Милостыня в память об усопшем

Про милостыню об усопших

Милостыню за души усопших братьев всегда приносила Церковь Христова. И ветхозаветные люди творили милостыню в память усопших — но с некоторыми ограничениями.

Раздавай хлебы твоя при гробе праведных, — наставляет сына праведный Товит, — но не давай грешникам. Всеобъемлющая христианская, новозаветная любовь уничтожает эти рамки. Преп.

Феодор Студит советует творить милостыню и за еретиков, а Оптинские старцы заповедуют то же делать даже и за самоубийц.

Святитель Иоанн Златоуст, удерживая христиан от «лукавого плача», стенаний и рыданий, говорит: «Ты хочешь почтить усопшего? Почти его не плачем и рыданиями, но милостынями, благодеяниями, служениями».

Тому, кто преставился во грехах, мы можем как-то помочь не только постоянными молитвами, но и милостыней: чтобы его наказание стало более выносимым, «чтобы терпимой стала для него геенна». И даже если он недостоин, Бог пожалеет нас.

Если Апостол Павел помиловал и простил человека по молитвам других, то тем более должны это делать мы.

Чем тяжелее ответственность умершего за грехи, тем большую милостыню должны мы за него принести. «Не о памятниках, не о надгробных украшениях будем заботиться, — увещевает святитель. — Ты собери вдовиц — вот наилучший памятник! Скажи им имя покойного, пусть все творят за него молитвы и моления.

Это преклонит на милость Бога, хотя и не он сам, а другой за него совершает милостыню. Это сообразно с человеколюбием Божиим… Многие получили пользу от милостынь, совершаемых за них другими» И заключает: «Не напрасны бывают приношения за умерших, не напрасны молитвы, не напрасны милостыни».

В другом месте, побуждая верующих совершать панихиды по усопшим, он советовал постоянно за них подавать и милостыню. Ибо это приношение доставляет им «некое утешение».

Так же есть и другой вид милостыни – милостыня духовная. Сейчас она, к сожалению, менее распространена. Что к ней относится? Во-первых, молитва за человека. Например, обратился к вам человек с какой-то бедой, с какой-то проблемой, но вы чувствуете, что не можете оказать ему существенной материальной помощи.

Тем не менее, вы способны свое сострадание и соучастие этому человеку выразить через молитву. Богу ведомо, кто в чем нуждается. Поэтому не обязательно в молитве называть конкретную просьбу. Нужно просто помолиться за человека, чтобы Господь помиловал его. Милость Божия проявится в том, в чем он сегодня нуждается.

Совет, вовремя поданный, также является духовной милостыней. Когда человек делится своим опытом, как правильно жить, как правильно что-либо сделать – и это будет духовной милостыней.

Еще милостыня может выразиться в добром слове. Приснопамятный архимандрит Павел (Груздев) любил повторять: «Ласковое слово и в мороз согреет».

Когда человек находится в сложном положении, он особенно нуждается в ласке и внимании. И если нам говорят ласковое слово от любящего сердца, оно дает положительный духовный заряд, импульс, который вдох­новляет и подкрепляет нас, что сопровождается радостью и духовным подъемом.

Сострадание и соболезнование – вид духовной милостыни, когда у человека какая-то беда, может быть, он потерял дорогого, любимого человека, или страдает от болезни.

Молитва за усопших тоже является духовной милостыней.

Церковь рекомендует молиться за усопших такими словами «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Публикуется по: Пять вечеров с Владыкой //
Православное Забайкалье. – 27 ноября 2007. – № 21(217).

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/pro-milostynyu-ob-usopshix/

Милостыня за усопших | Православный Саров

15 февраля 2014 года

22 февраля, за неделю до Великого поста, перед началом Масленицы, на Мясопустной седмице отмечается первая вселенская родительская суббота. А на следующий день Церковь вспоминает Страшный суд – Второе пришествие Христа.

Усопшие сродники ждут, чтобы мы, ныне живущие, протянули им руку помощи. Ждут наших усердных молитв и поданной за них милостыни. Для тех, кто в этом сомневается, приводим житейскую историю, записанную Марией Ивановной Павлуниной.

Мария, жена моего родного брата Николая, работала продавцом в буфете в одном из ресторанов Арзамаса. Заведующей этого ресторана была добрая женщина. У нее была единственная, уже почти взрослая дочь Светлана, и они с мужем были счастливы. А у Марии с Николаем было трое маленьких детей.

В 1968 году Николай заболел гриппом и умер. Мария похоронила мужа по-христиански. И после этого всегда заботилась о нем: подавала милостыню и записки в храм о его упокоении.

Заведующая соболезновала Марии как вдове с тремя детьми, но, одновременно, пыталась удерживать от ненужной, по ее мнению, заботы об усопшем муже.

Однажды она по-дружески сказала Марии: «Зачем ты тратишь деньги и продукты на это пустое дело? Ведь никакого Бога нет, я убеждена в этом и считаю себя атеисткой».

Прошло два года. У заведующей неожиданно заболела и умерла дочь. Она похоронила Светлану по-светски – с музыкой, не обращаясь к Церкви.

https://www.youtube.com/watch?v=3WQjZdx3ot0

В один из осенних дождливых дней, в конце рабочего дня, заведующая купила несколько штук свежей рыбы, положила в сетку и отправилась домой. По дороге ей встретился нетрезвый мужчина. Увидев в сетке рыбу, он попросил дать ему одну штуку. Женщина ответила отказом, но он неотступно повторял свою просьбу.

Тогда заведующая в порыве гнева вынула из сетки рыбину и резко, почти броском сунула ему в руки. Мужчина не смог ее ухватить, и она упала в грязь. Он наклонился, поднял эту рыбу за хвост, поблагодарил заведующую и пошел довольный. Она подумала, глядя ему вслед: «На выпивку у него деньги есть, а на еду – нет.

Вот, теперь будет есть эту грязную рыбу…»

После этого случая прошло больше полугода. Заведующая увидела странный сон. Она – в темном сосновом бору. Огромные сосны растут рядами, а в междурядьях, один за другим, стоят круглые столики, на каждом из них горкой лежат продукты. Она удивилась: откуда это, и кто мог все так устроить? Женщина прошла мимо длинного ряда столиков и вышла на опушку.

Там тоже стоял один столик, только на нем ничего не было, а рядом стояла девушка Надя, подруга ее умершей дочери. Она спросила Надю: «Что ты здесь делаешь?» – «Я жду Светлану, она должна сейчас подойти». В этот момент подбежала Светлана, держа в руке за хвост грязную рыбину.

Надя спросила подругу: «Это у тебя все?» – «Да, у меня больше ничего нет…»

Заведующая проснулась, и больше не могла уснуть. Ей казалось, что ее как будто кипятком ошпарило! Она вспомнила пьяного мужчину, который нахально выпросил у нее эту рыбу. Теперь она мысленно благодарила его.

Утром, придя на работу, заведующая пригласила Марию в свой кабинет и сквозь слезы подробно рассказала удивительный сон. «Теперь, – говорила она, – я уверовала в Бога. Убедилась, что Он есть. И я буду молиться Ему. В моей душе все перевернулось!»

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

  • Required fields are marked with *.

Источник: http://pravsarov.su/content/publication/1350/3563.html

О милостыне

Самый Восточный → Журнал → О милостынеЕпископ Читинский и Забайкальский Евстафий

10.02.2008

БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ

Милостыня – одна из основ­ных добродетелей христианина. Господь в Нагорной проповеди говорит: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5. 7). Т.е. от нашей милосты­ни зависит, будем ли мы, греш­ные, помилованы Богом. В поня­тие милостыни входят не только материальные вещи, но и чув­ства, настроение, расположение, с которыми человек подает мило­стыню.

Когда речь идет о размере мило­стыни, уместно вспомнить Еван­гельский сюжет о лепте вдовы. Господь был в Иерусалимском храме и, остановившись у сокро­вищницы, куда собирались пожер­твования, наблюдал. Подходили богатые люди, клали большие сум­мы денег.

Подошла бедная вдова и пожертвовала всего две лепты. Господь же сказал ученикам: Эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк 12.

43-44).

Церковь выделяет два вида ми­лостыни – материальную и ду­ховную. Причем духовная мило­стыня значительно важнее.

В основе и материальной, и ду­ховной милостыни должны ле­жать любовь и сострадание к че­ловеку. Если с такими чувствами мы подадим милостыню, не ду­мая о том, на какие нужды она будет использована, данное нами непременно послужит на пользу и нуждающемуся человеку, и нам самим.

Милостыня материальная всем известна. Каждый христианин обязан в меру возможностей, и, конечно же, в меру своей веры, материально помогать нуждаю­щимся людям.

ДУХОВНАЯ МИЛОСТЫНЯ

Второй вид милостыни – мило­стыня духовная. Сейчас она, к со­жалению, менее распространена. Что к ней относится? Во-первых, молитва за человека. Например, обратился к вам человек с какой-то бедой, с какой-то проблемой, но вы чувствуете, что не можете оказать ему существенной мате­риальной помощи.

Тем не менее, вы способны свое сострадание и соучастие этому человеку выра­зить через молитву. Богу ведомо, кто в чем нуждается. Поэтому не обязательно в молитве называть конкретную просьбу. Нужно просто помолиться за человека, чтобы Господь помиловал его.

Милость Божия проявится в том, в чем он сегодня нуждается.

Совет, вовремя поданный, так­же является духовной милосты­ней. Когда человек делится своим опытом, как правильно жить, как правильно что-либо сделать – и это будет духовной милостыней.

Еще милостыня может выра­зиться в добром слове. Приснопа­мятный архимандрит Павел (Груздев) любил повторять: «Лас­ковое слово и в мороз согреет».

Когда человек находится в сложном положении, он особен­но нуждается в ласке и внима­нии. И если нам говорят ласковое слово от любящего сердца, оно дает положительный духовный заряд, импульс, который вдох­новляет и подкрепляет нас, что сопровождается радостью и ду­ховным подъемом.

Сострадание и соболезнование – вид духовной милостыни, ког­да у человека какая-то беда, мо­жет быть, он потерял дорогого, любимого человека, или страдает от болезни.

Молитва за усопших тоже явля­ется духовной милостыней.

Церковь рекомендует молиться за усопших такими словами «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согре­шения вольная и невольная, и да­руй им Царствие Небесное».

ДВЕ ЛЕПТЫ

Я хотел бы еще раз возвратить­ся к притче о бедной вдове. Бога­тые люди, как говорит Сам Гос­подь, жертвовали от избытка, а бедная женщина положила всего две лепты.

Но Господь смотрит не на количество положенного, а на его качество, точнее – на то, с какими чувствами, с каким рас­положением дана жертва.

У кого-то сегодня есть возможность дать милостыню в несколько тысяч, и от этого никак не оскудеет его карман, а для нуждающихся лю­дей и десять рублей – суще­ственное пожертвование.

Поэтому, когда человек совер­шает милостыню, он не должен равняться на кого-то. Главное, милостыня должна быть сопря­жена с христианским чувством любви и желанием помочь.

Читайте также:  Размышления о жизни после жизни

Часто случается сегодня, что богатые люди дают в качестве милостыни или жертвы на храм большие суммы.

Но эта жертва – бездуховная, если она не име­ет сопровождения, которое назы­вается любовью, состраданием. Еще хуже, если пожертвованные деньги приобретены путем обма­на.

Эти деньги, по сути, своему нынешнему владельцу не при­надлежат – он незаконно ими пользуется. Такая милостыня Господом не принимается.

Есть еще одна закономерность: чем богаче человек, тем он ску­пее, потому что страсть сребро­любия захватывает человека на­столько, что он боится даже ко­пейку потерять, несмотря на то, что у него в банке, возможно, миллионы долларов.

Вопрос о милостыне, братья и сестры, очень не простой. Мило­стыня может быть маленькой, но Богу приятной и людям полез­ной. Она может быть в денежном измерении большой, но ни Богу не приятной, ни людям не полез­ной. Все определяет, с какими чувствами и расположением че­ловек дает милостыню.

***

– Скажите, чем больше христианин творит милостыни, тем лучше он делает для себя и сво­их близких – живых и умер­ших?

– Да. Я уже приводил пример, как одна женщина, провожая крестный ход, который идет из Владивостока, пожертвовала уча­стникам этого хода приличную сумму денег. «Я как будто не им, а себе дала», – сказала она по­том. В действительности, она сама получила даже больше, чем дала, ведь милостыня покрывает множество грехов.

***

– Хотелось бы задать вопрос по поводу духовной милосты­ни. Долгое время я поддержива­ла свою подругу в тяжелые мо­менты ее жизни, но постепенно стала замечать, что сама теряю душевный покой. Когда сил на помощь ей у меня совсем не ос­талось, я стала подавать запис­ки в храм о ее здравии. Однако жизнь ее стала еще тяжелее. Как это можно объяснить?

– Когда вам стало тяже­ло поддерживать вашу подругу, об этом нужно было поговорить со свя­щенником или с опытным в жизни человеком.

Как предположение скажу, что ваша подруга, вероятно, выбрала себе ориентиром совершенно не христианс­кие ценности. В этом слу­чае надо просто прекра­тить ей помогать, чтобы не навредить себе.

Когда вы придете в себя, и в вашей душе водворится мир, тог­да вы трезво оцените происходящее и сделаете пра­вильный вывод.

***

– Меня назвали в честь моего деда, кото­рый погиб в Великую Отечественную войну, сражаясь с фашистами. Я часто подаю записки за упокой его души в церк­ви, но не знаю, был ли он крещеным. Правильно ли так поступать?

– Если вы не знаете, крещен ваш дед или нет, надо употре­бить максимум усилий, чтобы узнать, был ли он крещен. Если вы не сумеете точно выяснить этого, то можете поминать его в своих домашних молитвах. Мне вспоминается такой случай. Святой Макарий Великий, идя по пустыне, увидел череп умер­шего человека. «Кто ты?» – спросил он.

Череп ответил: «Я жрец идола такого-то. Мне очень плохо, я сейчас в аду. Но когда вы, христиане, молитесь, для нас – это отрада и облегче­ние». Заметьте, Макарий Вели­кий не молился за этого жреца, но слова его свидетельствова­ли, что приходят отрада и уте­шение ко всем людям, даже умершим, когда христиане мо­лятся.

Поминать на церковной служ­бе можно только того человека, который сознательно принял Святое Крещение, то есть стал членом Церкви. Это дает воз­можность молиться за него его близким, так же как и другим членам Церкви. На богослужени­ях вы можете услышать призыв священника молитвенно помя­нуть других людей: «И всех пра­вославных христиан».

Причем Церковь поминает и живых, и усопших, поэтому молитва цер­ковная очень важна. Если вы не сможете узнать, был ли крещен ваш дед, то в своей до­машней молитве поминайте его и обязательно старайтесь прово­дить свою жизнь достойно. И ваша молитва, и ваша правед­ность положительно скажутся на загробной жизни дорогого вам че­ловека.

Многое может молитва пра­ведника, – говорит Сам Гос­подь.

***

– Прочитала, что милосты­ня, поданная в женский монас­тырь, ценится в 100 раз больше, чем простое пожертвование в храм. Так ли это?

– Цифры эти не совсем объективные. Но то, что мона­стырь является сердцем Церк­ви, – верно. Есть такое свято­отеческое изречение: «Сердце мира – Церковь, а сердце Цер­кви – монастырь». Если вы по­даете милостыню для обители, конечно, в этом большая польза, ведь туда люди уходят не на какое-то время, а на всю жизнь, чтобы совершать подви­ги поста, труда, молитвы за весь мир.

Т.е., подавая жер­тву монастырю, вы помогаете ему, и сами себя при этом пору­чаете молитвам насельников обители. Но это не значит, что храму не надо жертвовать.

Святые отцы говорят, что милостыня покрывает множество грехов, поэто­му тот, кто чувствует на своей душе какую-то гре­ховную тяжесть, должен стремиться творить милос­тыню – не только матери­альную, но и духовную.

***

– Что нужно делать, чтобы сердцем чувство­вать необходимость мило­стыни?

– Нужно молиться. Чте­ние утренних и вечерних молитв, Евангелия, Псал­тири – обязанность каж­дого христианина. Этим мы очищаем нашу душу, и она становится чувстви­тельной к проявлениям ду­ховного мира.

Помолившись, каждый человек ощущает, что у него появилось светлое на­строение, ему хочется де­лать что-то доброе, полез­ное. Напротив, когда чело­век сделает что-то плохое, он сразу теряет мир в душе и чув­ствует: на сердце у него потем­нело, что-то внутри наруши­лось.

И тут надо также прибе­гать к спасительному средству – молитве. Она восстановит мир, и снова в душе будет светло, и мы будем видеть правильный путь.

Публикуется по: Пять вечеров с Владыкой // Православное Забайкалье. – 27 ноября 2007. – № 21(217).

Источник: http://pravostok.ru/blog/o-milostine/

Примеры благотворности милостыни, раздаваемой в память усопших

1. Блаженный Лука рассказывает, что был у него родной брат, который, по вступлении в монашеский сан, мало заботился о своей душе и умер, не приготовленный к смерти. Святому старцу хотелось узнать, чего удостоился брат его, и он стал просить Бога открыть его участь. Однажды во время молитвы старец увидел душу брата в руках бесовских.

Между тем в келий умершего были найдены деньги и ценные вещи, из чего старец уразумел, что душа брата страдает, между прочим, за нарушение обета нестяжания. Все найденные деньги старец отдал нищим. После этого он опять стал молиться и увидел Судилище Божие и светоносных ангелов, которые спорили с бесами за душу брата.

Бесы вопияли к Богу: “Ты праведен, так суди же: душа принадлежит нам, ибо она творила дела наши”.

Ангелы же говорили, что душа умершего избавлена милостыней, за нее розданной.

На это злые духи возражали: “Разве усопший роздал милостыню? Раздавал не этот ли старец?” – и указывали на блаженного Луку.

Устрашен был этим видением старец, но все-таки собрался с духом и сказал: “Правда, сотворил милостыню я, но не за себя, а за сию Душу”.

Поруганные духи, услышав ответ старца, исчезли, а старец, успокоенный видением, перестал сомневаться и скорбеть об участи брата.

2. Святая игумения Афанасия (память 12 апреля) завещала сестрам своего монастыря устраивать в память ее трапезу нищим в продолжение сорока дней после ее смерти. Но они исполняли ее повеление лишь до девятого дня, а потом перестали.

Тогда святая явилась им с двумя ангелами и сказала: “Зачем вы забыли мое завещание? Знайте, что милостыня, творимая за душу, а также питание нищих и молитвы священников умилостивляют Бога.

Если души усопших были грешны, то Господь дарует им отпущение грехов; если же они праведны, то благотворительность за них служит ко спасению благотворителям”.

Сказав это, преподобная Афанасия воткнула в землю свой жезл и стала невидима. На другой день сестры увидели, что жезл ее расцвел.

3. Совсем недавно, в начале нашего столетия, просиял в России великий подвижник дел милосердия, которого слово было живым делом, и дело отображалось в слове.

Приводим здесь выдержки из его дневников, тем более для нас ценные, что они писаны в недалекое время, именно для нас, почти его современников, причем автор, конечно, имел в виду и обстоятельства нашего времени.

Читатели уже догадываются, что мы говорим о святом и праведном Иоанне Кронштадтском.

-“Все жертвы и милости нищим не заменят любви к ближнему, если нет ее в сердце; потому, при подаянии милостыни, всегда нужно заботиться о том, чтобы она подаваема была с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадою и огорчением на них.

Само слово милостыня показывает, что она должна быть делом и жертвою сердца, и подаваема с умилением или сожалением о бедственном состоянии нищего, и с умилением или сокрушением о своих грехах, в очищении которых подается милостыня: милостыня, по Писанию, очищает всякий грех.

Кто подает милостыню неохотно и с досадою, скупо, тот не познал своих грехов, не познал самого себя. Милостыня есть благодеяние прежде всех тому, кто ее подает.”

-“Милостыня есть семя; если желаешь, чтобы она принесла добрый плод, сделай это семя добрым, подавая в простоте и от доброго, милостивого, сострадательного сердца, да будь уверен, что не столько теряешь, или лучше, нисколько не теряешь, а приобретаешь бесконечно больше чрез тленную милостыню, если подаешь от доброго сердца, с верою в Мздовоздаятеля, а не из корыстных или себялюбивых видов. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне, вашему Господу (Мф. 25, 40).”

-“Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу.

Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим; знай, что твоя милостыня есть земля и прах; знай, что с вещественною милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское, с чистосердечною любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида. Подавай, сказано, в простоте, милуяй с добрым изволением. Смотри же, не отнимай цены у своей милостыни вещественной чрез неоказание духовной. Знай, что Владыка на Суде и добрые дела будет испытывать. Для человека Бог Отец Сына Своего единородного не пощадил, но за него отдал на смерть. Диавол, по нашему лукавству, запинает нас в добрых делах наших”.

-“Радуйся всякому случаю оказать ласку ближнему, как истинный христианин, усиливающийся стяжать как можно более добрых дел, особенно сокровищ любви.

Не радуйся, когда тебе оказывают ласку и любовь, считая себя по справедливости недостойным того; но радуйся, когда тебе предстоит случай оказать любовь.

Оказывай любовь просто, без всякого уклонения в помышления лукавства, без мелочных житейских корыстных расчетов, памятуя, что любовь есть Сам Бог”.

Читайте также:  О суевериях, связанных с похоронами и кладбищем

-“Любовь к Богу тогда начинает в нас проявляться и действовать, когда мы начинаем любить ближнего, как себя, и не щадить ни себя и ничего своего для него, как образа Божия; когда стараемся служить ему во спасение всем, чем можем; когда отказываемся, ради угождения Богу, от угождения своему чреву, своему зрению плотскому, от угождения своему плотскому разуму, не покоряющемуся разуму Божию. Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит (1 Ин. 4, 20).

-“Каждый день просят у тебя милостыни, и давай каждый день охотно, без озлобления, грубости и ропота: ты не свое, а Божие даешь Божиим чадам крестоносным, едва имеющим где главу приклонить; ты приставник Божия достояния, ты слуга вседневный меньшей братии Христовой, исполняй дело свое с кротостью и смирением, не скучай от него. Христу Судии и Мздовоздаятелю служишь: великая честь, высокое достоинство! С радостью твори дела добрые! Щедро вознаграждаются твои труды, будь щедр к другим сам. Не по заслугам вознаграждаются, не по заслугам и другим давай, а ради их нужды”.

-“Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас о ней: враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом,' равнодушием и даже пренебрежением к нуждающемуся; преодолейте в себе эти нехристианские и нечеловеческие расположения, возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам во всем человеку, к этому члену Христову и вашему собственному, к этому храму Духа Святого, чтобы и Христос Бог возлюбил вас; о чем ни просит вас нуждающийся, по силе исполните его просьбу. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф. 5, 42)”.

-“Господи! научи меня подавать милостыню охотно, с лаской, с радостью, и верить, что, подавая ее, я не теряю, а приобретаю бесконечно больше того, что подаю.

Отврати очи мои от людей с жестоким сердцем, которые не сочувствуют бедным, равнодушно встречаются с нищетой, осуждают, укоряют, клеймят ее позорными именами и расслабляют мое сердце, чтоб не делать добра, чтоб ожесточить и меня против нищеты.

О Господи мой! как много встречается таких людей! Господи, исправь дело милостыни!.. Господи, приемли Сам милостыню в лице нищих Твоих людей”.

-“Не на груды денег надейся, а на Бога, неусыпно пекущегося о всех и наипаче о разумных и словесных творениях Своих и в особенности о живущих благочестиво. Веруй, что не оскудеет рука Его, особенно для творящих милостыню, ибо человеку щедрее Бога не быть.

Этому доказательством служит твоя собственная жизнь и жизнь всех прежде бывших людей, подававших милостыню. Да будет один Бог сокровищем сердца твоего! К Нему прилепись всецело как созданный по образу и подобию Его, и беги от тли земной, непрестанно тлящей души и тела наши.

Поспешай к жизни непреходящей, к жизни, не стареющей в бесконечные века; влеки туда и всех, сколько есть сил”.

-“Благо во всех отношениях – подавать нищим: кроме помилования на Страшном Суде, и здесь, на земле, милостынодавцы получают часто великие милости от ближних, и что другим достается за большие деньги, то им дают даром.

В самом деле, человеколюбивейший, праведнейший и прещедрый Отец Небесный, чад Которого милуют милостивые, не наградит ли их и здесь, в поощрение их к большим делам или хотя к продолжению тех дел милосердия и к исправлению немилостивых, посмевающихся милостивым? Наградит и достойно и праведно!”

-“Дай мне, Господи, любить всякого ближнего моего, как себя, всегда, и ни из-за чего на него не озлобляться и не работать диаволу. Дай мне распять мое самолюбие, гордость, любостяжание, маловерие и прочие страсти.

Да будет нам имя: взаимная любовь, да веруем и уповаем, что для всех нас всё – Господь; да не печемся, не беспокоимся ни о чем; да будешь ты, Боже наш, единым Богом сердца нашего и кроме Тебя ничто! Да будем мы между собой в единении любви, как подобает, и всё разделяющее нас друг от друга и от любви отлучающее да будет у нас в презрении, как прах, попираемый ногами. Если Бог даровал Самого Себя нам, если Он в нас пребывает, и мы в Нем, по неложному слову Его, то чего Он не даст мне? Чего лишит, в чем покинет? Господь – Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22, 1). Итак, будь премного покойна, душа моя, и ничего не знай, кроме любви. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга (Ин. 15, 12).”

Источник: https://elitsy.ru/profile/41489/170383/

Молитва за упокой души всякого усопшего христианина

По смерти наших родных, близких и друзей, отношения с ними не прекращаются. Прерывается лишь видимое общение, ведь в Царствие Христовом нет смерти. Она есть лишь незримый переход из жития временного, земного, в жизнь вечную.

Молитва об упокоении души умершего — это продолжение нашей незримой связи. Православные христиане верят, что Милосердный Господь дарует по молитвам прощение их душам.

Пока человек жив, он в любое время может покаяться во грехах и получить прощение от Бога. Но после смерти у души уже нет возможности испросить прощения и ходатайствовать за себя. И на помощь с молитвами о них к Творцу приходим мы, живые люди.

По смерти человека место пребывания его новопреставленной души зависит от того, как усопший проводил земную жизнь, верил ли во Христа, соблюдал ли Его заповеди. Поэтому усердно молясь об умерших людях мы, живые, можем совершить для них единственное и долгожданное благо — жизнь вечную во Царствие Небесном.

Мало кто из усопших сподобился перед смертью совершения исповеди и святого Причастия, много кто умирает неожиданно, а кого-то настигает насильственная смерть.

Покойный особо нуждается в молитвенной поддержке в 40 дней по смерти. Именно в это время решается его участь в мире ином, «размещение» в аду или в райских селениях.

Поминовение в 3 день по смерти совершается в память Воскресения Христова. 2 дня душа присутствует на земле. Ее постоянно сопровождает ангел. Она посещает дорогие ей при жизни места, «навещает» любимых людей.

С 3 по 6 день душа в сопровождении ангела лицезреет красоты райских селений. Постепенно забывается скорбь, которая ощущалась при расставании с телом. Грешная же душа скорбит и укоряет себя о беспечности земного жития.

В 9 день Всевышний вновь повелевает душе явиться к Нему. Поминальная служба в этот день сотворяется в память девяти ангельских чинов. Именно они ходатайствуют о спасении и милости к новопреставленному.

Далее ангелы отводят душу в ад, где она зрит муки грешников.

На 40 день душа вновь возносится ко Христу для разрешения своей участи — Всевышний определяет место ее нахождения до Своего Второго Пришествия на землю и Страшного Судилища. Именно в этот момент мольба и поминовение считаются особо благовременными ради водворения упокоившейся души в раю со святыми.

Поминовение усопших в годовщину смерти обусловлено литургическим циклом — годовым кругом. По его окончании все церковные события вновь повторяются. А годовщина упокоения человека — это его день рождения в вечность.

Православная церковь хранит немало примеров того, как усопшие ожидают молитв о них от живых людей: они приходят нам в сонных видениях, совершают некие знамения, указывающие на нужду в молитвенном поминовении.

Христианская любовь вечна, а умершие не мертвы, но живы и любят нас, ведь душа человеческая бессмертна. Мало кто из праведников направляется в райские обители и наслаждается радостью общения с Отцом Небесным. Именно поэтому так важна молитва об упокоении души умершего.

Источник: http://molitva-info.ru/molitvoslov/molitva-ob-upokoenii-dushi.html

Будем помнить об усопших. О пользе поминовения усопших

Один юноша с острова Кипр был пленен и отведен в Персию, и там заключен в темницу. До родителей его дошла неопределенная весть с якобы смерти их сына. Поминая его душу, они стали делать особые поминовения в День Рождества Христова, на Пасху и на Троицу. Через четыре года сын сбежал из плена и пришел к родителям.

Восхищенные отец и мать после первых объятий и слез сказали: «Мы слышали, что ты, любезный сын, умер, и молились об упокоении души твоей, особенно в праздники». Юноша сказал; «Именно в эти дни приходил Некто в светлых ризах, снимал с меня тяжелые оковы и выпускал из темницы. Любезные мои родители, вы не знаете сколько молитвами своими сделали мне добра!»

Христиане, молитесь о заточенных в российских темницах, дабы и они получили утешение! Иной пример. Ученик о.Александра однажды спросил его: «Знают ли наши умершие кто именно и когда за них молится?» На этот вопрос, который интересует многих, батюшка ответил следующим рассказом архимандрита Троице Сергиевой Лавры Антония:

«В 1831 году, когда я поступил в Лавру наместником, к нам определился на жительство приходящий диакон с хорошим и сильным голосом. Однажды накануне праздника он отпросился на родину в деревню, заверив, что к праздничной службе поспеет вернуться. На Литургию он не пришел, не было его и на обеде. Наконец, после повечерия явился, дослужил молча и… умер.

Я заказал о нем везде молитвы, – так как считал себя виновным в его смерти, и сам молился за него. Накануне сорокового дня вдруг келия моя освятилась – и я вижу перед собой диакона. «Я пришел поблагодарить тебя за твои молитвы обо мне», – сказал он. «Не я один молился о тебе, отец диакон, но многие братья и во многих монастырях!», – ответил я.

«Помянув раз, везде забыли записать на все сорок дней», – ответил тот. «Как же вы можете знать. Там кто молится за вас, а кто забыл?», – решил выяснить я. «Нас Там, хоть на три сажени закопай, мы видим все, чем каждый здесь занимается, о чем думает, чего хочет, о чем молится! Видим, кто и за кого молимся! Кольми паче Господь все это видит!».

«А как ты прошел мытарства?» «Как молния! Потому что Бог сподобил меня в последний день причаститься Святых Христовых Тайн!» Видение изчезло».

О чтении Богородичного правила об усопших

Богородичное правило можно читать не только о живых, но и об усопших. Рассказ об этом мы встречаем в житии подвижницы XX века монахини Афанасии (Анастасии Логачевой). В свое время она предприняла молитвенный подвиг за своего родного брата Павла, в пьяном виде удавившегося.

Пошла первоначально к Пелагее Ивановне-блаженной, жившей в Дивеевском монастыре, посоветоваться, что бы ей сделать для облегчения загробной участи своего брата, несчастно и нечестиво окончившего свою земную жизнь.

На совете решено было так: затвориться Анастасии в своей келье, поститься и молиться за него, каждодневно прочитывать по 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся».

По истечении сорока дней она увидела глубокую пропасть, на дне которой лежал как бы кровавый камень, а на нем лежали два человека с железными цепями на шее, и один из них был ее брат. Когда она сообщила о сем видении блаженной Пелагее, то последняя посоветовала ей повторить подвиг.

По истечении следующих сорока дней она увидела ту же пропасть, тот же камень, на котором были те же два лица с цепями на шее, но только брат ее встал, походил около камня, опять упал на камень, и цепь оказалась на его шее. По передаче сего видения Пелагее Ивановне, последняя посоветовала в третий раз понести тот же подвиг.

Читайте также:  Мусульманские похороны. поминки в исламе, проведение поминок

Через 40 новых дней Анастасия увидела ту же пропасть и тот же камень, на котором находился уже только один неизвестный ей человек, а брат ее уходил от камня и скрылся; оставшийся на камне говорил: «Хорошо тебе, у тебя есть на земле сильные молитвенники». После сего блаженная Пелагея сказала: «Твой брат освободился от мучений, но не получил блаженства». («Душеполезное чтение», июнь 1902, стр.281. Иеромонах Серафим Роуз «Душа после смерти». Москва, 1991, стр. 161).

Пусть и мирские люди, совершающие этот подвиг, то есть чтение Богородичного правила, хоть не сподобляются видений, но не сомневаются, что оно приносит большую пользу их родным усопшим.

По многим свидетельствам, Господь через других людей открывает состояние души умершего, дает знать молящемуся о месте нахождения в загробной жизни.

Это правило можно исполнять везде: в дороге, транспорте и даже сидя.

Повесть афонского монаха о видении во время панихиды

Была Родительская Суббота. Кончилась Литургия. Одни прихожане стали выходить из Церкви, другие стали собираться возле кануна, стоящего по обыкновению посредине храма. Я же стоял на клиросе. Вышли из Алтаря священник с диаконом. Священник возгласил: «Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков! Аминь».

Молящиеся стали получать от диакона возженные им свечи для соборной молитвы об усопших. В это время – мне было открыто – очень много народа стало входить в храм в двери, в окна и сквозь стены. Церковь заполнилась массой прозрачных теней.

Отчетливо различал я в странных гостях священников и императоров, епископов и чернорабочих, дряхлого старика и ребенка, бедную женщину и светскую даму, богатея и нищаго… Безшумно и плотно они окружили священника, но почему-то не могли подойти к кануну. Я же не мог оторвать глаз от этой удивительной картины.

Наконец, этих духов набралось так много, что живые присутствующие казались нарисованными яркими картинками на фоне «пришельцев». Во время панихиды все тени подходили к священному Алтарю, склоняли головы и колени, как бы ожидая приговора. Усопшие дети протягивали руки к горящим свечам на кануне и в руках верующих.

И тут я увидел более удивительную картину: диакон стал читать записки за упокой, а в массе духов то одна, то другая фигура зажигалась радостным светом, озаряя собор теней, – непомянутые подходили к вспыхнувшим от помина, глядели на них взглядом, полным любви, радости и умиротворения. Кок будто у поминаемых появлялась духовная свеча в руках!

Я стал наблюдать за общей группой молящихся, которая ничего не замечая, смешалась с дрожащими в светлых лучах призраками из потустороннего мира, и увидел новую картину.

В тс время, когда произносились слова священнаго песнопения; «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим» или «Сам Господи, упокой души усопших раб Твоих», я увидел, как лица живых озарялись одинаковым светом с лицами, стоящими около них отшедших.

Мне видно было как сердца всех сливались в одно большое сердце, как слезы радости текли из глаз тех, кто носил телесную оболочку, и в то же время кокою горячею любовью, без предельной преданностью горели глаза тех из «призраков», которых поминали.

Наконец, при облаке дыма благовонного кадила раздался дивный молитвенный призыв: «Со святыми упокой…», и я увидел, как вся Церковь, как один человек, встала на колени, помянутые молились за присутствующих и за себя, а непомянутые – только за себя.

По мере прочитывания списка в толпе безмолвных теней все больше появлялось радостных лиц. Когда записки были прочитаны все, я увидел очень многих с грустными лицами, с поникшей головой – это те, которых не оказалось в списках, кого не помянули.

Усопшие были так удручены, как те, которых хотели пригласить на праздник, но забыли в последний момент.

Некоторые с надеждой и тревогой посматривали на входную дверь, ожидая кого-нибудь из живых родственников: может, хоть кто-то придет и сам помянет их в храме!

Панихида закончилась. Затухли свечи.

Священник произнес отпуст, и тени, стоявшие передо мною, исчезли, Я не в силах передать как велик и отраден для усопших обряд поминовения Православной Церкви, и как грустно бывает тем, кто, преданный забвению, остался без помина, без духовной радости потустороннего мира.

Когда же мы поймем, что равнодушие к нашим усопшим замедляет их прощение от Господа, духовное обновление и освобождение из мрачных предадовых мест? Наши «покойники» жаждут наших поминаний и для этого являются нам во снах накануне их земных юбилеев или перед Родительскими Субботами.

Самую великую радость души усопших получают как милость Божию, приближающую их к Царству Небесному от помина на проскомидии, когда за них вынимается частица. Но и каждое наше слово памяти, мысль, общение с ними моментально отзывается в усопшем.

Причем доброе воспоминание им отрадно, а злое вызывает в них угрызение совести. Невозможно представить ужасы загробных мук дурных людей, нераскаявшихся. оставивших в людях после себя обиды, боль, горечь – всех тех, которых трудно вспомнить добром! Вот почему законы народнаго милосердия призывают не говорить дурно об усопших, чтобы не бередить их душевные раны.

Все сие должно послужить нам предостережением в жизни, чтобы мы могли и после смерти своей заслужить не чувства презрения к нам, укора и ненависти или, того хуже, проклятия, лишившись молитв близких, но непрестанных поминаний, как единственной единящей нас с ближними духовной нити, которая держится на доброй памяти и любви.

Старец Иеросхимонах Сампсон (1898-1979) всегда заботился об усопших. Батюшкин синодик был в виде целой книжки. И за всех он молился, и всех поминал: и своих благодетелей, и тех, кого проводил сам, своих духовных чад, и просто тех, за кого давали батюшке молиться. Проскомидию он совершал около трех часов.

Батюшка рассказал однажды; «Часто во время Проскомидии, когда вынимаю частичку за усопшего, вижу человека, за кого вынимаю. В момент вынимания частички покойник мне делает поясной поклон и отходит. Имя одного забыл как-то, так тот сам мне напомнил: «Меня зовут Владимир». Бывает очередь на весь храм – все ожидают своего помина. Покойники весьма нуждаются в помине!»

Батюшку очень многие прихожане просили молиться об их усопших. Через некоторое время эти усопшие приходили к нему в келью, делали земной поклон, называли свое имя, благодарили его и уходили. Он знал участь человека – прошел он мытарства или нет, помилован или в муках находится его душа, и усугублял молитву с непрощенных Богом.

Старайтесь вымолить своих сродников и родственников, родителей и всех — семь колен у отцов и семь колен у матерей — и спасетесь вы, и спасутся все ваши родичи, и даст им Господь Небесное Царство. Какая там будет радость! Пройдут века, пройдет время — не будет ей никогда конца. А те, которые не спасаются идут в муку вечную, и им будет скорбь.

Как они будут плакать: «Почему мы не молились, не спасались? Почему нас никто не научил?»

Будьте мудры и старайтесь поскорей очиститься и помочь своим родственником, и спасти их от вечной муки, и самим избавиться от адских мук.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Панихиды, которые так часто вы служите по своим родственникам, научитесь, возлюбленные, обращать в средство к оживлению вашей христианской веры и надежды на будущую жизнь; отошел родственник ваш в вечность: отойдете И вы; нуждается он в упокоении от Господа — и вы с нами молитесь: упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего; нуждаетесь в этом покое и вы: как теперь — потому что и ныне един Господь дарует нам душевное упокоение: приидите ко Мне, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28), так особенно будете нуждаться в этом Божием упокоении — тогда, когда душа ваша оставит тело и все обаяние мирской суеты, все мнимое услаждение ее исчезнет для вас. Вы вкушаете сладкое варение в память по усопшим: да послужит это варение к утверждению той надежды христианской, что христианин, умерший с покаянием и в добродетели, по смерти предвкушает сладость будущего блаженства, уготованнаго нам от сложения мира (Ср.;Мф.25,34), и сами старайтесь жить в покаянии и в добродетели. Так, при обрядах над усопшими и при молитве об них все указывает на ту — загробную жизнь, показывает ее свойства и научает нас изощрять и усовершать христианскую надежду, которая так сильно притупляется от многоразличных сует настоящей жизни. — А Литургия святая, которую вы просите служить по усопшим? О! Она вся направлена к тому, чтобы поселить в сердцах наших крепкое, христианское упование спасения и жизни вечной! Предмет Литургии есть Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, нас ради человек, и нашего ради спасения сшедший с небес, воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечившийся, распятый за нас, страдавший, погребенный, воскресший в третий день и восшедший на небеса, и паки грядущий со славою судити живым и мертвым. Во время Литургии тот, кто хорошо понимает, в чем она состоит, видит образ всей земной жизни Иисуса Христа с Его страданием за нас, смертию, воскресением и вознесением на небо; слышит Слово Божие — послания Апостольские и слово Самого Господа в Евангелии, возвещающее воскресение мертвых и жизнь вечную, слышит утешительнейшее, полное любви слово Самого Господа: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое (1 Кор. 11, 24) — во оставление грехов (Мф. 26, 28); пиите от нея вси: сия есть Кровь Моя — Новаго Завета, яже за вы и за многая изливаемая во оставление грехов (Мф. 26,27,28) – внушающее нам крепчайшую надежду на оставление наших грехов и на соединение наше с Самим Господом — в это жизни в Таинстве Причащения, а в будущей — в преискреннейшем приобщении Ему (Ср.: Евр. 2,14). — Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54, 56). Такова надежда, поселяемая в нас Божественною литургиею. Это — служба из служб, это — служба между другими службами то же, что Пасха между другими праздниками.

Источник: http://www.komiprav.ru/proekty/o-smerti/budem-pomnit-ob-usopshih-o

Ссылка на основную публикацию