О поминовении усопших

11 вопросов о поминовении усопших

Можно ли разговаривать с усопшими близкими, встретимся ли мы со своими мужьями и женами после смерти и есть ли надежда на спасение у самоубийц и атеистов? В преддверии особого поминовения усопших в день Радоницы на эти и другие вопросы мы попросили ответить иерея Стефана Домусчи, кандидата богословия и философских наук.

№ 1. С усопшими можно говорить, просить их помощи и их молитв?

Как почти во всех вопросах, касающихся загробного мира, однозначного ответа здесь быть не может. Неслучайно преподобный Анастасий Синаит говорит, что человек, который пытается своим слабым умом разузнать тайны загробной жизни, впадет в самые страшные заблуждения, потому что это ему не полезно. То, что нам полезно, говорит преподобный, Бог нам открыл, и в той мере, в какой полезно.

Что касается молитвы, из древности идет обычай молиться усопшим христианам или, точнее, просить их, чтобы они молились Богу. В стародавнее время Церковь очень четко различала умершего христианина и умершего нехристианина.

Человек, который умер, будучи связан со Христом, умер членом Церкви, он хотя и разлучается физически со своими братьями и сестрами, через Христа остается с ними глубоко связан! Когда мы говорим на Пасху, что Христос «смертию смерть попрал», речь идет о том, что Он победил нашу смерть, и физическую тоже, но в первую очередь победил смерть как разлучение души и Бога. Поэтому тот, кто умирает во Христе, хотя и умирает физически, больше не умирает духовно, то есть не отлучается от Бога и во Христе остается живым. И, когда Церковь хоронила своих усопших, она ощущала, что эти люди остаются связанными с остальными живыми членами общины.

В этом ключе, естественно, можно было просить молиться и умерших. Мы привыкли просить молитв только у святых, но в древности святыми называли всех членов христианской общины, потому что они род избранный, род священный: апостол Павел пишет, например, святым, находящимся в Коринфе, обращаясь таким образом ко всем христианам Коринфа.

Поэтому люди могли просить молитв всех умерших членов общины. Например, в катакомбах находят надписи на надгробиях, в которых люди обращаются к умершим родственникам. На одном из надгробий в древнеримских катакомбах IV века есть просьба от христианина Пектория, чтобы они вспоминали его всякий раз, когда будут смотреть на Христа.

Причем ясно, что его родственники были простыми христианами и умерли обычной смертью, не были мучениками.

И в таком смысле, конечно, общение с умершими возможно.

С другой стороны, преподобный Анастасий Синаит говорит, что душа после смерти теряет способность проявлять себя и воспринимать что-либо.

То есть человек видит через глаза, слышит через уши, говорит посредством языка и связок, и, соответственно, когда все это умирает, душа не видит, не слышит, не говорит, не общается.

Однако далее он разъясняет, что души,– перешедшие в бессмертие, будучи просвещенными Духом Святым, все-таки способны и видеть, и слышать, и молиться за ближних, и проявлять свою любовь. А те, кто не просвещены Духом Святым, находятся в некотором угрызении совести — и больше ничего…

Часто для людей разговор с умершими — это такой психотренинг, психологическая практика, которая помогает человеку успокоиться. Церковь больше поддерживает молитву об умершем, чем «разговор» с ним. Наверное, единственный контекст, в котором такой разговор возможен, это контекст молитв. Для этого человек действительно должен жить духовной жизнью — он должен быть верным членом Церкви.

№ 2. Вешать на стену фотографию усопшего близкого — это православная традиция?

Конечно, вешать портрет в красный угол, рядом с иконами, не стоит.

Но мы совершенно спокойно можем вешать портреты родственников где-либо еще в доме — тут не должно быть никакого суеверного страха: усопшие ничего нам сделать не могут, они не могут принести человеку удачу или неудачу.

Очевидная польза от такого портрета — молитвенная память: видя фотографию родственника, близкого человека, мы будем вспоминать его и молиться за него. Часто бывает, что человек умирает, теряется из вида и вскоре уходит и из памяти.

spbda/www.flickr.com

№ 3. Говорят: «Усопший стал моим ангелом-хранителем» или «Он мне помогает». Это правильно?

Никакого культа предков, которые охраняют, оберегают, в христианстве нет и в помине — это характерно для многих языческих верований, встречающихся и сегодня.

В христианстве есть уважение к предкам, есть молитва за них, но понятия о том, что они охраняют живых, конечно, нет.

Помогать своими молитвами, как я уже сказал, усопший может, если он был благочестивым христианином, верным членом Церкви, его любовь не покидает близких, хотя он уже покинул этот мир. Но, конечно, человек не становится никаким ангелом-хранителем.

№ 4. Иногда считают, что, если умер младенец, который не успел пожить, он может вернуться в семью в следующем ребенке. Допустимо так считать?

Никакой реинкарнации Церковь однозначно не допускает. Младенец, который умирает, он у Господа и, конечно, никак не может никуда вернуться. Так что это ошибка.

spbda/www.flickr.com

№ 5. Для самоубийц, людей, умерших некрещеными, или для тех, кто были при жизни ярыми атеистами, — нет никакой надежды на спасение?

Есть люди, которые утверждают уже здесь и сейчас о других, что они погибли, что они не спасутся, а будут в аду, но все же Церковь никогда не отрицала возможности молитвы за всех людей, покинувших этот мир.

Есть даже Троицкая родительская суббота, в которую, по словам Василия Великого можно молиться даже о «иже во аде держимих». В этот день, как говорится в первой песне канона, мы молимся о всех«от века почивших», то есть обо всех людях.

И это очень важно! Это означает, что Бог милостив, и последний суд —в Его руках, мы не имеем никакого права его предвосхищать и утверждать, спасется такой-то человек или погибнет.

https://www.youtube.com/watch?v=hUtr1MlftTA

Преподобному Силуану Афонскому была открыта такая «формула»: держи свой ум во аде и не отчаивайся.

Мы можем сомневаться в своем спасении, но надеяться на него, а о том, что касается спасения других людей, апостол Павел прямо пишет в Послании к Коринфянам:Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор 4:5). Мы не знаем отношений конкретного человека с Богом — как можно судить о том, спасен он или нет? В конце концов, у многих святых есть уверенность в том, что людей, которые не смогли при жизни услышать вести Христовой или услышали ее в искаженном виде, Господь будет судить не так, как тех, кто слышал Евангелие в полноте. Так что надежда всегда есть! И надежда, как говорит Писание, не постыжает (Рим 5:5).

№ 6. Узнаем ли мы друг друга после смерти, сохраним ли родственные связи, ведь Христос сказал: «Там не будут ни жениться, ни выходить замуж»?

Христос не говорит, что не будет родственных привязанностей, — не стоит Ему приписывать того, что Он не имел в виду. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что муж и жена будут знать, что они муж и жена, но семейных отношений, супружеских отношений больше не будет: супруги будут любить друг друга, и совместно возрастать в любви к Господу.

Поэтому неправы те, кто утверждает, что за гробом мы друг друга не узнаем, никому ни до кого не будет дела. Когда Христос говорит, что там уже не женятся и не выходят замуж, это означает, что люди уже не создают новых семей, не рожают детей, не живут такой бытовой семейной жизнью, к какой мы привыкли здесь.

Это очевидно, на то оно и Царствие Небесное — совершенно иное состояние, а не просто какой-то очередной этап земного существования.

О наших телах после воскресения апостол Павел пишет, что они будут такими, какое было тело у Христа по его воскресении.

Из этого иногда делают вывод, что мы все будем 33-летними… Да, мы знаем, каковы будут свойства нашего тела — как у тела Христова, но про возраст ничего нельзя сказать, нет такого однозначного церковного учения об этом! Хотя бы потому, что несложно представить себе, как воскреснет в 33-летнем теле 80-летний старик, но как, например, в этом возрасте воскреснет абортированный младенец, не сформировавшийся ни телесно, ни как личность?.. Мы не знаем.

Если вы посмотрите на святоотеческие творения, то почти не увидите в них каких-то подробных описаний загробного мира. Потому что акцент в христианском богословии всегда ставился на другое — на воскресение мертвых и на жизнь будущего века.

Зачастую все подробные описания загробного мира мы находим в апокрифах, то есть в книгах неканонических, чей авторитет не абсолютен: «Мытарства блаженной Феодоры», например,— тоже апокриф, благочестивое педагогическое повествование, довольно позднее, которое на определенном уровне церковного сознания полезно, но не является точным, совершенно адекватным изображением того, что будет происходить после смерти.

Поэтому вопросы «Узнаем ли мы друг друга?», «Какого возраста будут наши родные в загробном мире?» и так далее — это вопросы о мире после воскресения мертвых, о Царствии Небесном, а не о загробном мире. А я думаю, что такое пристальное внимание к тому, что будет в Царствии Небесном, это большая ошибка, это неправильно.

Православный христианин не должен этим интересоваться, он должен молиться, надеяться на Бога и не выспрашивать у Него, как Он собирается содержать души в Своем Царствии — это все не наше дело! Они у Бога, и Господь знает, где они, — всё, больше ничего не нужно. Это в том числе и вопрос доверия к Богу.

Господь милостив, и мы должны понимать, что Он поступит с умершими с любовью и настолько благо по отношению к человеку, насколько это вообще возможно.

Лейбниц в свое время писал, что наш мир —наилучший из миров. То же самое можно сказать и о загробной участи человека: Бог поступит с ним наилучшим образом — настолько, насколько сам человек позволит с собою поступить (тут мы не должны забывать о свободе человека).

spbda/www.flickr.com

№ 7. Как поминать усопших вне храма: обязательно ли читать Псалтирь или можно молиться своими словами?

Молитва всегда очень индивидуальна. Несмотря на то, что есть общее правило, человек по договоренности со священником или по собственному разумению, если священника рядом нет, по собственным силам, по совести, может читать те молитвы, которые считает для себя целесообразными.

Молитвы об усопших есть в любом молитвослове, их можно читать и в церкви, и дома. И, конечно, никто не запрещает молиться своими словами.

Традиционно в первые 40 дней читают Псалтирь по усопшему, и есть определенные правила чтения Псалтири — по одной кафизме каждый день, но в то же время человек этими правилами не ограничен! Он спокойно может читать Псалтирь и в другое время, и в том объеме, на который у него есть силы, на церковнославянском языке или на русском — как ему удобно.

Почему читается Псалтирь? Другие книги Ветхого Завета в основном —исторические, где идет повествование, учительные, где записана мудрость житейская, или пророческие, в которых идет разговор о грядущем, напоминание о Суде Божьем и так далее.

А Псалтирь — книга молитв, постоянное обращение к Богу в надежде, в вере, в доверии к Нему, в просьбе о спасении. Поэтому, конечно, это самое лучшее чтение и для живого, и для умершего.

И, мне кажется, не нужно разделять, читаем ли мы Псалтирь от лица усопшего или от своего лица, даже хотя бы в силу того, что мы, как члены Церкви, едины, и поэтому мы молимся не столько об усопшем, сколько вместе с усопшим.

№ 8. Нужно ли отмечать день рождения умершего человека и день его смерти?

Обычно люди просто заказывают панихиду в этот день и молятся.

Надо отдавать себе отчет в том, что поминки, которые обычно устраивают, имеют двойное значение и историческое происхождение. С одной стороны, к сожалению, часто бывает на поминках, что люди просто употребляют спиртное, начинают смеяться, шутить и просто хорошо проводить время.

Повод, по которому люди собрались, теряется, об усопшем уже никто особенно не вспоминает.

С другой стороны, у поминок есть глубокие христианские корни: дело в том, что на поминки собирались разные люди, все, кто мог, и знакомые, и незнакомые, и нищие, и богатые — всех людей кормили для того, чтобы они в благодарность за это угощение поминали усопшего, молились о нем. То есть поминки воспринимались как милость от его лица.

spbda/www.flickr.com

№ 9. Люди переживают, что редко приезжают на могилу родного человека. Насколько это важно?

Лучше бы люди переживали не о том, что не получается на кладбище попасть к могиле родного человека, а о том, что не получается молиться искренне за него, не получается стать членом Церкви, причащаться, исповедоваться и в молитве поминать родных! А то, что на кладбище не часто бываем и это повлечет за собой какие-то дурные последствия — это как раз суеверный страх, которого не должно быть.

В отношении к могиле усопшего, к телу усопшего, к сожалению, до сих пор есть элемент язычества: если мы говорим о попытках как-то «задобрить» покойника, позаботиться, чтоб «там у него все было хорошо» и он не беспокоил живых, как очень часто люди думают. Иногда считают, что умерший начинает сниться, что он таким образом сам влияет на это, и люди начинают какие-то ритуалы проводить, чтобы этого больше не было. Это неправильно.

Что касается вообще отношения в Церкви к телам усопших, тут были разные традиции. Мы знаем, что к телам святых у нас особое отношение — их почитают как мощи.

Но и к телам простых христиан относятся с почтением и с уважением.

Поэтому Православная Церковь не одобряет кремации, хотя и идет навстречу тем, кто иначе поступить не может, — отпевание, панихиду мы все равно служим, вне зависимости от способа погребения.

№ 10. Ходить на Пасху и на Светлой седмице на кладбище —грех?

На Пасху надо идти в храм: Пасха — это время празднования победы над смертью!

Одно дело, когда в деревнях и в маленьких поселках сохранилась традиция после ночной Пасхальной службы вместе со священником отправляться на близлежащее кладбище с пением «Христос Воскресе из мертвых!», с кроплением могил святой водой.

В этой традиции мы видим желание людей, которые только что побывали на воскресной пасхальной службе, поделиться этой радостью с усопшими — условно, конечно, но все равно это происходит от некоторой переполненности радостью! А другое дело, когда человек просто-напросто променял пасхальную службу на поход на кладбище… Конечно, это глубоко неверно! Как пишет святитель Григорий Богослов: «Пасха по сравнению с остальными праздниками — как солнце по сравнению со звездами», — то есть это величайший праздник, ни с чем не сравнимый, а люди вместо того, чтоб праздновать его, идут на кладбище… Что же для них важнее: воскресший Христос или покойники?

Читайте также:  3, 9, 40 дни после смерти, чин отпевания, панихида по усопшему

Так что советская традиция ездить на могилы родных на Пасху —ошибочная. В советских семьях вообще складывалось немало разных традиций, часто вполне ошибочных, с ними надо бороться.

Самый лучший вариант для посещения кладбищ — это, конечно, Радоница, вторник второй седмицы после Пасхи, специально установленный день для особого поминовения усопших.

Но на кладбище можно съездить и заранее, перед Пасхой, многие люди так и делают, наводят на могиле родных порядок после зимы, стараются к празднику там убраться, если получается.

Можно съездить туда в следующее воскресенье после Пасхи, если другого времени нет, если человек работает и знает, что на Радоницу никак не вырвется с работы. Это лучше, чем стремиться попасть к могилам родных именно в день Пасхи!

№ 11. Если человек годами тяжело переживает смерть близкого, как ему преодолеть скорбь и чувство отчаяния?

Скорбь, печаль — это естественно, но святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос, который прослезился на гробе Лазаря, показал нам меру нашей печали. То есть это должна быть именно печаль, грусть о том, что человек жил рядом с нами, а теперь умер, но это не должна быть чрезмерная скорбь, которая, как пишут многие авторы, оскорбляет Бога.

В службе погребения есть три основных темы: тема обязательной молитвы за усопшего, тема памяти смертной (т.е. ты сам должен помнить о смерти) и —надежда на воскресение. Евангельское чтение на отпевании и апостольское—говорят именно о воскресении!

Соответственно, если человек скорбит безмерно, то он своей жизнью показывает, что не имеет надежды, что он не до конца надеется на Бога, не верит в Его поддержку, не верит в Его утешение и в итоге, получается, не верит в бессмертие души и воскресение мертвых.

Если он не верит, как же Церковь может ему помочь? А если верит, тогда не должен печалиться чрезмерно, и здесь Церковь дает ему утешение. Как пишет апостол Павел: Не хочу же оставить вас, братия,в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.

Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (…) Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами (1 Фес 4:13–18).

Записала Валерия Михайлова

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Источник: http://kazanskii-hram.church.ua/2017/04/25/11-voprosov-o-pominovenii-usopshix/

11 | Сентябрь | 2013 | nasledie77

«Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» (Сир.15, 17)

«Жизнь есть блаженство… Блаженством станет для нас жизнь тогда, когда мы научимся исполнять заповеди Христовы и любить Христа. Тогда радостно будет жить, радостно терпеть находящие скорби, а впереди нас будет сиять неизреченным светом Солнце Правды – Господь… Исполнение заповедей приносит людям высшее счастье»

Преподобный Варсонофий Оптинский

Святитель Николай Сербский (1881-1956) пишет о счастье: «Все люди желают себе счастья, но мало тех, кто все свои силы не полагает для собственного несчастья. Все люди желают себе счастья, но мало тех, кто не подставляет свою шею под жестокое ярмо, которое не может понести.

Се, Спаситель мира говорит о Своем ярме, о Своем бремени: иго Мое благо, и бремя Мое легко(Мф.11, 30). Из сострадания и любви Он призывает людей к Себе, чтобы от Него научились и успокоились…

Иго мирских людей заключено в уверенности, что они добьются всего своими силами, без Божией помощи. А иго Христово – в постоянном уповании на Отца Небесного. Потому первое иго жестоко, а второе – благо.

Далее: тяжба – бремя мирское, бремя тяжкое; примирение – легкое бремя Христово. Далее: вражда – тяжкое бремя, бремя человеческое; прощение – легкое бремя Христово. Христово бремя – любовь; бремя смертных – ненависть.

Читать далее

«Отступление идет по земле, и надо держаться Церкви, ибо Кормчий ее – Сам Спаситель…

…Мы …ни на минуту не усомнимся во всемогуществе Промысла Божия, который знает, как спасать верных и любящих Бога. Вот наше оружие – любовь к Богу и Церкви…

Сейчас же очень многие сами только-только входят в Церковь, а спасаться начинают не со своего исправления, но с критики Церкви. Знайте, что без Церкви спасения нет, и Кормчий ее Сам Господь»

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Отступление идет по земле — Спасение в Церкви — «Последние будут больше первых»

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006) пишет:«…Кто-то не доживет до того открытого выбора – или вера, или хлеб, — но выбор жизненного пути: или за Богом, или против Бога – совершается в жизни каждого человека и ранее, и теперь, и до конца дней жизни. Только на чаше весов лежит сейчас еще не кусок хлеба.

А и такое время настанет. Но когда? Бог весть! Чем больше людей выбирают жизнь против Бога, тем скорее приближается последний выбор. Земля перестанет родить хлеб от злобы живущих на ней. Вся природа возопиет к Богу от человеческих беззаконий.

Поле жизни зарастет тернием и бурьяном, а мы ведь делатели на этом поле, делатели на Божьей ниве. Читать далее

«Те, кто находится в аду, хотели бы от Христа только одного: чтобы Он дал им пять минут земной жизни, чтобы покаяться.

Мы, живущие на земле, имеем запас времени на покаяние, тогда как несчастные усопшие уже не могут сами улучшить свое положение, но ждут помощи от нас. Поэтому мы обязаны помогать им своей молитвой.

Молясь за усопших, мы даем Богу «право» на вмешательство».

Старец Паисий Святогорец

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец (1924-1994):

Осужденные усопшие

— Геронда, когда человек умирает, то он сразу же понимает, в каком состоянии находится?

— Да, он приходит в себя и задает себе вопрос: «Что же я натворил?». Но – «файда йок» (Турецкое выражение, которое значит «нет смысла», «безсмысленно») – то есть в том, что он задает себе такой вопрос, ему уже нет пользы.

К примеру, пьяный, убив свою мать, смеется, распевает песенки, потому что не понимает, что наделал. А когда хмель выветривается из головы, он начинает плакать, рыдать, спрашивать себя: «Что же я натворил?» То же самое происходит и с теми, кто живет греховно.

Эти люди подобны пьяным. Они не понимают, что делают, не чувствуют своей вины. Однако когда они умирают, из их головы выветривается (земной) хмель и они приходят в себя.

У них открываются душевные очи, и они осознают свою вину, потому что душа, выйдя из тела, движется, видит, ощущает все с непостижимой скоростью. Читать далее

Поминовение усопших спасительно как для тех, за кого молятся – это их единственная возможность получить помощь, ведь, только молитвам живым еще на земле людей внимает Господь, — так и для самих молящихся.

Ведь это дело угодное Господу, чтобы мы творили добро ближнему своему, тем более, находящемуся в аду, когда сам себе он уже ничем помочь не может! Такие люди становятся близкими, своими Богу, Его соработниками в деле спасения грешников.

Ведь, как говорит блаженной памяти старец Паисий Святогорец (1924-1994): «Молясь за усопших, мы даем Богу «право» на вмешательство».И далее он говорит, что «в большее «умиление» Бога приводят наши молитвы об усопших, чем о живых.

Поэтому наша Церковь и установила освящение заупокойного колива, заупокойные службы, панихиды. Заупокойные службы – это самый лучший адвокат о душах усопших. Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада». Читать далее

Источник: https://nasledie77.wordpress.com/2013/09/11/%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%BF%D1%88%D0%B8%D1%85/

Акция «Согреем детские сердца» в Сергиево-Посадском благочинии

23 октября в Культурно-просветительском центре «Дубрава» имени протоиерея Александра Меня прошло праздничное благотворительное мероприятие в рамках акции «Согреем детские сердца добротой и любовью», в котором приняли участие 170 детей с ограниченными возможностями здоровья, дети из многодетных и малообеспеченных семей, воспитанники специализированных учреждений.

Для детей были подготовлены анимационные программы, организованы мастер‑классы по скрапбугингу, изготовлению фигурок животных из воздушных шариков, конструированию роботов, «Градусник настроения».

Со словами приветствия к детям обратились благочинный церквей Сергиево‑Посадского округа протоиерей Игорь Завацкий и исполняющий обязанности начальника Сергиево-Посадского управления социальной защиты населения Роман Владимирович Соловьев.

Читать далее…

30 октября 2018 года в день памяти святаго праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского, в Лазаревском храме села Благовещенье была совершена Божественная литургия.

Праздничное богослужение возглавил благочинный Сергиево-Посадского округа и настоятель храма протоиерей Игорь Завацкий, после литургии был совершен крестный ход.

В завершении все прихожане были приглашены к праздничному столу.

Читать далее…

23 октября 2018 года произошло радостное и долгожданное событие в Михаило-Архангельском храме деревни Шарапово. На храм был установлен новый главный купол.

23 сентября 2018 года состоялась совместная встреча молодежного клуба Сергиево-Посадского благочиния и молодежного движения “НИКА” Владимирского храма города Мытищи. Знакомство прошло в Ильинском храме города Сергиев Посад.

В начале встречи клирик Ильинского храма диакон Павел Курунов провел экскурсию, познакомив гостей с историей нашего храма.

Дальше состоялось чаепитие в доме причта, мы познакомились друг с другом, рассказали о себе и поделились опытом проведения молодежных встреч.

Читать далее…

06 октября 2018 года в двенадцатый раз состоялся традиционный крестный ход «Тропой преподобного Сергия», приуроченный к дню памяти преставления преподобного Сергия Радонежского 8 октября. Читать далее…

1 августа 2018 года в Серафимовском храме города Хотьково Сергиево‑Посадского района прошла первая Божественная Литургия, которую возглавил благочинный Сергиево-Посадского церковного округа протоиерей Игорь Завацкий в сослужении настоятеля храма протоиерея Александра Колесникова, благочинного Пушкинского церковного округа протоиерея Иоанна Монаршека и клириков благочиния. По окончании богослужения благочинный поздравил всех с праздником, настоятель протоиерей Александр Колесников раздал сухарики от преподобного Серафима Саровского, после чего всем было предложено угощение.

Источник: http://www.spblago.ru/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%BE-%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8/%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%BF%D1%88%D0%B8%D1%85/

Поминовение усопших. Как правильно поминать?

Богослужение, связанное со смертью христианина, начинается не тогда, когда человек подошел к неизбежному концу и останки его лежат в церкви в ожидании последнего обряда, а родные столпились вокруг, печальные и в то же время непричастные свидетели удаления усопшего из мира живых.

Нет, это богослужение начинается каждое воскресенье в восхождении Церкви на небо, когда  «всякое житейское попечение» отложено; оно начинается в каждый праздник, но глубже всего оно коренится в радости Пасхи Христовой.

Можно сказать, что вся церковная жизнь — это таинство нашей смерти, потому что вся она — провозглашение Господней смерти и исповедание Его Воскресения.

Быть христианином всегда означало и означает следующее: знать таинственной, сверхразумной, но в то же время абсолютно определенной верой, что Христос — это сама сущность и основа жизни, ибо «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1,4).

ПОМИНОВЕНИЕ НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

(ЦЕРКОВНАЯ ЗАПИСКА )

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки на проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Все христианские догматы суть объяснения, следствия, а не причины этой веры, ибо, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14).

Эта вера означает приятие Самого Христа как Жизни и Света, «ибо Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1, 2).

Отправной точкой христианской веры является не «верование», а любовь. Всякое верование неполно и преходяще. «Ибо мы отчасти знаем, а отчасти пророчествуем. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится…» (1 Кор.

13, 9 — 10), «и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся», только «любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 8).

Только такое приятие Христа как Жизни, общения с Ним, уверенность в Его присутствии наполняют смыслом провозглашение Смерти Христовой и исповедание Его Воскресения.

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает.

В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем.

Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

НЕУСЫПАЕМАЯ ПСАЛТИРЬ

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка.

И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги.

Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел.

Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду.

В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него.

Читайте также:  Исполнение завещания, завещательный отказ, завещательное возложение

Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы.

Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего.

Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста.

Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем.

Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников.

В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда.

Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно.

Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники.

Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.

СОРОКОУСТ О УПОКОЕНИИ

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений.

Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички.

Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные и жившие христианской жизнью в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь на том же основании творит в определенные дни года поминовение всех от века преставльшихся отцов и братий, по вере сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные Уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

СУББОТЫ

1. Суббота мясопустная.


Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного Суда Христова, Церковь в виду этого Суда установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — обществе верующих, членами которой являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

2. Суббота Троицкая.
Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу пред Пятидесятницей ввиду того, что событием Сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения человека, на в этом спасении участвуют и усопшие.

Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Уте?шителя, которого они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы о умерших и даже о «иже во аде держимых».

3. Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Святой Четыредесятницы.


Во Святую Четыредесятницу — дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста не совершаются поминовения их (заупокойные ектении, литии, панихиды, 3-й, 9-й и 40-й день по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной Литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.

Во все эти родительские субботы служба совершается по особому Уставу, помещенному в Типиконе и Триоди постной.

4. Родительские дни в Русской Православной Церкви.

Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей Православной Церковью с древних времен, в Русской Православной Церкви той же цели посвящены еще некоторые дни, а именно:

Радоница — общее поминовение умерших, которое совершается в понедельник или вторник после Фоминой недели (воскресенья).

По Уставу, в этот день собственно не положено особых молитвословий за умерших, и совершается поминовение в этот день по благочестивому обычаю Русской Православной Церкви.

После рядового вечернего богослужения служится полная панихида с пасхальными песнопениями. На Литургии присоединяются заупокойные прокимен, Апостол и Евангелие.

Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служат, с одной стороны, воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемые с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение Церковным Уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной, Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

ПАНИХИДА В ПАСХАЛЬНУЮ СЕДМИЦУ

Панихида в Пасхальную седмицу совершается особым образом.

После возгласа священника и пения «Христос воскресе…» со стихами «Да воскреснет Бог…» произносится ектения за упокой: «Помилуй нас, Боже…», она завершается возгласом священника: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере» и т. д. Поется пасхальный канон. По 3-й и 6-й песнех произносится малая ектения за упокой; и по 3-й песни поется ипакой: «Предварившия утро, яже о Марии…», по 6-й песни: «Со святыми упокой…», по 9-й песни поются пасхальные стахиры. При пении этих стихир обычно полагают тело умершего во гроб. Затем бывает ектения за упокой: «Помилуй нас, Боже…» и т. д., как обычно на панихиде (см. в Требнике чин отпевания усопших в пасхальную седмицу).

Кроме того, что панихиды совершаются над еще не погребенным умершим, они бывают также в 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Также поминают умершего в дни его рождения, Ангела и смерти.

по статьям Православие.ру

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/pominovenie-usopshix-kak-pravilno-pominat/

О церковном поминовении усопших

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Второз. 34, 8; 1 Цар. 31, 13; 2 Макк. 12, 43). В Церкви христианской этот обычай известен с самых древних времен. В древних литургиях, дошедших до нас, встречаются молитвы и за усопших.

С особенною ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. Здесь находим, как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указания на дни, в которые, особенно прилично поминать усопших, именно: третий, девятый, сороковой и годовой,— в том же значении, какое усвояется им Церковью в настоящее время.

Отцы и учители Церкви последующего времени, изъясняя смысл поминовения усопших и (показывая истинный образ его в молитвах, совершении бескровной жертвы и милостыни, часто свидетельствуют, что поминовение усопших есть (апостольское установление, что оно соблюдается во всей Церкви и что литургия за умерших, или принесение о спасении их бескровной жертвы, есть самое сильное и действительное средство к испрошению усопшим милости Божией.

Св.

Церковь возносит непрестанный молитвы об отшедших отцах и братиях наших при всяком Богослужении и особенно на литургии. Но кроме того св.

Церковь творит в определенный времена особое поминовение всех от века преставшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапною смертию, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются в с е л е н с к и м и.

Кроме общего поминовения совершается ч а с т н о е    п о м и н о в а н и е   — каждого усопшего в отдельности. Для поминовения новопреставленных Церковь назначает первые сорок дней со дня смерти, находя в этом числе, по указанно св. Писания, достаточный срок для очищения от грехов и умилостивления Бога (Быт.

7, 12; Числ. 14, 31-34; ср. Mф. 4, 2).

Кроме того, из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших дни — третий, в воспоминание воскресшего в этот день Спасителя, девятый — по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским, и сороковой — по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжении сорока дней и по сближению этого дня с днем вознесения Господа. Наконец, поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин, в той мысли, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет самое тело его.

Св.

Макарий Александрийский некогда спрашивал сопровождавших его по пустыни ангелов: «когда отцами предано совершать в церкви приношение Богу за усопшего в третий, девятый и четыредесятый день, то какая из того происходит   п о л ь з а   д у ш е    п р е д с т а в ш е г о с я ?» Ангел ответствовал: «Бог не попустил ничему быть в церкви Своей неблагопотребному и неполезному; но устроил в церкви Своей небесной и земной таинства и повелел их совершать. Когда в третий день бывает в церкви приношение: то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, от чего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой христианской душе на небеса, для поклонения Богу всяческих. Итак, – благое церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу. После поклоненья Богу, повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. (Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Содетеля всего, Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если она виновна в грехах, то, при виде наслаждений святых, начинает скорбеть и укорять себя, говоря: увы мне! сколько я о суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности, и не послужила Богу, как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благодати и славы. Увы мне бедной!… По рассмотрении же, в продолжение шести дней, всей радости праведных, она опять возносится -ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего. После вторичного поклонения, Владыка всех повелевает отвести душу в ад, и показать ей находящаяся там места мучения, разные отделения ада, и разнообразные нечестивых мучения, в которых находясь, души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ея делам место заключения. Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовение в сороковой день о усопших и приявших крещение».

Покой, Господи, души усопших раб Твоих!

Из жизни митрополита Филарета (+1867 г.)

Был в Москве, в церкви у Девичьего поля (прилегающего к Новодевичьему монастырю), священник, страдавший запоем… Терпели его прихожане, но, наконец, стало невтерпеж и было доведено до сведения митрополита Филарета Московского о пороке священника и о великом соблазне, производимом в приходе.

Митрополит Филарет был человек очень строгий и требовательный, а предъявленные обвинения были так несомненны, и вред, приносимый священником, столь велик, что митрополит решил удалить его из прихода и запретить священнослужение.

Однако, кончая вечером дела и отложив дело священника на самый конец, он в последнюю минуту не решился почему-то положить резолюцию на поданном прошении и о ставил дело до утра.

Ночью ему снился страшный сон. Его окружали какие-то неизвестные люди страшного вида, убогие, со следами страшных ран, некоторые сильно опухшие, как утопленники, точно вставшие из гробов, погибшие «нечаянною смертию» покойники.

(Все они настоятельно требовали ют митрополита, чтобы он не трогал того священника. После этого сна митрополит проснулся и, не желая ему поддаваться, встал и направился в кабинет к письменному столу, чтобы написать решенную с вечера резолюцию.

Но и тут какая-то неведомая сила остановила его руку, уже державшую перо. Он ушел в спальню, не написав решения.

И снова повторился тот же сон. Странные люди с еще большею настойчивостью требовали от него, чтобы он оставил священника на месте. «Он нам нужен, — кричали они с выражением страдания, — он за нас молится».

Читайте также:  О таинствах церкви

Опять какая-то сила удержала руку владыки от резолюции об удалении этого священника.

Когда он вновь уснул, сон повторился третий раз.

Митрополит Филарет невольно призадумался над этим троекратным сном. Ранним утром он послал за священником, требуя его немедленно к себе. Священник явился.

Митрополит рассказал ему о жалобах на него прихожан и о своем решении удалить его. Священник не защищался, не опровергал обвинения, а только смиренно повторял:

— Виноват, владыко.

— Но за тебя есть ходатаи. За тебя усиленно просят, — говорил митрополит, пронзая священника невыносимо острым взглядом своих глаз. — В тебе должна быть какая-нибудь тайная добродетель. Ты должен мне сказать о ней. Откройся мне, как на духу.

— Какие же у меня добродетели, владыко? — отвечал священник. Весь я во грехах, достоин кары. Одно есть у меня сердечное движение: молюсь за усопших. Не только за прихожан моих.

Но как услышу об одиноком человеке, который не оставил никого, кто-бы мог о нем молиться, или встречу одинокие дроги с покойником из больницы, или прочту в газете о нечаянной смерти — стараюсь запомнить имя, записываю и поминаю.

— Благо творил. Ты за них молился, а они о тебе предстательствуют и требуют, чтобы я оставил тебя в той же церкви молиться за них. На этот раз прощаю тебя. Продолжай исполнять милость к усопшим; но подумай и о живых, среди которых ты производишь такой соблазн.

Митрополит долго наставлял священника и с миром отпустил его.

После этого священник совершенно исправился: бросил пить и помня в душе те задатки доброго пастырства, которые раньше побуждали его молиться за незнакомых ему усопших — стал прекрасным священником.

(Из рассказов Е. Поселянина)

Источник: Вечное/«L'Éternel» // Православный журнал. № 6 Июнь. – Аньер (Франция), 1948 

26 Мая 2018

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/o-tserkovnom-pominovenii-usopshikh

Святые отцы о поминовении усопших

Традиция поминовения усопших существует в христианской Церкви с самого ее основания. Доказательство тому содержат древние литургии и свидетельства святых отцов и учителей Церкви. Св.

Дионисий Ареопагит: «Священнослужитель творит молитву над усопшим и, по молитве, целует его, а затем – все предстоящие; в молитве же просят бесконечную благость Божию, да простит (Бог) усопшему все грехи, по немощи человеческой соделанные, и упокоит его в свете и стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, в месте, откуда удалены всякая болезнь, печаль и воздыхание…» И далее: «Об упомянутой молитве, которую произносит священнослужитель над покойником, пришедшее к нам от наших богодухновенных наставников предание изложить необходимо».

Святой Афанасий Великий: «Богоглаголивые апостолы, освященные учители и духовные отцы, по достоинству их, будучи исполнены Божественного Духа и по мере вместимости воспринявшие исполнившую их восторга силу Его, богодухновенными устами богоугодно учредили литургии, молитвы и псалмопения и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение благодатию Человеколюбивого Бога даже доныне усиливается и распространяется от восток солнца до запад, на севере и юге, в честь и славу Господа господствующих и Царя царствующих».

Святой Григорий Нисский: «Ничего без рассуждения, ничего бесполезного не передано от Христовых проповедников и учеников и не принято повсеместно Церковью Божией, но это есть дело весьма богоугодное и полезное – при Божественном и Преславном Таинстве совершать поминовение усопших в правой вере» (там же, у святого Иоанна Дамаскина).

Святой Иоанн Златоуст: «Не напрасно узаконено апостолами творить перед Страшными Тайнами поминовение усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние» (беседа 3-я на Послание апостола Павла к филиппийцам). «Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга» (Беседа 21-я на Деяния апостольские).

Почему поминовение благотворно для усопших?

Вот что пишет о поминовении усопших св. Иоанн Кронштадтский: «Некоторые говорят: к чему поминовение имен усопших или живых при молитве за них? Бог, как всеведущий, и сам знает эти имена, знает и нужды каждого.

Но так говорящие забывают или не знают важности молитвы, не знают, как важно от сердца сказанное слово, – забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашею сердечною молитвою, которую Господь, по благости Своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу, как членам единого тела Церкви.

– Такие не знают, что и Церковь первородных, на небесех написанных [Евр. 12, 23], по любви своей постоянно молится за нас Богу, – и именно упоминает пред Богом особенно о именах тех людей, которые молятся им, – равное за равное. Мы поминали их, они – нас.

А кто не поминает по любви своей ближних своих в молитве, тот сам не будет помянут и сам не удостоится поминовения. – Много значит на молитве одно слово веры и любви. Много может молитва праведного [Иак. 5, 16]» (Моя жизнь во Христе. Том 2. Запись 1229)

В писаниях древних отцов и учителей церкви мы находим объяснения тому, почему наши молитвы могут быть спасительны для скончавшихся собратьев наших.

Святой Кирилл Иерусалимский: «Хочу я вас и примером уверить, ибо я знаю – многие говорят: какая польза душе, с грехами или без грехов отходящей от мира сего, если она поминается в молитве? А что, если бы какой царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетя венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом, и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец сплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога».

Святой Иоанн Златоуст: «Когда весь народ и священный собор стоят с простертыми к Небу руками и когда предлежит Страшная Жертва, – как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли».

И в другом месте: «Есть еще, поистине есть возможность, если хотим облегчить наказание скончавшемуся грешнику. Если будем творить о нем частые молитвы и раздавать милостыни, то хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас. Если Он ради апостола Павла спас других и ради одних щадил других, то как не сделает того же самого и для нас?»

Блаженный Августин: «Не должно сомневаться, что молитвы Святой Церкви, Спасительная Жертва и милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели, сколько заслужили они по грехам своим.

Ибо вся Церковь соблюдает это, как переданное от отцов, чтобы о скончавшихся в общении Тела и Крови Христовой молиться, когда воспоминаются они в свое время при самом Жертвоприношении, и выражать то, что Жертва приносится за них.

Кто также усомнится, что и дела милосердия, совершаемые для умилостивления за них, приносят пользу тем, о которых не всуе (не напрасно) воссылаются Богу молитвы?»

Святитель Феофан, Затворник: «Участь отшедших не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденными окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие.

У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Тут нужна ей (душе) помощь! Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль её к вам: “Помоги!” – вот на что вам надлежит устремить всё внимание и всю любовь к ней.

Я думаю, самое действительное засвидетельствование любви будет, если с минуты отхода души вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом её состоянии и новых неожиданных нуждах.

Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи в продолжении шести недель, да и далее…».

Радоница

То, что молитвенное общение возможно и поминание одними людьми других приносит пользу, говорит о самом отношении Творца к своему творению. Если поминающий уже находящемуся за гранью жизни желает спасения, то тем более желает того Господь, любящий Отец наш. В ветхозаветной истории известны случаи поминовения умерших, принесения за их души жертвы Богу.

Неслучайно один из дней поминовения усопших называется Радоница. Она празднуется во вторник второй недели после Пасхи. Пасха – время радости всех христиан, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

В этот день мы вспоминаем, что Господь Своей смертью и Воскресением низложил ад. Именно поэтому, чтобы связь живого общения любви не прервалась, возможно поминать ушедших в мир оной, молясь о наилучшей для них загробной участи Богу.

Вот что говорит про поминовение св. Иоанн Кронштадский:

Дни особого поминовения усопших

Суббота традиционно посвящена в Церкви поминанию святых и умерших. Есть дни, преимущественно посвящённые поминовению усопших.

    • Вселенская родительская суббота (За неделю до Великого поста)
    • Родительская суббота 2-ой недели Великого поста.
    • Родительская суббота 3-ой недели Великого поста.
    • Родительская суббота 4-ой недели Великого поста.
    • Радоница. Вторник второй недели после Пасхи.
    • Троицкая родительская суббота, день накануне дня св. Троицы. Праздник св.Троицы, или Пятидесятницы – это день образования Церкви Христовой, сообщества верных, которые во взаимной любви могут оказывать друг другу молитвенную помощь не только при жизни, но и после смерти.

Помимо общепринятых дней поминовения есть и дни памяти местного значения, например, день Куликовской битвы, иначе называемый Димитриевская Родительская суббота. Он празднуется накануне дня Димитрия Солунского и изначально был приурочен ко дню битвы на Куликовом поле. Первоначально в этот день поминали всех павших в Куликовском сражении, но позже он сделался днем памяти всех усопших в вере.

Существует также древний христианский обычай особо поминать умершего на:

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и в честь Пресвятой Троицы.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Сороковой день. Это тоже знаковое число в Церковной истории Ветхого и Нового завета.

Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного.

Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем.

Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

«Усопшие не вдруг свыкаются с новою жизнию. Даже и у святых некое время держится земляность. Пока-то она выветрится, требуется время большее или меньшее, судя по степени земляности и привязанности к земному. Третины (третий день по смерти), девятины (девятый день) и сорочины (сороковой день) указывают на степень очищения от земляности» Свт. Феофан Затворник.

Также принято отмечать годину смерти. В такие дни хорошей помощью для умершего считается милостыня за него и молитва в храме.

Способы поминовения усопших христиан

Поминовение человека начинается с его отпевания, на третий день после смерти. Отпевание – это определённый свод молитв и песнопений, в которых поминается ушедшая в вечность душа человека.

Церковь возносит молитвы о нём, моля Бога о наилучшей участи для человека, испрашивая прощение его грехов и вселения души его в места, где ей будет спокойно и радостно, где она сможет иметь общение с Богом и святыми.

«Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но Жизнь бесконечная» (из песнопений панихиды, заупокойной службы).

Отпевание не единственная служба, которая предназначена для поминовения усопших. Существуют также молебны, на которых можно поминать умерших близких, и, самое важное, поминовение во время литургии, когда за каждого поминаемого человека извлекается частичка из просфоры и омывается Кровью Господа Иисуса Христа, в надежде, что Господь даст облегчение и радость спасения всем поминаемым.

О необходимости поминовения именно в храме говорили многие святые отцы. «Пока ты, мать, жива, то ты еще очень много можешь сделать для своего чада. Молись, подавай за него литургию и милостыню. У Бога нет мертвых, у него все живы», — говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин) одной своей духовной дочери.

Поминовение младенцев

Над младенцами, умершими во Святом крещении, совершается особое отпевание, как над непорочными, безгрешными. Церковь не молится об оставлении грехов умерших, а только просит сподобить их Царствия Небесного.

Младенцы сами не сделали ничего, чем могли бы заслужить Небесное Царство, но они во Святом Крещении очистились от прародительского греха; соделались непорочными и наследниками Царствия Божия.

По этой причине поминать их надо, не молясь о прощении грехов их, но скорее для собственного утешения матери, сохраняя живую молитвенную связь с ребенком, поминая его в молитве храмовой и личной.

Поминовение тех, кто умер не своей смертью

В песнопениях Троицкой Родительской субботы есть слова, в которых Церковь просит, чтобы Господь возложил Свою милость и на тех, кто сам покончил с жизнью, но при этом в храме не происходит поименного поминовения их. За самоубийц можно молиться родным самостоятельно на домашней молитве, прося, чтобы Господь оказал милость грешникам.

За тех, кто умер насильственной смертью, также есть ряд специальных молитв, в которых сугубо поминается душа человека, просится у Господа оставление грехов его, за которые он, возможно, не успел принести покаяния, поскольку жизнь его была несвоевременно прервана.

«В службе отпевания есть трудные моменты. Нужно собрать всю нашу веру и всю нашу решимость, чтобы начать эту службу словами: «Благословен Бог наш!…» Порой это предельное испытание для нашей веры. “Господь дал, Господь взял, да будет имя Господне благословенно”, — сказал Иов.

Но это нелегко сказать, когда мы раздираемся сердцем, видя, что тот, кого мы любим больше всего, лежит мертвым перед нашим взором. А затем следуют молитвы, полные веры и чувства реальности, и молитвы человеческой хрупкости; молитвы веры сопровождают душу усопшего и приносятся перед лицом Божиим как свидетельство любви.

Потому что все молитвы об усопшем являются именно свидетельством перед Богом о том, что этот человек прожил не напрасно. Как бы ни был этот человек грешен, слаб, он оставил память, полную любви: все остальное истлеет, а любовь переживет все.

Вера пройдет, и надежда пройдет, когда вера станет видением и надежда — обладанием, но любовь никогда не пройдет» (митрополит Антоний Сурожский, «Смерть».)

Нескучный сад

Источник: http://borisov-spas.by/pravoslavny-e-stat-i/svyatye-otcy-o-pominovenii-usopshix.html

Ссылка на основную публикацию