Смерть и смысл жизни

Смысл жизни и смерти

Нормальный человек может избежать ответственной жизни лишь в таких ситуациях, как праздники и интоксикация. Невротическая личность постоянно ищет убежища от общества. Меланхолик ищет этого убежища в суициде. Вместе с тем меланхолик отрицает подобные мысли, если его об этом спросить.

«Если мы поинтересуемся… почему у него нет (или больше нет) мыслей о самоубийстве, меланхолик, не имеющий таких мыслей или преодолевший их, без колебаний ответит, что у него семья, работа или что-нибудь в том же духе. Человек, пытающийся ввести в заблуждение своего психоаналитика, немедленно придет в типичное состояние замешательства.

У него действительно нет аргументов в пользу своей фальшивой жизнерадостности. Характерно, что эти лицемерные пациенты будут пытаться изменить предмет разговора и обычно выдвигают неприкрытое требование избавиться от надзора.

Люди психологически не способны придумать ложные аргументы в пользу жизни или аргументы для того, чтобы продолжать жить, когда их обуревают мысли о самоубийстве».

В случае возможного суицида «вопрос заключается в том,… действительно ли итоговый баланс столь плох, что продолжать жить не стоит». Подобное убеждение субъективно и может быть опровергнуто.

«Следовательно, мы можем рискнуть и сделать обобщающий вывод о том, что самоубийство не может быть этически оправдано… Наш долг – убедить потенциального самоубийцу, что отнимать у себя жизнь категорически не оправдано, что жизнь имеет смысл для любого человека при любых обстоятельствах.

Мы полагаем, что этого можно достичь с помощью объективной аргументации и анализа проблемы в ее собственных терминах, с использованием методов логотерапии, то есть…

когда нет психопатологической основы мотивации, и когда, таким образом, психотерапия в узком смысле слова не видит исходной причины, показана логотерапия».

Даже при совершении суицида «человек может избежать чувства ответственности. Он совершает акт самоубийства, будучи свободным (при условии, разумеется, его психического здоровья)».

Цель логотерапии – помочь пациентам «найти цель и смысл своего существования», помочь им «достичь наиболее полной активизации» своей жизни. Помимо подведения пациентов к тому, чтобы переживать существование как постоянное усилие по актуализации ценностей, необходимо показать им ценность признания ответственности за задачу, конкретную задачу.

«Убежденность человека в том, что перед ним стоит задача, имеет огромную психотерапевтическую и психогигиеническую ценность. Осмелимся сказать, что ничто так не помогает преодолевать или терпеть объективные трудности или субъективные невзгоды, как осознание задачи в жизни».

«Факторы уникальности и единственности являются неотъемлемыми предпосылками осмысленности человеческого существования». Пациенту следует показать, что в жизни у каждого имеется уникальная цель, которой можно достичь единственным путем.

Если пациент не сознает своих уникальных потенциальных возможностей, тогда его первоочередная задача – выявить их.

«Экзистенциальный анализ соответственно имеет целью помочь человеку осознать свою ответственность за выполнение каждой из стоящих перед ним задач»; выполнение этого предназначения придает жизни смысл.

Конечность существования также придает жизни смысл. Смерть не делает жизнь бессмысленной; напротив, именно временный характер жизни придает ей смысл.

Если бы жизнь была бесконечной, можно было бы отложить дела на потом; отсутствовала бы потребность в действиях, в выборе или принятии решений, не было бы никакой ответственности. «Смысл человеческого существования основывается на его необратимости».

В логотерапии этот аспект жизни должен быть преподнесен пациенту, чтобы подвести его к осознанию своей ответственности.

Источник: https://students-library.com/library/read/2742-smysl-zizni-i-smerti

Смерть и смысл жизни

Борис Сергеевич Братусь (1945) — доктор психологических наук, профессор, действительный член Академии естественных наук Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии Образования. С 1968 г.

работает на факультете психологии МГУ (с 1990 г. в качестве профессора кафедры общей психологии). С 1993 г. заведующий Лабораторией философско-психологических основ развития человека Психологического института РАО. Заведующий кафедрой общей психологии МГУ.

Автор более 180 печатных работ, в том числе 12 монографий.

Области научных исследований: клиническая психология, общая и прикладная психология личности, философские основы психологии.

Параллельно с исследованиями в области клинической психологии разрабатывает общепсихологические проблемы, связанные главным образом с изучением смысловой сферы личности, функционированием смысловых образований, анализом структуры самооценки, динамики уровня притязаний, особенностей соотношения реальных и идеальных целей деятельности. С середины 70-х гг. все более важное место стали занимать так же исследования психологических закономерностей нравственного развития личности, опыты построения философско-этических оснований психологического знания, проблемы связи психологии и религии.

В работах Братуся и его сотрудников получает обоснование новое для отечественной психологии направление, названное христиански ориентированным, или христианской психологией. Итогом является подготовленное под редакцией Братуся первое в России учебное пособие для вузов по христианской психологии.

___________________________________________________________________________________

Житие и успение Преподобного Ефрема Сирина, прп.; Греция; XV в.

О смерти, наверное, написано и сказано практически все, и добавить к этому что-либо трудно.

Однако, если мы посмотрим, какое место занимает смерть в жизни человека, в его реальной жизни, повседневных заботах, мыслях, предметах, то увидим, что это место ничтожно мало, значительно меньше, чем какое-нибудь изменение фасона одежды или скандала вокруг рок-звезды.

И, как писал один старый автор, самая большая, самая разительная, самая-самая страшная нелогичность в жизни человека – это та, что он не готовится к смерти, не готовится к тому, что в жизни его является самым верным и неизбежным.

 Психолог такую ситуацию объяснит довольно просто. Он скажет, что смерть вытесняется из сознания, из психики, и что это вытеснение необходимо и даже полезно, отчасти об этом уже говорил Федор Ефимович Василюк. На самом деле, если мы задумаемся о смерти то, как мы сможем продолжить эту часто суетную жизнь, как мы будем делать все наши дела и делишки?

Успение Ефрема Сирина, св. прп. (фрагмент); Византия; XVI в. Греция. Метеоры. Монастырь Николая Анапафсаса

И, действительно, получается такая коллизия, о которой сегодня говорили, которая идет еще от блаженного Августина: «Пока мы живы, смерти нет, а когда умрем, не будет жизни». Эти состояния разделены, и вопрос в том, как их искать вместе.

 Но тем не менее и в психологическом плане смерть встречается с жизнью. Причем она встречается с жизнью не где-то на периферии коллизий психической реальности, а в очень важном, едва ли не центральном месте. Это место – проблема смысла жизни.

 Для того, чтобы как-то подтвердить эти слова, позволю себе небольшое психологическое отступление. Что есть смысл? Смысл не есть предмет, название, слово, Смысл – это улавливаемое нами, отражаемая связь между предметами. Обычно это связь между предметами и ситуацией меньшей по отношению к ситуации большей.

Скажем, понять смысл того, почему вы пришли на эту конференцию, исходя из этой конференции, невозможно. В каждом случае мы должны выйти за границы этой конференции, и тогда окажется, что один, скажем, пришел, чтобы получить знания, другой – чтобы написать диссертацию, третий – себя показать и т. д.

То есть в каждом случае мы должны выйти из данной ситуации и войти в контекст ситуации более широкой.

 Далее. Каждый смысл возгоняется, восходит по вертикали в некую иерархию, лестницу, потому что ответ, что я пришел себя показать, тут же подразумевает новый вопрос: а ради чего ты хочешь себя показать? И там приходится отвечать: ради того, что я обладаю такой профессией или еще что-то. Вопрос о профессии вновь подразумевает вопрос: а ради чего тебе эта профессия?

 И такая возгонка неизбежно ведет к последнему вопросу: ради чего ты живешь?

 И вот здесь мы вновь обнаруживаем себя в ситуации: понять смысл жизни, исходя из жизни, из ее контекста и ситуации – нельзя по определению. Потому что по определению: смысл есть отношение меньшего к большему.

 Смысл жизни как проблема, как сам вопрос может быть поставлен лишь в том случае, если мы отнесем его к чему-то, что более нашей жизни, что выходит за грань нашей жизни. Именно здесь происходит реальная встреча со смертью.

 И эта возгонка подразумевается в нашей жизни, даже когда мы ее и не осуществляем. Подобно тому, как в Римской империи все дороги вели в Рим, все вопросы о смысле, или точнее, о смыслах, разлитых в нашей жизни, так или иначе ведут к этому главному и существенному.

 И последнее, когда мы говорим о смыслах, то речь не идет о некоторых декларациях, которые человек произносит. Речь идет о внутренней субъективной реальности. Смысл – это суверенная территория души. Поэтому смысл нельзя навязать, его нельзя преподать. Истине не обучаются, истина переживается. Это старое положение философов.

Успение Св. вмч. Димитрия Солунского. XV в. Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований

Когда происходит встреча со смертью? В онтогенезе, т. е. в ходе индивидуального психического развития это происходит несколько раз. Ведь постановка вопроса о смысле жизни – это вечная по сути дела постановка. Здесь нет какого-то определенного ответа на всю жизнь. Но острота высвечивания этой проблемы приходится на главные, переломные моменты человеческой жизни.

 У Маршака есть такое стихотворение «Четыре года без смерти». Он вспоминает, что до четырех лет он был бессмертен, т. е. смерть в это время как бы не присутствовала в его жизни, а в четыре года он вдруг понял, что когда-то умрет, конечно, в бесконечном пространстве-времени, но умрет. Как он горько это переживал, плакал.

 Затем смерть появляется в очень важном возрасте – примерно в 9-10 лет. Это вообще довольно таинственный возраст, потому что в эти годы человека очень часто сопровождают тяжелые болезни, выводящие его на грань смерти. Если просмотреть биографии многих людей, то обнаружится, что в этот период жизни многие из них были тяжело больны.

 Затем следует подростковый период. Это конечно, наиболее драматический возраст. Главный драматизм подросткового возраста заключается в том, что здесь впервые с полной отчетливостью и ясностью человек понимает свою смертность.

В подростковом возрасте появляются первые самоубийства, появляются первые игры с этой гранью.

И как мы знаем, подростковый возраст – это наиболее возвышенный, философский возраст, когда человек решает проблемы связанные со всем своим будущим, со всем смысловым содержанием.

 Далее, следует выделить кризис, манифестируемый достаточно ярко в 30-летнем возрасте. За ним с периодичностью примерно в 10 лет следуют кризисы 40 лет, 50 лет, и т. д.

 Помню запись 51-летнего Толстого в «Исповеди». Он пишет: «две мыши – белая и черная – то и дело подтачивают корни куста, на ветвях которого я вишу над пропастью. Я держусь за ветви жизни, зная, что неминуемо меня пожрет дракон смерти».

 Помимо закономерностей возрастных, есть и структурные закономерности в решении вопроса о смысле жизни. Они теснейшим образом связаны с теми ступенями или структурами смысловой сферы, которые можно наметить.

 Можно говорить об эгоцентрическом уровне, когда человек воспринимает себя как единицу, центр, а другие, все окружение выполняет служебную роль в зависимости от того, помогают они его желаниям или нет.

Если помогают – они хорошие, если не помогают, то они враги. Смерть здесь воспринимается как конец личного благополучия, как стимулятор эгоцентрической работы.

Соответственно смысл жизни рассматривается как увеличение суммы личных достижений вне зависимости от блага других людей.

 Смерть такого человека как бы уничтожает его, все становится бессмысленным после его смерти.

Постиг и преставление родителей прп. Сергия. Миниатюра Лицевого Жития прп. Сергия. Москва. Конец XVI в

Следующий важный уровень – это группоцентрический, где центральной является группа, общность, с которой человек себя идентифицирует. Отношение к другим тесно зависит от того, принадлежит он к этой группе или не принадлежит. Если принадлежит, то другой человек достоин жалости, сожаления, любви, снисхождения.

Если не принадлежит, то эти чувства на него могут не распространяться. В этом случае смысл жизни уже выходит за грани смерти человека, и он видится в жизни, благополучии той группы, с которой он себя идентифицирует.

Мы все жили в таком мире, где такая центрация была официальной: «забота у нас такая, работа у нас большая – жила бы страна родная, и нету других забот!» «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!» И так далее. Здесь главный смысл заключается в том, чтобы жил определенный «кусок» общности.

Он может быть разным – от семьи до страны. Он может быть совершенно разным по объему, но психологически – это одно и то же: жили бы «мои», жили бы «мы», «наши», а что касается остальных, то это безразлично.

Читайте также:  Что нам открыто о жизни души после смерти?

 И, наконец, следующая ступень, которую можно назвать гуманистической, просоциальной. На этой ступени любой другой человек, принадлежит он моей группе или нет, обладает в смысловом восприятии такой же ценностью, как я сам.

На этой ступени впервые появляется нравственность, потому что до этого о нравственности мы говорить не можем. Можно говорить о морали: группоцентрической или корпоративной. Но мораль, как известно, есть во всех слоях общества, начиная от преступников и кончая работниками торговли и т. д.

Только на уровне нравственного сознания начинает действовать императив Канта или если говорить проще, старое золотое правило этики: поступай с другим так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

В качестве примера переживания подобного нравственного состояния можно сослаться на 37-летнего Эйнштейна, который во время тяжелой, угрожающей смертью болезни писал: «Я настолько чувствую связь с другими людьми, что мне все равно, где кончается моя жизнь».

 На уровне нравственного сознания смысл жизни более широкий и светлый, чем тот , который присутствует в групповой морали. Он преображает деятельность человека, хотя этот смысл относится ко всему человечеству, он, строго говоря, конечен, поскольку конечно человеческое существование и человечество как таковое также конечно. Другое дело – в каких масштабах и сроках эта конечность заключена.

Преставление св. блж. Матроны. Современная икона

И, наконец, последняя ступенька, которую можно обозначить, – это ступень духовная или эсхатологическая. На этой ступени человек начинает рассматривать себя как существо, связанное, соотнесенное с духовным миром.

Тогда он сам и любой другой человек приобретает не только гуманистическую, общечеловеческую, но и определенную сакральную ценность. Здесь, на этой ступени, устанавливается его личная «формула», связь с духовным миром, личная форма связи с Богом.

На этой ступени смерть рассматривается вообще не как конец личного бытия, а как переход от одного состояния жизни к другому, переход от изменений душевно-телесных к изменениям духовно-бестелесным.

И по сути на этой ступени и только на этой ступени возможно появление бесконечного смысла жизни, смысла жизни, не уничтожимого фактом физической смерти.

 Жизненная коллизия разрешается нахождением сакрального смысла только в религии. Поэтому смерть называют козырной картой религии, в частности, постигая нашу культуру, козырной картой христианства. Потому что другие подходы не могут покрыть эту карту.

 В заключение я хотел бы вернуться к сомнению, которое было высказано старым автором о том, что стоит ли людям думать о смерти пока они живы.

Это сомнение принадлежит многим психологам, которые считают, что мысль о смерти надо вытеснять, поскольку она только мешает жизни.

На самом деле то или иное решение вопроса о смысле жизни, которое, как я пытался показать, необходимым образом связано со смертью, играет едва ли не важнейшую роль в организации жизни человека, в организации самых разных проявлений этой жизни.

 Если говорить о медицине. Медицина не может существовать вне концепции жизни и смерти. Я позволю себе сказать, что она начинается с этой концепции. Более того, позволю себе высказать утверждение, что если нет этой концепции, то это не медицина вообще, какими бы инструментами она ни обладала.

Потому что основы медицины были заложены Гиппократом, его клятвой. В клятве речи нет ни о каких инструментах. В ней речь идет об определенной организации на подобии ордена. Врач – это не профессия наряду с другими типа слесарь-сантехник или инженер.

Это особая профессия, в которую должны входить люди с особым сознанием и призванием.

 Возьмем любое проявление современной медицины, о которых очень хорошо говорила Валентина Васильевна Николаева, например отношение ребенка к ситуации болезни. Дети в больницах не играют, они замкнуты, они фиксированы на своих родителях, они воспринимают болезнь только как ограничение. Все это целиком относится к советской больнице.

 Все это соответствует в лучшем случае уровню группоцентрической морали или группоцентрическому пониманию смысла жизни, потому что в центре советской больницы находится болезнь, а не человек, не ребенок.

 Если бы в центре нормальной больницы находился ребенок, то тогда все было бы повернуто по-другому. Потому что задача врача и задача такого рода больницы, где находятся дети, тяжело больные дети, – сделать так, чтобы они там жили, а не просто лечились.

Сейчас лечение – центр больничного распорядка, к которому приноравливается жизнь больного ребенка. Нужно повернуть наоборот. В центре – жизнь ребенка, ее смысл. Лечение – это средство, «которое должно пристраиваться » и соответствовать смыслу жизни ребенка.

 И такие больницы есть. У нас, правда, я их не видел. Я видел их за границей. В подобной больнице ребенок может жить, общаться со сверстниками, шутить. Он не будет зафиксирован на родителях.

 Все эти вопросы являются ключевыми. Если они не будут решаться, если на понимании смысла жизни не будет строиться образование медиков, то тогда мы так и останемся на представлении о человеке как организме, которым надо манипулировать, вырезать его органы, торговать ими или передавать по наследству и т. д.

 Понимание смысла жизни, возгонка этого понимания до уровня подлинных духовных ценностей является основанием человеческой медицины.

(hpsy.ru)

Источник: http://mariamagdalina.ru/?p=6566

В чем смысл жизни и смерти?

Человек задумывается о смыле жизни и смерти с момента своего появления на земле и обретения разума. Но до сих пор смысл их не разгадан. Больше загадок таит в себе смерть, так как мы можем встретиться ней только потеряв жизнь.

Что происходит после жизни, не доказано и будет ли в ближайшее будущее — неизвестно. Именно по этой причине это явление так притягательно. Смерть может прийти к нам в разных ипостасях: от старости, нестчастного случая, катаклизмов, убийства и т.д.

В каком виде мы ее получим, определяет нашу жизнь, как мы ее прожили, достойно или же низко.

Существо, с косой и в черном плаще с глубоким капюшоном, закрывающее лицо, приходящий за нашей душой.

Кто он и чей посланник? Или это независимая инстанция, как суд, он определяет, куда отправить душу, в рай или в ад. Он является чистильщиком Земли, который делает выговоры человеку за его заслуги или за его ошибки. Он забирает души падших и возвышенных.

Как нужно жить, чтобы смерть не забирала нас слишком рано?

С точки зрения медицины нужно вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, и правильно питаться. А застрахованы ли мы от наследственных болезней, которые могут лишить нас жизни?

С точки зрения религии, даруй жизнь другим, и жизнь будет дарована тебе, помоги ближнему, и Бог поможет тебе. Или же зачем бегать от смерти? Вдруг на той стороне реки, которая делит жизнь и смерть, подобия нас бегают от жизни, боясь, лишится смерти. Эти два неразделимых значения, не было бы смерти, не было бы жизни. Они взаимосвязаны.

А вдруг смерть это жизнь, только иная, так же как жизнь это смерть?

А что если смерть в виде жизни на много проще и легче, чем наша жизнь. А мы цепляемся за наши жизни, как за последнюю каплю воды и стараемся хотя бы на час, но протянуть нашу жизнь и лишь бы не видеться со смертью. А что если наши грешные души просто наказаны и несут свое наказание в виде жизни, как зек в колонии строго режима.

Ведь жизнь порой как наказание, в виде жизненных проблем. А что если наш мир и является адом, куда отправляются наказанные души.

Смерть это начало новой жизни, другой, которая предначертана нам, или которой мы лишились. Не зря появилась фраза «жизнь после смерти».

А что если смерть — это дверь в новую жизнь.

  • Мы боимся смерти, и страх нам свойственен, потому что мы всегда боимся неизвестного. Мы должны пережить смерть, что бы обрести вечную жизнь.
  • Мы боимся смерти, потому что мы считаем, что настоящие мы это наше физическое обличие.
  • Мы считаем, что умирая, мы теряем нашу индивидуальность и личность.
  • Мы боимся потерять то, что копили всю жизнь непосильным трудом, мы боимся потерять наши материальные блага.

А тело это всего лишь пристанище для высшей материи, что называется душа. Тело со временем изнашивается, как туфли, стареет под воздействием времени и окружающей среды, а душа всегда остается такой, какая она есть, она несет свое наказание, возвращаясь на землю, вселяясь в новое тело, и так тысячу лет, из тела в тело, отбывает срок до ее окончания.

А преждевременная смерть только усиливает наказание, увеличивая срок наказания, так же как увеличивают срок отбывания в колонии за побег из тюрьмы. А душа отбывшая свое наказание, больше не возвращается на Землю, вселяясь в тело. Она обретает полный покой.

Тысячелетиями люди пытаются разгадать смысл жизни и смерти, но все же никто не может дать толкований этим словам и явлениям. Есть много версий о смерти с точки зрения религии и науки, но ведь ничего не доказано.

А в чем состоит смысл жизни?

Каждый человек, который способен мыслить не раз задумывался о смысле того, для чего он родился и живет. Мы все являемся частью высшего кругооборота, мы рождаемся, живем, умираем. Жить всегда намного сложнее, чем умирать говорят многие. А откуда известно, что умереть просто. Ведь это может сказать только умерший, а мертвые не говорят.

О жизни и смерти говорят веками, и столько же будут говорить, потому что это нечто высшее и недосягаемое для человека.

О жизни и смерти говорят все, от самых известных до самых незнающих. Но кто бы и сколько бы ни говорил о жизни и смерти, все это останется всего лишь разговорами, и эти явления так и останутся самыми величайшими загадками вселенной.

Источник: http://ezoterika.club/2018/01/29/v-chem-smysl-zhizni-i-smerti/

Смысл жизни и смерти

Жизнь, смерть и смысл жизни человека являются философскими проблемами, потому что никто не может дать объяснения этим словам и явлениям. Никто не может доказать что такое жизнь или смерть и для чего они существуют.

Смерть — страшное и в то же время притягивающее слово, в ней так много загадки, которых нам не разгадать никогда. О ней можно думать всю жизнь, пытаясь ее понять и разгадать.

А разгадать ее можно только при встрече с ней, а встретив смерть, мы теряем жизнь, поэтому о смерти до сих пор ничего не известно. Сколько жизней забирает смерть каждый час, или каждый день, месяц, год.

В каких обличиях к нам приходит смерть? Смерть приходит к нам в виде старости, или в виде климатических явлений, в виде несчастных случаев, или в виде ножа в спину или в сердце. Смерть бывает разной, и в каком виде мы ее заслуживаем, определяет наша жизнь, как мы ее прожили, достойно или же низко.

Существо, с косой и в черном плаще с глубоким капюшоном, закрывающее лицо, приходящий за нашей душой.

Читайте также:  24 апреля радоница, день поминовения усопших.

Кто он и чей посланник? Или это независимая инстанция, как суд, он определяет, куда отправить душу, в рай или в ад.

Он является чистильщиком Земли, который делает выговоры человеку за его заслуги или за его ошибки. Он забирает души падших и возвышенных. Как нужно жить, чтобы смерть не забирала нас слишком рано?

С точки зрения медицины нужно вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, и правильно питаться.

А застрахованы ли мы от наследственных болезней, которые могут лишить нас жизни? С точки зрения религии, даруй жизнь другим, и жизнь будет дарована тебе, помоги ближнему, и Бог поможет тебе.

Или же зачем бегать от смерти? Вдруг на той стороне реки, которая делит жизнь и смерть, подобия нас бегают от жизни, боясь, лишится смерти. Эти два неразделимых значения, не было бы смерти, не было бы жизни. Они взаимосвязаны.

А вдруг смерть это жизнь, только иная, так же как жизнь это смерть? А что если смерть в виде жизни на много проще и легче, чем наша жизнь.

А мы цепляемся за наши жизни, как за последнюю каплю воды и стараемся хотя бы на час, но протянуть нашу жизнь и лишь бы не видеться со смертью. А что если наши грешные души просто наказаны и несут свое наказание в виде жизни, как зек в колонии строго режима.

Ведь жизнь порой как наказание, в виде жизненных проблем. А что если наш мир и является адом, куда отправляются наказанные души.

Смерть это начало новой жизни, другой, которая предначертана нам, или которой мы лишились. Не зря появилась фраза «жизнь после смерти». А что если смерть — это дверь в новую жизнь. Мы боимся смерти, и страх нам свойственен, потому что мы всегда боимся неизвестного.

Мы должны пережить смерть, что бы обрести вечную жизнь. Мы боимся смерти, потому что мы считаем, что настоящие мы это наше физическое обличие. Мы считаем, что умирая, мы теряем нашу индивидуальность и личность.

Мы боимся потерять то, что копили всю жизнь непосильным трудом, мы боимся потерять наши материальные блага.

А тело это всего лишь пристанище для высшей материи, что называется душа.

Тело со временем изнашивается, как туфли, стареет под воздействием времени и окружающей среды, а душа всегда остается такой, какая она есть, она несет свое наказание, возвращаясь на землю, вселяясь в новое тело, и так тысячу лет, из тела в тело, отбывает срок до ее окончания.

А преждевременная смерть только усиливает наказание, увеличивая срок наказания, так же как увеличивают срок отбывания в колонии за побег из тюрьмы. А душа отбывшая свое наказание, больше не возвращается на Землю, вселяясь в тело. Она обретает полный покой.

Тысячелетиями люди пытаются разгадать смысл жизни и смерти, но все же никто не может дать толкований этим словам и явлениям. Есть много версий о смерти с точки зрения религии и науки, но ведь ничего не доказано.

А в чем состоит смысл жизни? Каждый человек, который способен мыслить не раз задумывался о смысле того, для чего он родился и живет. Мы все являемся частью высшего кругооборота, мы рождаемся, живем, умираем. Жить всегда намного сложнее, чем умирать говорят многие. А откуда известно, что умереть просто. Ведь это может сказать только умерший, а мертвые не говорят.

О жизни и смерти говорят веками, и столько же будут говорить, потому что это нечто высшее и недосягаемое для человека. О жизни и смерти говорят все, от самых известных до самых незнающих. Но кто бы и сколько бы ни говорил о жизни и смерти, все это останется всего лишь разговорами, и эти явления так и останутся самыми величайшими загадками вселенной.

Что такое жизнь и смерть человека, для чего они существуют и в чем истинный смысл жизни человека

http://www.allwomens.ru/5591-zhizn-smert-i-smysl-zhizni-cheloveka.html

Смысл жизни и смысл смерти человека как философская проблема

Наиболее ярко и выпукло специфика человеческого бытия обнаруживается при рассмотрении смысла его жизни. Если жизнь человека заключается не в простом физическом выживании, не в сохранении тела, а имеет другие цели, которые заданы человеку извне или выбраны им самим, это значит, что она имеет смысл.

Гедонизм (от греч. hedone — наслаждение) — это учение, первоначально развитое древнегреческой философской школой киренаиков и считающее стремление к чувственным удовольствиям и наслаждениям смыслом жизни человека. Её основатель, философ Аристипп, утверждал, что только толпа стремится к вещам и благам, мудрый же — к удовольствиям, которые он получает от вещей и благ.

Стоические и аскетические представления о смысле жизни

Со времен античности ведет свое начало представление о жизни, как следовании судьбе, року. Его разработали философы-стоики, учившие, что мудрец должен следовать бесстрастию природы (апатии) и любить свой «рок».

Есть много концепций, которые усматривают смысл жизни человека в следовании долгу или призванию, которые предписаны человеку извне. Наиболее разработанными из них являются религиозные учения, связывающие смысл жизни человека с Богом.

Служение Богу, выполнение всех религиозных заповедей и предписаний и составляет смысл и содержание человеческой жизни согласно апологетике мировых религий.

Сама по себе мирская жизнь человека объявляется лишенной всякой ценности, смысла и цели.

Несмотря на очевидные успехи биологии и медицины в изучении человека, он по-прежнему остается самым неисследованным объектом. Это объясняется тем, что тайна человеческого бытия имеет метафизическую природы, а значит — не раскрывается так, как раскрываются законы природы.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.

Смысл жизни и смысл смерти человека как философская проблема, Об экологии человека

http://www.filosofio.ru/filosofiya-zhizni-i-smerti.html

Источник: http://fxevolution.ru/smyisl-zhizni-i-smerti/

О смысле жизни и смерти

Редко какой человек не задаётся вопросами о смысле жизни и смерти. Эти вопросы – спутники жизни, особенно тех людей, которые переживают потерю близких и родных.

И на эти вопросы необходимо получить честные ответы. Как правило, о смысле жизни человек задумывается лишь в кризисные, трагические моменты своей жизни.

Когда горюющие люди понимают смысл жизни, то они начинают понимать и смысл смерти.

Какие бывают смыслы жизни

Имея смысл жизни, люди обретают жизненные цели, направление движения и развития. Приобретая смысл, человек начинает жить, а не существовать. Смерть, это итог, завершение всей деятельности человека. Рассматривая всю жизнь усопшего, можно увидеть его жизненные ценности, его внутренний стержень.

Самыми примитивными, иллюзорными смыслами жизни, которых придерживаются достаточное количество людей, являются такие как: Живу ради самой жизни. Это высказывания людей, не имеющих никакой цели в жизни. Сам процесс ради процесса не принесёт нужного результата. Живу как все.

Не задумываясь, бесцельно, буднично и серо, но долго ли так можно прожить? Наверное, до первого серьёзного потрясения. Жизнь бессмысленна. Скорее всего, такие люди просто не искали его. Смысл жизни, это самореализация. В наш современный век большинство людей придерживаются этого лозунга.

Они видят смысл своей жизни в достижении успеха, в росте карьеры, в крепкой семье. С позиции смерти, не всё ли равно в какой степени ты само реализовался, смерть для всех одна, на тот свет ничего не возьмёшь. Поддержание здоровья и красоты.

Здоровый образ жизни, это правильно и всегда приветствуется в обществе, но делать ли из этого культ? Нужно задуматься. Физическое тело в любом состоянии будет ждать неизбежная смерть.

Материальные приобретения и удовольствия.

В нашем мире удовольствий и погоне за прибылью такой стиль жизни рекламируется и всячески поддерживается. Конечно, это приятно, но вот можно ли будет унести материальные блага на тот свет?

Стремление к власти.

Будете ли вы счастливы, имея власть над другими людьми, почувствовав себя значимым и важным? Думаю, нет. Пышные похороны, множество малознакомых людей, длинные заготовленные речи, но власть не даст бессмертия.

Жить ради творчества, своего дела.

Плоды вашей работы и творчества, конечно, останутся после смерти, но для души требуется совершенно другое.

Зарабатывание денег.

Разве может быть смыслом жизни сам процесс? Жить ради родных и близких. Посвятить свою жизнь детям, мужу, родителям, в этом есть смысл, но, где же остаётся место для вашей жизни и потребностей?

Где найти смысл жизни?

Вопрос поиска смысла жизни всегда беспокоил все поколения людей. Ему посвящено множество трудов, собран колоссальный опыт. Так почему бы не обратиться к нему? Мудрость предков, их знания и философия жизни может многому научить современных людей.

В чём же заключаются эти знания? Испокон веков люди всех вероисповеданий считали, что смыслом жизни является забота о своей душе. Душа бессмертна, а значит нужно уделять внимание ей, а не смертному телу. Для того чтобы душе было комфортно всегда, необходимо её развивать и воспитывать.

А жизнь с этой позиции можно рассматривать лишь как школу для души, которую она должна успешно закончить. Какие знания мы приобретем в этой «школе», так и будем жить в дальнейшем после смерти.

Естественно, обучение не проходит гладко, как и в любом процессе образования будут обязательно встречаться трудности. Необходимо научить свою душу преодолевать препятствия, любить, видеть и творить добро.

Не все люди хотят трудиться над развитием своей души, многим проще придерживаться одного или нескольких из вышеперечисленных направлений. Выбор есть: заблуждаться и впасть в отчаяние в кризисную минуту смерти самых близких и родных людей или приложить усилия, посмотреть на жизнь под другим углом.

Источник: https://bus200.ru/publ/poleznye_stati/o_smysle_zhizni_i_smerti/1-1-0-47

О жизни и смерти со смыслом

От факта существования смерти как неотъемлемой части жизни никуда не деться. Да, человек смертен. Эта хотя и печальное обстоятельство, но вполне естественное. Во-первых, в мире все, что имеет начало, имеет и конец.

Во-вторых, смерть любого живого существа биологически неизбежна, она запрограммирована на генетическом уровне. Смерть не является просто внешней противоположностью жизни, она — момент самой жизни.

Мысли великих людей очень часто касались этой проблематики, поэтому и существует столько цитат о жизни и смерти со смыслом.

Эта классическая проблема является не только философской, но и общенаучной, комплексной. Она актуальна для психологии, этики, культуры и других наук.

Бесспорной представляется связь жизни и смерти, невозможность понять место смерти без выяснения смысла жизни. Этому и посвящены цитаты о жизни и смерти великих людей со смыслом, которые мы представляем вашему вниманию.

Цитаты про жизнь и смерть

   Умирать – мучительно горько, но идея умереть даже не живя – просто невыносима.
Эрих Фромм

   Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться.
Козьма Прутков

   Мысль о смерти вводит нас в заблуждение, ибо она заставляет нас забывать жить.
Люк де Клапье Вовенарг

   Жизнь – это путешествие, но не беспокойтесь, место для парковки в конце пути найдется.
Айзек Азимов

   Вам не дано выбирать, как или когда вы умрете. Вы можете только решить, как вы намерены жить сейчас.
Джоан Баэз

   Наша жизнь – это наше сегодня, а завтра ты станешь пылью, тенью и преданием. Живи, помня о смерти; этот час мимолетен.
Персий Флакк

   Жизнь только по имени жизнь, на деле же – смерть.
Гераклит

   Жизнь – болезнь неизлечимая.
Абрахам Коули

   Жизнь, начала которой мы не помним и конца которой не знаем…
Болеслав Прус

   Рождение и смерть были легкими. Трудной была жизнь.
Том Роббинс

   Жизнь стала редким явлением. Большинство людей не живет, а существует.
Оскар Уайльд

   Главная ирония жизни заключается в том, что из нее едва ли кто-нибудь выходит живым.
Роберт Хайнлайн

Читайте также:  Азы православия

   Жизнь-то прошла, словно и не жил.
Антон Чехов

   Трагедия жизни есть то, что умирает в человеке еще при его жизни.
Альберт Швейцер

   Жить – значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь – смерть.
Виссарион Белинский

   Можно дожить до ста лет, если отказывать себе во всем том, что вызывает желание жить до ста лет.
Вуди Аллен

   Имей в виду, что любой день может оказаться для тебя последним. Приятным будет наступление часа, на который ты не надеялся.
Гораций

   У каждого из нас имеется лишь одна жизнь – наша собственная.
Еврипид

   Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь.
Леонардо да Винчи

   Для жизни пригодны лишь те, кто не боится умереть.
Дуглас Макартур

   Тот, кто живет ради вечности, никогда не страшится умереть.
Уильям Пенн

   Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать ее.
Лев Толстой

   Я тот, кто должен умереть, когда наступит мое время умереть, а потому позвольте мне прожить мою жизнь так, как я хочу.
Джими Хендрикс

   Лучше живой попрошайка, чем зарытый в землю император.
Жан де Лафонтен

   Проживешь ты сто лет или один день, все равно придется уйти из этих чертогов, радующих сердце.
Бабур

   Смерть такая же часть жизни, как и рождение. Ходьба заключается в том, что ногу поднимают, а затем снова ставят на землю.
Рабиндранат Тагор

   Небеса дали вам душу, Земля даст могилу.
Кристиан Нестел Боуви

   Держу пари, что самое трудное в смерти – это мгновения, когда перед тобой проходит вся твоя жизнь.
Джейн Вагнер

   Человека, подобно ночному костру, разжигают и гасят.
Гераклит

   Все мы подчиняемся смерти; это жизни мы не подчиняемся.
Грэм Грин

   Важно не то, как человек умирает, а то, как он живет. Процесс умирания большого значения не имеет, он продолжается недолго.
Сэмюэл Джонсон

   Мертвую меня оценят выше, чем живую. Не плачьте обо мне после того, как я уйду; плачьте обо мне сейчас.
Марлен Дитрих

   Если я обречен, то обречен не только на смерть, но также и на сопротивление до самой смерти.
Франц Кафка

   Лучше страдать, чем умереть – вот лозунг человечества.
Жан де Лафонтен

   Как хорошо прожитый день дает спокойный сон, так с пользой прожитая жизнь дает спокойную смерть.
Леонардо да Винчи

   Если тебе не удалась жизнь, то, может быть, удастся смерть?
Фридрих Ницше

   Нормальный человек не жаждет царства небесного: он жаждет продолжения жизни на земле.
Джордж Оруэлл

   Глупо и неправильно оплакивать погибших. Справедливее было бы благодарить Бога за то, что эти люди жили.
Джордж Паттон

   Почему мы радуемся, когда кто-то рождается, и горюем на чьих-то похоронах? Только потому, что мы лишь сторонние наблюдатели.
Марк Твен

   Никто не выздоравливает от болезни, имя которой рождение, – самая смертельная рана из всех возможных.
Эмиль Чоран

Рекомендуем вам также цитаты о жизни со смыслом.

Источник: https://resheto.net/raznosti/746-o-zhizni-i-smerti-so-smyslom

Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека (стр. 2 из 6)

Кантовское понимание моральных поступков, цели и смысла жизни является выдающимся достижением ми­ровой философской мысли и оказало сильнейшее влия­ние на весь последующий ее ход, особенно в сфере эти­ческих изысканий.

Фихте, Адлер, Гуссерль, Вольтман и многие другие выдающиеся философы придержива­лись его взглядов и развивали дальше применительно к своим философским построениям. Многие исследова­тели кантовского категорического императива не без основания видели в нем обоснование общечеловеческих нравственных требований.

Конечно, в адрес этого уче­ния и раздавалось немало критики, в том числе со стороны Гегеля и Маркса. .

Основной смысл гегелевской критики кантовского категорического императива сводится к тому, что он является «пустым формализмом», «долгом ради дол­га», «вечным долженствованием» и т. п. Что касается критики марксизмом категорического императива, то она носит скорее идеологический характер.

По его мне­нию, моральный закон Канта обрекает личность на пассивность, отказ от деятельности за свое социальное положение, нивелирует классовые различия в общест­ве, уводит от классовой борьбы, служит интересам буржуазии, превращает «материально мотивированные определения воли французской буржуазии в чистые са­моопределения «свободной воли», воли к себе и для себя, человеческой воли, и сделал из нее таким образом чисто идеологические определения понятий и моральные постулаты».

Существует немало разновидностей философских учений о смысле человеческой жизни как борьбе за те или иные социальные идеалы, за освобождение чело­вечества от социального угнетения и эксплуатации. Одной из таких разновидностей является социально-­философское учение марксизма-ленинизма.

Хотя марк­систская философия наложила табу на проблему цели и смысла жизни, исключила эту тему из своего фило­софско-идеологического репертуара на основании ее «религиозного» характера, однако фактически она так или иначе обсуждалась в рамках марксистской теории под другими заголовками, например, в темах: «Форми­рование нового человека», «Личность и общество» и в других.

Марксистскую концепцию смысла и цели жизни можно было бы назвать социал-гедонистской. Она взяла у гедонистов идею о стремлении человека к счастью, к удовольствию (равенству, братст­ву, свободе и т. П.

), поместила их в будущее состояние человеческой жизни на земле в качестве цели, к ко­торой должны стремиться все люди и, прежде всего трудящиеся, путем революционной борьбы с существу­ющими порядками, установления диктатуры пролетари­ата, ликвидации классов, построения социализма и коммунизма.

Эта концепция, испытанная на практике социалис­тического строительства в СССР и в некоторых других странах и насильственно навязываемая партией и го­сударством в течение десятилетий, потерпела полное фиаско.

Счастье оказалось призрачным, вместо равен­ства возникло новое разделение людей, вместо свобо­ды – закабаление и эксплуатация, вместо установлен­ного равенства между мужчиной и женщиной, реализа­ция идеи так называемой эмансипации женщины про­изошло фактическое ее закабаление, что привело ко многим неприятным явлениям в общественной и госу­дарственной жизни, в семейно-брачных отношениях, в образовании и культуре.

Познакомимся теперь с религиозной (христианской) концепцией цели и смысла жизни. Согласно Библии, че­ловек был создан для того, чтобы пребывать в раю в вечном общении с Богом, выполняя его благую волю.

Но поставив себя наравне с Богом, а свою человече­скую волю выше божественной, человек потерял подлинный ориентир в жизни и вынужден был в поте лица своего отыскивать себе средства к жизни.

По мере по­гони за призрачным счастьем и удовольствиями, жизнь человека все более и более обесценивалась и превра­щалась во вражду всех против всех. Но вечная божественная воля должна была обязательно исполниться.

Бог послал в мир Сына своего – не для того, чтобы судить и осудить мир, но для того, чтобы спасти его (Иоанн III, 17; ХН, 47). По учению Христа, люди при­званы к совершенствованию своего духа, ибо человек живет не для смерти, а для вечной жизни во Христе и с Христом.

Живя по Христу здесь, на земле, и вы­полняя его заповеди, человек может, как и Иисус Хрис­тос, преодолеть смерть и пребывать за гробом в вечном покое и наслаждении. Преподобный Серафим Саров­ский, великий русский святой, выразил смысл челове­ческой жизни в следующих кратких словах: «Истин­ная цель жизни нашей христианской состоит в стяжа­нии Духа Святого Божьего». Средствами же этого является пост, бдение, молитва, милостыня и все дру­гие добрые средства.

Христианское философское учение о цели и смысле жизни не раз подвергалось разгромной критике со сто­роны атеистически мыслящих философов.

Можно, ко­нечно, сомневаться в истинности религиозного понима­ния смысла жизни, отвергать и запрещать его, как это делалось совсем недавно в нашей стране, но это уче­ние проникло глубоко в сознание миллионов людей и вытравить его оттуда никакая критика не в состоянии.

Являясь неотъемлемой частью мировоззрения миллио­нов людей на земле, этот взгляд на цель и смысл, жиз­ни оказывает в настоящее время, определяющее влия­ние на весь ход мировой истории, а не только жизни отдельных христиан.

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ. ПРОБЛЕМА СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ

Тайна человеческой жизни, ее сущности и предназ­начения усугубляется не менее таинственной и зага­дочной сущностью смерти. Все великие философы и выдающиеся мыслители, все основные религиозные системы проблему смерти рассматривали как централь­ную, от решения которой зависит суть ответов на все другие вопросы человеческого бытия.

При этом фило­софские взгляды на сущность смерти нередко почти полностью совпадали с религиозным пониманием или даже предвосхищали его. Конечно, в истории филосо­фии мы встречаемся и с такими взглядами, которые проблему смерти фактически обходят стороной или просто замалчивают.

Однако этот уход в сторону от проблемы или умышленное ее замалчивание не только не умаляло ее значения, но, наоборот, подчеркивало ее значимость и злободневность. Больше того, некото­рые философы, например, Платон, полагали, что «те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью».

Философские размышления о смерти несомненно возникли под влия­нием смерти, как переходе в иное состояние. Поэтому отделить философские взгляды на смерть от чисто религиозных было бы делом совершенно безнадежным.

Философско-религиозные воззрения на смерть мож­но было бы разделить так:

во-первых, взгляды, в соответствии с которыми смерть представляется как разлучение души с телом. При этом тело погибает, превращается в прах, а душа в силу своего бессмертия переходит в иной мир, что­бы впоследствии вселиться в другого человека или да­же животного;

во-вторых, философско-религиозные концепции, сог­ласно которым смерть есть тоже разлучение души, с телом.

При этом тело в результате смерти превраща­ется в прах, в землю, а душа помещается в одно из отделений либо рая – небесного жилища,- если умер­ший человек вел достойную жизнь на земле, либо в аду, если он в процессе своей земной жизни совершил тяжкие, особенно смертные грехи, не искупленные Бо­гом. Впоследствии, после судного дня умершие обре­тают и свое прежнее тело, очищенное и преображен­ное;

в-третьих, философские материалистические взгля­ды на смерть, как естественное завершение человече­ской жизни. В результате смерти навечно погасает соз­нание человека, ибо никакой души у человека нет и быть не может, погибает и тело, превращаясь в прах.

Как уже отмечено, ранние философские учения о смерти возникли под влиянием религиозных языческих представлений о том, что человек в результате смерти не умирает окончательно, а переходит на жительство в загробный мир, который имеет свои порядки, свои правила пребывания, в каком-то смысле схожие с зем­ными.

Наиболее полно эту точку зрения на смерть выразил древнегреческий философ Платон в своем знаме­нитом диалоге «Федон», написанном под непосредст­венным влиянием бесед со своим учителем Сократом о смерти за несколько часов до его кончины.

По мнению Платона, человек состоит из бессмерт­ной души и смертного тела. При рождении человека душа поселяется в его тело и пребывает в нем до окон­чания земной жизни. Тело – темница, тюрьма, в кото­рую заключена бессмертная душа, из которой она жаж­дет освободиться. Смерть и есть процесс такого осво­бождения, отделения души от тела.

Для тех, кто в своей земной жизни больше внимания обращал не на тело, а на душу, смерть является величайшим благом, онажеланна для них. Те же, кто не заботится о своей душе подвергает душу грозной опасности, различным бедст­виям, которые ее подстерегают в Аиде.

После смерти душа в сопровождении «гения», который достался человеку еще при жизни, доставляется на суд, где опре­деляется, в каком месте она должна быть помещена. Пробыв в отведенном для нее месте определенное вре­мя, она в сопровождении другого вожатого возвраща­ется на землю и так повторяется вновь и вновь через долгие промежутки времени.

С этим учением Платона о смерти перекликаются взгляды буддистской филосо­фии на смерть и загробную жизнь души, особенно вчасти переселения душ. .

Источник: http://MirZnanii.com/a/233655-2/filosofiya-o-smysle-zhizni-o-smerti-i-bessmertii-cheloveka-2

Ссылка на основную публикацию