Бессмертна ли душа?

Бессмертна ли душа?, Христианские Проповеди

Я к Вам с вопросом богословского характера. Дело вот в чем. У нас в церкви один брат не верит в бессмертие души. Он приводит множество текстов Писания о том, что человек умирает и все. Его существование заканчивается. Умершие верующие ожидают воскресенья во гробах. То есть, по сути, он не верит в рай и пребывание души человека в раю, Я пытался ему объяснить, но он стоит на своем.

Но это быть полбеды, он и в церкви распространяет это учение. Подскажите,пожалуйста, мне, какие тексты Писания можно четко противопоставить этой позиции, чтобы утвердить церковь. Он в большей степени ссылается на Ветхий Завет, а тексты из Нового Завета понимает превратно или вообще не принимает во внимание,говоря, что они не говорят о бессмертии души. Заранее благодарю за ответ.

 Дмитрий

 Дорогой Дмитрий!  Печально, что этот брат имеет столь странные взгляды, свойственные субботникам и иеговистам. Его бы следовало отстранить от проповеди, если он проповедует, и запретить разносить эту ересь в церкви. Если он не соглашается, тогда необходимо поставить вопрос о его членстве в церкви.

Что касается учения Библии о посмертном существовании, то можно указывать на следующие моменты: 

 1) Человек был создан материально-духовной сущностью

 «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7).

 Животные имеют только биологическую жизнь, человек, получив дыхание от Бога, обрел духовную жизнь и сущность. На сложность человеческой природы указывает следующие тексты:

 «Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20). 

 «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фесс.5:23).

 Эти утверждения являются предпосылкой для других.

 2) Духовная часть в человеке   не умирает.

 «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7)

 «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы»

(Лук.20:38).

 Если бы мы имели только это свидетельство Христа, и тогда следовало бы верить в бессмертие души! Но этих свидетельств больше!

  • «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф.10:28).

 Яснее некуда – душа неуничтожима! Ее пуля не берет и меч не сечет.

 «И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (Лук.16:23).

  Некоторые христиане утверждают, что эта история не реальна, она притча.

Если и допустить такое (с чем я не согласен!), то все равно придется признать, что рассказывая притчи, Христос брал их из реальной жизни.Они отражали ее 1:1. Он не рассказывал историй про марсиан или лунатиков.

Так что и этот рассказ адекватно отражает потустороннюю реальность:ад и рай существуют,  душа после смерти идет в одно из сих мест.

  • «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»  (Лук.23:43,44).

  Субботники и иеговисты, дабы оправдать свое отрицание посмертного существования души,  переносят запятую на слово вперед и получают, что хотят.

Однако специалисты греческого языка подчеркивают, что конструкция предложения такова, что после глагола «говорю тебе» следует одна идея: «ныне будешь со Мною в раю».

Соединение «говорю» с «ныне» отдает тавтологией:  абсолютно ясно, что Христос говорит сейчас, а не завтра, какой смысл делать на этом ударение?

Комментатор Писания Чарлз Эрдман сделал великолепные выводы из этого текста, которые нельзя не привести:

«Эта история иллюстрирует следующую истину: спасение зиждется на условии покаяния и веры. Однако она также содержит другие важные истины. Она провозглашает, что спасение не зависит от таинств.

Преступник никогда не был крещен и не принимал участия в Вечере Господней… По сути, он смело исповедал свою веру в присутствии враждебно настроенной толпы, среди насмешек и издевок начальников и воинов, и все же он был спасен без исполнения каких-либо формальных обрядов.

Это главнейшее свидетельство того, что спасение не зависит от добрых дел… Ясно также и то, что нет никакого «сна души». Тело может уснуть, но сознание продолжает существовать и после смерти. Также становится очевидным, что нет никакого «чистилища».

Из греховной и постыдной жизни кающийся преступник тотчас перешел в состояние блаженства. И снова следует обратить внимание на то, что спасение не всеобщее. Было два преступника — спасся лишь один. И последнее.

Нужно заметить, что сущность радости, которая превосходит смерть, состоит в личном общении с Христом. Суть обетования, данного умирающему преступнику, такова: «Будешь со Мною». В этом наше блаженное упование: отойти — значит быть со Христом, что превосходит любые блага». 

 «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенныхза слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число»  (Откр.6:9-11).

 Души убитых, оказавшись на небе, осознавали, что с ними произошло на земле, они молятся о возмездии, они имеют белые одежды праведности, их волнения должны успокоиться. Разве это не свидетельства их бессмертия?

  3) Верующие желали умереть, так как верили в загробную жизнь

 Если бы ее не было, они были бы обязаны стремиться  пожить  на земле подольше ради славы Божьей, ибо небытие есть пустая трата времени. Только верой в посмертную жизнь можно объяснить томление апостола Павла о вечности:

 «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».

 Если бы вечной жизни не было, Павел написал бы: после разрушения земной хижины мы отправимся в небытие, а после воскресения, будем иметь жилище от Бога. Он пишет по-иному: мы ужеимеем вечное жилище и сразу после смерти в него вселимся.

 «От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими.Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью… мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2Кор.5:1-8).

 Подчеркнутое мной выражение  показывает апостольское понимание смерти – она есть исход души  из тела для пребывания с Господом. Если бы сразу, после смерти, не было вечной жизни, как глупов худшем случае, и необъяснимо в лучшем, звучали бы эти слова!

 «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил.1:23).

 Если после смерти душа погружается в сон или небытие, какой резон этого желать? Апостол утверждал, что его держит на земле желание послужить церкви. Но лучше быть со Христом!

 Павлу вторит Петр:

 «…зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне» (2Пет.1:14).

 Какое четкое разделение проводит Апостол  Петр между своим «я» и своей храминой. Его «я», т.е. душа,должна оставить тело. Как она его может оставить, если со смертью пропадает сама? Было бы логичней и правдивей сказать: «скоро я исчезну, как и Господь сказал мне». Но благословенный апостол сказал истину: не исчезаю, но оставляю. Формулировки Писания удивительно точны!

 4) Смерть святых свидетельствовала, что они  уходят к Богу, а не в могилу 

  • «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лук.23:46).
  • «…и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приимии дух мой» (Деян.7:59).

  Здесь, как говориться, без комментариев!

   5) Принадлежность Христу напрямую связана с посмертным существованием.

 Верующие суть члены Его тела. Они навеки соединены с главой Христом. «потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф.5:30).

Как у всемогущего Христа могут отваливаться члены?  Подумать такое – кощунство! Верующих ничто не может отлучить от Господа, даже сама смерть:  «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38,39).

 6. Посещение рая смертным существом доказывает посмертное существование.

«И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.12:3,4).

 Павел свидетельствовал о  путешествии в мир иной. Он  считал  реальным отправиться туда«вне тела», что достижимо только в случае существования бессмертной души.  Он слышал в раю неизреченные слова, что свидетельствует не только о его существовании, но и заселенности. Последнее было бы невозможно, если бы после смерти человек бесследно исчезал.

Предположить, что в безбрежном раю находятся только Енох и Илья (они были взяты живыми на небо)  невозможно, ибо Писание ясно говорит о множестве спасенных, уже пребывающих там: ««Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр.12:22,23).

Апостол говорит, что земная церковь связана с живой небесной и совершает свое служение в Духе Святом совместно с ней.Да поможет нам Господь держаться библейского учения о жизни после смерти!

Вам так же может быть интересно:

Источник: http://ryagusov.ru/2359

Бессмертны ли наши души? Возможна ли вечная жизнь?

Вопросы бессмертия или хотя бы долгой жизни, всегда стояли перед человечеством на первом месте. Множество гипотез, теорий, экспериментов занимали лучшие умы рода людского в надежде, что когда-нибудь — может даже сейчас — мы найдем рецепт бессмертия, позволяющий нам продлевать жизнь, если не до бесконечности, то хотя бы на пару-тройку сотен лет.

Религиозные деятели представляют нам свою версию человеческого бессмертия – версию бессмертия души. Разные вероисповедания трактуют ее по-разному, но сходятся в одном – душа бессмертна. Ученые, далекие от религиозных трактовок, выдвигают свои средства, которые помогут человеку обрести бессмертие. О некоторых подобных гипотезах мы сегодня и поговорим.

Как душа покидает тело у мусульман и христиан

Если покойник был мусульманином, его душа временно остается в теле, а тело хоронят в день смерти до заката, причем, не лежа, а сидя. Все дело в том, что сразу после похорон в могилу спускаются два ангела, чтобы поговорить с умершим.

Ангелы задают всего один вопрос: «Что ты знаешь о пророке»? Если мусульманин искренне и правильно ответит, то ангелы раздвинут могилу на семьдесят локтей во все стороны, осветят ее и оставят тело в покое до судного дня.

Но если в ответ он скажет: «Не знаю», то ангелы стиснут могилу так, что ребра войдут друг в друга и человек будет мучиться до тех пор, пока все души не восстанут из могил.

Христианская душа покидает тело сразу после смерти, но еще два дня бродит, где хочет. Она горюет о своей земной жизни и о родных. Прощается.

На третий день, когда душе становится чуть легче, она возноситься на поклон к богу, а затем в сопровождении ангелов отправляется в рай на шесть дней, чтобы посмотреть какое оно царствие небесное. А затем, самая неприятная часть – тридцать дней мытарств в аду.

После этого, напуганная и уставшая, душа вновь отправляется на поклон к Всевышнему, и уже он будет решать, где ей ждать судного дня – в адском котле или в райских кущах.

Религии хотя и говорят о человеке и о смерти, но они говорят о разных аспектах человека и о разных аспектах смерти. Потому что человек – это достаточно сложная конструкция.

Помимо того что называется «душой» у него есть физическое тело, тонкое тело; есть так называемая растительная душа или вегетативная; есть низшая животная душа; есть высшая животная душа, сновидческая душа и иррациональная душа.

Когда религии говорят о трансмиграции души, они говорят о трансмиграции всех этих субстанций.

Но если душа бессмертна и в любом случае покидает умершие тело, то почему мусульмане, христиане и представители других религий так держаться за обрядовую сторону похорон? Ведь, по сути, она не имеет никакого значения?

Они соблюдают обряды только из-за того, что обрядовая сторона помогает быстрее распасться этим оболочкам. Потому что после смерти вся это совокупность душ рассыпается далеко не сразу. Это кстати связано с явлениями приведений.

Но можно ли сохранить биологическое тело нетленным также как и душу? Вероятно да. Лама Итигелов доказал это, сохранив свое тело живым после того, как покинул его.

Читайте также:  Век филарета

Феномен ламы Итигэлова

14 июня 1927 года по собственной воле лама Даши Дорджо Итигэлов ушел из земной жизни, но прежде завещал, чтобы его положили в кедровый ящик, засыпали солью, а через 75 лет достали. Последнюю волю ламы выполнили.

Вернули в монастырь, а когда открыли ящик – не поверили своим глазам. За все эти годы тело ламы почти не изменилось! Тело было в таком состоянии как будто человек умер 5-6 часов назад. Глаза были целы, а это – первое что человек теряет после смерти.

У него был мягкий живот и полностью подвижные суставы.

Говорят, что лама достиг нирваны, а тело решил оставить как некий пример будущим поколениям.

Ламу Итигэлова почитают как живого члена общины. Переодевают каждый день. Одежду шьют только из натуральных материалов, ведь синтетика не пропускает воздуха, и он потеет точно так же как и любой другой живой человек.

Феномен ламы это не только загадка, но и мощный стимул к изучению себя. Возможно, человечество просто еще не достигло должного уровня, чтобы разгадать эту тайну.

С точки зрения второго закона термодинамики ни одна система не может сохранить свою организованность в течение такого длительного периода времени. Поэтому ученые до сих пор в полном тупике и не могут дать ответ на эту загадку.

На нашей планете рядом с нами давным-давно существуют долгожители, которым человек может пока лишь молча завидовать. Некоторые животные способны пережить не только людей, но и целые человеческие цивилизации.

Оцифрованная вечная жизнь

Как продлить жизнь, если уж бессмертие физического тела нам пока недоступно. Многие ученые считают, что мы не можем найти рецепт бессмертия, потому что ищем его не там. Но мы говорим о бессмертии, имея в виду тело, а на самом деле секрет бессмертия в сознании и мозге.

Если оцифровать сознание, то его владелец фактически станет бессмертным. По теории некоторых ученых вечная жизнь — это человек не из крови и плоти, а из набора цифр и алгоритмов. Исследователи пытаются найти технологии, которые помогут законсервировать любые человеческие воспоминания.

Это все равно, что перемести информацию с компьютера на жесткий диск.

После смерти человека все его мысли, эмоции, впечатления будут сохранены на съемном носителе и тогда родственники умершего смогут заново пережить любой эпизод его оцифрованной жизни, испытать все то, что он испытывал в тот или иной период – любовь, страх, отчаяние и счастье.

Ученые ратуют за кибернетические технологии, однако робототехники уверяют: современная кибернетика еще недостаточно развита. И если ученым удастся оцифровать сознание  и сохранить на жестком диске чью-то жизнь, то прочитать эту информацию никто не сможет просто, потому что этот диск некуда поставить. Нет никаких компьютеров, никаких роботов.

Но зарегистрировать миллиарды нервных клеток находящихся в головном мозге технически, к сожалению пока невозможно.

Источник: http://nasch-mir.ru/bessmertna-li-dusha/

Бессмертна ли Душа?

Вы действительности можете допустить мысль, что в постоянно меняющимся и смертном мире может быть что то постоянное, бессмертное и не подчиняющееся естественным законам???
Если так, то вы просто религиозный фанатик или сектант, который хочет уйти в свои фантазии от действительности и проблем. И вы не чем не лучше обычного наркомана, но они хоть не скрывают своих целей и честны.

Вопреки уверенности многих, в религиях нет чётких указаний на бессмертность души.
В Христианстве есть понятие потерять душу, спасти.. В буддизме — нирвана и аннигиляция..
Что бы понять это надо для начала определить что такое Душа? Что такое материя?

Понятно, я изложу только своё видение и гипотезы. Хотите — оспорте.

В эзотерических восточных учениях есть мысль что всё возникло из игры двух начал — Шивы (мужчина, дух) и Шакти (женщина, сила материи).

В квантовой физике мы видим то же разделение.

Например две фундаментальные квантовые частицы — электрон и позитрон, «два неразлучных супруга» — возникают из физического вакуума парами и также уничтожаются (аннигилируют) парами.

Все знают что любой атом состоит из них, а также электромагнитные силы возникают из их взаимодействия. Могу допустить что и все остальные известные частицы и фундаментальные силы возникли от них.

Поэтому я считаю что нет различия между материей и духом — ЭТО ОДНО.
В эзотерике есть понятие тонких тел, что это и как это связано с Душой?

Науке хорошо известно функционирование физического тела и мозга в частности, — носителя сознания и психики, и это доказано экспериментально, но есть то что не объяснимо, — это различные феномены клинической смерти и отделения от тела..

Так вот, я считаю что тонкие тела функционируют аналогично только имеют другую материю, вибрацию, ещё не изученную учёными. Но люди более посвящённые говорят о смертности и этих тонких оболочек. Например для эфирного тела — 9 дней, астрального — 40..

«без подзарядки»..

Т.е. для меня все эти тонкие тела — всего лишь образование, скопление энергии, которое может увеличиваться, изменяться и теоретически распадаться на составляющие — всё по аналогии что мы видим вокруг каждый день, надо просто принять то что есть, и не выдумывать. Могу только предположить из выше изложенного что есть неделимая духовная единица — пара, и из них и состоит то что считают «душой»

Дальше, — я считаю что пока это образование не достигнет уровня выше «ментального тела» — мутабельное и выше, — нет смысла говорить о ней как о духовной независимой единице, которая перевоплощается, ничего личного, чистая ЖИЗНЬ, и я не вижу тут ничего несправедливого или ужасного, просто разные формы существования, не более.

И понятно, что человек не воспламенив свой Дух, после смерти просто раствориться в инфослоях планеты в эгрегоре «Человечество» (как я это назвал, у каждого вида он свой), и от туда вновь собранная личность будет воплощена, которая даже не догадывается что она всего лишь фрагменты от предыдущих личностей. Например тут уместна аналогия с волной в океане, — волна которая начинала свой путь у одного берега уже не та которая приходит к другому, но формально она может себя считать таковой.

9.11.16 2.00 Solus, для сайта Нашей Планеты.

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://welemudr.mirtesen.ru/blog/43834248180

Бессмертные ли дух и душа человека? Жизнь после смерти

Анализ библейского учения о смерти мы начнем с рассмотрения процесса сотворения человека:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7, см. также Зах. 12:1).

По моему мнению, это ключевой момент, и если в нем разобраться, то все остальное станет понятным. Представив данный текст схематично, мы получим следующее уравнение:

Прах земной (тело, химические элементы Земли) + дыхание Бога (дух, дар жизни) = душа живая (живой человек).

Для поддержания в людях бессмертия Господь посадил в Эдеме «дерево жизни» (Быт. 2:9). При этом Бог заключил с Адамом и Евой завет (см. Ос. 6:7), согласно которому люди не должны были вкушать плодов от другого важного дерева в саду «познания добра и зла» (Быт. 2:9,17) под страхом потерять вечную жизнь:

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16,17).

Но наши предки обольстились обещаниями сатаны стать, как боги, и познать добро и зло (см. Быт. 3:5), поверили его обману: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4) и нарушили завет с Творцом. После грехопадения Бог, как и предупреждал, сделал человека смертным, запретив ему доступ к дереву жизни:

«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24).

«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19, см. также Иов 4:19, Еккл. 3:20).

То есть человек потерял вечную жизнь. Посмотрите внимательно, в Быт. 3:19 Библия показывает процесс, обратный творению. После грехопадения люди начали умирать, превращаясь в могиле обратно в прах, из которого и были образованы. А их дыхание жизни, полученное от Бога (см. Быт. 2:7), после смерти стало возвращаться к Создателю:

«Возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7, см. также Деян. 7:59, Лук. 23:46, Пс. 103:29,30).

Таким образом, после смерти «искра» жизни, дарованная человеку Богом, обратно возвращается к Творцу. То есть теперь наше уравнение будет иметь вид:

Душа живая (живой человек) — дыхание Бога (дух, дар жизни) = прах земной (истлевающее в прах тело).

Как видно из приведенного текста Еккл. 12:7, душа человека после смерти не горит в аду, не блаженствует в раю, но тело его в земле, а дух (дыхание жизни) — у Бога. Это означает, что у Господа просто хранятся разум и память человека, которые вместе с духом жизни после воскрешения вернутся в восстановленное из праха тело (это мы подробно рассмотрим в следующих главах):

«Так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших … и вложу в вас дух Мой, и оживете … и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь» (Иез. 37:12,14).

Поэтому во всей Библии нет описания посмертного бодрствования душ ни в аду, ни в раю, что мы разберем позднее. Словосочетание бессмертная душа отсутствует во всем Священном Писании.

И это не смотря на то, что слова душа и дух употребляются в Библии более 1300 (!) раз (в русском Синодальном переводе). В то же время понятие «мертвая душа» в ветхозаветном Писании имеется.

Посмотрите на текст, запрещающий священнику прикасаться к мертвым телам:

«Священник … ни к какому умершему не должен он приступать» (Лев. 21:10,11, см. также Чис. 6:6).

Здесь вместо слова умерший в оригинале стоит словосочетание умершая душа — греч. ψυχη τετελευτηκυια, евр. נפֶש מות, что обозначает мертвого человека. Из этих библейских текстов мы видим, что мертвая душа — мертвый человек – это противоположность душе живой (см. выше Быт. 2:7)т. е. живому человеку. Смертность души, то есть всего человека, выражена в Библии и другой известной фразой:

«Душа согрешающая, она умрет» (Иез. 18:20, см. также Числ. 23:10, Иис. Нав. 2:14, Иак. 5:20, Втор. 27:25, 2 Цар. 14:7).

Стоит обратить внимание, что два слова дух и душа, не смотря на их близкое смысловое значение, все-таки различны, поэтому в некоторых текстах Библии они приводятся в перечислении.

Ветхий Завет: «В Его руке душа (נפֶש) всего живущего и дух ( ) всякой человеческой плоти» (Иов. 12:10 см. также Ис. 42:1, Дан. 3:86).

Новый Завет: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух (πνευμα) и душа (ψυχη) и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23, см. также 1 Кор. 15:44,46, Евр. 4:12).

Посмотрите, в последнем из приведенных текстов упоминаются дух, тело и душа, то есть все три элемента уравнения, которое мы приводили выше. К сожалению, сегодня понятия душа и дух практически слились и в основном воспринимаются бестелесной разумной субстанцией человека.

Однако в Библии эти слова имеют другое значение. Слово душа (נפֶש – евр., ψυχη – греч.) в Священном Писании в основном обозначает: А) человека, Б) его жизнь, В) человеческую личность – характер, разум. Такое разнообразие значений одного слова можно объяснить особенностью древнееврейского языка.

Иврит Библии насчитывает около 8 000 слов. Всего язык евреев того времени состоял примерно из 20 000- 30 000 слов.

Для сравнения: Оксфордский словарь английского языка содержит 240 000 общеупотребляемых слов и фраз, словарь Даля состоит из 200 000 слов, а современный иврит, по мнению некоторых специалистов, насчитывает 80 000 слов.

А) «Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ» (Деян. 27:37, Рим. 13:1, см. также 1 Пар. 5:21, Иез. 18:4,20, Иез. 27:13, Числ. 15:31, Чис. 23:10, 1 Пет. 3:20).

Б) «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13, см. также Лук. 6:9, 1 Ин. 3:16, Лук. 12:20, Деян. 20:10, Ис. 53:12, Исх. 4:19, 1 Цар. 23:15, 1 Цар. 24:12, 3 Цар. 19:10, Рим. 11:3, Мф. 2:20).

Сам Иисус отдал за нас душу, то есть свою человеческую жизнь «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28, см. также Мар. 10:45).

Читайте также:  Что такое смерть

В) «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29, см. также Деян. 15:24, 1 Пет. 1:22, Пс. 138:14, Исх. 23:9, Иов. 3:20, 4 Цар. 4:27).

Слово дух ( – евр., πνευμα – греч.) по отношению к человеку обозначает в основном А) дыхание жизни от Бога, Б) жизнь, В) человеческую личность, в т. ч. под влиянем Божьего Духа:

А) «Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете» (Ис. 37:5, см. также Еккл. 12:7, Ис. 42:5, Деян. 7:59, Лук. 8:55, Лук. 23:46).

Б) «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4, см. также Суд. 15:19, Иов. 27:3, Пс. 30:6, 1 Кор. 5:5, Ин. 12:25, Лук. 17:33, Иак. 1:21, Мф. 26:41, Ин. 6:63).

В) «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12, см. также Пс. 50:19, Иов. 15:13, Ис. 54:6, Иез. 13:3, Иез. 21:7, Дан. 4:5, Дан. 13:45, Агг. 1:14, Еккл. 2:26, Мал. 2:15,16, 1 Кор. 14:14,15, 1 Кор. 6:16,17, Чис. 16:22, Чис. 27:16, Евр. 12:9).

В Библии понятие душевность применяется в основном при описании человеческой сущности людей, а духовность – преимущественно Божественной (под влиянием Божьго Духа):

«Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1 Кор. 15:44-46).

«Возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:13,14).

«В последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди … душевные, не имеющие духа» (Иуд. 18,19, см. также Иак. 3:15).

Самая главная миссия Иисуса — научить людей и помочь им в этой жизни сохранить чистоту среди «развращенного» нынешнего мира, чтобы наш характер был подготовлен для будущего вечного бытия и на Великом суде наши дух и душа были спасены для бессмертной жизни в новом теле:

«Чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:5).

«Любящий душу (жизнь со всевозможными наслаждениями тела. – Прим. авт.) свою погубит ее (для жизни вечной. – Прим. авт.); а ненавидящий душу свою в мире сем (отдающий приоритет духовному перед плотским. – Прим. авт.) сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12:25)

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23, см. также Лук. 17:33, Иак. 1:21).

В главе «История грехопадения. Если можно изменить закон» мы уже рассуждали об истории грехопадения и искуплении человека. Давайте еще раз вкратце повторим изложенное, но уже в свете темы этого раздела.

Через грех Адама смерть вошла в мир:

«Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков» (Рим. 5:12).

Бог не мог отменить Своей заповеди «От дерева … не ешь … смертью умрешь» (Быт. 2:17), «Возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23), иначе сатана поставил бы «под сомнение» весь Божий закон. Но Создатель желал возвратить каждому Своему чаду вечную жизнь. Поэтому мудрый Творец предусмотрел заместительную жертву за грехи человека.

Сначала за грехи людей умирали жертвенные животные. Но они были лишь прообразами истинной заместительной жертвы – Сына Божьего. Иисус, являясь Богом и одновременно человеком, умер за раскаянные грехи людей. Библия говорит, что Христос победил ад и смерть: «Поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор.

15:54,55, см. также 1 Кор. 15:26, Ос. 13:14). То есть Иисус дал людям возможность вновь получить бессмертие. В день Великого Суда после Второго Пришествия Христа все люди будут воскрешены: одни — для вечной жизни, другие — для того, чтобы умереть вновь, но теперь уже второй вечной смертью.

Иисус так рассказывал об этом событии:

«Мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:25,28,29, см. также Откр. 1:7).

То есть люди, делавшие зло, оживут, но потом будут преданы второй смерти (подробнее об этом мы поговорим позднее):

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21:8).

Но воскресшие люди, творившие добро, не потерпят вреда от второй смерти, так как за их грехи этой «второй смертью» уже умер Иисус, чтобы даровать им после воскрешения бессмертие:

«Над ними смерть вторая не имеет власти» (Откр. 20:6).

«Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр. 2:11).

Именно вторую человеческую смерть победил Иисус, чтобы люди, принявшие за свои грехи Его заместительную жертву, смогли иметь жизнь вечную:

«Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16, см. также Ин. 17:2, 1 Ин. 4:8-10, 1 Ин. 5:11).

Я думаю, дорогой читатель, вы поняли, что фраза: «Поглощена смерть победою» (см. выше 1 Кор. 15:54) возвещает бессмертие праведных людей после предстоящего воскрешения. Теперь давайте разберемся, о каком аде идет речь в текстах Библии, рассказывающих о победе Иисуса над адом: «Ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55, Ос. 13:14).

Источник: http://apologetica.ru/kniga/15-2.html

Душа бессмертна

Здравствуйте дорогие гости блога «Мир Вокруг«! Есть ли жизнь после смерти? Бессмертна ли душа? Где в библии написано о бессмертии души?

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». (Быт. 2:7)

В самом начале библии описывается о сотворении мира, и сотворении человека – «…и вдунул в его лице жизни, и стал человек душой живой» тут говорится о том, что человеческое тело стало живым, человек становится одаренным разумом, сознательной личностью, и со свободной волей.

У меня в блоге есть комментарий, автор которого утверждает, что душа после разлучении с телом также умирает. Честно говоря, мне тогда не понятно вся суть христианской религии как таковой.

Для чего тогда было Иисусу Христу приносить себя в жертву за наши грехи, и отворять врата Рая, чтобы все праведники там пребывали? И не понятно, почему тогда Господь дал через Моисея 10 заповедей, если все равно после смерти, нас ничего не ожидает?

У евангелиста Матфея (3: 1-2) читаем:  «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.»
Выражение – «Царство Небесное» Иоанн понимает владычество Бога как Царя, в противоположность земному владычеству земных царей.

Так вот, Иоанн уже знал, что грядет тот через Которого будет открыты врата Рая. В библии мы неоднократно встречаем о Царствии Небесном, о Рае, но чтобы войти в Царство Небесное, необходимо прожить достойную жизнь, соблюдая заповеди Божии. «Царство Небесное силою берется, и, употребляющие усилие восхищают его» (Mф.

11, 12) — прожить не в свое удовольствие, ради себя любимого, а в трудах, обогащать себя добродетелями и тогда спасешься.

Как видим, в евангелии сказано, что существует Царство Небесное, и говорится как нужно прожить земную жизнь, и раз существует место блаженное, и противоположное — где плач и срежет зубов, значит эти места предназначены для кого-то?
Читаем дальше у евангелиста Луки ( 23: 39-43): «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»

Как видно, один разбойник осознавал, что они осуждены справедливо, а Христос посреди них не имел согрешения.

И судя по всему разбойник понимал, что рядом с ним Мессия, и слышал об учении Иисуса Христа, ведь вися на кресте он знал, что есть Царство Небесное, говоря: «….

помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое» этими словами показал свое покаяние, и желал быть в Царствии Господнем.
Есть такое рассуждение, что по втором пришествии, когда будет Суд Божий, тогда души праведником могут войти в Царство Небесное.

Но как же тогда слова Иисуса Христа: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.» Христос сказал «ныне», он не обещал, и не сказал когда-то там…. Он сказал, ныне, то есть, в тот же час попадет в рай, а этого нам прямо говорит, что душа продолжает жить, душа бессмертна.

У евангелиста Матфея читаем, Господь наставлял о бессмертии души, опровергая ересь секты саддукеев:  «Не бойтесь убивающих тело, души же немогущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» ( 10:28). Так вот, душа бессмертна, и ее не возможно умертвить, но погубить душу можно, т.е. после разлучении тела с душой, душа не попадет в рай, а будет в мучениях в геенне, так сравнивает Христос мрачное место — ад.

Что мы читаем далее у Матфея (27: 50-53) «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим.

»
Смерть Иисуса и Воскресение это было удивительным явлением не только на земле, но и в загробной жизни. Говорится же, что святые восстали из гробов – воскресли. Что может двигать телом? Тут нужно вспомнить начало библии: «…и вдунул в его лице жизни, и стал человек душой живой» именно душа находящаяся в теле, и делает человека живым.

Только тела святых были уже новыми, прославленными, и воскресение походило на Воскресение Иисуса Христа.

Источник: https://mirvokryg.wordpress.com/2014/04/01/dussha-bessmertna/

Читать онлайн «Бессмертна ли душа?», автора Грибановский Михаил (епископ)

Информация о первоисточнике

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:

«Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского» (http://na-lazarevskom.ru/izdatelstvo-im-svt-ignatija/).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2

«Православие и мир. Электронная библиотека» (lib.pravmir.ru).

Введение

Нет тебе части с землею, тебе, небесной. Ты — образ Божий; ищи свой Первообраз.

Ибо подобное стремится к подобному: воды текут в море, прах возвращается в землю, птицы с птицами, и звери со зверями, и скоты со скотами, и рыбы с рыбами, и человек с подобным себе человеком, то есть добрый с добрым и злой со злым водится и все ищет подобного себе.

Ищи и ты Того, Кому подобна, и стремись к Нему, как огонь в высоту. Там твой покой; здесь не найдешь покоя. Весь свет обойди, ничего не найдешь, что бы тебя удовлетворило. Ты, душа моя, не найдешь здесь, в этом мире, себе покоя. Все прекрасное мира сего есть тленное вещество, суета, прах, земля — все ценное в нем.

Ты — дух невещественный, бессмертный; нет тебе никакого покоя в них. Дух не упокоевается в веществе, но дух в Духе находит покой. Небо и весь свет не удовлетворят тебя, ибо нет подобия между тобою и светом. Обратись же к твоему Создателю, Который тебя по образу Своему сотворил. В Нем одном твой покой обретешь, как в своем центре.

Читайте также:  Смерти нет

Дух бессмертен, потому утоляется не тленным и смертным веществом, но живым и бессмертным Божеством. Так бедный человек, потеряв Источник живой воды — Бога, копает мутные колодцы в созданиях и от них ищет прохлады своей душе! Но копай, копай, бедная душа, сколько хочешь этих колодцев — твоей жажды от них не утолишь, еще и еще будешь жаждать.

Знаешь ли, где найти живую воду? Слышишь, вот призывает к Себе живой Источник: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7, 37); и еще: Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14).

От этого Источника черпает душа, и прохлаждается, и напояется, и увеселяется так, что уже не жаждет вовеки.

Святитель Тихон Задонский

Вопрос о бессмертии души — едва ли не самый главный вопрос мировоззрения. Таким считал его Ф. М. Достоевский, таким считаем его и мы.

Для Достоевского бессмертие — это «опорный пункт веры в человека, к которому сводится решение всех мучивших человечество вопросов»; «высшая идея на земле — лишь одна, это именно идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают».

Для тоскующего по вере в Бога Версилова1 Бог и есть бессмертие. И это очень понятно. Ведь если существует область духа — душа отдельного человека, то этим почти решается и вопрос о существовании вообще духовного бытия. Если есть бессмертие, значит есть и Бог.

В то же время идея бессмертия — основная предпосылка практической деятельности людей. «Или бессмертие, или антропофагия, людоедство, пожирание друг друга», — так ставит вопрос Достоевский. И он прав. Нельзя жить, не веря в душу.

В «Homo sapiens» С. Пшибышевского есть страшный диалог между Гродским и Фальком, двумя «неверующими», остановившимися перед вопросом: жить ли им и как жить:

«Гродский: Фальк, ты веришь в душу?

Фальк: Нет, не верю. Нет, я не знаю. Я ни во что не верю. А ты что-нибудь думаешь о «ней»?

Гродский: О ком?

Фальк: О ней.

Гродский: Я не верю, но мне страшно.»

Смысл этого полного ужаса разговора ясен: даже эти нигилисты до того жаждут существования души и Бога, чтобы «на Нем положить свою жизнь», что с благоговейным ужасом и боязнью произносят и само слово «душа». Они желают, им хочется думать о ней; им страшно думать, что она есть, и еще страшнее признать, что ее нет.

Тело свое они «изжили», взяли из него все, что можно. И теперь встает вопрос: куда же идти дальше? С точки зрения их прежнего мировоззрения ответ ясен: «идти в смерть». Но останавливает мысль: «а что если есть душа»? Ведь тогда можно жить, тогда открывается цель и смысл жизни. Просто так нельзя умереть, придется вечно нести погубленную, проданную телу душу.

Это сознание радостно, мучительно и ужасно.

Нужно выбрать одно из двух: или, изжив все наслаждения, пережив все, что может дать жизнь пьяного, наркотического, скорее убить себя, не опомнившись от похмелья, или уверовать в бессмертие, в эту «страшную душу». Скажем яснее: человек знает два мотива-импульса, позволяющие ему нести «обузу жизни».

Один мотив — жизнь для себя, для тех нервных, пьяных ощущений, которые даны в «жизненном кубке».

Так живет Федор Павлович Карамазов2, который стал на сладострастии своем как на камне; так живут многие, по причине тупой, страстной привязанности к ощущениям жизни принимающие мир прежде, чем найдут нравственный смысл его, или даже без всякого смысла, без высшей идеи, удерживаемые в этой жизни «силой карамазовской низости».

Только себялюбцы без крыльев, с узенькой мещанской душой могут дожить до того дня, когда недоросшая душа бросит изношенное тело.

Они могут существовать лишь потому, что не живут, а передвигаются изо дня в день и, недостойные жизни, не чувствуют ее и не творят ее. И не живя, они не умирают, а, незаметные, уходят из этой жизни.

А те, кто с «крыльями», если они живут «силой карамазовской низости», пьют из кубка с отчаянием, неудержимо, а когда вино не пьянит, не вынося похмелья, разбивают кубок об пол.

Итак, с одной стороны, — бессмертие, а значит напряженная духовная жизнь, с другой — тупое прозябание людей ни теплых, ни холодных, ведущее к самоубийству.

Есть и другой тип людей: они живут общественно-альтруистическим инстинктом. Лейтмотив их жизни — «нужность», полезность для человечества в его скорбном пути к счастью, борьба за гармонию всей человеческой жизни. Но этот мотив силен только рядом с идеей души и ее бессмертия.

Только тогда человек может участвовать в созидании общего счастья, когда он уверен, что и он, его «я», будет петь «осанну» будущей гармонии мира и торжествовать с пальмами победу — личное бессмертие, и еще более тогда, когда он уверен, что счастье всего человечества не рассеется в будущем как дым.

Если нет уверенности в том, что духовное богатство человечества вечно, потому что вечны и «души — носители богатства», то и любовь к человечеству невозможна. Можно ли любить человека, когда от всего человечества не остается в будущем и сального пятна, и можно ли любить мир, когда в будущем он обратится со всеми душами и идеями в ледяную сосульку?

Без веры в бессмертие связи человека с землей становятся тоньше и в конце концов рвутся. Атеист- самоубийца у Достоевского пришел к заключению, что «по-животному жить отвратительно, ненормально и недостаточно для человека», т. е. надоело.

Но встает вопрос: что же в таком случае сможет удержать человека-безбожника в этом мире? В Бога и бессмертие он не верит, а вне этой веры нет нравственных начал жизни. «Сила низости карамазовской», животный страх смерти или животная жажда жизни выдохлась. Она и не может не выдохнуться.

Итак, что же теперь? Теперь самоубийство неизбежно.

«Неотразимое убеждение в том, что жизнь человечества — в сущности такой же миг, как и моя собственная, и что назавтра же, по достижении «гармонии» (если только верить, что мечта эта достижима), человечество обратится в тот же нуль, как и я, силою косных законов природы, да еще по- еле стольких страданий, вынесенных в достижении этой мечты, — эта мысль возмущает мой дух окончательно, именно из-за любви к человечеству возмущает, оскорбляет за все человечество и по закону отражения идей убивает во мне даже самую любовь к человечеству».

Нельзя любить небессмертное, нелепое, пошлое человечество, которое и существует бессмысленно. Для любви к людям нужна вера в душу и бессмертие, без этого любовь к людям непонятна и невозможна. Иначе — опять антропофагия.

Этот вывод иллюстрирует пример Фалька, на которого мы указывали выше. Он соединил в себе оба мотива жизни: поиски неких ощущений и работу ради «общего счастья», ради великой гармонии будущего.

И в конце концов у него вырывается крик: «Дайте мне душу, или прокляты и мое «пьянство» жизнью, и моя любовь к человечеству. Она была ложью.

Я эту любовь выдумал, чтобы спрятаться от взора смерти, которая глядит мне в глаза, чтобы убить в себе муку, видеть в себе только земляного червя, который завтра умрет. Дайте мне душу, чтобы любить людей не из-за отчаяния, а за бессмертие и ради бессмертия».

Итак, душа нужна. Но возможно ли доказать её бессмертие?

Полагаем, что здесь, главным образом, возможны два пути: путь мистического опыта и так называемое нравственное доказательство бессмертия.

Истину существования человеческого духа раскрывает опыт христианской жизни. Но это доказательство убедительно только для тех, кто живет духовной жизнью столь глубоко, что ощущает в своей душе дыхание Живого Бога.

Моральное доказательство сводится к следующему положению: «Мы хотим бессмертия, значит оно есть». Вот слова Ф. М.

Достоевского, в которых оно заключается: «Без убеждения в своем бессмертии связи человека с землей обрываются, становятся тоньше, гнилее, а потеря высшего смысла жизни, ощущаемой хотя бы лишь в виде бессознательной тоски, несомненно ведет за собой самоубийство».

Но отсюда — и обратное нравоучение: «Если убеждение в бессмертии так необходимо для бытия человеческого, то, стало быть, оно есть нормальное состояние человечества, а коли так, то и самое бессмертие души человеческой существует несомненно».

Это доказательство кажется глубоким, но очевидно, что убедительность его — не логическая. Нельзя ли найти доказа …

Источник: https://knigogid.ru/books/706016-bessmertna-li-dusha/toread

Бессмертна ли душа?

tapirrВ отношении о.Г.Кочеткова выдвигается, как одно из, обвинение в отрицании «бессмертия души».Я почитал перепалки (именно перепалки, см. под обрезкой; дискуссии пока не вижу) между его сторонниками и противниками.Но я пока не понял его (и их) позицию.

Уважаемые члены ПСМПБ!Не могли бы вы отчётливо объяснить вашу позицию?Я в богословии и богословской терминологии ориентируюсь.Я пока не понял, что вы подразумеваете 1. под понятием душа 2. как вы мыслите судьбу человека после смерти (в частности, как трактуете известные евангельские места).(Что центр христианской веры вокресение мёртвых я в курсе.

)Вот что на эту тему пока встретил:

Прот. Александр Шмеман о вере в бессмертие души:

«Разве не есть христианская вера прежде всего вера воскресения Христа из мертвых и в то, что «восстанут мертвые и сущие во гробах возрадуются»? Да, конечно, все это так. Но, пожалуй, и в самом христианстве, и у самих христиан тоже ослабела эта победная, эта действительно новая и с точки зрения мира сего безумная вера. И христиане тоже стали тихонько возвращаться к Платону с его противопоставлением ни жизни и смерти как двух врагов, а противопоставлением двух миров: этого и потустороннего – мира, в котором якобы блаженствуют бессмертные души людей. Но ведь Христос говорил совсем не о бессмертии души – Он говорил о воскресении мертвого. И как не видят, что между двумя этими явлениями существует целая пропасть. Ведь если дело только в бессмертии души, то тогда, в сущности, и смерти никакой нет. И зачем тогда все эти слова о победе над ней, о разрушении ее и о воскресении: «Последний же враг истребится – смерть» (1Кор.15:26)…»

adam_a_nt

13 января 2013, 20:07:51 LocalФлоровский пишет много чего интересного и о языческом (платоновском) понимании бессмертия души, и о христианском. В своей статье «О воскресении мертвых» он собрал и систематизировал мнения святых отцов (очень разные, кстати) о смертности и бессмертии души и о воскресении из мертвых. Его выводы очень просты и красивы (и я с ними согласна):1) христиане не могут веровать в языческое (платоновское) бессмертие души, ведь в этой вере нет места воскресению мертвых;2) воскресение, как восстановление и преображение всецелого человека, затрагивает всего человека — его тело, его душу, его дух, а не только тело;3) языческое (платоновское) понимание бессмертия души проникло в христианство и в христианское богословие (это вывод Флоровского), что не хорошо, однако является фактом.И ещё.Языческую (платоновскую) версию веры в бессмертие души я считаю неприемлемой для христиан. И пока еще не встречала ни одного вменяемого богословского текста с критикой этой статьи прот. Георгия Флоровского.Так что «иеговистом» Флоровского ни о. Иоанн Привалов, ни я, не делаем))diаk kurаev13 января 2013, 20:35:00 LocalНу хоть одна цитата, где бы Флоровский или кто то из Отцов говорил что душа исчезает со смертью тела.

adam_a_nt

13 января 2013, 20:57:58 LocalКакой странный вопрос. Разве душа может исчезнуть «со смертью тела»? Или вы утверждаете, что есть отдельные «смерть тела» и «смерть души»? Кстати, ещё и дух есть, если вспомнить о трихотомии апостола Павла.Смерть человека — это разделение, распад его духа, души и тела, разрушение целостного человеческого существа, а не просто «смерть тела». —

mka

13 января 2013, 17:43:34 LocalКомментарий со ссылкой был сочтен за спам. Посмотрите «Богословские Статьи» прот. Георгия Флоровского. 5.О воскресении мертвых.Там о смертности души вполне развернуто и убедительно он пишет, ссылаясь на св. Иустина Мученика, св. Феофила Александрийского, св. Иринея Лионского и др., кстати в противовес языческому представлению о бессмертии души у платоников.

С другой стороны, «Грех смертный – грех, ведущий к погибели души. Пребывающий в смертных грехах признается умершим душою». Если душа бессмертна, то как она может умереть?! И зачем тогда нужно Воскресение?

**Статья прот. Г.Флоровского:

http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=315

**+френд обещает ещё подробно написать:

http://christ-civ.livejournal.com/153078.html

Источник: https://tapirr.livejournal.com/3673179.html

Ссылка на основную публикацию