Зависят ли психические явления от физических?

Общее представление о психологии

Лекция №1

Часть I Введение в психологию

Глава 1 Предмет психологии, ее задачи и методы

§ 1. Общее представление о психологии. Что означает слово «психоло­гия». Что такое психика. Какие явления относятся к разряду психических.

Чем психические явления отличаются 'от других явлений, существующих вмире. Где изучаются психические явления и где в жизни людей используют­ся знания о них. Какими знаниями о психике располагают люди.

Какие ви­ды психологических знаний называются научными, житейскими и практи­ческими.

§ 2. Психологические знания в жизни людей. Где и как применяются пси­хологические знания в сфере образования. Как используются психологические знания в медицине. Каково значение психологических знаний в экономике, по­литике, области права, других сферах человеческой деятельности.

§ 3. Научная психология. Что изучает психология как наука. Когда и как возникла научная психология. Чем психология как наука отличается от дру­гих наук. Какие отрасли научной психологии существуют в настоящее вре­мя. Что отличает научные психологические знания от ненаучных. Где при­меняются научные психологические знания.

§ 4. Практическая психология. Что такое практическая психология. Как возникла и развивалась практическая психология. Чем занимаются практиче­ские психологи. Что представляют собой методы практической психологии. Где используются практические психологические знания и умения.

§ 5. Методы изучения психических явлений. Что называется методами научного познания. Каким образом можно изучать психические явления. Каковы основные группы методов научного изучения и практического познания психических явлений.

Общее представление о психологии

Что означает слово «психология».Буквально это слово означает «знание о душе» или «наука о душе».

Первая часть этого слова указывает на особый мир явлений, находящихся в сознании человека и не похожих на те явления, которые че­ловек видит невооруженным глазом в окружающем его мире.

Вторая часть этого слова показывает, что речь идет или о представлениях людей об этих явлениях, сложившихся в ре­зультате накопления жизненного опыта, или об особой науке, которая возникла и существует для получения точных, досто­верных знаний об этих явлениях.

Слово «психология»греческого происхождения. Древняя Греция явилась первой европейской страной, в которой со­бранные в древности (прежде всего в Древней Азии и на Древнем Востоке) знания впервые были осознаны и представ­лены как научные.

Многие из вновь возникших наук полу­чили названия, которые так же, как и слово «психология», заканчиваются на «-логия», например: астрология, филоло­гия, биология, зоология. Греческое слово «логос» в переводе на русский язык означает «мысль», «разум».

Следовательно, термин «психология», появившийся намного позднее соот­ветствующей системы научных знаний, на русский язык можно перевести как «разумная мысль о душе».

В настоящее время слово «психология» означает и науку о соответствующих явлениях, и сами эти явления, которые называют душевными или психическими, а иногда обозна­чают общими словами «душа»или «психика».В повседнев­ном языке для обозначения соответствующих явлений ис­пользуются оба термина, ученые же предпочитают пользо­ваться только термином «психика».

Что такое психика. Какие явления относятся к разря­ду психических.

К разряду психических явлений, объединя­емых термином психика, относят четыре группы явлений, которые включают в себя: психические процессы (иногда по отношению к ним также применяют и другие названия, на­пример, «психологические процессы», «психические функ­ции»), психические состояния, психические свойства чело­века и так называемые массовидные явления психики.

Психические процессы включают в себя ощущения, вос­приятие, внимание, воображение, память, мышление и речь человека. С помощью этих процессов человек познает себя и окружающий мир, поэтому они также называются познава­тельными или когнитивными1 процессами.

1 Слово «когнитивный» в переводе с английского языка на русский означает «познавательный», «связанный с познанием», «относящийся к знаниям».

Психические состояния характеризуют те внутренние пе­реживания, которые имеются у человека в данный момент времени. К ним относятся эмоции, изменчивые состояния внимания2, различного рода переживания, состояния удо­вольствия, неудовольствия, покоя, беспокойства и др., возникающие у человека в процессе удовлетворения его потребно­стей, преодоления препятствий на пути к достижению цели.

2 Особой строгости в отнесении тех или иных психических явлений к группе процессов, состояний и свойств не существует, поэтому, например, внимание одновременно характеризуют и как процесс, и как состояние психики челове­ка. Точно так же, например, чувства человека одновременно выступают и как
его состояния, и как его психические (психологические) свойства

Психическими свойствами (другое их название индивиду­альные или личностные свойства человека) называют более или менее устойчивые психологические особенности челове­ка, которые остаются с ним в течение всей жизни, более или менее постоянно проявляются в его поведении и отличают данного человека от других людей, характеризуя индивиду­ально своеобразное именно для него поведение. Это, напри­мер, способности, темперамент, воля, характер, чувства, по­требности, мотивы поведения, устойчивые отношения чело­века к себе, к окружающим людям, к тому, что происходит вокруг него1.

Такие отношения в психологии называются социальными установками.

Термин «массовидные явления психики» относится к та­ким явлениям, которые по своим свойствам напоминают психические явления, но в отличие от них, в частности, в отличие от перечисленных выше процессов, состояний и свойств относятся не к отдельно взятому человеку, а к груп­пам людей. Это, например, мода, паника, слухи, обществен­ное мнение. Эти явления специально изучаются в науке, на­зываемой социальной психологией.

Чем психические явления отличаются от других явле­ний, существующих в мире.Ответ на данный вопрос дать непросто, так как психические явления трудно сравнивать с другими известными науке явлениями, например, физиче­скими, химическими, биологическими, математическими. Кроме того, психические явления с очень большим трудом поддаются научному изучению.

Все современные знания о психических явлениях высту­пают как косвенные, то есть полученные не путем прямого наблюдения за ними, а через признаки, в которых они про­являются, например поведенческие, речевые. Тем не менее наука о психологии человека, существующая и успешно раз­вивающаяся уже около 2,5 тыс. лет, позволяет иметь точ­ные, вполне достоверные и надежные знания об этих не­обычных явлениях.

Психические явления невозможно полностью отождест­вить ни с одним из известных материальных процессов, которые изучаются в науках о природе. Они находятся как бы внутри человека, в то время как другие явления, изучаемые естественными науками, могут существовать как в самом че­ловеке (физиологические процессы), так и вне его (физиче­ские и химические процессы).

Психические явления идеальны, то есть они существуют лишь в виде идей в сознании людей и в той части их психи­ки, которую современные психологи называют бессознатель­ной1.

1 Бессознательное — это то, что существует в психике человека в виде ощу­щений, образов, идей и т.п., реально управляет психикой и поведением чело­века, но в каждый момент времени человеком не осознается. О бессознатель­ных психических явлениях мы поговорим подробнее в следующих главах учеб­ника.

Это, правда, не значит, что в реальном мире этим, то есть психическим, явлениям ничто материальное не соответ­ствует.

Напротив, материалистически мыслящие ученые — а таких ученых в настоящее время большинство — призна­ют, что психика самым тесным образом связана с работой материального органа тела — мозга, а также с происходя­щими в нем вполне материальными процессами.

Признание психических явлений как идеальных означает лишь то, что психические явления и процессы невозможно напрямую изучать с помощью методов, которыми для познания инте­ресующих их явлений пользуются представители естествен­ных наук: физики, математики, биологии, химии, геогра­фии и других.

Психические явления не существуют вне явлений жизни.

Это утверждение почти никто из современных ученых не ос­паривает, хотя в древние времена многие ученые полагали, что душа (аналог того, что сейчас называется психикой) мо­жет существовать сама по себе, вне материальных тел и жи­вых организмов.

Психические явления — по крайней мере, так думают современные ученые — присущи лишь высшим живым существам — человеку и животным, в то время как другие явления можно обнаружить почти везде в существу­ющем мире, в том числе в неживом.

Где изучаются психические явления и где в жизни лю­дей используются знания о них.

Встречая человека, начи­ная разговаривать с ним, мы, как правило, обращаем внима­ние не только на его внешность, но и пытаемся познать его психологические особенности.

Это необходимо для того, что бы лучше понимать, что говорит и делает данный человек, умело помогать ему, убеждать, располагать к себе, добивать­ся взаимопонимания в решении разнообразных вопросов, оказывать, если в этом есть необходимость, на него влияние.

Так, например, если мы имеем дело с ребенком и перед нами стоит задача хорошо обучить и воспитать его, то нуж­но знать психологические особенности ребенка (у детей раз­ного возраста они различные), его индивидуальность (у каж­дого ребенка свои особенности).

Если к врачу приходит па­циент, то возникает необходимость знать и понимать психо­логию больного. Без этого вряд ли врач сможет добиться ус­пешного лечения человека. К каждому больному нужен свой психологический подход.

Об этом знали и писали еще древ­неегипетские и древнегреческие врачи.

Руководителю необходимо оказывать влияние на подчи­ненного, пользуясь не только данной законом властью, но и другими доступными средствами, в том числе психологиче­скими. Словом, почти всегда и почти везде, где приходится иметь дело с людьми, вступать с ними в общение, знание психологии оказывается необходимым.

Психология человека интересует и тех, кто стремится по­лучить точные, достоверные знания о людях, об их взаимо­отношениях, о человеческой истории, культуре. Это, в част­ности, ученые, представляющие науки об обществе и науки о человеке, в том числе сами психологи, чьей главной зада­чей как раз и является познание психологии человека.

Все, о чем говорилось выше, интересует человечество дав­но, с возникновения человеческой истории и культуры, уже несколько тысяч лет. Поэтому закономерен вопрос:

Какими знаниями о психике располагают люди.Отве­тить на этот вопрос одновременно и просто, и непросто.

Про­сто ответить потому, что психология как наука появилась в то историческое время, о котором мы располагаем дошедши­ми до нас достоверными документальными источниками. Это начало второй половины I тыс. до н.э.

Если же иметь в виду новейший, современный уровень научного психологи­ческого знания, экспериментального и математически точ­ного, то его накопление началось всего лишь около 150 лет назад в трудах немецких ученых и их последователей.

Трудно найти убедительный ответ на данный вопрос пото­му, что психологические знания людей не ограничиваются тем, что известно только ученым. Можно предположить, что люди в целом знают о психологии намного больше, чем са­ми ученые-психологи.

Это связано с тем, что люди получа­ют знания о психологии через богатый жизненный опыт, ко­торый, естественно, у всего человечества в целом намного больше, богаче и разнообразнее, чем у сравнительно неболь­шой группы ученых-психологов.

(Даже в США, где профес­сиональных психологов больше, чем в других странах мира, их не более 1%.)

Чем же отличаются знания, которыми располагает совре­менная наука, от знаний, которыми располагают обычные люди, а также от знаний, которыми пользуются психологи-практики или практические психологи? Разницу в этих зна­ниях мы попытаемся выяснить, отвечая на вопрос:

Какие виды психологических знаний называются на­учными, житейскими и практическими.

Научными назы­вают такие знания о психологии людей, которые считаются достаточно правильными и точными, причем их правиль­ность можно доказать, пользуясь достоверными фактами и современной логикой научного доказательства, а точность обеспечить за счет применения соответствующих математи­ческих расчетов.

Научные знания о психологии человека представлены в современной научной литературе, в выступлениях ученых на различных научных собраниях.

Житейскими называют знания, которые научно не про­верены, получены путем жизненного опыта. Их имеет каж­дый человек, однако они недостаточно надежны и достовер­ны. Эти знания неискушенный в психологии человек может получить, наблюдая и сравнивая с тем, что происходит в его собственном сознании или в душе. В таком наблюдении мно­го субъективности1.

Читайте также:  Психотерапия и православие

1 Слово «субъективность» имеет несколько разных значений. В данном слу­чае оно означает «необъективность», то есть недостоверность, неточность или несоответствие реальной действительности.

Несмотря на то что субъективность самонаблюдения за психическими явлениями в настоящее время признается большинством ученых-психологов, когда-то этот метод познания психических явлений под названием «интроспекция» считался вполне надежным и единст­венно научным. Это было еще относительно недавно, в конце XIX в.

Практическими называют психологические знания, ко­торые используются для оказания прямого психологического воздействия на самих себя и на других людей. Практиче­ские психологические знания, в свою очередь, могут быть и научными, и житейскими.

К ним обычно не предъявляют таких строгих требований, какие предъявляются к научным психологическим знаниям.

Главное в этих знаниях — быть полезными в работе с людьми, и если это так, то на их на­учную обоснованность, как правило, особого внимания не обращают.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/34767.html

вопрос 10: психические явления и психологические факты

Психические явления — это внутренний или субъективный опыт человека.

В нашем сознании предметы отражаются в виде психического образа. Однако, когда мы смотрим на предмет, трудно отделить образ от предмета, образ как бы наложен на предмет.

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологическую модификацию психических процессов. В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.

Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений.
I. Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности.

Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы.

Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые, 3) эмоциональные.

Психическая деятельность человека – это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

II. Психическое состояние – временнóе своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

Все психические состояния подразделяются на: 1) мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти; 2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности); 3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация);

4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

Различаются также пограничные психические состояния личности – психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.

III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов. К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) характер; 4) способности (рис. 3).

Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей.

В отличие от психических явлений, психологические» факты существуют объективно и доступны для объективного изучения.

Среди этих фактов: акты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления (то есть процессы, происходящие в нашем организме под влиянием психологических факторов), продукты материальной и духовной культуры.

Во всех этих актах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому посредством них может изучаться.

Вопрос 34:Сенсорная и перцептивная психика. Интеллектуальное поведение

Сенсорная психика

Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней. Выделяется две стадии элементарной 'сенсорной психики' и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая — три уровня: низший, высший и наивысший.

Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира.

Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших животных.

Челюсти сохраняют свою роль как орган манипуляций и исследования окружающего мира в течение длительного периода времени, вплоть до освобождения передних конечностей животного для этой цели.

Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость — способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.

Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования.

Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условнорефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувствительность.

Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий.

Более сложное строение деятельности у представителей психики перцептивной выражается через идею выделения операций. На этой стадии каждый поведенческий акт формируется в онтогенезе путем реализации генетически фиксированных компонент видового опыта в процессе индивидуального научения. Это связано с тем, что каждый поведенческий акт состоит из двух основных фаз:

1) фаза поисковая, или подготовительная — обычно начинается с эндогенной активации и проявляется в общем беспокойстве и поисковых действиях животного; обычно в результате происходит встреча животного со стимулами ключевыми, включающими собственно инстинктивное действие, а чаще — целую цепь таковых; в этой фазе поведение обладает наибольшей пластичностью, именно здесь находятся и осваиваются новые способы поведения;

2) фаза завершающая — чем ближе к ней, тем более стереотипными становятся движения; в самой фазе завершающей они становятся вполне стереотипными и «принудительными.» «Удельный вес» этих фаз в различных поведенческих актах бывает различным даже у одного и того же животного.

Но общее правило — в том, что чем выше психическая организация животного, тем более развернута и продолжительна фаза поисковая и тем более богатый и разнообразный индивидуальный опыт животное может приобрести.

И часто такой опыт накапливается впрок — за счет выполнения поведенческих актов, состоящих лишь из фазы поисковой при отсутствии фазы завершающей; выполнение таких действий производится исключительно за счет активности познавательной.

Интеллектуальными действиями называются такие, в которых животное, на основе отражения существующих между предметами связей и отношений, решает новые для него задачи, не встречавшиеся ранее в его опыте.

Интеллект проявляется животным тогда, когда оно в своих действиях встречается с необычными трудностями, для преодоления которых инстинкты и навыки оказываются недостаточными.

В этих случаях интеллект животного проявляется в изобретении нового способа действия, не применявшегося животным ранее.

Интеллектуальные действия являются высшей формой приспособления животных к окружающей среде. В основе их лежат сложные условнорефлекторные связи, характерные для рассудочной деятельности животных.

В процессе филогенеза интеллектуальное поведение постепенно развивается и усложняется. У животного с элементарным строением коры головного мозга и интеллектуальное поведение будет также элементарно. У животных со сложно организованной корой интеллектуальное поведение будет более сложным и совершенным.

58. Высшие и низшие психические функции. Развитие высших психических функций в онтогенезе. Интериоризация

Разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики:

натуральной,

культурно опосредствованной.

В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции. Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка.

Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось.

Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память).

Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики.

Высшие психические функции-сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего существования(произвольные процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, воли, осознания себя и своих действий).

Важнейшей характеристикой высших психических функций является их опосредственность различными «психологическими орудиями»- знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества.

Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование высшие психические функции представляет собой наиболее универсальный способ и формирование.

Основные характеристики высших психических функций – опосредственность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологически системы». Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально она существует как форм взаимодействия между людьми (т.

е как интерпсихологический процесс) и лишь позже – как полностью внутренний (интерпсихологический) процесс . Превращение внешних средств осуществления функции во внутренний психологические носит название интериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития высших психических функций,- их постепенное «свертывание», автоматизация.

На первых этапах формирования высшей психической функции представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарное сенсорные и моторные процессы; затем эти действия процессы свертываются, приобретают характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура высших психических функций.

Психофизиологической основойвысшей психической функцией является сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную и горизонтальную организацию.

Часть звеньев функциональной системы «жестко закреплена» за определенными участками мозга, остальные — обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в постройке функциональных систем в целом.

Таким образом, высшие психические функции не связаны с работой одного « мозгового центра» или всего мозга как однородного и эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговой структурой принимают дифференцированное участие.

В психологии интериоризацией называют формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне.

Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Возможно, животные такой способностью не обладают и не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой — речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества.

Читайте также:  Обустройство могил: памятники, венки, цветы, эпитафии. когда ходить на кладбище?

Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией.

Человек через слово усваивает опыт всего человечества, то есть десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдалённых от него на сотни и тысячи километров. Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.

), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским. По мнению Л.

С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека.В последующем интериоризация была изучена П. Я. Гальпериным как процесс и легла в основу планомерно-поэтапного формирования.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s7600t7.html

Психические явления и механизмы. Их свойства и классификация | Горизонты

Следует различать психические явления и механизмы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Под Психическими Явлениями понимают разного рода особенности поведения и психической жизни человека, доступные для непосредственного наблюдения.

В психологию термин «явление» пришел из философии, где он обычно обозначает все чувственно воспринимаемое (т.е. — через ощущения).

Например, молния или дым это явления, потому что мы можем их непосредственно наблюдать, а химические и физические процессы, стоящие за этими явлениями, сами не есть явления, потому что их можно распознать лишь через призму аналитического аппарата.

Так же и в психологии. То, что может быть распознано любым неквалифицированным наблюдателем, например память или характер, относят к психическим явлениям.

Остальное, сокрытое, считается Психическими Механизмами. Например, это может быть особенности работы памяти или механизмы психологической защиты.

Конечно, грань между явлениями и механизмами достаточно зыбкая. Однако термин «психические явления» необходим для обозначения того круга первичной информации, что мы получаем о поведении и психической жизни.

Психические явления можно разделить на объективные и субъективные.

     Объективные психические явления доступны внешнему наблюдателю (например характер или многие психические состояния).

     Субъективные психические явления доступны только внутреннему наблюдателю (то есть самому их обладателю — речь идет об интроспекции). К субъективным явлениям можно отнести суждения, идеалы или ценности. Доступ стороннего наблюдателя к этой сфере весьма ограничен.

Разумеется, есть явления, которые можно отнести и к субъективным, и к объективным. Например, это эмоции. С одной стороны, эмоции прекрасно «читаются» сторонними наблюдателями. С другой стороны, только сам обладатель эмоции может прочувствовать ее до конца, и при внешней схожести эмоции могут сильно различаться.

Тем более, что человек, часто прячет свои эмоции под маской этикета .

В классической отечественной психологии психические явления делятся на три класса:

  1. Психические процессы (память, внимание, восприятие и др.),
  2. Психические состояния (усталость, возбужденность, фрустрация, стресс и др.),
  3. Психические свойства (черты характера, темперамент, направленность, ценности и др.).

Ниже каждый класс расшифровывается и сопровождается примерами

Психические процесс

это компонент целостной психической деятельности, имеющий свой предмет отражения и конкретную регуляционную функцию. Память, например, в качестве предмета отражения имеет некоторые сведения, которые необходимо сохранить во времени, а затем воспроизвести. Ее регуляционная функция — обеспечивать влияние прошлого опыта на текущую деятельность.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека. Они имеют определенное начало, течение и ко­нец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса.

На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.
Для удобства иногда психические процессы делят на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) и регуляционные (эмоциональные и волевые).

Первые обеспечивают познание действительности, вторые регулируют поведение. На самом деле у любого психического процесса есть «вход» и «выход», то есть имеется и прием информации и некоторое воздействие. Но в этом и есть суть психических явлений — не всегда они являются тем, чем кажутся.

Вообще из всех явлений психические процессы, пожалуй, наиболее загадочны для понимания. Взять, например, память. Мы точно знаем, когда что-то учим, когда повторяем, когда припоминаем. Мы обладаем способностью «напрягать» память.

Однако в разного рода нейрофизиологических исследованиях так и не было найдено даже следов памяти как самостоятельного и целостного процесса. Оказывается, функции памяти сильно размыты по всей высшей нервной деятельности.

Другой характерный пример — эмоции. Каждый человек переживал эмоции, но большинство затрудняется с определением для этого психического явления. В психологии эмоция обычно трактуется как довольно кратковременное субъективное отношение, реакция человека на то или иное событие, явление, объект.

На эту эмоцию, в частности, накладывает отпечаток ценности, характер и иные свойства личности. Не очень квалифицированные наблюдатели обычно склонны судить об эмоции либо как о волнении-причине последующего поведения, либо как о волнении-реакции на событие.

В любом случае эмоция рассматривается как нечто весьма цельное, потому что она нам кажется такой: цельной, неделимой. На самом деле эмоция — психический процесс с довольно сложным механизмом. Самое прямое воздействие на эмоцию оказывают инстинкты человека — врожденные склонности действовать так, а не иначе.

За смехом, печалью, удивлением, радостью — всюду стоят инстинкты. Помимо этого в любой эмоции можно найти борьбу — столкновение разных инстинктивных тенденций между собой, а также с ценностной сферой личности, его жизненным опытом. Если такой борьбы нет, то эмоция быстро затухает: переходит в действие или просто исчезает.

И, действительно, в эмоции просматривается не только мотивация к какому-то действию (или бездействию), но и результат действия (бездействия). Если человек успешно совершил действие — его поведение подкрепляется, почти в буквальном смысле «цементируется», — с тем, чтобы в дальнейшем он продолжал действовать в том же духе.

Субъективно это воспринимается как удовольствие. Важно понимать, что нам не дается «конфетка» — «цементирование» нашего поведения мы воспринимаем как «конфетку».

Психическое состояние

это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Как минимум, на протяжении суток мы бываем в двух разных психических состояниях сознания: сна и бодрствования. Первое состояние отличается от второго довольно сильно суженным спектром приема, поскольку органы чувств находятся в дремлющем режиме.

Нельзя говорить, что в состоянии сна человек полностью бессознателен или совсем лишен ощущений. Во сне нам даны ощущения, но они сильно приторможены. Тем не менее сильный звук или яркий свет нас легко будит.
Один из самых важных параметров психического состояния — общий функциональный уровень психической активности. На этот уровень влияет много факторов.

Например, это может быть условия и продолжительность деятельности, уровень мотивации, здоровье, физическая крепость и даже черты характера. Трудолюбивый человек способен значительно дольше сохранять высокий уровень активности.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния можно подразделить на четыре категории:

  1. мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);
  2. эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, стресс, аффект, фрустрация);
  3. волевые (инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости);
  4. состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Сложность в наблюдении и понимании психических состояний заключается в том, что одно психическое состояние может рассматриваться как наложение нескольких состояний (например усталость и возбуждение, стресс и раздражительность).

Если считать, что человек в одно и то же время может переживать лишь одно психическое состояние, то тогда следует признать, что многие психические состояния даже не имеют своего названия. В некоторых случаях можно дать такие обозначения, как «раздражительная усталость» или «веселая настойчивость».

Однако нельзя сказать «целеустремленная усталость» или «веселый стресс». Методологически корректным будет судить не о том, что одно состояние распадается на несколько других состояний, а о том, что одно большое состояние имеет такие-то параметры.

Психическое свойство личности — это такое ее проявление (черта характера), которые позволяет дифференцировать поведение одного человека от поведения другого на длительном промежутке времени.

Если мы говорим, что такой-то человек любит истину, то считаем тем самым, что он очень редко обманывает, в самых разных ситуациях он пробует докопаться до правды. Если говорим, что человек любит свободу — предполагаем, что он очень не любит ограничения своих прав. И так далее.

Основная суть психических свойств как явлений состоит в их дифференцирующей силе. Нет смысла выдвигать такого рода психические свойства как «обладающий памятью» или «похожий на ручеек».
Следует заметить, что список психических явлений не ограничивается процессами, состояниями и свойствами. Есть, как минимум, еще социальные отношения в обществе или межличностные отношения в группе — тоже психическое явление, но не сводимое к свойствам или другим явлениям.

См. подробнее:

Маклаков А. Общая психология. Электронная библиотека, В чем состоит сущность психических состояний? 

См. также разделы Справочника :

Источник: http://ingorizont.ru/?p=351

Предмет и объект психологии

Объектом каждой науки есть та реальность, которую она изучает, безотносительно к самому факту изучения (т.е. поскольку эта реальность является объективной). Объект психологии составляет психическая реальность как таковая.

Если не иметь сомнение в существовании этой реальности (а далее этот возможный сомнение нами будет развеян), то психология тоже имеет право на существование. В чем же специфика психической реальности? За выдающимся отечественным психологом Г. И.

Челпановим, который стоял у истоков научной психологии вообще, отличие психических явлений от явлений физических и материальных, которые составляют предмет наук о природе, заключается в том, что:

1) психические явления не могут быть восприняты через посредничество внешних органов чувств (внешнего опыта), а могут непосредственно познаваться только путем внутреннего опыта;

2) психические явления могут быть подвержены непосредственному созерцанию только того лица, которое переживает — тогда как физические явления могут восприниматься большим количеством споглядачів;

3) психическим явлениям не может быть приписана пространственная протяженность (в отличие от явлений, скажем, физиологических).

Относительно третьего пункта можно отметить, что согласно современным взглядам пространственность психическим явлениям может быть приписана (но не протяженность в «физическом пространстве», которую справедливо возражал Г. И. Челпанов).

Психическая реальность — есть ли она вообще? Как это не странно, в этом не уверены даже некоторые психологи, хотя если ее нет, то нет и смысла в существовании психологии как отдельной науки.

Доказать существование психической реальности можно с помощью связей психики с другими планами, уровнями действительности.

Если она не является полностью обусловленной одним из них, если взаимодействие психического из непсихічним происходит «на равных», то психика составляет самостоятельную реальность, такую же объективно существующую, как все другие. Главные аргументы существования психической реальности:

1) психофизическое — психический образ не окончательно определяется структурой физического объекта, который в нем отображается, зависимость между интенсивностью раздражителя и интенсивностью ощущение не прямая, а логарифмическая (психофизический закон Вебера-Фехнера) или ступенчатая (закон Стивенса);

2) психохімічний — влияние на психику фармакологических веществ вызывает такие явления (например, галлюцинации), которые нельзя объяснить, исходя из формулы вещества;

3) психофизиологический — психический образ в своем содержании не совпадает с физиологическим носителем — нервным импульсом, который идет рефлекторной дуги через нервную систему;

Читайте также:  О поминовении усопших

4) психосоматическое — психические особенности в определенной степени зависят от строения тела (конституциональные типологии характера Кречмера и Шелдона, френология Галля), но не определяются ими окончательно — так увеличен объем мозга вовсе не свидетельствует о высшие умственные способности человека, тогда как недостаточный может повлечь их отсутствие;

5) психосоциальный — психика человека не является полностью зависимой от окружающего общественного мира, иначе унификация людей в пределах определенного общества была всеобъемлющей и полной.

Каждая наука отличается от других по своим предметом и методом как путем его познания. Предметом каждой науки должна быть сущность ее объекта.

Что же может быть определенным как сущность психического? На этот вопрос есть очень много ответов, поскольку предмет науки (в отличие от объекта) зависит от того угла зрения, под которым воспринимают изучаемую реальность ученые.

На протяжении существования науки ее предмет может определенным образом трансформироваться, и это не всегда будет свидетельствовать о том, что на смену одной науке пришла другая.

Рефлексия над своим предметом, стремление к его все более точного определения, переформулирование в связи с новыми точками зрения и возврата к предыдущим формулировок в поиске потерянных аспектов смысла — все это нормальные процессы жизнь науки. Каждое из приведенных ниже определений предмета психологии имеет определенные преимущества.

В первую очередь формулировка предмета психологии, свойственное именно философской психологии — и единственное до середины XIX века, является таким: предметом психологии выступает человеческая душа.

Хотя научная психология не восприняла от философской предмет в такой формулировке, однако именно оно является базовым ориентиром, вокруг которого и сейчас ведутся научные поиски.

Даже тогда, когда душа отрицается в качестве предмета психологии, все равно остается потребность в идентификации того, что подразумевается под словом «душа». В конце концов, этого требует сама название науки. Под душой мы понимаем сущность психических явлений.

В научной психологии конца XIX века предметом выступила сознание, которая отождествлялась со всей психикой. Такое определение не перешло в XX века, поскольку в психоанализе состоялось открытие бессознательного психического, — и именно в 1900 году вышла книга 3.

Фрейда «Толкование сновидений», которая вызвала в науке большой резонанс и нанесла сокрушительный удар по отождествлению психики с сознанием. Определение предмета психологии в классическом психоанализе и схожим направлениям глубинной психологии, в противоположность предыдущему, акцентировало именно бессознательное. 3.

Фрейд сравнивал относительный вес сознательных и бессознательных факторов поведения человека с нефтяной пленкой на поверхности океана.

В американском біхевіоризмі также отрицалась сознание в качестве предмета психологии — но вместе с ней отрицалась и все субъективное в психике вообще, предметом же психологии считалась объективная поведение — как совокупность нервовом'язових реакций на внешние раздражители.

Предметом отечественной психологии советских времен в наиболее общем выражении были психические явления. Понятие «психические явления» более конкретное, чем «душа»; каждый психолог понимает его одинаково, вне зависимости от того, традиции которой психологической школы он представляет в своем творчестве.

Психических явлений зачисляются психические процессы (восприятие, мышление и др.

), психические состояния (например, состояние аффекта или кризиса), психические качества (например, личностная тревожность, креативность), сюда же попадает и личность как сложное интегральное психическое образование, обусловлено биологически и социально.

Понятие «психические явления» не принимает во внимание сущностной стороны психики. Оно концентрируется на одной стороне философской оппозиции между сущностью и явлением, а именно на стороне явления.

Но исследования психических явлений (или любых) взятых отдельно, не дает прикоснуться к глубинных сущностных механизмов этих явлений. В явлениях проявляют себя сущности. Сущностного уровня в предмете советской психологии обозначено не было. Психология, который посвятил себя исследованию психических явлений, выиграла в возможности более точного знания, проиграла в глубине понимания.

Наука, которая концентрируется на исследовании явлений, выбирая их предметом, работает в «поверхностном» пласте реальности, не приближаясь к глубинному, сущностного понимания изучаемого.

Сущность человека («душа») оказывалась вне поля зрения психологии. Человек рассматривалась как біосоціальна существо, почти полностью детерминированная внешними факторами.

Не имея собственной сущности, она обуславливалась другими сущностями.

Современными определениями предмета психологии есть такие: индивидуальный мир «Я» человека (в этом определении подчеркивается сущностное единство психических явлений, ибо «мир» — это уже не простая их совокупность, а самостоятельное целостное образование); человек, как субъект психики (в последнем определении подчеркнуто понятие субъекту, который указывает на активность человека в самотворенні, самоопределении в психическом развитии. Биологическое и социальное с этой точки зрения является не причинами, создающими человека, а только условиями ее самотворення).

Какой предмет следует выбрать как окончательный? На этот вопрос каждый исследователь отвечает сам, исходя из собственного опыта, но эти ответы имеют разную степень оправданности. Человеку, который желает понять сущность психологии как науки, необходимо досконально знать все имеющиеся варианты с их недостатками и преимуществами.

Источник: https://banauka.ru/2971.html

Психические явления — что это такое

Классификация психических явлений существует в простом, классическом варианте. Именно она применяется в современной психологии.

Выделяют обычно три основные категории:

  • Психические процессы.
  • Психические свойства.
  • Психические состояния.

Чтобы детально понять, что же представляет собой психическое явление, нужно рассмотреть каждую из выделенных групп более подробно.

Коротко о главном

Под психическим процессом в психологии принято понимать подвижное протекание психического явления. У него обязательно имеется три основных стадии: начало, развитие и окончание. Стоит обратить внимание на то, что как только заканчивается одно психическое явление, то обязательно тут же следом начинается второе.

Получается, что когда человек не спит, у него отмечается непрерывная психическая активность. Все психические процессы можно разделить на три вида: эмоциональные, познавательные и волевые. Каждая категория играет в жизни индивида определенную роль, оказывая при этом весьма серьезное влияние на все его существование.

Если кратко говорить о том, что представляют собой психические свойства человека, то это устойчивые образования, которые обеспечивают тот или иной тип поведения, присущий каждому конкретному человеку. Психические свойства людей очень многообразны, формируются они постепенно на протяжении жизни и фиксируются практикой.

Рекомендуем: Что такое подражание в психологии?

Под психическими состояниями понимается конкретный уровень психической деятельности, при этом он может проявляться в понижении или повышении личностной активности. Любой индивид в течение дня может испытывать разные психические явления, в зависимости от этого его деятельность может быть более или менее продуктивной.

А теперь стоит более подробно рассмотреть каждую из описанных выше групп психических явлений.

Процессы

Для людей любой познавательный психический процесс – это канал для общения с окружающим миром. Любая информация, которая попадает к нам, преобразовывается мозгом именно с помощью познавательных процессов. В психологии к ним относят несколько явлений.

Самым простейшим является ощущение. Через него люди могут познавать свойства окружающего пространства, а также устанавливать связи между предметами и явлениями. Принято также считать, что ощущение – это источник наших знаний как о себе самих, так и об окружающем мире. Стоит отметить, что ощущения могут осознавать только те живые организмы, которые имеют головной мозг.

Ощущения в организм «попадают» посредством органов чувств, и они весьма разнообразны. Бывают актуальные и неактуальные ощущения, экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. У любого ощущения имеют три основных характеристики – качество, интенсивность и продолжительность.

Рекомендуем: Понятие психического отражения

Психическим явлением является также восприятие. Оно представляет собой целостное отражение процессов, происходящих в мире, в то время как они воздействуют на органы чувств человека. Восприятие присуще только человеку и еще некоторым высшим видам животных.

Восприятие – это очень сложный процесс, поскольку благодаря ему у человека в голове складывается целостный образ того или иного явления или объекта. Приведем простой пример: у человека в руках карандаш, он его осязает и видит; благодаря этому, а также имеющемуся жизненному опыту он представляет не только его внешний облик, но и то, что у него внутри есть грифель.

Основными свойствами восприятия являются целостность, обобщенность, предметность, осмысленность, константность и избирательность. Развитие этого психического явления играет важную роль в процессе обучения.

Немаловажным психологическим процессом можно назвать представление. Оно заключается в своего рода отражении какого-то объекта, который в настоящее время не видишь, но понимаешь на основе предыдущих знаний, как он выглядит. Представление обладает рядом свойств: неустойчивость, изменчивость, фрагментарность.

Нельзя обойти вниманием такое свойство психики, как воображение. Оно представляет собой процесс создания в голове человека новых образов, которые не всегда могут соответствовать действительности. Воображение очень важно для представителей творческих профессий. Кстати, одной из разновидностей воображения в психологии считается мечта.

Высшим познавательным процессом принято называть мышление. Его суть состоит в том, что человек на основе преобразования окружающей действительности может порождать новые знания.

Основной функцией этого явления выступает индивидуальность, а главный источник мышления – практический опыт.

Кстати, мышление неразрывно связано с речью, потому что человек мыслит не картинками или образами, а именно словами.

Рекомендуем: Что такое аггравация?

Отдельные виды психических явлений – мнемические процессы, которые по-другому принято называть памятью. Они изучаются, кстати, не только в психологии, но и в других науках.

Память представляет собой закрепление и сохранение, а при необходимости – воспроизведение накопленного в процессе жизни опыта.

К мнемическим процессам относят способность человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать.

Классификация психических явлений содержит еще и такое понятие, как внимание. Под ним принято понимать сосредоточенность психики на каком-либо объекте или явлении. Основные формы внимания – сознательная и бессознательная.

Кстати, относительно этого психического явления точного мнения у ученых нет. Одни его считают отдельным процессом, а ряд исследователей рассматривают его только в совокупности с какими-то другими психическими явлениями.

Эмоции и чувства

Человек отличается от других живых существ тем, что он умеет переживать, т.е. имеет чувства и эмоции. Структура психических явлений такого плана весьма сложна и неоднозначна. Под эмоцией принято понимать переживание человека, которое связано с тем, удовлетворил или нет он свои потребности.

Чувство – это явление более сложное. Оно обычно представляет собой целый комплекс разных эмоций. Кстати, чувства может испытывать только человек, и в разных обстоятельствах он по-разному их выражает.

Стоит отметить, что как эмоции, так и чувства очень тесно связаны с состоянием человеческого организма. В том или ином состоянии индивид может чувствовать по-разному. Из простейших чувств можно назвать удовольствие от удовлетворения органических потребностей, а из сложнейших – любовь, патриотизм и т.д.

Рекомендуем: Высшие психические функции

Кстати, явления психики могут человеком осознаваться или быть неосознанными. Неосознаваемые психические явления встречаются не так уж и часто, но все же они существуют. Например, человек может испытывать внезапное и непонятно откуда появившееся чувство тревоги. Бессознательные психические явления, кстати, присущи только человеку и ни одному другому живому существу, кроме него.

Отдельно стоит поговорить о таком феномене, как массовые психические явления. Они характерны только для какой-либо социальной группы. Причем это может быть как огромная толпа, так и относительно небольшая группа людей. Массовое настроение проявляется в жизни каждого человека, и тому есть не один пример.

Допустим, мода – это то, что принято считать красивым и актуальным в тот или иной период времени в той или иной группе. Примерно из этого же ряда такое явление, как слухи – недостоверная или официально не подтвержденная информация, которая распространяется в том или ином обществе.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/psixicheskie-yavleniya.html

Ссылка на основную публикацию