Как начать и построить свою жизнь в церкви

С чего начать восстанавливать храм. первые шаги

Поиск Лекций

Первое. Прежде чем заниматься восстановлением храма, необходимо получить на это благословение у благочинного округа, в котором территориально находится храм. Кто ваш благочинный и где его найти — спросите в ближайшем действующем храме. Денег на реставрацию (которых у него нет) он, скорее всего не даст, но подскажет, как правильно действовать дальше.

Второе. Необходимо довести информацию о возрождении храма до жителей окружающих сел и деревень. Вам нужно в первую очередь собрать всех жителей села, заинтересованных в восстановлении храма, будущих прихожан, людей, готовых вам помогать.

Для этого желательно оформить небольшой информационный стенд или доску объявлений, где бы вывешивались сведения о ходе дел, объявления о субботниках по уборке, богослужениях, если таковые проводятся. Можно разместить там же информацию об истории храма, самого села и т.п.

Желательно там же оставить контактный адрес или телефон. Стенд желательно разместить на видном месте. Основной смысл такого стенда — показать людям, что дело движется, пусть даже и медленно. Это будет вселять в людей уверенность и поможет общему делу возрождения храма.

Кроме того, такой стенд может привлечь добровольных помощников и потенциальных меценатов.

Третье. Очень важно, чтобы даже в разрушенных храмах как можно скорее началась молитва. Тогда Господь Сам станет вам помогать. В первое время это будут вероятно молебны и требы, а не литургия. Для проведения молебна достаточно просто убрать из храма мусор.

Четвертое. Консервация здания храма. Много сделать сразу невозможно, но необходимо попытаться остановить или хотя бы замедлить процессы разрушения. Вырубить деревья на крыше и стенах, очистить храм от битого кирпича, покосить траву вокруг храма, и т.п.

В первую очередь восстанавливаются или ремонтируются кровли (ликвидировать протечки), окна и двери (закрыть от ветра), укрепляются конструкции церковного здания — стены, фундаменты, своды. Церковное здание, таким образом, выводится из аварийного состояния.

Пятое.Привлеките средства массовой информации: местные газеты, телевидение. По возможности создайте сайт храма или сообщество в социальной сети, например «В контакте». Для создания сайта можно использовать систему «ru.wix.com».

На сайте опубликуйте историю храмов: когда и кем построены, кто в них служил, какие в них были святыни, с какими замечательными людьми они были связаны и многое другое.

Поройтесь в местных и не только местных архивах, поспрашивайте старожилов, кому, что известно об истории храмов, нет ли старых фотографий. В этом вам с удовольствием помогут местные краеведы. В дальнейшем эти сведения также смогут пригодиться при составлении проекта реставрации.

Также эти сведения будут нужны и при обращении за помощью в государственные структуры, если разрушенный храм является историческим памятником. Сделайте фотографии современного вида храмов. Ваши фотоматериалы должны убеждать зрителя в том, что храмы были красивые.

Публикуйте фотографии из жизни прихода, например, совместную уборку мусора и первые молебны. Публикуйте новости. Просите о помощи. Кроме интернета пользуйтесь другими видами рекламы: распространяйте печатную продукцию, листовки, повесьте баннеры.

Шестое. Финансовый вопрос остается самым трудным, по крайней мере, на первичном этапе. Для начала имеет смысл попытаться подключить местную администрацию.

Есть определенная вероятность того, что с их стороны может быть оказана поддержка, пусть не финансами, но материалами или техникой, как для восстановительных работ, так и для очистки здания от мусора. Если отказали – не беда.

Обойдите все местные и не только местные фирмы и предприятия, которые, возможно, смогут вам чем-то помочь (деньгами, строительными материалами, рабочими руками). Точных рецептов правильных действий нет. У всех это бывает по-разному и получается не всегда сразу. Не унывайте, молитесь и действуйте — Господь поможет.

Седьмое. Необходимо выяснить, кому юридически принадлежит здание храма. В советское время сельские церкви национализировались и передавались во владение местных сельхоз-предприятий или колхозов. Возможно, что здание до сих пор находится на балансе местного сельского округа. Возможно, что юридически храм уже передан епархии.

Восьмое. До тех пор, пока при церкви не будет открыт приход, епархия не сможет участвовать в восстановлении храма. Епархии необходима уверенность в том, что желание восстановить храм не является секундным порывом, что людям на самом деле нужна эта церковь и что она не будет пустовать.

Для официального открытия прихода необходимо собрать инициативную группу минимум из двадцати человек. Группа может состоять не только из местных жителей, главное чтобы люди реально участвовали в жизни прихода. Имеется в виду отнюдь не материальный вклад, а именно участие в жизни храма, богослужениях и т.п.

Информацию о том, как правильно зарегистрировать приход, также можно получить у благочинного. Просите благочинного, чтобы дал вам священника, который будет ваш приход окормлять. Вероятнее всего вам дадут священника, который уже является настоятелем одного из ближайших храмов и окормляет его приход.

Возможно когда-нибудь в будущем у вас будет свой настоятель, не разрывающийся на несколько храмов. Но для начала и это хорошо. Официальная регистрация прихода решает еще один важный вопрос — для прихода может быть открыт банковский счет.

Такой счет полезно иметь для возможности получения благотворительных пожертвований от юридических лиц.

Девятое. Если храм является памятниками архитектуры, то проект его реставрации вы должны согласовывать в местном отделении охраны памятников Министерства культуры.

Этот проект должен быть выполнен в специализированных проектных институтах или мастерских с лицензией, дающей право на выполнение реставрационных проектных работ.

Все это представляет для многих большую трудность, поэтому сельские храмы восстанавливают чаще всего, не советуясь с Министерством культуры. Там вам скорее всего скажут, что без их разрешения вы не имеете права и камушка сдвинуть.

Но в то же время они понимают, что если храмом никто не займется, даже не соблюдая всех канонов реставрации, то он все равно погибнет, и погибнет быстрее. Но по возможности я бы все же рекомендовал хотя бы некоторыми правилами реставрации не пренебрегать.

Нужно быть готовым к тому, что процесс реставрации здания и возвращения его к нормальному виду, может растянуться на долгое время.

Но Господь все управит и поможет!

Источник: https://poisk-ru.ru/s45475t1.html

Как построить церковь

Есть во Владимирской области село Жерехово. Там сейчас усадьба, психоневрологический диспансер и сайт прихода http://www.zherehovo.ru/ Самая известная там церковь 17 века — архитектурный памятник.

Но есть там еще одна церковь , о котором почтенный иерей только упомянул » В селе есть также церковь Боголюбовской иконы Божией Матери (XIX в.)» А между тем история строительства этой церкви изумительна и словно возвращает нас к древним временам св.

Женевьевы, ищущей  извести . http://ortheos.livejournal.com/120453.html

Храм построил   … 19 летний  дьячок (пономарь) села Жерехово Тимофей Тимофеевский. Собственно в дьячки он попал после выхода из семинарии по недостатку средств его отца — тоже пономаря другого села.

Собственно, вопрос стоял так: или будет учиться он, или его брат Иван, и все склонялось к тому, чтобы оставить в училище именно Тимофея,но тот сам тайно, никому не сказав, написал прошение об отчислении.

Ректор училища мрачно пошутил: «тебе, говорит, какой аттестат давать — белый или черный?» На что Тимофей серьезно ответил: «ваше преподобие, вы же видите, что я и грязненький и черноволосый, так пусть хоть аттестат у меня белый будет».

Выйдя из училища, Тимофей женился на бедной сироте, в придачу к которой получил больную тещу и трех малолетних братьев и сестер. Которых на пономарские деньги всех потом вывел в люди. Но потом он заболел. «Со мною приключилась болезнь — не знаю, какая — так рассказывал сам Тимофей Петрович о строительстве храма.

— Болезнь была столь жестокая, что жизнь моя висела на волоске. Меня приобщили святых Тайн, пособоровали и уже готовили к смерти. А я между тем в сонном видении видел двух монахов, которые сказали мне: «У тебя нет иконы Божией Матери, называемой «Боголюбивая». Обещай иметь ее и ты подымешься от болезни.» Сказали и стали невидимы. Я сказал об этом своей жене и мы положили купить икону,  только бы мне оправиться от болезни. «

В считанные дни Тимофей действительно совершенно оправился и сходив с женой в Боголюбовский монастырь, приобрел икону Богородицы Боголюбовскую , которую и пожертвовал в церковь св.Сергия.

Священник с благодарностью принял св.икону и случайно посетовал, что нет у них на приходе теплой (т.е. отапливаемой ) церкви.

И в этот момент в душе Тимофея произошел такой переворот, что он решил построить церковь.

«Что ни делаю, а душа не оставляет меня. Как бы построить теплый храм на месте часовни? Но думаю — с чего начать? И решил — что лучше всего с приготовления кирпича.
Помолясь перед святой иконой в храме и не сказав никому ни одного слова, даже жене своей, я начал делать свои кирпичи с мыслью, что если не пригодятся в церкви, то пригодятся на дом.

Десять лет я делал кирпичи и сделал их тысяч до сорока. Спросив добрых людей, как надо обжигать, я сделал необходимый запас дров и обжег мои кирпичи. «Начало сделано. Слава Богу! — думая про себя. — теперь полцеркви готово. Нужно заготовить известки.

»  В Москве я продал за 120 рублев доморощенную лошаденку да пчел до 40 ульев и на эти деньги купил пудов 500 извести и изготовил местные иконы для иконостаса будущего храма.  Теперь весь народ узнал, что я затеваю. Судят всяк по своему. Один хвалит меня, другой бранит, третий смеется надо мной, кто вообще считает богачем.

Говорили, что я клад нашел, поживился чужим добром и за это Бог не потерпит мне. Но я свое дело молча делал. Случатся деньжонки — дохода ли церковного придется на мою долю, овсеца ли продам — куплю то досок, то бревен для храма. Таким образом исподволь, понемногу, не сгоряча, по цене самой умеренной, я все заготовил. Настало время приниматься за работу.

  Помолясь с особенным усердием Божией Матери, я написал Его Преосвященству прошение. » Епископ Владимирский посовещавшись с благочинным строительство храма разрешили. Был назначен день закладки храма 18 мая, но указ из консистории (епархиального управления по нонешнему)  вовремя не пришел. Собралось много народу, благочинный, даже жертвователи пришли, а закладывать храм нельзя — указу нет.

Тимофей думал, что указ давно у благочинного, благочинный думал, что указ пришел давно к Тимофею, и уже на собрании выяснилось, что думы были совершенно неосновательны. «Градом покатились из глаз моих слезы, и знать, услышал меня Бог и избавил душу мою от нужд неисповедимыми своими судьбами.

Один крестьянин начал ошибкою копать ров не там, где следовало и ступив как-то неосторожно в немного углубленное место, проворно вынул ногу из провала и увидел на дырявом своем лапте золотистый, значительной величины ключ.  Собравшиеся на закладку храма столпились и с любопытством смотрели на находку. Подошли и мы с о. благочинным.

Он сказал, что ключ не простой, а какой-то камергерский и толковал народу что-то мудрено, трудно понять. Держа в уме одну мысль — как бы найти благовидный предлог распустить народ, о. благочинный воспользовался находкой ключа и сказал: «Православные! честь вам делает то, что вы сюда собрались в таком множестве для присутствия при начатии с молением Господу Богу построения дома Божия.

Но не посетуйте, если я объявлю вам, что моление при начинании храма и самое начало работ непременно должно быть отложено. Вы сами видите, как найдена здесь, при копании стены для будущего храма вещь старинная. Мы не знаем цены этого ключа. Может-быть, это древность какая, указывающая на особенное значение самого места.

Нужно донести до сведения начальства об этой находке, прежде чем начать копать рвы, как бы нас не обвинили в уничтожении истинной или мнимой старины.» По сделанным изысканиям других древностей на месте храма не нашлось, поэтому ключ владимирская консистория прислала  обратно для хранения в церковной ризнице вместе с указом о строительстве храма.

Лишь только заложили храм, как из ниоткуда возникли работники. Один столяр взялся бесплатно сделать иконостас, многие мастера работали лишь за хлеб. За взрослыми потянулись и дети, которые таскали песок и кирпичи, да так споро, что каменщики  едва успевали их класть. «веселое, золотое было времечко для моего безделья» — с иронией говорил Тимофей.

Но прямо во время возведения стен известка кончилась. Совсем. Взять неоткуда. 50 пудов самой негодной дал какой-то благодетель. Потом в соседнем селе Картамазове опять смог задешево купить 75 пудов. Но ее хватило не надолго, а денег у Тимофея больше не было от слова «совсем».

«думал-думал безденежный пономарь, ничего не придумал — рассказывал Тимофей — и тут уже никуда не денешься — надо Богу молиться».  Как он молился — сего не сказывал. Вот только утром рабочие начали рыть новую яму под разводку извести, сняли слой земли — а там трехсаженная  (шестиметровая) яма , полная первоклассной извести. Но тут другая беда — закончился кирпич.

Опять бедный пономарь на молитву. Утром сам собой рухнул барский сарай.И Тимофей за бесценок покупает у него весь кирпич, который вмиг к его изумлению почистили и приготовили доброхоты из братии. А кроме кирпича бесплатно получает железную строительную фурнитуру. Скоро каменная постройка была закончена. Осталось рассчитаться с рабочими. Но чем? Денег у Тимофея ни копейки.

Корову и овец он давно продал, чтобы купить строительные материалы на храм. Просил рабочих подождать до осени, когда будут продажи хлеба и овса, но рабочие не хотели ждать  и дня. Тогда Тимофей берет в руки шапку и идет занимать у местного богача. Стал он просить денег на расплату с каменщиками — не дают. Просит всего на неделю — все равно не дают. Просит на четыре дня.  Не дают.

«Да где ты возьмешь за четыре дня?» «Не твое дело, Бог подаст». «А ну как не подаст?» — спрашивает богач. «Я тебе говорю — подаст».  В конце концов богач согласился подождать до воскресенья. Только стребовал расписку. В воскресенье ко всеобщему изумлению богач пришел в церковь, чего раньше за ним никто не замечал.

Читайте также:  Сложно ли быть христианином в современном мире?

Все изумлялись, и только Тимофей понял, что богач пришел не в церковь, а за деньгами. А у него их как не было, так и нет. Стоит в алтаре , как истукан, уже на запричастном вдруг раздается стук в окошко алтаря , и какая-то старушка шепчет:»Петрович, Петрович, тут тебе писулька!». Открывает Тимофей письмо — а там деньги. 15 рублей — больше, чем ему  нужно было отдать.

Не прочитав даже что за письмо, пономарь только три поклона положил перед престолом — и побежал отдавать деньги. Оказалось опять «случайное стечение обстоятельств». Еще во время копания рвов был найден старинный золотой крестик, который Тимофей не оставил себе, а отослал одному из жертвователей-купцу. Тот крестик принял, но потом внезапно решил прислать за него отдельную благодарность.

Которая попала совершенно случайно в совершенно нужное место и время. Начали крыть крышу. За полным неимением средств (деньги от проданных хлеба и овса все пошли на храм) Тимофей самолично после работ в поле в одиночку стал заготовлять доски  для лесов и решетника под кровлю. Самой кровли не было и не предвиделось. Как и материалов для нее. Пока совершенно неожиданно не пришел к нему неизвестный человек, принес деньги и сказал :»отдашь деньги — возьму. Не отдашь- не потребую. Знаю, что они пойдут на храм Божий.Грешно будет понуждать тебя». Тимофей поклонился неизвестному в ноги. Кровля была сделана и поставлен крест. И всю весну и лето дьячок-строитель самолично в одиночку понемногу, не торопясь, своими руками, разбирал леса, выбивал кружала из-под сводов, выносил мусор. Староста настилал полы, а бессребренник столяр делал зимние двойные рамы. Втроем и иконостас поставили.»

 ——————————————

Вот такая вот св.Женевьева почти  наших дней. Скорее всего и правда , что нам до простых христиан 19 века — как до Луны. P.S. Совсем забыл.

Тимофей был в этом селе не только пономарем, но учителем (за незначительную плату обучал крестьянских детей грамоте) , пчельником (причем пчел, ульи и советы раздавал совершенно безвозмездно) , местным гостеприимцем, к которому отправляли всех странников, безвозмездным врачем-травником, который в одиночку воевал с холерой 1872 года и без всякого страха входил в зараженные избы и остался невредим.

Потом его поставили диаконом в другое большое село , где первым делом записался в санитары и  стал строить школу. Строительству школы сильно противились местные … социалисты. И всячески вставляли ему палки в колеса по логике «чем хуже народу, тем быстрее пламя революции». Но ничего не преуспели. 60-летний  диакон тряхнул стариной и … опять стал самолично делать кирпичи для школы. Отца Тимофея не остановило даже воспаление легких. Он самолично заведывал стройкой, пока его не завалило обрушившимся при загадочных обстоятельствах сводом. Два часа пролежал он под камнями, прежде чем заметили происшедшее. В результате он стал калекой на всю жизнь. ХА! Не дождетесь. В результате обвала о.Тимофей был  полностью излечен от воспаления легких, мучившей его головной боли… и опухоли на ноге.

Вскоре умерла его жена и о.Тимофей, поплакав, сказал  «слава Богу за все, теперь и дом не нужен», разобрал свой собственный дом и материал употребил на строительство второго этажа школы, а сам-бобылем поместился в жалкой клетушке того же здания. Кончина его мне неизвестна, но ее обстоятельства лично у меня не вызывают никаких сомнений.

(Сия история взята с «Воскресного дня» 1906 года нумера 39,40, 41, 42, у всех есть , все могут прочитать и сами)

Источник: https://vladcity.livejournal.com/49497.html

Приход. Как устроена христианская община — Православный журнал «Фома»

«Я чувствую себя чужим в приходе. Богослужение заканчивается, люди расходятся, между собой общается только группа ”посвященных», остальные друг друга просто не знают» — такие жалобы можно услышать в среде православных христиан.

В чем дело? Неужели в приходы, как говорилось в табличке над домом Винни-Пуха, посторонним вход запрещен? Как все же влиться в приход и найти свое место в нем? Как найти «свой» храм и обязательно ли бежать из того, где вам делают замечания?
На девять распространенных вопросов о приходе отвечает настоятель храма во имя святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин.

1. Что такое приход и зачем нужно быть его частью?

Приход — это семья. В каком плане? В том плане, что именно семья подготавливает человека для большой жизни.

Так, мы живем с родителями, которые обязаны нас подготовить к каким-то свершениям, то есть дать путевку во взрослую жизнь, чтобы мы могли уверенно шагнуть в нее, ничего не боясь. И приход — он учит христианина жить в этом мире, ничего не боясь.

Он дает человеку те знания, к которым тот стремится, и ту радость, которая естественно происходит от единения с близкими людьми, помогает ему врачевать недуги и немощи своей души.

И тут не может быть никакого принуждения. Выбор всегда остается за человеком.

2. Как выбирать «свой» храм?

Мне кажется, здесь два пути: можно ходить и выбирать приход самому, а можно просто принять волевое решение — закрыв глаза, шагнуть в неизвестность, то есть прийти в какой-то храм и остаться там навсегда.

В приходской семье человеку должно быть удобно, комфортно. Одному нужно внимание, ему необходимо, чтобы вокруг него бегали, а другому, наоборот, нужна суровая рука; одному надо, чтобы под него подстраивались, другой умеет подстраиваться под внешние обстоятельства.

И каждый, исходя из этого, выбирает самостоятельно.

3. Как влиться в приход?

О приходах, которые бы отталкивали, отвергали новичка, я никогда не слышал. И не представляю такой ситуации, чтобы вы, допустим, подошли к настоятелю, сказали: «Я хочу помыть полы в храме безвозмездно!» — и вам не дали бы ни швабры, ни тряпки.

Вообще, с любыми вопросами лучше обращаться именно к настоятелю или старосте.

Чаще всего происходит так: человек начинает ходить на исповедь к какому-то одному священнику и через некоторое время сам начинает интересоваться у него, в чем можно поучаствовать, как влиться в какое-либо дело на этом приходе.

I. Закрытая в 1932 году, церковь Сошествия Святого Духа (поселок Первомайское, Москва) была возвращена Церкви лишь в 1991-м.

Сегодня, спустя 23 года, при храме широко развита социальная деятельность; многочисленная паства участвует в этнографических, фольклорных, исторических фестивалях, организует молодежные встречи и беседы.

(Внимание! Этот и все другие снимки с «портретами» приходов можно посмотреть в крупном размере. Кликните по фото левой кнопкой мыши). 

У митрополита Сурожского Антония в Лондоне было устроено так: есть прихожане, которые просто молятся на богослужении и больше ни в чем не участвуют, и это их выбор; есть те, кто готовы участвовать в разных мероприятиях, делах, нести ответственность за свой приход; и есть актив прихода, который всю эту работу координирует, на ком лежит уже юридическая ответственность за приход. Человек заполнял анкету, и если хотел участвовать в деятельности прихода, то оставлял свои координаты, писал, чем он может быть полезен, чем хотел бы заниматься. Естественно, были регулярные собрания, когда намечались планы, давался отчет о проделанной работе и т. д. Вот это — активный приход, живой!К нам в храм очень много людей приходят и предлагают свои услуги, свои умения. Например, пришла недавно женщина и сказала: «Я всю жизнь занималась с детьми в музыкальной школе, давайте я попробую сделать нечто подобное в вашей воскреске?»

В любом случае, пассивная позиция человека точно не приблизит его к активной приходской жизни.

4. Что можно делать на приходе?

На любом приходе есть социальное служение — переписка и помощь заключенным, сиротам, благотворительные базары для сбора денег тяжелобольным людям. Воскресная школа для детей, реже — для взрослых, кружки по изучению Священного Писания.

Приходская жизнь храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице (Санкт-Петербург), который был закрыт на 67 лет (с 1928 по 1995), активно возрождается.

Сейчас при нем располагается культурно-просветительский центр «Лествица»: дети ходят в воскресную школу, учатся хоровому пению, рукоделию, взрослые посещают курсы катехизации, слушают лекции детского психолога.

При храме открыты выставка «Неизвестная и неоконченная война», посвященная блокаде Ленинграда, и Музей новомучеников Санкт-Петербургской епархии.

Есть миссионерское служение — например, раздача Евангелий на Пасху. Есть просто задушевные встречи — чаепития с батюшкой, где можно задать любой вопрос, что-то предложить. Паломнические поездки всем приходом.

Наш приход, например, собирается не просто маленькой группкой в 10 человек — целый автобус набивается! Бывают культурные мероприятия — концерты, выступления, благотворительные ярмарки и тому подобное.

Дел очень много! Можно, к примеру, поучаствовать в украшении вертепа на Рождество, помочь в подготовке к Престольному празднику — это же не только уборка, готовка, а еще и создание праздничной атмосферы для других!

Подготовить с детьми стихотворение — тоже дело прихожан.

Сейчас приходы так разрастаются, что настоятелю невозможно контролировать все процессы, поэтому он делегирует полномочия — часть обязанностей, естественно, ложится на плечи прихожан.

Создание воскресной школы, организация каких-то походов, игр и тому подобное. И если приходу какое-то начинание не нужно, то настоятель будет биться, как рыба об лед, и ничего не получится.

Главное, чтобы люди не были равнодушными! А все остальное приложится.

5. Нет ли опасности замкнуться в приходской «тусовке»?

Такая опасность есть, но для того, чтобы избежать ее, настоятель или пастырь должен наблюдать за своими прихожанами, следить, чтобы ни у кого не возникало стремления сделать из прихода замкнутый кружок. Потому что цель прихода — не замкнутость, не изоляция от внешнего мира, а проповедь Христа.

Мы видим яркий пример этому в Евангелии, когда Господь выбирает двенадцать учеников, научает их, отправляет по двое на проповедь, и потом они несут учение Христово, приобретая новых последователей. Такая духовная пирамида получается.

И это правильная, здоровая ситуация:  приход должен быть открыт для любого человека, принимать любого приходящего. А священник, условно говоря, «женится» на приходе — он должен быть для всех доступен, для всех открыт.

Недаром перед Таинством рукоположения в священники будущий пастырь снимает свое обручальное кольцо и кладет его на престол в алтаре — в знак полного посвящения себя служению Богу и людям.

Начиная с мая, с наплывом дачников, приход Петропавловской церкви села Сомино (Ленинградская область) организует совместные мероприятия и праздники. Среди них – ежегодная Соминская Петровская ярмарка, на которой собираются тысячи человек.

Приход особо отмечает День рождения Петра I, который совпадает с Днем России.

У памятника императору совершается панихида, а затем на народном празднике «Царский день», поочередно исполняется два гимна России – современный и исторический «Боже, царя храни!».

Еще очень важно, чтобы человек, который вливается в приходскую жизнь, не отодвинул при этом на второй план свою семью, не оставил мужа или жену, детей. Это должен четко отслеживать настоятель, другие прихожане. Если так случается, это часто говорит о том, что человек мечется и не доводит ничего из начатого до конца. Скорей всего, он бросит и свой приход в итоге!

Вот тебе дарована семья, а ты не поверил в то, что это именно дар, что это от Бога. Поигрался, повозился, понял, что тяжеловато, понял, что надоело, нужны какие-то новые «адреналиновые» события в жизни, новые задачи.

Пошел на приход и думаешь: «Ну, это уже что-то настоящее, капитальное!» Но и здесь ты поиграешься, и, пройдет время, уйдешь. Я думаю, надо иначе рассуждать: тебе дана семья — значит, нет никакой причины, по которой ты мог бы предпочесть что-либо семье.

Да, ты можешь «набирать» себе какие-то занятия, но надо правильно расставить приоритеты и понять, что же главное.

6. Как могут семейные люди участвовать в жизни храма?

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был образован, поэтому многие участвуют в жизни детской воскресной школы. Мы привыкли возлагать вопросы образования наших детей на кого-то другого — то на детский садик, то на школу, то на бабушек-дедушек.

Ничего подобного не должно быть! Мама и папа должны участвовать активно и в воспитании, и в обучении. Ты родитель, значит, воскресная школа будет жить тогда, когда ты будешь принимать в ее жизни участие.

Когда родители будут заботиться о том, как и чем детей покормить после службы, перед занятиями, куда их свозить, как организовать тот или иной праздник, то будет живая жизнь. Никто, кроме нас самих, наших детей не воспитает, не научит!

7. Ходить в один приход, иметь духовника в другом — это нормально?

Я не вижу здесь никаких проблем. Духовное окормление — вещь очень своеобразная, поэтому каждый духовник вместе со своим духовным чадом должен сам такие моменты регламентировать. Если он видит какой-то вред от такой схемы, то он вполне может сказать: «Слушай, дорогой/дорогая, тебе это не полезно, поезди лучше сюда или походи в тот приход, а потом выбери какой-то один».

При домовом храме святой мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва) развернута многогранная деятельность. Прихожане опекают престарелых, помогают бездомным.

При храме работает группа катехизации, школа духовного пения, народный хор, студия иконописи; проводятся всевозможные выставки, концерты и встречи.

Например, два раза в год Татьянинский приход организует молодежные балы, на которых можно научиться танцевать вальс.

До революции человек всю жизнь ходил в тот храм, к которому был «прикреплен» по месту жительства. И очень часто первый священник, у которого исповедовался, оставался его духовником на всю жизнь. Это совершенно нормально и создает здоровую атмосферу на приходе. И священник до самой смерти руководил одним приходом, на нем возрастал.

Сегодня все больше храмов строится в жилых районах, в шаговой доступности, так что многие местные жители «привязываются» к близлежащим приходам. А дальше — дело настоятеля сделать так, чтобы этим людям было комфортно жить приходской жизнью, чтоб они никуда не уходили.

Читайте также:  Смерть, а что дальше?

8. Как относиться к упрекам, с которыми может столкнуться новичок в храме?

Как-то раз Великим постом я совершал вечером парастас — читал псалтирь, стоя посреди храма, и наблюдал за одним ребенком, который вышел между амвоном и панихидным столиком, чем-то своим занимался, сам с собой рассуждал, ходил и тому подобное.

Ко мне вдруг закрались, как мне показалось тогда, «благочестивые мысли»: этот ребенок отвлекает меня! А потом я вдруг понял, что это не он отвлекает — это я не могу сосредоточиться! Если я не умею молиться, то ищу причину, ищу того, кто мне в этом якобы мешает.

Поэтому я уверен, что если человек пришел молиться, он будет молиться в любом случае. Если ему скажут: «Отойди» — спокойно отойдет, потому что для него стоять на том или другом месте — не первостепенная задача: он пришел молиться.

Когда отвлекают дети, — да, иногда бывает трудно при этом сосредоточиться, трудно, но возможно! Думаю, что только в свой мир надо заглядывать.

Вместе с тем я противник всяких укоров в храме и всех своих прихожан предупредил, что наш приход — территория, свободная от упреков: кто бы ни пришел, когда бы ни пришел, в чем бы ни пришел, всех надо пустить, принять. Всех предупредил: если вдруг вас укорили, обидели, говорите напрямую мне. Это такой воспитательный момент.

Храм великомученика и целителя Пантелеимона в Удельной (Санкт-Петербург) был основан Александром III, принявшим решение о строительстве Дома призрения для душевнобольных и церкви при нем.

В 1929 году церковь была разорена, разрушена и закрыта вплоть до 1990 года.

Силами настоятеля протоиерея Алексия Масюка и его паствы удалось восстановить храм, а так же воссоздать памятник царю-основателю, разрушенный в 1936 году.

9. Человеку обязательно должно быть комфортно в его приходе?

Комфортно должно быть, но идеальных условий нигде не будет: обязательно надо будет чем-то пожертвовать.

Обязательно где-то что-то тебя будет не устраивать: время начала богослужений, длительность службы, «паровозики» из бабушек «Спаси-Господи», бегающие по всему храму дети или, по крайней мере, то, что до храма добираться 2 часа.

Обязательно будет какое-то неудобство! Но мы же просим у Бога терпения, Он и подает нам обстоятельства, в которых мы можем воспитать и терпение, и смирение.

Человеку, который не может найти свой приход, где всё без сучка и задоринки, я бы сказал так: мы из-за Иуды не оставили Церковь Христа, что ж будем из-за каких-то мелочей себе портить дело нашего спасения? Мне кажется, надо всё любить, всему радоваться! И когда человек научится всему радоваться, его и не будут раздражать ни дети, ни бабушки!

Иллюстрации предоставлены группой «Парсуна»

Творческое объединение «Парсуна» создает в рамках проекта «День седьмой» портреты приходских и монашеских общин в интерьерах их храмов.

После воскресной литургии участники проекта просят всех прихожан (их число доходит до 500 человек) повернуться лицом к камере, подробно снимают лица, иконы, фрески и прочие детали церковного интерьера, чтобы затем воссоздать образ их Воскресного дня.

Картины создаются в стиле средневековой иконографии, с использованием современных технологий цифровой живописи и воспроизведения изображений. За три года работы выставочная коллекция проекта составила 25 картин.

Авторы проекта: Константин Дьячков, Сергей Кожара, Александр Швец и

Владимир Павлов.

Источник: https://foma.ru/prihod-kak-ustroena-hristianskaya-obshhina.html

В чём смысл жизни? как найти своё предназначение?

Бог ведет каждого человека к тому, чтобы он стал думать и осознавать, как все происходит, к чему идет и как построить свою жизнь.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев), кандидат богословия, профессор, старший помощник ректора КДА по учебно-методической работе, обозначил ориентиры для тех, кто не потерял надежду обрести смысл жизни.

Как говорится: «Viam supervadet vadens» (лат.), что значит «Дорогу осилит идущий».

– Какова цель жизни православного христианина?

– В широком смысле слова – приблизиться к той форме благочестия и христианскому идеалу жизни, который в результате приводит к стяжанию Святого Духа, благодатному преображению, к обожению. Это общий смысл жизни для всех православных христиан.

Однако у  каждого христианина в контексте общего смысла есть свой индивидуальный смысл жизни. Например, у священника один смысл жизни, у деятеля культуры – другой, у ученого – третий.

Можно сказать, что каждый человек должен реализовать себя и свои таланты в мире как христианин. Ведь любой талант, данный нам Богом, можно использовать во благо: чтобы и ближнему служить, и себя развивать как личность, взращивать свой талант.

Личный смысл жизни находится в контексте общехристианском и связан со служением Церкви, людям и, конечно же, подразумевает следование путями Божиими.

– Что даёт Православие человеку?

– Связь с Богом, которую человек утратил в результате грехопадения. Религия стремится восстановить онтологический разрыв между Богом и людьми. В Священном Писании говорится, что все согрешили и лишены славы Божьей. Быть лишенными славы Божьей означает не иметь возможности богообщения. Православие восстанавливает эту возможность и дает силы для ее реализации. 

– Как подвигнуть человека к поиску смысла жизни?

– Сложный вопрос. Думаю, в большинстве случаев это – тайна. Людей можно разделить на несколько категорий. Одни начинают искать смысл жизни в юности, другие – в зрелом возрасте, некоторые пребывают в поиске всю жизнь.

Есть и те, кто вообще не задумывается над тем, для чего они появились на свет и что будет с ними после смерти, какие основы бытия. Им это не интересно. Бог ведет каждого человека к тому, чтобы он стал думать и осознавать, как все происходит, к чему идет и как построить свою жизнь.

В Священном Писании есть известная притча о блудном сыне. На каком-то этапе все мы блудные дети и все в разное время должны почувствовать, что нужно вернуться в Отчий Дом. Поиск Отца и поиск Дома, то есть поиск Бога и поиск Дома Божьего – Церкви,  – это призвание человека.

В притче есть фраза о блудном сыне, что «он пришел в себя», после чего решил идти к отцу. Слова «прийти в себя» – понять то, как ты жил – указывают на состояние блудного сына. Это очень важное состояние, которое должен испытать каждый, кто обращается к Господу.

Но, к сожалению, не всегда это происходит в юном возрасте, когда у нас много сил, и вообще случается это далеко не со всеми. Но мы, христиане, надеемся, что Бог призовет каждого, потому что Он всех создал для блага.

– Скажите, в чем, на Ваш взгляд, заключается особенность христианского образа жизни?

– Если мы обратимся к святоотеческой литературе, особенно первых веков, например, к писаниям апологетов, то увидим, что христианский образ жизни часто противопоставляется иному как образ нравственной чистоты.

Нам могут сразу возразить, мол, знаем мы вашу христианскую жизнь, и привести кучу примеров среди своих соседей или сослуживцев, которые ходят в церковь и далеки от христианских идеалов. Однако вопрос тут не в том, насколько грешен каждый христианин, а в идеалах, провозглашаемых нашей верой. Языческая религия не ратовала за нравственную чистоту.

Языческие боги развратничают, предают и т. п. Христианский идеал совершенно иной, он сформулирован в известной фразе: «Будьте святы, ибо Господь Бог ваш свят». А также в другом не менее значимом выражении: «Да будут в вас те же чувствования, что во Христе Иисусе».

Христианский идеал в результате победил, привлек многих людей именно потому, что всегда наряду не с самыми святыми христианами были реализующие высокий идеал, живущие согласно учению Христа, проще говоря – праведники. Благодаря этому в Римской империи произошло обращение людей к христианству.

Они поняли, что смысл жизни в ином, и что так, как они живут, далее жить нельзя. Об этом много сказано в сочинении «О граде Божьем» Блаженного Августина, где он очень часто противопоставляет нравственные представления язычников и христиан, их семейные взаимоотношения, отношение друг к другу и к религии. В этом плане христианство превосходило язычество по всем параметрам.

– Апостол Павел говорит: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». О каких чувствованиях идет речь?

– Это очень важный текст с точки зрения нравственного идеала. Часто люди задаются вопросом: кому они должны подражать? Мы можем подражать нашим родителям. Действительно, у них многому можно научиться. Можно подражать людям, которыми мы восторгаемся, учителям, опытным священнослужителям.

Есть подражание более глубокое – монашеской культуре. Во многих текстах говорится о монашестве как о равноангельном житии, т. е. о достижении такого образа жизни, когда можно уподобиться ангельскому бесстрастию, то есть полностью отдаться служению Богу. Это тоже своеобразное подражание.

Но в целом мы все должны подражать Господу Иисусу Христу, т. к. именно Он идеал для людей. Апостол Павел говорит: «Подражайте мне, как я подражаю Христу». Что имеется в виду? Хотя он и говорит: «Подражайте мне» –  т. к.

вы общались со мной, видели, как я живу, и вы делайте так, но понимайте, что это подражание не собственно апостолу Павлу как идеалу, но Павлу как доброму христианину, которым он стал благодаря Христу. Другими словами, этот текст тоже о подражании Христу. А в чем подражать Христу? Христос – нравственный идеал.

Во всем, что делаем, мы должны ориентироваться на Него.  Самое главное чувствование во Христе – это любовь. Он любит всех. Он воплотился ради любви. Ради любви к нам Он принял страдание.

Конечным моментом Его жизни является предательство учеников, унижение. Что испытывали бы люди в аналогичной ситуации? Ненависть, жажду мести. Но ничего подобного не чувствует Господь, наоборот – просит Отца простить их, так как они «не ведают, что творят». И все, что Он делает, ради любви.

Поэтому следует подражать чувствованию Иисуса Христа. Это любовь как совокупность совершенств. Христианский принцип отношений должен быть сведен не к командному духу, а к духу любви.

Человек любящий не мечтает владеть, он стремится всячески служить, ведь и «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих» (Мф. 20:28). 

Беседовала Наталья Горошкова

ПравЖизнь

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1195364

Как создается приход

Просмотров: 3279     Комментариев: 0

Протоиерей Алексий Земцов, благочинный Вольского округа, настоятель Свято-Троицкого собора, г. Вольск:

— Настоящий приход подобен живому организму, у него — своя жизнь, которая идет по своим законам. Главное, ради чего он создается,— это молитвенное общение и совместный труд.

Потому зарегистрировать «религиозную организацию» в министерстве юстиции и сказать, что организован еще один приход,— не совсем верно. Развитие прихода, его возрастание во многом зависит от духовенства, от личного примера настоятеля.

Особенно это значимо для сельских приходов, где людей не очень много и все друг с другом знакомы.

Мне бы хотелось вспомнить один небольшой, но очень дружный приход во имя великомученика Димитрия Солунского в селе Тепловка Новобурасского района. Прихожане собственноручно, без участия наемных рабочих перестроили бывшую церковную сторожку, превратив ее в маленький, но очень уютный храм.

 Их желание иметь церковь в селе было так велико, что они чуть ли не каждую неделю на протяжении всего времени строительства проходили по селу с кружкой для пожертвований. Реакция односельчан была неоднозначна: кто-то помогал, кто-то устранялся, но тем не менее церковь вскоре была готова к первому богослужению.

На первой Божественной литургии было видно, насколько совместная молитва и труд сплотили людей — стены храма стали для них родными, они стали единой семьей, в которой и радость, и горе переживают вместе, в трудную минуту готовы прийти на помощь не только ближним, но и дальним.

Елена Романова, регент храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира, г. Саратов:

— Приход создается любовью. В церковь мы идем для того, чтобы отбросить все свое мирское и начать испытывать чувство любви. Важно помнить, что другие приходят в храм ради этого же, и поэтому нужно входить в храм с улыбкой. Надо больше улыбаться, надо здороваться, и тогда постепенно все приложится: узнаем имена, начнем общаться.

Не каждому человеку легко спросить другого: «Как вас зовут?», но всегда ведь есть кто-то, кто посмелее, кто более открыт, кому легче начать общение. Кто чувствует, что может, тот и должен первым подходить, первым спрашивать.

На самом деле таких людей всегда достаточно, и они могут собрать вокруг себя других, согреть их своим теплом — чтоб стало легко и просто. Если видишь, что человек чего-то боится, зажат, напряжен — значит, надо просто подойти и начать с ним разговаривать.

А еще очень важно приветливо здороваться, если встретишь человека, знакомого по храму, на улице или где-то в другом месте. Тогда все будут как родные. Может быть, не сразу. Но постепенно, с улыбкой, с любовью — все получится.

Сергей Небалуев, доцент механико-математического факультета Саратовского государственного университета, староста прихода храма во имя Царственных страстотерпцев, г. Саратов:

— В созидании прихода есть как бы две составляющие: одна — надчеловеческая, иначе говоря, литургическая, а другая — человеческая, психологическая, практическая, так ее можно назвать.

Люди, которые молятся за одной Литургией, причащаются из одной Чаши, уже незримо объединены, осознают они это или нет. Но для того, чтобы они поняли это, почувствовали, узнали, наконец, друг друга — нужны общие, объединяющие дела.

Ведь людям действительно трудно познакомиться, если нет повода. Когда есть дело — будь то уборка храма, подготовка к празднику или помощь нуждающимся — обязательно сложится какая-то инициативная группа, и она будет втягивать других. Но центральная фигура в храме — это, конечно, настоятель.

Как правило, это единственный человек, который знает всех. Если он отзывчив и сердечен, он знает беды и нужды прихожан. Знает, кто, кому и чем может помочь. И еще одна важная фигура — женщина, которая трудится на свечном ящике, иначе говоря, в церковной лавке.

Она тоже, как правило, знает всех, и от ее отношения к людям зависит в храме очень многое.

Читайте также:  Всегда ли причина смерти совпадает со следствием? | memoriam.ru

Однако если бы над всем этим не было той самой надчеловеческой составляющей — приход превратился бы в клуб по интересам.

Следует помнить: Бог объединяет людей, а бес и грех разъединяют. Поэтому Церковь должна быть объединяющей силой. И это должно чувствоваться на каждом приходе.

Священник Александр Домовитов, настоятель храма во имя святителя Луки, исповедника Крымского, на территории 3-й Клинической больницы, г. Саратов:

— В создании настоящего прихода главное — не здание храма, хотя и его исключать нельзя. Главное — единение людей. Вспомним пословицу: «Церковь не в бревнах, а в ребрах». Зачем люди приходят в храм? Для самого главного — для общения со Христом. Вот это главное и должно объединять прихожан, укреплять приход.

Наш храм — новый, ему меньше года. Но приход назвать новообразованным нельзя: костяк его составляют жители близлежащих домов и люди, которые посещали раньше храм во имя преподобного Серафима Саровского.

Новые люди в храме появились, конечно же, но пока их не очень много: они только-только начали вникать в церковную жизнь. «Механизм» соединения с остальными прихожанами очень простой, он действует через свечной ящик.

В нашем храме есть Ирина Николаевна: она несет послушание за ящиком и помогает сориентироваться в пространстве храма всем впервые приходящим.

С большим удовольствием, например, она общается с молодыми африканцами — студентами СГМУ, которые тоже приходят к нам время от времени. А скрепляет людей вместе труд бок о бок. После службы наши прихожане сами убираются в храме, поскольку видят в этом свой долг.

Как возникает приход? По воле Божией. Господь Сам избирает тех людей, которые его составляют. Наш храм освящен в честь святителя Луки, и святитель тоже собирает людей в свой храм — именно тех, которые здесь нужны, которые любят святителя Луку, испытывают к нему уважение, почитают как святого, прибегают к нему за помощью, поддержкой.

Настоящий приход похож на большую семью. Пусть он состоит из очень разных людей, с разными характерами, но цель у всех одна — спасение, богообщение. Священник должен относиться к каждому человеку как к своему родному, как к тому, кого он, священник, обязан привести ко Христу, в каждом должен любить образ и подобие Божие. Смысл семьи тот же — детей привести к Богу.

Меня очень задевает слово «захожане» по отношению к людям, которые редко приходят в храм. На самом деле, человек всегда приходит в храм — к Богу. И мы не можем знать, что конкретно его привело, какая нужда или радость. Мы не можем знать, насколько осознанно человек действует. Но если он пришел — значит, это необходимо, значит, Сам Господь направил его стопы в Свой дом.

Откуда нам знать — может, этот момент станет переломным для человека? Один человек прошел уже большой путь, а другой учится делать первые шажки. Он, как маленький ребенок, многого не знает — нужно ему помочь, чтобы он стал христианином и прихожанином храма не по названию, а по духу.

И не один только священник призван ему помочь, а все, оказавшиеся рядом — чтоб человек вошел в приход как в семью.

Лидия Черенкова, прихожанка храма в честь Успения Божией Матери поселка Возрождение Хвалынского района:

— Приказным порядком приход создать нельзя — нужно, чтобы вместе собрались люди, которые тянутся к Богу. Души их, уставшие от суетной жизни, ищут покоя, который можно найти только в Церкви. А если храма нет? Ехать за 30 километров в церковь — это только если очень-очень нужно…

Я помню, как появился храм у нас в поселке. Приехали молодые люди, с ними священник, собрали народ, объявили: «Мы хотим открыть здесь православный храм». По-разному к этому отнеслись: кто-то скептически, кто-то — с радостью.

Однако нам думалось, что строительство, если и начнется — то не скоро: согласования всякие много времени отнимут… Но получилось все не то чтобы быстро, а — стремительно.

Через несколько дней, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в помещении бывшего детского сада, которое было бесхозным и требовало большого ремонта, уже состоялась первая служба. Служил настоящий священник — голос громкий, ясный. Ему помогала певчая.

Это было неземное блаженство! Получается, что для того, чтобы создать настоящий приход, нужно, во-первых, большое желание поработать Богу, а во-вторых, несколько единомышленников.

И вот, у нас появился храм. Мы, прихожане, видели, как старается, работает сам настоятель — отец Виталий Колпаченко, и не могли оставаться в стороне, старались помочь, чем могли — даже простой уборкой. Мыли, белили, сажали цветы — труд во благо общего дела очень сплачивает людей, роднит их.

Мы доверяли нашему батюшке, верили его словам, он для нас был авторитетом во всем — и это тоже много значило для укрепления прихода.

При этом он относился к нам со всей строгостью, приучал к церковной дисциплине, не любил пустословия в стенах храма, просил, чтобы не оскорбляли дом Божий болтовней, чтобы учились молитвенной сосредоточенности. У нашего священника было очень много обязанностей, однако никто не уходил из храма неутешенным.

К отцу Виталию шли призывники перед отправкой в армию, жених с невестой перед свадьбой — всем надо было с ним поговорить. Если люди получают ответы на свои вопросы в храме, значит, приходу быть, он будет расти.

Семья настоятеля стала для многих примером нравственной и разумной жизни. Мы не могли не бывать в храме почти каждый день — ведь батюшка с матушкой и детьми здесь, как же нас не будет?..

Настоящий приход — это дружная семья. Настоящий приход — это когда хочется снова и снова приходить на службу, когда все одинаковы перед Богом, когда цель едина — помолиться о своем спасении.

Пенка (Параскева) Широкова, прихожанка храма во имя святителя Николая Чудотворца, г. Амстердам:

— Наш приход образовался около 35 лет назад с того, что несколько русских и голландских семейств сняли помещение для служения Литургии.

Постепенно число прихожан увеличилось, тогда сняли помещение побольше, а потом купили дом, где собиралось около 250 человек. Несколько лет назад и эта церковь стала нам мала.

Чудом удалось обменять ее на большую,  с пристройкой от бывшего монастыря. Сейчас там собирается до 500 человек.

Среди прихожан есть те, кто постоянно проживает в Голландии, и те, кто приехал сюда на время. Наш приход — как семья. Здесь знакомятся, помогают друг другу, крестятся, венчаются, завершают свой жизненный путь.

Русские приходы за границей сплоченные, и это неслучайно.

Вдали от Родины люди стремятся в русскоговорящую церковь, к своим соотечественникам, к общению, потому что православный приход за границей — это частичка православной России.

Дети прихожан прислуживают священникам во время Литургии. На приходе детей очень много: в Голландии большинство семей — многодетные, и русские семьи стараются не отставать. Поэтому на нашем приходе очень весело.

Игумен Тарасий (Владимиров), настоятель храмов в честь Сретения Господня и Рождества Христова, г. Саратов:

— Приход — это не только собрание верующих вокруг литургической Чаши, но и общая жизнь, согласная со строками Евангелия. Люди чувствуют свою нужность и востребованность и от всей души участвуют в жизни прихода, точнее, живут его жизнью.

Приход возникает не на пустом месте. Сретенский храм строился там, где исторически храма никогда не было. Люди, увидев, что на освященном под храм месте начинаются работы, не оставались равнодушными и предлагали посильную помощь. Именно они и стали первыми прихожанами Сретенского храма, а впоследствии и основой общины.

Труды по строительству и благоустройству храма сблизили священников и прихожан. Они все больше и больше узнавали друг о друге. Таким образом и стала образовываться наша христианская семья. Немаловажной оказалась и возможность почти домашнего общения за трапезой после богослужения, когда люди могут задать священнику любой насущный вопрос.

Сегодня, когда в Сретенском храме уже совершаются богослужения, люди с еще большим энтузиазмом, видя наши труды и старания, предлагают свою помощь. При храме действует воскресная школа, которая объединяет детей и взрослых, позволяет не только изучить основы православной веры, но и развить творческие способности.

Прихожане участвуют в праздничных мероприятиях, посвященных различным событиям церковного года.

В храме в честь Рождества Христова у прихожан и священников также есть возможность общаться в свободное от богослужений и работы время. При храме действуют различные кружки и мастерские для взрослых и детей.

Взрослые прихожане всегда с удовольствием откликаются на нужды детей из приюта, ожогового центра, психиатрической больницы, интерната, дома престарелых. Священники нашего храма вместе с прихожанами проводят встречи и беседы с ветеранами войны и пожилыми людьми, которым порой просто нужно внимание и доброе слово.

По словам апостола, вера без дел мертва (Иак. 2, 20), и слава Богу, что эти слова находят отклик в сердцах наших прихожан.

Марина Матасова, офисный работник, прихожанка храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира, г. Саратов:

— Становление и развитие прихода я сравнила бы с развитием ребенка. Независимо от наших действий ребенок в определенное время учится сидеть, встает на ножки, потом идет, наконец, бежит. То же происходит и с сообществом людей, приходящих в один и тот же храм и молящихся вместе.

Люди объединяются, они начинают действовать вместе, скоординированно, и это тоже совершенно естественный путь. А что может его тормозить, создавать ему препятствия? То же, что создает препятствия развитию ребенка: либо неправильное поведение окружающих его взрослых, либо какая-то болезнь, патология.

Причина того, что человек не хочет, не может объединиться с другими — это его собственная болезнь. Может быть, эгоцентризм, самолюбие, обидчивость, а может быть, просто замкнутость, скованность, напряженность.

Если человек входит в храм с открытым сердцем, с искренним желанием полюбить людей, которых он здесь встретит, у него не будет больших проблем, сама храмовая жизнь подскажет, куда идти, чем заняться, как войти в нее.

Кроме того, для нас очень важно видеть, как живут и трудятся наши священники. Людям, далеким от Церкви, часто кажется, что у них — «непыльная работа».

Но человек, который ходит в храм постоянно, видит истинную картину этого служения — очень тяжелого и очень ответственного.

Когда умирал мой дядя, я подбежала к нашему батюшке сразу после службы, он был очень занят в тот день, у него были совершенно другие планы, но, услышав мой рассказ, он сразу отложил все и поехал к умирающему. Как я после этого откажусь помочь — ему, храму, приходу?

Протоиерей Валерий Генсицкий, настоятель храма во имя святого апостола Андрея Первозванного, г. Маркс:

— Приход — это семья. И рождается как семья. Я вспоминаю свой первый приход в Новоузенске — покойный владыка Пимен в 1989 году благословил меня туда.

Было очень трудно, потому что начинать приходилось с нуля: храм в Новоузенске разрушили в 1935-м, верующие старшего поколения — те, которые хранили традицию, ездили по великим праздникам в Саратов — уходили один за другим в мир иной. Владыка Пимен выделил нам какую-то сумму, мы купили дом, начали создавать приход.

Но сплоченной, крепкой семьи никак не получалось, и я очень болезненно это переживал — то, что люди не знают, не понимают, как важно для христиан быть вместе. Только спустя время я понял, что людей нельзя в этом винить. Они ведь выросли без Церкви.

Со временем нам власть передала бывшую районную библиотеку в центре города — мы стали ремонтировать это здание. И это сыграло огромную роль! Мы работали все вместе — и бабушки, и молодежь, каждый видел свой вклад. И это сплотило.

Все, что делается в храме, должно делаться совместно. Священник — если речь о глубинке — должен жить там, где служит. Тогда приход действительно будет семьей, а он — отцом.

Если священник приезжает в село по воскресеньям и после службы спешит домой — крепкой общины не будет.

Потом я служил в Шиханах — маленький приходик, но замечательный. А теперь в Марксе… Не знаю почему, но не складывается. Не получается. Все вроде бы хорошо — храм обустраивается, купола новые ставим, колокола, Владыка нас хвалит… А вот общины, которая радела бы о приходе, нет.

Самое печальное — не вижу среди прихожан людей, которые этого бы хотели. Не знаю, может быть, я в чем-то виноват, что-то неправильно делаю?.. Но в других приходах, где я служил — а я ведь уже двадцать пять лет служу — не было проблемой собрать людей на уборку храма, например,— стоило только позвать.

А здесь… приходят двое-трое. Спрашиваю: «Любите свой храм?».— «Любим!» — «А кто приходил на уборку?» Четверо из ста пятидесяти. Да, в конечном итоге мы какой-то выход, каких-то людей найдем, и все сделаем, и все будет в порядке. Но вот этой радости — совместного труда, участия в жизни храма — не хватает.

И я вам скажу честно, меня это очень угнетает.

Журнал «Православие и современность» № 15 (31)

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_10230

Ссылка на основную публикацию