Чувство вины у человека в горе

Как чувство вины запускает болезни?

В религии и философии чувство вины считается предпосылкой совести, оно лежит в основе личной и социальной ответственности, поэтому оценивается как важное положительное человеческое качество.

Психотерапевты же имеют дело с негативной стороной чувства вины, когда эта эмоция становится причиной, провоцирующим и отягчающим фактором различных неврозов, невротических состояний, психических и телесных болезней.

К сожалению, чувство вины может возникнуть и у совершенно невиновного человека. Например, у семилетнего мальчика на глазах утонул его любимый дядя. После этого несчастья ребенок долго не мог прийти в себя, часто видел во сне, как дядя упрекал его в том, что не спас. Хотя тот был пьяный и утонул по собственной неосмотрительности, у мальчика закрепилось чувство вины за несовершенный поступок.

Позже, когда он учился в институте, в драке с его участием убили лучшего друга. От переживаний (опять не смог спасти, помочь!) у него в голове появились «чужие мысли», «туман».

Парень стал чувствовать, что «руки стали чужие» — видел, но не узнавал их. Его психика не выдержала переживаний мощного чувства вины. В течение 10 лет он жил в таком «тумане», уйдя в себя.

После психотерапии вместе с чувством вины исчезли все неадекватные ощущения и мысли.

Или другая история. Жила-была красавица и умница. Она привыкла к чрезмерному вниманию мужчин и легко разбивала сердца. Не раз была замужем и каждый раз по горячей любви. В детстве пережила страшное горе: умерла мама.

А бабушка объяснила малышке (чтобы слушалась!), что мама умерла потому, что дочка ее не слушалась. И маленькая девочка тяжело переживала, приняв вину за смерть матери на себя.

А когда, влюбившись, она бросила очередного мужа, который из-за нее оставил жену и детей, умер от горя брошенный супруг.

Новый брак ожидаемого счастья не принес, потому что после смерти бывшего мужа красавица стала остро переживать чувство вины, знакомое ей с детства. А потом и сама смертельно заболела. В надежде на спасение она стала посещать церковь, молилась, но облегчения не почувствовала, пока не пришла на психотерапию.

С точки зрения религии здесь, вроде бы, все правильно: человек признает свою вину, кается, молится, молитвами и покаянием пытается «смыть свой грех». А психотерапевт, чтобы спасти от тяжелых переживаний, провоцирующих болезнь, начинает свою работу с того, что помогает пациенту преодолеть преследующее с детства ложное чувство вины за проступок, которого не совершал.

Каков же механизм негативного влияния, разрушительного воздействия чувства вины на организм человека?

Как у детей, так и у взрослых чувство вины может существенно влиять на здоровье, если у них с малых лет сформировалась привычка брать на себя ответственность за свои и чужие поступки.

Такая привычка может возникнуть, если ребенок получает серьезную психотравму и из-за страхов, магического мышления или неопытности берет на себя ответственность за это негативное событие. Особенно склонны брать на себя вину старшие дети, которые привыкли отвечать за младших братьев-сестер.

Кстати, поводом для вины может стать не только событие, но и поступок, чувство, мысль, противоречащие этическим нормам.

А морально-этические нормы и убеждения впитываются ребенком в той среде, в которой он находится с рождения, и являются следствием воспитательных мер и родительских установок.

Малыши прекрасно понимают, что такое хорошо и что такое плохо и что невыполнение правил ведет к порицанию и наказанию.

Дети, на которых в детстве обрушивается внезапное горе, беда, начинают считать это наказанием за какие-то свои собственные поступки. Чем страшнее и серьезнее несчастье, тем более виноватым может ощущать себя ребенок.

Ребенок в таком состоянии с готовностью принимает ответственность на себя за поведение взрослых и даже за само негативное событие.

Далее детский опыт переживания тяжелых психотравм запускает вместе с тревогой страх, что беда может повториться.

И у ребенка появляется готовность в дальнейшей жизни снова принять на себя ответственность за любые несчастья, происходящие вокруг.

Даже если в детстве тяжелая психотравма проходит, на первый взгляд, бесследно, она может дать о себе знать уже во взрослой жизни, когда повторяется похожая по тяжести переживаний травматическая ситуация.

Появляющееся после этого знакомое чувство вины и невыносимости тяжелых переживаний приводят к срыву психозащитных механизмов, снижению иммунитета, которые, в свою очередь, и провоцируют неврозы и невротические состояния, психотические реакции или заболевания внутренних органов.

Родители часто и не осознают, к каким катастрофическим последствиям могут привести их слова, когда, например, в воспитательных целях повторяют: «Если не будешь слушаться, мама заболеет, бабушка умрет» и т. д.

Даже такое тяжелое событие для ребенка, как развод родителей, матери могут использовать для того, чтобы акцентировать вину ребенка: «Папа ушел от нас, потому что ты плохо себя вел, если не будешь слушаться, то и я уйду или могу умереть!»

А какой ребенок всегда и во всем слушается родителей? И, не дай бог, что случись с мамой, например, — и впечатлительный, ранимый ребенок уже будет готов подсознательно принять на себя вину за болезнь или смерть. А это — путь к несчастьям и болезням.

Даже если ребенок в чем-то и виноват, нельзя зацикливать внимание на его вине и ошибках, лучше успокойте и отвлеките его, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Это так важно для его здоровья и успешного будущего!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/25811/

Что делать при депрессии после смерти близкого?

Ежедневно на Земле по разным причинам умирает огромное количество человек, оставляя после себя близких людей, которые искренне оплакивают их.

  Переживание тяжёлой утраты в виде депрессии или даже глубокой скорби после смерти близкого человека (например, мамы или мужа), является абсолютно нормальной реакцией на такую потерю.

А особенно остро люди переживают смерть ребёнка (сына или дочери).

Однако у некоторых людей такие естественные проявления горя, как чувство вины, бессонница, оцепенение и рыдания, могут привести к более серьезным проявлениям, в том числе к скорби (глубокому горю) и депрессивному психическому расстройству (Большой клинической депрессии).

Симптомы естественного горевания

Скорбь отличается от естественного горевания своей продолжительностью и интенсивностью. Люди, испытывающие нормальное горе, чаще всего могут объяснить, почему они печальны. Они продолжают нормально функционировать в социуме, и, как правило, в состоянии преодолеть свою сильную печаль в течение относительно короткого периода времени (обычно в течение месяца-двух).

Обычно после смерти очень близкого человека (мужа, мамы, сына или дочери, брата или сестры), такие сильные переживания как скорбь или депрессия могут усиливаться в течение нескольких дней, недель или даже месяцев.  А иногда такая депрессия может развиться даже после смерти любимого животного.

Практически каждый из людей, столкнувшись со смертью близкого человека (особенно ребёнка, мамы, любимого мужа), будет переживать такие естественные симптомы:

  • чувство вины за то, они сделали (либо не сделали) перед смертью близкого человека. Так, мама может корить себя за то, что не уберегла сына;
  • навязчивые мысли, наподобие такой: «Лучше бы я умерла вместо мужа!» Так, родители могут жалеть, что смерть не забрала их вместо ребёнка;
  • воображаемое чувство, что они видят или слышат умершего;
  • проблемы со сном;
  • изменение привычек в еде и физической нагрузке;
  • желание находиться в социальной изоляции.

Этапы потери и скорби

Чтобы понять, как из обычного горя может развиться настоящая клиническая депрессия, надо знать, через какие этапы проходят люди после смерти близкого (мужа, мамы, ребёнка и т.д.).   В 1969 г.

психиатр Элизабет Кюблер-Росс представила в своей книге «О смерти и умирании» 5 стадий горя после смерти близкого человека.

Эти стадии переживания горя универсальны, с ними сталкиваются люди из всех слоев общества.

В случае потери человек проводит разное количество времени на каждом этапе. Помимо этого, каждый этап может отличаться по своей интенсивности. Эти пять стадий могут происходить в любом порядке.

Мы часто перемещаемся между этими этапами до того момента, как смиримся со смертью. Все люди горюют по-разному. Некоторые люди внешне очень эмоциональны, другие же будут переживать горе в себе, возможно, даже без слёз.

Но, так или иначе, все люди проходят через пять этапов горя:

Первый этап – отрицание и изоляция;

Второй этап – гнев;

Третий этап – торг;

Четвёртый этап – депрессия;

Пятый этап – принятие.

Хотя все эмоции, которые люди испытывают на любом из этих этапов — естественны, далеко не все, кто скорбят, проходят через все эти стадии — и это тоже нормально.

Вопреки распространённому мнению, вам совсем не надо проходить через все эти этапы для того, чтобы жить дальше. На самом деле, некоторые люди способны горевать, минуя любой из этих этапов.

Так что не переживайте о том, что вы «обязаны» чувствовать или каком этапе вы должны сейчас находиться.

Когда Горе становится Депрессией?

Все вышеприведённые симптомы и этапы горя абсолютно нормальны. Они помогают людям адаптироваться к утрате и принять новые условия жизни после смерти близкого человека.

Различие между горем и клинической депрессией не всегда легко заметить, поскольку они имеют много общих симптомов, но разница всё-таки существует.

Помните, горе проявляется волнообразно. Оно включает в себя широкий спектр эмоций и сочетание плохих и хороших дней. Даже тогда, когда вы очень сильно горюете, у вас всё равно могут быть моменты радости или счастья. А при депрессии чувство пустоты и отчаяния является постоянным.

Если скорбящий человек испытывает выраженные симптомы депрессии, то пора обратиться за помощью. Это необходимо делать в тех случаях, если у скорбящего человека отмечаются:

  •  отсутствие концентрации внимания и полная неспособность сосредоточиться;
  • необыкновенно острые ощущения собственной бесполезности или вины;
  • тревога или депрессия, которая не проходит, а только усиливается со временем;
  • проблемы со сном, которые длятся более шести недель;
  • навязчивые воспоминания днём и ночные кошмары ночью, которые постоянно держат человека в напряжении;
  • резкое увеличение или потеря веса;
  • необъяснимые физические симптомы, например, беспричинные боли в той или иной части тела, учащённое сердцебиение, обильное потоотделение, проблемы с пищеварением или затруднённое дыхание;
  • мысли о том, что умерший продолжает находиться рядом, зрительные либо слуховые галлюцинации;
  • странное или асоциальное поведение;
  • мысли о суициде, которые могут останавливать только очень серьёзные доводы (например, наличие у мамы другого ребёнка);
  • разрыв всех социальных контактов.
Читайте также:  Что такое смерть

Все эти симптомы могут указывать на начало клинической депрессии, обусловленной смертью близкого человека. Если какой-либо из этих симптомов длится более двух месяцев после смерти любимого человека, это служит сигналом, что человеку нужна помощь профессионала.

Симптомы депрессии или посттравматического шока будут сильнее всего выражены, если человек становится свидетелем внезапной смерти близких людей, или находился рядом во время смерти любимого человека, например ребёнка.

Депрессия как осложнение горевания

Такие негативные чувства, как безнадежность и беспомощность являются частью нормального процесса оплакивания, но они также могут быть симптомами депрессии или других психических расстройств.

Но иногда нормальное в этой ситуации горе переходит в психическое расстройство. Депрессия является лишь одним из целого ряда психических расстройств, которые могут быть связаны со смертью близкого человека.

Другие расстройства включают в себя генерализованное тревожное расстройство и посттравматический стресс.

Недаром одним из предлагаемых будущих изменений в классификации психических болезней, предложенной американскими психиатрами, является введение новой категории психического заболевания — отягощённое переживание скорби.

Отягощённое переживание скорби, которое также иногда называют травматическим или длительным горем, предлагают считать сложным психическим расстройством.

Диагностировать его будут в том случае, если общие симптомы тяжёлой скорби, такие как тоска после смерти близкого человека (мужа, ребёнка или других родственников), трудности двигаться дальше, депрессия либо гнев после такой потери, будут длиться более шести месяцев.

Диагностика осложненного горя расстройства, как ожидается, будет ставиться на основе двух критериев:

Первый критерий. Скорбящий человек тоскует по умершему ежедневно и очень интенсивно.

Второй критерий. У человека должны наблюдаться, а также мешать ему нормально функционировать, как минимум пять симптомов из следующих:

  • невозможность принятия этой смерти;
  • чувство ошеломления либо шока после смерти близкого;
  • гнев или горечь, переживаемые после смерти родных (например, гнев на мужа, что он покинул жену);
  • онемение или ступор (особенно часто это случается после потери ребёнка);
  • трудности с определением цели жизни после утраты;
  • крайняя неопределённость своей роли в жизни;
  • избегание всего, что является напоминанием о смерти;
  • неспособность доверять людям, поскольку такой человек считает, что близкий предал его своей смертью;
  • ощущение, что жизнь потеряла всякий смысл.

Предотвращение депрессии после потери

После того, как горе становится клинической депрессией, его уже нельзя преодолеть обычным оплакиванием, поэтому в таком случае не обойтись без консультации психотерапевта.  Лечение такой депрессии обычно включает в себя антидепрессанты, а также межличностную или когнитивно-поведенческую терапию.

Однако есть способы, посредством которых люди сами могут не дать горю превратиться в депрессию.

Живите реальностью, примите реальность потери и осознайте, что даже в горе не перестает быть частью повседневной жизни. Чаще общайтесь с семьёй и друзьями.

Идите другим путём. Попробуйте приспособиться к новой реальности, делая вещи по-другому. Например, заведите себе новое хобби, или откажитесь от таких занятий, которые являются болезненными напоминаниями о любимом человеке. Двигайтесь вперёд — заставляйте себя двигаться, общаться и участвовать в приятных событиях.

Необходима регулярная физическая нагрузка: выполняйте физические упражнения, по крайней мере, 30 минут каждый день, научитесь снимать стресс методом глубокого дыхания или медитацией, спите не менее 7-9 часов в сутки.

Правильная диета: следите за тем, чтобы ваше питание было здоровым. Перестаньте разрушать себя — откажитесь от алкоголя, снотворного и кофеина.

Смерть того, кого вы любили, и о ком вы заботились, — это всегда очень больно. Вы можете испытывать все виды негативных эмоций, в том числе душевную боль и печаль.

Это совершенно нормальная реакция на такую значительную потерю.

Знайте, что нет правильного либо неправильного способа избавления от депрессии, вызванной смертью близкого человека, но есть эффективные способы справиться с болью, чтобы двигаться по жизни дальше.

Источник: https://ODepressii.ru/psihicheskie-rasstroystva/nastroeniya/depressii/smerti-blizkogo-cheloveka.html

Как избавиться от чувства вины перед родителями? — Вестник антиклеветы Системно-векторной психологии. Юрий Бурлан

Теперь уже невозможно что-то исправить. Их больше нет. Не перед кем извиниться. Некому простить. Уже никак не искупишь свое невнимание и холодность. Вместе с их уходом из жизни пришло понимание невосполнимости потери. Теперь поздно.

Поздно просить прощение, поздно каяться. Они не услышат. И мы не получим ответ: поняли ли, простили ли? Мы так и не успели помириться, поговорить… Уже некому сказать: «Мама, папа, я так люблю вас! Простите меня, пожалуйста.

Я так скучаю…»

Теперь кажутся неважными прошлые обиды. Были бы живы!

Услужливая память подсовывает эпизод за эпизодом, где ты был излишне резок, нетерпим. Раз за разом прокручивая в сознании последние встречи, ты пытаешься придумать варианты лучшего исхода. «Надо было тогда промолчать… Надо было еще раз позвонить… Надо было не обращать внимания… Если бы тогда знать, как мало времени осталось… Если бы еще раз встретиться!»

Родители ушли, а чувство вины осталось

Хотелось бы, чтоб память о родителях была светлой. Но тоска и гнетущее чувство неискупленной вины заставляют раз за разом погружаться в горькие воспоминания. Ты вязнешь в безысходности и мучаешь своих близких тяжестью своих переживаний. Ты цепляешься за воспоминания об ушедших, теряя связь с живущими.

Ты не способен выйти из своего скорбного оцепенения, не можешь перестать винить себя. Как будто бы не достаточно боли потери.

Как избавиться от чувства вины перед умершими родителями? Какие свойства не позволяют тебе простить себя? Что может помочь пережить потерю, выйти из кокона сожалений и избавиться от гнетущего чувства вины? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к системно-векторной психология Юрия Бурлана.

За кулисами сознания

Системно-векторная психология Юрия Бурлана рассматривает психику человека на отличиях, разделяя и систематизируя все желания человека. Группы этих врожденных бессознательных желаний называются векторами.

Всего векторов 8. Современные люди являются в среднем носителями от 2до 5 векторов, которые, сочетаясь в характере одного человека, определяют его желания, свойства для их реализации и жизненные ценности.

Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана — чувство вины и застревание в негативных состояниях в результате потери эмоциональной связи с близкими испытывают люди, от природы наделенные особыми свойствами психики. Такие ощущения дает сочетание в одном человеке анального и зрительного векторов.

Врожденные наборы векторов обеспечивают людям возможность исполнения ими видовой роли – предназначения, которое позволяет выживать и развиваться всему человеческому виду.

Обращенность к прошлому

Видовая роль обладателей анального вектора — передача накопленного опыта от поколения к поколению. С этим связаны обращенность к прошлому, как к источнику знаний, прекрасная память, умение сосредотачиваться на деталях, систематизировать и анализировать информацию. С детства это самые послушные дети, лучшие ученики, затем во взрослом возрасте это учителя, наставники, эксперты своего дела.

Особую ценность для обладателей анального вектора имеют внутрисемейные связи, традиции и авторитет родителей. Мать – это святое для анального человека. Поэтому смерть родителей воспринимается особенно остро, как разрыв связи между поколениями. Может быть даже, как невозможность выполнить свое предназначение внутри семьи — передать уклад и опыт старших детям.

В ситуации смерти родителей и переживания чувства вины перед ними, внимание носителя анального вектора приковано к горьким воспоминаниям. Раз за разом детально разбирая болезненные события, он стремится найти наилучший выход из вновь проживаемого внутреннего конфликта, обрести необходимый опыт решения вопроса.

Почему к горю утраты примешивается чувство вины?

Чувство вины возникает у анального человека из-за нарушения ощущения внутреннего баланса, так называемой геометрии внутреннего комфорта, связанной с его ценностями: честность, порядочность и равенство.

Если по собственному впечатлению мы «не додаем» что-либо в отношениях, например, не соответствуем ожиданиям родителей, то стремимся устранить несправедливость, выровнять баланс, — увеличить свой вклад в отношения, отблагодарить, как-то компенсировать недостатки.

Чувство вины. Все должно быть справедливо и поровну

Для носителей анального вектора, компенсировать чувство вины очень трудно, учитывая сверхзначимость матери, родителей. Ведь родители подарили саму жизнь! Мы, по нашему внутреннему ощущению, до конца своей жизни обязаны им всем, в том числе, — быть лучшими детьми, сколько бы лет нам не было.

При правильном направлении чувство вины становится для нас стимулом к действию, мотивом для исправления несправедливости, побуждением для улучшения отношений. Чувство вины может быть компенсировано только благодарностью.

Повышенная эмоциональность усугубляет чувство вины

Усугубляет чувство вины наличие еще одного вектора – зрительного. Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, врожденная заданность для человека со зрительным вектором это возможность ощущать богатейший спектр эмоций от страха и тоски до любви, сменяющих друг друга с огромной скоростью.

Эта способность позволяет человеку со зрительным вектором сочувствовать и сострадать другим людям, переживая их состояния вместе с ними, таким образом, облегчая их боль, создавая эмоциональные, нравственные и культурные связи между людьми.

Люди со зрительным вектором обладают огромным воображением, и способны проигрывать в нем невероятные эмоциональные сценарии с различными вариантами сюжета. Когда это направлено на других людей – создаются эмоциональные связи, человек испытывает любовь, счастье, радость. Когда эмоции замыкаются на себе, человек испытывает очень плохие состояния – погружается в страх и тоску.

В результате разрыва эмоциональных связей, и сверхстресса из-за потери родителей вся эмоциональная чувственность зрительника бессознательно направляется им на самого себя.

В таком состоянии они заново со всей силой чувств проживают все монологи и диалоги с ушедшими родителями.

И тогда все переживания замкнуты в ограниченном объеме собственных интересов: страх за свою жизнь, жалость к себе, застревание в негативных состояниях, в том числе, когда присутствует анальный вектор, и в чувстве вины.

Врожденная необходимость испытывать смены чувственных состояний в условиях эмоциональной сосредоточенности на личных переживаниях толкает анально- зрительного человека на многократное погружение в воспоминание ярких драматических моментов предшествующих и сопровождающих его утрату. Тоска сменяется чувством вины, самобичевание — жалостью к себе, боль утраты переходит в чувственное оцепенение и так по кругу. На сострадание близким родственникам сил не остается.

Читайте также:  Обустройство могил: памятники, венки, цветы, эпитафии. когда ходить на кладбище?

Избавиться от чувства вины можно

Боль утраты погружает нас в свои переживания. Сознательно мы понимаем, что живем прошлым, что отдалились от любимых и родных. Но чувства вины и эмоции по-прежнему уносят нас в глубину раскаянья. Выход из таких состояний есть.

Когда происходит понимание своих глубинных желаний и свойств психики происходит освобождение от влияния бессознательных программ, погружающих нас в негативные состояния.

Мы начинаем использовать свои врожденные свойства памяти для того, чтобы помнить все то хорошее, что дали нам родители.

А свою повышенную эмоциональность начинаем направлять на своих близких и стремимся поддержать их, не замыкаясь на себе.

Множество людей нашли ответы на свои вопросы и способы решения очень болезненных ситуаций. Примеры результатов людей, избавившихся от чувства вины:

Елена Стрелкова, Набережные Челны: Я прошла тренинг в 2012 году…Незадолго до этого я похоронила мужа ,с которым прожила 24 года .

Кто когда нибудь терял близких хорошо понимает эту боль ,это ноющее чувство вины, обиды на жизнь, не возможность возврата….

После тренинга стало легче, пришло глубинное понимание, что в уходе людей никто не виноват. http://www.yburlan.ru/results/all/depressija/review13986

Айнагуль Иманбаева, Костанай: Между первой и второй лекцией вдруг поняла, что пропало чувство вины! Чувство вины у меня было с детства, усугубленное жизненными обстоятельствами, обострилось и стало каким-то постоянным спутником, безпричинное чувство вины, а тут раз и нет! Для меня и сейчас это чувство ново. Я пыталась даже несколько раз специально вызвать чувство вины у себя, у меня ничего не получалось, оно ушло. http://www.yburlan.ru/results/review13029

Iryna S.: У меня были сильные обиды на родителей, и как я ни старалась, наладить отношения, у меня ничего не получалось. После их смерти эта надежда ушла совсем и меня разрывало чувство обиды и вины, что так и не смогла их простить. После тренинга эти состояния ушли полностью и я наконец-то обрела душевный покой. спасибо Юрий. http://www.yburlan.ru/results/review547

Дмитрий-Минск: самое простое что проходит во время тренинга: обиды, чусвство вины, неприязнь к другим людям.

все вещи, которые заставляют вас зацикливаться на прошлом плохом опыте, и мешают жить в наятоящем, все проходят сами собой, это удивительное ощущение, когда вы вдруг поймете, что эти вот вещи вам больше не мешают получать наслаждление от жизни. http://www.yburlan.ru/results/review21390

Получить первые результаты по выходу из гнетущих состояний можно уже на бесплатных он-лайн лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по этой ссылке: http://www.yburlan.ru/training/

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Источник: http://vestnik-svp.com/2016/04/kak-izbavitsya-ot-chuvstva-viny-pered-roditelyami/

Чувство вины у человека в гореОбелиск Волгоград | Обелиск Волгоград

Автор статьи

Шефов Сергей Александрович

психолог

– Смерть родственника или друга – это всегда эмоциональный шок, глубочайшее душевное потрясение для любого из нас. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда человек снова и снова прокручивает в голове обстоятельства кончины близкого и корит себя за то, что не смог или не заметил возможности спасти его. Естественно ли такое состояние для горюющего и чем оно вызвано?

– Многие люди испытывают угрызения совести от того, что не смогли предотвратить смерть близкого или были несправедливы к нему при жизни. Им кажется, что если бы существовала возможность повернуть время вспять, они вели бы себя совершенно по-другому.

Это выражается обычно в бесконечных вопросах самому себе: «Что, если бы я пришел к нему раньше?..», «Что, если бы он полетел на следующем самолете?..», «Что, если бы мы не поссорились, и она осталась в тот день дома?..».

Кто-то может даже молить Бога вернуть усопшего назад, чтобы исправить свои ошибки по отношению к нему. Такого рода феномены – вполне естественная реакция на утрату. В них тоже находит свое выражение работа горя, пусть и в компромиссной форме, смягчающей тяжесть потери.

Можно сказать, что в душе человека принятие случившегося борется с отрицанием, поэтому он и придумывает бесконечные варианты развития событий, которые не привели бы к трагическому исходу.

Поскольку эти вопросы человек адресует прежде всего самому себе, можно сделать вывод, что они вызваны внутренними причинами. Мне кажется, что одна из них – это естественное человеческое желание контролировать события, происходящие в жизни.

Поскольку управлять всем вокруг и, тем более, предвидеть будущее мы не в силах, такие ситуации заставляют нас вкупе с потерей переживать еще и чувство собственной беспомощности, которое и проявляется в подобных вопросах.

Другим, еще более мощным источником возникновения фантазий об альтернативном развитии событий является чувство вины.

– В большинстве случаев человек, потерявший родственника или друга, чувствует себя в той или иной степени виноватым, даже если явных поводов для этого нет. За что обычно корит себя тот, кто перенес утрату?

– Самое очевидное в данном случае – это самообвинения в том, что человек не  предотвратил уход близкого из жизни, а также прямо или косвенно способствовал ему.

Однако горюющие часто начинают вспоминать все случаи, когда они были неправы по отношению к умершему или плохо относились к нему (обижали, ссорились, изменяли и т. п.).

К тому же, люди часто упрекают себя в том, что не недостаточно заботились об умершем, не помогали ему, не говорили о своей любви не попросили прощения и т. д.

Важно то, что чаще всего горюющий неадекватно понимает ситуацию и преувеличивает степень своей причастности к смерти дорогого ему человека. Это похоже на так называемое «магическое мышление», которое очень развито у детей, а у взрослых проявляется в критических ситуациях.

– Что это значит?

Например, если человек иной раз жалел в душе, что связал жизнь со своим супругом, и думал: «Хоть бы он куда-нибудь исчез!», то потом, если супруг вдруг действительно умрет, ему может казаться, что его мысли и желания «материализовались», и тогда он будет обвинять себя в случившемся.

Горюющий также может считать, что своим дурным отношением к родственнику (придирками, недовольством, грубостью и т. д.) спровоцировал его заболевание и последующую кончину. А если ему еще случается услышать от кого-либо упрек типа «это ты загнал его в могилу», то тяжесть вины возрастает.

– Может ли человек винить себя за что-то еще, кроме действительной или мнимой причастности к смерти близкого?

– Действительно, чувство вины очень сложное и может принимать самые разнообразные формы. Так, психологи говорят овине выжившего – ощущении, что мы должны были быть на месте умершего или не имеем право на жизнь, раз его уже нет с нами.

Многие испытывают вину, связанную с чувством облегчения от того, что их близкий умер. Однако это вполне естественная и даже ожидаемая реакция, особенно если ушедший долго болел или страдал перед смертью.

Похожей по своим признакам является так называемая вина радости, которая возникает спустя продолжительное время после утраты. Эта вина связана с тем, что после смерти любимого человека в жизни его близких снова появляется счастье.

К примеру, в таком состоянии может находиться вдова, в жизни которой появляется другой мужчина. В этом случае следует помнить, что радость как таковая – это естественное, здоровое переживание, знак того, что мы живем полной жизнью.

– Мы сейчас говорим о «нормальной» вине как вполне предсказуемой, а главное, преходящей реакции на утрату. Но нередко получается так, что чувство вины приобретает хроническую форму, терзая человека многие годы.

– Так называемая невротическая вина – это состояние, которое приобретает навязчивую форму.

Зачастую ее возникновению способствует реакция окружающих («Это ты его свела в могилу») или существовавшие зависимые, манипулятивные отношения с самим умершим, который при жизни часто повторял фразы вроде «Своим поведением ты меня в гроб загонишь». Хроническое чувство вины, сформировавшееся еще до смерти близкого, после нее лишь возрастает.

Также в силу общественных стереотипов мы склонны связывать меру своей скорби по умершему со степенью нашей любви к нему. С этим связано чувство вины по поводу того, что образ близкого человека постепенно стирается из нашей памяти. Некоторые люди всерьез беспокоятся, что это свидетельствует о том, что умерший не был им особенно дорог.

Увеличению и сохранению чувства вины может способствовать идеализация умершего. В сознании горюющего его собственные недостатки видятся худшими, чем есть на самом деле, а недостатки покойного игнорируются. Ощущение своей скверности на фоне идеализированного образа ушедшего лишь усугубляет страдание человека, переживающего потерю близкого.

– Как следует поступать в таком случае тем, кто хочет помочь горюющему?

– Нужно мягко дать понять горюющему, что любые тесные взаимоотношения не обходятся без разногласий, неурядиц и конфликтов, поскольку все мы разные, каждый со своими слабостями, неизбежно проявляющимися в длительном общении. Мы должны стараться вернуть утраченную радость жизни, а не отгораживаться от неё.

Вместо того чтобы мучить себя обвинениями, лучше чтить память близкого в своем сердце и постараться принять случившееся и жить дальше.

Горюющий очень нуждается в нашем понимании и поддержке, а если самостоятельно справиться с чувством вины не получается долгое время, может потребоваться и помощь специалиста-психолога.

Источник: http://obelisk-vlg.ru/chuvstvo-viny-u-cheloveka-v-gore/

Чувство вины у алкоголика

«И никто не хотел быть виноватым без вина,  И никто не хотел руками жар загребать, А без музыки на миру смерть не красна, 

А без музыки не хочется пропадать»

Виктор Цой

     Какое странное созвучие — ВИНО и ВИНА?! Что удивительно, только в русском языке (и некоторых других славянских языках) эти два слова отличаются на одну букву, имеют такое созвучие.

И хотя мне не удалось найти доказательства одного происхождения этих слов, остаётся факт очень близкого созвучия. Возможно, это случайность, но есть ещё пример: «пить горькую» — означает страдать от запоев.

«Горе» — означает беда, несчастье, тоска.

Читайте также:  Общение с миром духов

     Какую же роль вина, горе, беда играют в жизни алкоголика и его близких? Попробуем разобрать данный вопрос в этой статье.

     Для начала выясним, что общего между виной, горем и бедой? Нам важно не с обычной точки зрения, а с точки зрения психологии. Вспомните, что вы чувствуете, когда находитесь под воздействием вины, горя, беды? Как правило, можно получить универсальный ответ: «страх, тревога». Если вас обвиняют в чём-то, вы чувствуете тревогу и страх возможных последствий, страх наказания.

     Когда вы находитесь в ситуации «беды, горя», то часто спрашиваете себя: «за что?». Вы чувствуете, что вам выпало какое-то наказание. Но так как вы не понимаете, за что, следственно есть страх, что наказание продолжится или повторится. Это ещё больше усиливает вашу тревогу. Обобщающим в этой ситуации является чувство вины, то есть страх наказания.

     Таким образом, вина, горе, тоска, беда возникают на фоне явной или скрытой причины (обвинение, агрессия, несчастный случай). Обобщённо они вызывают чувство вины. И, как сказано выше, чувство вины вызывает тревогу. Причём, тревога становится недифференцированной, то есть, не связанной (либо мало связанной) логически  с первоначальной ситуацией.

     Пример: «Жена алкоголика, уходящего в запои, испытывает постоянный стресс, т.к. не можетпредвидеть, в какой момент появится алкогольный срыв. Какой длительности будет запой, согласится ли супруг воспользоваться услугой снятие похмелья на дому, или несколько дней будет безуспешно пытаться справиться сам, «вымотав» при этом ей все нервы.

     Долгие поиски решения этой проблемы приводят к накоплению чувства вины (за что мне это наказание?), которое путём психологических защит вытесняется в бессознательную сферу в виде тревоги. Бессознательная сфера делает тревогу бесформенной или беспричинной.

Это можно представить в виде ювелирного украшения, которое отдают в переплавку.

И вдруг у жены появляется навязчивое желание чистоты и страх заразиться какими-либо болезнями, таким образом её тревога вышла из бессознательной сферы и трансформировалась в то, что можно контролировать в отличие от запоев мужа».

     Конечно, этот пример не единичный и всего лишь вариант, потому как проявления тревоги могу быть очень разными, начиная от боязни вилок и ножей до, наоборот, бесстрашия — «и в горящую избу войдёт, и коня на скаку остановит».

     Давайте посмотрим дальше на наш пример. Что же с самим алкоголиком? Наверное, он бессердечен и жесток, раз не может даже ради детей и любимой жены остановиться и держать себя в руках, сделать у специалиста кодирование от алкоголизма и жить полноценной счастливой жизнью?

     Нужно сказать, что я, как врач нарколог, психотерапевт, не верю в изолированную химическую зависимость от алкоголя. Я считаю, что алкогольная зависимость всегда развивается на фоне какого-то состояния.

Если мы не будем брать в расчёт болезни, то причиной алкоголизма могут быть пограничные либо ситуационные состояния: нарушения адаптации, депрессивные ситуационные состояния, акцентуации характера и личности, неврастенические расстройства, психотравмы, насилие, социально-экономическая обстановка и многое другое.

     В общей своей массе все эти предрасполагающие факторы вызывают повышенную тревожность. Человек применяет разные способы уменьшения тревожности. В идеале,  человек должен пережить тревожную ситуацию и принять ее — это самый верный и  физиологический способ. Однако есть такие варианты, которые снимают, либо уменьшают тревогу быстро и эффективно, но на определённое время.

     К. Хорни в книге «Невротическая личность нашего времени» указывает на четыре способа: рационализация, отрицание, избегание и наркотизация. Все эти способы объединяет схожее — уход от ответственности, от реальных причин тревоги.

И если человек начинает всё чаще использовать алкоголизацию, то соответственно он всё реже будет обращаться к реальным причинам тревоги и всё больше терять ответственность за реальность.

В конечном итоге человек теряет ответственность за самого себя.

      Я внесу пояснение: ответственность — это принятая вина за то, что вызывает тревогу. «Я ответственен за больную маму — это мой долг», «Я должен учиться хорошо», «Я ответственно подхожу к работе», «Я ответственен за свою семью».

То есть человек не воспринимает ответственность как наказание за что-то: больную мать, требующую ухода, учёбу, работу и за свою семью, за себя.

Если он это искренне принимает, в качестве долга и ответственности, смирения, то его чувство вины и тревога минимальны.

     Если же человек тяготится тем, что ему пришлось ухаживать за больной матерью, а делает он это из корыстных побуждений или страха порицания обществом, то этот человек будет испытывать тревогу.

Если человек работает на таком месте, где ему не интересно, эта работа не удовлетворяет его запросам, выполняет он её вынужденно, то такой человек тоже будет испытывать тревогу.

  Если забота о семье воспринимается как вынужденная обязанность, то и это будет источник тревоги.

     Муж-алкоголик не всегда же был алкоголиком. Было время, когда этот человек не употреблял алкоголь вовсе. Но как 95% населения, он хотя бы раз мог попробовать спиртное.

И, возможно, в какой-то момент стал использовать алкоголь для снятия тревоги (стресса, усталости, скованности, эмоциональной зажатости и прочее).

При неблагоприятном стечении обстоятельств он постепенно пристрастился к использованию такого средства и ему уже требуется лечение алкоголизма в специализированной клинике.        

     Вы можете сказать: «Да всё это слишком умно! Пьют они, чтобы напиться и всё им «по барабану». И вы попадаете в точку — конечной целью становится напиться и растворить своё «я». А «я»-личность формируется ответственностью, как следствие, с разрушением «я» уходит на время вина и тревога.

     Человек, у которого не сформирована зависимость, тоже может с помощью алкоголя уменьшать чувство тревоги, но протрезвев, он примет реальность как свою ответственность. Зависимый же человек всё чаще будет довольствоваться тем временным эффектом от опьянения и, всё в меньшей степени, будет принимать реальность как свою ответственность.

     Со временем круг замыкается. Основные симптомы алкоголизма — утрата количественного и ситуационного контроля, сигнализируют о частичной утрате контроля над личностью «я».

Как думаете, испытывает ли алкоголик чувство вины после пьянки? ДА! Более того, алкоголик порой сознательно усиливает его, провоцируя родственников на скандал, либо предпринимая иные действия к «самобичеванию».

Но чувство вины как инструмент самоконтроля у него не работает в этом случае. Потому как процесс трансформации чувства вины в ответственность у него разорван.

     Иначе, если признать, что пьянка была начата, потому что он сознательно принял такое решение, означало бы принятие ответственности «Я»  за это, признание нежелания справляться с проблемами в реальности, признание наличия болезненных проблем. Это слишком больно для «Я» и вызывает ещё большую тревогу.

Переживая чувство вины после пьянки, человек, конечно же, осознаёт всё выше сказанное (проблемы, последствия). Это усиливается похмельными симптомами, руганью и обидами близких. Человек доводит себя до крайней точки тревоги и вины.

Путь для принятия ответственности закрыт, из вариантов остаётся всего лишь защищаться».

     Варианты защиты могут использоваться вместе и поодиночке в разной степени:

— первое — возложить ответственность за пьянку на болезнь (я — алкоголик, у меня тяга), на обстоятельства (друзья позвали, праздник и прочее), то есть, я сам не отвечаю за пьянку;

-второе — раствориться в мазохистическом наслаждении от разрушения запредельным чувством вины своего «Я». « Какой я плохой! Какой я негодяй! Я —  плохой муж, отец! Я ни на что не способен! Я снова провалился!» Нужно сказать, что укоряя себя до крайней степени, человек чувствует  такой же дурманящий и ОБЕЗБОЛИВАЮЩИЙ эффект, как и от алкоголя;

-третье — продолжить пить, убивая вместе с собой чувство вины;

— четвертое — как бы вернуться к обычному образу жизни и как бы к трезвости, но с более жертвенным отношением к работе, к семье.

     Чтобы загладить вину, могут звучать слова раскаяния, попытки усиленного зарабатывания денег, работа без выходных и отпусков (женщины часто впадают в гиперопеку детей, уборку жилища).

При этом также присутствует подавление своего «я».

Потому что ради заглаживания вины человек жертвует своими базовыми потребностями (отдых, хобби, любовь, еда, секс, даже отказ от алкоголя — это тоже жертва).

     Все эти варианты порочны в одном — нет решения реальных болезненных проблем, которые и являются причинами чувства вины и тревоги. Они ведут лишь к временному эффекту за счёт убийства своего «Я».

     Треугольник алкоголика:

  1. Не принятая реальность вызывает тревогу и, как следствие, желание выпить, чтобы снять её.
  2. Последствия пьянки приводят к возвращению тревоги (похмелье, проблемы в семье, на работе), усиление тревоги, осознания вины и за счёт внешнего воздействия (родственников, обстоятельств и пр.).
  3. Защита одним либо несколькими способами. Возможна временная трезвость и даже длительный период. Этот период может выглядеть как благополучие, выздоровление. Но на самом деле он ведёт к первому периоду. Потому как реальность для человека не изменилась и продолжает быть источником тревоги и вины.

     В заключение хочу сделать вывод: чувство вины играет определяющую роль при формировании зависимости. Алкоголик чувствует вину, но не может её трансформировать в ответственность. Более того, у алкоголика имеет место обратная трансформация: ответственности в чувство вины.

Избыточное чувство вины приводит ко всё большему исчезновению ответственности и, как следствие, к деформации и разрушению личности.
     Практический вывод.

Слишком явное директивное воздействие на алкоголика родственниками, врачом и другими сочувствующими (созависимыми) лицами приводит к усилению вины и размыванию ответственности между алкоголиком и помогающим ему человеком. Директивная помощь должна использоваться минимально и дозированно, как некое «временное протезирование» личности алкоголика.

Алкоголик должен научиться принимать реальность, а это возможно при выполнении двух параллельных условий. Первое — духовный личностный рост. Второе — открыть путь прощению. Потому как прощение трансформирует вину в ответственность, разрывает треугольник алкоголика и открывает путь к росту личности. 

Врач нарколог, психотерапевт Качусов С.В.

Источник: https://www.nero-med.ru/publ/psikhoterapija/psikhoterapija/chuvstvo_viny_u_alkogolika/4-1-0-36

Ссылка на основную публикацию