О смерти в православной церковной традиции

За каждым богослужением Православной Церкви звучит это прошение. Православному сознанию не безразлично, в каких обстоятельствах произойдет разлучение души с телом, и то, достойно ли умирающий встретит этот важнейший момент. Поэтому каждый верующий на протяжении всей жизни усердно молится о том, чтобы Господь не попустил ему внезапной смерти, не дал умереть в нераскаянных грехах.

Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать (Еккл. 3, 1-2). Рано или поздно для каждого человека наступает пора перехода от временного земного существования к вечности.

Страшно, когда человек умирает, не осознавая этого, цепляясь до последней минуты за призрачные надежды на выздоровление, особенно, если ближние по малодушию скрывают от него правду.

Напротив, великое благо, если родственники позаботились о предсмертном напутствии и призвали священника к умирающему (разумеется, не против его желания). 

Смерть ожидает каждого из нас, и все же мы часто желаем избежать мыслей о ней. По-христиански мы понимаем земную смерть, как ворота в вечную жизнь. Очень важно подготовить себя духовно и заранее совершить практические приготовления. Вот немного информации о православных обрядах и подготовке похорон.

Почему важно подготовить похороны

  • Это дает осознать значение жизни человека; 
  • Это помогает сплотить семью и друзей в выражении чувства любви, горя и печали; 
  • Это помогает семье, и друзья принять реальность смерти и преодолеть душевные страдания.

Подготовка похорон помогает ослабить боль. Готовясь теперь, Вы можете уменьшить напряжение и снять часть  будущего бремени с семьи и друзей.

Основной  вопрос при захоронении

Одно из самых важных решений в планировании похорон – что сделать с телом.

Однако, для православного христианина нет никакого выбора: согласно святым канонам Церкви, тело покойного христианина должно быть возвращено земле. Кремация определенно запрещается. Тело помещается в гроб и опускается в могилу.

Необходимо иметь участок на кладбище, оборудованную могилу или склеп (если требуется законом), и табличку или памятник с изображением Креста.

Донорство органов

Учение нашей Церкви не запрещает пожертвование органов после смерти человека. Напротив, Господь горячо одобряет отдание жизни за своих друзей (Иоанн 15:13).

Он, конечно, приветствовал бы отдачу органов, необходимых  тем, чья жизнь может быть продлена и сохранена.

В Автомобильном департаменте имеются специальные карты донора органов, которые подписывают в присутствии свидетеля и хранятся в вашем бумажнике или кошельке.

Православные похоронные обряды

Тайна, человеческое мучение, смысл потери, желание продолжения общения … все это исстари в каждой культуре и эпохе находило свою форму ритуального выражения. Некоторые из этих форм были освящены в литургической жизни Церкви. Каждый должен помнить принятый в  Церкви обычай посещения могил покойных (Фомин вторник, Радоница) и обычай литургического поминовения.

Православные литургические обряды для смерти, похорон усопших, и их воспоминания следующие:

  • Служба на разрешение души от тела. Родственники или близкие друзья тяжело больного должны пригласить к его кровати священника (и певца), чтобы  была спета эта живая и духовно наполненная служба. 
  • Служба на разрешение души от тела при длительных страданиях умирающего. Вместе со священником, мы поем молитвы, испрашивая у Бога милостиво позволить Его рабу отойти в мире. 
  • Служба погребения умершего. По существу, это — служба Заутрени, с каноном и другими гимнами, очень напоминающими таковые из Заутрени Великой Субботы — похорон Христа. В идеале, этот обряд должен быть выполнен в церковном храме, с гробом, помещенным в середине храма. Однако, возможны исключения, и этот обряд может быть выполнен или в часовне похоронного бюро или в часовне кладбища. В любом случае, свяжитесь с вашим священником как можно скорее или проинструктируйте вашего распорядителя похорон, чтобы все детали похорон могли быть устроены в соответствии с традициями Церкви.

Отпевание в Церкви

  • Тело покойного, помещенное в гроб, несут — ногами вперед — в церковь для отпевания и устанавливают в центре храма перед алтарем.
  • Гроб открыт и образ Христа, или святого покровителя помещен в руки покойного. — Венчик (с Трисагион (Трисвятым), напечатанным на нем) помещен на лоб покойного.
  •  Ручной крест помещен в гроб около головы покойного.
  • Свечи распределены прихожанам, которые, получая свет от священника, сохраняют их горящими почти до самого конца службы.
  • После Отпуста и «Вечной Памяти,» друзья подходят, чтобы сказать последнее «прости» покойному. Они могут поцеловать ручной крест, который положен сбоку гроба или икону, помещенную в руки покойного. Самым близким родственникам нужно дать возможность провести несколько минут с покойным одним. Потом гроб закрывают и несут из церкви к катафалку. Хор поет Трисвятое, и колокола тихо звонят.
  • Похоронный кортеж следует к кладбищу, где священник поет короткую погребальную службу.

С дохристианских времен было общепринято отметить место похорон могильным холмом.

Христианская церковь приняла эту традицию, благословляя могильный холмик победным знаком нашего спасения — святым животворящим крестом, который может быть изображен на могильном камне или установлен над могилой. Крест на могильном холмике помещен в ноги похороненного христианина, так, чтобы он оказался обращен лицом к Распятию.

Когда памятник установлен на могиле, родственники покойного приглашают приходского священника на кладбище совершить чин благословения креста.

Источник: http://xn--51-jlcdqgksfjhrun0l.xn--p1ai/informatsiya/17-smert-pokhorony-otpevanie-traditsii-obychai-i-praktika-pravoslavnykh-khristian.html

О православии, храме, традициях и отношении церкви к разным проблемам

Предлагаем нашим читателям ответы на несколько распространённых вопросов людей о вероучении и церковной жизни православных христиан. Если вы хотите получить ответ на вопрос, который волнует именно вас — задайте его в комментариях.

1. Как организована Православная Церковь? Кто её возглавляет?

Главой Церкви является сам Господь Иисус Христос. В первом веке его ученики, основывая местные общины, ставили в них «надзирателей» — епископов, которые в свою очередь рукополагали священников и диаконов и руководили остальными членами общины — мирянами.

Позже Церкви небольших городов стали объединяться под властью епископа ближайшего крупного города — так появились митрополии и патриархаты.

Сегодня Православная Церковь разделена на 15 крупных образований — Поместных Православных Церквей, основные вопросы в которых решает архиерейский собор — собор всех местных епископов или поместный собор — все епископы и выборные представители от духовенства и мирян.

При этом решением текущих вопросов занимается патриарх и священный синод (из нескольких избранных епископов), который помогает ему в этом.

2. Когда появилось Православие?

Православие возводит свою историю к ветхозаветной религии, сохранённой еврейским народом со времён Адама и Евы.

Господь Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы примирить с Богом отпавшее от него человечество, искупил его своими безвинными страданиями и смертью и установил новый институт общения людей с Богом — Новозаветную Церковь.

Христианская Церковь появилась в I веке, в день Пятидесятницы (сошествия Святого Духа на апостолов) 33 года от Рождества Христова.

После отпадения католиков от полноты Православия в 1054 году, чтобы отличить себя от Римского патриархата, воспринявшего некоторые вероучительные искажения, восточные патриархаты приняли на себя наименование «православные».

Правосла́вие (от греч. ὀρθοδοξία — ортодоксия. Буквально «правильное суждение», или «правильное сла́вление» – истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

3. Кто такие ангелы?

Слово «ангел» с греч. переводится как «вестник». Так называется великое множество бестелесных духов, служащих Богу. Также существуют ангелы-хранители, которые даются при крещении каждому человеку и вместе с ним молятся Богу.

Учение об ангельских чинах сильно развил в своём сочинении богослов, подписывавшийся «апостолом Дионисием Ареопагитом» в V веке — эта книга называется «О небесной иерархии». Согласно учению об ангелах — они разделяются на 9 иерархических чинов.

Демоны ада тоже произошли из ангелов — на заре человечества часть сотворённых Богом духов, наделённых свободой воли, решила восстать против него и была низвергнута с небес. Их предводителем был Денница, ставший Диаволом, а сами падшие ангелы вскоре так укоренились во зле, что их единственной радостью стало уподоблять себе людей.

4. Что такое рай и что такое ад?

Рай и ад в православии считаются скорее не местами, а состояниями человека. Если изложить максимально просто — рай — когда он сердцем принимает Бога и от этого испытывает радость, а ад, когда пытается от Бога отворачиваться и от этого испытывает страдания.

5. Есть ли жизнь после смерти?

Православные христиане не верят в окончательную смерть человека. Господь обещал людям второе своё пришествие во славе, когда все люди воскреснут, старый и несовершенный мир исчезнет, а новый появится и будет существовать вечно. При этом праведники будут блаженствовать в общении с Богом.

Читайте также:  Доказательства существования души и жизни после смерти

6. Какие в храме бывают богослужения? Как они организованы?

Православные богослужения делятся на три круга — годовой, седмичный (недельный) и суточный.

Суточный богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов и литургии.

Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. В каждый день поминаются определённые великие святые или события.

Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги.

 Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых, а подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем и включает в себя богослужения Великого поста и Пятидесятницы.

7. Почему православные почитают иконы?

Иконы не являются идолами. Православные поклоняются не самим иконам, а изображённому на них Спасителю, Богородице и святым. Суть иконопочитания очень хорошо выразил преподобный Иоанн Дамаскин, говоривший: «честь воздаваемая образу восходит к первообразу».

Иконы помогают нам не фантазировать, обращаясь к святым. Не представлять их в своём сознании (наше представление может быть совсем не правильным), а концентрироваться на молитве, на нашем духовном общении с ними.

При этом, как и все священные предметы, через которые Господь являет своё присутствие нам и которых касается благодать Божия, икона также становится святыней.

Отсюда и многочисленные чудеса, связанные со святыми образами.

8. Почему православные угрюмые?

Православный человек старается концентрироваться на своей внутренней жизни: на совершённых им грехах, на размышлениях о прочтённых отрывках Священного Писания или трудов святых, на молитве — общении с Богом. Его печали и его радости находятся внутри его сердца и не часто показываются наружу.

Кроме того, он старается избегать лицемерия и человекоугодия и не радоваться наигранно, только потому что «так принято» или чтобы расположить человека к себе ради возможных выгод. Отсюда и кажущаяся неприветливость или угрюмость православного человека, которую скорее стоит считать сосредоточенностью.

При этом, радоваться христиане тоже умеют и очень сильно — посмотрите на лица людей во время пасхального богослужения. Посмотрите на лица монахов, которые как будто светятся изнутри.

9. Можно ли впускать в храм животных?

Церковная традиция не позволяет пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если внутрь забегает собака. Однако стоит помнить, что собака – отличный сторож, и на территории храма ей вполне себе место. Иногда в храм залетают птицы или заходят кошки — их впускать можно.

10. Если человеку стало плохо в храме — это значит что он грешник?

Как правило, все приходящие в храм люди -грешники. И даже служащие в алтаре священники стремятся к святости, но иногда также совершают грехи. Храм — это духовная больница для желающих исцелиться и приходя в храм мы не видим, что всем в нём плохо…

Если человеку плохо в храме, это скорее всего вызвано приступом какой-то болезни, духотой в помещении или временным недомоганием, а если перед Святой Чашей плачет и размахивает руками младенец — значит ему страшно и обстановка вокруг непривычна — в этом случае просто следует успокоить малыша и постараться в будущем приносить его в храм почаще.

11. Можно в храм приходить беременной женщине? Можно ли приходить в храм во время месячных?

Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн. Для беременной женщины и её малыша сложно придумать более полезное времяпрепровождение, чем молитва и участие в Таинствах.

Традиция избегать посещения храма в дни месячных для женщин больше является гигиенической. Сегодня для женщины нет препятствий для посещения богослужений в этот период. Однако, по традиции, женщине стоит воздержаться от причащения и целования икон.

12. Почему женщина в храме покрывает голову платком?

Правило покрывать голову женщине пришло к нам с Востока. Но при этом голову покрывала только замужняя женщина во время пребывания вне дома,  показывая всем, что она несвободна, что у нее есть муж. «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3).

Молиться в храме с покрытой головой для женщин — благочестивая традиция, которую желательно поддерживать. При этом она не касается маленьких девочек и незамужних девушек. Домашнюю молитву также можно совершать молитву без платка.

13. Зачем нужно ходить в храм, если можно молиться дома?

Действительно, дома молиться также можно, но в храме молитва совершается совместно с другими верующими, то есть соборно. А сам Господь говорил о соборной молитве: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф. 18:20).

Кроме того, храм это место где совершаются Таинства: причащение, исповедь, соборование, венчание и другие. Конечно, в экстренных случаях и их можно совершить на дому, но обычно для этого верующим всё же необходимо прийти в церковь.

Наконец третий аспект необходимости посещения храма — это общение со своим священником и другими верующими, помощь нуждающимся, взаимное научение друг друга основам веры.

14. Почему Церковь против однополых отношений?

Церковь выступает против гомосексуального и лесбийского сожительства по ряду причин, которые сводятся к одной: такое сожительство является нарушением Божиего замысла о человеке.

В сожительстве людей одного пола исключена возможность деторождения, что нарушает заповедь Божию «плодитесь и размножайтесь». Также мужчина и женщина дополняют друг друга как два совершенно различных психофизических мира. Друг в друге, как в зеркале, они видят и свои достоинства и недостатки. В отношениях между людьми одного пола такое дополнение невозможно.

При этом, Церковь совершенно не выступает против дружеской любви между двумя мужчинами или двумя женщинами, которые имеют общие интересы и помогают друг другу в жизненных трудностях. Осуждается именно интимный аспект отношений, если он имеет место.

15. Может ли некрещёный человек приходить в храм и касаться святынь?

В храме человек, ещё не прошедший через Таинство Крещения может находиться без всякой помехи и даже присутствовать при богослужении. По традиции ему следует уйти лишь с Литургии верных.

К святыням — кресту и иконам человек некрещёный также может приложиться или обратиться с молитвой, а вот участвовать в Таинствах, например причащаться, венчаться или собороваться, не может, пока не примет Святое Крещение. Также некрещёного человека не отпевают после смерти и не принимают за него записки.

Андрей Сегеда

Также рекомендуем: Великие изобретения православных монахов и священников

Источник: https://pravoslavie.fm/interested/o-pravoslavii-hrame-traditsiyah-i-otnoshenii-tserkvi-k-raznyim-problemam/

Годовщина смерти как поминать, что заказывать в церкви

Каждый человек, который рождается на свет, имеет свою миссию и предназначение, развивается и вносит свой вклад в развитие общества, но жизненный путь не может длиться вечно. Как не тяжело об этом говорить, но всему свое время, Бог дает жизнь человеку, он ее и забирает.

В православии много уделяется внимания обряду погребения и поминовения усопших. Люди, таким образом, отдают дань ушедшим в Царствие Небесное родственникам, друзьям и знакомым.

В молитвах к Богу просят об успокоении их душ, прощении грехов и вечном покое и вымаливают милости Божьей, чтобы все отправились в рай.

Многие люди задают себе вопрос: что делать на годовщину смерти, как все организовать и ничего не забыть.

Годовщина смерти как поминать

На богослужениях в церкви священнослужители вспоминают об усопших, о них молятся их родные дома. Бог не делит людей на живых и мертвых, мы все для него его дети, и мы все для него живы: одни на Земле, а другие начинают новую жизнь в Царствии Небесном.

Таковы законы человеческого существования. Смерть близких порождает массу чувств и мыслей, мы хотим сделать все, чтобы усопший покоился с миром и обрел вечный покой.

Чтобы отдать дань покойному нужно:

  1. Пригласить всех кто близко знал усопшего.
  2. Определиться с организацией поминок: в домашних условиях или в кафе.
  3. В первой половине дня, в день годовщины смерти покойного поехать на кладбище, прочитать молитву, возложить живые цветы.
  4. Собраться за поминальным обедом.
  5. Пойти в церковь и помочь социально незащищенным слоям населения.

Поминовение усопших не возможно без молитвы, ведь некоторые души пребывают в страшных муках и только с помощью искренней молитвы к Богу, мы можем помочь им обрести покой.

Читайте также:  Відспівування покійних в церкві, заочне. чи відспівують нехрещених, самовбивць

Многие люди считают, что лучше заказать Божественную Литургию, выстоять службу и вместе со священнослужителем обратиться к Богу с просьбой об отпущении всех земных грехов умершего родственника. Это обращение быстрее донесется к Богу, чем просто прочтенная дома молитва.

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов.

Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи. Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь.

Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

Молитва на годовщину смерти

Вот какую молитву стоит читать на первый год от даты смерти близкого человека:

Что заказывают в церкви на годовщину смерти

  • Если вы желаете заказать поминовение во время Божественной литургии об усопшем, то нужно прийти в церковь рано утром, пока не началась служба, чтобы заказать обедню об упокоении (указывая в записке полное имя умершего).
  • После службы нужно взять просфору и дома съесть на голодный желудок в память об усопшем. Многие люди на первую годовщину смерти заказывают сорокоуст об усопшем и обязательно ставят свечку за упокой души раба(ы) божьего(ей) Твоего(ей), и просят прощения всех грехов вольных и невольных, и дарование им Царствия Небесного.
  • Если годовщина смерти попадает на первую неделю после Пасхи, то в Церкви поется Пасхальный канон, а на вторую неделю после Пасхи можно заказывать обедню, проскомидию и панихиду и читать дома молитву.

Как поминать усопших в годовщину смерти

Много людей задается вопросом, как правильно поминать усопших в годовщину смерти. Одни ходят на кладбище и поминают там, другие организовывают поминальные обеды приглашая родственников и друзей.

А третьи раздают вещи усопшего знакомым, жертвуют деньги церкви, приносят печенье, конфеты коллегам на работе, соседям, всем кто хорошо знали умершего, просто нуждающимся прося помянуть, вспомнить хорошим словом и помолиться за Царствие Небесное и упокоение души раба(ы) божьего(ей).

В православных обрядах принято на год смерти усопшего идти на кладбище, помянуть умершего, убрать могилку, положить живые цветы и зажечь свечку. Также желательно посадить возле могилки дерево (березу, тую, калину или хвою) и многолетние цветы.

На могилу можно пригласить священника для проведения церковного ритуала. Обычно к годовщине смерти родственники ставят постоянный памятник, оградку, посыпают песком и выкладывают плиткой.

После этого семья собирается за поминальным столом, вспоминают все прекрасные моменты, которые были связаны с усопшим.

Поминальный обед на годовщину смерти, меню

Сталкиваясь с такими событиями в жизни, каждому человеку важно знать, как правильно поступить, чтобы не нарушить основные церковные каноны:

  1. Какие блюда должны быть на столе, их количество.
  2. Какими приборами пользоваться.
  3. Какой порядок подачи блюд.
  4. Что нужно говорить и в какой последовательности.
  5. Как вести себя за поминальным столом.

Родственники умершего стараются накрыть богатый стол, приготовив как можно больше разнообразных блюд, стараясь угодить всем присутствующим. Если годовщина смерти усопшего совпала с Великим церковным праздником, например, Пасхой, нужно соблюдать все правила и накрывать на стол блюда, не содержащие продукты животного происхождения.

  • Не разрешается поминать умершего крепкими напитками, так как это поминальный день и нужно почтить память усопшего и вспомнить все только хорошее, что связанно с ним.
  • Строго запрещается кричать и скандалить, выяснять отношения и говорить о покойнике плохо.
  • Чтобы облегчить душевные страдания, можно посмотреть фотоальбом, и вместе с близкими вспомнить счастливые моменты, эмоции и чувства, которые были связанны с покойным. Пересмотреть видео, вспомнить совместные поездки и воплощенные в жизнь идеи и курьезные ситуации.

Обязательно к прочтению:  Можно ли работать православным в воскресенье

Перед тем как приступить к поминальной трапезе, старейшина рода читает молитву и говорит слова благодарности усопшему.

Все начинают с кутьи, которая готовится в каждой семье по-разному, зависимо от семейных традиций.

По древнему преданию если хозяйка готовит поминальную кутью с зерна, то это символизирует воскресение души, а добавление сладостей – истинное наслаждение, которое получают праведники в Царствии Небесном.

Все остальные блюда подаются на вкус хозяев. Обычно это борщ с наваром, или суп с лапшой, пирожки с картошкой и капустой, мясная запеканка, рулеты, мясная нарезка и блюда с рыбы, твердый сыр, голубцы (если не строгий пост). Если строгий – мясные блюда можно заменить грибами, чечевицей и воплотить множество кулинарных идей. На десерт можно подать шарлотку с фруктами или оладьи с джемом.

Главное в этот день – благодарить умершего за все хорошее, что он оставил после себя, гордится всеми его достижениями и хранить в памяти только лучшие моменты и благодарить судьбу, что послала вам такого человека, чтобы научиться у него чему-то новому и полезному. Ведь каждый человек, которого мы встречаем на своем жизненном пути, послан нам Свыше, мы должны благодарить Бога за то, что он нас обучает.

Родственники в память об умершем на годовщину смерти ставят стул и тарелку, наливают в рюмку напиток (безалкогольный) и кладут кусочек хлеба сверху. Считается, что душа прощается с Земной жизнью навсегда и переходит в Царствие Небесное.

Можно ли отмечать годовщину смерти раньше?

Для этого нужно посоветоваться с местным священнослужителем, объяснить причину переноса. Но лучше поминать непосредственно в день смерти, так как днем раньше этот человек был жив и счастлив, и поминать его нельзя.

Если большой религиозный праздник попадает как раз в годовщину смерти, то разрешается переносить на ближайшие выходные, но сходить в церковь, помолиться, поставить свечку за упокой души, пожертвовать на развитие храма нужно как раз в день смерти.

Пусть хранит Вас Господь!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/godovshhina-smerti-kak-pominat-chto-zakazyvat-v-cerkvi/

Кого запрещала отпевать Православная церковь

Фото: depositphotos.com

Русские люди придавали большое значение таинству смерти в соответствии с канонами православия, по которым отпевание и отпущение грехов нужно было ещё заслужить. В состав ритуала отпевания входят строго определенные чередования стихир, канона, чтение Апостола и Евангелия. Значительная часть молитв не читается, а именно поётся, поэтому обряд носит название отпевания.

Экстремалы и самоубийцы

Церковь накладывала запрет на отпевание самоубийц. Считалось, что убивая себя, человек добровольно отринул дар Божий: жизнь. Причём мнение церкви в этом вопросе могло не совпадать с официальной версией.

Так, по мнению следствия, Сергей Есенин наложил на себя руки, но его отпевали, и похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве.

Самоубийц не только не отпевали: их не хоронили на церковном кладбище, имена таких погибших нельзя было упоминать в панихиде.

Однако рекомендовались домашние молитвы, раздача милостыни и творение добрых дел в помощь душе неправедно усопшего.

В наше время могут возникнуть проблемы с отпеванием экстремалов, погибших при реализации своих отчаянных предприятий, по той логике, что человек знал что может погибнуть, но сознательно пошёл на этот риск.

Не отпевали разбойников, убийц, и другие категории, ведущие с точки зрения православия нехристианский образ жизни.

Однако Православная церковь считала основной задачей спасти души людей, поэтому в случае покаяния неправедные люди получали предсмертное напутствие, которое помогало пройти через испытания, ожидающие после смерти.

Православная церковь не отпевала иноверцев, атеистов и некрещёных, включая младенцев. Младенец, умерший некрещёным, был пятном на совести родителей, поэтому детей крестили как можно раньше. Особый обряд совершался над детьми до семи лет, умершими после крещения.

Их души считаются безгрешными, детей отпевают только с молитвами о принятии в Царство Божие. Также священник молится об утешении родителей ребенка и о том, чтобы безгрешная душа стала заступником перед лицом Господа за души своих родных и близких.

Особые варианты отпевания

Считалось большим несчастьем умереть без церковного напутствия. Таким образом душа умершего лишалась посмертного покоя и возможности встречи в близкими в «горнем мире».

Благой милостью Господней считалась смерть в глубокой старости, в кругу семьи, после исповеди и отпущения грехов. Среди князей и аристократии было в обычае предсмертное пострижение в монашество. Схиму принимали с целью снискать покой своей душе.

Похороны происходили не под тем именем, с которым человек прожил всю жизнь, а под монашеским, полученным на смертном одре.

Этот обычай пришёл на Русь из Византии — считалось, что схима облегчает расплату за земные грехи, невольно совершаемые власть имущими.

Считалось, что за умерших «правильно», надо радоваться — ведь человек благодаря своей праведной жизни и смерти поднялся к Божественному престолу. Однако далеко не всегда имелась такая возможность. Внезапные смерти без покаяния и причащения на Руси случались довольно часто.

Спустя какое-то время после сражений местные крестьяне находили останки погибших, нередко объеденных волками, но с нательными крестиками на шее или в полусгнившей руке… Крестики передавали в церковь, и по ним было возможно идентифицировать останки.

По мертвецам служили заупокойную панихиду и хоронили: воин, погибший за отчизну, несомненно был праведником, и его христианское погребение было долгом, а не милостью.

Эта традиция сильна до сих пор, и существуют отряды энтузиастов, которые по историческим документам разыскивают места гибели воинов Великой Отечественной, останки по возможности идентифицируются и захораниваются.

Читайте также:  Души умерших. явления. рассказы. доказательства бессмертия души

При взятии городов вражеской армией, во время эпидемий чумы или стихийных бедствий, люди массово умирали без покаяния, и даже имена их бывали неизвестны. Таких покойников складывали в общие могилы — скудельницы, и отпевали сразу всех, молясь за их души.

Возможно было заочное отпевание в случае, если человек пропал без вести, но шансов выжить у него было крайне мало: допустим, при кораблекрушении или в дальнем походе. Если говорить точнее, заочно о погибших служится панихида, ибо отпевание подразумевает церковный ритуал над телом, которое являлось вместилищем души.

Неправильные погребальные обряды с точки зрения Церкви

В соответствии с Православной традицией, неправильными похоронами можно повредить душе человека в её вознесении на небеса. В числе таких ошибок — отголоски языческих традиций в виде помпезных погребальных торжеств, обилие венков, алкоголь на поминках. Считается, что музыка и пышные похороны отвлекают душу усопшего от её задачи перехода в Царство Божие.

Что, по православной традиции, происходит с душой в результате неправильной смерти

Если человек был праведником, жил по совести, его душа и без отпевания попадёт в Царствие небесное. Но жизнь есть жизнь, и человек всегда грешит в той или иной степени. Эти грехи задерживают душу и причиняют ей страдания.

Если же человек провёл свою жизнь, совершая злые поступки — обижал близких, тиранил слабых, способствовал их преждевременной смерти — его душа может стать неприкаянной и превратиться в упыря.

Такие явления в русской традиции назывались «нежить», они питались энергией живых людей и становились врагами всего живущего.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/39546792-kogo-zapreschala-otpevat-pravoslavnaya-tserkov/

Смерть человека. О суевериях, связанных с обрядом погребения


О суевериях, связанных с обрядом погребения.
Русский народ, приняв Православие в глубоком прошлом, все же до конца не изжил языческие обычаи. Очень много обрядов и суеверий пришло к нам от языческих народов, долгое время они жили в народе и принимались за церковные традиции и даже уставы. Все это происходило от невежества.

Постепенно народ образовываясь, начал вытеснять из своей жизни языческие суеверия и обряды, но к сожалению некоторые суеверия настолько въелись в культуру и жизнь русского народа, что до сих пор даже православные христиане исполняют их и верят в их значимость. Смерть человека также сохранила своим обычаи.  Что является очень печальным для души. Так и в обряде погребения можно найти их яр­кие примеры.

Суеверия и ритуалы

Существует множество неписаных, и подчас до­вольно странных ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. В XX веке, когда прервалась нить церковного предания, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами.

Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание в обряде погребения:

  • класть в гроб деньги, вещи и продукты;
  • рюмку водки и хлеб; сохранять эту «поминальную рюмку» до со­рокового дня;
  • считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба;
  • верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;
  • считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную про­цессию, а не то умрешь;
  • класть на лицо покойного блин, а потом съе­дать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;
  • заве­шивать зеркала в доме, где есть покойник; на поминках ставить «для усопшего»;
  • лить водку в могильный холм; рассыпать по могиле хлебные крошки; по­давать в храме записки за самоубийц в Духов день;
  • произносить: «Да бу­дет тебе земля пухом»; верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;
  • верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле при­зраком; верить, что человек, случайно вставший во время отпева­ния между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;
  • верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня.

Ритуалы после смерти человека

Именно из древних суеверий пришли указания, что вещи по­койного нельзя раздавать, а веревки (которыми связывали руки и ноги усопшего) имеют большую колдовскую силу. Существуют множество поверий

по отношению к стакану с водой, стоящему на поминальном столе; стала частой такая практика, как перед­ча с усопшим на «тот свет» вещей больного человека, ну, а «упаковка» гроба деньгами «для откупа», сигаретами, иногда и бутылкой водки — повсеместное явление.

Вода и посуда

Еще откровенным язычеством является практикуемое отно­шение к воде и посуде, в которой омывали тело почившего.

Не зная, что христианская традиция предписывает нам омывать те­ло усопшего в знамение того, что все мы воскреснем и должны предстать перед лицом Божиим в чистоте и непорочности мы, следуя языческим традициям, низводим это действо в ранг «обе­рега от наведения порчи». Отсюда и запреты с указаниями, что воду с посудой надо закопать далеко от дома.

Ножи и вилки

Обычай не подавать к столу на поминках ножей и вилок, ви­димо, один из современных суеверных обычаев, родился в советских столовых, где эти столовые приборы были не приняты и где проводились поминки.

А уже потом из отсутствия родилась и «те­ория»: чтобы не уколоть покойного. Там же и тогда же появился обычай разливать водку три раза по стаканам.

Следы примитивных понятий сегодня также можно наблюдать и в обычаях класть игрушки в гробы умерших детей, драгоценности, книги и другие вещи в гробы взрослых.

Приносить еду на могилу

Можно встретить также и обычай приносить на могилу еду с поминального стола, чтобы покойник мог поучаствовать в последнем пире в свою честь.

В некоторых областях считается необходимым связывать но­ги покойника веревкой или шерстяной нитью.

Если этого не сде­лать, дух якобы может вернуться или, хуже того, какой-нибудь чу­жой дух может вселиться в тело и использовать его для своих на­добностей.

Говорить «спасибо» и «до свидания»

Множество суеверий языческо — советского толка существует и в поведении на кладбищах: нельзя говорить «спасибо» (видимо, вклад внесли могильщики из зеков), можно «благодарю», нельзя говорить «до свидания», нельзя выходить теми воротами, которы­ми внесли гроб, а только через калитку, рядом. Во времена за­прета Церкви, в гроб покойному складывали «паспорта» (разрешительные молитвы с именем) тех, умерших, кого не смог­ли отпеть и кому не положили «отпустительную молитву» — «там передаст».

Все эти предрассудки, а порой и откровенные магические действия, основаны на материальных представлениях о душе. Но ведь душа имеет другую природу, она подчиняется другим законам и проткнуть вилкой глаз душе почившего принципиально невозможно. Внутренне понимая это, мы все же искушаемся су­евериями и послушно следуем указанию: на поминальный стол вилки не класть.

Сведение Православия к ритуально-обрядовому действу не­известного происхождения является магией (верой в силу закли­наний, обрядов).

Мы забываем, что принцип этих пустых дейст­вий (суеверий) состоит в безверии в Божью силу.

Бытующее же мнение, что Бог не может помочь, пока не совершен определен­ный ритуал — это желание подчинить духовные силы (даже не важно какие) ради мнимого благобыта и есть откровенный ок­культизм.

Поминальные обеды

Совершенно печальную картину представляют поминальные обеды. Так называемая общественная норма (интересно, кем она установлена?) требует поминовения спиртным.

Мотивация во­дочных возлияний абсолютно стандартна: без водки не принято, это не «по-людски». Вопрос же: а по-христиански ли это, как пра­вило, на поминках не задают.

Главное, соблюсти правила, нача­ло которых имеет откровенный лукавый адрес.

Поминки предназначены не для людей, а для умершего, чтобы люди, по­обедав, сотворили молитву о усопшем, где сам обед есть молит­ва. Одна из главных причин подобных суеверий и никому не нуж­ных «правил» заключается в неверии в загробную жизнь и воскре­сение мертвых, т.е. отрицании основной истины православного учения.

Смерть человека — память о вечности

Этим объясняется пра­вославное отношение к смерти человека. Говорить, что оттуда никто не возвращался и поэтому после смерти жизни нет — ложь! Ведь сам Христос воскрес! Для православного этого доказательства впол­не достаточно, а для маловерных Господь показывал чудеса Вос­кресения на протяжении двух тысячелетий.

Гроб

Аргументация по по­воду жизни за гробом бессмысленна. Кто не желает в нее верить, для того примеры воскресения людей в XX и XXI веке неубеди­тельны. Бытующие суеверия и принятие их есть отказ от Христа и Его Тела Церкви. Следует помнить, что к погребению надо относить­ся как к таинственному действию, а не как к магическому обряду.

Православная Церковь против суеверий

Предлагаем Вашему вниманию также интересные статьи о жизни и смерти. Надеемся наш сайт оказался Вам полезным!

Источник: http://LiveInOrthodoxy.com/o-sueveriyax-svyazannyx-s-obryadom-pogre/

Ссылка на основную публикацию