Місце проживання – склеп

Мертвая пенсионерка пролежала в квартире 13 лет

По версии следователей, одинокая пожилая женщина скончалась в 1995 г., но поднимать тревогу тогда оказалось некому…

СКЛЕП В ХРУЩЕВКЕ

Найти труп жительницы Щекина Валентины Абрамовой удалось случайно. В марте коммунальщики затеяли ремонт износившегося стояка в квартирах дома №16 по ул. Юбилейной, что в пос. Станционный. Камнем преткновения для бригады ремонтников стала квартира на втором этаже.

По документам здесь проживала некая пенсионерка Абрамова, но квартира выглядела заброшенной. Входная дверь заросла паутиной и пылью: было видно, что ее не открывали уже много лет. Соседи ничего вразумительного о жильцах загадочной квартиры рассказать не смогли.

“Давным-давно там жила какая-то женщина, но она уехала лет десять назад, да и уже вряд ли жива сейчас”, – в один голос твердили жители подъезда.25 марта работники ЖЭУ вызвали милиционеров и в их присутствии вскрыли квартиру.

Стражей порядка сразу насторожило то, что дверь была закрыта на два замка и цепочку: изнутри! В единственной комнате жилища вошедшие стали свидетелями страшной картины: на диване лежал труп женщины, больше похожий на мумию. Рядом с диваном стоял стул с кружкой, пожелтевшими от времени бумагами и карандашом.

Рядом на полу валялась охапка газет и журналов, датированных серединой 90-х годов.

Именно по газетам сыщики и установили ориентировочную дату смерти Абрамовой. Самые поздние номера были датированы 1994 г. Позже следователи выяснили, что в последний раз пенсию Абрамова получила в июне 1995 г. После этого все следы женщины оборвались.

БЕЗ ВЕСТИ УМЕРШАЯ
О самой Валентине известно немного: близких родственников у нее не было, а дальних пока так и не разыскали. Пенсионерка, которой на предполагаемый момент смерти было 68 лет, родом из Брянской области, в Щекино переехала в первой половине 90-х, получила квартиру на ул. Юбилейной.

Женщина страдала психическим заболеванием, имела инвалидность и часто подолгу лечилась в психбольнице в Петелино. Возможно, именно болезнь сыграла злую шутку – когда Валентина Павловна вдруг исчезла, соседи посчитали, что она снова попала в больницу.

– Мы в шоке от того, что все эти годы жили по соседству с мертвецом, – говорит Алла Петровна Маричева, жительница соседней квартиры. – Соседка не прожила в нашем доме и двух лет. Она редко выходила из дома, ни с кем не общалась, в гости к ней тоже никто не ходил.

Но мы знали, что у нее есть племянник, и пытались его разыскать – выяснить судьбу бабушки, но не смогли.Часто о смерти людей по характерному трупному запаху первыми узнают соседи погибших. Но жители квартир, расположенных на одной площадке с жилищем Валентины Абрамовой, ничего такого не припомнили.

Единственное, что вспомнил кое-кто из соседей: одно время с балкона Валентины Павловны летели “какие-то необычные, крупные мухи”. Но и на это никто внимания не обратил: пенсионерка часто оставляла мусорное ведро на балконе.Но в данном случае бдительность могли и должны были проявить не только соседи.

– Сейчас мы проводим проверку по факту обнаружения трупа женщины, но в возбуждении уголовного дела, вероятно, будет отказано, – рассказывает Татьяна Аленчева, руководитель Щекинского Следственного отдела СУ СК при Прокуратуре РФ. – Основная версия следствия на данный момент – пенсионерка умерла своей смертью.

Вряд ли кто-то будет привлечен к ответственности и за то, что о смерти женщины стало известно только сейчас. Здесь речь идет, скорее, о моральной стороне дела. Работники Пенсионного фонда закрыли счет пенсионерки, не выяснив, что с ней случилось. Официальных документов о том, что она умерла или, к примеру, уехала на другое место жительства, там не было. По официальной формулировке, пенсионный счет Валентины Абрамовой был закрыт из-за того, что она “длительное время не приходила получать пенсию”.

Следователи считают, что поинтересоваться судьбой хронически больной одинокой пенсионерки, внезапно исчезнувшей неизвестно куда, могли и работники ЖКХ, которым она задолжала за коммунальные услуги 42 тысячи рублей, и социальные работники, и участковый.

ТУЛЯК ПРОСИДЕЛ ЗА СТОЛОМ 6 ЛЕТ
В декабре 2006 г. в одном из домов на пр. Ленина в Туле нашли труп мужчины, который, как установили следователи, скончался в 2000 г.

Туляк много лет жил в полном одиночестве, не поддерживал связь с родственниками и ни с кем не дружил. После его исчезновения соседи посчитали, что он уехал жить в другой город.

Мумию нашли также случайно: во время обхода должников по квартплате.

Андрей ВАРЕНКОВ.

Источник: https://myslo.ru/news/arhiv/article-4160

Склеповый обряд погребения

Изучение склеповой культуры Кавказа интересно не только для археологов, но и для этнографов, так как склепы представляет собой не только синтез архитектурно-строительных достижений эпохи средневековья, но дают нам достаточно яркую картину религиозных воззрений.

Сведения о склеповых сооружениях Северного Кавказа имеются в трудах известных учёных ХIХ – первой половины ХХ в. В.Ф. Миллера, П.С. Уваровой, А.М. Дирра, Б.А. Куфтина, Г.А. Кокиева, Л.П. Семёнова, В.В. Бунака Е.И. Крупнова и др. Планомерное и последовательное изучение склеповой культуры, по мнению В.Х.

Тменова, значительно расширило границы представлений о материальной и духовной культуре горцев в средневековую эпоху, особенно в её поздний период, когда, в основном, завершается процесс этнического формирования современных северокавказских народов. Расширил сведения о склеповой архитектуре Осетии Дзаттиаты Р.Г.

в монографии «Культура позднесредневековой Осетии».

Известно, что в XIX в. под нажимом христианства и мусульманства, а также в силу определенных исторических причин, склеповый погребальный обряд прекратил свое существование.

Между тем, данный обряд  погребения  был  один из наиболее распространённых вариантов погребения во многих районах горной Осетии. Существовало три типа склепов: подземные, полуподземные и надземные; каждый из них отличался от другого различными конструктивными особенностями.

Особый интерес представляют наземные склепы, состоящие из одного или двух-трёх ярусов и распространённые в основном  в  горных  и  предгорных  районах Осетии.

Значительное количество таких склепов имеется в Даргавском ущелье, в селениях Джимара, Даллагкау, Дзгвис Куртатинского ущелья, сёлах Дагомского прихода Алагирского ущелья, в селениях Махческ, Дзинага, Хазнидон в Дигории и других пунктах.

Истоки возникновения склеповой архитектуры и склепового обряда погребения уходят в глубокую древность. Необходимо учесть, что склеповый погребальный обряд неразрывно связан с самими склеповыми сооружениями. Вопрос о том, строились ли склепы из-за малоземелья, или носили другой характер, обсуждается до сих пор, хотя большинство склоняется к малоземелью.

Так, Вс. Миллер считал, что «всякий кто бывал в горах Кавказа, знает, какую громадную ценность для горцев представляет удобная для посева земля, которой чрезвычайно мало. Понятно, что при крайней тесноте для живых людей нельзя было отводить много места для мёртвых». Того же мнения придерживался и Ф.С.

Гребенец, считавший, что «необходимость хоронить покойников в этих наземных могильниках, вероятнее всего, вызывалась отсутствием свободной земли, которой много пришлось бы отводить под умерших, но может быть, и теми трудностями, с которой сопряжено рытьё самих могил в сплошном камне». К примеру, «Город мёртвых» в Даргавсе.

Этот участок оказался неприспособленным из-за каменистости для возделывания. При этом, по мнению многих исследователей, нельзя отрицать и другие обстоятельства предпочтения склеповых сооружений. К примеру, Г.А.

Кокиев связывал строительство склепов с эпидемией: «Осетины, по-видимому, широко пользовались склепами для своих погребальных целей, как в суровую эпоху кровавых междоусобиц, так и во время эпидемии, опустошившей, по народным преданиям, целые аулы».

Захоронение умерших производилось впогребальных настилах или прямо на скальном полу  склепа  –  зæппадз’а.  В надземных склепах башенного типа погребения на полу совершались лишь в первом, нижнем ярусе. Система крепления настила в камерах полуподземных склепов  та  же,  что  и  в  подземных.

 Идентично оформлены лазы и устройство запоров к ним. Склепы-усыпальницы служили для погребения большого числа покойников, и это происходило в тот период, когда каждая группа (род или семья) имела свое место для погребения умерших, общий могильник или склеп.

При этом некоторые исследователи считают, что для погребения, склепами пользовались исключительно богатые и знатные семьи.

Говоря о склеповых сооружениях нельзя не коснуться и зороастризма. Согласно учению ортодоксального зороастризма, все, что мертво, и в первую очередь труп умершего, является источником осквернения окружающего. Такому осквернению может подвергаться земля.

Вендидад обращает на это особое внимание, расценивая зарывание в землю мёртвых тел одним из самых тяжких преступлений. С.А. Токарев считает, что погребальные склепы осетин ни что иное, как следы маздаизма. Религия маздаизма или зороастризм (по имени основателя – Зороастра) возникает среди иранских племён в VI в. до н.э.

К этому времени маздаизм оформляется в классовую религию. Особенное развитие и распространение маздаизм приобретает при  Ахеменидской династии (VIв. д.н.э. – III в. н.э.). Как известно, и при Ахеменидах, а тем более при Сасанидах, территория Закавказья  входила в сферу Иранского государства.

Известно также, что зороастризм они насаждали не только в странах с иранским населением.

Что касается скифов и сарматов, то попади они под власть Ахеменидов или Сасанидов – не избежать бы им, как носителям иранского  языка,  широкого внедрения религии зороастризма. При царях ахеменидской династии Дарии и Ксерксе земли восточноскифских племён – саков были ими завоеваны.

Причём свои победы эти цари объясняли тем, что им покровительствует Ахурамазда, тогда как саки оказались «неверными» (Р.Дзаттиа-ты.1985:16). Исходя из этого, вполне допустимо, что скифы могли испытать воздействие зороастризма. Однако, В.И Абаев считал, что скифам был чужд зороастризм как религия, хотя допускает, что в языке саков всё же были элементы зороастризма.

Такое отношение скифов к зороастризму было в отдалённые времена. В дальнейшем, как известно, образ жизни скифов, как кочевых племён, меняется.

«Вполне допустимо, что впоследствии аланы восприняли какие-то черты или элементы зороастризма, – считает Р.Г. Дзаттиаты и приводит несколько доводов в пользу зороастрийского влияния. В частности, «склепы и склеповый обряд захоронения, по его мнению, в какой-то степени несут на себе следы зороастрийской религии».

Склеповые сооружения распространены в основном в горных и предгорных районах Осетии, а также Чечне и Ингушетии – в верховьях рек Ассы и Аргуна. Значительное количество таких склепов фиксируется в Даргавском ущелье, в частности в «Городе Мёртвых». Б.А.

Калоев считает, что подземные склепы появились, в основном, в позднем средневековье. Однако упоминание склепов в нартских сказаниях, ярко отразивших быт средневековых осетин-алан, свидетельствует о наличии их у последних и в раннем средневековье.

Во всяком случае, знаменитый нарт Сослан, умирая, потребовал, чтобы ему соорудили многоярусный наземный склеп со световыми отверстиями для прохождения солнечных лучей.

Обращает внимание полное отсутствие склепов по всей Центральной Осетии – в Нарской котловине, Мамисонском, Зругском, Джинатском и Трусовском ущельях (правда в последнем отмечено два склепа в глубине ущелья в местности Сивыраута).

Отсутствие склепов в указанных районах Осетии, возможно, объясняется постоянным отливом местного населения до XVIII в. как на южные склоны Кавказского хребта, так и на равнины Северного Кавказа.

Что касается Южной Осетии, то здесь в отличие от Центральной Осетии склепы, главным образов, надземные и полуподземные.

Покойника, принесённого на специальных носилках, после исполнения соответствующих обрядов, втаскивали через лаз внутрь склепа и укладывали на погребальный настил. Погребения в склепах совершались несколькими способами.

Встречаются трупоположения в саванах (одеялах, бурках) и без оных; головы погребенных иногда обмотаны плотной хлопчатобумажной тканью, а глазницы и рты заткнуты матерчатым жгутом.

Руки покойника вытянуты вдоль туловища, в некоторых случаях одна из рук согнута в локтевом составе и покоится на груди.

Читайте также:  Заупокойная молитва, записки об упокоении

За склеповой культурой, конечно, стоит культ мёртвых. Именно этим объясняются обильные жертвоприношения и поминки, погребальные ристания в виде скачек, стрельбы в цель и многое другое. Этим, естественно, поддерживалась связь между живыми и мёртвыми в надежде, что мёртвые в свою очередь должны заботиться о живых потомках.

В Осетии кроме того существовали захоронения в каменных ящиках, которых большей частью придерживались в высокогорных районах. Так, например, Царциатские кладбища, которые состоят в основном  из каменных ящиков. По свидетельству А.А.

Миллера, осетины строили каменные ящики, как и их отдаленные предки… Могильная яма вырывается большей или меньшей глубины в зависимости от степени уважения к покойнику; стены могилы обставляются камнями и камнями же сверху она и покрывается.

Своеобразны  погребения  также  в остродонных и плоскодонных ладьевидных колодах. По мнению Л.П. Семёнова «кавказский обычай погребения в колоде-челноке, поздний по времени, является последним звеном в эволюции одного из древнейших погребальных обрядов в лодке. В конце XVIII в.

в Осетии стала распространяться традиция захоронения в гробах, но не во всех районах, так как в высокогорье предпочитали хоронить в каменных ящиках. Наряду с гробами в склепах часто встречались выдолбленные из цельных деревьев колоды для покойников. Г.А.

Кокиев писал: «В склепах башенного типа принято было класть покойников на полки также без гробов, но в этих же склепах мы наблюдаем погребения и в гробах, состоящих из двух выдолбленных корыт, из которых в одно клали покойника, другими прикрывали его».

В связи с погребением в колодах большой интерес представляет интерпретация В.Х. Тменова относительно обнаружения в одном склепе башенного типа ладьевидной колоды с весловидным предметом. «Назначение его неизвестно, – пишет В.Х.

Тменов, – но невольно вспоминается предание о смельчаках-горцах, путешествующих по подземным рекам и морям загробного мира».

Кстати, в Нартском эпосе осетин почтеннейший из нартов Урузмаг просил нартскую молодёжь сколотить для него «большой и крепкий сундук» – лодку, положить его туда и бросить в море.

…Со временем, и особенно с распространением христианства, повсеместно входят в употребление гробы, в том числе и в Осетии.

Аза Кокоева,

научный сотрудник ЮОНИИ им. З.Н. Ванеева

 источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://historicaldis.ru/blog/43430921728

Невероятные вещи, найденные в старинных склепах. Фото

В склепах зачастую можно найти намного больше, чем просто человеческие останки.

Эти подземные святилища веками хранят свои секреты. В них находили художественные шедевры, реликвии и даже загадочные заболевания, передает  Телеграф.

1. Сибирские посмертные маски

В 2015 году исследователи обнаружили 20 посмертных масок в древнем склепе в Кемеровской области (Сибирь). Могила принадлежала загадочной Таштыкской культуре – воинам, которые контролировали большую часть Сибири между 300 г. до н.э. и 500 г. н.э.

Склеп был вырыт в земле, окружен каменной стеной и покрыт бревенчатой крышей. Потребовалось два года, чтобы полностью раскопать это массовое захоронение. Археологи обнаружили останки 30 человек, которые были кремированы и помещены внутрь поддельных «тел» из ткани и кожи.

На лицах этих «манекенов» были посмертные маски, сделанные из гипса. Археологи были удивлены, обнаружив, что посмертные маски Таштык имеют типичные европейские черты.

Возле склепа были обнаружены останки детей, причем, что примечательно, ни на ком из них не было погребальной маски.2. Семь волшебных мумий

В 2009 году археологи обнаружили семь мумий в 900-летнем склепе с стенами, покрытыми магическими надписями. Останки, которые сохранились по естественным причинам, были захоронены глубоко в монастыре в Старой Донголе, столице средневекового государство Мукурра (территория современного Судана). Склеп содержал останки семи мужчин, все возрастом старше 40 лет.

Погребальная камера была запечатана кирпичами и грязевым раствором. Черные надписи были сделаны на побеленных стенах склепа чернилами на коптском и греческом языках. Среди них встречаются отрывки из Евангельский, а также магические имена и символы, которые, как полагают, были предназначены для защиты мертвых от сил зла.

Склеп был впервые найден в 1933 году, но раскопки начались более 70 лет спустя. 3. Череп Будды

Археологи считают, что они, возможно, нашли кусок черепа Будды в 1000-летнем ларце-ступе, обнаруженном в склепе под храмом Баоэнь в Нанкине, Китай. Ступа не только содержала то, что может быть частью черепа Будды, но и кости других буддийских святых.

Ларец был сделан из сандалового дерева, покрытого серебром и золотом, и инкрустированного хрусталем, стеклом, лазуритом и агатом. Надписи показывают, что он был сделан во время правления императора Жэнь-цзуна (997-1022 годы н.э.) династии Сун.

Ступа была расположена в железном ящике, который в свою очередь был помещен в каменный саркофаг. По преданию, когда Будда был кремирован, царь Индии Ашока решил разделить останки костей и праха святого на 84 000 равных части.

Китай получил 19 из них, в том числе теменную кость Будды Остатки были первоначально размещены в другом храме, который был разрушен в ходе военных действий 1400 лет назад.4. Мумия, больная раком

В 1995 году археологи раскопали венгерскую мумию XVIII века, которая произвела настоящую революцию в исследованиях рака.

Естественно сохранившиеся останки были обнаружены в запечатанном склепе доминиканской церкви в городе Вац, где в общей сумме нашли примерно 260 мумифицированных останков.

Команда израильских исследователей проверила все трупы, чтобы увидеть, были ли они носителями вызывающих рак генов. В теле одного человека они обнаружили мутацию в гене APC, который, как известно, вызывает повышенный риск развития рака толстой кишки.

Полученные данные свидетельствуют о том, что предрасположенность к этому заболеванию существовала до того, как болезнь стала серьезной проблемой здравоохранения. Сегодня колоректальный рак является третьим по распространенности формой рака. 5. Тайный склеп Медичи

В 2004 году археологи обнаружили в Италии тайную гробницу, принадлежащую могущественной семьи Медичи. В ходе более раннего исследования известного склепа Медичи специалисты были шокированы, обнаружив, что могила последнего Медичи, великого князя Джана Гастоне был пустой.

В попытке найти недостающий труп они обнаружили секретную камеру позади главного алтаря флорентийской церкви Сан-Лоренцо. Когда исследователи подняли каменную плиту, перед их глазами показались ступеньки, ведущие к скрытому склепу.

В нем находился один гроб для взрослого, в котором и лежало тело Гастоне, а также восемь детских гробов. Что примечательно, во всех детских костях были найдены признаки рахита. Это, вероятно, было вызвано недостатком витамина D в их рационе.

Исследователи не смогли определить некоторых из погибших детей и считают, что некоторые из них являются внебрачными детьми Медичи.6. Самое раннее изображение Иисуса

В египетском склепе археологи недавно обнаружили то, что может быть самым древним изображением Иисуса. Расположенная в древнем городе Оксиринх, таинственная подземная структура показалась на свет только после того, как исследователи удалили 45 тонн камня.

На стенах склепа было шесть слоев краски и множество изображений. Одна картина привлекла внимание экспертов: на таинственном изображении показан одетый в тунику молодой человек с вьющимися волосами, который благословляет кого-то.

Некоторые исследователи считают, что это самое древнее известное изображение Христа. Тем не менее, пока исследователи пытаются перевести загадочные надписи, окружающие фигуру, ее личность остается загадкой.

Археологи сообщают, что они еще не успели исследовать другое таинственное пространство, к которому ведет ход из крипты. Они понятия не имеют, что найдут в новой скрытой камере.7. Склеп древнего астронавта

В 1948 году был обнаружен потайной проход, ведущий в склеп майя Пакаля II, правителя Паленке. Прошло еще четыре года, чтобы расчистить завалы, после чего исследователи смогли войти в скрытую камеру. Останки правителя покоились в нефритовой маске, украшенной бисером. Сразу же возникло много вопросов относительно находки.

Пакаль II якобы умер в возрасте 80 лет, однако, скелетные останки принадлежали 40-летнему мужчине. Более того, резьба на крышке его саркофага убедила некоторых, что Пакаль II и вовсе не был человеком. Гравировка на саркофаге очень похожа на человека, одетого в скафандр и сидящего в кабине космического корабля, напичканной приборами.8.

Тайные шедевры Праги

Искусствоведы недавно обнаружили никогда ранее не виденный памятник глубоко под церковью Рождества Христова в Пражской Лорете. Стены гробницы покрыты замысловатыми изображениями смерти, воскресения и прочих аллегорий.

Датируемая 1664 годом эта удивительная живопись сделана только в черном и сером цвете, благодаря чему создается удивительная игра светотени. Картины были обнаружены в 2011 году, когда склеп был открыт впервые за последние десятилетия.

Многие из работ явно были созданы под влиянием голландского искусства, в том числе Рембрандта. Личность художника остается загадкой. 9. Захороненные сердца

В 2015 году археологи обнаружили пять сердец 400-летней в склепе под монастырем якобинцев в французском Ренне. Забальзамированные органы были захоронены в свинцовых урнах в форме сердца, покрытых надписями.

Эти сохранившиеся сердца, датируемые XVI – XVII веками, являются частью давней традиции «погребений сердец».

Их проанализировали с помощью технологий МРТ и КТ, что предоставило любопытные данные: в трех сердцах были обнаружены серьезные заболевания, в том числе бляшки и атеросклероз. 10. Семья Иисуса

В 1980 году археологи обнаружили скрытый склеп в Иерусалиме. Гробница Тальпиот содержала десять таинственных оссуариев.

Некоторые утверждают, что эти ящики, предназначенные для хранения человеческих останков, являются окончательным доказательством того, что это место последнего упокоения Иисуса из Назарета и его семьи.

Это открытие означает, что Христос не только не был воскрешен из мертвых, но у него также были жена и дети. Надписи на оссуариях гласят «Иисус, сын Иосифа», «Мария» и даже «Иуда, сын Иисуса».

Источник: https://novosti-n.org/ukraine/read/144601.html

Склеп Деметры (Керчь)

?Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
2016-04-03 15:41:00Василий Сергеев
vasily_sergeev
2016-04-03 15:41:00Уникальное греческое захоронение, датируемое первым веком нашей эры располагается на территории частного сектора недалеко от центра города Керчи.
СОПИНА ТАТЬЯНА. Керчь ночная.

Вид на гору Митридат.

В Керчи у подножия горы Митридат существует точная технологическая модель склепа Деметры, в которой мы сегодня и побываем. Термин “точная технологическая модель” означает, что склеп воссоздан в первозданном виде в масштабе 1:1 – с точным соблюдением всех размеров, пропорций, фресок и росписи.

Склеп был обнаружен грабителем-“счастливчиком” при земляных работах в 1895 году на территории усадьбы мещанки Зайцевой. Располагался на глубине порядка 5 метров и практически сохранился в первозданном виде. С потолка склепа смотрела фреска богини Деметры.

В переводе с греческого – богиня плодородия и земледелия, одна из самых почитаемых олимпийских богинь. Отсюда и пошло название склепа. Но, к сожалению, со временем живопись склепа была частично саморазрушена.

Вследствие консервационных работ доступа для экскурсий и посетителей нет.

Информация отсюда. Обратите внимание, что портал развернут на восток, еще точнее – на точку весеннего восхода солнца. Причину этого я уже объяснял у себя в журнале.

Простых людей хоронили в обычных могилах в земле, а знатных горожан – в богато обставленных наземных и подземных склепах. Великолепные фрески, необычно богатая роспись стен и потолка, говорили о необычности и важности персоны, погребенной в этом склепе.

Склеп состоит из погребальной камеры с размером основания 2,2х2,75 метра. Стены у основания квадратные, но ближе к своду сужаются и образовывают полуцилиндрический свод. В камеру ведет низкий, но достаточно широкий вход. Внутри камеры на стенах нанесены рисунки древнегреческих богов и богинь: Гермеса, Калипсо, Плутона и Персефоны.

На потолке невероятно красивый портрет самой Деметры. Также на фресках изображены виноградные листья и гроздья, яблони и гранаты. В каждой из стен – ниши, с изображенным на заднем плане звездным небом – эти ниши предназначались для преподношений.

Читайте также:  На исход души из тела

В центре камеры стоял деревянный саркофаг с останками, который, к сожалению, после того, как его вынесли на воздух, рассыпался в прах. Но его удалось заснять и зарисовать – поэтому подобная копия представлена сейчас в технологической копии склепа, построенной 9 лет назад, в 1998 году.

Склеп был разграблен, поэтому найденные в нем предметы были выкуплены по частям у «счастливчиков». Среди них – античные вазы, сосуды для хранения драгоценностей – леканы, амфоры, кольца и браслеты. Все рисунки, фрески и материалы сохранились, благодаря директору Керченского музея древностей К.Е.

Думбергу, фотографу Рубанчику и художнику-любителю штабс-капитану П. Ридигеру, работавшим в то время на раскопках этого уникального памятника архитектуры античного мира.

Источник: KERCH.COM.UA. Авторские права защищены. Использование материала без ссылки запрещено.

Источник: https://vasily-sergeev.livejournal.com/8006051.html

Склеп Березиных в Суук-Су

Удивительное свойство есть у человеческой психики: когда вокруг слишком много чудесного и удивительного, это начинает восприниматься как обыденность.

На то, что в другом регионе было бы сенсацией, в Крыму зачастую смотрят как на банальную часть пейзажа.

На расположенном между Гурзуфом и Аю-Дагом холме Суук-Су есть уникальное, напоминающее миниатюрную скальную церковь сооружение — склеп Владимира Березина. Даже для пресыщенного историческими и архитектурными памятниками Крыма этот объект необычен.

Ни в одном путеводителе, ни в одном рекламном проспекте вы не найдете даже простого упоминания об этом памятнике истории.

Что удивительно вдвойне, ведь часовня-склеп возведена по проекту архитектора Николая Краснова, построившего знаменитый Ливадийский дворец. Но в отличие от Ливадии, наплыва туристов здесь не наблюдается.

Шедевр знаменитого архитектора для широкой публики так и остается неизвестным. Да что туристы! Даже традиционной таблички «охраняется государством…» нет на стенах склепа.

Еще более странно то, что о часовне совсем не вспоминает даже православная церковь.

Несмотря на то, что это единственное культовое сооружение в округе, чудом уцелевшее после разгула воинствующих безбожников (в тридцатые годы в Гурзуфе были уничтожены все храмы и потрясающей красоты мечеть), а главное — в часовне-склепе сохранилась икона, которая, возможно, имеет полное право именоваться чудотворной!

В конце XIX века расположенное к востоку от Гурзуфа имение Суук-Су (название которого переводится с крымскотатарского как «холодная вода») купил действительный статский советник, талантливый инженер Владимир Ильич Березин. В 1896 году на Всемирной выставке в Париже он получил гран-при за уникальное техническое решение.

Дело в том, что, до того как стали ходить поезда, революция в строительстве мостов не требовалась: они выдерживали груженые телеги, а через большие реки колесный транспорт переправляли мосты. Но для поездов совершенно не подходили старые деревянные мосты, человечество ломало голову над тем, какими должны быть новые, как их монтировать.

А Владимир Ильич придумал, поэтому новый тип моста так и называли — «березинский».

Состояние, заработанное на постройке железнодорожных мостов в Сибири, позволило ему основать курорт, созданный с большим вкусом и по уровню комфорта соответствующий лучшим европейским стандартам. Первых посетителей курорт принял в 1903 году.

К сожалению, сам Владимир Ильич до этого дня не дожил: в 1900 году он умер от рака горла. Дело мужа продолжила жена — Ольга Михайловна Соловьева. И продолжила весьма успешно. Вскоре курорт Суук-Су становится весьма популярным. Здесь побывали И. Бунин, А. Куприн, А. Чехов, Ф. Шаляпин, А. Суриков, К.

 Коровин и эмир Бухарский. В 1913 году курорт посетил даже император Николай II…

В память об умершем муже Ольга Соловьева на возвышающемся в самом центре имения холме построила часовню-склеп. Планировалось, что это будет родовая усыпальница Березиных-Соловьевых.

Но так сложилось, что Владимир Березин оказался единственным погребенным там человеком — в годы Гражданской войны Ольга Михайловна эмигрировала во Францию.

Ей хватило одной Февральской революции, чтобы сделать далеко идущие выводы о судьбе страны, и она покинула Россию. Позже мародеры вскрыли склеп и, обобрав погребение, выбросили из него останки Березина.

Местные жители повторно их захоронили, но уже в обычной могиле.

В 1922 году элитарный курорт приглядело для себя правительство СССР — на его базе организуется дом отдыха для высокопоставленных слуг народа. На часовню долго не обращали никакого внимания.

О шедевре Краснова вспомнили только в тридцатых годах, когда для каких-то хозяйственных нужд понадобился мрамор, которым склеп был обшит изнутри. Рабочим, снимавшим мраморную облицовку, было заодно дано указание сбить мозаичную икону с образами св. княгини Ольги и св.

князя Владимира (небесными покровителями Ольги Соловьевой и Владимира Березина). Мол, негоже, что на территории правительственной дачи такое мракобесие наблюдается.

Вот тут и свершилось первое чудо. «Рабочие тогда отбили только правый нижний угол, — рассказывает местный краевед, хранитель музея истории «Артека» Владимир Свистов.

 — Удивительно, но удар молота сокрушил только фрагмент, на котором ничего, кроме фона, не было, — фигуры святых ничуть не пострадали, хотя от отбитого куска изображение св. Ольги отделяет буквально несколько миллиметров! Что заставило рабочих остановиться, неизвестно».

Но это «что-то» оказалось сильнее страха попасть в «поповские пособники» со всеми вытекающими для тридцатых годов последствиями. Так икона уцелела в первый раз.

Второе чудесное спасение произошло после того, как курорт Суук-Су был передан пионерскому лагерю «Артек». Тогда часовню превратили в… мусорный накопитель. Дело в том, что в плане склеп похож на пронизывающий холм огромный колодец.

Ранее его венчала небольшая башенка с окошками, через которые в часовню проникал свет. Вход в склеп закрыли, башню снесли, и получилась яма для мусора. На вершину холма вела удобная дорога, и мусор в импровизированный мусоросборник высыпали прямо с машин.

Хватило бы одного неудачно упавшего с огромной высоты камня, чтобы полностью уничтожить образы святых, но и тогда икона уцелела…

Только в конце шестидесятых усыпальницу Березина очистили от мусора — санэпидемстанция высказалась категорически против функционирования свалки на территории детского лагеря.

До начала девяностых усыпальница являла собой жалкое зрелище: везде валялся мусор, все стены и колонны были исписаны и разрисованы так, что живого места не осталось, — пионеры спешили увековечить свое пребывание в «Артеке».

То, что тогда икона уцелела, а не была превращена пионерами в кучку разноцветного щебня, даже большее чудо, чем первые два. Можно, конечно, все отнести на счет небывалой прочности сделанной на совесть мозаики. Но это объяснение кажется логичным только на первый взгляд.

Были же сооружения и более прочные, устойчивые — а их никакое чудо не спасло. Например, в 1985 году в «Артеке» открыли самый большой в мире памятник Ленину. У ног бронзового вождя находилась символизирующая собой пионерский костер огромная, метров 6–7 высотой, конструкция из нержавеющей стали и разноцветных стеклянных плит.

Уже к началу девяностых все (!) плиты были благополучно разбиты пионерами на сувениры. А они были в добрых два пальца толщиной, и сокрушить их представлялось возможным разве что кувалдой.

То, как были разбиты стекла с внешней стороны «костра», еще можно понять, но как детки, под рукой у которых ничего, кроме банального булыжника, не было, умудрились расправиться со стеклами внутренними, доступ к коим перекрывали металлические конструкции, остается загадкой и поныне.

Если дети ради цветных стекляшек за какие то пять-шесть лет полностью раскурочили «костер» на охраняемом мемориале, то что же на протяжении почти четверти века оберегало состоящую из тех же стекляшек и брошенную на произвол мозаику?

Усыпальница хоть и не относится к лагерному хозяйству, но в начале девяностых международный детский центр благоустроил примыкающую к ней территорию, отчистил стены от надписей и провел частичную реставрацию. Тогда же на дверной проем навесили запирающуюся на замок решетку.

Правда, надписи типа «здесь был Вася» еще появляются, но их регулярно смывают… В конце девяностых усыпальницу даже вновь освятили.

В 1997 году на празднование столетия курорта Суук-Су приезжал внук Владимира Березина, Георгий, и уже не стыдно было показать ему восстановленный склеп знаменитого инженера.

А спасение самой иконы — пока что единственные три чуда, связанные с образами святителей Украины-Руси. Отсутствие оных, возможно, связано с тем, что перед этой иконой давно никто не молился и не просил о чуде. Может, стоит попросить — и чудо произойдет?

Координаты: +44° 32' 52.21″, +34° 17' 32.81″

Источник: http://jalita.com/big_yalta/gurzuf/crypt_suuk-su.shtml

История артека

Фамильный склеп Березиных
Фото 2011 г.

Состоит на государственном учете. Решение Крымского облисполкома от 20.02.1990. Построен в 1902 – 1903 годы.

Авторы проекта: Николай Петрович Краснов и Оскальд Эмильевич Вегенер, ялтинские архитекторы.

Страдая раком горла, В. И. Березин выехал лечиться в Париж, где после неудачной операции ушел из жизни 2 августа 1900 года. Ольга Михайловна Соловьева, жена В. И. Березина, привезла его прах в «Суук-Су.

В память об умершем супруге Соловьева решила поставить над прахом покойного церковь.

По ее желанию в 1901 году на проект этого сооружения был объявлен конкурс, который проводился при Академии художеств в Санкт-Петербурге и привлек внимание именитых петербургских архитекторов. В 17 номере журнала «Зодчий» за 1902 год можно прочитать, что «12 июня по конкурсу церкви в «Суук-Су» над могилою В. И. Березина поступило 17 проектов» (2: Зодчий; 208).

Фото 1901 г. Первая премия в размере 500 рублей была присуждена проекту, исполненному Г. А. Косяковым, А. И. Подберским, Э. Д. Андреолетти (девиз «Дом»)Авторы предлагали возвести однокупольный храм с применением в его архитектурном оформлении барочно-арочных форм. Внизу, в восточной части возвышенности, авторы предлагали разместить могильный склеп. А на небольшом плато построить церковь.
Фото 1901 г. Второй премией, в 300 рублей отмечена работа В. А. Покровского (девиз – черный треугольник).Работа смотрелась цельно, внушительно и профессионально – в лучших традициях российского церковного зодчества.Облик храма по композиционному решению был близок к проекту, занявшему 1 место ( Г. А. Косяков, А. И. Подберский, Э. Д. Андреолетти).
Фото 1901 г. Третью премию – 200 рублей вручили архитекторам Г. А. Косякову, А. И. Подберскому, Э. Д. Андреолетти (девиз «Б»).Первую и третью премии получила одна и та же группа зодчих.В своем втором варианте они предложили построить пятиугольный вариант церковного храма, решенного в древнерусском стиле.Соловьева приобрела все представленные на объявленный ею конкурс чертежи. и в первую очередь работы заслужившие премии.Так сложилось, что ни один из конкурсных проектов не был воплощен в жизнь. Финансовые затруднения не дали хозяйке «Суук-Су» возможности осуществить масштабное строительство усыпальницы. (Владимир Ильич завещал Ольге Михайловне и своей дочери Ксении состояние около 10 млн. рублей, а часть капитала (в ценных бумагах) он отписал Министерству путей сообщения для учреждения студенческой стипендии «Инженера В.И. Березина).

В 1902 году Соловьева обратилась к крымским архитекторам с просьбой создать проект небольшого склепа. В апреле 1902 года архитекторами Оскальдом Эмильевичем Вегенером и Николаем Петровичем Красновым были выполнены чертежи склепа.

Фасад склепа О.Э. Вегенера, 1902 г.
 

Архитектурный образ мавзолея, созданный О. Э. Вегенером, подкупает простотой своей композиции. Ольга Михайловна отвергла работу Вегенера, предпочтя проект Н. П. Краснова, проектировавшего и строившего для курорта «Суук-Су» курзал и еще несколько других зданий.

Фасад склепа Н.П.Краснова, 1902 г.

Лаконичный проект Краснова привлекает внимание выразительной фигурой печального ангела, подпирающего крест.

При сопоставлении этого Красновского проекта с ныне существующим видно, что архитектор воплотил в жизнь совершенно другой проект. Где он хранится неизвестно.

В конечном итоге погребальный памятник владельцу Суук-Су воплотил в себе симбиоз проектов Вегенера и Краснова.

Внешний вид склепа поражает своей напряженностью и лаконичным решением траурной темы. Вход решен в виде неглубокой ниши, обрамленной сверху аркоймассивного сечения, опирающейся на две подставки-колонны, как будто под тяжестью свода ушедшие на добрую половину в землю.

Читайте также:  Человек перед богом

Вторая стена входа имеет трапециевидный проем с входной дверью, над которой вырезан орнамент перевернутой ионической капители. 

Фото 2011 г.  

Центральное пространство склепа – траурный вестибюль – решено лаконично. При входе на уровне пола расположена продолговатая ниша – место для отпевания покойников.

Над нишей перед входом центральная часть передней стенки занята мозаичным панно, выполненное из мелкой смальты (по-видимому, учениками итальянского мастера Сальватти, автора многих мозаичных работ и церковных храмов Южнобережья тех лет). На панно изображены святые Владимир и Ольга (Березина звали Владимиром, его жену Ольгой).

Слева и справа расположены ниши – места для захоронения близких родственников семьи Березиных. Ниши закрывались мраморными плитами с медными кольцами-ручками по бокам.

Над часовней-склепом была установлена мраморная скульптура ангела-хранителя, которая бесследно исчезла.

В годы гражданской войны мародёры вскрыли склеп и, обобрав погребение, выбросили из него останки Березина. Местные жители повторно их захоронили в обычной могиле (местонахождение ее неизвестно). В 1997 году благодаря Генеральному директору МДЦ «Артек» М.М. Сидоренко, склеп частично был отреставрирован.

Фото 1997 г.

13 сентября 1997 года, в честь 100-летия приобретения земель «Суук-Су» семьей Березиных, склеп был освящен протоиреем Севастопольского округа отцом Георгием.

На церемонии присутствовали внуки основателя курорта «Суук-Су» Георгий Наумович Соловьев, проживающей в Зальцбурге (Австрия), Галина Михайловна Березина, проживающая в Минске (Беларусь), и внучка Федора Ивановича Шаляпина Лидия Либерати, проживающая в Риме (Италия).

Так история создания склепа известному российскому инженеру В.И. Березину превратилась в историю о неосуществленных проектах.

Возможно, со временем появится и церковный храм, проект которого так творчески создавали участники конкурса более 100 лет тому назад. Строительство «Суук-Су» продолжалось 3 года ( с 1900 – 1903), но курорт уже стал принимать гостей, используя для этого дачи, построенные В. И. Березиным в 1898 – 1900 годы.

Источник: https://artek.org/lazurnyy/familnyy-sklep-berezinyh/

Города Мертвых: известнейшие склепы мира

В то время, как заросшие кладбища и прочие погребальные места с брошенными часовнями и странными надгробными плитами – идеальная среда обитания для растений и некоторых животных; склепы представлены гораздо большему забвению. Не все знают, что во всем мире, среди часовен и церквей, есть скрытые подземные фамильные склепы, где умершие покоятся  в забвении уже сотни лет.

Часовня Кости, Эвора, Португалия.

Капелла душ Ossos, то есть часовня из костей, является одним из самых известных памятников Эворы — и жуткой туристической достопримечательностью. Часовня была построена францисканскими монахами в XVI веке.

Этот зал смерти был сооружен рядом с церьковью Святого Франциска. Часовня состоит из черепов и костей 5 000 монахов, а 2 целых скелета висят прикованные цепями к потолку. Их личности остаются неизвестными.

 Часовня, Czermna, Польша.

Часовня была построена в 1776 году приходским священником Вацлавом, который следил за тем, чтоб кости 3 000 человек располагались  ровно по стенам. Под полом этой часовни находится захоронение  21 000 человек, погибших во время Тридцатилетней войны (1618-1648), из-за холеры и голода.

Сан — Бернардино алле Осса, Милан, Италия.

Этот склеп относится к 1210 году, ко времени, когда соседние кладбище больницы было переполнено. Склеп был построен для хранения костей. Церковь была присоединена к склепу в 1269 году, но в 1712 году была сожжена. В 1776 году на том же месте была построена более крупная церковь.

Санта-Мария-делла-Консезионе деи Каппуччини, Рим, Италия.

Склеп под церковью Санта-Мария-делла-Консезионе деи Каппуччини, разделен на пять часовен и содержит остатки 4 000 монахов капуцинов. Похороненных в период между 1500 и 1870 годами. Почва. Находящаяся в склепе, была привезена из Иерусалима.

Склеп Седлец, Чешская Республика.

Этот склеп представляет собой не просто аккуратно уложенные останки людей, а  тщательно проработанные элементы ботового декора, такие. Как люстры, гербы, гирлянды. Склеп расположен в небольшой римско-католической часовне, под кладбищем церкви Всех Святых. Наверное, это самый узнаваемый склеп в мире и прочитать о нем подробнее Вы можете в статье о Костнице в Чехии

Монастырь Сан-Франциско, Лима, ??Перу.

Монастырь Сан-Франциско в Лиме не только может похвастаться всемирно известной библиотеки и местом в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, но и склепом в катакомбах под церковью. Черепа в склепе декоративно расположены в рак концентрических кругов, разделенных другими костями. Предполагается, что в слепе размещены останци 70 000 людей.

Склеп Дюмонт, Франция

Примерно 230000 человек погибли в кровавой битве при Вердене в 1916 году. Дюмонт- склеп, который представляет собой памятник мертвым и место последнего упокоения для неизвестных солдат. Мемориальные доски на стенах и потолке содержат имена французских солдат, которые пали под Верденом.

Источник: http://lifeglobe.net/entry/3998

Склепы. Красиво умереть не запретишь – Интересный Киев

Стройка пока в самом разгаре. Даже удивительно, как это среди плотно обустроенных могил, между которыми и протиснуться-то невозможно, нашелся такой большой кусок земли для семейной усыпальницы. Еще издали видны два купола, один уже позолоченный с крестом наверху. Одна из усыпальниц огорожена ажурной чугунной решеткой, выкрашена серебряной краской.

Строение по углам венчают стройные колонны с позолоченными верхушками. Если подойти ближе и заглянуть сквозь решетку, то можно увидеть большую домовину из черного гранита. Тут захоронен брат Петра Алексеевича. Внутри установлены бюст брата из белого мрамора и белый мраморный крест. Изнутри купол усыпальницы покрыт росписями – изображения святых и лики ангелов с крылышками.

Вход в усыпальницу огорожен коваными воротами, над которыми установлена небольшая гранитная женская статуя с крестом в руках и крыльями за плечами. Попасть внутрь, видимо, могут только самые близкие люди. Сквозь кованый ажур ворот виднеется полукруглая площадка, черные гранитные стены подпирают собой высокий холм кладбища.

На граните выбиты какие-то библейские сцены, а посередине из белого мрамора большое изображение ангела. По соседству строится вторая большая усыпальница, где похоронена мама известного политика. Пока тут идут строительные работы, поэтому, что именно будет внутри, как распишут стены, мы не знаем. Но видно уже, что такая усыпальница могла обойтись в очень не маленькую сумму.

Внешние стены и пол вокруг выложены черным гранитом, словно в мавзолее. Изнутри стены покрывает светлый с прожилками мрамор. Вход в склеп украшают отчеканенные из металла фигуры святых на голубом фоне. Перед входом тоже полукруглая площадка, которая, вероятно, так же, как и соседняя, будет отделана барельефами из дорогого камня.

Невдалеке расположился вагончик-времянка, в котором и живут рабочие. Строители разговорчивостью не отличались, но и прогонять непрошеную гостью не стали. На вопрос, когда окончится стройка, только неопределенно пожимали плечами. Работы, мол, тут еще непочатый край.

По словам здешних работников, проведать, как идут дела на строительстве, приезжает очень пожилой родственник Петра Алексеевича. С простыми кладбищенскими работниками он не общается, приедет, посмотрит и снова уедет. Рядом с семейной усыпальницей политика участок со старыми захоронениями монашек Введенского монастыря.

Простые белые кресты и маленькие земляные холмики, почти сровнявшиеся с землей. Могилы расположены очень близко, и нужно внимательно смотреть под ноги, чтобы ненароком не наступить на холмик. Откуда им знать, с кем приходится соседствовать. Хотя в течение своей земной жизни они успели прийти к истине, что на том свете все равны.

Существует ли мода в строительстве склепов?

– Мода на склепы? – переспрашивает Иван Дивный, старший научный сотрудник Института украинской археографии и источниковедения НАН Украины. – Все сохранившиеся склепы на Байковом, например, как правило, относятся к концу ХІХ и началу ХХ веков, и это кусочек веяний того времени, того стиля. Тут можно встретить и луковки на верхушках, и «раздутые» формы и псевдоклассицизм. Это то же самое, что веяния в строительстве домов тех времен. Посмотрите в старой части города: каждый дом соответствует той эпохе, в которой строился. Тогда тоже существовали фирмы, достаточно известные и крупные, которые ставили буквально на промышленный поток изготовление склепов. Они предлагали уже готовые проекты, из которых заказчик мог выбрать то, что ему нравится. Поэтому мы можем встретить и похожие строения на кладбищах.

Красота и вечное спокойствие

Современные ритуальные фирмы тоже предлагают изготовить склеп из мрамора или гранита. В интернете удалось отыскать пару современных проектов. Это могут быть стелы «в обрамлении скалы», склепы в виде арок, колонн, «мавзолея из красного гранита или белого мрамора».

Самое главное, все это «олицетворяет красоту, архитектурную целостность и вечное спокойствие». (Видимо, составители хотели написать «покой».) Обойтись такая «вечная красота в камне» может и в $50 тыс., и в $100 тыс. В одной донецкой фирме по изготовлению склепов нам рассказали, что нынче спрос на склепы растет.

Даже провели экономические расчеты: если в яму размером 5 на 3 м можно «уложить» (простите за грубость) четыре гроба, то в склеп таких же размеров и глубиной в 2,5 м – аж 12. Экономия-то какая городской земли! Состоятельные люди должны знать, где их похоронят, считают сотрудники фирмы.

Сейчас в Донецке, например, можно даже заранее купить участочек на кладбище, построить себе склеп. И ждать спокойненько своей смерти. Что же до вкусов, то их определяет только толщина кошелька. Кто-то тянет размер склепа 4 на 5 м, а кто-то – 7 на 8 м, да еще с подиумом – чтобы издалека было видно.

Кто-то строит из кирпича, а кто-то из мрамора и гранита.

Старые склепы

Сколько всего сохранилось в Киеве старых склепов, точно сказать трудно. Даже специалисты не знают цифры. Точно известно, что старые польские и немецкие усыпальницы еще остались на Байковом, Лукьяновском кладбищах. На Байковом напротив церкви есть несколько старых захоронений. Летом, когда распускается листва, их практически не видно.

Есть старый склеп в готическом стиле, такая себе мини-копия католического собора. Несколько старых строений врыты в гору. Определить, к какому времени они принадлежат, сложно – почти все даты стерты.

Остались лишь некоторые фамилии – семейство Диателовичей, Александр и Мария Тышевичи, Вацлав и Наталья Горские, почетные граждане Киева Михаил и Агриппина Матвеевы. Одно из самых последних захоронений в склепе датируется 1922 годом. На самом деле самих гробов внутри строений уже нет, что с ними, никто не знает.

Сами склепы похожи на маленькие домики, их размеры примерно 2 на 4 кв. м, высота 2–2,5 м. Определить их стиль достаточно сложно. Есть и готика, классические колонны, склеп, похожий на синагогу. Есть напоминающие псевдорусский стиль – с маленькими «луковками» наверху и как бы раздутыми пропорциями. На Байковом несколько лет назад даже построили новые склепы.

Ничего особенного, просто квадратные бетонные сооружения. Видимо, предполагалось, что тот, кто ими заинтересуется, сам и займется их отделкой. Но, к сожалению, пока не нашлись желающие взять себе семейную усыпальницу. По мнению директора Байкового кладбища Андрея Никифоровича Юхимчука, раньше семейные традиции киевлян были иными.

Безутешная вдова редко когда вновь выходила замуж, и после смерти ее тоже хоронили в семейной усыпальнице. Поэтому и склепы были более востребованы. А вообще, по словам директора кладбища, если у старых захоронений найдутся наследники, которые подтвердят свои права документами, то они могут использовать эти склепы.

Батюшка церкви на Байковом кладбище считает, что никаких церковных указаний по поводу строительства склепов не существует, каждый делает, как хочет. А такие сооружения, как правило, строили люди богатые. Хотя напротив церкви находится простая могила с крестом, в которой захоронены почетные граждане нашего города.

Источник: https://www.interesniy.kiev.ua/sklepyi-krasivo-umeret-ne-zapretish/

Ссылка на основную публикацию