О таинствах церкви

Таинства Церкви

Посылая учеников на проповедь, Иисус Христос сказал им: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам” (Мф. 28, 19-20). Речь тут, как учит Св. Церковь, о Таинствах, установленных Господом.

Таинством называется священное действие, в котором через какой-нибудь внешний знак таинственно и незримо подается нам благодать Святаго Духа, спасительная сила Божия – подается непременно. В этом отличие Таинств от других молитвенных действий.

На молебнах или панихидах мы тоже просим помощи Божией, но получим ли, чего просим, или нам дана будем другая милость – все во власти Божией. Но в Таинствах обетованная благодать дается нам всенепременно, лишь бы Таинство было совершено правильно.

Возможно, дар этот будет нам в суд или в осуждение, но милость Божия преподается нам!

Господу угодно было учредить семь Таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, елеосвящение.

Крещение

Крещение является как бы дверью в Церковь Христову, только принявший его может пользоваться другими Таинствами.

Это такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы – Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святаго в новую, духовную жизнь.

Таинство Крещения установил Сам Иисус Христос и освятил его, крестившись у Иоанна. И вот, как Господь во утробе Св.

Девы облекся в человеческое естество (исключая грех), так крещающийся в купели делается причастником божественного естества: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся” (Гал. 3, 27).

Соответственно и сатана утрачивает власть над человеком: если прежде он властвовал над ним как над своим рабом, то после Крещения может действовать только извне – обманом.

Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Младенцев Православная Церковь крестит по вере родителей и восприемников. Для того и нужны крестные отцы и матери, чтобы поручиться за веру крещаемого.

Когда он подрастет, восприемники обязаны научить ребенка и позаботиться о том, чтобы крестник стал истинным христианином, Если они пренебрегут этим священным долгом, то тяжко согрешат.

Так что приготовить к этому дню красивый крестик и белую рубашку, принести с собой полотенце и домашние тапочки – – еще не значит приготовиться к Таинству Крещения, даже если крестить собираются несмышленного младенца.

Он все равно должен иметь верующих восприемников, знающих основы христианского вероучения и отличающихся благочестием, Если же к купели приступает взрослый человек, пусть сначала прочитает Новый Завет, Катехизис и примет учение Христа всем сердцем и разумом.

Миропомазание

В Таинстве миропомазания верующему подаются дары Святаго Духа, которые отныне будут укреплять его в христианской жизни.

Первоначально апостолы Христовы призы-Святой Дух сойти на обратившихся к Богу через возложение рук.

Но уже в конце I Таинство стало совершаться через помазание миром, так как апостолы просто не имели возможности возлагать руки на всех присоединившихся к Церкви в разных, часто отдаленных местах.

Св. миром называется особым образом приготовленный и освященный состав из елея и благовонных веществ. Освящали его апостолы и их преемники – епископы. И теперь освящать миро могут только архиереи. Но само Таинство могут совершать священники.

Обычно миропомазание следует непосредственно за Крещением. Со словами: “Печать дара Духа Святаго.

Аминь” – священник крестообразно помазует верующему чело – для освящения мыслей его, очи – чтобы мы шли по стезе спасения под лучами благодатного света, уши – да будет человек чутким к слышанию слова Божия, уста – дабы оказались способными к вещанию Божественной истины, руки – для освящения на дела, угодные Богу, ноги – для хождения по стопам заповедей Господних, грудь – чтобы, облекшись во всеоружие Духа Святаго, мы все могли о укрепляющем нас Иисусе Христе. Так, через помазывание разных частей тела, освящается весь человек – плоть его и душа.

Покаяние (исповедь)

Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Иисуса Христа. Спаситель дал св. апостолам, а через них и священникам, власть разрешать грехи: “При-имитеДуха Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20, 22-23).

Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на его милосердие. Как важно последнее, видно из примера Иуды. Он раскаялся в страшном грехе – предательстве Господа, но в отчаянии удавился, так как не имел веры и надежды. А ведь Христос взял на Себя все наши грехи и уничтожил их Своей крестной Смертью!

Причащение (Евхаристия)

В  Таинстве причащения православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.

Таинство Св. Причащения установил Сам Христос во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти: взяв хлеб и благодарив (Бога Отца – за все Его милости), преломил и подал ученикам, говоря: приимите и ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается.

Также взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: пейте из нее все, ибо сие Кровь Моя, за вас и за Многих изливаво оставление грехов (Мф. 26, 26-28; Мк. 14,- 22-24; Лк. 22, 19-24; Кор. И, 23-25).

Установив Таинство Причащения, Иисус Христос заповедал ученикам совершать его всегда: “Сие творите в Мое поминание”.

Незадолго до того, в беседе с народом, Спаситель говорил: “Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем” (Ин. 6, 53-56).

Таинство Причащения будет совершаться в Церкви Христовой до скончания века за Богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силой и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы.

По-гречески это Таинство называется “евхаристией”, что значит “благодарение”. Первые христиане причащались каждый воскресный день, но ныне не все имеют такую чистоту жизни. Однако Св.

Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год.

Как готовиться к Св. Причащению

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить говением – молитвой, постом, смирением и покаянием. Без исповеди никто не может быть допущен к Причастию, кроме случаев смертной опасности.

Желающий достойно причаститься должен, по крайней мере, за неделю начать готовиться к этому: больше и усерднее молиться дома, регулярно посещать Церковь. В любом случае надо быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения. С молитвой соединяется пост – воздержание от скоромной пищи – мяса, молока, масла, яиц и вообще умеренность в еде и питье.

Готовящийся к Св. Причащению должен проникнуться сознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг.

Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения.

Желающий причаститься должен прийти к священнику, совершающему исповедь у аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, и принести искреннее раскаяние в содеянных грехах, не утаивая ни одного из них.

Видя чистосердечное раскаяние, священник возлагает конец епитрахили на преклоненную голову исповедника и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа. Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, но – до начала Божественной Литургии.

Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять прежних грехов. Есть добрый обычай – после исповеди и до Св. Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья надо приучать и детей, с самого раннего возраста.

После пения “Отче наш” нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров. При этом пропустите вперед детей, которые причащаются первыми. Подходя к Чаше, надо заблаговременно сделать земной поклон, крестообразно сложить руки на груди и перед самой Чашей не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее.

Внятно произнести свое христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христову и тотчас проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать низ Чаши и тотчас же отойти к столику с теплотой, чтобы запить Причастие.

До окончания Богослужения из церкви не уходить, непременно выслушать благодарственные молитвы.

В день причащения не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртными и вообще вести себя благопристойно, дабы “честно соблюсти в себе Христа приятого”. Все это обязательно и для детей с 7 лет. Для молитвенной подготовки к Св.

Причащению существует особое правило в более полных молитвословах.

Оно состоит из чтения накануне с вечера трех канонов – Покаянного Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и молитв на сон грядущим, а утром – молитв утренних, канона и особых молитв ко Св. Причащению.

Брак

Брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы он благословил их и сказал: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею” (Быт. 1, 28).

Иисус Христос освятил Таинство своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление: “Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф. 19, 4-6).

“Мужья, – говорит ап.

Павел, – любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела” (Ефес.

5, 22-23, 25). Таинство брака необязательно для всех, но остающиеся безбрачными обязаны проводить девственную жизнь, которая, по учению Христову, выше брачной – один из величайших подвигов.

Что еще нужно знать желающим венчаться в Церкви?

Что Таинство брака не совершается во время постов: Великого (48 дней перед Пасхой), Успенского (14-28 августа), Рождественского (28 ноября – 7 января), Петровского (от воскресенья после Троицы, до 12 июля), на Святках (между Рождеством Христовым и Крещением – от 7 до 19 января) и на Светлой (Пасхальной) седмице, а также во вторник, четверг и субботу и еще в некоторые дни года.

Что браковенчание – великое Таинство, а не только красивый обряд, потому и относиться к нему следует со страхом Божиим, дабы разводом не поругать святыню.

Что в нашем государстве главным признается гражданский брак, почему для совершения церковного Таинства желательно брачное свидетельство, выданное ЗАГСом.

Что одна из частей Таинства – обручение жениха и невесты, для чего у них обязательно должны быть обручальные кольца.

Священство

В Таинстве священства правильно избранный человек через архиерейское рукоположение (по-гречески – хиротонию) получает благодать Святаго Духа для освященного служения Церкви Христовой.

Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей). Есть и названия, обозначающие не новую степень, а только высшую честь: например, епископ может возводиться в архиепископа, митрополита и патриарха, иерей (священник) – в протоиерея, диакон – в протодиакона.

Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении Таинств, посвящаемый во священника – совершать Таинства, посвящаемый во епископа – не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств.

Таинство священства – установление божественное. Св. апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос “поставил… иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания Тела Христова” (Ефес. 4, 1- 12).

Апостолы, совершая это Таинство, через возложение рук возводили в диаконы, пресвитеры и епископы. В свою очередь, поставленные ими епископы хиротонисали предназначенных к священному служению людей.

Так, словно огонь от свечи к свече, дошла до нас от апостольских времен чреда правильно рукоположенных священнослужителей.

Для недавно вошедших в Церковь людей целая проблема – как называть их? Священнослужителей в степени диакона и пресвитера обычно величают “отцами” – по имени: отец Александр, отец Владимир – или по должности: отец протодиакон, отец эконом (в монастыре). Существует в русском языке и особое, ласковое обращения: батюшка. Соответственно и супругу называют “матушкой”.

К архиерею принято обращаться следующим образом: “Владыко!” или “Ваше Высокопреосвященство!”. Патриарха же называют “Ваше Святейшество!”. Ну, а церковнослужители, работницы храма простые прихожане? К ним принято обращаться так: “брат”, “сестра”.

Впрочем, если перед вами человек много старше вас, не будет грехом сказать ему: “отец” или “матушка”, так же адресуются и к монашествующим.

Елеосвящение (соборование)

Таинство елеосвящения, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных болезней и отпущения ему забытых без злого умысла грехов.

Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собираются семь священников, хотя при необходимости может совершить его и один иерей. Соборование берёт свое начало от Св. апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть исцелять всякую болезнь, они больных мазали маслом и исцеляли” (Мк.

6, 13), Подробно говорит об этом Таинстве ап. Иаков: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва исцелит болящего, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5, 14 – 15). Младенцев не соборуют, т. к.

Читайте также:  Умерла бабушка. восприятие смерти в детстве

у них не может быть сознательно совершенных грехов.

Раньше елеосвящение совершалось у постели болящего, теперь – чаще – в церкви, сразу для многих людей.

В блюдо с пшеницей (или другим зерном) помещают небольшой сосуд с маслом, как знаком милости Божией, к которому, в подражание евангельскому милосердному самарянину и в напоминание о пролитой Христом Крови, добавляют красное вино.

Вокруг сосуда ставятся в пшеницу семь свечей и семь палочек с ватой на конце. Все присутствующие держат в руках зажженные свечи. После особых молитв читается семь избранных мест из посланий апостольских и семь евангельских повествований.

После каждого из них, с произнесением молитвы ко Господу – Врачу душ и телес наших, священник крестообразно помазует у больных чело, щеки, грудь, руки. После седьмого чтения он возлагает раскрытое Евангелие, словно исцеляющую руку Самого Спасителя, на голову болящих и молит Бога о прощении всех их грехов.

Благодать в любом случае действует через освященный елей, но действие это обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в третьих пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни. Прощение грехов, забытых или неосознанных, даруется соборующемуся.

Источник: https://www.pravmir.ru/tainstva-cerkvi/

О таинствах церкви

ТАИНСТВА ЦЕРКВИ

     В Православной Церкви обычно называют семь таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Брак, Священство и Елеосвящение. Обычай считать количество таинств не является древней традицией: он был заимствован из Католической Церкви…

Все существующее в Церкви и принадлежащее ей – суть благодатно и таинственно. Наши молитвы, благословения, добрые дела, мысли, поступки – все участвует в “жизни бесконечной”. А все греховное и мертвое освящается и оживает силою Бога Отца, во Христе и Святом Духе.

Так, через Господа, все становится таинством, частицей Таинства Царства Божия, переживаемой уже сейчас, в этом мире.

  Протоиерей Фома Хопко

         Мы призваны так соединиться со Христом, чтобы стать реально частицами, членами Его Тела – так же реально… как веточка соединена с лозой, как часть дерева составляет одно с самим деревом… то есть быть едиными с Ним не только душевно, не только в каком-то переносном смысле, но всем существом, всей реальностью бытия нашего… Мы призваны также…

быть храмом Святого Духа, местом Его вселения… Мы призваны так соединиться с Богом, чтобы все наше вещество было Им пронизано, чтобы не было ничего в нас – ни в духе, ни в душе, ни даже в плоти нашей – что не было бы охвачено этим присутствием… Мы призваны, в конечном итоге, гореть, как купина неопалимая, которая горела и не сгорала. Мы призваны…

стать “причастниками Божественной природы” (2 Пет. 1:4)… Мы призваны стать сынами, дочерьми, чадами Бога и Отца… Ничего из этого достичь своими силами человек не может. Мы не можем ни своими силами, ни своим желанием стать частицей этого Тела Христова, мы не можем своими силами соединиться с Духом Святым, мы не можем стать участниками Божественной природы…

Способ, которым это может случиться – это таинства Церкви… Таинства являются действиями Божиими, совершаемыми в пределах Церкви, в которых Бог Свою благодать дает нам посредством… вещественного мира…

В таинствах Церковь доводит до нас благодать, которую мы не способны стяжать иначе, даже великим порой подвигом, – доводит ее до нас как дар, через вещество этого мира: воды Крещения, хлеб и вино Евхаристии, миро Миропомазания… Церковь древности… говорила о трех, о пяти, о семи, о двадцати двух таинствах…

Вещественный мир, хотя он порабощен греху, хотя, по апостолу Павлу, он стонет, ожидая явления сынов Божиих (Рим. 8:19-22), сам по себе он чист и безгрешен. И вот Бог берет этот мир, это вещество, его соединяет непостижимым образом с Собой, и оно нам приносит ту благодать, до которой мы не умеем подняться.

  Митрополит Сурожский Антоний

  Под таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним.

В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество – и душу, и плоть – приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссозидая в жизнь вечную.

В таинствах мы получаем опыт неба и предвкушаем Царство Божье, к которому всецело приобщиться, то есть войти в него и жить в нем, можно лишь после смерти.

  Греческое слово mysterion (таинство, тайна) – от глагола myo, означающего “покрывать, скрывать”.

В это слово Святые Отцы вкладывали широкий смысл: “таинством” называли воплощение Христа, Его спасительное дело, Его рождение, смерть, Воскресение и другие события Его жизни, саму христианскую веру, учение, догматы, богослужение, молитву, церковные праздники, священные символы и т. д.

Из числа священнодействий таинствами по преимуществу называли Крещение и Евхаристию. В “Церковной иерархии” Дионисия Ареопагита говорится о трех таинствах – Крещении, Миропомазании и Евхаристии, однако “таинствами” названы также пострижение в монашество и чин погребения. Преподобный Феодор Студит (IX в.

) говорит о шести таинствах: Просвещении (Крещении), Собрании (Евхаристии), Миропомазании, Священстве, монашеском пострижении и чине погребения. Святитель Григорий Палама (XIV в.) подчеркивает центральный характер двух таинств – Крещения и Евхаристии,а Николай Кавасила (XV в.) в своей книге “Жизнь во Христе” дает толкование трех таинств – Крещения, Миропомазания и Евхаристии.

     В настоящее время в Православной Церкви принято считать таинствами Крещение, Евхаристию, Миропомазание, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение; все остальные священнодействия относят к числу обрядов.

Следует, однако, иметь в виду, что учение о семи таинствах, содержащееся в учебниках по догматическому богословию, заимствовано из латинской схоластики; оттуда же – различие между “таинствами” и “обрядами”.

Восточная святоотеческая мысль не интересовалась числом таинств и не ставила перед собой задачи подсчитывать их. В XV веке святой Симеон Солунский говорит о семи таинствах, настаивая, однако, на сакраментальном характере монашеского пострижения.

Его современник митрополит Иоасаф Эфесский пишет: “Я считаю, что церковных таинств не семь, но больше” – и дает список из десяти таинств, включив в их число монашеское пострижение, чин погребения и чин освящения храма.

    В каждом таинстве есть видимая сторона, включающая в себя само чинопоследование, то есть слова и действия участников, “вещество” таинства (вода в Крещении, хлеб и вино в Евхаристии), а есть и невидимая сторона – духовное преображение и возрождение человека, ради чего и совершается все чинопоследование.

Собственно “тайной” и является эта невидимая часть, остающаяся за пределами зрения и слуха, выше разума, вне чувственного восприятия. Но в таинстве преображается и воскресает вместе с душой и телесная оболочка человека: таинство – не только духовное, но и телесное приобщение к дарам Святого Духа.

Человек входит в божественную тайну всем своим существом, он погружается в Бога и душой, и телом, потому что тело тоже предназначено к спасению и обожению. В этом смысл погружения в воду (в Крещении), помазания миром (в Миропомазании), вкушения хлеба и вина (в Евхаристии).

В будущем веке “вещество” таинства уже не нужно, и человек причащается не Тела и Крови Христа под видом хлеба и вина, но самого Христа непосредственно. На пасхальном богослужениии мы молимся: “подавай нам истее (полнее, совершеннее) Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего”.

Тем самым мы исповедуем, что в небесном отечестве, in patria, мы чаем еще более полного, еще более тесного единения со Христом. Но пока мы в странствии на земле, мы нуждаемся в видимых знаках Божьего присутствия: поэтому мы приобщаемся к Божественному естеству через воду, насыщенную Богом, через хлеб и вино, напоенные Им.

  Совершителем любого таинства является Сам Бог. Перед началом Литургии диакон говорит священнику: “Время сотворити Господеви” (Пс. 118:126); по-русски “время Господу действовать”, то есть настало время, пришел час, когда действовать будет сам Бог, а священник и диакон – лишь Его орудия.

И в момент преложения Святых Даров священник не действует сам, а только молится, призывая Бога Отца: “и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего”. В чине Крещения священник произносит “Крещается раб Божий…

“, подчеркивая, что не он сам, а Бог совершает таинство. По словам святителя Амвросия Медиоланского, “крещает не Дамасий, не Петр, не Амвросий и не Григорий. Мы исполняем свое дело как служители, но действенность таинств зависит от Тебя.

Не в человеческих силах сообщать божественные блага – это Твой дар, Господи”.

Источник: http://alexander-nevskiysobor.ru/prikhozhanam/aleksandro-nevskijj-listok/o-tainstvakh-cerkvi/

7 таинств. Основания в Библии – Православный журнал “Фома”

Таинства Православной Церкви — это не человеческие изобретения, все они были установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании. Но история происхождения каждого из таинств — огромная и сложная тема. Для тех, кто хотел бы погрузиться в нее, мы подготовили список книг, написанных живым и понятным языком.

А здесь с достаточной степенью упрощения мы приводим лишь общие сведения о сути и истории возникновения таинств.

1 Таинство Крещения

Суть: Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека.

Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств.

Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов». 

Библейские основания: Таинство установлено Иисусом Христом.

В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5).

Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф 3:15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28:19).

История:В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее.

О Таинстве Крещения на сайте «Фомы».

2 Таинство Миропомазания

Суть: Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Библейские основания: Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37-39),

а также в апостольских посланиях: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2:20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21).

История: Совершать это таинство сразу после Креще-ния постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

О Таинстве Миропозания на сайте «Фомы».

3 Таинство Евхаристии

Суть: Приготовленные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, и христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу, причем не символически, не умозрительно, а реально.

Библейские основания: Таинство установлено самим Христом. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). Накануне Своей смерти на кресте Он совершил на Тайной вечере первую евхаристию и причастил Своих ближайших учеников

(Мф 26:26).

История: После воскресения Христа эти ближайшие ученики — апостолы — пошли по всему миру проповедовать Благую Весть, основывали церковные общины, совершали сами таинство Евхаристии и заповедали совершать его поставленным ими епископам и священникам.

О Таинстве Евхаристии на сайте «Фомы».

4 Таинство Исповеди

Суть: Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.

Библейские основания: Практика исповеди имеет ветхозаветные истоки (Суд 10:10; Пс 50; 1 Езд 9; Неем 1:6, 7; Дан 9: 4-19,
1 Цар 15:24-25 и др.).

Иоанн Креститель исповедовал в грехах людей, приходивших к нему креститься
(Мф 3:6). Но главное, об этом в Евангелии прямо говорит Господь: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся

(Ин 20:21-23).

История: Регулярная исповедь возникла в ранней христианской Церкви. Изначально считалось, что исповедоваться следует только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.

О Таинстве Исповеди на сайте «Фомы».

5 Таинство Елеосвящения

Суть: При помазании тела больного человека специально освященным елеем на него призывается Благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться по своей немощи.

Библейские основания: Таинство имеет основания в Новом Завете. Во-первых, это слова в Евангелии от Марка о том, что ученики Христа многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк 6:13).

Во-вторых, это слова из Послания апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14-15).

Важно знать: Таинство Елеосвящения, называемое в просторечии соборованием, по-разному стало пониматься у православных и у католиков.

У католиков Елеосвящение называют «последним помазанием» и совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается не только в случае смертельной болезни.

По традиции, собороваться полагается не чаще, чем раз в год.

О Таинстве Елеосвящения на сайте «Фомы». 

6 Таинство Священства

Суть: Посвящение христианина в священный сан, наделяющее его властью совершать церковные таинства и обряды. Совершать это таинство могут только епископы как преемники апостолов. Посвящаемый во пресвитера (т. е.

священника) человек получает благодать самому совершать таинства, но только по благословению правящего епископа.

А при посвящении в епископа ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.

Библейские основания: Священство было установлено еще в Ветхом Завете (после Исхода из Египта).

В Новом Завете, с одной стороны, утверждается, что все христиане в какой-то степени являются священниками
(1 Пет 2:9), с другой, говорится о священниках как особом служении, как помощниках епископов (1 Тим 3:2,
Тит 1:7; 1 Пет 2:25), говорится о возведении в священный сан посредством возложения рук.

Читайте также:  Чувство вины у человека в горе

История: Проповедуя Евангелие, апостолы создавали церковные общины, главой которых ставили епископов, а те рукополагали пресвитеров себе в помощь. Отсюда и понятие апостольского преемства: каждый священник получил рукоположение от епископа, тот в свою очередь от другого епископа — и так можно проследить всю цепочку рукоположений вплоть до I века, до апостолов.

О Таинстве Священства на сайте «Фомы».

7 Таинство Брака

Суть: Супруги, принявшие решение вступить в брак, чтобы связать воедино свои жизни в общем стремлении к Богу, получают на это благодатную помощь Божию, делающую их брак не временным, но вечным, переходящим в жизнь Царства Божьего.

Библейские основания: Брак — установление Божие: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт 2:24). В Новом Завете Христос, повторяяя эти слова, добавляет: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6).

История:Брак понимался как таинство еще апостолом Павлом (Еф 5:22-25, 31-32), но чинопоследование бракосочетания (венчание) сложилось уже в поздневизантийские времена (XI век). Император Алексий I Комнин в 1092 году издал закон об обязательности церковного венчания для желающих вступить в брак.

О Таинстве Венчания на сайте «Фомы».

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника.

Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.  Например, в одном из недавних писем наших читателей был задан вопрос  «Откуда в Церкви таинства?».

Мы подготовили в качестве ответа несколько материалов.

Источник: https://foma.ru/7-tainstv-osnovaniya-v-biblii.html

Таинства православной церкви: краткое описание и смысл

Моя маленькая дочь пришла в церковь в пять лет и сильно испугалась новой обстановки. Пришлось ждать пару лет, чтобы ребенок воспринимал поход в храм спокойно и доброжелательно. Это была моя ошибка, так как не подготовила девочку заранее и не объяснила значение посещения божьего храма.

Когда дочка привыкла и освоилась в новой обстановке, тогда с доверием приняла крещение. После я объяснила ей, что такое Таинства православной церкви, и она с удовольствием принимала причастие и пошла на первую исповедь. В статье я хочу рассказать о семи церковных Таинствах, и какую роль они играют в жизни верующего человека.

Некоторые церковные обряды представляют собой Таинства, которые непостижимы умом человека. Например, во время Таинства причастия хлеб чудесным образом трансформируется в тело Христово, а вино — в кровь. Чтобы это принять, нужна вера, что подобное возможно и допустимо.

Рассмотрим подробно 7  Таинств православной церкви:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • покаяние (исповедь);
  • причащение;
  • соборование;
  • венчание;
  • священство.

Эти Таинства были определены самим Господом Христом, он заповедал своим ученикам нести людям свет божественной истины евангелия.

Через Таинства мы обретаем благодать Духа Святого, милость и спасение. Именно в обретении благодати и состоит отличие Таинства от иных церемоний и действий в церкви.

Если во время молебна или панихиды мы полагаемся на милость божью и не уверены, получим ли ответ. То во время Таинств благодать бога пребывает на верующих постоянно. Если во время обрядовых действий мы выражаем свою веру и благоговение перед богом, то во время Таинства на паству снисходит благодать.

Причащение — самое главное из всех Таинств церковных, когда верующий человек соединяется в духе с плотью и кровью Спасителя. Именно благодаря ему мы обретаем наследие вечной жизни. Слово «евхаристия» переводится с греческого как «благодарение». Мы благодарим Иисуса за дар спасения души.

Вторым по значимости стоит Таинство священства: рукоположение и посвящение в церковный сан. Рукоположение совершает епископ, передавая благодатный дар Духа Святого.

Особо важным из Таинств является и крещение, с помощью него возрастает численность христиан. Остальные церковные Таинства необходимы для раскрытия христианской жизни и святости церкви.

Какие дары обретает человек во время Таинства:

  • при крещении происходит рождение духовного человека;
  • при миропомазании православный обретает укрепляющую благодать;
  • причащение питает верующего духовной пищей;
  • покаяние очищает душу от прегрешений;
  • священство дает благодать наставлять паству на путь веры;
  • венчание освящает супружескую жизнь;
  • соборование освобождает от физических и душевных недугов.

Три Таинства являются неповторимыми, то есть, проводятся только раз в жизни. К ним относится крещение, миропомазание и священство. Остальные Таинства повторяются по мере участия верующих. Например, таинство соборования можно проходить ежегодно, а таинство исповеди — каждую неделю.

Это Таинство было положено самим Господом Христом, когда он лично крестился в Иордане. После своего воскресения Спаситель заповедал апостолам крестить людей во имя Святой Троицы. Крещение проводят только единожды, ибо невозможно дважды родиться в духовном теле.

Троекратным погружением в воду символически смывается первородный грех. После крещения верующий становится воцерковленным и может причащаться Святых Даров.

После крещения власть дьявола над душой полностью уничтожается, теперь он может лишь соблазнять христианина на грех обманом.

Почему православная церковь крестит младенцев, которые не понимают, что с ними происходит? Для этого им даны крестные родители, которые ручаются за своего крестника и обязаны воспитать его в традициях веры.

Если крестные не справляются со своей обязанностью, это ложится тяжким бременем греха на их плечи.

Через данное Таинство христианин обретает особую благодать от Святого Духа для укрепления в вере и следования по пути истины. Это печать Святого Духа на человеке. Апостолы проводили миропомазание с помощью возложения рук, позднее этот обряд стали проводить иначе — с помощью помазания священным миром.

Миро — это особенным образом приготовленный елей с благовонными веществами (40 наименований), который благословляли апостолы. Позже миро стали освящать их последователи — епископы. В наши дни миро освящается архиереем. С помощью освященного миро ставится печать Святого Духа. Первое миропомазание происходит сразу же после крещения человека.

Печать Святого Духа ставится на лоб, глаза, губы, уши, сердце, конечности. Таким образом, освящается душа и все тело неофита. Фактически крещение и миропомазание являют собой двуединое действо. При крещении человек рождается духовно, а миропомазание дарует силу Святого Духа. После миропомазания верующий становится подобным Помазаннику Христу.

Покаяние необходимо христианину, оно очищает от грехов вольных и невольных. Иисус Христос благословил учеников прощать грехи паствы:

Для исповедующегося необходимо признать свои прегрешения, искренне раскаяться и иметь твердое намерение исправиться. Иисус Христос взял грехи человечества на себя добровольно, пострадал за каждого из нас.

Это была добровольная жертва, поэтому христианин должен осознавать величие дара Спасителя и не быть неблагодарным.

Признать свой грех — это признание искупительной жертвы, а принять решение исправиться — это благодарность за дар спасения души.

Святые отцы говорят, что покаяние — это основа христианской жизни. Человек слаб и немощен духовно согласно своей природе, поэтому надеется только на благодать и милость божью в спасении.

Однако нельзя превращать милость божью в профанацию и грешить бессовестным образом. Это является выражением неблагодарности Спасителю. Грехи отдаляют верующего от бога, а искреннее покаяние и исправление приближает.

Покаяние еще называют крещение слезами.

Однако следует помнить, что бог видит сердца людей, поэтому формальное покаяние не имеет силы и прощения. Если человек в сердце своем помышляет о грехе, формально покаявшись, это наносит большой вред его душе. Это называется духовной болезнью. Православный должен осознать свои прегрешения, принять твердое намерение избавиться от страстей и просить помощи у Господа в исправлении.

Искреннее покаяние готовит нас к Страшному Суду. Кто постоянно исповедуется и стремится исправиться, тому можно не бояться держать ответ перед богом.

Не нужно стыдиться священника, которому исповедуешься, ведь он поставлен для этой цели самим богом. Нужно бояться и стыдиться нераскаянного греха.

Если человек страдает забывчивостью, можно записать свои прегрешения на бумагу и прочитать священнику. Важно ничего не забыть.

Когда ребенку исполняется 7 лет, родители должны подготовить его к первой исповеди, от которой зависит его дальнейшая жизнь как христианина. Нельзя пугать ребенка наказанием божьим, необходимо прививать любовь к богу и чаще рассказывать о его заботе. Страх перед наказанием может привести к дальнейшему отказу взрослого ребенка от веры.

Нужно помочь ребенку преодолеть застенчивость перед исповедью, помочь и одобрить его решимость рассказать о прегрешениях. Поэтому к первой исповеди детей готовят заблаговременно, а не ставят перед фактом.

В задачу родителей входит объяснение смысла покаяния и опасности греховных поступков для души. Опасность не должна представляться ребенку чем-то фатальным, но огорчением бога — любящего отца.

Необходимо привить ребенку доверительное отношение к священнику и исповеди, объяснить важность покаяния для его правильных взаимоотношений с небесным отцом.

Евхаристия — одно из важных Таинств, когда верующий приобщается Святых Даров и становится одним целым с Иисусом Христом. Без причастия невозможно войти в жизнь вечную и обрести наследие царства небесного.

Евхаристия была определена Господом Христом на тайной вечере, когда он разломил хлеб и назвал его своим Телом. Дав апостолам вина, он назвал его своей Кровью.

С тех пор верующие постоянно причащаются Святых Даров на богослужениях.

Каким образом вино может пресуществиться в кровь, а хлеб в тело? Это невозможно объяснить логически, так как речь идет о духовных вещах. Вино и хлеб не меняют своих физических свойств, но изменяется их духовная составляющая.

Однако апостолы предупреждают, что причащаться Святых Даров нужно достойно, так как недостойно причащающийся ест и пьет осуждение себе.

Таинство причащения именуется по-гречески евхаристией (благодарением). Оно проводится на службах и является центральной частью литургии. Именно искреннее участие в церковной жизни и причащение делает из верующего настоящего служителя Христа и исполнителя его заповедей. Ибо вера без дел мертва.

Евхаристия является воспоминанием о добровольной жертве Христа, служит выражением благодарности за спасение и наследие царства божьего. Иисус добровольно пошел на крестные страдания, отдав свое тело и кровь во искупление грехов человечества.

В благодарность за эту жертву верующие еженедельно причащаются Святых Даров.

Священником становятся через архиерейское рукоположение. С этого момента посвященный обретает благодать для служения в церкви.

Посвящаемый в чин диакона обретает право присутствовать и помогать при отправлении церковных Таинств, священник отправляет Таинства, а епископ (архиерей) посвящает других для отправления церковных Таинств. Таинство священства было определено Спасителем.

Апостолы оправляли данное Таинство через возложение рук. Таким образом преемственность дошла и до наших времен.В православной традиции священнослужителей называют святыми отцами либо батюшками (ласково). Архиерея величают Владыкой, а патриарха — Ваше Святейшество.

Елеосвящение освобождает от душевных и телесных недугов. Это таинство проводят как для здоровых людей, так и для тяжело больных. Соборование также проводят умирающему человеку, чтобы освободить его душу от ведомых и неведомых грехов.

Во время соборования верующего мажут освященным елеем, призывая тем самым благодать божью.

Почему елеосвящение называют соборованием? Потому что Таинство отправляют 7 священников (собор). Но в современной практике елеосвящение может отправлять и один служитель. Первые соборования проводили апостолы, получив благодать на исцеление больных.

Больной человек обретает благодать исцеления, но не всегда. Это зависит от милости божьей, а не от усердия священников в чтении молитв и писаний. Чем соборование отличается от покаяния? Тем, что верующему прощаются даже те грехи, о которых он забыл или на которые не обратил внимания.

Считается, что болезнь настигает человека из-за совершенных грехов, поэтому очень важно покаяться перед соборованием. Если христианин находится без сознания, то соборование проводят без его участия. Однако этот человек должен быть активным членом церкви, а не просто числиться православным.

Амвросий Оптинский говорил:

В евангелии указано, что получившие благодать врачевания апостолы исцеляли помазанием елеем многих недужных. И сейчас Таинство елеосвящения помогает поднять на ноги тяжело больных людей, избавляет от душевных и телесных скорбей искренне верующих. Чудо исцеления невозможно объяснить рационально, ибо оно происходит силой Духа Святого и благодатью божьей.

В народе бытует мнение, что соборование проводят исключительно над умирающими людьми. Это не правильное мнение, так как апостолы заповедали освящать елеем просто тяжело больных и недужных людей.

Однако елеосвящение является последним помазанием в жизни каждого христианина, кто стоит на пороге вечности. Не стоит впадать в суеверия и думать, что после соборования больной непременно умрет.

Это заблуждение, ведь многие больные после елеосвящения полностью исцеляются.

Нужно ли после соборования продолжать лечение медикаментами? Конечно, необходимо довести лечение до конца по назначению врача. Как только больному станет легче, следует прийти в церковь на причастие.

Во время церковного венчания молодожены обретают благодать Святого Духа и благословение на благополучную супружескую жизнь. Венчание символизирует союз Господа Христа с церковью, поэтому брак считается священным. Апостол Павел указывал:

При этом следует осознавать, что венчание не является неким магическим обрядом, который навечно соединяет мужа и жену.

Супруги должны вести благочестивую жизнь, принимать участие в церковной жизни и воспитывать детей в православных традициях. Бог посылает свою благодать венчающимся, но они должны жить по евангельским заповедям.

К сожалению, не все супружеские пары это понимают до конца, а просто надеются на чудо или волшебство.

Источник: https://TayniyMir.com/molitvyi/tainstva-pravoslavnoy-tserkvi.html

Таинства православные

Таинства православные, учрежденные божественным провидением священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая божественная благодать.

В православии принято семь таинств, семь даров Святого Духа: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете.

О божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное предание.

Таинства и обряды

Внешние знаки совершения таинств, т.е. церковные обряды, необходимы для человека, так как человеческая несовершенная природа нуждается в видимых символических действиях, помогающих почувствовать действие невидимой силы Бога.

Кроме таинств, в Православной церкви приняты и другие богослужебные обряды, которые в отличие от таинств имеют не божественное, а церковное происхождение. Таинства сообщают благодать всей психофизической природе человека и производят глубокое воздействие на его внутреннюю, духовную жизнь.

Обряды же призывают благословение лишь на внешнюю сторону земной человеческой жизни (см. САКРАМЕНТАЛИИ). Совершение каждого таинства несет с собой особый дар благодати.

В крещении дается благодать, очищающая от греха; в миропомазании – благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; елеосвящение – дар, исцеляющий недуги; в покаянии дается прощение согрешений.

Действенность таинств

По учению Православной церкви, таинства обретают действенную силу лишь при соединении двух условий.

Необходимо правильное совершение их законным иерархически поставленным лицом и внутреннее настроение и расположение христианина к принятию благодати.

При отсутствии веры и искреннего желания принять таинство его совершение служит к осуждению. О католическом и протестантском учениях о таинствах см. ТАИНСТВО.

Семь таинств Православной церкви

призваны восполнить семь наиболее существенных потребностей духовной жизни человека. Обязательными для всех христиан считаются таинства крещения, миропомазания, причастия, покаяния и елеосвящения.

Таинство брака и таинство священства предусматривают свободу выбора. Таинства подразделяются также на повторяемые и неповторяемые в течение жизни человека. Только раз в жизни совершается таинство крещения и миропомазания, а также таинство священства.

Остальные таинства относятся к повторяемым.

Крещение

– самое первое из христианских таинств, оно знаменует собой вступление верующего в церковь Христа. Его установлению предшествовало, согласно евангелиям, крещение (очистительное погружение в воду) самого Иисуса в Иордане, совершенное Иоанном Предтечей.

Начало христианскому крещению как таинству было положено словами Иисуса, обращенными к апостолам перед его вознесением на небо: «…идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19; Мк 16:16).

Способы крещения в древней церкви описаны в Учении двенадцати апостолов (1 – начало 2 вв.): «Крестите в живой [т.е. проточной] воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой.

А если нет ни той, ни другой, то возлей на голову трижды». Вода как элемент космический и сакральный играет важнейшую роль при совершении таинства: крещение совершается через троекратное погружение в воду с произнесением формулы «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Действующая через водную стихию божественная благодать освобождает человека от всякого греха: младенцев – от первородного, взрослых – и от первородного, и от совершенных в течение жизни. Апостол Павел называл крещение банею возрождения.

Во времена послеапостольские уже было принято крещение младенцев. Взрослые приготовлялись к принятию таинства через оглашение (катехизацию). Оглашение обыкновенно продолжалось два года, в течение которых оглашенным сообщалась важнейшая часть христианского учения.

Перед Пасхой они вносили свои имена в список крещаемых. Торжественное крещение большого числа верующих совершал епископ. Во времена гонений на христиан местом крещения служили природные водоемы, реки и ручьи.

Со времени Константина Великого крещение проходило в баптистериях, специально устроенных бассейнах при храмах (см. БАПТИСТЕРИЙ).

Непосредственно после погружения пресвитер помазывал чело (лоб) крещаемого елеем (оливковым маслом), после чего его облекали в белые одежды, символ обретенной им чистоты и праведности. После крещения в храме причащались Святых Тайн. Тяжелобольных и находящихся в заключении крестили через обливание или окропление.

Традиции древней церкви сохраняются в православии и сегодня. Крещение происходит в храме (в особых случая разрешается совершать обряд в доме). Взрослых крестят после наставления в вере (оглашение). Оглашение совершается и при крещении младенцев, а поручителями за их веру выступают восприемники.

Крещаемого священник ставит лицом к востоку и произносит молитвы, отгоняющие дьявола. Обращаясь на запад, оглашенный отрекается от сатаны и всех дел его. После отречения он вновь становится лицом к востоку и троекратно выражает желание сочетаться Христу, после чего совершает коленопреклонение.

Священник кадит купель с тремя зажженными свечами, вручает свечи восприемникам и освящает воду. После освящения воды освящается елей. Над водой творится знак креста елеем, как символ примирения с Богом.

Затем священник изображает знак креста на челе, ушах, руках, ногах, на груди и плечах крещаемого и троекратно погружает его в купель. После купели крещаемый облачается в белые одежды, которые принято сохранять в течение жизни как реликвию. В случае смертельной опасности обряд совершается по сокращенному чину.

Если есть опасность смерти младенца, крещение позволяется совершить мирянину. В этом случае оно состоит в троекратном погружении младенца в воду с произнесением слов «Крещается раб Божий во имя Отца Аминь, и Сына Аминь, и Святого Духа Аминь».

Имя младенцу предоставляется выбирать его родителям, а взрослые выбирают его себе сами. Если такое право предоставляется священнику, он обязан выбирать имя святого, ближайшего по времени празднования после дня рождения крещаемого. См. КРЕЩЕНИЕ.

Миропомазание

По канонам (правилам) Православной церкви, сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания. В этом таинстве верующие получают дары Святого Духа, сообщающие им силы быть твердыми в православной вере и хранении чистоты души. Право совершения миропомазания принадлежит только епископам и священникам.

Отдельно от крещения оно совершается при помазании царей на царство, а также в случаях, когда к православию присоединяются иноверцы, которые были крещены по обряду, соответствующему правилам Православной церкви, но не были миропомазаны. Миропомазание после крещения происходит следующим образом.

После облачения крестившегося в белые одежды священник произносит молитву, в которой просит Бога даровать новому члену церкви печать дара Духа Святого, и наносит знаки креста миром на его лбу, глазах, ноздрях, ушах, груди, руках и ногах.

Затем пресвитер и новокрещенный вместе трижды обходят со свечами в руках вокруг купели при пении стиха: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Этот ритуал символизирует вступление крестившегося человека в вечный союз со Христом. За ним следует чтение Апостола и Евангелия, после чего происходит т.н. омовение.

Омочив губу в теплой воде, священник отирает места, которые были помазаны миром, со словами: «Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси…» Миропомазание, совершаемое при венчании царей на царство, не является ни особым таинством, ни повторением прежде совершенного.

Священное помазание государя означает лишь более высокую степень сообщения даров Святого Духа, необходимых ему для выполнения служения, на которое он призван Богом. Ритуал коронования и миропомазания царя представляет собой торжественное действо, завершаемое введением государя в алтарь, где у престола он принимает причастие как помазанник Божий, покровитель и защитник церкви. См. КОНФИРМАЦИЯ.

Покаяние

Это таинство очищает верующего от совершенных им после крещения грехов и дает силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Исповедуя свои грехи перед священником, христианин получает от него прощение и таинственным образом разрешается от грехов самим Богом.

Принимать исповедь может только епископ или священник, так как право прощать грехи они получают через таинство священства от самого Иисуса Христа. Священник обязан хранить тайну исповеди; за огласку исповеданных ему грехов он лишается сана.

Евангельское учение понимает покаяние не просто как раскаяние в содеянном, но как возрождение, обновление человеческой души. Таинство покаяния совершается следующим образом. Перед иконой Иисуса Христа или перед Святым Крестом священник читает молитвы о кающихся для всех пришедших в храм на исповедь.

Само исповедание грехов священнику происходит наедине с ним. Кающийся перечисляет свои согрешения, а когда закончит, делает земной поклон. Священник, возложив на голову исповедника епитрахиль, читает молитву, в которой испрашивает ему прощение, совершает над его головой крестное знамение, а затем дает целовать крест.

В особых случаях священник имеет право наложить епитимью, т.е. определенного рода наказание в соответствии с тяжестью греха. В Православной церкви существует правило, согласно которому каждый христианин должен исповедываться не менее одного раза в год. См. также ИСПОВЕДЬ; ПОКАЯНИЕ.

Причащение, или евхаристия

(греч. «благодарение») – главное христианское таинство. В завершающей части литургии хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христа и преподаются для вкушения верующим во освящение души и тела. Принимая Святые Дары, христианин таинственным образом соединяется с самим Христом и делается сопричастным космической церкви.

Православная церковь приобщает верующих Святым Тайнам под двумя видами – хлебом и вином. Священник выносит Святые Дары в чаше из алтаря, верующие подходят к нему, крестообразно сложив на груди руки в знак благоговения, и называют свое имя, полученное в крещении.

Священник при помощи лжицы (ложечки) подает каждому подходящему частицу Тела и Крови Христа (пресуществленные хлеб и вино). Помогающий ему диакон отирает уста причастника платом. Причастившийся целует чашу и в притворе храма запивает причастие т.н. теплотой (вином, разбавленным теплой водой).

В воспоминание братских трапез апостольских времен всем причастникам раздаются частицы просфоры. По окончании службы причастившиеся обязаны прочесть или выслушать читаемые в храме благодарственные молитвы. Церковь допускает к причастию только тех верующих, которые должным образом подготовились постом и покаянием.

Особый вид совершения таинства евхаристии – причащение больных, которые по причине тяжелой болезни не могут присутствовать в храме на литургии. В таких случаях церковь посылает причастие на дом, оставляя для больных часть Святых Даров, приготовленных на литургии. См. также ЕВХАРИСТИЯ; ЛИТУРГИЯ; МЕССА.

Таинство священства

Все таинства, за исключением крещения, может совершать только законным образом (т.е. в соответствии с канонами Православной церкви) поставленный священник, поскольку он при посвящении в сан получает это право через таинство священства.

Таинство священства состоит в том, что через святительское рукоположение (хиротонию) на поставляемого в иерархическую степень нисходит Святой Дух.

Благодать Святого Духа облекает посвящаемого особой духовной властью по отношению к верующим, дает ему право руководить паствой, наставлять их в вере и совершенствовании духовной жизни, также совершать для нее церковные таинства. Степени священства следующие: диакон, священник (пресвитер) и епископ. Другие лица клира, т.н.

церковнослужители, посвящаются не через рукоположение, а лишь благословением епископа. В высшие степени иерархии посвящаются только после последовательного прохождения низших. Способ поставления на ту или иную степень священства указан в наставлениях апостолов, в свидетельствах отцов церкви и в правилах вселенских соборов.

Каждой степени благодать дается не в равной мере: в меньшей – диакону, большей – пресвитеру и в наибольшей – епископу. Соответственно данной благодати диакон выполняет роль сослужителя епископа и пресвитера при совершении таинств и богослужений.

Пресвитер через рукоположение от епископа получает право совершать все таинства, кроме таинства священства, и все богослужения в своем приходе. Епископ – главный учитель и первый священнослужитель, главный управитель делами церкви в своей епархии. В епископы может рукополагать только собор епископов числом не менее двух.

Таинство священства совершается в алтаре храма на литургии, чтобы новопоставленный мог принять участие со всем клиром в освящении Святых Даров. На литургии рукоположение совершается только над одним епископом, одним пресвитером и одним диаконом. Посвящаемый в диаконы приводится к царским вратам, где его встречают диаконы, которые вводят его в алтарь.

В алтаре он кланяется престолу, трижды обходит вокруг него и целует углы престола, как бы принося присягу благоговейно чтить святость алтаря и престола.

В знак смирения перед посвящающим его епископом он после каждого обхода целует руку и колено архиерея, затем трижды кланяется престолу и становится на одно правое колено, поскольку на диакона возлагается неполное священнослужение. В ознаменование того, что он посвящает все силы души служению у престола, он возлагает на престол руки и прикладывается к нему челом. Посвящению предшествует удостоверение, что не только посвящаемый, но и все члены его семьи – православные христиане. Православная церковь придерживается правила не повторять рукоположения, если оно было совершено правильно, хотя бы и в обществах неправославных. См. также ДИАКОН; ЕПИСКОП; ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ; КЛИР; ПРЕСВИТЕР; СВЯЩЕННИК.

Таинство брака

– таинство, совершаемое над женихом и невестой, верующими, избравшими путь супружеской жизни, при совершении которого они перед священником и церковью дают свободное обещание хранить верность друг другу, а священник благословляет их союз и испрашивает им благодать чистого единодушия к рождению и христианскому воспитанию детей.

Брак заключается во образ союза Христа и церкви. Прежде чем приступить к совершению таинства брака в церкви после литургии происходит оглашение, то есть причт сообщает прихожанам имена жениха и невесты и спрашивает, не знают ли они препятствий к заключению этого брака. После оглашения совершается самый брак.

Таинство брака всегда происходит в храме в присутствии свидетелей. Обряд совершает священник. Чин заключения брака состоит из двух частей: обручения и венчания. Для обручения священник выходит из алтаря и полагает на аналое посреди храма крест и Евангелие, символы невидимого присутствия самого Христа.

Он благословляет жениха и невесту и вручает им зажженные свечи, которые знаменуют их чистоту. После чтения определенных молитв приносятся освященные на престоле кольца, и вступающие в брак в знак обоюдного согласия надевают друг другу кольца. Во время венчания благословляется брачный союз и испрашивается нисхождение на него божественной благодати.

По окончании молитвословий священник берет венцы и возлагает их на голову жениха и невесты. Венцы означают награду за их целомудренную жизнь до брака. Брак по смерти одного из супругов может быть совершен во второй и в третий раз. Совершение таинства второго или третьего брака не столь торжественно.

Двоебрачным и троебрачным не вручаются свечи и не возлагаются на головы венцы. Повторные браки допускаются церковью после вынесения епитимьи.

Елеосвящение, или соборование

В этом таинстве при помазании елеем больным дается благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные. Елеопомазание совершается только над больными. Запрещается совершать его над здоровыми, а также над умершими. Перед елеосвящением больной исповедуется, а после (или до) причащается.

Исполнение таинства предусматривает «собрание верующих», хотя может происходить как в церкви, так и дома. Желателен также собор семи пресвитеров по числу даров Святого Духа, но допускается и присутствие двух или трех священников. В крайних случаях разрешается действовать одному священнику, но молитвы произносить от лица собора.

Для совершения таинства ставится стол, а на нем блюдо с пшеницей. Зерна пшеницы служат символом возрождения к новой жизни. Сверху пшеницы ставится сосуд с елеем, видимым знаком благодати.

В него вливается вино: соединение елея с вином делается в память того, что именно так поступил евангельский добрый самарянин для лечения больного. Рядом ставят кисти для помазания и зажигают семь свечей. Богослужение таинства состоит из трех частей. Первая часть – молебное пение. Вторая часть – елеосвящение.

Первый священник читает молитву на освящение елея, остальные повторяют ее тихо, затем поют тропари Богородице, Христу и святым целителям. Третья часть состоит из семи чтений Апостола, семи чтений Евангелия и семи помазаний.

Помазываются те части тела, через которые в человека входит грех: лоб, ноздри, щеки, уста и обе стороны кистей рук. После седьмого помазания священник возлагает на голову больного раскрытое Евангелие, что означает руку самого Спасителя, исцеляющего недужных. См. также ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ; ТАИНСТВО.

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/TAINSTVA_PRAVOSLAVNIE.html

Ссылка на основную публикацию