О страданиях невинных или за что страдают дети

Священник Валерий Духанин. За что страдают невинные дети? / Православие.Ru

Мир расставаний и утрат. Какую еще ты причинишь нам рану? Кого еще отнимешь? Мало тебе погибших в Беслане, измученных и растерзанных, нашедших вместо школы концлагерь, вместо радости жизни – мучение смерти.

Мало тебе теплохода «Булгария» и ночного сплава на плотах на Сямозере, унесших в пучину гибели растерявшихся детей. Нет, ты врываешься в нашу жизнь вновь и вновь, отнимаешь детей тогда, когда мы надеялись дать им радость и утешение.

Всеми покинутые, запертые, задохнувшиеся и сгоревшие в «Зимней вишне», страдавшие во всех других катастрофах – они нас ставят в тупик, показывают нам всё наше бессилие.

Если сложить все страдания мира вместе, то не дотянут они до меры страданий ни в чем не повинных детей. Но тем более не дотянут они до меры скорби родителей, потерявших детей. По-человечески подобное горе восполнить нельзя. Слова пусты, а дела недостаточны.

Можно заново выстроить сгоревший дом, восстановить порушенную школу, собрать новый самолет, но вернуть погибшего ребенка невозможно. И даже если наши слезы составят мировой океан, то и тогда мы не восполним горя матерей и отцов, лишившихся своих чад.

Погибшие в террористических актах, разбившиеся в авиакатастрофах, исчезнувшие в пожарах и наводнениях, они – обличение нашей беспомощности и наших грехов, а еще – обличение несовершенства и беспощадности этого мира.

Почему же Ты, Господи, попускаешь такое? Почему злодеяния, несчастные случаи, неизлечимые болезни и смерти бьют по самому дорогому для нас – по нашим детям, вырывая сердце из нашей груди, делая жизнь пустой и безрадостной?

Страдания невинных детей хранят в себе тайну. Покров ее непроницаем. Ни любопытный глаз, ни возмущенное сердце не проникнут за этот покров. Лишь тот, кто смиренно шествует к Тайне Креста Невинного, постигнет чистым, кротким сердцем и эту тайну.

Каин убивает Авеля

Священное Писание приоткрывает нам завесу тайны в простых, но удивительно ясных свидетельствах. Какой была самая первая смерть в истории человечества? Что говорит нам Ветхий Завет? Оказывается, первым расстался с телом не Адам и не Ева, не их старший сын, злобный Каин, а невинный и кроткий, чистый сердцем Авель.

Убийство невинного – вот как вступила смерть в пределы людей за вратами Эдема! Можно представить весь ужас наших прародителей – они сотворены бессмертными в Раю, призваны к вечности, но потеряли райские блага, а теперь видят бездыханным своего сына.

Они обращаются к Авелю, а он не отвечает, его теребят, пытаются поднять, а он не откликается – любимый сын мертв.

Откроем страницы Нового Завета. Какой здесь оказалась первая смерть? – Безжалостное избиение невинных младенцев. Терзания матерей передать невозможно. Вырванный из твоих рук ребенок, лишенный жизни на твоих глазах – горе немыслимое, неописуемое, безутешное. Так Священное Писание нам прямо говорит, что страдания невинных – очевидный и неизбежный факт нашей жизни.

Страдания невинных детей – высшая форма несправедливости и крайняя степень проявления зла на земле.

Но задумаемся: разве может быть зло справедливым? Зло – это и есть попрание всего самого святого и ценного, попрание добрых чаяний, разумного смысла, полная противоположность любви и правде.

Зло всегда влечет за собой несправедливость. Они неразлучны друг с другом, как скорпион и его ядовитый хвост. А зло вторглось в мир через человеческий грех.

Если ты сам поднес огонь к стогу сена, то будешь ли удивляться, что стог сгорел? Если сам протянул руку к ядовитой змее, то будешь ли удивляться, что она ужалила, и яд отравляет тебя? Смерть невинных детей в нашем мире вскрывает весь ужас грехопадения, всю глубину несправедливости и гибельности зла, вторгшегося в жизнь людей.

Вот цена доверия дьяволу, обещавшему, что люди станут «как боги» – крушение обычного человеческого счастья и беспомощность по отношению к самым родным и любимым. Потеряв Бога, мы не просто теряем Рай – мы теряем то, что даровано Богом для нашей простой человеческой жизни.

Вифлеемские младенцы

Но и среди всего этого ада Ты, Господи, не оставил нас. Потому что Ты любишь нас больше, чем мы могли бы себе представить. Мы выломали двери Рая, чтобы насладиться лживой свободой в пучине страстей, переломали в своей жизни буквально всё, но Ты, Боже, так и не покинул нас и восстанавливаешь то, что казалось совсем порушенным.

Ты обратил яд змея против него самого, огонь горнила устроил для очищения золота, а страдания людей соделал им во спасение. Ни Авель, ни вифлеемские младенцы – никто из невинно убитых не стали добычей погибели. Потому что они с Тобой, единственным нашим Утешением и Отрадой.

Мы здесь переживаем и мучаемся, а они – Твой удел, Твое избрание, потому что подобны Тебе в своих невинных страданиях.

Некоторое время назад умирал человек, занимавший в Следственном комитете высокий пост. Он был идейный коммунист и когда-то давно приложил руку к ссылкам и даже расстрелам людей, исповедавших веру в Бога. Перед смертью, находясь в тяжелой болезни, он неожиданно попросил окружающих: «Позовите священника». «Ты же коммунист.

Что случилось?» – в недоумении спрашивали находившиеся рядом люди. Он рассказал, что на пороге смерти он увидел гонимых им людей на Небе, как они исполнены Райских благ и с состраданием молятся о его спасении. Только теперь он ясно постиг, что гонимые им люди более счастливы, нежели он, что вся его борьба с верой в Бога была ужасной ошибкой.

Жизнь без Бога оказалась жалкой иллюзией, а самое страшное, что только можно представить, – это смерть в противлении Богу и нераскаянных грехах. Священника пригласили, и бывший коммунист успел исповедоваться и причаститься Святых Таин Христовых. Реалии духовной жизни таковы, что участь страдающих намного выше тех, кто причиняет страдания.

Участь терпеливо несущих свой крест высока, потому что эти люди следуют по пути Самого Христа.

Если собрать богатства целой Вселенной, красоты дальних звезд и все сокровища золотых приисков, то не восполнят они утраты одной улыбки родного ребенка. Но ни одна такая улыбка и ни одна слезинка не забыты у Бога.

Говорят, что высшая степень любви – взять на себя участь любимого, встать рядом с тем, кто страдает, и разделить его боль. Ради всех, кто страдает, пришел Тот, Кто Сам по Своей Божественной природе не должен страдать.

И чтобы за нас пострадать, Он стал таким же, как мы, человеком. На муки и смерть ради нас пришел Самый Невинный, и в Нем оправдывается смерть и страдание любого невинного.

Он не только разделил нашу боль, Он взял на Себя всю боль всех людей, чтобы навсегда освободить людей от боли в вечности.

Чтобы даровать нам жизнь, Христос пошел на смерть. Чтобы дать нам райские блага, Он испытал адские муки. И самой вершиной крестных страданий стал возглас Спасителя как человека: Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил? (Мк. 15, 34) Он испытал муку богооставленности, чтобы навсегда от нее спасти нас.

Если ты расстаешься с любимым на время, а потом обретаешь его навсегда, то это и сейчас, при временной разлуке, дает утешение. Мир расставаний и утрат так и будет причинять нам раны, но есть Тот, Кто выше этого мира, Кто победил грех и смерть, и потому в Нем мы обретаем подлинную свободу. И потому смерти нет, а есть лишь временная разлука.

Кто поймет горе матери, потерявшей ребенка? Поймет тот, кто сам потерял. И тем более поймет Божия Матерь, стоявшая при Кресте Своего мучительно умиравшего Сына. Несправедливая утрата ни в чем не повинных детей сближает страдающих с Божией Матерью, но и Она Сама становится близкой тем, кто это понес.

В Отечнике повествуется, как авва Исаак однажды застал преподобного Пимена Великого в молитвенном созерцании, а после этого спросил, где он в это время был. «Вынужденный объявить свою тайну, он сказал: “Мой ум был при Кресте Спасителя в те минуты, когда там стояла Богоматерь Мария и плакала”».

Скорби Богоматери из нас не прочувствует и не поймет никто, но тем более не поймет смысла Ее смиренного плача, выразившего и здесь, на Голгофе, всё то же кроткое: Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему (Лк. 1, 38).

Верность Богу, смирение и любовь даже тогда, когда наступает высший пик несправедливости и невинных страданий – вот та духовная тайна, которая преображает и претворяет, отделяет человека от грешного мира и приближает к Самому Богу.

И вот почему преподобный Пимен завершил свое слово о созерцании плача Богоматери смиренным признанием: «Мне бы хотелось так плакать всегда».

При всей безысходности земных скорбей, от Бога нам дается отрада, ибо скорби временны, а Бог вечен, и Он дает вечную блаженную жизнь. За сумерками ночи наступает рассвет, за скорбью Голгофы – свет Воскресения, за смертью невинных детей – бессмертие и жизнь, подобная ангельской. И всякую слезу отрет Бог. Объятия вечной Любви принимают всякого невинно страдавшего.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/111946.html

О страданиях невинных или за что страдают дети | контрольный выстрел

Причина того, что у меня цирроз печени, оказалась простая – много спирта выпил за свою жизнь. Пью, пью, пью и, наконец, цирроз печени. И говорю: «Ах, это Бог меня наказал!»

Разве Бог меня наказал? Нет, конечно! И это мы видим. Ведь в этом случае мы понимаем причину болезни. А когда человек лжет, лукавит, лицемерит, обманывает, ворует… (уж не говорю о том, что убивает. Я говорю о тех вещах, которые незримы для других) …осуждение, притворство, лукавство – никто этого не видит, все происходит во мне.

С внешней стороны я порядочный человек, мое поведение кажется безукоризненным. А внутри что? Ладно, другие не видят, но страшно, что я сам не вижу.

И когда затем со мной происходит что-то, что мы называем скорбями, страданиями, я в изумлении возвожу свои очи к небу: «Господи, за что же ты меня наказал?! Меня, такого чистого и прекрасного!»

А эта чистота и красота великолепно была показана Федором Михайловичем Достоевским, по-моему, в «Униженных и оскорбленных», устами князя, который произнес такие великолепные слова, изображающие суть, которая находится в нас: «О, если бы только открылось то, что в человеке или открыл человек, то, что в нем, не то, даже, что он боится открыть другим, и даже не то, что он боится открыть своим самым близким друзьям, и даже не то, что он самому себе боится открыть, о если бы это все открылось, то мир наполнился бы таким зловонием, что и жить было бы невозможно».

Но если бы мы внимательнее относились к своему духовному миру, своим мыслям, чувствам, настроениям, переживаниям, думали об отношении к другим людям, вспоминали о своих обидах, зависти, тщеславии, наверное, в этом случае, мне не пришло бы и в голову: «За что же ты, Господи, меня наказываешь?» Итак, вопрос о невинных страданиях.

Ну, хорошо, теперь понятно, что мы страдаем за грехи. А младенцы? А праведники? Этот вопрос возникает у многих и естественно, смущает и подчас вызывает протесты. И главная причина протеста и вопроса: за что страдает не виновный? Обращаю ваше внимание на постановку вопроса.

Мы привыкли оценивать все с точки зрения причинно-следственных отношений юридического порядка. То есть с точки зрения понятия справедливости. Справедливо или не справедливо. Кого-то отправили в тюрьму – за что? Он же не виновен. Мы возмущаемся.

А разбойника оставили на свободе, «бросили щуку в реку» – почему? Он же – негодяй! Все мы оцениваем с точки зрения права, справедливости.

То есть, хотим мы того или не хотим, но мы постоянно занижаем уровень понимания… самого бытия. Мы считаем, что все наше бытие построено на принципе справедливости. И не удивляйтесь этому.

Всё дохристианское сознание и, увы, современный христианский мир, к сожалению, строит свои оценки именно на правовой, юридической почве. На самом деле не этот закон является первичным, не этот закон является основным.

Кстати, в иудаизме – ветхозаветной религии, мусульманской религии (я уж не говорю о языческих религиях!), основной принцип отношений между Богом и человеком – это принцип справедливости. На нем эти религии и основаны.

И вот, с точки зрения этого принципа и ставится вопрос о страданиях праведников. И главная ошибка коренится здесь в самой постановке вопроса. Какой основной принцип бытия? Основной принцип, закон бытия открыло христианство. Это неведомая до христианства вещь. Никто никогда и не знал этого.

Основной закон бытия – любовь, а не правда. Исаак Сирин пишет: «Там где возмездие, там нет любви, а где любовь – там нет возмездия». Великолепно сказано. Справедливость и любовь – вещи, если хотите, даже не совместимые. Там, где правда – там нет любви. Вы не подумайте, что любовь нарушает правду или правда нарушает любовь.

Читайте также:  Что такое душа? жизнь вне тела, жизнь души после смерти

Нет-нет! В этом заложен другой смысл.

Мне часто приходится приводить такой пример: мать бросается в горящий дом, погибает, спасая ребенка.

Справедливо она поступила, что погибла, или несправедливо? Все пожмут плечами и скажут: «Простите, что за постановка вопроса? Причем тут справедливо или несправедливо? Она погибла, о какой справедливости идет речь? Вы что? С ума сошли, что ли? По любви она погибла! Она, не думая, пожертвовала собой, спасая ребенка.

При чем тут правда?» Христос, праведник, за неправедных пострадал. Целый ряд святых отцов и все они повторяют одну и туже мысль: если бы только Бог поступал с нами по правде, мы бы давным-давно уже превратились в прах и пепел или пребывали в геенских мучениях. Если бы только поступал Он по правде….

Не этот закон царствует в нашем мире. Вот с этой точки зрения уже мы можем понять и страдания праведников и страдания невинные, страдания детей. Как же это можно понять?

Христианство открыло еще одну мысль, о которой человечество грезило. Христианство поразительную вещь высказало: оказывается, все мы, любим мы друг друга или нет, нравимся или не нравимся друг другу, все равно все представляем один живой организм.

И, как бы мой глаз не ненавидел мою руку, потому что она иногда слишком сильно чешет этот глаз, оказывается, и то, и другое нужно в организме.

И организму нельзя быть без того или другого, более того, тот же глаз, и та же рука заботятся друг о друге, незримо.

Ребенок – это самое здоровое в духовном плане существо. Еще чистое, еще незапятнанное, еще не искаженное духовными актами, которые мы называем грехом. Вы обращали когда-нибудь внимание, что погибают за людей – герои, лучшие люди; что говорят правду в глаза царю, или еще кому, обличенному властью – святые люди? Опять, самые чистые.

Всегда страдают, всегда рискуют собой, всегда жертвуют собой лучшие люди. Лучшие – то есть в духовном плане самые здоровые. Потому дети страдают, потому эти самые невинные страдания происходят, потому, что у них еще самая чистая, детская, святая душа, которая способна понести на себе или взять на себя те страдания, которые естественно следуют за грехами их родителей, их близких, их родных.

Они же на это способны. Почему? Да потому, что они лучшие!

Скажете: «Ну, верно. Но они же этого не осознают!» Вот тут мы с вами вступаем в сферу мировоззренческую. С той точки зрения, что человек живет лишь на земле и всего один раз, – это утверждение верно. С позиции христианской, мы прямо скажем – нет, ошибаетесь, надо на все смотреть с точки зрения вечной жизни.

Тот же младенец, душа которого вышла из тела, ТАМ все осознает. И это осознание, что Бог дал ему возможность пострадать за любимых, даст бесконечное благо этой душе.

Вы почитайте старые романы, как там иногда великолепно описывается вот эта настоящая любовь молодых людей, мужчины и женщины; как они готовы пожертвовать друг за друга; как идут на страдания за любимого. Вспомните «Аиду», ведь замуровывают даже любящих друг друга! Вот какая сила этой любви.

Но это возможно было только в людях чистых, незапятнанных, не знающих этого отвратительного слова, которое мне и произносить-то не хочется. Слово, которым сейчас поганят души наших детей – «секс». Ужас какой! Как грязью омывают всех.

Не знали этого чистые души, и они были готовы действительно пострадать до смерти, идти на муки даже, только быть бы с любимым человеком. Какую благодарность Богу, какую радость Богу воздают эти дети, которые пострадали за родителей, за близких. Ни одно страдание детское не проходит бесследно с точки зрения вечной жизни. На себя берут они наши страдания.

Ведь что такое, когда мы сострадаем? Мы действительно берем на себя часть страдания. Обратите внимание, как много помогает больному, подчас, когда он видит любовь окружающих. Это же факт! То есть, слово «невинные страдания» – неверное слово, глупое слово. Это ошибочное слово.

Дело не в невинности, а в любви! Бог дает этим невинным существам возможность осуществить эту любовь и, затем всю вечность благодарить Бога за эту возможность. Кстати, не всем детям это дается, а только некоторым, не все значит, способны перенести эти страдания с последующей вечной благодарностью Богу. Многие не способны.

Не все, кстати, и способны умереть детьми. Вы слышите? Тот факт, что мы с вами живем, уже свидетельствует о том, что, не пройдя этого пути земного, не пройдя пути познания себя, не ответив себе – кто мы есть, мы неспособны принять царство Божие. Не способны, потому что возгордимся.

Нам тут-то, сейчас, чуть-чуть дай чего либо хорошего, и нос прилип к потолку. А когда там дадутся потрясающие блага, слава, величие, сила, так и вообще можно не выдержать этого. Превратимся в дьявола. Есть те, которые способны принять это, исходя из опыта других людей, и не возгордиться. Это блаженные дети.

Вот кто способен, мы же с Вами не способны. Нам, увы, надо вываляться в грязи, увидеть, что валяясь в луже, встать никак не можем. Воззвать «Господи, помоги!». Познать себя, смириться, и тогда только может быть, Бог даст, мы будем способны принять без вреда для себя царство Божие. Итак, нет невинных страданий.

Они только в плоскости земной могут так оцениваться. С точки зрения вечности – есть страдания, только обусловленные любовью, жертвою, осознанной или не осознанной.

И последнее, что я по этому вопросу хочу сказать: с точки зрения христианской, с точки зрения принятия того, что основным законом бытия является любовь, а Бог есть любовь – все понятно.

Даже если бы этих моих объяснений и не было, просто веря в то, что Бог есть любовь – даже те страдания, которые совершаются здесь, все они, какой характер носят? Характер необходимости, характер пользы, потому что проистекают из любви.

А если нет Бога? А если человек живет один раз? Что же тогда означают все эти скорби и страдания? Какой смысл в них, скажите? Откуда они проистекают? От злобы людей? От стечения обстоятельств? От дикого цунами? От случайностей? Какая бессмыслица! Без Бога бессмыслица наступает? А еще наступают дикость и ужас. Как только «Бог есть любовь» – все становиться на место, все становиться понятно. Мы понимаем, что наша жизнь здесь – это миг, а наша жизнь вообще – это вечность; и с точки зрения вечности, мы и должны оценивать все происходящее в нашей жизни.

Источник: http://kv-journal.su/content/o-stradaniyah-nevinnyh-ili-za-chto-stradayut-deti

Почему Господь допускает страдания невинных детей?

Константин, г.Москва

25 февраля 2014

Прости, отче честный, и благослови. Отче, хочу задать вопрос о страданиях невинных детей. Почему Господь это допускает? (Подвопрос).

Есть мнение, что дети, подвергшиеся страданиям, несут на себе беззакония всех остальных, что существует взаимосвязь между личным грехом каждого человека и количеством горя в мире.

Грубо говоря, к примеру, здесь я грешу, а там из-за этого мучают невинного ребенка. Верны ли эти предположения?

В Священном Писании описывается исцеление слепорожденного юноши.

О его страданиях ученики спросили Господа: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым»? Исус отвечал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». (Ин 9, 2-3). Этот случай показывает нам, что неприятности в жизни человека далеко не всегда напрямую связаны с наказанием Божиим.

Еще более яркий пример — жизнь праведного Иова. Этот человек не совершал никакого греха, но нес серьезное испытание, попущенное ему Богом. Мы не можем проникнуть в глубины Премудрости Божией. Мы не знаем, почему с нами происходят те или иные события.

О чем-то можно предполагать, догадываться, но утверждать с точностью невозможно.

За грехи ли попускает Господь то или иное человеческое страдание, в том числе и детей, или же Господь хочет оградить человека от грехов такими препятствиями, или же Господь забирает кого-то к себе прежде времени, потому что человек достиг самого высшего уровня личного благочестия и лучше уже не станет…

Мы не можем ответить ни на один из этих вопросов утвердительно. Как не можем этими предположениями ограничить все стороны Промысла Божия. Возможно, истинные причины совершенно другие. Мне кажется, наше дело в этой ситуации — безгранично доверять Богу.

Не нужно думать, что мы, люди, милосерднее Господа, что Он что-то совершает жестокое. Мы должны знать, что если Господь и попускает что-то неприятное, то это крайне необходимо. Он любит и жалеет страдающего человека многократно больше, чем мы. Он видит в этом наивысший смысл и обоснованность.

Думаю, что и мы поймем эту необходимость, когда перейдем предел нашей земной жизни. В будущем веке нам все это откроется.

В этой же жизни наша задача не выяснять причину того или иного события (в крайних случаях это может приводить к отчаянию и унынию), а поддерживать и утешать тех, кто терпит страдания. Мне кажется, не стоит молодым родителям доказывать, что их детки страдают (или же умирают) за их, родительские грехи. Поддержать, вселить веру в милосердие Божие. Вот наша человеческая земная задача. 

Источник: http://ruvera.ru/vopros/stradaniya_nevinnyh_deteiy

приход храма Святой Троицы с.Валамаз – За что страдают дети?

Сайт создан в феврале 2012 года по благословению протоиерея Михаила Кабанова

Семья – это единое тело, и часто духовный груз, который лежит на ней, распределяется неравномерно. В одной семье тяжело заболела девочка, врачи не могли поставить диагноз, родители в отчаянии.

И вот бабушка пошла в церковь и поговорила со священником, а, придя домой, передала родителям его слова: девочка, мол, болеет потому, что вы не исповедуетесь и не причащаетесь, и ваши грехи ложатся на ребёнка. Это глубоко тронуло отца и мать.

Они стали ходить в храм, стали исповедоваться и причащаться. И болезнь отступила…

За что страдают дети? С точки зрения человеческой справедливости этот вопрос неразрешим. Ответ на него даётся только в перспективе вечности, в судьбах Божиих.

И всё-таки… Давайте с вами зайдём хотя бы мысленно в один из детских домов для умственно-отсталых детей. Многие из них не встают с постели, многие страдают тяжёлыми пороками развития, все они тяжело страдают, хотя многие из них, по своему блаженству, не осознают этого. Но именно здесь можно почувствовать сладость рая сердец, живущих с Богом. Многие из детей ходят в церковь и любят Бога.

Мы уйдём из детского дома с ощущением того, что, может быть, этот мир с вечно жующими и улыбающимися до ушей бессмысленно счастливыми роботами, этот падший порнографический мир ещё держится только потому, что есть дети, которые своими страданиями перевешивают чашу весов нашего безбожия и нераскаянности. Судьбы этих детей раскроются в вечности!

К одному священнику пришла на исповедь больная девочка лет 12, ненормальный взгляд, постоянные гримасы. Она не могла связать и двух слов, крутилась, как волчок. И вот она стала исповедоваться и причащаться каждое воскресенье.

А через год эта девочка стала вести такую внимательную духовную жизнь, о которой не подозревают даже те люди, которые считают себя глубоко верующими. Она стала молиться Иисусовой молитвой, всё терпеть и прощать обиды. Она научилась читать и писать. У неё прошли все признаки дебильности, на лице появилась духовная печать.

Однажды она сказала батюшке: – Батюшка, вы за меня не беспокойтесь. Я всё время с Богом. Он не покидает меня даже во сне.

Больные дети принимают на себя подвиг мученичества и юродства ради того, чтобы Господь не до конца прогневался на этот мир, и мы, может быть, благодаря только таким детям, ещё живём и имеем время на покаяние. И не надо роптать: почему Господь допускает страдание детей. Бог справедлив. Он не учит нас грешить.

Не учит делать аборты, пьянствовать, злословить, блудить, сеять разврат. За что страдал Спаситель? Ведь он безгрешен. Он страдал за наши грехи. Грех потому и есть величайшее зло, что от него страдают невинные. Грешат родители – страдают дети. Их страданиями искупаются наши грехи.

Читайте также:  Ислам и суицид. как избежать самоубийства и депрессии?

Не будет таких детей – мир погибнет!

Людмила Копысова

помощница настоятеля храма с.Валамаз

Назад к списку

Источник: http://valamaz-troica.prihod.ru/voskresnaja_shkola/view/id/1152557

Почему страдают невинные?

Размышляет епископ Орехово-Зуевский ПАНТЕЛЕИМОН…

Почему Бог допускает страдание невинных? Есть ли в этом смысл? Как можно совместить веру во всесильного, любящего Бога и такую вопиющую несправедливость?

Бомбежка. 1941 год. Фото Б. Ярославцева

Размышляет епископ Орехово-Зуевский ПАНТЕЛЕИМОН

Страдания переполняют землю

Когда встречаешься с людьми, которые пережили страшную трагедию, говорить о страданиях трудно.

Если бы я сейчас смотрел в глаза матери, у которой погиб ребенок, мужу, у которого погибла жена, сыну, у которого погибла мать, я не знаю, что бы я сказал… Хотя я сам пережил подобное и понимаю, как это тяжело. У меня умерла жена, умерло трое моих внуков в младенчестве.

Мир становится черно-белым вместо цветного. Еда теряет свой вкус, когда ты рядом с близким человеком переживаешь опыт умирания.

Хотелось бы, чтобы страданий не было, чтобы все жили счастливо, весело, радостно, чтобы никто не болел раком, рассеянным склерозом, чтобы люди никогда не попадали в автокатастрофы, чтобы не разбивались самолеты. Но тем не менее страданий и скорби никому не миновать. Они есть в жизни. Как к ним относиться?

Недавно ко мне пришел один человек — очень хороший, очень верующий. Он рассказал, что не может больше молиться, не может заходить в храм. С ним произошла страшная история. У него была знакомая двадцати лет, которую он знал с детства. У этой бедной девушки были долгие периоды депрессий, она была психически тяжело больна.

Они с мамой были некрещеные, неверующие. Однажды эта девушка пропала. Ее долго не могли найти. Но по телефону смогли определить, что она пошла в лес, туда, где были вышки, с которых летом можно прыгать вниз на резиновом канате — такой аттракцион. Когда мой друг искал ее, он очень горячо молился.

Ему казалось, что Бог его слышит и что она обязательно останется жива. Но он сам ее нашел. Она была мертва. Девушка покончила собой, спрыгнув с вышки. Это было страшно. И он не смог принять то, что Бог допустил смерть этой девочки. Ясно, что мир несовершенен.

Но как всесильный Бог, который сотворил этот мир, как Он мог это допустить? И как можно верить в Бога, когда такое происходит на земле?

Заслуженное страдание легче принять

Наверное, легче умирать за высокую идею, может быть, радостно умирать во имя любви, можно спокойно пойти на смерть, если ты совершил тяжелое преступление и понимаешь, что достоин наказания. Бывает, преступники сами хотят, чтобы их наказали. В житиях святых есть рассказ про одного разбойника, который убил многих людей, в том числе и детей.

В те времена преступники иногда скрывались от правосудия в монастырях. Монахи жили отдельно, носили особую одежду, за которой можно было спрятаться. Этот разбойник тоже ушел в монастырь и был принят монахами.

Сначала он обманывал их, но потом покаялся и получил прощение от Бога — всякий грешник получает прощение от Бога, если он искренне кается в своих грехах (среди святых есть один, убивший 400 человек). Но уже получив прощение, он все равно решил сдаться властям, и был казнен.

Хотя никто его из монастыря не выгонял, никто не требовал, чтобы он сдался, — священник, которому он покаялся, не мог бы его выдать, иначе бы он нарушил тайну исповеди. Но сам этот разбойник, подходя к Чаше, видел одного из убитых им младенцев и сильно мучился. Пробудившаяся совесть не давала ему спокойно жить, он хотел понести наказание.

Если человек знает, что терпит за свои грехи, то он это страдание принимает. Благоразумный разбойник, который был распят со Христом, сказал: мы принимаем достойное по нашим грехам. Недавно я прочитал рассказ об одной женщине, которая взяла на себя грех сына.

Муж сильно издевался над ней, и взрослый сын, не выдержав, убил его, а эта женщина взяла вину сына на себя и села вместо него в тюрьму. Она говорила своим сокамерницам: «Я знаю, за что сижу, и каждый день радуюсь, что отбываю срок за сына, а он живет на воле».

Так бывает, если человек понимает, за что он страдает. Но если он не понимает?

Человечество — единый организм

Нужно вспомнить, дорогие друзья, что, когда был создан этот мир, в нем не было страданий. Бог страданий не сотворил. Как тогда они появились? Некоторые говорят: «Бог же знал, что Адам согрешит.

Почему же Он не создал Адама таким, чтобы он не совершил греха?» Ответ простой: Бог создал нас свободными. Мы не запрограммированы, как машины, на добро. Мы сами решаем, куда пойти, что сделать, как поступить, как жить.

Мы даже можем решить, верить нам в Бога или нет — такая величайшая свобода нам дана. Бог есть, а некоторые люди абсолютно убеждены, что Его нет.

Начало страданий, начало греха заключается именно в том, что человек в своей свободе может выбирать путь зла. Животные, птицы — они имеют относительную свободу, но не выбирают между добром и злом.

Волка можно, конечно, застрелить за то, что он задрал овец, медведя-людоеда можно убить, но все-таки нельзя посадить его в тюрьму и дать ему срок за то, что он сделал. Он не понимает, что делает.

А человек понимает.

Но почему же мы-то страдаем от того, что Адам неправильно воспользовался данной ему Богом свободой? Мы ведь не ели от древа познания добра и зла? Хотя некоторые, наверное, уже ели… Ну, младенцы точно не ели. Почему же тогда рождаются детки с сердечными патологиями, с уродствами, несовместимыми с жизнью? Разве младенцы в чем-то виноваты?

Мы созданы Богом как единый организм. Грех или святость одного отражаются на всех остальных. Это только кажется, что мы отделены друг от друга пространством, у нас разный интеллект, разный внешний вид, разный цвет кожи, разные пристрастия. На самом деле человечество — это единый организм, созданный Богом по Своему образу — образу Пресвятой Троицы, единой в Любви.

То есть мы все личности единой человеческой природы и связаны очень тесно. Мы все родственники, мы с вами братья и сестры. И те, которые жили, и те, которые будут жить, и те, которые сейчас живут по всей земле, — мы все одно. И поэтому то, что нарушается в одном, оказывает влияние на других.

Поскольку Адам — наш общий праотец, его поступок как некая генетическая болезнь передается из рода в род, из поколения в поколение.

Почему Бог не наводит порядок?

Но тогда можно сказать: «А почему Бог, в конце концов, не наведет порядок? Ведь он знает, кто больше грешит, а кто меньше. Среди нас, возможно, находятся будущие преступники, которые совершат тяжкие преступления. Так может быть, лучше сразу их ликвидировать, чтобы они не мешали другим?» Мы этого не знаем, но Бог-то знает. Почему же Он допускает этим людям жить?

Дело в том, что мы с вами живем во времени, которое является путем в Вечность. Жизнь, которой мы сейчас живем, это не та настоящая жизнь, для которой мы созданы Богом.

В этот мир, где мы с вами находимся, мы были изгнаны из рая после совершения греха. И наше пребывание здесь временно.

Это не то место, где мы можем хорошо устроиться, купить себе красивую мебель, дачу, машину, найти замечательную жену или мужа, устроиться навечно и пользоваться всеми этими благами.

Жизнь — это дорога, где нам нельзя собирать много вещей, это дорога, которая однажды кончится. Бог ждет конца истории, чтобы подвести некую черту. Ведь если прямо сейчас начинать разбираться, кто прав, кто виноват, боюсь, всем нам не поздоровится. У каждого из нас есть грехи, и я далеко не святой.

Если человек священник или ходит в церковь, это не значит, что он святой, как некоторые думают. Чтобы совершить суд, нужно закончить с этим миром вовсе, остановить время и разбираться с каждым, кто жил и кто еще живет.

И это произойдет обязательно, но Бог ждет, когда покаются люди, которые пока еще не пришли в сознание греха.

Некоторые даже думают, что Бог как бы завел некие часы, и мы теперь тикаем здесь сами по себе, а Он сверху смотрит и не вмешивается. Но как Он терпит столько зла? Почему он не вмешивается? Какой-то жестокий получается Бог, скажете вы. Куда же Он смотрит? Где Он? И тут мы подходим к самому главному.

Бог на кресте

Один мудрый батюшка, когда его спросили, где же Бог, очень просто сказал: Бог на Кресте.

Бог приходит на землю, становится человеком и проживает человеческую жизнь со всеми ее трудностями, приняв на себя даже последствия первородного греха, хотя Он чище и безгрешнее, чем новорожденный младенец.

Безгрешному человеку жить среди нас, грешных, очень тяжело. Вы читали «Идиота» Достоевского? Это была попытка показать образ святого человека в нашем грешном мире. И чем кончилось? Герой просто сошел с ума.

Когда Господь был на земле, Он так уставал, что спал на корме лодки, которая буквально тонула в волнах. Перед тем как принять на Себя грехи всего мира, перед крестным страданием, Господь так горячо молился в Гефсиманском саду, что пот его был, как капли крови.

Он принял на себя страшную мучительную смерть. Пережил многие унижения. Люди, которых Он исцелял — а ни один человек не отходил от Него без помощи, — кричали: «Распни, распни Его!» Хотя эти люди могли Его освободить, но они освободили разбойника.

Смерть на кресте — страшная смерть, смерть-пытка. Когда человека прибивают гвоздями ко кресту, он вынужден опираться на раны на руках или на прибитые гвоздями ноги. Распятый человек умирает от удушья. Это страшное истязание, страшное мучение.

Проводили даже такой эксперимент: люди долго стояли просто с поднятыми руками — они начинали задыхаться от того, что грудная клетка поднята вверх. А у креста стояла толпа людей, они смеялись и кричали: «Спаси себя, если ты — Бог».

Как известно по современным исследованиям плащаницы, Христа секли страшными бичами со свинцовыми наконечниками, сдирающими кожу. На плащанице видно, что вся спина Его была исполосована ими.

Он был так избит, что Сам не мог нести крест, Ему помогал Симон Киринейский. Когда Он нес верхнюю перекладину, которая была привязана к Его рукам, и когда, обессиленный, спотыкался по пути на Голгофу — Он падал лицом в пыль, частички этой пыли были найдены на плащанице. На главу Его надели терновый венец с острыми шипами, они впивались в кожу, и струи крови текли по Его лицу.

Физическое страдание усугублялось еще и нравственным, духовным страданием, которое непостижимо для нас — Он произнес на кресте фразу, которая всегда приводит меня лично в состояние внутреннего содрогания, на кресте Бог-Сын обращается к Богу-Отцу: «Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил?»

Что-то похожее переживает и мой друг, который думает, что Бог оставил эту девочку. Это невыносимо тяжкое страдание, и оно было пережито самим Богом. Это страдание и есть то, что сделал Бог, чтобы победить зло, чтобы уничтожить само страдание. Вот путь избавления от страдания. Страдание исцеляется страданием. Смерть убивается смертью.

Умирая на кресте, претерпевая страдание, Он уничтожает его силу. Теперь каждый, кто страдает, может обратиться ко Христу, и быть с Ним, и получить от Него помощь. Такая помощь приходит. Потому что теперь страдание не имеет такой силы, которая была до Христа. Теперь страдание имеет смысл.

И каждый страдающий теперь приносит себя в жертву и страдает со Христом.

Источник: https://www.ekbmiloserdie.ru/articles/page_004584-pochemu_stradayut_nevinnyie

За что страдают невинные дети?

«Тебе машину, мне квартиру, — спокойным тоном сказал мама, когда отец заговорил о разводе, — дети остаются со мной, и это не обсуждается!» Спустя двадцать лет я помню каждое слово из этого разговора. На тот момент мне восемь лет, и мне страшно, но «взрослая» десятилетняя сестра утешает: «Не бойся, он шутит, папа хороший, он нас не бросит». Но папа не шутил.

Жизнь после развода

Конечно, дети никуда не денутся, а вот квартира — совсем другое дело… О детях почему-то думают в последнюю очередь: еще маленький, забудет! Без мужика в доме можно прожить, а вот без дома, увы.

Читайте также:  Как сказать ребенку о смерти близкого?

Если отбросить причины, послужившие поводом для развода в семьях с ребенком, раздел имущества — это дело чести. «Мне от тебя ничего не нужно, это для детей!» Понятное дело, что телевизор, машина и дача общие. А дети чьи будут?

© DepositPhotos

Реальность сурова: ребенок всегда остается с матерью. И ей, возможно, кроме обиды, стыда, злости и претензий, достанется еще чуточку алиментов. Но когда делят квартиру, это не больно. Гораздо больнее, когда делят детей и невинный ребенок становится орудием возмездия за родительские ошибки.

Для бывших супругов шансов не пережить развод практически нет. Пока дети растут, взрослому человеку придется еще очень долго бежать по жизни. И надо выбраться, надо остаться целым, встать, отдышаться и решить, что делать дальше.

© DepositPhotos

Психологи говорят, что действия во время развода аналогичны действиям на пожаре: сначала надень кислородную маску на себя, затем на ребенка.

Но развод — тяжелейшая психотравма для детей в любом возрасте. Ведь проблемы из детства могут отравить взрослую жизнь. Поэтому родителям нужно найти путь к примирению и не делить ребенка, разрывая отношения.

© DepositPhotos

Ребенок всегда стремится примирить родителей. Если между собой они враги, то для ребенка — самые важные и самые лучшие люди. В такой ситуации одни дети страдают: «Если я не могу помочь помириться маме и папе, если я не могу сделать приятно маме так, чтобы не обидеть этим папу, то я плохой, во мне что-то не так. Это я во всём виноват».

А другие, как бы грустно это ни звучало, ищут материальную выгоду: «Ваша война — это ваше дело, а мне нужен велосипед. И компьютер». Дальше ребенок открыто манипулирует родителями и стравливает их — кто предложит цену больше. О вере в любовь тут не может быть и речи, ее нет.

© DepositPhotos

Как поступить родителям, чтобы новая жизнь после развода не превратилась в затяжную холодную войну, единственный результат которой — травмированный ребенок? Психологи советуют придерживаться некоторых правил.

Как помочь ребенку пережить развод

  • Честно объясняй причину развода. Наврать — верный способ заработать проблемы для ребенка и для себя в старости.
  • Твое разочарование, растерянность, отчаянье, страх и гнев – это предатели в разговоре.

    Интонации, выдающие эти эмоции, больше всего улавливают дети. Поэтому, если для тебя развод это катастрофа, старайся не пугать ребенка своими настоящими чувствами.

    Подбирай интонации так, чтобы ситуация выглядела единственным правильным решением.

    © DepositPhotos

  • Ограничь конфликтные ситуации, ссоры в присутствии детей и не отзывайся плохо о бывшем муже или жене. Это очень трудно, но надо вдвоем договориться соблюдать это правило.
  • Поддержи ребенка, если он не в силах сдержать свои эмоции. Спокойным тоном, без упреков объясни ему, что в разводе он не виноват. Папа навсегда останется его папой, а мама — мамой, несмотря на то, что они не живут вместе.

    © DepositPhotos

  • Удели внимание физическому контакту. Чаще обнимай ребенка и говори, что любишь, что другой родитель тоже любит его, хоть и живет отдельно. И даже если тобой движет обида, представь себе, что бывший супруг не сказал бы иначе.
  • Никогда не говори «папа плохой», «это мама виновата», «всё надоело». Избегая этих фраз, ты поймешь, где твои слабости и каким был твой вклад в распад семьи. Если мама убеждает ребенка в том, что отец негодяй и неудачник, он может подумать, что сам наполовину неудачник, ведь он похож на обеих родителей.
  • Запомни, детям гораздо легче любить нескольких родителей (если после развода сформируются новые семьи), чем выбирать между мамой и папой.
  • © DepositPhotos

  • Нельзя ограничивать общение с другим родителем. Встречи должны быть, причем регулярно.
  • Ребенку необходим отец так же, как и мать. Не используй распространенную уловку, что, пока вам тяжело, отцу лучше побыть в стороне и подождать, пока всё уляжется. «Успокоятся и начнут общаться!» Поверь, не начнут.

    Если папы не было рядом в тяжелый момент — он автоматически считается предателем. А во взрослой жизни это предательство откликнется невозможностью строить правильные отношения с противоположным полом.

    © DepositPhotos

  • Не меняй режима дня и поддерживай установленные традиции (посещение спортивных секций, бабушек по выходным).
  • Симптомы подавленности, которые возникают у детей после развода, сохраняются в течение двух лет или дольше. Они бывают разными в зависимости от возраста и характера ребенка: кошмары, плаксивость, истерики, апатия, капризы, агрессивность, склонность к ссорам, ухудшение работоспособности. Поэтому и мать, и отец должны стать терпеливыми и помочь ребенку.

    © DepositPhotos

    Если развод коснулся твоей семьи, психологи объясняют, как сказать об этом ребенку.

    Как сказать ребенку о разводе

  • Развод — не твоя вина.
  • Говори о любых своих чувствах и не держи их в себе. Можешь сердиться, грустить, это не стыдно — у тебя есть причина.
  • Ты можешь дружить с обоими родителями и любить их, а не выбирать одного из них.
  • Ты не должен быть посыльным и передавать сообщения от мамы к папе, и наоборот.

    © DepositPhotos

  • Старайся не вмешиваться в конфликты родителей.
  • Всегда спрашивай то, что тебе непонятно. Пусть родители объяснят, что случилось.
  • Если трудно — попроси помощи.
  • Быть ребенком разведенных родителей — не стыдно.
  • Запомни: мама и папа разводятся друг с другом, а не с тобой!

    © DepositPhotos

  • Чтобы ребенку было хорошо, ему не нужны деньги и дорогие игрушки. Гнев, злость и обида — удел отца с матерью. Ребенок не заслуживает того, чтобы терпеть боль, и каждый любящий родитель обязан помочь ему с ней справиться.

    Жизнь полна непонятных вещей, одни браки выдерживают, а другие рушатся через пару лет. Но ребенок появляется в семье с одной целью: чтобы ты любил его и поддерживал в трудные моменты.

    Напиши нам в комментариях, как ты считаешь: личная жизнь после развода возможна или лучше не наступать заново на грабли, а жить ради детей?

    Источник: https://cemicvet.mediasole.ru/za_chto_stradayut_nevinnye_deti

    Когда болеют дети. Советы врача-священника

    Семья — это единое тело, и часто духовный груз, который на ней лежит, распределяется между ее членами неравномерно. Случается, что дети несут непосильный груз и расплачиваются своим здоровьем за грехи и ошибки родителей.

    В одной знакомой мне семье был такой случай. Девочка семи лет тяжело болела, высокая температура долго не отступала, врачи не могли поставить диагноз, и родители были на грани отчаяния.

    И их мама, бабушка девочки, передала слова одного священника: девочка, мол, потому болеет, что вы не исповедуетесь и не причащаетесь и ваши грехи ложатся на ребенка.

    Это глубоко тронуло отца и мать, они стали ходить в храм, принесли покаяние, стали причащаться и исправлять свою жизнь. Болезнь отступила. Она была тем попущением Божиим, через которое вся семья воцерковилась.

    Люди иногда задаются вопросом: за что страдают дети? Ну — мы, грешные… Это, кстати, один из главных вопросов у Достоевского. Вспомним «Братьев Карамазовых». С точки зрения человеческой справедливости, этот вопрос неразрешим.

    Ответ на него дается только в перспективе вечности, в судьбах Божиих.

    Федор Михайлович это понял только после смерти собственного сына, когда поехал за утешением в Оптину пустынь и беседовал со святым старцем Амвросием, а окончательно уразумел духовный смысл невинных страданий лишь перед собственной кончиной.

    Сейчас мне часто приходится бывать в одном из московских детских домов для умственно отсталых детей.

    Многие из них не встают с постели, от многих, как от тяжело больных, отказались родители; здесь дети с тяжелыми пороками развития, все они тяжко страдают, хотя многие из них, по блаженству своему, этого и не сознают.

    В этот дом вступаешь, как на адово дно, но именно здесь можно почувствовать сладость рая сердец, живущих с Богом. Здесь много детей, ходящих в церковь и любящих Господа.

    Первое, что сделал Господь после Своей крестной смерти, — Он сошел во ад. Первое, что должен сделать сораспявшийся Богу человек, — сойти вместе с Ним во ад своей собственной жизни и помыслов.

    Кто приходит сюда, в этот детский дом, тот остается здесь навсегда.

    Ребенок и страдание. Как это осмыслить, как понести?

    Побывав в детском доме, уходишь с ощущением, что, может быть, этот мир, который враг рода человеческого стремится превратить в сплошной «диснейленд» с жующими и улыбающимися до ушей, бессмысленно счастливыми роботами, этот падший порнографический мир еще держится только потому, что есть дети, которые своими страданиями перевешивают чашу весов нашего безбожия и нераскаянности. Судьбы этих детей раскроются в вечности. Болезни и «ненормальности» суть явления только земной жизни. Если Бог не сотворил смерти, но она вошла в мир через отступление от Него, через грех, то тем более Он не сотворил болезней.

    Два с половиной года назад ко мне на исповедь пришла больная девочка лет двенадцати из этого детского дома. Она не могла связать двух слов, крутилась, как волчок, ее ненормальный взгляд, постоянные гримасы, весь вид ее говорил о «неполноценности».

    И вот она стала исповедоваться и причащаться каждое воскресенье.

    Через год у нее появилась потребность откровения помыслов (кто молится и часто исповедуется, тот знает, что это такое). Девочка стала вести такую внимательную духовную жизнь, о которой не подозревают даже те люди, которые считают себя глубоко верующими и церковными.

    Она стала молиться Иисусовой молитвой («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную»), бороться с прилогами, прощать обиды, терпеть все. В течение нескольких месяцев она научилась читать и писать, прошли все признаки дебильности, на лице изобразилась печать духовности. Во всем, что она говорила и делала, было чувство и рассуждение.

    Когда я ее видел, мое сердце сжималось от греховности и неправды моей собственной жизни.

    Потом ее перевели в другой детский дом, и мы с ней некоторое время не виделись. Но однажды она приехала ко мне и сказала:

    — Батюшка, вы за меня не беспокойтесь, я все время с Богом. Он не покидает меня даже во сне…

    Если после этого соберутся все умники мира и представят мне самые точные доказательства того, что Бога нет, я с печалью на них погляжу…

    Больные дети принимают на себя подвиг мученичества и юродства ради того, чтобы Господь не до конца прогневался на этот мир, и мы, может быть, благодаря им еще имеем время на покаяние. Но мы, по нашей нераскаянности, по нашей привычке не думать о своих грехах, а винить в них кого-то другого, не чувствуем этого.

    И вот — ропот: если, мол, Бог справедлив, то как Он допускает страдание детей?

    Да, Бог справедлив. Он не учит нас грешить. Он говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

    Для нас не был бы труден вопрос, за что страдают дети, если бы в этом, как и во всем, мы взирали на Христа Спасителя, соизмеряли с Ним всю нашу жизнь. За что страдают дети? За что страдал Сам Спаситель? Ведь Он безгрешен. Каждый рождающийся в мир младенец несет на себе печать первородного греха. А Господь и того не имел. Он — чище любого ребенка — страдал, и как!..

    Вот и ответ на вопрос: за что страдают дети. За наши грехи. За наше нерадение о спасении их душ, о своем спасении. Наша родительская задача состоит не только в том, чтобы обеспечить детям физическое существование, но прежде всего — духовно воспитать их, открыть им дорогу к Богу. Бот слово Спасителя: «Не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19, 14).

    Если мы не приводим младенца в храм, не учим его молиться, если у нас дома нет иконы, Евангелия, если мы не стараемся жить благочестиво, то, значит, мы препятствуем ему приходить ко Христу. И в этом — наш самый главный грех, который ложится и на наших детей.

    Вот почему за наши грехи страдают дети, даже если они в них не виноваты. Мы с ними связаны невидимой нитью, в них — наши кровь, дух. Если бы они не были нашими детьми, они бы не страдали за нас. Но тогда бы они от нас и не родились.

    Грех потому и есть величайшее зло, что от него страдают невиновные. Но по этому же закону страданиями одних искупаются грехи других. «Ранами Его мы исцелехом», — говорим мы о Господе нашем Иисусе Христе, открывшем нам дверь спасения.

    Источник: https://bookap.info/clasik/grachev_kogda_boleyut_deti_sovety_vracha_svyashchennika/gl5.shtm

    Ссылка на основную публикацию