево-Печерская Успенская Лавра.2005.

11 Легойда Владимир. Зачем и от чего нам спасаться? Журнал Фома №8/31 2005

Александр А. Соколовский

Источник: http://borisov-spas.by/pravoslavny-e-stat-i/o-spravedlivosti-miloserdii-i-lyubvi.html

Ссылка на основную публикацию